Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену)




НазваниеВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену)
страница1/16
Дата публикации21.07.2013
Размер2.17 Mb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
Примерные вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки»
I. История науки: реферат (допуск к экзамену).
II. Общие проблемы философии науки:


  1. Предмет и основные концепции современной философии науки.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический) и социокультурный феномен; специаль­ная философская дисциплина, предметом которой является наука.

Термин «философия науки» (Wissenschaftstheorie) впервые по­явился в работе Е. Дюринга «Логика и философия науки» (Лейпциг, 1878). Намерение Дюринга построить философию науки как «не только преобразование, но и существенное рас­ширение сферы логики» не было им реализовано, однако дан­ная терминологическая новация оказалась весьма своевремен­ной.

Проблематика философии науки (структура и развитие науч­ного знания) восходит к Платону и Аристотелю. С форми­рованием науки Нового времени философия науки в един­стве с теорией познания становится важнейшей областью фи­лософского исследования в работах Ф. Бэкона, Декарта, Лей­бница, д'Аламбера, Дидро, Канта, Фихте, Гегеля, позже – Б. Больцано, который еще ограничивается термином «науко-учение» (Wissenscgaftslehre). Состояние и значение современной философии науки определяется местом науки в обще­стве, в мировоззрении, а также набором ее внутренних, исто­рически сформированных понятий и проблем.

В качестве особого направления философия науки формиру­ется в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсе­ра, Дж. Гершеля. Ее возникновение знаменовало собой от­четливую постановку нормативно-критической задачи – при­вести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Предпосылками вы­движения этой задачи на первый план явился резкий рост со­циальной значимости научного труда, профессионализация научной деятельности, становление ее дисциплинарной структуры в 19 в. На первом этапе развития философии на­уки в фокусе ее внимания оказалась гл. о. проблематика, свя­занная с исследованием психологических и индуктивно-ло­гических процедур эмпирического познания. Содержание вто­рого этапа эволюции философии науки (1900–20) определя­лось в основном осмыслением революционных процессов, происходивших в основаниях науки на рубеже 19–20 вв. Цен­тральными фигурами данного этапа стали как философы, так и выдающиеся ученые (Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, П. Дюэм, Э. Кассирер, А. Эйнштейн и др.). Это предопреде­лило то обстоятельство, что главным предметом анализа ста­ли содержательные основоположения науки (прежде всего те­ории относительности и квантовой механики). Следующий пе­риод (1920–40) можно обозначить как аналитический. Он во многом воодушевлялся идеями раннего Л. Витгенштейна и определялся программой анализа языка науки, разработан­ной классическим неопозитивизмом (Венский кружок и Бер­линская группа – М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Рейхенбах и др.).

Методология (МЛГ) науки.

^ Предметом МЛГ является методология получения научного знания и научной деятельности.
Т.о. МЛГ науки выполняет 2 функции: 1) Она выявляет смысл научной деятельности, т.е рассматривает науку с т. зр. практики, общества, культуры, человека. 2) Решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения.

Сегодня в МЛГ можно различить две основные ори­ентации: 1) критико-аналитическую и 2) проектно-конструктивную. Реализуя первую ориентацию, методолог выступает как, исследователь мышления (деятельности) в той или иной дис­циплине. При этом он должен осуществить рефлексию особого рода – критическую и исследовательскую. Реализуя проектно-конструктивную ориентацию, методолог помогает спе­циалисту перестраивать и развивать свой предмет. Важным ре­зультатом критической деятельности методолога является «распредмечивание» понятий и других дисциплинарных пред­ставлений. В рамках проектно-конструктивной ориентации осуществляется обратная процедура – «опредмечивание», т. е. построение новых понятий и идеальных объектов. Так как методолог ориентирован на построение нового пред­мета (дисциплины), он аргументирует необходимость постро­ения новых понятий, выявляет нужные для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию действий, иногда со­здает первые фрагменты нового предмета. Чтобы перейти от существующего состояния деятельности к новому ее состоя­нию, методолог вынужден рефлексировать и «преодолевать» предметную точку зрения и способы мышления. Он показывает, на чем они основываются, где их границы, какая позна­вательная установка их обусловила. И рефлексия, и другие формы методологической работы стро­ятся сегодня с сознательным использованием научных и про­ектных представлений и методов. Это означает, что методо­логическая работа реализует себя, с одной стороны, как особого рода исследование, с другой – как род интеллектуаль­ного проектирования. Именно развитие научной и проектной ориентации в МЛГ привело к формированию так на­зываемой «общей методологии» в отличие от «частной мето­дологии». Общая методология разрабатывает основные прин­ципы и средства методологической работы (подходы, понятия, схемы). При этом используются как опыт частных МЛГ, так и знания о мышлении и деятельности. Задача частной МЛГ – методологическое обеспечение кон­кретных видов деятельности в определенных науках, дисцип­линах, различных практиках. В сфере общей МЛГ ме­тодолог изучает и конституирует «законы» мышления и дея­тельности как таковые, при этом он рассматривает мышле­ние и деятельность как особые квазиестественные процессы.

Классификация научных методов:

1) Теоретические и эмпирические.

К эмпирическим относятся методы: наблюдения, измерения, описания, эксперимент.

К теоретическим относятся методы: формализации (построение модели), аксиолизации, гипотетико-дедуктивный (выстраивание гипотез, связывание теорий).

2) а) Всеобщие: анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация, математические методы.

б) Общенаучные (из общих МЛГ; представляют собой своеобразную промежуточную методологию между философией и фун­даментальными теоретико-методологическими положениями специаль­ных наук).

в) Конкретнонаучные (из частных МЛГ).

Выделять концепции совр фил н можно двумя способами.

Исходить из установки, согласно кот фил н совпадет с общефилософскими направлениями в исследовании н. Тогда основными концепциями фил н будут выступать позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

Анализировать, как решаются три тесно связанные проблемы — научности, рациональности, истинности, концентрирующиеся вокруг главного вопроса «что значит знать?»

Расс 1: Поз-м – наиболее широко распространенное течение зап фил 2 пол 19-20 в, утверждающее, что источником подлинного, положительного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) н и их синтетические объединения, а фи, как особая н не может претендовать на сам-ое исследование реальности. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных, умозрительных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку.

Философия Огюста Конта (1798-1857) (основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIX века), Милля, Спенсера – 1 историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон.

По этому закону выделяют три стадии развития человечества:

1. теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума.

2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему.

3. позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние.

Недостатки: характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов.

Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии.

^ Неопозит концепции ф н. Учения о ф н выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к 3 этапу фил позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области ф н таковы: н нуждается в очищении своего языка. Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в н верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность.

К.Поппер в ходе исследования сущности н, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания н, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д. Н не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Н знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. ПР, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых.

Постпозитивистская ф н XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в кот прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике н. Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие позитивистским взглядам на н. В н нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Н прогресс лучше понимать как н эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Н всегда социокультурно обусловлена. Чтобы понять н, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины н достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки.

Современная ф н выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место нв совр циви-и в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым ф н выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания.

^ 3. Наука (с лат - знание) как часть культуры. Отношения науки с искусством, религией и философией. Наука в совр.мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

А. Энштейн: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить, что есть» Наука – знание об окружающем мире (или часть его). Ее задача – дать истинное отражение исследуемых процессов, объективную картину того, что есть. Культурно-мировоззренческая функция древняя социальная функция науки. Элементы научного мировоззрения впервые формируются в античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рациональных взглядов на мир. С появлением опытного естествознания наука становится важнейшим компонентом мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде всего через научную картину мира.

^ Средние века: теология - верховная инстанция, наука решает частные проблемы земного порядка.

Возрождение: борьба между наукой и богословием (теологией). И только в середине XVI в. переворот в миропонимании позволил науке оспорить у теологии право монопольно определять формирование мировоззрения (Николай Коперник способствовал). Пришлось согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному миропониманию. Т.О. только в период Возрождения наука начала принимать участие в становлении мировоззрения. Это давалось с трудом из-за сопротивления церковной власти. Гонения на науку. Псле Ньютона, с развитием опытного естест-ия наука стала задавать тон в формировании миров-х установок. Постепенно предлагаемые наукой ответы на важнейшие мир-е вопросы стали обязательными элементами обр-.

В результате осуществления культурно-мировоззренческой функции научного представления превратились в часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.

Наука и искусство (искусство – на чувствах, а наука – объектирована). Искусство – это мышление в образах. Художественное познание требует специальных видов искусства – музыки поэзии…Необходимы особые мастера своего дела – художники, искусствоведы… Необходимы средства реализации – с одной стороны: актеры, музыканты, с другой стороны: краски, холсты, кисти…И тд. Науку и искусство объединяет то, что они, являясь частью духовной культуры, формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным.

Гумм. Науки: ПР: ни одно социологическое исследование не дает такого почти физически ощутимого представления о быте Замоскворечья, как пьесы А. Н. Островского. Естест. Наука: ПР: пифагорейцы считали музыку и математику средствами очищения души от греховной связи. В основе музыкальной гармонии лежат открытие пифагорейцами правильные числовые отношения, определяющие музыкальные интервалы. Л. Давинчи возводил искусство в ранг особой науки.

Последний штурм – попытка измерить «алгеброй гармонию» после введения шенноном количественной меры информации. Сказали, что гениальные произведения обладают огромным информационным содержанием.

Великие произведения науки и искусства освещены вдохновение (что это не знает никто) автора. Хотя и те и другие должны выполнять и рутинную работу. И научные произведения и произведения искусства несут на себе отпечаток авторского стиля. Отличие: все передовое в науке через 20-30 лет станет устарелым, как исторический факт. Совершенное произведение искусства всегда остается вершиной, неповторимым событием (нельзя сказать какое из гениальных произведений гениальнее).

^ Наука и религия. Религия – сложное социальное явление. Не составляет труда описать конкретную религию, сложнее понять религию (почему человек признает существование мира «иного»). Чем вера отличается от знания?

Знание - это то, что тверда установлено, обосновано экспериментально. Точное знание человек научился получать совсем недавно. Большая часть наших представлений вероятны, то есть, основаны на той или иной степени уверенности. Сама наша жизнь вероятный процесс (прошлое, будущее).

Если рассматривать знание и веру в контексте человеческой деятельности, то можно сказать, что существуют виды деятельности, которые основываются на точном знании о том, чего мы хотим достичь и как это сделать (сфера производства: самолет). Но есть действия и виды деятельности, в которых точный расчет невозможен, поскольку не точного знания об «объекте» (общество и сам человек). Важнейшая характеристика человека - свобода, выбираем цели, и тд. Но будущее всегда неопределенно, часто не совпадает желание с реальностью. Вера – особое внутреннее состояние и действие человека в условиях неопределенности, предполагающее наличие цели, которую человек активно желает и делает все необходимое для ее реализации. Множество действий человек совершает на основе веры и надежды. Религиозная вера, как правило, иррациональна (от абсурдной до примирительной). Религия авторитарна, требует подчинения. Отношения науки и религии, конечно, не сводятся взаимному конфликту. Многие ученые были верующими, что не мешало им делать выдающиеся открытия. Все чаще ученые говорят о существование другого, информационного гораздо более емкого мира – Мира высшей реальности, тенью которого (в платоновском смысле) и является наша Вселенная. Человек существо творческое, а значит – свободное. В его жизни всегда будут вера, надежда и любовь, а значит и религия, философия и искусство.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconВопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки»
Проблема познаваемости сущности мира и его явлений в истории философии (скептицизм, агностицизм)

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconКурс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)
История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconВопросы к экзамену по курсу «История»
Вопросы к экзамену по курсу «История» для студентов 1-ого курса факультета ин языков

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconУчебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по...
«Основы философии науки», список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских...

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconВопросы к экзамену «История Отечества/России»
Понятие история, исторические источники, основные периоды отечественной истории, методы, принципы и функции исторической науки

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История и философия науки» для...

Вопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История науки: реферат (допуск к экзамену) iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу “философия и история науки”...
Для подготовки программы курса были использованы также материалы по истории науки и философским проблемам ее отдельных отраслей....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов