Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения




НазваниеЭкзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения
страница1/11
Дата публикации03.08.2013
Размер1.34 Mb.
ТипЭкзаменационные вопросы
zadocs.ru > Философия > Экзаменационные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Экзаменационные вопросы по философии
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.

2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.

3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.

4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.

5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.

6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.

7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.

8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.

9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.

10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса.

11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.

12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.

13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта.

14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение классической немецкой философии.

15. Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта, «философии жизни».

16. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.

17. Антропологическое направление в современной философии. Основные темы и представители философии экзистенциализма.

18. Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы.

19. Сциентистское направление в современной философии. Логический позитивизм и постпозитивизм.

20. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.

21. Основные темы и особенности средневековой философии в России и Беларуси.

22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв.

23. Основные направления и проблематика русской философии ХIХ-ХХ вв.

24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.

25. Движение как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.

26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции.

27. Понятие природы, специфика ее анализа в философии и науке. Современные научные концепции происхождения и эволюции Вселенной. Концепция глобального эволюционизма.

28. Природа как среда обитания человека. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема их коэволюции.

29. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.

30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности.

31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.

32. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.

33. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.

34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.

35. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Особенности профессиональной деятельности в АПК.

36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.

37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.

38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.

39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.

40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.

41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.

42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.

43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь.

44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.

45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.

47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.

48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.

49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси.

50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.

51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем.

52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.

^ 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

^ Структура мировоззрения.

1. Знания – совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности – отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства – личные переживания человека, вызванные внутренними и внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля – способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения – взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

^ Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат. religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

^ Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений. Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли. Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий. Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

^ Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в VI в. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии. Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения (в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

^ Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология, то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии. Он имеет две стороны. Во-первых: что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя? Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично. Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а) субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б) объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило название субстанция. В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направления монизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций). В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. ^ Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии: познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позиция гносеологического оптимизма. Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – это скептики.

3. ^ Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество. В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. ^ История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты. Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном. Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле. Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

^ Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

^ Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощью логических рассуждений о его всеобщих основах.

^ Философия и мораль, закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

^ Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

^ Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).
^ Словарь основных терминов
Агностицизм – учение о непознаваемости окружающего нас мира.

Аксиология – учение о ценностях и их роли в человеческом бытии.

Гносеологияучение о познании, о закономерностях и механизмах познавательной деятельности.

Идеализм – направление в философии, признающее в качестве первоосновы мира духовное начало (сознание, разум, Логос и т.п.).

Материализм направление в философии, утверждающее в качестве первоосновы мира материальное начало (материю).

Мировоззрение – это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности.

Мифология – это мировоззре­ние, основанное на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении.

Онтологияучение о бытии, о наиболее общих основах всего существующего.

Праксиология – философия деятельности, учение об активном, преобразующем отношении человека к миру.

Религия – мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром.

^ Социальная философияфилософия общества, изучающая его сущность и закономерности развития.

Субстанцияматериальное или идеальное первоначало всего существующего; то, что себе не имеет причины, но является причиной всего существующего.

Философия – тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

^ Философская антропология раздел философии, изучающий человека, его сущность и существование в мире.

Рациональность – опора на разум и логику, а не на эмоции и чувства.

Рефлексия – мышление, обращенное на себя или мысль о мысли.

Критичность – сомнение в правильности существующих воззрений.

Категория – философское понятие, максимально общее по своему содержанию.
^ 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Философское мировоззрение возникло в VII-VI вв. до н. э. в трех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

^ Философия Древней Индии всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Ее отличают стремление к внутреннему совершенствованию личности, идеализм философских теорий, ориентация на потустороннее существование и элементы мистики.

Свое начало философская традиция древних индийцев берет в Ведах (это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений). Важнейшими понятиями древнеиндийской культуры являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» – этический закон, который указывает на связи между поведением личности и ее будущим воплощением. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например, человек попадет в более высокую касту.

В VII-VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта; ньяя; вайшешика; санкхья; йога; миманса.

Самые известные из неортодоксальных течений: чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвака признавала существование только этого мира и отрицала бессмертие души. Джайнизм учил суровому аскетизму, воздержанию от всех земных привязанностей. Здесь особую ценность приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, так как индивидуальная душа находится в любом живом существе.

Буддизм – религиозно-философское учение и мировая религия. Основоположником является Буд­да (563-483 гг. до н. э.) Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя. Будда нашел путь освобождения в форме следования четырем истинам: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий заключена в наших желаниях; 3) если подавить желания, то избавишься от страданий; 4) для подавления желаний надо следовать путем нравственного совершенствования, указанного Буддой. Человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.

^ Философия Древнего Китая испытывала влияние традиции почитания государства, поскольку чиновник был носителем и светской и духовной власти. Для нее характерны практический характер философии, поиск оптимальных форм управления страной, стремление к стабильности, идеализация глубокой древности, ориентация на совершенствование межличностных отношений.

Начало древнекитайской философии заложило «Пятикнижие», пять книг, составлявших основу мировоззрения образованного китайца.

Наиболее влиятельные философские школы Древнего Китая – да­осизм и конфуцианство. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (604 г. до н. э.-?) Центральным понятием даосизма является Дао. Слово Дао переводится как «путь». Это универсальный закон мироздания и человеческого поведения. Высший долг человека – следование Дао. Люди не могут влиять на мировой прядок, их удел – покой и смирение. Надо соблюдать принцип у-вэй – (недеяние), призывающий к отказу от целенаправленной активности. Попытки изменить естественный ход событий принесут лишь вред.

Конфуцианство – философская школа, которая готовила человека к общественной жизни. Ее основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества.

В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.

^ Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Античная философия возникла в греческих городах-государствах. В отличие от Древневосточных цивилизаций, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она сформировала особый стиль мыш­ления, основанный на теоретическом знании и логической доказательности. Отличительной чертой античной философии являлся космоцентризм (космос – упорядоченная вселенная) – установка на изучение мира, частями которого являются природа, боги, человек. Античность задала основные философские темы и направления, которые актуальны до сих пор.

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

1. VII-V вв. до н. э. – ранняя греческая философия (досократики) (характеризуется созданием первых натурфилософских теорий);

2. V-IV вв. до н. э. – античная классика (переход от натурфилософии к метафизике, разработка целостных философских систем);

3. IV в. до н. э.- V в. н. э. – эллинистическая философия (главный упор делается на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни).

На раннем этапе в философии преобладал ин­терес к исследованию природы (натурфилософия), к поиску единой основы миро­здания.

Первую школу в греческой философии основал Фалес. Она называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Философы искали то, из чего все возникло, то общее, что объединяет мир, то есть субстанцию. Фалес считал основой всего воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух. Вслед за милетцами поисками первоосновы занимались и другие школы и мыслители. Так, Пифагор субстанцией считали число, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и т.д.

Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Центральная идея его философии была идея всеобщей изменчивости и движения. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой.

Учение школы элеатов – (Ксенофан, Парменид, Зенона) заложило новую стратегию фи­лософствования, предлагающую исследовать скрытую сущность вещей с помощью мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Парменид ввел в философию категорию бытие, обозначавшую единую неделимую, неподвижную и умопостигаемую сущность мира. Поскольку разум элеаты считали главным инструментом познания, они ввели традицию логически доказывать свои мысли.

Атомисты высказали идею о том, что мир состоит из множества мельчайших частиц – атомов (с греч. – неделимый). Эту концепцию развивал Демокрит. Атомы – это бытие, пустота – небытие. Атомы вечны, неизменны, находятся в пустоте. Они постоянно движутся, поэтому возникают и исчезают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы невозможно, о их существование можно догадаться только с помощью разума. Атомистическое учение Демокрита было стихийно-материалистическим.

В середине V в. до н. э. начинается переход к классическим метафизическим системам античности. В развитии древнегреческой философии со­вершается поворот к гносеологической, нравственной и социально-политической тематике; центральной для философских рас­суждений становится проблема человека. На смену натурфилософам, пришли учителя мудрости, софисты, которые за плату учили философии и ораторскому искусству. Они утверждали, что в изменчивом мире не может быть ничего постоянного. Нет единой истины, единой морали: что тебе выгодно, то истинно и правильно: («Человек есть мера всех вещей» Протагор).

В отличие от софистов, Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал, что истина должна быть единой для всех, а для каждого существует лишь мнение. Он не давал готовых знаний, а стремился подвести собеседника к самостоятельному открытию истины с помощью наводящих вопросов. Философ считал, что любое знание является добром, а любое зло совершается по незнанию (этический рационализм). Философия формирует добродетель, так как занимается поиском истины.

Платон (427 г. до н.э.-347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Центральное ядро философии Платона – учение об идеях. Они вечны и совершенны. Мир идей – это подлинное бытие. Ему противостоит бесформенная, пассивная материя (небытие). Из взаимодействия идей и материи рождается мир вещей. Вещи – это неточные копии идей, они несовершенны. Идеи первичны, а вещи – вторичны. Таким образом, Платона считают основоположником объективного идеализма. Человеческая душа принадлежит миру идей, а тело – миру вещей. Души живут на звездах, но иногда спускаются на землю и вселяются в человеческое тело. При этом они забывают то, что знали в мире идей. Поэтому познание осуществляется как процесс припоминания прежних знаний. Платон создал модель идеального государства, где должна была воплощаться всеобщая справедливость. Но при этом во благо государства приносилось в жертву счастье отдельных людей. Платоном была создана философская школа (Академия), – просущество­вавшая более 900 лет, где выросли многие его последо­ватели.

Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) – ученик Платона, пересмотревший многиие фундаментальные положения своего учителя и создавший собственную философскую школу – Ликей. В отличие от Платона, Аристотель считал, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы. Материя – это пассивное начало, возможность возникновения множества вещей. А форма – активное начало, которое превращает материю в ту или иную вещь. Аристотель утверждал, что все в мире имеет свою причину, а первопричина, перводвигатель всего существующего – высший ум, Бог. Познание, по Аристотелю, включает чувственную и рациональную ступени. На первой происходит сбор данных о мире, а на второй – их обобщение с помощью логических операций. Именно разум позволяет проникнуть в сущность вещей. Споря с Платоном, Аристотель отмечал, что не может быть счастливым то государство, где несчастны граждане. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.
^ Словарь основных терминов
Атом (у Демокрита) первоэлемент, бытие; антипод пустоты: абсолютно плотный, неделимый, неизменный, постигаемый только мыслью.

^ Ахимса – принцип, основанный на представлении о всеобщей одушевленности природы, заключающийся в ненанесении вреда всему живому.

Бытие – философская категория, обозначающая все существующее

^ Даозакон, скрытая основа мира, источник мирового движения и незыблемой судьбы всех вещей.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений.

^ Кармазакон возмездия; сумма злых и добрых дел каждого человека, определяющая форму последующих перерождений.

Космос – упорядоченная вселенная, высший порядок и гармония природных явлений (противостоит хаосу – беспорядку).

Космоцентризмтип философского мировоззрения, направленный на познание природного мира и следование природе в объяснении человека, характерный для досократической греческой философии.

Метафизика – учение о скрытой сущности бытия, познаваемой с помощью разума.

Нирвана(угасание, затем блаженство), высшая цель человеческих стремлений: блаженное состояние, когда все переселения, все страдания прекращаются абсолютно и навсегда.

^ Сансараколесо перевоплощений, материальное пленение души, определяемое кармой человека.

У-вэй в даосизме принцип недеяния, следование естественному ходу вещей, созерцание мира.

Материя (от греч. «строительные леса»), у Платона – неопределенная, бесформенная вещественная основа мира (хора); у Аристотеля – чистая возможность, которая становится действительностью под действием формы.

Натурфилософияфилософия природы.активной формы.

^ Этический рационализмфилософский принцип, утверждающий в качестве определяющего условия нравственности человека знания, обладание мудростью.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии интегрированного модуля «Философия»
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconПредмет философии. Специфика философского знания
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Материализм и идеализм как основные философские направления

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения,...
Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconВопросы к экзамену по Философии Предмет философии. Основные исторические...
Философия и мировоззрение. Мировоззрение, его структура и функции в сознании человека

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по философии
Возникновение философии. Философия и мифология. Философии и мировоззрение. Специфика философского знания

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения icon1. Понятие мировоззрения, его структура. Основные исторические типы...
В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет...

Экзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения icon1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов