Философия как наука, критерии научности в философии




НазваниеФилософия как наука, критерии научности в философии
страница1/11
Дата публикации24.07.2013
Размер1.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  1. Философия как наука, критерии научности в философии.


Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики. Процесс становления философии как науки был длительнее, чем у конкретных наук: это связано с предельной широтой предмета философии.

Предмет философии претерпел значительные изменения, пока не возникла научная философия. В античности предмет философии понимался чрезвычайно широко, и со временем, по мере развития частных наук, сужался. Сейчас предмет философии формулируется как наиболее общие стороны действительности, процессы ее развития и познания. Также предмет формулируется как сущность мира, человека, его места в мире и смысла его существования. Объект философии – вся действительность.

Научная философия это система философских наук: общая и социальная философия. Предмет общей философии – наиболее общие стороны мира в целом и процесса его познания. В философских терминах предмет общей философии – всеобщее. А предмет социальной философии – особенного рода особенное, т.е. человек и общество. По структуре философия делится на онтологию – учение о бытии; и гносеологию – учение о познании.

Критерии научности: 1. Наличие достаточной эмпирической базы, полученной путем наблюдений и экспериментов. 2. Существование научного метода. Метод включает в себя логику, принцип объективности, принцип конструктивного сомнения и доказательность. 3. Возможность практической проверки теоретических представлений. 4. Наличие категориального аппарата. Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии, гносеологии и методологии научного познания. Но критерии научности философии гораздо сложнее, чем в естественных науках. Она должна отразить свойства бесконечного мира. Эмпирический материал философии охватывает мир в целом.

Функции философии: 1. Мировоззренческая 2. Теоретическая 3. Методологическая 4. Аксеологическая – ценностная 5. Просветительская 6. Воспитательная 7. Праксеологическая – практическая 8. Прогностическая.

Научный статус философии определяется по-разному: не наука, особый тип мировоззрения, научное знание.


  1. Философия и частные науки.


Частные науки, в отличие от философии, имеют своим предметом частную область и делятся на три группы – общественные, естественные и технические. Философия и частные науки взаимозависимы. В основе этой зависимости лежит взаимосвязь всеобщего и особенного. Философия выводит свою теорию из совокупного материала всех наук, в первую очередь фундаментальных. Частнонаучное мышление подготавливает базу для философских абстракций. Частные науки – эмпирическая база философии. Философия строит свою теорию на основе фактов и теорий частных наук. Философия вооружает частные науки правильной теорией мышления и общим методом для нахождения нужных решений.


  1. ^ Основной вопрос философии.


Первый вопрос философии, он же основной – это вопрос об отношении сознания к материи. Дискуссии по этому вопросу идут с древности. Содержание и смысл этого вопроса описаны Энгельсом в брошюре «Людвиг Фейербах» и конец классической немецкой философии. Он сформулирован в современной форме Гегелем в «Науке логики».

В структуре ОВФ три уровня:

Первый, фундаментальный уровень.

Выделен Энгельсом в указанной брошюре. Состоит из двух сторон. Первая из них содержит вопрос «что является первичным?». Эта сторона состоит из трех смыслов: 1) что существует первым? 2) что является свойством другого? 3) что отражает другое?

Решение вопроса о первичности имеет два подхода:

  1. Дуалистический – в основе мира лежит и сознание, и материя. Декарт считал материю и дух независимыми, а человека – их соединением. Кант полагал, что вещи существуют объективно вне зависимости от сознания, но отрицал познаваемость этих вещей человеком и рассматривал последнее как самостоятельную сущность. Дуализм также называют эклектикой.

  2. Монистический – в основе мира лежит или сознание, и ли материя. В рамках этого подхода существует два течения: материализм и идеализм.

Материализм предполагает первичность материи в трех указанных смыслах. Суть материализма в понимании мира как он есть, без введения посторонних факторов – бога, идей и других.

Идеализм исходит из первичности сознания. В основу идеализма кладется идея о том, что сознание является основой материи. Высшая форма развития идеализма – философия Гегеля, а впоследствии он пришел в упадок. Идеализм существует в двух формах: объективный и субъективный. Объективный (Платон, Гегель) признает существование в основе мира некоего объективного сознания, не зависящего от человека. У Платона мир иллюзорен, он является лишь отражением реального мира – мира идей, Эйдесов. Гегель видел мир как порождение сверхидеи, существующей вне времени и пространства. Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения. Мир является совокупностью наших ощущений. Основной тезис СИ – все, что мы знаем о мире, знаем при помощи наших ощущений. Последовательный субъективный идеализм приводит к солипсизму, т.е. признанию того, что для каждого человека существует он один, а остальные – лишь его ощущения.

Аргументы религиозного идеализма – доказательства бытия бога. 1. Космологическое – должна быть первопричина существования мира. 2. Телеологическое – раз есть целесообразность, должен быть породивший ее разум. 3. Онтологическое – всесовершенный бог должен существовать, так как существование – признак совершенства. Кант раскритиковал все, но вывел четвертое: признание бога есть нравственная потребность человека.

Вторая сторона ОВФ это вопрос о познаваемости мира. Отрицание познаваемости мира – агностицизм. Классики агностицизма Д. Юм и И. Кант. Материализм связан преимущественно с признанием познаваемости мира.

На основе первого уровня выделяются еще два уровня ОВФ.

Второй уровень ОВФ состоит из трех вопросов. 1. О сущности мира 2. О сущности сознания 3. О сущности отношения второго к первому.

Третий уровень ОВФ. Вопрос о сущности мира, сущности человека, его месте в мире и перспективах существования. Человек на этом уровне рассматривается как целостный материальный человек, наделенный сознанием.

Существует проблема разрешимости ОВФ. Это связано с тем, что ограниченные возможности человека не позволяют выводить достоверные суждения о бесконечном мире.

Партийность философии – одно из ее важнейших свойств. В широком смысле это деление на материализм и идеализм. Она коренится в решении ОВФ, который предполагает два взаимоисключающих решения.


  1. ^ Второй вопрос философии.


Второй вопрос философии – это вопрос о развитии и движении – развивается ли мир, развивается ли человек, человеческое мышление. Мнения по этому вопросу разделились: диалектика – учение о развитии и метафизика, отрицающая развитие. В наиболее последовательном виде метафизика представляет бытие как совершенно неподвижное - Парменид. Вопрос о развитии является модификацией ОВФ. Развитие – атрибут мира, т.е. через него можно выяснить, что такое мир. Любой предмет проявляет свои свойства в движении, т.е. через это можно понять его сущность. Решение второго вопроса помогает решить первый вопрос.

Метафизика возникла в античности – элейская школа (Парменид, Зенон). Мир всегда покоится.

Апории Зенона: «стрела» – летящая стрела покоится, т.к. в каждый момент времени она покоится, Ответ: стрела покоится и движется одновременно. «Ахиллес и черепаха» - Ахиллес не догонит черепаху, т.к. пока он проходит расстояние до черепахи, та сдвигается еще дальше, и так мир делится на бесконечно малые отрезки. Ответ: мир и делим, и неделим. «Дихотомия» - разделённость на 2, если мир делим, то движение не начнется, так как чтоб пройти расстояние, надо пройти сперва его половину, половину половины и так до бесконечности. Ответ тот же: мир и делим, и неделим. Диалектика признает развитие и движение. Родоначальник диалектики – Гераклит с выражением «все течет, все изменяется».


  1. ^ Античный материализм.


Для материалистов античности человек – микрокосм, составляющий подобие и часть космоса. В силу этого он может познать мир-космос. Человек – телесное, материальное вещество, подчиненное законам природы.

Милетская школа. Фалес. 1 ½ 6 века bc. Мир возник из первовещества – «воды». «Вода» - это первоисточник всего. Первовещество и все происшедшее от него не лишены одушевленности. Пример и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; так как магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, они имеют душу. Анаксимандр. Источник всех вещей – некое Первовещество – неопределенное и беспредельное. Это вещество он называет апейроном. Из него обособляются теплое и холодное, формирующие все остальное. Анаксимен. В виде первовещества у него выступает воздух, из которого возникают вода, земля, камни и огонь. Воздух сродни пустоте.

Ксенофан. 6 век bc. Светила он считает естественно возникшими, землю – бездонной. Все возникает из земли и воды, люди – соединение земли и воды.

Гераклит Эфесский. 2 ½ 6 века bc. Первый диалектик. Все движется и ничего не покоится: «нельзя дважды войти в одну реку», так как это будет уже другая река. Вечное движение есть вечное изменение. «Мировой порядок, тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим». Как Первовещество выступает огонь, мир не сотворен, а был всегда и живет по объективным законам. Движение – борьба противоположностей.

Школа атомистов – Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар. В основе вещей лежат атомы и пустота. Демокрит: миры возникают из атомов, вещи – соединения атомов, а пространство – пустота. Атомы различаются размером, положением, порядком. Ему принадлежит концепция детерминизма, согласно которой все в мире определяется положением атомов в изначальном вихре. Вселенная бесконечна и вечна. Человеческая душа тоже материальна и состоит из атомов. Атомизм – высшая форма античного материализма.


  1. ^ Античный идеализм.


Для идеалистов человек – душа. Земная жизнь – отблеск «реальной жизни» в другом мире.

Элейская школа. Конец 6 века – 2 ½ 5 века bc. Парменид. Первый метафизик, отрицает движение. Мысль о предмете и предмет – это одно и то же. Мысль не может быть отделена от бытия. Поэтому небытия – пустоты – не бывает. Мир – сплошная шаровидная масса вещества. Мир неделим, нет множества отдельных вещей, а есть только единый мир. В основе всех явлений противоположность света и тьмы. Чувства не дают нам истинной картины мира. Истинная картина мира открывается и удостоверяется только умом. Картина состоит в том, что мир тождествен, не знает ни возникновения, ни гибели. Мир вечен, неизменен, неподвижен.

Зенон. Последователь Парменида, согласен с его убеждениями. Создатель апорий – доказательств неподвижности бытия. Апории – «стрела», «дихотомия», «Ахиллес и черепаха».

Мелисс. Повторяет учение Парменида. Но вводит важное новшество: мир бесконечен (у Парменида конечен). Конечный мир не может быть вечным, потому он бесконечен.

Пифагор и пифагорейцы. 6-5 век bc. Верили в переселение душ. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир делим: проникая в тело мира, пустота разделяет и создает вещи. Таким образом, мир состоит из материи и пустоты, которая разделяя материю, создает вещи. В основе мира лежат числа. Числа восходят к первичным понятиям «предела» и «беспредельного». Беспредельное – неоформленное вещество, а предел – начало оформления. Числовыми отношениями не только определяются отношения и порядок вещей, но числа принимаются поздними пифагорейцами за начала и в качестве материи вещей и в качестве выражения их состояний. Основная для пифагорейцев противоположность предела и беспредельного дает начало ряду производных противоположностей; нечетного и четного, единого и многого, покоящегося и движущегося. Согласно пифагорейцам, мир образуется в процессе гармоничного устроения противоположностей и в результате принимает форму шара.

Платон 427-347 У Платона существует мир идей и реальный мир, который является его отражением. Идеи воплощаются в бесформенную материю, порождая вещи. Эта концепция названа гилеморфизмом. Вещи конечны, а понятие остается всегда, поэтому идея первична. Человек – соединение смертного тела и бессмертной души. Процесс познания – воспоминание души о мире Эйдосов. Человек – соединение материального тела и души, которая является частью мира Эйдосов. Идеи – основа мира. Высшая идея – идея абсолютного блага (атагон), она же – мировой разум.

Аристотель 384-322 Колебался между материализмом и идеализмом, ближе к объективному идеализму. Истоки материализма в его учении о неразрывности сущности и формы. Сущность (материя) – пассивное начало, а форма – активное, делающее вещь тем, что она есть. Идея первична. В вещи важнее не материя, а форма. Вводит понятие «формы форм» - что-то вроде первоидеи, являющейся основой мира и приводящей его в движение. Бесформенная материя – небытие. Пять первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь, эфир.

Форма – сущность вещи. Причина – «то, откуда» происходит вещь. Цель – «то, ради чего» все происходит. Высшая цель – Благо. Материя вечна, несотворима, неуничтожима. Форма – причина появления многообразных вещей из однообразной материи. Причина существования вещей – Бог, начало всех начал.
^ 7. Философия Средних веков.

Господствующее положение занимала схоластика, которая рассматривала в качестве пути постижения бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцательное чувство.

Теология и схоластика создали аскетическую концепцию греховного существа, которое должен испытывать презрение ко всему плотскому, стремиться к искуплению и потустороннему вечному блаженству. Возник также элемент, имеющий серьезный рациональный смысл – идея индивидуальной ответственности, индивидуальной греховности, индивидуального искупления. При этом признание индивидуальной ответственности человека за свои поступки вступало в неразрешимое противоречие с основополагающей идеей бесконечного всемогущества бога и всеобщего предопределения природных социальных явлений, всего человеческого поведения. Совместить эти две идеи не всегда удавалось.

Одним из крупнейших вопросов схоластики был вопрос о природе общих понятий, по которому были выдвинуты две основные противоположные концепции. с точки зрения реализма (Фома Аквинат)общие понятия или универсалии, существуют объективно, вне человеческого сознания и вне вещей. С позиции номинализма универсалии есть только названия, даваемые нами исходным вещам. существовал также концептуализм, согласно которому универсалии – не только имена вещей, но и общие понятия, существующие лишь в человеческом сознании.

Представители:

Августин 354-430 - Возврат к прошлому невозможен. Вся история заключатся между грехопадением и страшным судом. Нужно различать два сообщества людей: земное и божественное. Земное создано любовью людей к самим себе, доведенное до презрения к Богу. Божественное создано любовью к Богу, доведенное до презрения к самому себе. Принадлежность человека к тому или иному сообществу предопределена Богом еще до рождения человека. Прежде чем знать надо поверить. Бог есть безпредпосылочное начало всего. Только через стремление к богу каждая вещь получает место и причину своего существования. Всё действительное разумно разумное действительно. Верую чтобы понимать, понимаю чтобы верить. Он выделяет три вида зла – метафизическое (у зла нет собственной причины, оно живёт за счет добра), нравственное (отказ от бога от высших целей и предпочтение богу мирское), физическое зло ( болезнь, смерть, несчастье).

^ Фома Аквинский

Произведения «сумма теологии» и «сумма против язычников» - построены в виде сотен вопросов и подвопросов, на которые даются категорические ответы. Бог это «чистая форма», причина и конечная цель всего существующего. Важное место в его философии занимает учение о божественном творении мира. Вещи суть единство материи и формы. При этом материя результат божественного творения, она есть лишь «чистая возможность» вещей. Вещи становятся вещами только благодаря форме. ФА делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог существует, бог един, человеческая душа бессмертна итд) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты человеком на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеческому разуму (догмат сотворения мира, троичности бога).

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

^ Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

• движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Общие идеи ФА:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

^ ФА о познании:

• откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо;

• разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение;

• философия и теология — разные науки;

• философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия как наука, критерии научности в философии icon1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать...
Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»

Философия как наука, критерии научности в философии iconЗав кафедрой Философии
Критерии научности. Отличия науки от обыденного сознания. Что такое лженаука и почему она существует

Философия как наука, критерии научности в философии icon1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Предмет философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

Философия как наука, критерии научности в философии icon2. Философия как мировоззрение и как наука. Предмет философии, специфика...
Философия как мировоззрение и как наука. Предмет философии, специфика и структура фил знания. 4

Философия как наука, критерии научности в философии iconЫ философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

Философия как наука, критерии научности в философии iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

Философия как наука, критерии научности в философии icon1. философия как наука. Основной вопрос философии определение понятия...
Эссе выбирается по последней цифре зачетной книжки. Вариант контрольной работы №10 выбирается по последнему номеру в зачетной книжке...

Философия как наука, критерии научности в философии iconВопросы к экзамену по философии (одо)
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки

Философия как наука, критерии научности в философии iconУченые о бесполезности философии
В средние века философия считалась служанкой богословия, затем, со времен Декарта – основанием для науки. Теперь, если верить лауреату...

Философия как наука, критерии научности в философии icon1. Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки
М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов