М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов




Скачать 388.15 Kb.
НазваниеМ. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов
страница1/3
Дата публикации02.08.2013
Размер388.15 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОЬРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Академия

сервиса и экономики

А.Э.Назиров

М.Л.Бурова

Философия

Методические указания

для студентов

Санкт-Петербург

2005 г.

Утверждены Методическим Советом СПбГАСЭ.

Философия. Методические указания. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 28с.

Методические указания рекомендованы студентам СПбГАСЭ, изучающим курс «Философия». Они разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В методических указаниях представлены: тематический план курса, программа, планы практических занятий, методические рекомендации к каждому семинару, литература, темы рефератов, проблемные вопросы, а также методика оценки знаний и умений студентов.

Авторы составители: д-р филос. наук, проф. А.Э.Назиров;

канд. филос. наук доц. М.Л.Бурова

Рецензенты: д-р соц. наук, проф. Р.А. Костин,

канд. культурол. наук доц. А.В. Фролов

 Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики

2005 г.

^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИИ

Тема 1 Роль философии в жизни человека и общества.

1.Что изучает философия? Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

2. Философское мировоззрение. Основные темы философской рефлексии: мир и человек, бытие и сознание. Человек как высшая ценность.

3. Функции философии. Философия и наука.

Литература

1 Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. Ч 1, разд. 1. - М., 1999.

2 Таранов Золотая философия. - М., 1999.

3 Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969-1971

4 Библия - М .1990

5 Богомолов А.С Античная философия, - М., 1985

  1. Мифологический словарь - М., 1991.

  2. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988.

  3. Мамардашвили М. Как я понимаю философию? - М., 1990.


Методические рекомендации

Философия как особая форма общественного сознания характеризуется наличием основного вопроса, методом, местом и ролью в системе общест­венного сознания, а также функциями, которые она выполняет. Философия имеет специфику мышления и языка. Спецификой мышления в философии яв­ляется то, что результат мышления берется вместе с процессом его получе­ния, а специфика языка связана с образованием терминов для обозначения всеобщего. Однако не все категории переводимы на родной язык, поэтому некоторые термины греческого или латинского происхождения остаются без перевода.

При раскрытии первого вопроса следует обратить внимание на то, что идеальное как продукт философской рефлексии над анимистическим содер­жанием мышления является основой науки. Поэтому с возникновением философии связывается основная историческая ось времени, проходит прорыв через магию (см : К. Ясперс Смысл назначения истории. – М., 1991).

^ Во втором вопросе следует различать мировоззренческий вопрос о соотношении человека и мира, и гносеологический – о соотношении субъекта и объекта. Необходимо отметить, что на вопрос о сущем (архэ) в историко-философском процессе выделяется 4 варианта ответа, составляющих мета физические установки: природа (античность), Бог (средневековье) субъект и объект (Новое время), иррациональные потребности человека (современность). При этом каждая новая мысль в культуре проходит одни и те же этапы мистика, поэзия, риторика, грамматика, логика и математика.

В третьем вопросе вскрываются основные функции философии: идеологическая (формирование идеалов) и методологическая (обоснование способов достижения этих идеалов). К функциям философии также относят: мировоззренческую, социологическую, праксиологическую, аксиологическую, гносеологическую. логическую и др. Философская рефлексия над наукой позволяет выявить такие типы науки, как классическая, неклассическая и постклассическая.
Темы рефератов

  1. Соотношение анимистического, философского и научного мышления.

  2. Мифология и религия.

  3. Исторические типы философского мышления.

  4. Функции философии.

  5. Наука как внутрифилософское явление.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Что такое философия как любовь к мудрости?

  2. Каковы фундаментальные метафизические установки в истории философии?

  3. Раскройте соотношение философии и мистики.

  4. Раскройте соотношение философии и науки.

  5. Каковы этапы развития мысли в культуре?


тема 2. Античная философия.
1. Онтология. Поиск первоначала. Материалистическая (Демокрит) и идеа­листическая, (Платон) трактовка бытия

  1. Философское учение Аристотеля и его место в истории античной философии и культуры.

  2. Этические воззрения в древнегреческой философии. Стоики и эпикурейцы.

Литература

  1. Антология мировой философии. - М.. 1969. - т. 1, ч 4.

  1. Аристотель. Метофизика // Соч. В 4 т Т.1 кн.1 - М., 1976.

  2. Платон. «Апология Сократа»// Соч. В 3 т. Т.1. - М., 1988.

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976.

  4. История античной диалектики. - М., 1972.

  5. П. Таранов Звезды мировой философии. - М., 1999.

  6. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Методические рекомендации

В первом вопросе античная философия, принимающая природу за ос­нову (сущность) мира, прошла три этапа: досократовский, послесократовский и эллинизм. В древнегреческой натурфилософии за основу мира принимают конкретные формы «природы»: вода (Фалес Милетский), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр), огонь (Гераклит), бытие (Парменид), атомы (Демокрит), идеи (Платон).

Во втором вопросе важно понять, что формирование идей (всеобщих понятий), происходит методом, открытым Сократом (диалог Платона «Федр», состоит из трех этапов: тезис, антитезис и синтез). Этот метод становится способом решения проблем в философии и науке, а изложенный формально он составил три закона логики Аристотеля.

Третий вопрос относится к содержанию философии эллинизма (стоики, эпикурейцы, скептики), вызванной кризисом античного мира и его культуры и ценностей (см.: Лосев А.Ф. История античной философии - М., 1989).

Темы рефератов

1 Милетская школа и Гераклит.

  1. Элейская школа: учение о бытии

  2. Учение Сократа о знании.

  3. Учение Платона об идеях.

  4. Логика Аристотеля.

  5. Философия эллинизма.

Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Этапы развития античной философии.

  2. Понятие «архэ» и его роль в классификации школ античной философии.

  3. Роль Платона в развитии философии (метод Сократа).

  4. Понятие метафизики Аристотеля.

  5. Основы наук в классификации Аристотеля.



тема 3.Философия средневековья и возрождения

  1. Апологетика как этап средневековой христианской философии.

  2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

  3. Фома Аквинский как систематизатор схоластики. Проблема ве­ры и разума. Номинализм и реализм в средневековой схоластике.

  4. Философия Возрождения: проблема имманентного бытия Бога. Социально - политические концепции.

Литература

  1. Августин Аврелий. Исповедь – М., 1991.

  2. Антология мировой философии. В 4 т. - М., 1969. - т. 1, ч.2. - с. 581-605; 787-907.

  3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

  4. Роузентал Франц. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978.

  5. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

  6. Боргош Ю. Фома Аквинский. - М., 1975.

  7. Чапышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

  8. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

  9. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. – М., 1990.

Методические указания

Средневековая христианская философия проходила этапы апо­логетики, патристики и схоластики. Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на то, что в апологетике Оригена и Кли­мента Александрийского содержится ссылка на герметизм древнего Египта, что позволяет интерпретировать характер христианского мировоззрения как аллегорический и символи­ческий.

Второй вопрос содержит указания на специфику христианского Бога как сверхприродной и сверхразумной сущности, раскрывающей­ся в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом аспектах соответственно: Бог как творец мира, высшая цель познания, высшая ценность. В постановке вопроса о божественном творении мира содержится предпосылка проблемы универсалий, соотношения общего и единичного.

В третьем вопросе обратите внимание на идею Ф.Аквинского отношения к Богу как к пределу и идеальному, которое является предпосылкой теории пределов в математике и идеальных моделей в новоевропейской науке. Соотношение веры и разума в трудах Фомы Аквинского, т.е. концепция двух истин: откровения и логически выводного знания предвосхищает строение первой научной теории, содержащей принципы и фундаментальные законы. Появляется новое отношение к Богу.

В четвертом вопросе, в работах Н. Кузанского, знаменующих собой переход от средневековой схоластики к философии Возрождения, как к не иному по отношению к миру, природа, а из этого следует идея не греховной природы человека (предпосылка гуманизма эпохи Возрождения и эстетизации человека). Кроме того, поскольку Бог в природе и говорит "языком математики", занятие математическим естествознанием становится продолжением средневековой традиции познания Бога новыми средствами. На этой мировоззренческой установке возникают явления Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, Декарта.

Социально-политические концепции следует раскрывать исходя из антропоцентризма мировоззрения Возрождения, обоснованного М. Монтенем, Э. Роттердамским, Н Макиавелли, Т. Мором.

Темы рефератов

  1. Влияние нравственных и философских идей Библии на развитие филосо­фии Средневековья.

  2. Патристика. Проблема отношения Бога, мира и человека у Августина.

  3. Метафизическая теория бытия Фомы Аквинского.

  4. Геоцентризм и проблемы человека.


Вопросы для повторения и самопроверки

  1. Каковы этапы развития средневековой философии?

  2. Понятие христианского Бога и специфика отношения к нему в патристике.

  3. Что такое схоластика, в чем состоит проблема универсалий?

  4. Какова специфика отношения к Богу в эпоху Возрождения?

  5. Каковы предпосылки гуманизма и науки Возрождения?


Тема 4. Философия Нового времени.

1 Проблема познания - центральная проблема философии Нового времени. Проблема метода научного познания эмпиризм и рационализм (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

2 Связь гносеологии с онтологией в философии XVII века: монизм (Б Спино­за), дуализм (Р. Декарт), множественность субстанций (Г. Лейбниц).

3 Французский материализм эпохи Просвещения о природе, обществе и че­ловеке.

Литература

1 Бэкон Ф. Новый Органон // Соч. В 2 т. Т. 2. - М . 1972.

2 Декарт Р.Рассуждение о методе // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1989.

  1. Мир философии. - М., 1991. - ч. 1 и 2.

4 Рассел Б. История западной философии. - М., 2000.

5. Гельвеций К. Об уме // Соч. В 2 т. Т.1. – М., 1977.

6. Длугач Т.Б. Подвиг здравогог смысла, или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М., 1995.
Методические рекомендации

Вопросы соотношения единичного и общего в схоластике принимают математическую форму в новоевропейской науке (дифференциальное и интегральное исчисления, аналитическая геометрия, математическая логика).

Отвечая на первый вопрос, следует иметь в виду, что под новой философией Ф. Бэкон понимает то, что в наше время называют научной теори­ей. В методологии научного познания Ф. Бэкона, Р. Декарта формируется новый образ науки, основанный на идеальных моделях, экспериментальной практике и математической форме.

Второй вопрос раскрывается, если учесть, что новоевропейская фи­лософия базируется на субъектно-объектном отношении, позволяющим отно­ситься к миру как к образу мира. Тождество и различие бытия и мышления порождают проблему связи онтологии и гносеологии в философии 17 века.

В третьем вопросе необходимо обратить внимание на проблему сознания в философии и естествознании. Ограниченность французского материализма 18 века в решении этой проблемы: при понимании материаль­ною аспекта сознания как свойства, непонимание идеального аспекта созна­ния как отражения. Отсюда, неспособность решения проблемы соотношения личности и общества, общества и природы.

Темы рефератов

  1. Роль метода индукции в научном познании.

  2. Роль метода дедукции в построении научной теории.

  3. Проблема субстанции в философии Спинозы и Лейбница.

  4. Проблема личности, среды и воспитания в учении французских материалистов 18 в.


Вопросы для повторения и самопроверки.

  1. Что такое эмпиризм и рационализм философии Нового времени?

  2. Что такое деизм, пантеизм и гилозоизм?

  3. Какие направления в философии называются монизмом, дуализмом и плюрализмом?

  4. В чем состоит проблема сознания в философии и естествознании?

  5. Какова проблема отношения личности и среды в философии французских материалистов XVIII в.?


Тема 5. Классическая немецкая философия

1. Критическая философия И.Канта. Теория познания и этика.

2. Послекантовский немецкий идеализм (диалектика "Я" и "не Я" И. Фихте, натурфилософия Ф.Шеллинга).

3. Система Гегеля и его диалектический метод.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Литература

1. Кант И.Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука // Соч. в 8 т. Т.4. М.1994.

2. Асмус В. Иммамунл Кант. - М., 1987.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук // В 3т. - М., 1974-1977

4. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. - М., 1990.

5. Фейербах Л. Сущность христианства. - М., 1965.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс, Энгельс Соч. Т.21

7. Гулыга А. Немецкая классическая философия. – М., 2001.
Методические рекомендации

В раскрытии первого вопроса следует иметь в виду, что И. Кант предложил вариант решения дилеммы эмпиризма и рационализма: знание, полученное из опыта, и априорное (доопытное). Знание существует на 3 уровнях познания: чувст­венном, рассудочном, разумном, а учение об этих формах знания получило на­звание трансцендентальной, соответственно, эстетики, аналитики, диалектики. Чистый разум и способность суждения, по И. Канту, подчинены практическому разуму, а наука служит нравственным нормам, выраженным в категорическом императиве

Во втором вопросе необходимо отметить, что И. Фихте помимо тезиса и антитезиса, характерных для кантовской критики чистого разума, вводит в качестве третьего этапа – их синтез. Тем самым, возникает триада «Я», «не Я», «абсолютное Я», сохраняемая и развитая в гегелевской диалектике. Другими важным моментом в философии И. Фихте является идея активности сознания как творческого «Я»;. Ф Шеллинг как бы заменяет субъективное «Я» Фихте на понятие абсолюта, представляющего собой тождество бытия и мышления. Подобное тождество постигается в интуиции фило­софа и художника, и Шеллинг показывает это в работах по натурфилософии и философии искусства.

В третьем вопросе: следует показать, что система Гегеля, представляющая собой после­довательную и разветвленную триаду, содержит метод мышления, названный диалектическим. Этот метод формируется как результат критики законов формальной логики Аристотеля и представляет собой предпосылку неклассических логик XX столетия. Диалектический метод мышления исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное себе, взаимодей­ствуя с которым оно развивается. Это выражается в методе восхождения от абстрактного к конкретному, который является методом построения конкрет­но-научных теорий, в частности, экономической теории Маркса.

В четвертом вопросе следует обратить внимание на попытку Л. Фей­ербаха преодолеть спекулятивный характер гегелевской философии и от ло­гических оснований мышления перейти к изучению чувственной природы чело­века. Антропологический материализм Л. Фейербаха, освобождаясь от абсо­лютной идеи Гегеля, возвращается к французскому материализму, но на ос­нове уровня развития науки XIX века. Аналогично преобразуется религия Бога в религию человека, согласно которой, по Фейербаху, человек человеку Бог.

Темы рефератов

  1. Этика И.Канта.

  2. Концепция свободы и философии И.Фихте.

  3. Философия искусства Ф. Шеллинга.

  4. Проблема мышления в философии Г. Гегеля.

  5. «Религия любви» Л. Фейербаха.


Вопросы для повторения и самопроверки.

  1. Каковы виды трансцендентального в теории познания и. Канта?

  2. В чем заключается учение о категорическом императиве И.Канта?

  3. В чем состоит активность познающего субъекта в философии И.Фихте и Ф.Шелленга?

  4. Г.В.Ф.Гегель о соотношении формальной и диалектической логики.

  5. В чем состоит антропологический материализм Л. Фейербаха?


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Философия»
Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Философия». – Екатеринбург: Изд-во Екатеринбург акад совр...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов первого курса
Методические указания предназначены для студентов первого курса технологического факультета дневной и заочной формы обучения. Данные...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания по изучению дисциплины «Экология» для студентов-заочников направления
Методические указания предназначены для студентов по направлению 280700. 62 Техносферная безопасность, может использоваться преподавателями-экологами...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов icon«Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»....
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания для студентов факультета
Производство работ нулевого цикла: Методические указания для студентов факультета безотрывных форм обучения по разработке курсовой...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания к курсовой работе для студентов специальностей...
Методические указания предназначены для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания к курсовой работе для студентов специальности...
Методические указания предназначены для использования при курсовом проектировании для студентов специальности 120100

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания по выполнению контрольной работы 31 Общие указания 31
Производственные технологии : программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальностей 1-25 01 07 – Экономика...

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания к курсовому проекту по автономным системам...
Методические указания предназначены для студентов пятого курса специальности 270109 Теплогазоснабжение и вентиляция

М. Л. Бурова Философия Методические указания для студентов iconМетодические указания по изучению теоретического курса и выполнению...
Методические указания предназначены для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов