3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований




Скачать 125.13 Kb.
Название3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований
Дата публикации01.08.2013
Размер125.13 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ методология научных исследований.

3а. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

  1. Определите границы и обозначьте содержание предметов "философия науки", "методология".

  2. Перечислите важнейшие особенности взаимодействия философии, науки, методологии.

  3. Определите понятия: гносеология, когнитология, методология, эпистемология.

  4. Назвать проблемы, разрешаемые в гносеологии, когнитологии, методологии, эпистемологии.

  5. Дайте представление об интеллектуальной культуре, ее истории.

  6. Когда и почему возникают и как взаимодействуют наука и философия.

  7. Перечислите важнейшие отрасли культуры, как они взаимодействуют между собой, какое место среди них занимают наука и философия.

  8. Что составляет предмет науковедения, как науковедение соотносится с философией науки и с методологией.

  9. Какова роль историко-культурных и логико-методологических факторов во взаимодействиях науки и философии.

  10. Сравните и дайте оценку последствиям революций в науке и философии.

  11. В чем сходство и различия программ синтеза знаний в философии, науке, теософии. Возможны ли согласования в подходах к их решению.

  12. Как методология решает проблему интеграции научных знаний.

  13. В чем сходство, а в чем различия междисциплинарных и многодисциплинарных исследований.

  14. Назовите ключевые перемены в отношениях к науке в постиндустриальном обществе.

  15. Что представляет собой наука как социальный институт.

  16. Представление о научных школах и сообществах как неформальных организациях ученых.

  17. Место и взаимное влияние мифологического и рационального в разные периоды становления науки.

  18. Определите соотношение метафизики и физики, как оно менялось.

  19. Укажите возможности использования психофизиологического потенциала ученого в научном творчестве.

  20. Определите рациональное и внерациональное, укажите возможности для их согласования в решении познавательных задач.

  21. Определите теоретический, эмпирический уровни научного знания, каковы их соотношения.

  22. Категориальное знание, каково его соотношение с эмпирическим и теоретическим знанием.

  23. Воспроизведите гносеологическую схему Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному, укажите каково ее методологическое значение.

  24. Выделите этапы в реализации схемы Восхождения в процессе теоретизации.

  25. Какие формы отображения и механизмы преобразования знаний могут быть получены в ходе реализации метода Восхождения.

  26. Дайте определение научной теории с учетом широкого и узкого ее толкования.

  27. Приведите классификацию научных теорий и укажите на области применения различных типов теорий в разных научных дисциплинах.

  28. Методы построения научных теорий и понятие теоретизации. Структуры распространенных в науке теорий.

  29. Каков методологический потенциал мифологического мышления, на каких стадиях исследовательского процесса и каким образом он может быть использован.

  30. Назовите возможные направления для применения в методологии приемов работы с первоэлементами древней философии.

  31. Каким образом в древних символах осуществляется связь метафизики, онтологии, методологии.

  32. Приведите примеры применения символов древней философии для систематизации материала из любой области научно-практических интересов.

  33. Какие направления в развитии философии науки и методологии были заложены в оппозициях: телесное/ процессуальное, дискретное/ континуальное.

  34. Определите методы абстрагирования и идеализации. Приведите схемы этих методов, дайте примеры.

  35. Какое методологическое значение имеют майевтика Сократа, анамнесис Платона, мимесис и топика Аристотеля.

  36. Проинтерпретируйте возможности построения рассуждений в руслах апофатической и катафатической традиций.

  37. Методы номинализма, реализма, свойственные эпохе средних веков, и их связь с представлением Образа Мироздания.

  38. Назовите важнейшие методологические инновации эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени и приведите их примеры.

  39. Основные достижения эпохи Просвещения XVIII в. в областях философии науки и методологии.

  40. Каким образом стоятся отношения между философией, натурфилософией, наукой.

  41. Позитивизм как явление интеллектуальной культуры: определение, отношение к философии и к науке.

  42. Причины появления эмпириокритицизма и его разновидности в учениях Э.Маха, Р.Авенариуса, А.А.Богданова.

  43. Причины возникновения и программа логического позитивизма.

  44. Причины краха программы логического позитивизма и возникновение постпозитивизма.

  45. Критерии научности, развитые в постпозитивизме.

  46. Основные течения постпозитивизма, характеристики познавательных программ, предложенных К.Р.Поппером, И.Лакатосом, П.Фейрабендом, Ст.Тулмином.

  47. Предмет исследований и основные наработки в области аналитической философии.

  48. Современная аналитическая философия: терминологический аппарат, методы.

  49. Особенности структуралистской программы: семиотический и прикладной аспекты.

  50. В чем специфика постструктурализма в отношении к методам научного исследования.

  51. Методологическое содержание и особенности феноменологии: связь философской традиции и инноваций.

  52. Представьте "работу" феноменологического метода в виде алгоритма.

  53. Постмодернистское толкование методологии: новое этап развития или упадок?

  54. Назовите важнейшие школы и направления развития методологии в СССР, дайте их критическую оценку в сопоставлениями с тенденциями развития мировой философии.

  55. Методологическое содержание и сравнительный анализ программ механицизма, редукционизма, эволюционизма, холизма

  56. Возникновение и история развития методологии системных исследований. Определение и типология систем.

  57. Схематизация как метод, важнейшие типы и способы построения схем. Типичные ошибки в процессах схематизации.

  58. Детерминистическая и теоретико-вероятностная (статистическая) базы для формирования соответствующих трендов развития методологии.

  59. Методологическое содержание синергетики и гомеостатики. Схемы систем гомеостатического типа.

  60. Сходство и различие в методологических программах естественных, гуманитарных, технических наук.

  61. Методология философии и философии истории.

  62. Категории, образующие содержание области подготовки научных исследований и динамика познавательного акта в данной области.

  63. Категориальные схемы (структуры) и уровни их использования в практике подготовки научной работы и проекта.

  64. Определения категориальных схем и качественных моделей: пример, анализ.

  65. Блок-схема подготовки научных исследований: компоненты, структурно- функциональные связи, комментарий.

  66. Методологические особенности социально-философского исследования. Пример категориальной схемы и перспектива для ее развертывания в соответствующую качественную модель.

3б. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1.

Выявить и проанализировать основные терминологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия методологии, науки, философии.

Задание 2.

Провести опыт теоретизации философии науки (методологии): наметить контуры теории философии науки (методологии) в целом или на примере одного из разделов.

Задание 3.

Определить основания, а также выявить объективное и субъективное начала в становлении методологических программ на примере нескольких школ, направлений философии.

Задание 4.

Провести сопоставление направлений современной философии науки и методологии по следующим характеристикам: предметная область, проблематика, цель, задачи, исследовательский инструментарий. Дать сравнительную оценку.

Задание 5.

Проанализировать действие синтезирующих тенденций во взаимодействиях гуманитарного, естественно-научного и технознания; связать эти представления с постнеклассической наукой и мировоззрением постмодерна.

Задание 6.

На материале социальной философии продемонстрировать действие одного из методов категориально-системной методологии.

^ 4. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

  1. О сходстве и различиях философии и науки и проблемах в их взаимодействиях.

  2. Терминологический аппарат философии науки и методологии: основные трудности и способы их разрешения.

  3. Философия и наука среди отраслей культуры в аспектах определения, классификации, системы.

  4. Интеграция наук и ее проявления в междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.

  5. Познавательный, личностный, социальный факторы в становлении науки и философии.

  6. Революции в науке и в философии. Сравнительный анализ, оценка последствий, роль в интеграции отраслей культуры.

  7. Философия, наука, теософия на пути к единой науке: идеи, проблемы, важнейшие результаты.

  8. Философия, наука, методология в постиндустриальном, информационном обществе.

  9. Процессы организации и самоорганизации науки.

  10. Наука и философия между мифом и логосом.

  11. Метафизика и физика: история и перспективы взаимодействия.

  12. Методологические инновации русской философии конца XIX нач. XX вв.

  13. Психофизиологическая основа научных исследований и ее психотехническое использование в оптимизации творческого процесса.

  14. Рациональное и внерациональное как факторы познания.

  15. Координация эмпирического, рационального, интуитивного компонентов, как условие полноты методологических программ.

  16. О целесообразности дополнения теоретического и эмпирического уровней научного знания категориальным уровнем.

  17. Метод Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.

  18. Научные теории и методы теоретизации знаний.

  19. Методология мифа.

  20. Космогонические циклы и древние символы как основы для конструирования методов познания.

  21. Методологический потенциал и открытия античной философии.

  22. Методологические новации интеллектуальной культуры средних веков и эпохи Возрождения.

  23. Методологические программы и идеи Нового времени и Просвещения XVIII в.

  24. Немецкая классическая философия в аспекте развития методологии.

  25. Философия науки и методология в русской философии XIX-XX в.

  26. Натурфилософия и позитивизм.

  27. Особенности критики и трансформации программ позитивизма.

  28. Критерии научности и определения науки.

  29. Образы философии, науки, методологии в постпозитивизме.

  30. Аналитическая философия.

  31. Методологическое содержания и опыты применения программы структурализма.

  32. Постструктурализм и "семиотическая революция".

  33. Феноменология как методологическая программа.

  34. Интуитивизм Н.О.Лосского и феноменологический метод Э.Гуссерля.

  35. Постмодернистские "возмущения" и находки в методологии.

  36. История становления и развития методологии в СССР.

  37. Механицизм, редукционизм, эволюционизм, холизм как современные методологические программы.

  38. Методология системных исследований.

  39. Основы интеллектуальной схемотехники.

  40. Теоретико-вероятностная и детерминистическая и ориентации в развитии методологии.

  41. Синергетика и ее роль в становлении постнеклассической модели науки.

  42. Методология гомеостатики: системы и модели гомеостатического типа.

  43. Методология философии истории и историософии: отличие от естественно-научной методологии, инструментальная база.

  44. Подготовка научных исследований как область применения философской методологии.

  45. Категориальные схемы философии в практике подготовки научной работы и проекта.

  46. Формально-логическое и диалектическое толкование противоречия.

  47. Категориальные схемы и качественные модели в социально-философском исследовании.

^ 5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

  1. Определения предметов "философия науки", "методология". Проблемы и особенности взаимодействия философии, науки, методологии.

  2. Определения понятий гносеология, когнитология, методология, эпистемология. Круг, разрешаемых ими проблем и особенности взаимодействия.

  3. Выявление гносеологического, когнитологического, методологического, эпистемологического аспектов философии науки.

  4. Возникновение науки и философии, типы и особенности их взаимодействия в истории интеллектуальной культуры.

  5. Наука и философия как отрасли культуры, их взаимодействия между собой и с повседневностью, искусством, религией, техникой.

  6. Науковедение и философия науки: сходство и различия.

  7. Историко-культурные и логико-методологические аспекты в диалоге науки и философии.

  8. Сравнительный анализ и оценка последствий революций в науке и философии.

  9. Постановка проблем синтеза знаний в философии, науке, теософии. Возможности согласования в подходах к их решению.

  10. Интеграция научных знаний как методологическая проблема. Понятия о междисциплинарных и многодисциплинарных исследованиях.

  11. Наука как историко-культурный феномен. Современная наука в постиндустриальном обществе.

  12. Институализированные и неформальные аспекты в организации и самоорганизации развития науки. Организационная структура науки и научные школы.

  13. Мифологическое и рациональное в становящейся и в современной науке.

  14. Соотношение метафизики и физики. Психотехники в практике организации научных исследований.

  15. Рациональное и внерациональное в решении познавательных задач.

  16. Теоретический и эмпирический уровни научного знания. Понятие категориального уровня и его координация с эмпирическим и теоретическим.

  17. Гносеологическая схема Восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному и к мысленно-конкретному.

  18. Этапы, формы отображения и основные механизмы преобразования знаний, полученные на базе гносеологической модели Восхождения.

  19. Научная теория в широком и узком толковании. Классификация научных теорий.

  20. Методы построения научных теорий и понятие теоретизации. Структуры распространенных в науке теорий.

  21. Методологическое содержание в мифологическом мышлении: особенности его выявления и реконструкции.

  22. Первоэлементы древней философии и особенности выражения их взаимодействия в символах и схемах.

  23. Становление рационального мышления и его направления.

  24. Методы абстрагирования и идеализации. Первые примеры их использования.

  25. Методологическая реконструкция майевтики Сократа, анамнесиса Платона, мимесиса и топики Аристотеля.

  26. Методологическое содержание апофатической и катафатической теологической традиций.

  27. Образ Мироздания мыслителей средних веков и методы его познания в течениях номинализма, реализма.

  28. Основные направления и примеры методологических инноваций эпохи Возрождения, Реформации, Нового времени.

  29. Просвещение XVIII в. в аспекте философии науки и методологии.

  30. Философия, натурфилософия, наука между конструктивным диалогом и конфронтацией.

  31. Позитивизм, эмпириокритицизм, логический позитивизм.

  32. Постпозитивизм: основные направления, критерии научности, характеристики познавательных программ.

  33. Возникновение и основные направления аналитической философии.

  34. Современная аналитическая философия: терминологический аппарат, методы.

  35. Основное содержание структуралистской программы и примеры ее реализации.

  36. Постструктурализм: представители, направления, терминологический аппарат, область применения, проблемы.

  37. Феноменология как новая традиция философствования и методологии.

  38. Последовательность развертывания и особенности применения феноменологического метода.

  39. Постмодернистское воздействие на познавательные программы. Перспективы для формирования новой базы для методологии.

  40. Развитие методологии в СССР: важнейшие школы и направления, идеи, связи с наукой, культурой.

  41. Методологическое содержание и сравнительный анализ программ механицизма, редукционизма, эволюционизма, холизма

  42. Возникновение и история развития методологии системных исследований. Определение и типология систем.

  43. Схематизация как метод, важнейшие типы и способы построения схем. Типичные ошибки в процессах схематизации.

  44. Детерминистическая и теоретико-вероятностная (статистическая) базы для формирования соответствующих трендов развития методологии.

  45. Методологическое содержание синергетики и гомеостатики. Схемы систем гомеостатического типа.

  46. Сходство и различие в методологических программах естественных, гуманитарных, технических наук.

  47. Методология философии и философии истории.

  48. Категории, образующие содержание области подготовки научных исследований и динамика познавательного акта в данной области.

  49. Категориальные схемы (структуры) и уровни их использования в практике подготовки научной работы и проекта.

  50. Определения категориальных схем и качественных моделей: пример, анализ.

  51. Блок-схема подготовки научных исследований: компоненты, структурно- функциональные связи, комментарий.

  52. Методологические особенности социально-философского исследования. Пример категориальной схемы и перспектива для ее развертывания в соответствующую качественную модель.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconПеречень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы по нейрофизиологии
Перечислите уровни организации движений в цнс, роль мозжечка, вестибулярных ядер, базальных ядер конечного мозга, коры большого мозга...

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconПеречень примерных контрольных вопросов (для фпк)
Методы врачебно-педагогической оценки воздействия физических нагрузок и эффективности проведённых курсов лфк

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconГосударственной противопожарной службы мчс россии сборник контрольных заданий
Контрольные работы, предлагаемые для самостоятельного решения слушателям института заочного обучения, составлены по двадцативариантной...

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconКонтрольные задания
Методическое пособие предназначено для студентов медицинского факультета пгу им. Т. Г. Шевченко с целью повышения эффективности самостоятельной...

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconПеречень примерных вопросов к экзамену по теории управления

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconМеханизм создания новости со стороны организации
Перечень примерных вопросов для сдачи зачета по дисциплине «Связи с общественностью»

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconПеречень примерных вопросов для самопроверки
Поэзия в первые послеоктябрьские годы (А. Ахматова, Д. Бедный, В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин)

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconПрограмма государственного экзамена по социально-культурному сервису...
Принципы, методы и процедуры анализа в научных исследованиях. Методика поиска, оформления и представления результатов научных исследований....

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и по организации...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

3. перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы методология научных исследований iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Приложение Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психология и педагогика»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов