Скачать 0.75 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУВПО “Пермский государственный университет” Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ Часть первая ОБЩАЯ ФИЛОСОФИЯ Программа курса и планы семинарских занятий Пермь 2006 Составитель программы: д-р филос. н., проф. В.В. Орлов Составители планов семинарских занятий: д-р филос. н., проф. В.В.Орлов, д-р филос. н. О.А.Барг Философия. Ч.I. Общая философия: программа курса / Сост. В.В. Орлов. Планы семинарских занятий / Сост. В.В.Орлов, О.А.Барг; Перм. ун-т. — Пермь, 2006. — 36с. Издание содержит программу учебного курса, планы семинарских занятий, библиографический список учебных пособий, которые студенты могут использовать при подготовке к занятиям. Предназначены для студентов всех отделений. Печатается в соответствии с решением методической комиссии философско-социологического факультета Пермского государственного университета Содержание Организационно-методический раздел.................................4 1.Цель курса..........................................................................4 2.Задачи курса…....................................................................4 3.Место курса в профессиональной подготовке выпускник…............................................................................4 4.Требования к уровню освоения содержания курса..............4 5.Содержание курса...............................................................5 Тематический план курса......................................................6 Программа курса....................................................................7 Тема 1.Философия, ее проблематика, основные направления.............................................................................7 Тема 2. Основные этапы развития философии.......................7 Тема 3.Возникновение научной философии.........................10 Тема 4. Предмет, структура и функции научной философии…………………………………………………………..10 Тема 5. Проблема сущности мира........................................11 Тема 6. Сознание.................................................................12 Тема 7. Развитие..................................................................12 Тема 8. Познание.................................................................15 Тема 9. Основные направления современной зарубежной философии ............................................................................16 ^ (с примерной тематикой докладов)…………………………………………………………….17 Примерные вопросы к экзамену (зачету)..................................................................................49 ^ .................................................53 Основной.............................................................................53 Дополнительный..................................................................53 ^ 1.Цель курса Цель курса — формирование научных знаний о сущности мира и человека, месте человека в мире и перспективах его существования, смысле человеческого существования, законах и ступенях развития общества, будущем человечества. Формирование способности мыслить философскими категориями, использовать навыки творческого мышления для решения проблем науки и практики, необходимые для воспитания современного высокообразованного человека, специалиста, гражданина. 2. Задачи курса
^ Философские знания составляют наиболее фундаментальную основу формирования хорошо образованного современного человека, специалиста, его интеллекта, гражданских качеств. Философия дает наиболее общую теорию и метод, которые обеспечивают способность личности к непрерывному обучению в соответствии с изменяющимися требованиями общественного развития, научно-технического прогресса. ^ Глубокое знание основных этапов и направлений философской мысли прошлого и современности, требований научного подхода к познанию природы и общества, содержания и смысла основных положений научной философии, естественнонаучных и общественнонаучных оснований философской теории, умение применять философскую теорию к объяснению явлений природы и общества, к решению проблем специальности студента, выдвижению новых идей. ^ Программа курса имеет примерный характер и основана на стремлении максимально объективно представить основные направления мировой философской мысли, ориентирует на проблемное изложение результатов развития мировой философской мысли. Поскольку философия входит в состав мировоззрения, конституционный принцип свободы мысли и плюрализма определяет характер изучения философии: преподавателю и студенту принадлежит право свободного выбора философских позиций, которые составляют убеждения личности. Предпочтение тех или иных точек зрения, которые связаны с убеждениями студента, не является предметом академических оценок. Однако программа предполагает знание студентом рассматриваемого философско-теоретического материала. ^ курса общей философии 128 часов, из них аудиторных 64 часа. Самостоятельная работа студентов — 64 часа. Аудиторные занятия включают лекции — 32 часа и семинары — 32 часа. Курс включает 9 тем. К учебному курсу прилагается его учебно-методическое обеспечение, включающее планы семинарских занятий, примерную тематику докладов, вопросов для подготовки к экзамену (зачету). Приводится список рекомендуемой литературы. ^
Программа курса Тема 1. Философия, ее проблематика, основные направления Философия — наиболее общее учение о мире и человеке. Первый, или основной, вопрос философии. Его уровни (модификации) и стороны. Материализм и идеализм. Формы идеализма. Общечеловеческие, социальные, классовые и гносеологические корни (причины) философии, материализма и идеализма. «Красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем?» Ход рассуждений субъективного идеализма. Аргументация материализма и идеализма. Проблема партийности философии. Партийность и истинность. Идеализм и религия: сходства и различия. «Доказательства бытия бога», их теоретический и логический анализ. Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика. Закономерности развития философии. Зависимость философии от общественно-экономической формации. Связь с частными науками. Философия и общественные классы. Борьба материализма и идеализма. Философия как концентрированное выражение материальной и духовной культуры общества. Ступени развития философии — выражение интеллектуального прогресса человечества. Развитие общечеловеческого содержания философии. Движение к научной философии. Тема 2.^ 1. Античная философия. Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии. Миф, религия и здравый смысл как предпосылки и источники возникновения философии. Реалистическая и антропоморфическая парадигмы человеческого интеллекта. Основные философские системы стран Древнего Востока и Западной Европы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Пифагор. Школа элеатов (Парменид, Зенон). Неподвижное бытие Парменида. Апории Зенона и их решение. Гераклит. Атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар). Сократ и Платон. Концепция гилеморфизма. Аристотель. Материализм и идеализм в воззрениях Аристотеля. Проблема формы и материи. Основные интеллектуальные достижения античной философии. Проблема являющегося и сущностного мира. Наивный материализм и стихийная диалектика древних. Проблема материи и ее активности. Материя и форма. Античные концепции человека, его места в мире, сущности и смысла существования. Значение и историческая ограниченность античной философии. Софизмы «пассивной материи и активного духа (формы, идеи)» и «неподвижного перводвигателя мира». 2. Философия Средних веков. Социально-экономические предпосылки. Безраздельное господство религии и идеализма. Схоластика. Номинализм и реализм. Философские взгляды Фомы Аквинского. Разработка «доказательств бытия бога». Парадокс «всемогущества бога». Средневековая концепция человека, его места в мире, сущности и смысла существования. 3. Философия эпохи Возрождения. Развитие буржуазного уклада. Прогрессивные тенденции в материальной и духовной культуре общества. Антифеодальные и антиклерикальные движения. Возникновение новой гуманистической культуры. Взгляды Н. Коперника, Н. Кузанского, Д. Бруно. Пантеизм — переходная форма от идеализма и религии к материализму. Основные интеллектуальные достижения философии феодализма, Возрождения. Проблемы материи и активности, материи и формы. Концепции человека, его места в мире, сущности и смысла существования. Проблемы теории познания, развития пауки и искусства. 4. Философия XVII-XVIII вв. Социально-экономические и естественнонаучные предпосылки. Материалистическая философия и буржуазные революции XVI-XVIII вв. Философия и естествознание. Английская философия XVII в. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк. Критика схоластики и религии. Понятие материи как природы, бесконечной совокупности вещей. Материя и движение. Теория познания. Сенсуализм. Теория «первичных» и «вторичных» качеств. Индуктивный метод. Ф. Бэкон — родоначальник современного естествознания. Деизм и атеизм XVII в. Механицизм и метафизика. Концепции человека, его места в мире, сущности и смысла существования. Философия Б. Спинозы. Понятие субстанции. Парадокс «всесовершенства бога» (субстанции). Дуализм Р. Декарта. Физика и метафизика. Рационализм. Дедуктивный метод. Принцип сомнения. Концепция «врожденных идей». Французский материализм XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Понятие материи. Формы бытия материи. Движение и покой. Трактовка сознания. Теория познания. Вера в человеческий разум. Концепция человека и общества. «Царство разума на земле». Атеизм. Субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. Классическая формулировка субъективного идеализма. Софизм субъективного идеализма. Критика материализма и атеизма. Скептицизм. Понятие причинности. Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв. Исторические ограниченности материализма XVII-XVIII вв. 5. Немецкая классическая философия конца XVIII-XIX вв. Социально-экономические и духовные предпосылки. Германия накануне буржуазной революции. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Критика Кантом беспредельной веры в способности разума. Понятия феномена и ноумена. Ступени познания. Априорное и апостериорное знание. Аналитические и синтетические суждения. Космологическая, психологическая и теологическая идеи. Антиномии чистого разума. Историческое значение субъективной диалектики Канта. Основные интеллектуальные приобретения философии Канта. Кант, наука и искусство XIX-XX вв. Возможна ли научная философия, достоверно отражающая объективный мир и человеческую сущность? Г.В.Ф. Гегель. Понятия логической идеи и развития. Логика Гегеля, ее смысл и структура. Учение о бытии, сущности, понятии. Дурная и истинная бесконечность. Относительная и абсолютная истины. Гегель о законах диалектики. Философия природы: механика, физика, органика. Учение о человеке. Ф. Энгельс об основном противоречии философии Гегеля. Историческое значение философии Гегеля. Основные интеллектуальные приобретения философии Гегеля. Л. Фейербах. Критика религии и идеализма Гегеля. Учение о природе и человеке. Антропологический принцип. Материя и формы ее бытия. Теория познания. Учение о морали. Историческое значение и ограниченности материализма Фейербаха. Основные интеллектуальные приобретения. 6. Русская философия XVIII-XX вв. Исторические особенности развития России. Философские взгляды М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева. Общественно-экономические и политические процессы в России 40-60-х гг. XIX в. Философские взгляды русских революционеров-демократов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Религиозная философия России конца XIX-XX вв. В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев. Философия «русского космизма». Н.А. Федоров, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Тема 3. ^ Социально-экономические, конкретно-научные и философские предпосылки возникновения марксистской философии. Сущность перехода к научной философии. «Парадокс научности». Философия и революционно-практическая деятельность. Основные этапы развития научной философии. Развитие советской философии. Ее достижения и ошибки. Догматические деформации в марксистской философии. Комментаторская, гносеологическая и методологическая парадигмы в истории советской философии. Критика Н.О. Лосским диалектического материализма. Л. Грэхем о достижениях советской философской мысли. Какая форма научной философии складывается в современную эпоху? Тема 4. ^ научной философии Предмет философии. Крайние точки зрения в понимании предмета философии. Позитивизм. Предмет научной философии. Дискуссии в советской философской науке о предмете философии. Структура научной философии. Система философских наук. Материализм и диалектика. Теория и метод. Онтология и гносеология. Аргументы гносеологизма. Является ли философия совокупностью недоказуемых постулатов? Изучать жизнь или мысли о жизни? Функции философии. Философия и частные науки. Зависимость философии от частных наук. Как развивается научная философия. Роль философии в развитии науки. Наиболее яркие случаи положительного влияния философии па развитие естествознания. Философия и искусство. Философия и политика. Тема 5. ^ Ограниченность предшествующих концепций материи. Имеет ли мир свою сущность? Почему необходимо знание сущности бесконечного мира. Понятие бесконечности и трудности, которое оно порождает. «Проклятие Канта». Как возможно научное понятие о сущности бесконечного мира? Главное открытие марксистской философии — способа постижения сущности бесконечного мира и человека. Определение материи, его анализ. Дискуссии о материи в советской философии. Позитивный характер научного понятия материи. Как развивается научное понятие материи. Решение вопроса о возможности достоверного научного мировоззрения. Материя как субстанция. Субстанция и ее атрибуты: пространство, время, движение и развитие, бесконечность, отражение, качественное и количественное многообразие. «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленина — произведение творческого марксизма. Исторические условия написания книги. Органическая связь развития политических и философских идей. Анализ революции в физике. Кризис физики и кризис философских основ физики. Их причины. Ленин о путях выхода из кризиса. Творческое развитие идей материализма, и диалектики. Ленин о связи философии и естествознания. Идея неисчерпаемости электрона. Подтвердились ли предсказания В.И. Ленина современной физикой? Материалистический метод познания и практической деятельности. Его сталинские деформации. Пространство и время — формы бытия материи. Основные признаки и свойства. Идеалистические, метафизические и материалистические трактовки. Многообразие форм пространства и времени. Естественнонаучное и философское значение неевклидовой геометрии. Современная математика о формах и свойствах пространства и времени. Теория относительности А. Эйнштейна (частная и общая). Ее естественнонаучное и философское значение. Философские проблемы релятивистской космологии. Нерешенные проблемы теории пространства и времени. Будущее Вселенной и судьба человечества. Движение и развитие — способ существования материи. Понятие движения. Движение и покой. Догматизм и релятивизм. Критика энергетизма. Классификация реального многообразия, или проблема структуры известного нам мира. Формы материи и формы движения (развития). Основные, частные и комплексные формы материи и движения. Материальное единство мира. Е. Дюринг и Ф. Энгельс о единстве мира. Единый закономерный мировой процесс. Сущность физической, химической, биологической и социальной (человек) форм материи. Закономерная связь форм материи. Сущность человека, его место в мире, смысл существования. Откуда мы? Кто мы? Проблема случайности или необходимости возникновения человека. Парадокс «случайного человека». Обреченность «случайного человека». Значение концепции единого закономерного мирового процесса для современной науки, постижения будущего. Гуманизм научной философии. Научная философия — преемница идей «русского космизма». Тема 6. Сознание Идеалистические, материалистические и вульгарно-материалистические концепции сознания. Психология о психике, сознании и их структуре. Научная философия о сущности сознания. Сознание — высшая форма психической деятельности, возникающая в результате бесконечного развития материи и осуществляемая наиболее высоко организованной материей — человеком. Вторичность сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Функции субъективного (идеального). Активность сознания. Сознание — продукт бесконечного развития материи. Современная наука о происхождении сознания. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Загадка возникновения психики. Сознание — свойство (продукт, функция) высокоорганизованной материи — человека. Мозг и психика. Психофизиологическая проблема и основные психофизиологические концепции. Психофизиологический парадокс. Мозг и машина. Отражение и информация. Проблема парапсихологии. Тема 7. Развитие I. Абстрактно-всеобщая теория развития. 1) Диалектика как наука о развитии. Ее структура. Основные принципы. Принцип всеобщей связи. Понятие всеобщей связи. Формы связей. Принцип детерминизма. Понятие закона. Объективные законы и человеческая деятельность. Субъективизм, волюнтаризм, фатализм. Мир законов и человеческая сущность. Принципы основного звена и конкретно-исторического подхода. Принцип развития. Движение и развитие. Дискуссии о соотношении движения и развития. Понятие развития. Дискуссии о сущности развития. Концепции круговорота, необратимых качественных изменений, бесконечного движения от низшего к высшему. Парадокс развития и попытки его решения в истории науки. Гилеморфизм, холизм, теория эмерджентной эволюции. Прогресс и регресс. Развивающийся мир и человеческая сущность. 2) Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество и качества в количество. Общий смысл закона. Категории качества, количества, меры. Вещь — свойства — отношения. Диалектика количественных и качественных изменений. Скачок. Роль количественных и математических методов в современной науке. Многообразие форм скачков в природе и обществе. Критика метафизических концепций развития. Проблемы количественных и качественных изменений, эволюции и революции в современном обществе. Закон единства и борьбы противоположностей как ядро диалектики. Общий смысл закона. Категории противоречия, единства, противоположности, борьбы. Всеобщность противоречий. Принцип абсолютности борьбы и относительности единства противоположностей. Метафизические представления о развитии. Многообразие форм противоречий. Характер противоречий современного общества. Закон отрицания отрицания. Общий смысл закона. Основные элементы закона: отрицание, преемственность, поступательность, трехступенчатость («триадичность»), возврат якобы к старому, спиралевидный характер развития. Всеобщий характер закона. Отрицание отрицания и целостный исторический процесс. 3) Некоторые узловые категории диалектики. Научная философия о сущности категорий. Эклектика и софистика. Проблема системы категорий. Общее, особенное и единичное. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философской мысли. Диалектика общего, особенного, единичного. Проблема индивидуальности. Категории общего, особенного и единичного и проблема человеческой сущности. Значение категорий для научной и практической деятельности. Необходимость и случайность. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философской мысли. Диалектика необходимости и случайности. Категории необходимости и случайности и проблема человеческой сущности: человек в необходимом и случайностном мире. Значение категорий для научной и практической деятельности. Явление и сущность. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философии. Диалектика явления и сущности. Явление и кажимость. «Сущностный» и «являющийся» мир. Категории сущности и явления и проблема человеческой сущности. Человек в сущностном и являющемся мире. Значение категорий для научной и практической деятельности. Форма и содержание. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философии. Диалектика формы и содержания. Формализм и бюрократизм. Категории формы и содержания и проблема человеческой сущности. Значение категорий для научной и практической деятельности. Возможность и действительность. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философии. Диалектика возможности и действительности. Формальная, абстрактная и реальная возможность. Человек в действительном и возможном мире. Значение категорий для научной и практической деятельности. Причина и следствие. Определение категорий. Трактовка категорий в истории философии. Диалектика причины и следствия. Условия, повод и причина. Многообразие форм причинности. Причинный мир и проблема человеческой сущности. II. Конкретно-всеобщая теория развития. Понятия абстрактно-всеобщего и конкретно-всеобщего. Особенности конкретно-всеобщей теории развития. Конкретно-всеобщая теория — новая ступень развития научного мировоззрения. Единый закономерный мировой процесс. Всеобщий закон развития. Закономерности соотношения высших и низших форм материи. Научная философия о соотношении фундаментальных (пограничных) наук: физики, химии, биологии, социологии. Марксистская концепция социальной биологии. Закономерный мировой процесс и человеческая сущность. Доказательства бесконечности мира. Конвергентный характер развития. Закономерность аккумулятивного развития. Всеобщий генетический закон. Человек как микрокосм. Бесконечная природа человека. Величие и достоинство человека. Бесконечный прогресс человека. У нас пока еще есть время. Как возможно достоверное научное мировоззрение. Поражение Канта. Доказуемый характер научного мировоззрения. Тема 8. Познание Соотношение онтологии и гносеологии. Сущность познания. Научная философия об основных принципах теории познания. Познание и информация. Знак и образ. Знаковая концепция познания. Основные ступени познания. Чувственное познание. Основные формы. Природа ощущений. «Красна ли роза, когда мы ее не воспринимаем?» Анатомо-физиологические основы ощущений. Психофизиологический парадокс. Двойственность чувственного познания. Предмет чувственного познания. Восприятие и его формы. Представление. Чувственное обобщение и воображение. Логическое познание. Предмет логического познания. Сущность и три уровня логического познания. Фундаментальный уровень логического познания, его процессы и формы. Абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Понятия, суждения, умозаключения. Законы логического познания. Соотношение формальной, математической и диалектической логик. Логика науки. Мышление и язык. Обыденное познание. Здравый смысл и его эволюция. Ограниченность обыденного познания. Научное познание. Сущность мыслительного творчества. Творчество и проблема «странности». Содержательная и формальная стороны мыслительного творчества. Понятия открытия и изобретения. Величие и мощь человеческой мысли. Факт, наблюдение, эксперимент. Основные ступени научного познания: проблема, гипотеза, теория. Описание и объяснение. Типы научного объяснения. Истина. Объективная, относительная, абсолютная, конкретная истины. Человек, мир, познание. Познание и человеческая сущность. Практика. Сущность и формы. Общественно-историческая практика — основа познания и критерий истины. Принцип единства теории и практики. Практическая природа человека. Бесконечная природа человеческой практики. Космизация человеческой практики. Тема 9. ^ Современный мир, его материальная и духовная культура, противоречия и основные тенденции развития. Капитализм и социализм. Кризис современной цивилизации. Возникновение постиндустриального (информационного) общества. Будущее человечества. Особенности современной зарубежной философии. Неопозитивизм и постпозитивизм. Проблемы научного познания, общественного развития. Экзистенциализм и проблемы человека, гуманистической культуры. Постмодернизм. Неотомизм и современная философия религии. Марксизм в контексте мировой философской культуры. Основные тенденции развития современной мировой философской мысли. |
![]() | Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета | ![]() | Философия (от греч phileo — люблю, sophia — мудрость, «любовь к мудрости», рус. «любомудрие») — наиболее общая теория, одна из форм... |
![]() | Философский словарь: мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, социальная философия, философия... | ![]() | Общая характеристика античной философии. Основные направления и школы античной философии |
![]() | Философия Древней Индии появляется в виде комментариев и древними памятниками литературы | ![]() | Занятие философия ее предмет и функции. Философия в культурно историческом контексте |
![]() | Проблема происхождения философии, ее социально-исторические и культурные предпосылки. Мировоззрение и философия. Специфика философских... | ![]() | Учебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Философия права» подготовлен на кафедре социальной философии. Философия права входит... |
![]() | Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики.... | ![]() | Классический период Древнегреческой философии. (Философия Сократа, Платона, Аристотеля) |