Скачать 0.82 Mb.
|
3 УДК 371.3+373.1.037 Шитикова Г. Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно-методическое пособие / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 59 с. ISBN 5-7065-0400-8 Настоящее учебно-методическое пособие преимущественно адресовано студентам, проходящим педагогическую практику. Основным назначением пособия является помощь практикантам в выполнении заданий по педагогическому контролю за уроками физического воспитания, овладение которым, как показывает многолетний опыт, связано с большими трудностями. Успешное выполнение этих заданий имеет существенное значение для повышения качества текущей учебно-воспитательной работы с детьми, приобретения специальных знаний для будущей методической и, возможно, научно-исследовательской деятельности. К тому же, процессу овладения контролем за уроками на практике можно придать исследовательский характер и связать его с учебно-исследовательской работой студентов (УИРС). Предлагаемое методическое пособие окажет помощь учителям школ и методистам бригад практикантов в согласовании и унификации руководства обучением и воспитанием студентов в условиях практики. Табл. 3; ил. 1. ISBN 5-7065-0400-8 © Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1997 © Шитикова Г.Ф., 1997 ^ ЗА УРОКАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ Составной частью любого организованного учебно-воспитательного процесса является контроль педагога на каждом уроке за собственной деятельностью, деятельностью учащихся и ее результатами. Только при условии постоянной ориентировки в соответствующих явлениях, вдумчивом осмысливании и оценке их, можно обеспечить своевременное внесение необходимых коррективов в запланированный учебно-воспитательный процесс, обеспечить высокое его качество и эффективность. Однако следует иметь в виду, что такой процесс практического контроля является сложным и трудным. Полноценный контроль за уроками физического воспитания требует от педагога специальных знаний и умений, обеспечивающих правильное наблюдение, анализ и оценку действий занимающихся, выявление недочетов в собственных действиях, определение степени пригодности и эффективности средств, методов и организационных форм работы в конкретных условиях и учебных ситуациях. На этой основе возможно устранение замеченных недостатков или же предупреждение их на последующих уроках. Мало того, чтобы успешно пользоваться этими специфическими для педагогического контроля знаниями и умениями, важно обладать еще и острой педагогической наблюдательностью, гибким методическим мышлением, творческим воображением и другими специфическими личностными качествами. Перечисленные специальные знания и умения приобретаются лишь частично в условиях стационарных учебных занятий в институте. Значительная, наиболее важная их часть может быть усвоена только путем познания и осмысления типичных учебных явлений в условиях практического овладения методикой и техникой педагогического контроля за уроками, проводимыми по определенной программе с конкретным коллективом занимающихся. В нераз- 4 5 ывной связи с формированием специфических для педагогического контроля знаний и умений должно происходить и развитие соответствующих качеств, способностей. Программой практики в школах предусматривается именно такая элементарная подготовка к квалифицированному ведению педагогического контроля. Соответствующие задания рассчитаны на освоение содержания, форм и методики педагогического контроля за уроками, проводимыми другими студентами, членами данной бригады. Этот путь обучения контроли особенно ценен в том отношении, что позволяет методисту или учителю, также контролирующим уроки, более объективно устанавливать как успехи, так и недочеты в наблюдениях и оценках практикующихся, а, следовательно, - более конкретно и полноценно определять для них указания и советы. Значительную пользу этот контроль приносит практикантам, получающим со стороны информацию о своей работе, ценные указания и советы. К тому же, практикант постоянно накапливает опыт педагогического контроля за уроками других педагогов, который в будущем может быть использован в методической работе (например, в качестве методиста районного объединения учителей физической культуры и т.п.). Однако главное заключается в том, чтобы опыт наблюдения, осмысливания и оценки уроков других лиц, как модельный, путем самонаблюдения и самоанализа переносить в практику самоконтроля за собственными уроками. В этом необходимо проявлять особую активность и творческую самостоятельность. Конечно, и выполнение заданий по контролю за уроками практикантов должно подчиняться этом же установке. Важно своевременно, особенно в начале практики, проявлять инициативу в отношении получения необходимой помощи со стороны методиста. Совершенно недопустимо поверхностное, формальное, как это иногда и бывает на деле, отношение к выполнению обязательных заданий. Широко распространенными и общедоступными видами педагогического контроля за уроками физического воспитания являются: 1) педагогическое наблюдение за учебно-воспитательным процессом; 2) хронометрирование деятельности занимающихся на уроке; 3) измерение реакций сердечно-сосудистой системы на нагрузку (пульсометрия); 4) изучение документов планирования контроля и учета работы; 5) беседы с педагогом и занимающимися. Опыт показывает, что использование этих видов педагогического контроля за уроками физического воспитания в определенной степени позволяет успешно решать задачи обучения начинающего педагога приемам наблюдения, анализу и осмыслению выявленных фактов, обоснованной оценке содержания, структуры, организации и методики проведения урока, определению его образовательно-воспитательной эффективности. Вместе с тем, открываются возможности воспитания необходимых для осуществления контрольных функций моральных, интеллектуальных, сенсорных и других качеств личности. ^ При разработке плана наблюдений в бригаде, прежде всего, важно обеспечить постепенное нарастание трудности и своевременность выполнения заданий. Для этого необходимо составить расписание их на каждую неделю периода прохождения педагогической практики. На предварительный этап и на первую и вторую недели основного этапа педагогической практики рекомендуется планировать частичные наблюдения и анализ урока по одному, двум вопросам. При этом необходимо предусмотреть наиболее частое 6 7 обращение к методисту или учителю в целях проверки правильности выполнения наблюдения, устного или письменного изложения анализа соответствующих данных. Обязательно необходимо предусмотреть обсуждение их с практикантом, проводившим контролируемое занятие, причем желательно, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, все студенты, видевшие урок, а также учитель или методист. С самого начала надо стремиться к тому, чтобы не просто перечислять увиденное, а подвергать его всестороннему анализу, выступать с обоснованными суждениями, доказательными заключениями. С другой стороны, студент, урок которого анализируется, должен учиться внимательно выслушивать оппонента, не прерывая анализ, не допуская пренебрежительного отношения к высказанным замечаниям. С обеих сторон должно быть обеспечено соблюдение строгого педагогического такта, товарищеской предупредительности в отношениях. На третьей неделе каждый студент должен продолжать частичные наблюдения и анализ уроков по отдельным, еще не освоенным вопросам (частям) той или иной темы. Кроме того, должны быть проведены наблюдения по 3 темам в целом (по всем их вопросам). Выбор этих тем осуществляется самими практикантами, однако с таким расчетом, чтобы в бригаде общее количество наблюдений по различным темам было примерно одинаковым (в случае разногласий окончательное решение принадлежит методисту). Анализ одной из трех тем оформляется в журнале практиканта в качестве зачетного, обязательно предъявляемого методисту для проверки и оценки. На четвертой неделе продолжается проведение частичных наблюдений и анализ по отдельным вопросам той или иной темы. Кроме того, должны быть выполнены и проанализированы 2 пульсометрических наблюдения (протокол одного из них оформляется в журнале практиканта в качестве зачетного). На этой же неделе выполняется по одному тренировочному хронометрированию и полному наблюдению урока. Важно, чтобы анализ полу- ченных данных был обсужден на разборе соответствующих уроков. ^
На пятой неделе остается завершить частичные наблюдения, выполнить второе, т.е. зачетное, хронометрирование урока и оформить его в журнале практиканта, а также провести полное зачетное педагогическое наблюдение и анализ урока (ниже приводится таблица распределения заданий по неделям). Все материалы наблюдения и анализа уроков (включая пульсометрию и хронометрирование) заносятся в процессе их осуществления в специальную тетрадь, которая по окончании практики прилагается к сдаваемой методисту документации. 8 9 ^ Наиболее богатую и ценную информацию дает непосредственное визуальное наблюдение за учебно-воспитательным процессом. Оно обеспечивает достаточно всестороннее изучение главного в уроке - деятельности педагога и занимающихся, ее качества, непосредственного влияния на решение намеченных воспитательно-образовательных задач. Педагогическое наблюдение может быть относительно полным, когда в логической взаимосвязи контролируются все стороны и доступные восприятию результаты деятельности педагога и занимающихся. Оно может быть и частичным, когда внимание наблюдающего сосредоточивается на какой-либо отдельной стороне или даже лишь нескольких вопросах деятельности педагога (организации работы, методах обучения и др.) или занимающихся (их активности и самостоятельности, взаимоотношений и т.п.). При любом выборе предмета контроля обязательным является точное определение задач и предварительная разработка ориентировочного плана наблюдения. Для этого, как правило, необходимо ознакомиться с педагогической документацией контролируемого (планом работы на текущий период, конспектом урока, записями в журнале учебной работы), а часто и побеседовать с ним, иногда также и с занимающимися. В процессе наблюдения важно сосредоточить внимание на тех явлениях, которые относятся к намеченному предмету и задачам контроля. Именно они должны быть зафиксированы в протоколе краткой записью, дополняемой, при необходимости, схематичными рисунками, условными знаками и др. При этом важно выявлять не только отдельные характерные действия педагога и учащихся, но и взаимосвязи этих действий, связь их с эффективностью затраченных усилий. Например, зафиксировав очередное задание учителя и неудачное выполнение его учащимися, важно также отметить неточности в формулировке задания (или в по- путном показе предлагаемых движений), обусловившие неудачные действия исполнителей. Приведенные ниже темы, схемы наблюдений и примеры анализа уроков, а также образцы оформления соответствующих материалов рассчитаны на облегчение работы методистов и практикантов, причем имеется в виду всесторонний охват вопросов педагогического контроля. Однако, учитывая характер заданий по УИРС и важность активизация творческих проявлений студентов, допустимо также дополнение предложенных тем и вопросов новыми, сформулированными и тщательно разработанными самими практикантами, обсужденными в бригаде и разрешенными методистами. После успешной апробации на педагогической практике такие темы и вопросы, как и соответствующие качественно выполненные анализы, могут быть рекомендованы кафедрой теории и методики физической культуры для дальнейшего использования. ТЕМА1. ^ ![]() Подготовленность педагога к предстоящему уроку определяется, прежде всего, путем предварительного изучения конспекта, записей в классном журнале о прохождении учебного материала и текущей успеваемости учащихся. В случае необходимости отдельные вопросы выясняются в краткой беседе с учителем. Решающим является наблюдение за его действиями в процессе урока. Анализируя полученные данные, необходимо отбросить явно случайные недочеты и упущения, а главное - правильно оценить допущенные отклонения от намеченного в конспекте (или общепринятого в практике). При этом учитываются конкретные условия и возникающие в процессе учебно-воспитательной работы обстоятельства взаимоотношений, деятельности учителя и учащихся. 10 11 Наиболее существенным в определении подготовленности педагога к уроку является выяснение следующих вопросов: 1.1. Наличие конспекта урока, правильное оформление и внешний вид. • Исправления и дополнения, внесенные после консультации с учителем, методистом. ^ Соответствие намеченных задач программным требованиям (общешкольным задачам физического воспитания, поклассным учебным требованиям и показателям "требованиям"). Степень конкретизации общих и частных задач, отражение в них логической связи с предыдущим уроком. Степень полноты и разнообразия задач с точки зрения требований всестороннего, гармонического воспитания. Возможность решения намеченных на данный урок задач (с учетом ресурсов времени, состояния занимающихся и условий) четкость и ясность формулировки задач и заданий (в том числе индивидуальных) для учащихся на данный урок и на дом, их мо-тивационное значение (роль в побуждении занимающихся к учению, преодолению трудностей, в убеждении их в важности изучаемого, повышения интереса к нему). ^ • Соответствие намеченных средств плану на учебную четверть и задачам данного урока. Методическая целесообразность изложенной последовательности упражнений в уроке. Наличие перечня необходимых наглядных пособий и технических средств - их полнота и методическая ценность. ^ • Их соответствие намеченным задачам, особенностям учащихся, специфике учебного материала, условиям работы. • Ценность с точки зрения всестороннего воспитания личности. ^ Ясность и краткость речевого общения. Правильность и четкость команд, регулировки темпа движений, доходчивость формулировок требований, правил; логическая стройность и необходимая образность рассказа игра, беседы о спортивном событии и т.п.; умение впечатлять тоном, интонациями голоса. Техническая подготовленность к выполнению показываемых движений, приемов поддержки и страховки; соответствие костюма и обуви условиям проведения занятий, демонстрируемым упражнениям, эстетическим и гигиеническим требованиям, продуманность манер держаться, передвигаться, умение пользоваться жестом, мимикой и др. ^ • Их вооруженность знаниями и умениями организационно-методического характера (знание назначения упражнений и умение правильно их выполнять, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять, умение страховать и оказывать помощь, знание правил игры, требований к установке снарядов и др.). • Наличие (или отсутствие) предварительного инструктирования помощников, его содержание и достаточность. ^ Соответствие осуществленного на уроке намеченному в конспекте, умение пользоваться конспектом, степень оправданности (или неоправданность) допущенных отступлений в задачах, содержании и методике занятий (с учётом сложившихся в процессе учебно-воспитательной работы реальных условий и ситуаций). Достаточность (или недостаточность) проявленных в процессе преподавания собственных знаний, уровня двигательной культуры и методических умений. 12 13 • Рекомендации по улучшению подготовки к уроку. |
![]() | Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области... | ![]() | Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. М.: Издательский центр «Академия»,... |
![]() | Ковалев А. И. заведующий кафедрой физического воспитания и спорта уо «Могилевский государственный университет продовольствия» | ![]() | «Кропоткин П. А. Взаимопомощь как фактор эволюции.»: Редакция журнала «Самообразование»; Москва; 2007 |
![]() | «Человек в современной социокультурной ситуации»; «Гуманитарная культура как фактор преобразования России»; «Культура как фактор... | ![]() | Причины и результаты перехода от теории физического воспитания к теории физической культуры как вида физической культуры личности... |
![]() | Планирование и анализ учебного занятия в начальной школе. Понятие воспитательной системы, ее признаки и структура. Сравнение воспитательной... | ![]() | При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешаются выполнить не более трех касаний мяча подряд (блок за касание не... |
![]() | Вопросы физического воспитания в трудах гуманистов эпохи Возрождения (Витторино де Фельтре, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Иероним... | ![]() | Н. Г. Соловьёва, зав каф медико-биологических основ физического воспитания бгпу имени М. Танка, канд биол наук, доц |