3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ методология научных исследований.
3а. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Определите границы и обозначьте содержание предметов "философия науки", "методология".
Перечислите важнейшие особенности взаимодействия философии, науки, методологии.
Определите понятия: гносеология, когнитология, методология, эпистемология.
Назвать проблемы, разрешаемые в гносеологии, когнитологии, методологии, эпистемологии.
Дайте представление об интеллектуальной культуре, ее истории.
Когда и почему возникают и как взаимодействуют наука и философия.
Перечислите важнейшие отрасли культуры, как они взаимодействуют между собой, какое место среди них занимают наука и философия.
Что составляет предмет науковедения, как науковедение соотносится с философией науки и с методологией.
Какова роль историко-культурных и логико-методологических факторов во взаимодействиях науки и философии.
Сравните и дайте оценку последствиям революций в науке и философии.
В чем сходство и различия программ синтеза знаний в философии, науке, теософии. Возможны ли согласования в подходах к их решению.
Как методология решает проблему интеграции научных знаний.
В чем сходство, а в чем различия междисциплинарных и многодисциплинарных исследований.
Назовите ключевые перемены в отношениях к науке в постиндустриальном обществе.
Что представляет собой наука как социальный институт.
Представление о научных школах и сообществах как неформальных организациях ученых.
Место и взаимное влияние мифологического и рационального в разные периоды становления науки.
Определите соотношение метафизики и физики, как оно менялось.
Укажите возможности использования психофизиологического потенциала ученого в научном творчестве.
Определите рациональное и внерациональное, укажите возможности для их согласования в решении познавательных задач.
Определите теоретический, эмпирический уровни научного знания, каковы их соотношения.
Категориальное знание, каково его соотношение с эмпирическим и теоретическим знанием.
Воспроизведите гносеологическую схему Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному, укажите каково ее методологическое значение.
Выделите этапы в реализации схемы Восхождения в процессе теоретизации.
Какие формы отображения и механизмы преобразования знаний могут быть получены в ходе реализации метода Восхождения.
Дайте определение научной теории с учетом широкого и узкого ее толкования.
Приведите классификацию научных теорий и укажите на области применения различных типов теорий в разных научных дисциплинах.
Методы построения научных теорий и понятие теоретизации. Структуры распространенных в науке теорий.
Каков методологический потенциал мифологического мышления, на каких стадиях исследовательского процесса и каким образом он может быть использован.
Назовите возможные направления для применения в методологии приемов работы с первоэлементами древней философии.
Каким образом в древних символах осуществляется связь метафизики, онтологии, методологии.
Приведите примеры применения символов древней философии для систематизации материала из любой области научно-практических интересов.
Какие направления в развитии философии науки и методологии были заложены в оппозициях: телесное/ процессуальное, дискретное/ континуальное.
Определите методы абстрагирования и идеализации. Приведите схемы этих методов, дайте примеры.
Какое методологическое значение имеют майевтика Сократа, анамнесис Платона, мимесис и топика Аристотеля.
Проинтерпретируйте возможности построения рассуждений в руслах апофатической и катафатической традиций.
Методы номинализма, реализма, свойственные эпохе средних веков, и их связь с представлением Образа Мироздания.
Назовите важнейшие методологические инновации эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени и приведите их примеры.
Основные достижения эпохи Просвещения XVIII в. в областях философии науки и методологии.
Каким образом стоятся отношения между философией, натурфилософией, наукой.
Позитивизм как явление интеллектуальной культуры: определение, отношение к философии и к науке.
Причины появления эмпириокритицизма и его разновидности в учениях Э.Маха, Р.Авенариуса, А.А.Богданова.
Причины возникновения и программа логического позитивизма.
Причины краха программы логического позитивизма и возникновение постпозитивизма.
Критерии научности, развитые в постпозитивизме.
Основные течения постпозитивизма, характеристики познавательных программ, предложенных К.Р.Поппером, И.Лакатосом, П.Фейрабендом, Ст.Тулмином.
Предмет исследований и основные наработки в области аналитической философии.
Современная аналитическая философия: терминологический аппарат, методы.
Особенности структуралистской программы: семиотический и прикладной аспекты.
В чем специфика постструктурализма в отношении к методам научного исследования.
Методологическое содержание и особенности феноменологии: связь философской традиции и инноваций.
Представьте "работу" феноменологического метода в виде алгоритма.
Постмодернистское толкование методологии: новое этап развития или упадок?
Назовите важнейшие школы и направления развития методологии в СССР, дайте их критическую оценку в сопоставлениями с тенденциями развития мировой философии.
Методологическое содержание и сравнительный анализ программ механицизма, редукционизма, эволюционизма, холизма
Возникновение и история развития методологии системных исследований. Определение и типология систем.
Схематизация как метод, важнейшие типы и способы построения схем. Типичные ошибки в процессах схематизации.
Детерминистическая и теоретико-вероятностная (статистическая) базы для формирования соответствующих трендов развития методологии.
Методологическое содержание синергетики и гомеостатики. Схемы систем гомеостатического типа.
Сходство и различие в методологических программах естественных, гуманитарных, технических наук.
Методология философии и философии истории.
Категории, образующие содержание области подготовки научных исследований и динамика познавательного акта в данной области.
Категориальные схемы (структуры) и уровни их использования в практике подготовки научной работы и проекта.
Определения категориальных схем и качественных моделей: пример, анализ.
Блок-схема подготовки научных исследований: компоненты, структурно- функциональные связи, комментарий.
Методологические особенности социально-философского исследования. Пример категориальной схемы и перспектива для ее развертывания в соответствующую качественную модель.
3б. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1.
Выявить и проанализировать основные терминологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия методологии, науки, философии.
Задание 2.
Провести опыт теоретизации философии науки (методологии): наметить контуры теории философии науки (методологии) в целом или на примере одного из разделов.
Задание 3.
Определить основания, а также выявить объективное и субъективное начала в становлении методологических программ на примере нескольких школ, направлений философии.
Задание 4.
Провести сопоставление направлений современной философии науки и методологии по следующим характеристикам: предметная область, проблематика, цель, задачи, исследовательский инструментарий. Дать сравнительную оценку.
Задание 5.
Проанализировать действие синтезирующих тенденций во взаимодействиях гуманитарного, естественно-научного и технознания; связать эти представления с постнеклассической наукой и мировоззрением постмодерна.
Задание 6.
На материале социальной философии продемонстрировать действие одного из методов категориально-системной методологии.
^
О сходстве и различиях философии и науки и проблемах в их взаимодействиях.
Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения.
Философия и наука среди отраслей культуры в аспектах определения, классификации, системы.
Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.
Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии.
Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры.
Философия, наука, теософия на пути к единой науке: идеи, проблемы, важнейшие результаты.
Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе.
Процессы организации и самоорганизации науки.
Наука и философия между мифом и логосом.
Метафизика и физика: история и перспективы взаимодействия.
Методологические инновации русской философии конца XIX нач. XX вв.
Психофизиологическая основа научных исследований и ее психотехническое использование в оптимизации творческого процесса.
Рациональное и внерациональное как факторы познания.
Координация эмпирического, рационального, интуитивного компонентов, как условие полноты методологических программ.
О целесообразности дополнения теоретического и эмпирического уровней научного знания категориальным уровнем.
Метод Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.
Научные теории и методы теоретизации знаний.
Методология мифа.
Космогонические циклы и древние символы как основы для конструирования методов познания.
Методологический потенциал и открытия античной философии.
Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения.
Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в.
Немецкая классическая философия в аспекте развития методологии.
Философия науки и методология в русской философии XIX-XX в.
Натурфилософия и позитивизм.
Особенности критики и трансформации программ позитивизма.
Критерии научности и определения науки.
Образы философии, науки, методологии в постпозитивизме.
Аналитическая философия.
Методологическое содержания и опыты применения программы структурализма.
Постструктурализм и "семиотическая революция".
Феноменология как методологическая программа.
Интуитивизм Н.О.Лосского и феноменологический метод Э.Гуссерля.
Постмодернистские "возмущения" и находки в методологии.
История становления и развития методологии в СССР.
Механицизм, редукционизм, эволюционизм, холизм как современные методологические программы.
Методология системных исследований.
Основы интеллектуальной схемотехники.
Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии.
Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.
Методология гомеостатики: системы и модели гомеостатического типа.
Методология философии истории и историософии: отличие от естественно-научной методологии, инструментальная база.
Подготовка научных исследований как область применения философской методологии.
Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта.
Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.
Категориальные схемы и качественные модели в социально-философском исследовании.
^
Определения предметов "философия науки", "методология". Проблемы и особенности взаимодействия философии, науки, методологии.
Определения понятий гносеология, когнитология, методология, эпистемология. Круг, разрешаемых ими проблем и особенности взаимодействия.
Выявление гносеологического, когнитологического, методологического, эпистемологического аспектов философии науки.
Возникновение науки и философии, типы и особенности их взаимодействия в истории интеллектуальной культуры.
Наука и философия как отрасли культуры, их взаимодействия между собой и с повседневностью, искусством, религией, техникой.
Науковедение и философия науки: сходство и различия.
Историко-культурные и логико-методологические аспекты в диалоге науки и философии.
Сравнительный анализ и оценка последствий революций в науке и философии.
Постановка проблем синтеза знаний в философии, науке, теософии. Возможности согласования в подходах к их решению.
Интеграция научных знаний как методологическая проблема. Понятия о междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.
Наука как историко-культурный феномен. Современная наука в постиндустриальном обществе.
Институализированные и неформальные аспекты в организации и самоорганизации развития науки. Организационная структура науки и научные школы.
Мифологическое и рациональное в становящейся и в современной науке.
Соотношение метафизики и физики. Психотехники в практике организации научных исследований.
Рациональное и внерациональное в решении познавательных задач.
Теоретический и эмпирический уровни научного знания. Понятие категориального уровня и его координация с эмпирическим и теоретическим.
Гносеологическая схема Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.
Этапы, формы отображения и основные механизмы преобразования знаний, полученные на базе гносеологической модели Восхождения.
Научная теория в широком и узком толковании. Классификация научных теорий.
Методы построения научных теорий и понятие теоретизации. Структуры распространенных в науке теорий.
Методологическое содержание в мифологическом мышлении: особенности его выявления и реконструкции.
Первоэлементы древней философии и особенности выражения их взаимодействия в символах и схемах.
Становление рационального мышления и его направления.
Методы абстрагирования и идеализации. Первые примеры их использования.
Методологическая реконструкция майевтики Сократа, анамнесиса Платона, мимесиса и топики Аристотеля.
Методологическое содержание апофатической и катафатической теологической традиций.
Образ Мироздания мыслителей средних веков и методы его познания в течениях номинализма, реализма.
Основные направления и примеры методологических инноваций эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени.
Просвещение XVIII в. в аспекте философии науки и методологии.
Философия, натурфилософия, наука между конструктивным диалогом и конфронтацией.
Позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм.
Постпозитивизм: основные направления, критерии научности, характеристики познавательных программ.
Возникновение и основные направления аналитической философии.
Современная аналитическая философия: терминологический аппарат, методы.
Основное содержание структуралистской программы и примеры ее реализации.
Постструктурализм: представители, направления, терминологический аппарат, область применения, проблемы.
Феноменология как новая традиция философствования и методологии.
Последовательность развертывания и особенности применения феноменологического метода.
Постмодернистское воздействие на познавательные программы. Перспективы для формирования новой базы для методологии.
Развитие методологии в СССР: важнейшие школы и направления, идеи, связи с наукой, культурой.
Методологическое содержание и сравнительный анализ программ механицизма, редукционизма, эволюционизма, холизма
Возникновение и история развития методологии системных исследований. Определение и типология систем.
Схематизация как метод, важнейшие типы и способы построения схем. Типичные ошибки в процессах схематизации.
Детерминистическая и теоретико-вероятностная (статистическая) базы для формирования соответствующих трендов развития методологии.
Методологическое содержание синергетики и гомеостатики. Схемы систем гомеостатического типа.
Сходство и различие в методологических программах естественных, гуманитарных, технических наук.
Методология философии и философии истории.
Категории, образующие содержание области подготовки научных исследований и динамика познавательного акта в данной области.
Категориальные схемы (структуры) и уровни их использования в практике подготовки научной работы и проекта.
Определения категориальных схем и качественных моделей: пример, анализ.
Блок-схема подготовки научных исследований: компоненты, структурно- функциональные связи, комментарий.
Методологические особенности социально-философского исследования. Пример категориальной схемы и перспектива для ее развертывания в соответствующую качественную модель.
|