1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения




Название1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения
страница1/12
Дата публикации01.08.2013
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения. Мировоззрение возникло гораздо раньше, чем философия, система знаний, и представляла собой изначально стихийное знание о природе, обществе и мышлении. Оно выражалось в форме мифов, сказаний, былин и других форм (фольклор). Мировоззрение ‑ система знаний, представлений, убеждений и ценностей человека, имеющего регулятивное значение. Если это знание точное, устойчивое ‑ становится убеждением. Из убеждений формулируется определение ценности (либо на основе полученных знаний). Типы мировоззрения: антропоморфные; мифологические; религиозные; научные; философские. Соотношение мировоззрения с философией. Философия включает в себя мировоззрение. А мировоззрение включает в себя философию. Ядро – мировоззрение, а оболочка – философия. Мировоззрение как система взглядов на мир включает: познавательный аспект; ценностный аспект; поведенческий аспект. В свою очередь они могут быть представлены в эмоциональном и интеллектуальном опыте людей. Философия – теоретическое ядро мировоззрения, а убеждение – система знаний, пронизывающая сознательные и эмоциональные стороны Я ( «Я» и «Не Я»). Философия – это древнейшая наука, возникшая в 7-6 вв. до н.э. в Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Только в древней Греции философия оформилась как система знаний, как устойчивая форма общественного сознания, что происходило на протяжении многих веков. Понятие философия используется не только в узко-профессионально-научном смысле, а как система знаний вообще. Философия – греческое слово, впервые упоминаемое Пифагором в Древней Греции, означающее любовь к мудрости. В Античное время мудростью изначально называли всякое знание. Ученые, которые транслировали знание, называли мудрецами. Всякое знание-мудрость. Особо важное значение стали приобретать: постановка таких проблем как: как устроен мир, что есть человек, управляем ли мир, что есть судьба, что есть начало, что есть конец, что такое создатель, творец, бог и есть ли он? Эти вопросы стали называть лишь мудрые. Этим глобальным вопросам пытается дать ответ философия. Изучение философии признано способствованию приобретения стихийных знаний на мир человека, в строении системы взглядов (научное мировоззрение). Научную систему взглядов на мир, выражаемую в логико-теоретической форме, принято называть как рефлексия, которая необходима для приобретения мысли до уровня философской мысли. Философия, философская система строят свои знания, как рефлексия, на основе научных знаний о природе, обществе и мышлении. Обобщенные знания не только выступают как результат, но и как метод открытых новых знаний. Если обобщенные знания дают рефлексию, то рефлексия дает частное знание. Философия служит тем методом, позволяющим конкретизировать и обобщать научные знания. Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия – это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, о роле и месте человека в мире.

^ 2. Предмет философии, проблемное поле и историческая дИнамика философии. Классика и постклассика. Философия – теоретическое ядро мировоззрения, а убеждение – система знаний, пронизывающая сознательные и эмоциональные стороны Я ( «Я» и «Не Я»). Философия – это древнейшая наука, возникшая в 7-6 вв. до н.э. в Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Только в древней Греции философия оформилась как система знаний, как устойчивая форма общественного сознания, что происходило на протяжении многих веков. Понятие философия используется не только в узко-профессионально-научном смысле, а как система знаний вообще. Философия – греческое слово, впервые упоминаемое Пифагором в Древней Греции, означающее любовь к мудрости. В Античное время мудростью изначально называли всякое знание. Ученые, которые транслировали знание, называли мудрецами. Всякое знание-мудрость. Особо важное значение стали приобретать: постановка таких проблем как: как устроен мир, что есть человек, управляем ли мир, что есть судьба, что есть начало, что есть конец, что такое создатель, творец, бог и есть ли он? Эти вопросы стали называть лишь мудрые. Этим глобальным вопросам пытается дать ответ философия. Изучение философии признано способствованию приобретения стихийных знаний на мир человека, в строении системы взглядов (научное мировоззрение). Научную систему взглядов на мир, выражаемую в логико-теоретической форме, принято называть как рефлексия, которая необходима для приобретения мысли до уровня философской мысли. Философия, философская система строят свои знания, как рефлексия, на основе научных знаний о природе, обществе и мышлении. Обобщенные знания не только выступают как результат, но и как метод открытых новых знаний. Если обобщенные знания дают рефлексию, то рефлексия дает частное знание. Философия служит тем методом, позволяющим конкретизировать и обобщать научные знания. Все философии возникли из мифологий, причем наиболее развитых. Философия –это попытка рациональными средствами объяснить мифологические сюжеты, дать альтернативу простому принятию их на веру. Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия- форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, о роле и месте человека в мире.

Проблема философских проблем:

1. Проблема универсума. В рамках, которой обосновывается категориальная модель мира и ответы на вопросы о первоначале мира, о конечном, бесконечном, единстве и множественности, формах бытия, материи, пространстве, времени.

2. Проблема человека. Связана с осмыслением мировоззренческих вопросов, статусом человека, смыслом жизни, свободы, соотношением человека с природой и др.;

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, которая в классической философии со временем изменилась на отношении мышления к бытию;

4. В постклассической философии все большее значение стал приобретать статус человека, его смысл жизни, отношение к свободе, смерти, проблемы инобытия, а также проблемы политики, власти, демократии.

В классической версии. Философия как наука отвечает на основной вопрос: что первоначально дух или материя и познаваем ли мир. С английского «идеи» переводятся как дух – в основе лежит идеалистическое. Философия изучает мир, поскольку в нем живет и действует человек; философию изучает человек, поскольку он живет и действует в мире. Философия – это взаимосвязь мира и человека. Материализм считает, что в основе бытия лежит природа, материя. Мир бесконечен, материя не сотворима и неуничтожима, вечна в пространстве и времени. Следовательно мир познаваем, человек познающий (субъект) – часть природы и способен проникать в суть ее явлений. Идеализм – в основе бытия дух, творец. Мир имеет начало и конец. Мир не познаваем. Мир открыт для того, кто ее сотворил. Функции философии: познавательно-образовательная; мировоззренческая; методологическая – главная, специфическая; эвристическая; социально-критическая.

^ 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Функции философии:

- познавательно-образовательная; - мировоззренческая;

- методологическая – главная, специфическая;

- эвристическая (регулятивно-эвристическая);

- социально-критическая; - воспитательно-гуманитарная.

Познавательно-образовательная функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры. Разработка моделей потенциально возможных стратегий развития научного познания и будущих состояний науки, ее места и роли в системе культуры также осуществляется в рамках философско-методологической рефлексии над наукой. Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Социальный смысл философских учений может выражаться как в самих взглядах, идеях, так и в той роли, которую они играют в процессе общественного развития. Философия представляет как теоретическое обобщение человеческой истории и как научное обоснование современной и будущей деятельности людей. Во второй половине двадцатого столетия в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологический, антропологический, социокультурный и др.) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров. Этот поиск осуществляется в различных областях человеческой культуры – в науке, искусстве, религии. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть философия, поскольку речь идет об изменениях в сфере глубинных оснований человеческого бытия, о новых идеалах и ценностях развития, которые призваны обеспечить стратегию выживания человечества и дальнейшего его самосовершенствования. В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих новых мировоззренческих ориентаций создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с процессами ее изменения от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных на силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения в сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления. В большей или меньшей степени с различной их акцентацией функции философии реализуются как в классических, так и в постклассических системах философского знания и философских и учениях. Конечно, это не означает, что каждое из этих учений претендует на системное их воплощение и провозглашает принцип эффективного и безусловного влияния философии на процессы развития познания и культуры. Более того, многие современные философы заявляют о конце эпохи философии и кризисе традиций академического философствования. Тотальная критика разума и принципов интеллектуализма породила экзотические проекты трансформации философии в формы художественно-литературной критики и различных типов «гибридных дискурсов».

^ 4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, ЕЁ СВОЕОБРАЗИЕ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Возникновение философии – Индия, Китай и Греция. Именно в этих цивилизациях в это время человек столкнулся с границами бытия. Он осознал свое одиночество, поставил вопрос о смысле бытия и пытался на него ответить. Иначе: человек сформировался как личность, наделенная самосознанием. Здесь в какой мере преодолен синкретизм, в какой то мере философия отделена от религии, искусства и т.д. Отличия философий обусловлены отличиями этих трех цивилизаций (трех типов личности). С тремя типами личности связаны три типа рефлексии (размышления). Различие личностей в разных цивилизациях:

Индийская личность – ушедшая внутрь себя; стремление подчинить свое тело своему духу; «измени себя – и изменится мир».

Китайская личность – на первом плане – служение небу, а в первую очередь – государству (так как небо – это продолжение государства), служение общему делу; это подчинение, связанное с деянием; это проблемы человеческого общежития в рамках единого государства (в данном случае имеется в виду элита; элита создает все это, а нетворческое меньшинство ‑ лишь копирует).

Эллинская личность – свободная, действующая на свой страх и риск, является самоответственной личностью, строит отношения с другими людьми на основе договора, диалога; мышление рационально, логика доминирует.

^ В китайской мифологии отсутствует некое личностное сакральное существо. У них есть небо – как опора всего. Она огосударствленная. Поклоняясь небу, китаец поклоняется государству. Философия Древнего Китая возникает в 6 веке. Была представлена в «Книге стихов», «Книге перемен», фольклорных произведениях, была анонимна. (Письменность возникла в Древнем Китае). Картина мира была мифологической. Возникновение мира, мировоздания было связано с 2 духами: Янь и Инь. Из духовного возникли два духа противоположности, которые образуют многообразие. Инь – Земля, Янь – Небо. Такое соотношение имеет материальную субстанцию – человека. Такая картина дошла до нашего мира, где человек стоит посередине. Человек является продуктом неба и земли. В дальнейшем в этой степени выделили такие стихии как: Земля, Воздух, огонь, Вода, Металл. Наиболее влиятельными философскими школами древнего Китая являлись даосизм и конфуцианство. Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI –V в.в. до н. э. Дао – сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао – индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Дао – великий дух, начало судьба. Дао – есть все. Писатели утверждают, что Дао – везде и ни где, есть единая универсальная беспредельная реальность. Познание формулировалось в школах (более 100 школ со своими рекомендациями), среди них Инь-цзы, Мо.Школа Мо выдвигала 3 правила, по которым знание будет верно, если:

- в основе лежит опыт и суждения других мудрецов;

- факты, доступные (видимые) всем;

- знания, применяемые на практике. Польза знаний.

Примерно в 510 г. н.э. сформировалась нумерологическая методология, согласно которой всем веществам присуще двоичность, троичность и пятеричность. Зная и применяя ключ пятеричности, можно постичь истину – символическое постижение. В процессе познания жизнедеятельный главный принцип – стремится к середине («у-вэй»). Видное место в философии занимает Конфуций(551-479 гг. д. н.э.). К 50-ти годам постиг смысл Дао, ему открылся смысл неба (Тянь). Конфуцианство возникло на рубеже VI –V в.в. до н. э. Идеал конфуцианства – сильное государство и процветающее общество. Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Поддержание образцового порядка в стране (Поднебесной) в свою очередь являлось, с точки зрения конфуцианства, важнейшим условием сохранения космической гармонии. Тянь (Небо) дает правила жизни, что особенно важно для общественных устройств. Согласно правилам Тянь необходимо поддерживать общественные устои, сохранять их, а значит служить культу Тяни. Конфуций сформулировал правила Ли (правила порядка на Земле). Ли предполагало поддерживание вечно рангово-иерархических различий. Конфуций говорил, что без Ли не может быть порядка и процветания в государстве. Нет ли, нет различий между королем и простолюдиной. Ли дает правила для монахов. Государство является идеальным, если в нем царит порядок. Адаптировав идеи таких философских учений Древнего Китая, как даосизм, моизм, конфуцианство впоследствии заложило основы мировоззрения средневекового китайского общества, во многом способствовало формированию уникального облика китайской цивилизации. Философия Др. Востока представляет собой интегральное знание о природе, обществе, познании. Основана на мифологических религиозных устоев древневосточных государств. Картина мира представлена неоднозначно религиозно, а естественно научно. Важно, что в центре внимания мудрецов в философии стоял человек, как часть природы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения icon1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, самого себя и свое место в мире, определяющая жизненную позицию

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconТема Кол-во часов
Философия как мировоззрение. Структура и основные исторические типы мировоззрения, их единство и различие

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения:...

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии интегрированного модуля «Философия»
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения icon1 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения icon1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское)

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура...
Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм

1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения iconВопрос № "Исторические формы и типы мировоззрения. Философия, как форма мировоззрения"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов