Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011
страница1/17
Дата публикации31.07.2013
Размер2.31 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Федеральное агентство по образованию

Омский государственный педагогический университет

Филиал в г. Таре

Курашева С.В.

Теоретическая педагогика


Учебно-методическое пособие

для студентов историко-филологического факультета

Тара 2011


УДК 371 Печатается по решению

редакционно-издательского сектора

филиала Омского государственного

педагогического университета в г. Таре

ББК 74.58я73

К 93

^ Курашева С.В. Теоретическая педагогика: учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета. – г. Тара: КМЦ ТФ ОмГАУ, 2007.

132 с.

Рецензент:

Градусова Т.К., к.п.н., доцент кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ.

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «Теоретическая педагогика» и содержит теорию по данному курсу, описание форм, приёмов и методов организации учебной и практической деятельности студентов на занятии. Пособие предназначено студентам заочной формы обучения, но может быть полезно и студентам-очникам, и преподавателям, ведущим курс «Теоретическая педагогика».

Курашева С.В., 2007.

КМЦ ТФ «ОмГАУ», 2007.


Предисловие
Уважаемые студенты!

«Теоретическая педагогика» – одна из фундаментальных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога. Учебно-методическое пособие поможет организовать процесс образования по данной дисциплине.

Хотелось бы, чтобы информация по теоретической педагогике осмысливалась и понималась Вами, для этого после каждой лекции предлагаются вопросы и задания. Содержание лекционного курса – это краткое изложение теории, представленной в учебниках по педагогике:


    • Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2008.

    • Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2004.

    • Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

    • Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

    • Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М. 2004.

    • Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. – М., 2000.


Пояснительная записка
Российская система образования на современном этапе своего развития вышла на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признаётся подготовка будущего учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях современной педагогической действительности. А качество подготовки такого специалиста во многом зависит от сознательного усвоения основ педагогической науки. При всём многообразии имеющихся систем обучения и воспитания основными критериями их отбора и рассмотрения в данном курсе выступают природосообразность, личностно ориентированный подход, опора на творческую продуктивность обучения. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы.

Цель курса: формирование основополагающих представлений о сущности и значимости педагогической науки, её методологии; структуре, особенностях, содержании, конструировании целостного педагогического процесса.

Задачи:

  1. формирование системы знаний об объекте, предмете, структуре и функциях педагогической науки, её роли и месте в системе гуманитарных наук;

  2. выявление аксиологического, гуманитарного и личностного смыслов педагогики;

  3. формирование интереса к изучению проблем педагогической науки, развитие педагогической культуры студентов и формирование культурно-нравственных ценностей.


Изучение данного курса создает теоретическую основу для последующего усвоения теорий и технологий педагогики, так как является фундаментальным, базовым в структуре дисциплин педагогического блока, раскрывает ведущие идеи современной педагогики.
В ходе изучения данного курса студенты должны

  • научиться пользоваться понятийным аппаратом современной педагогической науки (знать определения педагогических категорий, анализировать различные подходы к трактовке понятий, уметь ими пользоваться при анализе педагогических явлений);

  • знать основные методы педагогических исследований (уметь формулировать задачи, цель, гипотезу, определять методы исследования; описывать на языке педагогической науки педагогические факты и явления; уметь подобрать научно-педагогическую литературу по теме исследования);

  • знать трактовку понятия «методология» и использовать его при анализе явлений педагогической науки и практики, уметь определить эффективность педагогической деятельности;

  • анализировать теории целостного педагогического процесса (знать сущность понятия «педагогический процесс», его структуру, знать, как организовать педагогический процесс с учётом логики и этапов его реализации);

  • знать основные понятия теорий обучения и воспитания и уметь использовать их на практике;

  • понимать сущность компетентностного подхода к построению педагогического процесса (знать сущность понятий «компетентность», «компетенция», профессиональная компетентность» и уметь ими оперировать; уметь различать традиционный и компетентностный подходы в обучении; знать, как организовать процесс обучения с целью развития ключевых компетентностей учащихся;

  • знать особенности конструирования содержания образования в соответствии с возрастными особенностями школьников (знать, что способствует умственному развитию и познавательной активности школьников и уметь организовать педагогический процесс с учётом положительных качеств личности),

  • ориентироваться в многообразии образовательных программ (знать основные теории формирования образования и концепции содержания образования; уметь проанализировать содержание, структуру и назначение школьной учебной программы; уметь разработать учебную программу по какому-либо предмету, преподаваемому в школе).



^ Содержание лекционного курса
ТЕМА 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке

Цель: на основе анализа и определения основных понятий сформировать представление об объекте и предмете педагогической науки, её задачах, принципах и функциях, об уровнях методологии науки.

Знать:

- место педагогики в системе антропологических наук и её структуру;

- базовые категории, которыми оперируют все педагогические дисциплины;

- принципы и методы педагогического исследования.

Уметь: выявлять систему взаимодействия педагогической науки и педагогической практики; оперировать педагогическими понятиями, используя их как «базальную схему» (П. Я. Гальперин) теоретического знания.
Лекция 1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.

2. Категориальный аппарат педагогики.

3.Система педагогических наук.

4. Связь педагогики с другими науками.
1. Педагогика — наука о воспитании. Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1654 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский (1824-1871).
2.Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, эстетическое, физическое воспитание).

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образования отождествлялось с формированием человека. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание — один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.
3. Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования;

возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых, - изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;

коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);

частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;

история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;

отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).

Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы заявляют о себе такие ее отрасли, как философия образования, сравнительная педагогика, социальная педагогика и др.
4. Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Интеграция наук привела к возникновению пограничных отраслей — педагогической психологии и психопедагогики.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Человек, сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях.

У наук, имеющих совершенно различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, находится немало точек соприкосновения, из которых часто и возникают новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики с точными и техническими науками, — кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология и др.
Вопросы и задания


  1. Поразмышляйте над словом «педагогика». Оформите свои ассоциации в виде коллажа или пиктограммы.

  2. Какова роль педагогики в общечеловеческой культуре?

  3. Почему педагогику называют и наукой и искусством? Выскажите свою точку зрения.

  4. Заполните таблицу. В ходе анализа литературы выделите предметы наук, указанных в графах таблицы, объединённых в одну группу. Соотнесите предметы этих наук с предметом науки – педагогики. Подтвердите наличие раскрытых связей примерами из личного опыта, художественной литературы.


Педагогика в системе наук о человеке


Группы наук

Педагогика

Социально-гуманитарные науки

  • Философия (эстетика, этика, антропология)

  • История

  • Социология

  • Политология

  • Менеджмент

  • Другие




Естественные науки

  • Биология

  • Анатомия

  • Физиология

  • Психология

  • Медицина




Точные науки

  • Математика

  • Физика

  • Логика




Искусство

  • Театр

  • Кино

  • Музыка

  • Литература





5. Почему в педагогике используется несколько дефиниций воспитания? Найдите правильный ответ.

1. Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного термина в бытовой речи.

2. Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.

3. Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использовано для построения научной теории.

4. Воспитание — понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.

5. Правильного ответа нет.
6. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

1. Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

2. Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

3. Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

4. Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

5. Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений, навыков.

^
Литература для самостоятельной работы


Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. – М., 1990.

Гусинский Э.Н.,Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М., 2000.

Педагогика. Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2002.

Харламов И. Ф. Педагогика. – Мн., 2003.

Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2004.

Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

Столяренко А. М. Общая педагогика. – М., 2006.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. –СПб.,2003.

Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. – М. 2004.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. В 2-х книгах. – М., 2000.
Лекция 2-3. Понятие о методологии педагогической науки и деятельности.
1. Понятие «методология педагогической науки».

2.Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

3.Методы и логика педагогического исследования.

4.Методологическая культура педагога.
1. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». Видный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни». Есть и другие определения методологии как «учения о методе научного познания и преобразования мира». В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
2. Конкретно-научная методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике – это целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и представляют ее методологические принципы.

^ Целостный подход в педагогике появился в противовес функциональному, при котором изучается какая-либо сторона педагогического процесса безотносительно к тем изменениям, которые происходят в это же время в нем в целом и в личности. Суть функционального подхода заключается в том, что изучение педагогического процесса осуществляется без учета его как целостности, как системы с определенной структурой, в которой каждый элемент выполняет свою функцию в решении поставленных задач, а движение каждого элемента подчинено закономерностям движения целого.

Целостный подход как развитие системного требует при организации педагогического процесса ориентации на интегративные (целостные) характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как целостность, как сложная психическая система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

^ Личностный подход в педагогике вытекает из целостного. Он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.

Личностный подход вне зависимости от дискуссии относительно структуры личности означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

На высшем, философском, уровне методологии с позиции материалистической диалектики было установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Деятельность – это преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.

^ Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Она не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена (Л. П. Буева). В этой связи необходимо акцентировать внимание на микросоциуме и отношениях между субъектами образовательного процесса как на важнейших источниках духовного развития. Именно в актах взаимодействия личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание. В этой связи личность в известном смысле есть продукт и результат ее общения с окружающими людьми, т.е. интерсубъектное образование.

Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики. Их применение позволяет образовать некое общее психологическое пространство и временную протяженность, создать психологическое единство субъектов, благодаря которому монологическое, объектное воздействие уступает место творческому процессу их взаимораскрытия и взаиморазвития, самовоздействия и саморазвития.

^ Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности имеет три взаимосвязанных аспекта действия: аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий (И.Ф.Исаев).

Человек, ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и обосновал К.Д.Ушинский. В его понимании он означал системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют в самом общем виде прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного знания и уйти от ранее господствовавших педагогических парадигм.
3. Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе. Прикладные исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.

Программа исследования, как правило, имеет два раздела - методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач исследования, формулировку основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта исследования и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также план и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему. Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования как система ведущих предположений и допущений, правомерность которых нуждается в проверке и подтверждении как предварительной концепции исследования.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому (или экспериментально-теоретическому).

Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и потребностью в системных представлениях о нем.

Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
4. Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

• критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

Категориальное мышление является одной из основных характеристик методологической культуры. Оно включает:

  • умение субъекта рассмотреть категорию, понятие, термин в контексте целостного представления об объекте педагогической действительности;

  • учет иерархии понятий об этом объекте в данном контексте на основе системного подхода к нему;

  • переход от эмпирического к теоретическому уровню осмысления педагогической действительности.

Умение видеть проблему является важным признаком методологической культуры.

Таким образом, методологическую культуру учителя можно определить как культуру мышления, основанную на методологических знаниях. Учитель – это педагогический субъект, носитель высокой методологической культуры, способный концептуально осмысливать собственную образовательную деятельность, проектировать и выстраивать образовательный процесс.

Вопросы и задания
1. В чем сущность методологии педагогики?

2. В чем проявляется методологическая культура педагога?

3.Назовите конкретно-методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами.

4. Какова логика организации исследования в педагогике? Дайте характеристику его этапов.
Литература для самостоятельной работы
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.

Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. – М., 2008.

Ильин В. В., Калинкин А. Г. Природа науки. - М., 1985.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. – М., 2006.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: Учебное пособие. – М., 2004.

Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история. – М., 2003.

Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

ТЕМА 2. Теория обучения

Цель: на основе освоения разных подходов сформировать представление о дидактических системах, направленных на развитие личности учащихся и их творческую реализацию в ходе обучения; основы современных концепций обучения.

Знать: функции и структуру педагогического процесса; иметь представление о целостности педагогического процесса, его принципах и закономерностях.

Уметь: осуществлять выбор методов обучения на основе личностно ориентированного, компетентностного подходов; анализировать основные компоненты педагогического процесса, их взаимосвязь и взаимозависимость.
Лекция 4-5. Теория целостного педагогического процесса
1. Педагогический процесс как система.

2.Сущность, движущие силы, противоречия образовательного процесса.

3.Закономерности и принципы педагогического процесса.

4. Формы организации педагогического процесса.
1. Педагогический процесс – процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые ( Г.М.Коджаспирова).

Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельност-ный, результативный.

Профессор И.П. Раченко в системе образования, сложившейся в нашей стране, выделяет следующие компоненты:

1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.

2. Содержание обучения и воспитания.

3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.

4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.

5. Ученики, обучение и воспитание которых — главная задача системы.

6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.).

7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.

8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные).

9. Организация и управление.

В этой системе место каждого компонента определено его значением, ролью в системе и характером взаимосвязей с другими.

Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса — педагогическое взаимодействие.
2. Педагогический процесс — внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов) Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство — главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения — обучение, воспитания — воспитание, развития — развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Движущими силами целостного педагогического процесса являются противоречия. Внешние противоречия:

  • Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать.

  • Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе.

  • Между обобщённым опытом, представленным в содержании образования и воспитания, и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности.

  • Между педагогическими средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися.

Внутренние противоречия:

  • Между долгом, поведением и чувствами.

  • Между притязаниями и возможностями.

  • Между оценкой и самооценкой.

Разрешение этих противоречий обеспечивает эволюцию педагогических систем.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconУчебно-методическое пособие для организации самостоятельной работы...
Учебно-методическое пособие предназначено как для индивидуальной самостоятельной работы студентов физического факультета юфу под...

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconМетодическое пособие для студентов филологического факультета Екатеринбург
«Филология», направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные и специальные дисциплины» государственного образовательного...

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 icon-
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 5 курса лечебного факультета

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconУчебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература»
Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном...

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconРабочая программа и рекомендации для студентов IV курса до филологического...
Печатается по решению кафедры русской литературы XX-XXI веков (протокол №4 от 26 января 2009 г.)

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconМетодическое пособие по написанию курсовой работы для студентов экономического...
Методическое пособие одобрено методической комиссией экономического факультета вгсха (протокол от )

Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета Тара 2011 iconУчебно-методическое пособие по фтизиопульмонологии/ для студентов...
«тесты для контроля уровня знаний студентов 4 курса лечебного факультета к зачету с оценкой по фтизиопульмонологии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов