1 Предмет и объект философии. Структура философского знания




Название1 Предмет и объект философии. Структура философского знания
страница1/5
Дата публикации30.07.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
1 Предмет и объект философии. Структура философского знания

Философия (любовь к мудрости) – это научно-теоретический тип мировоззрения

Предмет философии - это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках,

Объектом философии является мир в целом, как единое целое.

Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает разделы:

Онтология - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Аксиология – учение о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

Философскую антропологию – учение о человеке (от проблемы происхождения до космического будущего.)

Философию культуры . Философию права. Философию истории.

Историю философии. Эстетику. Этику.

^ 2 Философия и мировоззрение

Мировоззрение - обобществлённая система представлений о мире и о себе, ценностных ориентациях и волевых побуждениях, определяющих жизненную позицию личности.

Философия — это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер.

К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры,

По мере формирования культовой системы формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного — в сферу идеального, вечного, придавало смысл человеческой жизни.

Философия выросла на основе этих двух предшествующих форм

мировоззрения, но она подразумевает более высокий теоретический уровень .

^ 3 Основные функции философии

Философия (любовь к мудрости) – это научно-теоретический тип мировоззрения

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в обществе, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции философии:

1) логическая -содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

2) методологическая -заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета.

3) эвристическая - проявляется в возможности получения новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения.

4) мировоззренческая -главная функция философии так как она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

5) критическая –философия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдвижению. и критическому анализу всё новых и новых возможных подходов.

4) возрастает значение ценностно-регулятивной функции философии -усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам..

^ 4 Основные философские направления и принципы их классификации
Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято классифицировать по таким показателям (признакам):

Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.

По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической.

По той роли, которую отводит философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.

По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.

По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм.

И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.
^ 5 Античная философия: материалистические школы. Милетская школа. Атомисты.

Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логичную форму, характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что превращается, философы милетской школы искали начало происхождения и изменения всех вещей. Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес основой всего сущего считал воду. Все остальное возникает путем «сгущения» и «разрежения» этой первоматерии.

Анаксимандр считал, что Земля свободно парит в пространстве. Первым изобрел географическую карту, отец эволюционной теории – человек произошел от существ в воде. Искал первооснову – беспредельное -- Апейрон (это не вода, не воздух – это целое, безграничное в пространстве и во времени).

Анаксимен считал первоосновой воздух, разрежения которого приводят к возникновению огня, а сгущения вызывают ветры – тучи – землю – камни.

Атомисты: Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство - великая пустота, в которой лежат неделимые атомы, которые отличаются друг от друга по форме, расположению. Когда атомы сталкиваются следует образование вещи. Эпикур: наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно они падают, но иногда сталкиваются. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов.
^ 6 Античная философия: идеалистические школы ( пифагорейцы, элейская школа)
Отличительная черта античной философии - формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логичную форму, характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы

Пифагорейская школа. Пифагор - основатель первых математических представлений (все вещи есть числа). В основе мира вещей и людей лежат числа. Ошибка Пифагора состояла в попытке представить идеальные математические объекты как мысли бога.

Гераклит: считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Он считал, что космос существует сам по себе и будет существовать вечно. Мир изменяется, но в нем существуют закономерности. Противоположности переходят друг в друга. Гераклит высказал догадку о движении, как о борьбе противоположностей. «Всё течет, всё изменяется.»

Элеаты -Ксенофан, Парменид, Зенон рассматривали мир как мир ложных мнений, т.е. мир чувств, искажающий действительный мир.. Мир неделим, неподвижен и покоится. Парменид и Зенон: мир который отражается в голове человека, иллюзорен. Движение существует в ложном чувственном восприятии, бытие - неподвижно. Ксенофан: не бог создал мир, а человек придумал бога.
^ 7 Поворот к гуманистической философии ( софисты и Сократ)

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека.

Протагор: Человек есть мера всех вещей, которые существуют. Утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-тоАбсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека.

Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя".

^ 8 Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)
Платон – идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

Правители – у них преобладает разум – это философы.

Стратеги – преобладает воля – это воины.

Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель надсословная – справедливость. Она появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу.
^ 9 Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания,

этика, учение о государстве.
Аристо́тель — древнегреческий философ и учёный

Теория познания Аристотеля строится на эмпиризме - суть вещей познаётся с помощью ощущений. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления, опыт, искусство и наука, как вершина познания.

Государство: Его задачи предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост политической власти и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и умеренная жизнь.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость и т. д. Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего»

Форма — «то, что» причина становления многообразных вещей из однообразной материи.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
^ 10 Философия средневековья и её основные проблемы ( патристика, схоластика, проблема универсалий)
В средние века христианство подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения являлась этика

Патристика - - одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. толкование священных текстов. Верь, чтобы понимать. Творим не мы, а бог творит с помощью людей

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. Невозможно определить бытие бога. Человек не может познать бога. Три доказательства бытия бога: 1) Раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Бог всесовершенен - форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует.

Реалисты считали, что подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в мире.. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.
^ 11 Томизм : учение Фомы Аквинского
Фома Аквинский— доминиканский монах, средневековый философ, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

Исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего.

Разделяет сущность и существование, что доказывает всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей ( а следовательно, Бога над окружающим миром);

выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии;
^ 12 Философия эпохи Возрождения
Эпоха возрождения – культурный период развития западной и центральной Европы 14-16 вв.

"Возрождение"- связано с тем, что делается попытка возродить идеалы античного мира

Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. Тяготея к отрицанию Бога как главной творческой силы, философия растворяет Бога в природе,

Второй важной особенностью философии этою периода является ее антропоцентризм. Именно человек становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится и центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее и одухотворенное начало.

Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота.

Творчества –первостепенное достоинствочеловека.

Велся также поиск путей согласования интересов людей. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частных интересов и индивидуализма.

Эстетическое, научное и моральное совершенствование человека- государство должно быть основано на высокой морали
^ 13 Философия Нового времени : эмпиризм Бэкона, Гоббса, Локка.
В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и использовании математики . Сложились два подхода, по-разному трактовавшие источник и природу человеческого знания -- эмпиризм и рационализм.

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека

Джон Локк обосновал происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Он доказывает, что единственным источником всех идей может быть только опыт. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. В соответствии с этим он указывает два опытных источника наших идей: ощущение и рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутреннее состояние и деятельность нашей души. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей.

Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания, делает упор на осмысление рационально-математических принципов мышления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания icon1 Предмет и объект философии. Структура философского знания
Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconПлан Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского знания
...

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconВопросы к экзамену по Философии Предмет философии. Основные исторические...
Философия и мировоззрение. Мировоззрение, его структура и функции в сознании человека

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconВопросы к экзамену. 1 Структура философского знания, его основные...

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconВведение в предмет
...

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconПредмет философии. Специфика философского знания
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Материализм и идеализм как основные философские направления

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconДоц. Плаксина О. И. Вопросы к сдаче экзамена по спецкурсу магистрантами
Охарактеризуйте специфику философского знания: объект философского исследования, особенности философских проблем. Что говорится в...

1 Предмет и объект философии. Структура философского знания iconРефератов по философии тема 1
Предмет философии. Специфика философского знания и основные составляющие философской науки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов