1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого




Название1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого
страница1/4
Дата публикации31.07.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
1. Философия как наука. Критерии научности в философии - Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции историй, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания.
2. Философия и частные науки - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале ХХ вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.).
3. Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к материи.

^ Первый уровень, первая сторона : вопрос о первичности. (Первичность – то, что всегда существует, всегда порождает другое, вторичное.)

Делятся на 2 категории: Монисты и Дуалисты.

Монизм – только что-то является первичным: сознание (Идеализм - с.первично, порождает природу и человека) или материя (Материализм – порождает человека как мысл.сущ-во).

Формы идеализма: Объективный и Субъективный.

О.И. – в основании мира лежит само по себе существующее сознание(Бог); сознание порождает природу; Платон, Аристотель, вся религ.философия, вершина – Гегель. Сейчас – off; арг.: вещь конечна, понятие о вещи сущ. всегда. А ОТКУДА ПОНЯТИЕ?

С.И. – первичны человеческие ощущения, они порождают действ-ность; мир есть комлекс ощущений; Софизм(Сократ), неоканеанство, экзистенционализм, постструктурализм; ОТКУДА ЗНАЕМ, ЧТО ЗА НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ ЧТО-ТО ЕСТЬ? А ПРОВЕРКА – Т.ПРИ ПОМОЩИ ОЩУЩЕНИЙ.

Материализм. Этапы – в поним.материи.

-Наивный – некое первовещество, из кот. состоят все вещи. (Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь).

-Метафизический – природа(перечисл.понятие, фикс.признаков), совокупность всех вещей; не призн.развитие природы, опуск.роль чел-ка.

-мат-м русских рев-дем. – совок.всех вещей + РАЗВ.ПРИРОДА+ не распр.на чел-ка.

-Марксизм – м.как объективная(до-вне-независ. чел.созн.) реальность + выделение интегрального свойства.

Дуализм – идея синтеза. Обходят решение вопроса о первичности. Если задуматься о вторичности, то вопрос о первичности отпадает -> генетически опровергается -> кризис -> скатываются в монизм.

^ Первый уровень, вторая сторона. Познаваемость: Агностики (непознаваем, Посл.А. – ничто, Непосл.А. – единич. да, в целом – нет), Когнитивисты (познаваем).

Второй уровень – созн.к материи: о сущн.мира, созн, отн.созн. к матер..

^ Третий уровень – о сущн.мира, человека,место чел-ка в мире, переп.и смысл челов.сущ.
4. Второй вопрос философии – вопрос о развитии: развивается ли мир.

Метафизики – отриц.развитие; в мире все покоится, движения нет вообще; Эрейская школа, религ.ф., матер. XVII в.. + Релятивизм – в мире все двжется, покоя нет вообще-мир всегда изменчив=один и тот же=не изменчив. Здесь – Апории. А=А*А

Диалектики – признают развитие; Гераклит – стихийная д., последовательная д. – Гегель (не уравнял, а выд. абсолютное и относительное.)
5. Античный материализм – представители Демокрит, Эпикур.
6. Античный идеализм.
7. Философия Средних веков - Начало зарождения - Римская империя в 1-У вв. н.э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии; наивысшего расцвета достигла вУ-Х111 вв. н.э. (в период между распадом Западной римской империи и началом эпохи возрождения. Отличалась замкнутостью на самой себе, традиционностью, обращенностью в прошлое, оторванностью от реального мира, догматизмом, назидательностью.

Представители: Тертуллиан, Августин Блаженный, Боэций, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Оккам.

Основные черты:

1. Теоцентризм (главная причина всего существующего, высшая реальность и предмет философского исследования – Бог)

2. Задача философии – это интерпретация Священного писания («философия служанка богословия»).

3. Изучение космоса, природы, явлений окружающего мира отодвигается на второй план

4. Человек рассматривается как существо двойственное: с одной стороны, несущее на себе божественный образ, как творение Божие (свобода, творчество, красота, любовь); с другой стороны как греховное. Именно человек несет ответственность за грехопадение всего мира.

Основные этапы средневековой философии:

1. патристика («патер» - отец, имеются в виду отцы Церкви) вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, ГригорийНисский, Тертуллиан, Ориген и др.). Задача – разработка основных догматов христианского богословия. Опираются святые отцы в своих писаниях на античных философов – прежде всегоПлатона и Аристотеля.

2. схоластика («схолэ» - учеба) Х-Х1У вв. (И.Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийскй). Основные положения христианского богословия уточняются и систематизируются. Схоластика означает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. В этот период сильно влияние Аристотеля.
8. Философия эпохи Возрождения –

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла, Мишель деМонтень, Николай Кузанский.

Направления: гуманистическое, натурфилософское, неоплатоническое и социально-политическое.

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, складываний национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Самоназвание эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское.

Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе. Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Если в средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое восприятие человека внутри одной христианской традиции.

Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженствуне только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именноздесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие от средневековой антропологии.

Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической, противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками.

В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались как теории религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер). Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
9. Философия XVII века.

На Западе, философия XVII века как правило рассматривается начиная с работы Рене Декарта, который оставил огромное наследие для последующих философов. Этот период олицетворяется в Европе великими философами, работавшими с такими понятиями как эпистемология, метафизика, логика, этика, а также часто политика и физические науки.

Иммануил Кант делит своих предшественников на две школы: на рационалистов и эмпириков. К числу трёх основных рационалистов обычно относят Рене Декарта, Бенедикта Спинозу и Готфрида Лейбница. Среди эмпиристов выделяют трёх последователей Френсиса Бэкона: Томас Гоббс, Джон Локк и Джордж Беркли.

Различие этих двух течений заключается в том, что рационалисты верили в познание с помощью силы разума. Эмпирики же опирались на опыт, и считали, что истинное знание получается через ощущения — из опыта. Таким образом, рационалисты выбрали математическую модель знаний, а эмпирики взяли за основу физические науки. Первые использовали дедуктивный метод познания (от общего предположения к частным выводам). Эмпирики (Френсис Бэкон) пришли к выводу, что следует использовать индуктивный метод (от частных случаев к общему заключению).

Таким образом, философские мысли этого века сильно разнились между собой. К примеру, большинство рационалистов считали, что на практике нам следует полагаться на науку в познании внешнего мира, и многие из них были вовлечены в научные исследования. Эмпиристы, напротив, в основном считали априорное знание возможным в области математики и логики.

Этот период так же стал периодом рождения классики политической мысли, в частности, трактат Томаса Гоббса «Левиафан», а также «Два трактата о правлении» Джона Локка.

В XVII веке в Европе произошла кульминация медленного процесса отделения философии от теологии. Хотя всё еще оставались философы, обсуждавшие, и даже приводившие аргументы в пользу существования бога. В XVIII веке, в эпоху Просвещения философия пошла еще дальше, оставив теологию и религию далеко позади.
10. Философия XVIII века - Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отожествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век. На XVIII век приходится особый период развитие западно-европейской философской мысли — так называемая эпоха Просвещения. Основные идеи эпохи — разум, наука, прогресс — зародились еще в XVII веке. В частности, они звучат в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. Далее, Дж. Локком в своих сочинениях, и его последователями в Англии были сформулированы основные понятия Просвещения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». Среди видных деятелей следует отметить таких мыслителей как Г.Болингброк, Д.Аддисон, А. Э. Шефтсбери, Ф.Хатчесон.

В XVIII веке центр Просвещения перемещается на континентальную Европу — во Францию.
11. Философия И. Канта.

В философском творчестве Канта принято выделять «докритический» период и «критический».

В докритический период Кант создаёт гипотезу возникновения солнечной системы из первичной туманности (“Всеобщая естественная история и теория неба” 1755). Впервые было поколеблено представление, будто природа не имеет никакой истории во времени. Гипотеза Канта отбрасывала попытки объяснения развития природы с помощью представления о “ первотолчке”. Кант утверждал, что Солнечная система возникла из некой бесформенной массы, которая изначально равномерно заполняла все пространство. Затем, в результате действия сил притяжения между частицами, образовались скопления материи, которые стали центрами притяжения для других частиц.

В критический период Кант выпускает три свои фундаментальные работы: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”.

Основная идея произведения “Критика чистого разума” – агностицизм – невозможность познания окружающей действительности. Кант выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность, а человек, а точнее, его разум. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии). С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик.4 антиномии: ограниченность пространства, простое и сложное, свобода и причинность, наличие Бога.

В основе философии Канта лежат два понятия: вещи-в-себе и вещи-для-нас. Вещь-в-себе – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Вещь-для-нас – это то, как мы воспринимаем вещь-в-себе. Кант признавал объективное существование вещей-в-себе, которые он называл также сущностями. В этой части философия Канта является материалистической. Но Кант утверждал, что вещь как таковая остается принципиально непознаваемой. Мы познаем лишь вещь, какой она является, т.е. вещь-для-нас.

Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретического знания о "вещах в себе". Достоверное знание существует – это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вещах-в-себе, а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. Вещи-в-себе принципиально непознаваемы.

По Канту, процесс познания проходит три ступени: созерцание, рассудок и разум. На ступени созерцания хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм созерцания – пространства и времени. Априорное – значит доопытное, существующее в сознании самом по себе, не выведенное из чувственного опыта.

На ступени рассудка чувственный материал, чувственная картина мира подвергается новому упорядочиванию – с помощью априорных категорий мышления – единство, множество, реальность, ценность, отрицание, качество, количество. С помощью категорий мышление создает науку, формулирует законы науки, которые отнюдь не принадлежат самой природе, а предписаны ей человеческим мышлением.

Разум ничего не создает заново, он имеет дело с обобщениями, полученными рассудком. Обладая априорным стремлением к единству и завершенности мысли, разум группирует и завершает мысли в виде трех идей: космологической (идее о внешнем мире), психологической (идее о душе) и теологической (идее о боге).

Учение Канта оказало огромное влияние на развитие научной и философской мысли. Его последователи по немецкой классической философии отвергли идеи, ограничивающие разум в познании сущности вещей и развивали различные стороны кантианской философии.
12. Философия Гегеля.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектики, логики и подверг критике метафизический способ мышления, господствовавший как в идеалистических, так и материалистических течениях философии. Кантовской вещи "самой по себе" он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории объективные формы действительности, в основе, которых лежит мировой разум, абсолютная идея или мир дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения.

Гегель создал систему определений категорий. Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству, количество есть внешняя для бытия определенность.

Закон Взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.

Гегелевская философия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания.

Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью – самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным.

В итоге система Гегеля есть объективный идеализм, абсолютная идея существовала до природы, порождая ее и общество. Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Философия построена на единстве триады тезис-антитезис-синтез. Его система вбирает логику и философию природы, антропологию и психологию, философию права и этику, философию государства и гражданского общества, философию религии и эстетику, историю философии и философию истории и т.д.
13. Философия Фейербаха.

Философия ^ Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи немецкой и мировой философии. Главные направления философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Фейербах доказывал, что всякий идеализм есть не что иное, как утонченная религия, которая представляет собой искаженное представление человеческой сущности. Бог – это человеческая сущность, обособленная от человека и абсолютизированная. Свойства, предписываемые богу – бесконечный разум, любовь, всемогущество – человеческие качества, оторванные от человека. Он считал, что философия и религия противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии – знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видит в критике религии. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы.

Порывая с идеализмом Гегеля, Фейербах по существу вернулся к той форме материализма, к какой принадлежали французские философы 18 в. Фейербах рассматривал материю как бесконечную природу. Материя существует в своих формах бытия – пространстве, времени, движении. Человек – часть природы.

Фейербах называл свою философию антропологической. Согласно Фейербаху, антропологический принцип ставит в центре философии человека. Философ, таким образом, стремился подчеркнуть гуманистическую направленность материализма. Однако человек трактовался им как чисто биологическое существо, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается, прежде всего, как духовное существо. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело – две стороны той реальность, которая называется организмом.

Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Тем самым в теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие “объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, “Ты”.

Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви – любви к другим людям.

Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке.
14. Возникновение и сущность марксизма.

Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность МПИ заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи. Аргументы: 1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение. 2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями. 3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться. 4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения). 5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления). 6) Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных). У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Без решения проблемы первичности невозможно решить ОВФ. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.
15. Экзистенциализм.

В отличие от позитивизма, считавшего себя философией современной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Крупнейшим предшественником экзистенциализма, был датский философ С. Кьеркегор (1813-1858). Философия последнего явилась своеобразной антирационалистической реакцией на философию Гегеля. Кьеркегор считал, что эта философия страдает чрезмерным «объективизмом», подчинением человека господствующему над ним объективному духу.

Окончательно течение экзистенциализма оформляется после первой мировой войны. Его основателями являлись в Германии К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976), во Франции Ж-П. Сартр (1908-1980), А Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973). Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель относятся к религиозной, Сартр, Камю, Хайдеггер - к атеистической ветвям экзистенциализма.

Центральная категория экзистенциализма категория человеческого существования, или экзистенция. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла. Экзистенциализм, таким образом, психологизирует человека, сводит человека – реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к Тому же как чисто иррациональный поток переживаний. С позиций экзистенциализма важнейшим фактором человеческого существования является смерть. Человеческое существование, определено к смерти, движение к которой придает смысл человеческому существованию. Экзистенциализм включает поэтому своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, в котором смысл жизни определяется по существу движением к смерти. Такая диалектика жизни и смерти имеет явно негативный характер.

Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен перед лицом смерти.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критических ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти.

Экзистенциализм представляет собой гуманистическое направление в неклассической философии Запада, которое во многом правильно подметило действительное отчуждение человека в современной цивилизации, подавление личности стихийными силами общества. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую, жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из действительно наличествующей «трагедии существования».
16. Позитивизм, махизм, нео- и постмодернизм.

Представители: М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Б.Рассел, Рейхенбах, Гемпель, Шольц.

Позитивизм - более раннее философское течение, возникшее в 30-е годы 19 века. Если говорить о первой стадии позитивизма, то надо сказать о Г.Спенсере и О.Канте. В их лице позитивизм сделал бурное развитие естественных наук, которое наблюдалось в это время. Тогда был накоплен высокий потенциал и возник вопрос что же такое философия. Каждая наука дает позитивное знание, а философия как наука не может давать, с их точки зрения, нового знания.

Тезис: философские проблемы - псевдопроблемы, лишенные научного смысла. Роль философии - систематизация материала, который предоставляется другими науками. Но первые представители позитивизма не отвергали право философии на существование, далее проблема предмета философии решалась по-разному. Возникло несколько течений: махизм ( Э.Мах ), эмпириокритицизм ( Э.Мах, Авенариузм ), неопозитивизм.
Махизм относят к феноменализму, релятивизму, агностицизму. Для сторонников махизма феномены — данные сознания, элементы опыта, составляющие единственную реальность. Махизм классифицируется как нейтральный монизм, пытающийся вывести и физическое и психическое из нейтрального начала (из элементов опыта). Монистические воззрения как материалистов, так и идеалистов должны быть заменены более совершенным нейтральным монизмом, который устраняет из философского оборота категории материи и сознания, заменяя их категорией чистого опыта. Махизм предложил своё решение психофизической проблемы, согласно которому душа и тело построены из одних и тех же «элементов» (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных комплексах ощущений. Идеологически махизм близок философии Дж. Беркли и Д. Юма.

Основу учения Маха составляет теория (принцип) экономии мышления и идеал чисто описательной науки. Экономию мышления Мах объявляет основной характеристикой познания вообще, выводя её из изначальной биологической потребности организма в самосохранении, обусловливающей, по Маху необходимость приспособления организма к фактам. Ту же идею Авенариус выражает в принципе наименьшей траты сил.

Из принципа экономии мышления Мах выводит положение об описании как идеале науки. В развитой науке объяснительная часть является излишней, паразитической и в целях экономии мышления должна быть удалена. Одним из таких паразитических элементов науки махизм считает понятие причинности, которое он предлагает отбросить и заменить его понятием функциональной зависимости признаков явлений.

Методологические принципы экономии мышления и чистого описания применяются к теории познания. Понятия субстанции, вещи — мнимое понятие, мнимой является и проблема отношения субстанции и её свойств. Из требования необходимости определения понятий через наблюдаемые данные следует, что всё познания опирается на основные элементы. Такими элементами являются непосредственные чувственные данные, ощущения — предел разложения эмпирического опыта. Основу знания составляют не непосредственно элементы мира, а описания фактов в их элементах, то есть описания, состоящие в фиксации функциональных и затем логических связей между элементами мира. Понятие вещи и понятие Я являются лишь условными наименованиями комплексов элементов.

Мах отрицал реальность атомов и объявлял их лишь удобным средством систематизации опытных данных. Также он критиковал понятия массы и абсолютного пространства ньютоновской физики.
Ж. Делёз, Ж. Деррида, М. Фуко — главные фигуры этого направления философии. Постмодернизм — новый вариант умеренного иррационализма. Он причудливо соединяет линию философии жизни-экзистенциализма и фрейдизм.

Постмодернизм явно односторонен, поскольку, во-первых, выводит за скобки всю предшествующую философию, нарушая тем самым принцип преемственности, и, во-вторых, опирается исключительно на художественную культуру и некоторые гуманитарные дисциплины (психологию, психиатрию, лингвистику). Он игнорирует методологию, наработанную естественными науками, математикой и тем направлением философии, который ориентируется на указанные науки и вообще на науку. Постмодернисты явно не любят точное знание, игнорируют достижения научно-технической мысли.

Постмодернизм — глупая претензия на исключительность. Называя всё, что было до него «модернизмом», он противопоставляет себя этому всему. Чисто подростковый подход: отрицать, крушить, ломать всё, что было до тебя или сделано не тобой, другими. Это такая же глупость, как если бы человек решил отказаться от сердца, легких, головы на том основании, что это всё — старое, тривиальное, надоевшее, что это из прошлого, «от предков», не ново и т. д. и т. п.

Постмодернисты, чураясь-избегая всяких канонов, стандартов, монизма, единства, абсолютизма и т. п., бросаются в другую крайность, а именно, в крайность плюрализма, хаоса, анормального, релятивизма.

Современный философ должен быть универсальным мыслителем и учитывать в своих философских построениях по возможности весь человеческий опыт.
17. Неотомизм.

Крупнейшим течением современной религиозной философии Запада является неотомизм, утвержденный энцикликой папы Льва ХШ (1879) в качестве единственно истинной философии католицизма. Наиболее крупными представителями неотомизма в XX в. являются Ж. Маритен и Э. Жильсон. Неотомизм представляет собой попытку обновления философии Фомы Аквинского, который рассматривается как непревзойденный до сих пор философ и «великий логист». Основным понятием неотомизма выступает понятие бога как бесконечного и абсолютного бытия, в котором сущность и существование совпадают. Бог - творец всего сущего, форма форм, «неподвижный перводвигатель».

Важное место в неотомизме занимают доказательства бытия бога, полностью совпадающие с доказательствами, сформулированными Ф. Аквинским - космологическому и телеологическому.

Главные отличия неотомизма от томизма связаны с тенденцией модернизации философских взглядов Ф. Аквинского, попытками их согласования с данными современной науки. Согласно неотомизму, религия дает абсолютную, а наука - только относительные истины. Абсолютная истина выражена в Библии, под положения которой пытаются подогнать, например, данные современной космологии.
18. Предмет, структура и функции научной философии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconФилософия как наука, критерии научности в философии
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики....

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого icon1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Предмет философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconЫ философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconВопросы к экзамену по философии (одо)
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого icon2. Философия как мировоззрение и как наука. Предмет философии, специфика...
Философия как мировоззрение и как наука. Предмет философии, специфика и структура фил знания. 4

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого icon1. философия как наука. Основной вопрос философии определение понятия...
Эссе выбирается по последней цифре зачетной книжки. Вариант контрольной работы №10 выбирается по последнему номеру в зачетной книжке...

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconЗав кафедрой Философии
Критерии научности. Отличия науки от обыденного сознания. Что такое лженаука и почему она существует

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconБилеты для экзамена по философии
Философия как форма духовного освоения мира. Предназначение и функции философии

1. Философия как наука. Критерии научности в философии Нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого iconВопросы по философии
Исторические этапы развития философии. Античная философия и ее характерные черты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов