2. Конспекты уроков




Название2. Конспекты уроков
страница1/21
Дата публикации28.07.2013
Размер3.19 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Философия > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


УДК 376 ББК 74.3 Н62

Рецензенты:

Т. А. Крутлова. кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А. И. Герцена; Н. М. Крутицкая, Заслуженный учитель Российс­кой Федерации, директор школы для глухих № 1 Санкт-Петер­бурга; Г. А. Киреева, Заслуженный учитель школы Российской Федерации, директор школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга

Никитина М. И., Красильни копа О. А.

Н 62 Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие -СПб.: КАРО,'2006 - 256 с. - (Серия «Коррекционная педаго­гика»).

15ВЫ 5-89815-710-7

В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрыва­ются методы и формы учебной работы на уроках чтения; методика изучения произведений разных жанров; принципы и содержание сло­варной работы на уроках чтения. Представленные в пособии конспек­ты уроков раскрывают методику обучения связным высказываниям с элементами рассуждения на материале художественных текстов.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I—V курсов факультетов коррекционной педагогики и учителей начальных классов специальных школ всех типов.

УДК 376 ББК 74.3

15В\ 5-89815-710-7

Содержание
Предисловие.......................................... 4

I. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ....................... в

1. Цели и задачи уроков чтения.........................-

2. Методы и формы организации учебной работы

на уроках чтения................................... 10

3. Методика изучения произведений различных жанров .. 61

4. Словарная работа на уроках чтения.................. 91

II. РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ............... 114

1. Методическая система развития речи................—

2. Конспекты уроков................................ 152

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................... 236

ЛИТЕРАТУРА . . .................................. 247

© Никитина М. И., Красильникова О. А.. 2006

© КАРО, 2006

Все права защищены.


Предисловие
Книга, открывая удивительный мир мыслей и чувств, имеет особое значение для развития ребенка. Именно кни­га расширяет знания детей с нарушением слуха об окру­жающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся пред­ставления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истории Родины, знания о природе и обществе, нравственные понятия, нормы пове­дения и общения — все это, почерпнутое из книг, закла­дывает мировоззренческие основы развивающейся лично­сти школьника. Особенно значима эта функция книги и чтения при обучении слабослышащих и глухих детей, кон­такты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Общение с книгой содействует речевому и умственному развитию ребенка. Справедливо говорится, что чтение — основа всему учению, ибо овладение техникой чтения, умение устанавливать причинно-смысловую зависимость между фактами и явлениями положительно сказывается на осмысленном овладении основами наук.

Книга средствами художественной изобразительности, богатством и разнообразием словесного оформления вво­дит слабослышащих и глухих в мир искусства, в этот мало­известный и поначалу малопонятный, но такой необходи­мый для каждого культурного человека мир. Сотворчество музыкального и изобразительного искусств на уроке чте­ния создает необычную эмоциональную атмосферу, стиму­лирующую формирование эстетических вкусов, эстетичес­ких потребностей школьника. Не запоминание сюжета, идей, характеров литературных персонажей, а получение эстетического наслаждения от чтения должно привлекать читателя к книге. Помочь слабослышащему и глухому ученику эстетически воспринять читаемое — благородная гуманистическая задача школы.

Художественное произведение, нацеленное на общение автора с читателем, на пробуждение у него собственных суждений, мыслей, чувств, совпадающих или не совпада­ющих с мыслями автора, выполняет и коммуникативную функцию.

Задача учителя при организации всей системы работы с литературным произведением состоит в том, чтобы школь­ники осваивали содержание и форму художественного произведения в единстве, постигали образность слова и «чувствуемой мысли».

Учебные программы школ глухих и слабослышащих в настоящее время предполагают высокий теоретический уровень знаний учеников и их умение самостоятельно ра­ботать.

Данное методическое пособие написано с учетом основ­ных программных требований к знаниям и умениям уча­щихся с нарушениями слуха 1—6-х классов. Пособие по­может учителям методически грамотно решать задачи уроков чтения в свете современных требований.

В пособии определяются цели и задачи уроков чтения; раскрываются методы и формы учебной работы на уроках чтения. Оно знакомит с методикой изучения произведе­ний разных жанров в начальных классах школы для детей с нарушением слуха. Особое место отводится проблеме словарной работы и построению связных высказываний на уроках чтения.

Авторы предлагают возможные варианты уроков, но не рассматривают их как нормативные. Учитель может в практической работе найти свое методическое решение того или иного урока чтения, исходя из конкретных усло­вий.

Материал данного пособия апробировался в течение не­скольких лет в школе № 33 для слабослышащих и школе № 1 для глухих детей Санкт-Петербурга.

Авторы выражают глубокую признательность и благо­дарность педагогическим коллективам и администрации этих школ.

  1. ^ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

1. Цели и задачи уроков чтения

Для детей с нарушением слуха и речи чтение имеет ис­ключительное значение. Оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общественные явления, осо­знать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает глухих и слабослышащих с миром говорящих людей, и в этом смысле она определенным образом влияет на процесс реабилитации лиц с нарушением слуха. В учеб­ном плане школ для детей с нарушением слуха предусмотре­ны уроки чтения в 1—6-х классах, литературного чтения в 7—10-х классах и литературы в 11—12-х классах. Кроме того, уделяется большое внимание самостоятельному чте­нию книг дома. Все усилия педагогов должны быть направ­лены на то, чтобы воспитать у слабослышащих и глухих детей потребность в чтении, привить им любовь к книге.

На протяжении 60—90-х годов XX века цели и задачи уроков чтения периодически изменялись, что, в свою оче­редь отражалось на методике преподавания.

В 50—60-е годы XX века цель чтения определялась как всестороннее развитие детей, но основной акцент делался на расширение кругозора, обогащение их знаниями. Веду­щими задачами уроков чтения в тот период были образо­вательно-познавательные. Не случайно и сами уроки назы­вались уроками объяснительного чтения, т. е. имелось в ви­ду, что чтение должно объяснять детям явления в природе и обществе, поступки человека. Эти задачи помогала ре­шать словарная работа, которая предполагала объяснение лексики, ее расширение и уточнение, что способствовало более полному освоению содержания читаемого текста.

В 70—80-е годы XX века при той же цели уроков чте­ния (всестороннее развитие детей) задачи изменяются: де­лается акцент на этико-эстетическое воспитание, предпо­лагающее воздействие на духовное начало в ученике. В этих условиях термин «объяснительное чтение» было за­менено термином «чтение и развитие речи», ведущими стали воспитательные задачи. Решение этих задач было нацелено на более полное использование воспитательных возможностей художественной литературы. Чтение про­изведения на уроке предполагало расширение знаний, формирование собственной позиции по отношению к вос­принятому материалу. Педагог не только разъяснял сло­варный состав самого произведения, по и вводил мораль­но-этическую лексику, необходимую для оценки поведения и характера литературного персонажа.

В 90-е годы XX века выдвигается новая цель чтения — формирование культуры чтения школьников, что являет­ся составной частью общекультурного развития человека. Понятие «культура чтения» включает в себя любовь к чте­нию, радость от общения с книгой, способность к эстетиче­скому восприятию, наличие высокого литературного вку­са, интереса к литературному процессу, к жизни книги. Отношение читателя к книге должно основываться на зна­нии истории, понимании произведения как продукта творческого труда писателя, как незаменимого источника знаний о мире, жизни, людях и самом себе. Исходя из та­кой высокой цели уроков чтения, соотношение решаемых на уроке задач принципиально меняется.

Культура чтения предполагает умение школьника глу­боко и полно воспринимать читаемое, осмысливать, сопе­реживать, оценивать прочитанное в единстве идейно-тема­тического содержания и эмоционально-эстетического сво­еобразия произведения. При таком подходе к чтению все задачи (образовательно-познавательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и эстетические) одинаково значимы, но все же отношение к читаемому произведению на уроке прежде всего должно быть эстетическим. Каждое

произведение или даже отрывок из него должны осваи­ваться школьниками как художественная ценность, а не источник знаний или учебник жизни.

Эстетическое восприятие произведения предполагает понимание того, что и как изобразил писатель, зачем и ка­кими средствами он рассказывает о событиях, явлениях природы, об обществе и людях, как мы воспринимаем его мысли и чувства; при этом не снимаются образовательно-воспитательные задачи уроков чтения.

На уроках чтения в школе для детей с нарушением слуха решаются три большие группы задач: образовательно-по­знавательные, воспитательные (в том числе и эстетические), коррекционно-развивающие. Каждая группа представляет собой комплекс знаний и умений, которыми должны овла­деть ученики за годы обучения в 1—6-х классах.

К образовательно-познавательным задачам можно от­нести:

• формирование навыков правильного, беглого, созна­тельного и выразительного чтения;

• формирование умений анализировать читаемые текс­ты (в объеме требований программы каждого класса);

• уточнение и расширение знаний школьников об объек­тах окружающего мира, жизни людей, животных, рас­тений, о человеке и его духовном мире; сообщение све­дений о писателе, эпохе, отраженной в произведении;

• обогащение учащихся знаниями о литературе, смеж­ных видах искусства;

• развитие навыков устной и письменной речи школь­ников.

Часть названных задач определена в школьных про­граммах по чтению, часть же из них учитель должен сам сформулировать при изучении того или иного произведе­ния исходя из его тематики и проблематики.

К воспитательным задачам относятся:

• разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литера­туры;

• формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; кри­тически их осмысливать, выражать собственное пони­мание событий, характеров персонажей;

» формирование индивидуально-личностного эстетиче­ского восприятия текста, интереса к чтению, к твор­ческой читательской деятельности, формирование эс­тетического вкуса.

Эти задачи определяются педагогом исходя из особен­ностей самого произведения, уровня общего и речевого развития школьников, их читательских умений, нравст­венного и эмоционального опыта.

К коррекционно-развивающим задачам можно отнести:

• обогащение словарного запаса школьников, уточне­ние значений слов, преодоление аграмматизмов и не­достатков произношения;

• создание условий для речевого общения учащихся на уроке, расширение их речевой практики;

• развитие слухового восприятия детей путем опозна­ния, различения на слух слов, фраз, текстов изучае­мых художественных произведений;

• развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, форми­рование интеллектуальных, организационных уме­ний.

Обозначенные выше три группы задач решаются на уро­ке взаимосвязанно, с учетом специфики литературного произведения и этапа его изучения в соответствующем классе. При планировании урока выделяются, естествен­но, только главные задачи, которые определяются особен­ностями работы с текстом на данном этапе. Первый этап изучения произведения — целостное эмоциональное первичное восприятие текста. На этом эта­пе важно актуализировать прежний опыт школьников, уточнить и расширить их знания, умение соотнести свой опыт с прочитанным, вызвать интерес к произведению, оказать помощь в его осмыслении.

Второй этап — анализ текста, углубленное восприя­тие произведения. На этом этапе надо научить школьни­ков анализировать события, поступки персонажей, видеть позицию автора, его мысли, чувства, те языковые сред­ства, которыми он рисует ту или иную картину.

Третий этап — целостное эстетическое восприятие произведения, обобщение воспринятого. На этом этапе школьники совершенствуют умение целостно восприни­мать прочитанное, формулировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведения, выражать соб­ственное отношение к прочитанному и автору произведе­ния.

Например, при изучении сказки «Снегурочка» в 3-м классе педагогом решаются следующие задачи:

1-й урок — актуализация прежних знаний учащихся о сказках, расширение этих знаний; целостное эмоцио­нальное восприятие сказки; осмысление ее содержания; решение коррекционных задач;

2-й урок — совершенствование правильного, беглого сознательного и выразительного чтения учащихся; фор­мирование умений анализировать текст сказки, проведе­ние коррекционной работы;

3-й урок — целостное эстетическое восприятие сказ­ки, формирование умений пересказывать ее, оценивать поступки персонажей, раскрывать идейно-художествен­ную выразительность сказки; пробуждать интерес к чте­нию и творческой деятельности.

^ 2. Методы и формы организации учебной работы на уроках чтения

Сознательность чтения достигается всей системой рабо­ты педагога — от вводного занятия по тексту до заключи­тельного. Рассмотрим методы и приемы, которые целесо­образно применять в процессе разбора текста,

10

Осмысление произведения — сложный аналитико-синтетический процесс, в котором можно выделить несколько этапов.

Первый этап —понимание предметной стороны чита­емого произведения, осмысление фактического материала.

Второй этап — установление причинно-следствен­ных отношений между персонажами или событиями, оп­ределение мотивов поведения литературных героев.

Третий этап — проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.

Все три этапа неразрывно связаны между собой и пред­ставляют единый аналитико-синтетический процесс.

На первом этапе работы с текстом целесообразно ис­пользовать приемы, помогающие школьникам предста­вить ситуацию, меняющиеся картины, осознать поступки действующих лиц. Например, драматизация отдельных фраз и эпизодов, работа по конструктивной картине, дет­ское иллюстрирование, составление картинного, а потом словесного плана, пересказ прочитанного, беседа воспро­изводящего характера, выборочное чтение.

На втором этапе работы с текстом определяются смыс­ловые взаимозависимости между отдельными объектами, персонажами, их поступками. На этом этапе рекоменду­ются беседы аналитического характера, выборочное чте­ние и выборочные пересказы, словесное рисование, срав­нение описаний в одном и том же и разных рассказах, сопоставление литературных персонажей, нахождение об­щего и различного между ними, постановка проблемно-познавательных задач, требующих доказательности суж­дения.

Третий этап — обобщение прочитанного, формулирова­ние темы и идеи произведения, выражение собственного от­ношения к литературным героям и всему произведению. Учителю целесообразно использовать творческие задания: придумывание иного заглавия к рассказу, продолжение рассказа, высказывание собственного аргументированного суждения о персонажах и обо всем рассказе, постановка

11

проблем морально-этического плана, сравнение прочитан­ного произведения с другими рассказами по той же темати­ке, сопоставление прочитанного с диафильмом или кино­фильмом, с произведениями изобразительного искусства.

В процессе работы с текстом учитель должен выбрать те методы и приемы, которые соответствуют задачам урока и специфике самого художественного произведения.
Виды чтения

На каждом уроке в зависимости от его цели чтение при­меняется в разных видах и в разных сочетаниях: сплош­ное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чте­ние цепочкой по предложению. Чтение отдельных труд­ных слов, чтение' предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям и наизусть применя­ется в 1—3-х классах, когда перед учителем стоит основ­ная задача — выработать у детей с недостатком слуха на­выки чтения.

Различные виды чтения сочетаются с беседой по содер­жанию, с драматизацией отдельных моментов, рассматри­ванием рисунков, но в центре внимания остается само чте­ние (учителем или самостоятельное чтение учеников).

По мнению современных методистов, в 1-м классе один текст следует прочитывать не менее пяти раз. Как же до­биться, чтобы каждый раз чтение вносило в работу уча­щихся что-то новое и интересное? Рассмотрим проведение одного урока чтения в 1 -м классе.

Тема: рассказ «Еж».

Задача: ознакомить с содержанием рассказа.

Урок начинается с фонетической зарядки, материал ко­торой связан с темой урока. Ученики читают:

- Еж, еж, где живешь?

Еж, еж, что несешь?

— Я живу в густом лесу,

В норку яблоки несу.

Чтение этого шутливого стихотворения проводится коллективно и индивидуально, возможно чтение педаго­гом как образец. Затем проводится беседа о еже. Учащиеся рассматривают чучело ежа, рассказывают, где и когда ви­дели его. В процессе беседы педагог объясняет ряд новых слов и выражений: еж свернулся клубком, еж не шевелит­ся, ежиный носик. Эти слова, записанные на доске, прочи­тываются учениками вместе и индивидуально.

Далее учитель сам читает рассказ. Затем ученики про­читывают рассказ про себя. Выяснив, о чем этот рассказ, учитель предлагает детям читать текст вслух (с места или у стола педагога). Начинается беседа по содержанию про­читанного. Ответы учащихся сопровождаются чтением со­ответствующих предложений рассказа. В беседе еще раз проверяется понимание слов, они не только объясняются, но и прочитываются с соблюдением правил орфоэпии. Трудные слова (свернулся, развернулся и т. п.) составля­ются из разрезной азбуки и прочитываются. Завершается урок беседой о том, что нового узнали дети о еже.

Для развития навыков правильного чтения можно предложить следующие методы и приемы:

• чтение труднопроизносимых слов текста;

• чтение слов, фраз, отрывков текста с соблюдением пра­вил орфоэпии, словесного и логического ударения;

• различение на слух предложений, фраз, отдельных слов;

• чтение текста по предложениям, частям, целиком;

• предварительный звуковой и слоговой анализ слова;

• выяснение значения слова;

• специальная обработка (йотирование, расстановка ор­фоэпических знаков) текста до его чтения;

• многократное чтение текста в различных вариантах.

В 4—6-х классах объем изучаемых литературных произ­ведений увеличивается, и задачи уроков чтения усложня­ются. Не забывая о технике чтения, больше внимания уде­ляется пониманию идейной направленности произведения,

13

овладению выразительными средствами языка. Но и в этих классах по-прежнему чтение на уроке обязательно, хотя его виды несколько меняются. Чтение учителем и сплошное чтение всего текста учениками на уроках значительно сокращается, гораздо больше времени отводится самосто­ятельному чтению учащихся.

Для приучения детей с нарушенным слухом к самостоя­тельному чтению вводится опережающее чтение некото­рых рассказов. Еще до работы над текстами в классе уча­щиеся знакомятся с их содержанием самостоятельно. В 5-м классе количество рассказов, читающихся по прин­ципу опережающего чтения, увеличивается, а в конце 6-го класса учащиеся переходят к самостоятельному чтению произведений до их изучения в классе. Это требование не распространяется на изучение басен и лирики, с которыми впервые встречается ученик на уроке после подготови­тельной работы педагога.

Самостоятельным чтением учащихся обязательно руко­водит учитель, используя следующие приемы: рекоменда­ции, консультации, просмотр диафильма или иллюстри­рованного материала по изучаемой теме.

Выразительное чтение широко применимо в школе. Оно означает умение раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в тексте, показать отно­шение автора к событиям и поступкам героев, передать эмоциональную тональность, присущую произведению.

Передача собственного чувства, своего отношения к изображаемому — основа выразительного чтения. Суще­ствуют и определенные правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударе­ния и пауз, интонационная окрашенность. Все эти сред­ства выразительности взаимосвязаны.

В методике чтения определяются следующие приемы обу­чения выразительному чтению: чтение учителя как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.


Школьники вместе с педагогом выделяют слова, кото­рые должны звучать громче или на которые падают смыс­ловые ударения, обозначают логические и психологические паузы, выделяют части или картины, определяют настрое­ние, с каким надо читать каждую часть, выделяют глав­ную мысль произведения, высказывают общее впечатле­ние о прочитанном произведении. После составления партитуры проводится тренировка в выразительном чте­нии. Затем ученикам предлагается составить иную парти­туру чтения, выделив интонацией другие слова.

Выделяются следующие методы и приемы формирова­ния выразительного чтения:

• различение на слух фраз со сходной и различной ин­тонацией;

• различение на слух текстов различной интонацион­ной окрашенности;

• упражнения в тренировке техники чтения, чтение предложений с выделением пауз, словесного и логи­ческого ударения;

• ответы на вопросы, поставленные к отдельным словам предложения;

• чтение по ролям;

• заучивание наизусть;

• коллективная декламация.

^ Выборочное чтение учит детей с нарушенным слухом ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отде­лять главное от второстепенного, подготавливает учащих­ся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений. Выборочное чтение используется после само­стоятельного или коллективного чтения рассказа в классе и является переходным мостиком от восприятия сюжета к его осмыслению и анализу.

Выборочное чтение имеет несколько разновидностей, использование каждого вида обусловлено конкретными задачами, стоящими перед педагогом на уроке. Если цель урока — выяснить понимание сюжета, то выборочное чтение

применяется вместе с беседой по фактическому материа­лу. Конкретные вопросы нацеливают учащихся на подбор фактических данных из текста. Например, по рассказу В. Бианки «Заяц на дереве» ученикам предлагаются за­дания:

1) Прочитайте, что произошло с зайцем в первый, во второй и на третий день.

2) Расскажите, как заяц спасался от воды.

3) Как можно помочь зайцам, попавшим в беду?

В соответствии с поставленными вопросами школьники выбирают отрывки из рассказа и прочитывают их в клас­се. После чтения отрывка передают его содержание свои­ми словами.

В младших классах выборочное чтение используется для понимания внешней, предметной стороны текста или отдельных признаков (как, например, в стихотворении А. Преображенского «Осенние приметы»). Школьники учатся выбирать из текста отдельные слова, словосочета­ния, фразы, с помощью которых автор словесно рисует ту или иную картину, описывает то или иное событие.

В 4—6-х классах выборочное чтение применяется не только для понимания предметной стороны текста, но и для анализа содержания, когда нужно охарактеризовать событие, ситуацию, выяснить мотивы поступков персона­жа и дать им оценку. В этом случае выборочное чтение со­четается с беседой аналитического характера. Сам харак­тер вопросов требует от учащихся выбрать из текста отдельные фразы, а иногда и отдельные слова для под­тверждения высказанной мысли, для доказательности вы­сказывания. Например, при изучении рассказа С. Аксако­ва «Ледоход на Белой» можно предложить выборочное чтение эпизодов (корова и собаки на льдине), выборочное чтение глаголов, передающих состояние природы. Выбо­рочное чтение отрывков, связанных единой темой, гото­вит школьников к выборочному пересказу.

Выборочное чтение применимо и в процессе анализа со­держания, когда рассматриваются литературные персонажи

и их характеры. Для доказательности суждений школьни­кам предлагается выбрать соответствующие строки из рас­сказа для подтверждения своей мысли. В процессе этой ра­боты формируется умение детей с недостатком слуха анализировать текст, систематизировать фактический ма­териал по разным параметрам.

Например, в процессе анализа рассказа Д. Мамина-Си­биряка «Кормилец» обращается внимание на поведение и чувства Прошки утром, перед уходом на работу, по дороге на фабрику. Выборочное чтение выражений глаза слипа­лись, голова давила, как котел, давит смертный сон и др. позволяет показать, как трудно было мальчику выполнять взрослую работу, как тяжело и горько было его детство.

Выборочное чтение широко применяется и в старших классах на уроках литературы. Тем важнее приучить школьников к подобной работе еще на уроках чтения в младших классах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Конспекты уроков iconУроки Трезвости: Россия скоро станет трезвой страной!
Уроков Трезвости 11 молодых специалистов. Изучали Теорию Трезвости, педагогику, психологию, методику преподавания Теории Трезвости,...

2. Конспекты уроков iconАрцишевская И. Л. А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий
А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. М.: Книголюб, 2008. 72 с. (Психоло­гическая служба.)...

2. Конспекты уроков iconКонспекты лекций Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е....
Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010

2. Конспекты уроков icon17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической...
Формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Форма обучения представляет...

2. Конспекты уроков iconРасписание уроков на 2011/2012г

2. Конспекты уроков iconФельденкраиз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков/Пер с англ. М. Папуш

2. Конспекты уроков iconФельденкраиз М. Сознавание через движение: двенадцать практических уроков/Пер с англ. М. Папуш

2. Конспекты уроков iconКонспекты 11 глав глава «Что такое сильный бренд?» История бренда Kodak
Охватывает все рынки и товары, тогда как слоган чаще имеет ограниченную сферу применения

2. Конспекты уроков iconЯзык Pascal в популярном изложении (конспекты лекций с задачами)
Любой алгоритм представляет собой не что иное, как последовательность действий над величинами. Различают постоянные и переменные...

2. Конспекты уроков iconКонспекты по истории педагогики
Коменский Я. А. Великая дидактика. / Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов