Внимание! Страница дорабатывается!
Учебным планом изучения дисциплины предусматривается такой вид работы студента, как доклад или сообщение. Мможно сделать 1 доклад или сообщение. В случае невозможности выступить с докладом на семинарском занятии, доклад оформляется в виде реферата, объёмом 4-5 печатных листов. Как определиться с темой доклада (сообщения)?
У Вас несколько вариантов выбора, а именно:
(1) - тему определит преподаватель, чтобы Вы сделали сообщение на семинарском занятии;
(2) –Вы знакомитесь с биографией и творчеством одного из философов любой эпохи, заинтересовавшего Вас, и готовите доклад (сообщение), например: Сократ. Никколо Макиавелли, Жан-Поль Сартр, Мишель Фуко, Николай Бердяев и т.д. Это может быть и школа: киники, Франкфуртская школа, Марбургская школа и т.д.
(3) – Вы прочли произведение философа, по своему выбору, и можете сделать доклад (сообщение или реферат) по этому произведению, проанализировав его; ^ или в учебнике, в файле № 7), останавливаете свой выбор на уже сформулированной теме или самостоятельно корректируете её формулировку)
(5) – самостоятельно формулируете тему.
Значение философии для становления и углубления духовности человека. Индивидуально-личностный смысл философского знания.
Философия - наука, миф или "нецерковная религия"?
Мифологическое миропонимание и его специфика.
Миф и научное "расколдовывание" мира.
Философия и идеология - вечное противостояние?
Философия в морали и мораль в философии.
Философия политики: от макиавеллизма к демократии участия.
Социальные и общекультурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.
Сократ как олицетворение философии.
Учение о смысле жизни и счастье человека в философии стоиков.
Номинализм и реализм - нескончаемый спор.
Проблема человека в средневековой философии.
Гуманизм и этика философии Возрождения.
Учение Ф.Бэкона об "идолах познания".
Антитеза эмпиризма и рационализма.
Теория морали И.Канта.
Философия истории Гегеля.
Ф.Ницше - критик христианской морали.
Кьеркегор: человек - рыцарь веры.
Марксистская концепция социальной сущности человека.
Маркс и марксизм: виноват ли Маркс в грехах марксизма?
Славянофильство и западничество: начало русской самобытной философии.
Свободная теократия Вл.Соловьева.
Антроподицея Н.А.Бердяева.
Аналитическая культура: сущность и перспективы.
Разработка идей критического рационализма Т.Куном.
П.Фейерабенд о науке как одной из форм идеологии.
Субъект-объектные отношения в феноменологии Э.Гуссерля.
Экзистенция как подлинное существование.
А.Камю о "сизифовом" смысле жизни человека.
Деконструкция как философский метод постмодернизма.
Постмодернистское "раскрепощение частей".
Ничто и нечто: понятие существования.
Пространство и время человеческого существования.
Развитие как социальная ценность.
Об абстрактности и конкретности истины.
Истина: диалектика дескриптивного и нормативного.
Чувства, разум, воля: диалектика взаимосвязи.
Проблема смерти в истории культуры.
Ценностная составляющая человеческого бытия.
Об истинности ценностных суждений.
Историчность человеческого бытия.
О сослагательном наклонении в истории.
Историческое рождение современности.
Традиционные и индустриальные общества: сравнительная характеристика.
Постиндустриальное общество: состояние, проблемы, перспективы.
Современность и ее критерии.
Глобализация: экстенсивная и интенсивная интерпретации.
Глобализация как постмодернизация.
Исторические типы духовности: от анти- к постматериальным ценностям.
Возможности и перспективы идентификации в условиях глобализации.
Глобализация и государственный суверенитет.
Императивность прав и свобод человека в условиях глобализации
Сциентизм: наука как идеология.
Научный тип рациональности: социокультурные импликации.
Античное techne: содержание и историческая эволюция.
Техника и власть в современном обществе.
Техника как среда обитания человека.
Техника и технократизм.
Техногенный характер современной цивилизации.
Темы эссе и стимульный материал к ним !!! Дорабатывается!
Требования к написанию эссе изложены в методических указаниях к самостоятельной работе студентов.
^
Тема
| Стимульный материал
| Что мы называем любовью?
|
| Должен ли быть у жизни смысл?
|
| Равенство и справедливость: совместимы ли они?
|
| Свобода: стоит ли к ней стремиться?
|
| Могут ли наши суждении быть объективными?
|
| Наши мысли и чувства действительно наши?
|
| Постмодернизм – это гуманизм?
|
| Возможно ли взаимопонимание и стоит ли к нему стремиться?
|
| Что скрывается за нашим Я?
|
| Необходима ли нравственность?
|
| Толерантность: необходимость или утопия?
|
| Кто имеет право нами управлять?
|
| Лучше логина имени нет или Интернет как средство от одиночества и путь к взаимопониманию.
|
| Правда и истина: возможность тождества.
|
| Философия и жизнь: единство или противостояние?
|
| Разум: дар или наказание?
|
| Можно ли жить без веры?
|
| Как возможна объективная истина?
|
| «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (Альбер Камю)
|
| Разум и вера: на чьей стороне преимущество?
|
| Реальна ли виртуальная реальность?
|
| Индивидуализация и массовизация…
|
| «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…»
|
| «Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека». Л.Фейербах
|
| «Если Бога нет, то всё дозволено»?
|
| Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.
Вольтер |