Лекция 10 Познание и мышление




Скачать 237.52 Kb.
НазваниеЛекция 10 Познание и мышление
Дата публикации27.06.2013
Размер237.52 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
Лекция 10 Познание и мышление


  1. Значение мышления в познании

  2. Философские концепции истины и лжи.

  3. Проблема практики в познании.

  4. Логика – наука о мышлении

  5. Мышление и язык. Язык формальной логики

  6. Законы мышления (логики)


1. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. В процессе познания человек выстраивает чувственную картину мира на основании ощущений, восприятий и представлений. Но в этой картине непосредственно наблюдаемой действительности практически не разделены взаимодействия различных предметов, событий, явлений и т.д., их причин и следствий. Такие знания – опосредованные, выводные - невозможно с помощью одного лишь чувственного познания, поэтому необходим переход от ощущений и восприятий к логико-рациональному познанию - мышлению. В результате которого удается установить взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

В процессе мышления человек выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. То есть получает знание о предметах и свойствах, которые невозможно увидеть (почувствовать), а можно только мыслить. В процессе мышления такие знания получаются косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем. Это происходит благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению. В познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью, она выражается в словах, в устной и письменной речи.

Познавательный процесс традиционно описывают как процесс внутренний, процесс мышления, протекающий во внутреннем плане. Однако необходимо различать логическое и психологическое содержание, то есть логическую и психологическую сторон этого процесса.

Сложность такого различения заключается в том, что если логические процессы происходят «в голове» человека, то, конечно, они происходят не иначе, как на основании законов работы человеческого мозга. Но выводимы ли логические процессы, которые мы наблюдаем, из свойств мозга?

Логические отношения, существующие в мыслительном процессе, являются выражением/отражением, некоторых связей, которые мы воспроизводим. И эти законы существуют как самостоятельно выделенные, отражая объективные связи и способы оперирования ими. Но человек не рождается с логическим мышлением, а усваивает логику путем обобщения в опыте познания, в опыте общения с другими людьми. Он усваивает человеческие нормы.

НО:

Мышление можно констатировать у детей дошкольного и раннего школьного возраста, и оно отличается от логического мышления взрослого человека.

Патология мышления - это постоянное нарушение логического мышления. Патологическое мышление выходит за рамки логического мышления.

С помощью логики невозможно описать и процессы творческого мышления (продуктивного мышления).

Таким образом, помимо логической стороны мышления существует и психологическая сторона мышления.

Предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего, логически расчлененного и осознанного мышления заключены в слове, в формировании мысли. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке — устной или даже письменной. Поэтому всегда существует возможность в случае необходимости снова вернуться к этой мысли, еще глубже ее продумать, проверить и в ходе рассуждения соотнести с другими мыслями. Формулирование мыслей в речевом процессе является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.

Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в материальной, словесной оболочке.
^

2. Познание и истина

Результатом процесса познания является знание, однако необходимым, значимым знанием, знанием, которое можно использовать и на основе которого делать выводы является истинное знание.

Истиной называют адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение объекта таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

^

Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность.

Истина – это абстрактная категория, понятие, используемое, в философии, религии и научном познании.


В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью.

В логике критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических систем и абсолютное отсутствие в них противоречий.

В науке категория истины обладает двойственной характеристикой: она является как целью научного познания, так и самостоятельной ценностью, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной реальностью.

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.

Наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем. Истина понимается как адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности, то есть истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

С конца XIX — середины XX вв. в философии усиливается иррационалистический подход к пониманию истины. Фридрих Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей. Жан-Поль Сартр полагал, что сущность истины есть свобода; в экзистенциализме сложилось противопоставление объективной истины и представлении о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

С середины XX в. в западной философии истина понимается как особый идеальный объект (Ж Маритен, Н Гартман и другие), что связано с пониманием бытия как трансцендентного, сверхчувственного и рационально до конца не постижимого феномена.

Все теории можно разделить на

дающие реальное определение истине (истина понимается как явление)

устанавливающие правила употребления слова «истина» (истина как понятие)

Теории истины:

^ Классическая теория:

- Корреспондентская концепция: истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Ариститель, Гегель и др.) способы установления соответствия мысли и действительности:

- Авторитарная концепция: истина — это убеждение и/или доверие авторитету (в средневековой философии и теологии)

- Теория истины как очевидности: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф.Брентано, Э. Гуссерль)

- Теория истины как опытной подтверждаемости (Дж. Локк, М. Шлик)

- Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, использующей данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории ( А. Тарский)

^ Неклассические теории:

- Конвенциональная концепция: истина как результат соглашения (А.Пуанкаре, Т.Кун)

- Когерентная теория (теория согласованности): истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Р.Авенариус, Э.Мах)

- Прагматическая теория: истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.Пирс))

Теории истины (концепции истины), устанавливающие правила употребления термина «истина» при разворачивании исследований:

- Дефляционная теория (концепция избыточности (redundancy)): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: если делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит и др.)

- Перформативная теория: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П.Ф.Стросон)

Истина одна, едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные истины.

^ Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание, не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины по сути являются гносеологическим идеалом. Абсолютная истина представляет собой только регулятивную идею, т. е. некий идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и реально удостовериться в котором невозможно. В действительном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят "вечные" или "окончательные" истины, истины факта. Подобные истины, заметим, не играют существенной роли в науке, так как практически лишены содержания.

     Понятие "относительная истина" служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени, в частности от точности или совершенства средств наблюдения и эксперимента.
     Абсолютная и относительная истины - истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Истина объективна, то есть соответствует ОБЪЕКТУ познания, и потому не следует путать относительность истины (которая объективна, а не произвольна) с субъективизмом личного мнения.

Истина всегда конкретна. Абстрактной истина не бывает. У нее определенное предметное поле и столь же определенная область применимости. Даже такое, например, конкретное утверждение, как "вода кипит при 100 градусах С" жестко завязано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), "нормальную" высоту над уровнем моря, обычную воду и т.д. Высоко в горах, или в глубокой долине это наше в целом верное утверждение придется уточнять.

Конкретная истина не терпит общих схем, вообще-правильных формулировок. Важно учитывать социально-культурный контекст, конкретно-историческую ситуацию разработки и использования знаний.

     Не все стороны нашей жизни поддаются оценке с точки зрения истинности или ложности, в частности эстетическое, отчасти – религиозное познание сложно оценивать относительно истины. Нельзя найти, открыть или установить истину в побудительных предложениях - ее надо просто выполнить.
^

Критерии истины:


- публичное или всеобщее признание часто используется как критерий истины, НО если какую-то информацию разделяет большинство, то это не значит, что на его стороне истина (существуют предрассудки)

- полезность, плоды и последствия применения. Эта точка зрения известна как прагматизм. Один из основателей прагматизма, американский философ Уильям Джеймс считал, что истинность суждения "Бог существует" не зависит от реальности существования Бога и обусловлена исключительно тем, что убежденность в его существовании благотворна для человеческой жизни. Прагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме: истинно лично для меня, в моей жизненной перспективе. Но это очень сомнительно - отождествлять полезность с истинностью, так как полезна иногда и ложь (ложь во спасение). Таким образом, не все то истинно, что полезно.

- когеренция, т. е. самосогласованность, знания. Но если к уже существующей, наличной системе знания непротиворечивым образом присоединяется новое знание, то это еще не указание на то, что оно истинно.

- логический критерий

- ранее открытые фундаментальные законы

- практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Это также не абсолютный критерий, так как практика носит всегда конкретно-исторический характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. практика может быть искаженной, социально-превращенной. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей нет.
^

3. Роль практики в познавательном процессе.

познание - это социально-опосредованное отношение человека к миру. Особое место в социальном опосредовании познания занимает практика как материально-предметная деятельность по преобразованию действительности. При этом познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой.

Они различны уже потому, что познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую.

^

Основные виды практики:

- материально-производственная, трудовая деятельность,

- социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества,

^

- научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

Связь познания и практики взаимная: практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов.


4. Логика – наука о мышлении
В процессе познания можно выделить две ступени – чувственную и рациональную. Основными особенностями рационального познания является его обобщенность, абстрактность, активный и целенаправленный характер. Способностью мыслить рационально и правильно выстраивать свои мысли обладают фактически все люди, вне зависимости от того, изучали ли они логику или нет, поскольку в процессе социализации человек усваивает определенные мыслительные конструкты и учится мыслить, овладевая естественной логикой.

Термин «логика» происходит от древнегреческого Logos, что понималось как мысль, слово, речь, разум, закономерность. Уже из этого мы можем предположить, что логика изучает мысль и мышление, разум человека.

Но мышление человека изучают также

философия (прежде всего, проблему отношения мышления к предметам и явлениям объективного мира),

психология (которая рассматривает специфические закономерности и механизмы психической жизни человека, психология - (от др.гр. ψυχή — душа; λόγος — слово) — область научного знания, которая исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных),

языкознание (концентрируя внимание на сущности слова и знака как инструментов мыслительного процесса человека),

физиология высшей нервной деятельности (изучая физиологические процессы, сопровождающие мыслительную деятельность).

В чем же специфика логики как науки? Логика, как и вышеперечисленные науки, изучает мышление, однако в определенном аспекте – одна рассматривает мышление как средство, как метод познания действительности. Она учит, как правильно построить стройное рассуждение и прийти к истинным выводам в отношении предмета анализа. И потому соблюдение требований логики является непременным условием последовательного, непротиворечивого и обоснованного мышления.

Под мышлением понимают поток мыслей, протекающий непрерывно во время нахождения человека в бодрствующем состоянии. В зависимости от психического состояния человека поток мыслей имеет различный характер. Когда мы находимся в расслабленном состоянии, то мысли текут произвольно, не имея существенных связей между собой, всплывают из памяти по ассоциации. Такой способ мышления называется ассоциативным мышлением.

Но при решении определенных задач, доказывать или аргументировать собственное мнение поток мыслей выстраивается таким образом, что отдельные элементы этого потока следуют за другими по необходимости, и эта связь мыслей завершается каким-либо выводом. Такой тип мышления называется дискурсивным, и предполагает определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность мыслей. Формой выражения дискурсивного мышления является рассуждение.

Специфика логики заключается в том, что она исследует мышление как инструмент познания объективного мира, как средство получения истинных знаний, и потому в логике изучается только дискурсивный тип мышления. При чем мышление изучается логикой, в первую очередь, как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям в своем функционировании. И потому логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и концентрировать внимание только на формах выражения дискурсивного мышления. Потому мы можем сделать вывод, что предметом изучения логики является рассуждение. Рассуждением называется последовательность выстроенных по определенным правилам мыслей, которая обосновывает уже известные мысли или порождает новые обоснованные мысли. На основе сходных рассуждений В.Н. Брюшинкин дал следующее определение: логика – это теория правильных рассуждений и их элементов, которая отличает правильные рассуждения от неправильных на основании одной только их формы.

^ 5. Мышление и язык. Язык формальной логики

Человек, обладая сознанием, обладает вместе с тем и способностью мыслить. Мышление человека разнообразно, оно может быть практическим, игровым, имитационным. Однако важнейшим для человека является языковое мышление, то есть те процессы активного, целенаправленного, обобщенного и опосредованного (не связанного непосредственно с чувственной реальностью, но основывающегося на знании о ней) отражения действительности в мозгу человека, неразрывно связанные с языком. Язык, таким образом, предстает как материализация мысли, как способ выражения мысли.

Одной из центральных проблем как теоретического языкознания, так и философии языка является проблема соотношения мышления и языка. Решение этой проблемы неоднозначно, однако оно непосредственно влияет на понимание логики. Так Ф. Шлейермахер отождествляет язык и мышление. Позиции сближения языка и мышлением отстаивали В. фон Гумбольдт и его последователи, Л. Леви-Брюль, бихевиористы, неопозитивисты и другие. Непосредственную связь между языком и мышлением отрицали Ф.Э. Бенеке, Н.Я. Грот.
По мнению О.Н. Лагуты, языковая форма является как условием передачи мысли, так и условием ее реализации, поскольку мы постигаем мысль уже оформленной языковыми рамками. При помощи языка люди вступают в мир информации и коммуникации, выражая результаты своей мыслительной деятельности. Мысль может существовать вне языкового оформления (как, например, интуиция), однако такая мысль не осознается нами.

Что же такое «язык»? Семиотика (наука о знаках и знаковых символах) дает следующее определение: язык – это система знаков, предназначенных для накопления, сохранения и передачи информации. При чем под знаком понимается чувственно воспринимаемый объект, который условно представляет обозначенный им предмет. Искусственно созданные знаки называются символами. Знаки могут быть временными и постоянными. Временные знаки возникают для использования в конкретной ситуации. Например, Петя и Маша утром договариваясь о встрече решают, что если Петя присылает смс с текстом «вариант 1», то встреча состоится в 16.00 у метро «Пушкинская», а если с текстом «вариант 2» - то встреча состоится в 16.30 у метро «Советская». Когда Маша получает смс с текстом «вариант 2», то в ее сознании возникает мысль, что на встречу надо идти к метро «Советская» к 16.30. Постоянные знаки понятны большинству членов сообщества, в котором сложилось использование данного знака, примером таких знаков могут быть дорожные знаки.

Язык является упорядоченной совокупностью (системой) знаков. В зависимости от способа образования, различают естественные и искусственные языки. Естественные языки складываются постепенно в ходе формирования и развития отдельного этноса как результат общения между людьми. Выражения естественных языков позволяют выразить практически любую мысль, но при этом могут возникать неоднозначные толкования таких выражений из-за использования слов-синонимов, метафор, гипербол, архаизмов, междометий и пр. Для устранения неточностей искусственного языка и адекватного и точного описания предмета познания создаются искусственные языки, выражения которых строятся по заранее сформулированным правилам. К таким искусственным языкам можно отнести эсперанто, формулы математики и химии, ноты в теории музыки. Логика также имеет свой специфический искусственный язык. Это язык знаков, символов, формул и обозначений.

Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. В этом языке на основании смысловой (семантической) характеристики языковых выражений выделяются две группы терминов – дескриптивные и логические.

^ Дескриптивные термины (от лат. descriptic- описание) – это такие термины, которые выражаются словами естественного языка и адекватно отражают предмет мысли. Среди дескриптивных терминов различают:

- имена предметов (слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов)

- предикаторы - языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.

- функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций ( ^ Sin a , "+" и др.).

Логические термины - заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).

На основе семантических категорий естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов, основные символы которого представлены в таблице 1.

Символ

Способ употребления

Название

Читается

x , y , z




предметные переменные




p , q , r




пропозиционные переменные




Р , Q , R




предикатные переменные




^

p ^ q

конъюнкция

p и q

v

p v q

дизъюнкция слабая

p или q

v

p v q

дизъюнкция сильная

либо p , либо q

->

р q

импликация

если p , то q

<->

р q

эквиваленция(эквивалентность)

p тогда и только тогда, когда q

-

- p

отрицание

неверно, что р


Язык логики предикатов используется, прежде всего, в символической логике. Нами элементы этого языка будут использоваться в ходе дальнейшего изложения материала. 

Итак, язык является способом выражения и реализации мысли, при чем следует отметить, что прямого соответствия между элементами мышления и элементами языка нет. Так, например, одна мысль может быть оформлена в одном языке различными способами – с помощью различных слов, словосочетаний и предложений. С другой стороны, одни и те же слова могут быть использованы для оформления разных понятий и представлений. Но несмотря на это, прослеживаются определенные соответствия между грамматическим строем языка и общими категориями мышления, и это показано в таблице (см. табл. 2).

^ Логические (смысловые) категории

Языковые элементы

Субъект

Подлежащее

Предикат

Сказуемое

Объект

Дополнение

Атрибут

Определение

Предмет, явление

Существительное

Процесс (действие, состояние)

Глагол

Качество

Прилагательное

Количество

Числительное; грамматическая категория числа

Связи; отношения

Предлоги, союзы; грамматическая категория падежа

Еще одной сложностью при разрешении проблемы соотношения мышления и языка является различный характер этих явлений. Так язык является определенным материализованным результатом мыслительных процессов. И в языке можно выделить самостоятельные единичные структуры (единицы языка), такие как слово, выражение (высказывание), а также средство, с помощью которого одни языковые конструкции преобразовываются в другие, называемое функтор. Мышление же является процессом, и потому не имеет полностью автономных структур. Однако в мыслительном процессе можно выявить взаимосвязанные логические формы: понятие, суждение, умозаключение и доказательство. Они выражают опосредованные знания, то есть такие, истинность которых видна через посредство других знаний.

Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. В языке понятия выражаются с помощью слов (например, логика, философия) или группы слов (например, формальная логика, студент НТУ «ХПИ»).

Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. В языке суждения выражаются в виде грамматически верного повествовательного предложения. Например, «Студенты НТУ «ХПИ» изучают логику».

Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение.

Например:

Все студенты-отличники получают стипендию

^ Иванов – студент-отличник

Иванов получает стипендию

Доказательство – это форма мышления, обосновывающая истинность некоторого суждения путем выведения его из других суждений, принимаемых за истинные.

Язык и мышление находятся в сложном взаимодействии и оказывают друг на друга взаимное влияние. Так мышление предоставляет содержательную основу для языка и определяет уровень языковой культуры, контролирует использование языка в коммуникации. Язык же является предпосылкой для формирования мышления, средством формулирования и моделирования мысли.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что мышление и язык – это взаимообусловленные явления: для существования мышления необходим язык, а для существования языка необходимо мышление.

^ 6. Законы логики

Логика является наукой, и как всякая наука она формулирует свои законы. Особенностью законов логики является их двойственный характер: с одной стороны, законы логики описывают основные свойства мышления, с другой стороны, законы логики можно нарушить, следовательно они носят нормативный характер, они предписывают определенные способы интеллектуальной деятельности.

Логические законы предъявляют некоторые требования к мышлению и интеллектуальной деятельности, преследующей цель достижения истинного знания. Это требования непротиворечивости, последовательности, определенности и обоснованности, они выражаются в логических законах.

  1. Закон противоречия.

Этот закон также называют законом непротиворечия или же законом запрета противоречия. В этом законе содержится запрет противоречий в логическом рассуждении. В общем виде этот закон формулируется так: неверно, что вместе истинны некоторое суждение и его отрицание. Притиворечие можно записать в виде формулы:

Неверно, что А ^ -А, где А – суждение, не-А – отрицание, связка ^ (и) указывает на соистинность суждения и его отрицания.

Закон противоречия содержит в себе предписания непротиворечивости рассуждения, не допускает взаимоисключающих суждений в структуре одного рассуждения, требует выявлять скрытые и явные, а также реальные и мнимые противоречия.

Нарушение данного закона может привести к логическим ошибкам, связанным с наличием притиворечий в рассуждении, которые приводят к ложности всего рассуждения.

  1. Закон тождества.

В общем виде закон тождества фрмулируется так: всякий предмет есть то, что он есть. Этот закон можно записать в виде формулы:

А≡А (А тождественно А), где А – предмет мысли.

В этом законе заложены требования: сохранять мысленное содержание предмета мысли на протяжении всего рассуждения, корректно определять термины рассуждения, различать формальное и содержательное тождество. Нарушение требований этого закона может привести к логическим ошибкам, связанным с употреблением синонимов и омонимов.

3. Закон исключенного третьего.

Если есть два суждения, из которых одно оказывается отрицанием второго, то одно и только одно из них является истинным – так в общем виде формулируется данный закон.

Этот закон показывает, что взаимоисключающие суждения содержат в себе логическую ошибку, следовательно, если есть суждения А и не-А, одно из них обязательно оказывается истинным, а другое – ложным и третьего не дано (tertium non datur).

Этот закон можно записать в виде формулы:

А v А (или А, или не-А, где А – суждение, не-А - отрицание)

Требования к рассуждению, выдвигаемые в этом законе заключаются в необходимости сделать выбор между А и не-А по признаку истинности, в запрете выбора в качестве альтернативы какого-либо третьего суждения.

  1. Закон достаточного основания.

Этот закон формулируется так: всякое верное положение должно быть обоснованным. То есть для всякого суждения, встречающегося в рассуждении, должны быть известны основания для определения истинности и ложности, все посылки рассуждения должны быть обоснованны, при чем обоснованием является любая характеристика посылок по истинности (истина, ложь, вероятностный характер).

Этот закон можно записать в виде формулы:

А → В ( если А, то В, где А, В – суждения)

Выявив предмет логики как науки, уяснив соотношение языка и мышления, рассмотрев законы логики, мы можем вывести следующее определение: логика – это нормативная наука о формах и приемах рациональной познавательной деятельности, осуществляемой с помощью языка.

Знание правил и соблюдение законов логики гарантирует истинность построения рассуждения, то есть истинность формальной стороны рассуждения (что дает основание называть эту часть логической теории формальной логикой), однако не гарантирует правильность содержания рассуждения, поскольку истинность содержания является соответствием наших знаний с действительностью. Однако несоблюдение законов логики приводит к заведомо неправильным рассуждениям. Нарушение законов логики может быть сознательным и невольным. Сознательно спланированное нарушение законов логики с целью введения собеседника в заблуждение называется софизмом. В отличие от софизмов, паралогизмы являются невольно допускаемыми нарушениями законов логики.

Многие софизмы были сформулированы еще в Древней Греции профессиональными учителями мудрости – софистами. Знаменитые софизмы «Рогатый», «Лжец», «Покрытый» построены на нарушениях законов логики. Софизм «Рогатый» построен на нарушении закона тождества. Софист спрашивает у слушателя: «Ты не терял рогов?», тот отвечает «Нет, не терял». Из этого софист делает заключение: «Значит ты их имеешь!» В этом софизме происходит подмена понятий: вместо понятия «то, что ты не терял, из того, что ты имеешь» используется понятие «то, что не потерял», не учитывая, имел слушатель это или нет.

Знание теории логики и приемов логического анализа, умение рассматривать мысль не только со стороны ее содержания, но и со стороны ее построения (логической формы), помогает человеку избегать неясности, непоследовательности и противоречивости, помогает строить правильные рассуждения - которые ведут к истинному знанию.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 10 Познание и мышление icon8. Основные характеристики мышления. Психологические теории мышления
Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Мышление это опосредованное и обобщенное познание...

Лекция 10 Познание и мышление icon2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.•...

Лекция 10 Познание и мышление iconЦель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление....
Цель человеческого познания – истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика – наука о...

Лекция 10 Познание и мышление iconА. Зинченко Мышление и Искусственный интеллект
Бсэ: Мышление – является функцией мозга. Мышление процесс отражения объективной действительности. Имеет единственным источником ощущения....

Лекция 10 Познание и мышление iconЭто проявление (показатель) интегративной деятель­ ности высших мозговых функций
Интеллект (от латинского intellektus — понимание, познание, по­стижение, разумение) в широком смысле — это совокупность всех познавательных...

Лекция 10 Познание и мышление iconВопросы к экзамену по курсу «Мышление и речь»
Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (теория П. Я. Гальперина)

Лекция 10 Познание и мышление iconЧто такое познание?
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека. Является основным способом бытия, существования...

Лекция 10 Познание и мышление iconСтатья №9 «Свобода мысли, совести и религии»
В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое

Лекция 10 Познание и мышление iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 10 Познание и мышление iconЛекция Философия, ее предмет и место в культуре
Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов