Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры




Скачать 274.29 Kb.
НазваниеЛекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры
страница1/3
Дата публикации03.08.2013
Размер274.29 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Лекция 7. Сознание как общественный феномен

  1. Проблема сознания в истории философии и культуры.

  2. Психофизическая проблема и ее решения. Теория отражения.

  3. Социальная сущность сознания.

  4. Субъективная реальность и онтология сознания.

  5. Проблема происхождения сознания


У человека есть удивительные способности, которые выделяют его из мира живой природы: человек способен своим разумом проникнуть в отдаленное прошлое, попытаться заглянуть в будущее, человек способен создавать миры, существующие лишь в фантазии, и строить, а затем и воплощать, планы, идеи и проекты… Однако благодаря чему возможно все это? В чем принципиальное отличие человека от других биологических видов? Уже с глубокой древности мыслители искали ответы на этот вопрос, пытаясь разгадать тайну одного из наиболее загадочных феноменов – сознания. В 20 веке поиском ответов на эти вопросы занимается философия сознания - философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

Что ж такое сознание? Традиционно принято такое определение сознания:

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Таким образом, сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. То есть сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Однако, когда мы размышляем о сознании, мы используем и другие, связанные с понятием сознания, понятия. Такие как разум, мышление, самосознание, мозг, душа, рассудок. Попытаемся разобраться в этом многообразии.

Сознание – это способность сознавать, осознавать, то есть отдавать себе отчет о своем состоянии, о действиях и месте в мире. И следует разграничивать сознание и мышление.

Мышление – это способность мыслить - фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание же - это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта (того, кто осознает) и объекта (того, что именно осознается), сознания и мира. Сознание является предпосылкой мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, "Я" мышления и чувства. Но само сознание еще не есть мышление. Сознание - только способность соотнесения себя с миром, способность отличения себя от всего остального.

Выделяют следующие формы сознания:

самосознание - это осознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще, это рефлексия сознания относительно себя. То есть самосознание является и актом рефлексии (акт сознания, направленный на свое знание) и результатом такой рефлексии – как знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. Сознание есть всегда - оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Сответственно этому, самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

рассудок - это мыслящее сознание, т.е. постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), Рассудок выражается в категориях и соотносительных понятиях как внутреннее-внешнее, явление-сущность, конечное-бесконечное и т.д. Само название «рассудок» происходит от глагола рассуждать, и поэтому рассудок можно понимать как ту часть сознания, благодаря которой выполняется условие рассуждения – непротиворечивость, как защитника здравого смысла.

разум – как самосознающий рассудок. Разум - термин, под которым понимается существенная для человека как такового способность осмыслять всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных. С этим свойством связана видовая характеристика человека как Человека разумного (Homo sapiens).

Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум же соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.
дух - высшая форма сознания, включающая в себя все другие формы, это разум в своем практическом, нравственном применении, это внутренняя сущность человека, совокупность черт характера, знаний, убеждений, темперамента. Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви и знаменитый философ 6-7 в.в., писал: «И Дух понимается многоразличным образом. Есть Дух Святой. И действия Духа Святаго называются духами. Дух есть и благий Ангел; дух — и демон; дух есть и душа; иногда и ум называется духом; дух — и ветер; дух — и воздух.»

Но действительно ли сознание наличествует только у человека? И в чем же отличие сознания от психики высших животных? И какие психические феномены свойственны как человеку, так и высшим животным?

- самосознанием обладают и человек, и высшие животные: так коты, собаки, лисы способны отличить свои территориальные метки от чужих;

- чувства и эмоции присущи как человеку, так и животным;

- интеллект (общая способность к познанию и решению проблем) является свойством и человека, и высших животных – они способны решать задачи

- речь и общение также не являются специфическими свойствами человека, т.к. и животные имеют свою систему сигналов, при помощи которой передают друг другу определенную информацию.

- большой объем головного мозга также не является специфической особенностью человека: среди животных самым большим мозгом обладают киты, у синего кита головной мозг весит 6800 граммов, примерно в пять раз больше человеческого. Вес мозга индийского слона около 5000, северного дельфина белухи - 2350, дельфина афалины - 1735 граммов. Мозг новорожденного человека - 350 гр., взрослого – в пределах 1020 – 1970 гр, а средний вес – около 1350 гр. При чем по данным антропологии, мозг кроманьонца был больше, чем средний вес мозга современного человека – 1880 гр и вмещает 40-50 млрд. клеток. Однако сознание – это не мозг, деятельность мозга является только физиологической основой сознания. Левое полушарие отвечает за рациональное мышление, правое - за образное восприятие мира.

Исключительной чертой человека является разум, т.е. способность осмыслять всеобщее в отличие от непосредственно данных единичных фактов, это отличительное свойство вида Homo sapiens.
Вернемся к основополагающему вопросу: что же такое сознание? В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания.

Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Однако под "сознанием" понимается не психическая способность тела, а фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно.

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, "выйти" за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект.

В то же время, термин "сознание" в философии не употребляют, когда речь идет о движении "внутри" мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент - как опыт возможной соотнесенности с миром.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании:

какова природа сознания

как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом.

Хотя споры о сознании ведутся еще со времен Античности, впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Рене Декартом - французским философом, математиком и астрономом 17 века. В философии Нового времени было создано несколько теорий сознания, среди основных можно перечислить следующие:

Дуализм - теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Р. Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

^ Логический бихевиоризм - теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению. Среди представителей логического бихевиоризма были Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики, «физикалий». Предложения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишенные научного смысла.

Идеализм - это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорждем Беркли, английским философом 18 века. Он полагал, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает : "быть — значит быть воспринимаемым".

Материализм - теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов были Ф. Энгельс, В. Ленин, Дэвид Армстронг, Дональд Дэвидсон и др.

Функционализм - это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, т. е. выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюиса, Хилари Патнэма, Дэниела Деннета.

^ Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Б. Рассела, Питера Стросона.

^ Феноменологическая теория представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность (от лат. intentio — намерение) это понятие, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

^ Эмерджентная теория - теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта, оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой , несводимой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекул воды несводимы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Дж. Серл.

Итак, еще в Античности Платон полагал, что человек является единством души и тела, в 17 веке Рене Декарт поставил проблему сознания как психофизическую проблему: Как в человеке соотносится его тело и дух, каким образом они соотносятся друг с другом?

Сам Декарт считал, что мир состоит из двух субстанций: материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа — мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.

Существует два основных направления решения психофизической проблемы — это дуализм и монизм.

Дуализм исходит из предположения о том, что сознание обладает особой природой, принципиально несводимой к физической материальной реальности.

Монизм исторически имеет три разновидности:

Идеалистическую - утверждающую, что материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога), сейчас она в основном разделяется некоторыми представителями религиозной философии;

Материалистическую - утверждает, что сознание является элементом материальной действительности. Другими словами, существует только мозг, а сознание является его порождением;

«нейтральную» - его представители считают, что в основании и материи, и сознания лежит некоторая третья нейтральная реальность, эта позиция малораспространена.

Давайте более подробно остановимся на материалистическом решении психофизической проблемы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconЛекция Тема: Проблема метода в философии
Тема №4: «Проблема метода в философии. Диалектика как теоретическая система и метод познания»

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconФгбоу впо «Волгоградский государственный социально-педагогический...
Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1988

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconФилософия культуры учебное пособие
Ссср и во многих других странах. В 70—90-е годы под его руководством были созданы коллективные труды по истории эстетической мысли,...

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconЭкзаменационные вопросы по философии
Проблема направленности общественного развития. Общественный прогресс и его критерии

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconТемы курсовых работы по курсу «история украины» для студентов рвуз...
Проблема заселения территории Украины человеком: основные этапы, направления миграции, особенности материальной культуры

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconЛекция «Личная духовность и повышение личного сознания»
Человечество отошло от этого сознания на заре своего возникновения и утратило благодать Божью. Человек стал двойственным: стал воспринимать...

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Лекция Сознание как общественный феномен Проблема сознания в истории философии и культуры iconВопросы к экзамену по философии
Особенности философского мировоззрения. Человек как центральная проблема философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов