Лекция 1: Понятие философии




НазваниеЛекция 1: Понятие философии
страница1/14
Дата публикации30.07.2013
Размер1.56 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Карпицкий Н.Н. Курс “Философия”

Весь курс состоит из трех частей

1 Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской философии.

2 Философские проблемы сознания. Бессознательное, мифологическое сознание, историческое сознание, время как проблема сознания.

3 Философия человека. Определение понятий “человек”, “личность”, “свобода”, “тело”, “смерть”.
Часть 1

Лекция 1: Понятие философии




Философия как самостоятельная система знания зародилась в древней Греции две с половиной тысячи лет назад. Индийская философия не менее древняя, однако, в Индии философия настолько была тесно переплетена с религией, что невозможно их четко разграничить. Философия может существовать в произведениях искусства, и, прежде всего – в художественной литературе. Сама жизнь человека может выражать определенную философскую позицию, и для этого не обязательно писать философские трактаты. Иначе говоря, философией мы называем не только теоретическую дисциплину, но и выражение определенной жизненной позиции в творчестве, в искусстве, в поступках и действиях.

Однако не всякое выражение жизненной позиции является философией. В связи с этим возникает проблема определения философии, однако, философия существует в разных культурах и разных эпохах, в силу чего настолько трудно выразить ее общее понимание, что пессимисты утверждают, что это невозможно. Крайним выражением этой позиции является: а существует ли философия как единое явление, либо же мы называем общим словом различные по своей природе явления?

С подобной трудностью мы столкнемся, если возникнет необходимость определить не только философию, но медицину как единое явление, которое существует в разных культурах и разных эпохах. Достаточно легко дать определение современной медицины, используя понятия, характерные для европейской науки. Но как определить медицину как общее явление и для древнего Китая, и для античности, и для древнего Египта, и при этом не смешивать ее с немедицинскими методами врачевания (шаманизм, магия и т.д.)? Тем не менее, мы интуитивно знаем, что медицина существует как единое явление. Хотя с каждой эпохой менялось представление о философии, и в настоящее время у нас нет общепринятого ее определения, тем не менее, мы уже имеем интуитивное знание, что такое философия как единое явление.
Интуитивное понимание философии на основе философствования
В каждом человеке заложена интуиция, позволяющая отличить философский текст от художественного, научного или любого другого. Человек обладает этой интуицией еще до начала систематического изучения философии, и, следовательно, он уже каким-то образом был причастен философии. Эта причастность заключается в том, что каждый человек философствует.

Философствование – это процесс ценностного самоопределения человека по отношению к себе, к жизни, к миру, к другому человеку, существу или к Богу.

Самоопределяясь, он находит свое место в жизни и выбирает цели, определяет, что является для него ценным, ради чего можно прикладывать усилия и вообще жить. В результате философского самоопределения возникает ценностное восприятие жизни.

^ Ценности – это такие смыслы, благодаря которым человек осознает значимость действий, поступков, событий.

С утратой этих ценностей человек перестает ориентироваться в жизни и не знает, ради чего вообще стоит напрягаться. Такие потерявшиеся в жизни люди спасаются тем, что принимают внешнюю систему ценностей, сформированную в определенной социальной среде. Однако такой выход тормозит развитие их как личностей, ведь личность формируется в свободном выборе собственных жизненных ценностей и целей. Именно поэтому самоопределение как акт философствования является условием формирования личности.

На основе собственной способности к самоопределению человек способен узнавать в качестве философского смысла выражение ценностного самоопределения другого человека, даже если это самоопределение выражено не в философском трактате, а в религиозной или нравственной проповеди, в образе жизни, в литературном произведении или в кинофильме. Интуитивное узнавание иного самоопределения есть понимание другого человека. Это понимание и является главной целью философии.

^ Главная цель философии – это понимание: понимание собственного самоопределения жизни, понимание самоопределения другого человека и личного жизненного опыта.

Однако, хотя все люди философствуют, ценностно самоопределяются, и способны интуитивно понимать самоопределение другого человека, тем не менее, на основе только этого они еще не становятся философами. Философия формируется тогда, когда человек не только понял себя и другого, но нашел способ стать понятным для другого. Ради этого и создаются философские тексты.

Предварительное интуитивное определение философии: философия – это способ теоретическими средствами сделать понятным для другого себя и собственное самоопределение в жизни.

В повседневном же общении люди под привычными словами и вещами понимают и видят нечто свое и проецируют собственные представления друг на друга. Например, каждый понимает любовь уникально, по-своему, но для выражения этого обычных слов не хватает. Общепринятое понятие любви закрепляется через соотнесенность с типичной ситуацией, описанной в литературе и проигранной в кинофильмах. Мужчина говорит женщине: “Я люблю тебя”, женщина отвечает так же. Каждый понимает по-своему, и полагает, что другой испытывает то же, что и он сам. У обоих создается впечатление, что они поняли друг друга. Эта проблема подмены понимания проекцией собственных представлений приводит к личным трагедиям. Философия возникает, когда создаются теоретические условия преодоления подобных взаимонепониманий, к числу которых относятся философский язык и философская система. Однако эти теоретические условия тоже должны быть поняты, что требует определенных усилий.
Три уровня понимания философии
Понимание философии имеет три уровня:

1 (терминологический) уровень изучения философского языка (узнаются и изучаются философские понятия);

2 (концептуальный) уровень понимания всей философской системы, в контексте которой становится понятным индивидуальный философский язык;

3 (жизненный) уровень осознания и раскрытия жизненного опыта, который стоит за данной философской системой.

Нередко приходится встречать мнение о том, что изучение философии заключается в понимании философских систем. На самом деле можно досконально изучить всю философскую систему Платона, Аристотеля и Канта, выучить все понятия и все их возможные взаимосвязи, и при этом ничего не понять в их философии. Бывает и обратное. Человек, только начиная читать классика философии, интуитивно схватывает тот личностный опыт, который стоит за этим текстом, и дальнейшее знакомство с философом больше будет напоминать не обучение, а вспоминание, когда читатель спонтанно начинает предвосхищать мысль автора. В связи с этим можно выделить три уровня понимания философии. Терминологический уровень – понимание слов, концептуальный уровень – понимание философской системы, и жизненный уровень – понимание личного опыта философа, выраженного в философской системе. Первое препятствие к пониманию связано с тем, что мы вкладываем собственное значение в терминологию философа, и тогда непонятным становится все. Понять терминологию можно лишь через общий контекст, который выражается в философской системе, раскрывающей целостный взгляд на мир. Понимание философии происходит не так как в науке, путем постепенного освоения, а скачкообразно, как озарение: вот только что еще все казалось непонятным, но как только улавливается общий контекст, все сразу обретает смысл. Это уже концептуальный уровень понимания, когда проясняется философская система, которая задает контекст. Однако и это еще не дает понимания философии, так как все еще остается не проясненным вопрос, а зачем вообще нужно было создавать эту философскую систему? Соответственно, понимание философии, которое тоже носит скачкообразный характер достигается лишь на третьем уровне, как новое озарение – когда открывается тот жизненный опыт автора, ради выражения которого и была создана философская система.
Уровни понимания философии Фалеса Милетского
Я рассмотрю процесс понимания философской системы, обращаясь к первому древнегреческому философу - Фалесу из Милета (VI в. до н.э.). Фалес первоначалом всего считал воду. Путем сгущения или разряжения воды получаются другие первоэлементы, из которых состоит наш космос: земля, огонь, воздух. Комбинации этих первоэлементов создают все наблюдаемые нами вещи.

Рассмотрим на первом терминологическом уровне понимания значение слова «вода». Если под этим словом понимать ту воду, которая течет из водопроводного крана, то система Фалеса для нас будет казаться несколько бессмысленной. К сожалению, в современной литературе часто встречается ошибочная проекция современного смысла на философское понятие воды у Фалеса. Что именно Фалес называл водой можно понять из философской системы в целом, т.е. необходимо подняться с терминологического уровня на концептуальный. Фалес раскрывает этапы становления космоса (миропорядка) из хаоса (первоначального неупорядоченного состояния). Соответственно в качестве первоначала Фалес имел в виду «первозданные воды», символизирующие хаос. Обычная вода обладает множеством свойств, и ее бесформенность – одно из многих. Это свойство заключается в том, что вода всегда принимает форму сосуда, не имея собственной определенной формы. Если мы выделим свойство бесформенности в чистом виде, отрешаясь от повседневного понятия воды, то приблизимся к пониманию значения «первозданных вод». Вода у Фалеса – символ хаотического смешения физических и психических элементов, всеобщая недифференцированность.

Однако для понимания Фалеса недостаточно понимания только его языка и его философской системы. Ведь в этом случае мы еще не знаем, зачем Фалесу вообще потребовалось создавать свою философию, а еще не можем знать, зачем ее изучать. На третьем уровне понимания мы должны раскрыть жизненный опыт, который выражается в философии Фалеса и понять его ощущение жизни.

С позиции Фалеса мир – это единый становящийся процесс, в котором элементы вещества переходят друг в друга. Жизнь неотделима от вещества, поэтому она также постоянно видоизменяется, но не уничтожается. В этой системе немыслима смерть как полное уничтожение и окончательное исчезновение, но также отсутствует представление об особой духовной сфере посмертного обитания душ.. Человек лишь на время выделяется из природы, а потом вновь возвращается в нее. Благодаря такому пониманию человек осознает себя неотъемлемой частью всеобщего природного становления, космоса в целом. Через философскую систему Фалеса мы понимаем не только автора, но и вообще мироощущение античного человека, и особенность античной культуры в целом.

Благодаря третьему жизненному уровню понимания философии человек преодолевает ограниченность социально обусловленных шаблонных представлений о мире, расширяет свой опыт жизни, обогащаясь опытом людей других культур и других эпох.
Каждая философская система совершенно индивидуальна т.к. она создана на основе личного жизненного опыта философа.

^ Жизненный опыт – совокупность всего, что оказало влияние на формирование личности человека.

Жизненный опыт может включать переживания, события внутренней жизни, внешние события, которые привели к изменениям внутри личности, эмоции, чувства и т.п., и его следует отличить от эмпирического опыта.

^ Эмпирический опытпознаваемое опосредовано органами ощущений через наблюдение, измерение и эксперимент.

В этом состоит одно из отличий философии от науки: в основе философии всегда лежит личный жизненный опыт, а в основе науки – опыт эмпирический.
Философская система теоретическим путем раскрывает философскую интуицию.

^ Философская интуиция – это способность выделить истину, самоочевидность которой удостоверяется на основе жизненного опыта.

Не всякая истина может претендовать на статус философской интуиции, т.е. иметь влияние на личность. Например, для одного человека добро является абсолютной ценностью, а для другого – условным понятием, которым более или менее удобно оперировать в повседневной жизни. Спор между этими людьми логически неразрешим. Человек готов отстаивать только те убеждения, которые позволили ему осознать себя как личность, т.е. входят в его жизненный опыт.
Определение философии
Поскольку нельзя дать общезначимого для всех определения философии, можно пойти другим путем - дать разные определения философии, каждое из которых открывало бы какую-либо существенную сторону философии.

Определение Спиркина из Философского энциклопедического словаря. (М.: Советская энциклопедия, 1983):

Философия - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Достоинство этого определения в том, что здесь показывается обобщающий характер философии, взгляд с позиции целостности. Тем самым подразумевается метод философии – метод смыслового обобщения. Недостатки определения: во-первых, вызывает сомнение, является ли вообще философия наукой; во-вторых, не показана личностная компонента философии, т.к. не бывает философии общей для всех, философия всегда личностна.

В последних философских словарях приводится определение В.С. Степина:

Философия - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Здесь уже показан не только обобщающий характер философии, но и соотнесенность философского знания с человеком. Аналогично В.Н. Сагатовский характеризует философию как самосознание целостного человеческого отношения к миру и предлагает такое определение:

^ Философия – категориальная рефлексия мировоззрения.

Слова в данном определении требуют пояснения. Слово “рефлексия” переводится как мышление. В философском языке

^ Рефлексия – мышление, направленное на осмысление и обоснование собственных предпосылок, предполагает обращенность сознания на себя.

Категории – философские понятия, которые носят предельно общий характер (например: пространство-время, вещь-событие, общее-особенное, единое-многое и т.д.)

^ Мировоззрение – система целостного взгляда на мир.

А.Н. Книгин предлагает такое понимание: «философия — одна из областей духовного отношения человека к миру наряду с другими духовными явлениями: религией, наукой, художественно-эстетическим и нравственным сознанием, и не отделена от них непроходимой пропастью. Предметная область философии не ограничена, но способ опрашивания (характер проблем) специфичен: обо всём философия спрашивает таким образом, что вопрос в конечном счёте упирается в отношение человека к миру в наиболее абстрактном выражении того и другого. Методом философии является спекулятивно-теоретическое мышление, т.е. мышление, выстраивающееся не на обобщении массивов эмпирической информации, а на интуитивно найденных теоретически развёртывающихся посылках».

Книгин подчеркивает, что философия всегда раскрывает соотнесенность человека и мира, или выражаясь более точно, соотнесенность субъекта и объекта.

^ Субъект – это познающее, объект – познаваемое.

Например, математик, применив свой математический аппарат в физике, выяснил, что вселенную ждет тепловая смерть. Если это знание будет рассматриваться только как объект (вне соотнесенности с человеком), то оно будет носить чисто научный характер. Допустим, мы поставим вопрос: а как влияет на отношение человека к миру понимание того, что вселенная имеет свой конец? В этом случае концепция тепловой смерти вселенной будет рассмотрена в соотнесенности с субъектом, а это уже философия. Если мы спрашиваем, как приживется данный трансплантат, то ставим вопрос чисто научно, но если мы спрашиваем, а как измениться отношение человека к жизни в связи с трансплантацией, то это уже философский вопрос.

Признавая ценность предыдущих определений, я предлагаю свое, которое подчеркнет еще одну сущностную сторону философии, а именно – способ философского обоснования.

философия – это путь индивидуального осмысления общезначимого содержания на основе личного жизненного опыта.

Философ не просто выражает свою позицию, но и показывает весь путь мысли от исходной философской интуиции к общезначимому содержанию. Читатель философского произведения совершает обратный путь. Сначала он находит в книге нечто общезначимое, что ему понятно, затем воспроизводит весь ход мысли философа, благодаря чему начинает понимать его жизненный опыт и исходную философскую интуицию. Философская истинность заключается в том, что жизненный опыт автора адекватно выражен в философской системе. Поскольку жизненные опыты различны у разных людей, соответственно должны быть различные философские системы, которые могут носить взаимоисключающий характер. И хотя спор между различными философскими позициями логически неразрешим, тем не менее, всякое философское утверждение должно быть обосновано. Философская обоснованность заключается в том, что ход мысли логично излагается так, что его может воспроизвести другой человек независимо от того, согласен ли он с автором или нет.
Основной вопрос философии
В советских учебниках говорилось, что основной вопрос философии в том, что первично, материя или сознание. Я полагаю, этот вопрос далеко не главный. Есть более важные философские вопросы, например, смысл жизни. Но если все философские вопросы свести к самому общему, то, я полагаю, он будет таков:

Что есть первичная очевидность?

Философия развивается через новую постановку вопроса о действительности. Повседневный человек считает первично очевидным то, что непосредственно видит. Аристотель, который видел начало философии в удивлении, поставил под сомнение привычное и повседневное и стал искать первоначала в бытии. Все развитие европейской философии демонстрирует поиск первичных принципов бытия или познания, из которых мы можем понять наш мир. Каждый этап развития философии связан с тем, что под сомнение ставилось то, что раньше казалось очевидным. В каждой культуре по-своему понимается первично очевидное, и когда мы философски спрашиваем о нем, то открываем возможность понимания других культур.
Философский талант
Вся философская литература делится на два блока:

1 первоисточники – это те произведения, в которых выражаются новые, ранее не выраженные, идеи и позиции;

2 исследовательская и учебная литература.

Разница между ними такая же, как разница между художественными произведениями и литературной критикой. Для создания первых нужен талант, для создания вторых достаточно иметь профессиональные навыки.

Конечно, первый блок гораздо менее обширен по объему, чем второй. Это нормально, т.к. увидеть и раскрыть новое гораздо сложнее, чем открыть что-либо в рамках уже известного. Для того чтобы создать действительно новое философское произведение, которое попадет в ряд первоисточников, нужен философский талант.

Философский талант заключается в жизненной направленности на новое, способность видеть принципиально отличное от того, что заложено в тебе самом, умение замечать то, что противоречит твоим собственным убеждениям, умение разглядеть другого как другого, исходя из него самого, а не из себя и своих предрассудков.

В повседневности оно проявляется в личностном общении как умение понимать Другого в том, в чем тот не похож на тебя. Если мужчина видит в женщине только урезанную копию себя, считая, что он по природе умнее и способнее женщин, ему уже никогда философом не бывать.

Еще одна форма проявления философского таланта – это умение видеть удивительное и необычное в повседневном. Такой способностью обладают и дети, которые постоянно видят чудеса, не укладывающиеся в картину мира взрослого. Однако по мере взросления, они приучаются к мысли, что всего этого «не бывает». Становясь взрослым, человек вытесняет из своей памяти полное чудес детство. Именно в этой несовместимости картины мира ребенка и картины мира взрослого причина детской амнезии, а вовсе не в сексуальных комплексах, как считал Зигмунд Фрейд. Человек начинает воспринимать только те факты, для которых уже имеется объяснение, необъяснимое же просто перестает замечаться. Обычный человек не видит чудеса. И если я скажу ему, что видел нечто удивительное, например, живого гнома, он будет считать меня обманщиком до тех пор, пока не найдет какое-нибудь объяснение. Например, что я принял бомжа за гнома. Факт признается только после того, как придумано для него объяснение. Увидеть факт, который еще не объяснен и противоречит собственным представлениям для обычного человека очень трудно.

Философ отличается от обычного человека тем, что сначала обращает внимание на факты, а уже потом ищет для них объяснений. Он знает, что факты не должны заранее соответствовать нашим интерпретациям и убеждениям.

Эта направленность на новое, которая и составляет философский талант, позволяет делать открытия и изобретения в любой области, какой бы человек ни занимался. Если он ученый, то он будет делать такие научные открытия, которые представляют собой скачки мысли. Чтобы стать выдающимся ученым, вполне достаточно быть хорошим исследователем, обобщающим предыдущие знания, подтверждая их экспериментально или выводя из них правомочные выводы. Если же ученый совершает скачок, открывает нечто, что непосредственно не вытекает из предыдущего, то этим он, как минимум, открывает принципиально новое научное направление и всегда входит в пантеон гениев науки. Для философа же открытие принципиально нового – это обязательное условие, а не исключение. Поэтому, если философ займется изучением любой отрасли знания, он, в силу своей привычной установки, и там тоже будет делать принципиально новые открытия.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 1: Понятие философии iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...

Лекция 1: Понятие философии iconЛекция 1
Лекция категория бытия в философии. Понятие бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия

Лекция 1: Понятие философии iconПроизошло от греческих слов фелео и сопио- что означает любовь к...
Понятие и сущность философии, ее место и роль философии в жизни человека и общества. Проблема происхождения философии

Лекция 1: Понятие философии iconПонятие философии как мировоззрение
Особенности средневековой философии (Августин Блаженный: Бытие, человек, вера и время)

Лекция 1: Понятие философии iconЛекция 14 Духовная жизнь общества
Анализ этой сферы общества является одной из главных проблем социальной философии, а также философии культуры

Лекция 1: Понятие философии iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

Лекция 1: Понятие философии iconЛекция Тема: Проблема метода в философии
Тема №4: «Проблема метода в философии. Диалектика как теоретическая система и метод познания»

Лекция 1: Понятие философии icon1. 1 Предмет и характерные черты философии науки Философия науки
Философия науки  это раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки

Лекция 1: Понятие философии iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 1: Понятие философии icon2. Занятие философия нового времени
Создание механической картины природы. Понятие субстанции в философии XVII-ХVIII вв. Проблема человека в философии просвещения (Вольтер,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов