Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология




НазваниеЫ философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология
страница1/10
Дата публикации07.08.2013
Размер1.32 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. Предмет философии.Основной вопрос фил. Функции
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает наиболее важные связи в системе «мир- человек»

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, что является первичным - дух или природа, материя или сознание. Соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир

Функции:

1. Познавательная – изучения мира

2. Удовлетворения потребностей человека в единстве и системности личности

3. Интеграции культуры

4. Фил-ия помогает осмысливать историческое бытие народа и всего человечества

5. Просветительская и воспитательная – развивает духовную культуру личности

2. Философия как социокультурный феномен.

Феномен – явление в науке Социокультурный – зависимый от общества (эпоха, страна, народ). Ф. опирается на мировоззрение и является одной из его форм. Мировоззрение – совокупность взглядов на мир и место человека в нем и обусловленные этими взглядами позиции людей, их убеждения, идеалы и принципы. Исторические типы Мировоззрения.1.мифологическое, 2.религиозное – философское. Исторически 1-й формой Мир-ия является мифология, характерная для доклассовых и раннеклассовых обществ. По мере развития опытного знания и угасания первобытных форм общественной жизни мифология теряет свое значение. Религия – это форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека раздваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувствительный). В отличие от религии Ф стремится опираться на науку: догме противостоит смятение, эмоциям-интеллект, вере-логика. Философское М- ориентировано на свободный интеллектуальный поиск истины. Ф – теоритическое ядро М, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий (предельно общих понятий).

Возникновение Ф – величайшая революция в сознании людей, ибо эта была первая попытка человека объяснить мир не с помощью богов, а с помощью своего разума. Что открыто разуму богов, то может стать известно человеку.

Ф- область знания (наука, учение, одна из форм мировоззрения) изучающая наиболее общие существующие характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношение человека и мира.

^ 3. Разделы философии, вопросы, которые в них рассматриваются.

Разделы философии и вопросы которые в них рассматриваются:

Онтология – учение о бытии о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принцыпах и закономерностях существования (Что есть? Существует то, что есть? Каково то, что окружает нас? Что является реальным, а что кажущимся?)

Гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности (Что есть истина?С помощью чего и каким методом мы получим…)

^ Философия антропология – учение о человеке , его сущности и многомерности бытия в мире (Чем является человек? Что делает его особенным и выделяет его из всего мире?)

Социальная – учение о закономерности общественного развития ,

^ Философия науки научного познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования – Что такое научное знание? В чем отличие научного от ненаучного.

^ Философия истории (2 концепции Формационная (противоборство классов) и цивилизационная (чел-во состоит из ряда цивилизаций которые проходят в своем развитии стадии рождения, расцвета, увядание и смерть) каждая цив-я уникальна - В чем движущая сила истории?

^ 4. Основные Методологии в философии.

Основные методологии в философии:

Методология – это совокупность базовых опорных представлений о самой сущности мира из которого проистекает остальные взгляды и методика познания.

Метафизика – это представление о том, что у мира есть первооснова абсолютная и неизменная. Если познать первооснову это значит познать истину. Непосредственно в мире не бытие не истину наблюдать нельзя, можно только вычислить теоритически, интуитивно или по косвенным признакам.

Диалектика – мир состоит из противоположных начал находящихся в непрерывном движении (движение-любое изменение). То есть нет конечной точки, основы и нет абсолютной истины. «Истина и бытие есть процесс» Гегель.

^ 6. Методы познания в истории философии.

Метод - это инструмент познания, принцип мыслительных операций, с помощью которых ищем философский поиск.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания.

Сенсуализм – теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания.

Интуитивизм - идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

^ 5. Методы и методологии в философии

Методология – это совокупность базовых опорных представлений о самой сущности мира из которых проистекают остальные взгляды и методика познания. Методологии 2:

Метафизика – это представление о том, что у мира есть первооснова абсолютная и неизменная. Если познать первооснову это значит познать истину.

Диалектика – мир состоит из противоположных начал находящихся в непрерывном движении (движение-любое изменение). То есть нет конечной точки, основы и нет абсолютной истины.

Методы:

Метод - это инструмент познания, принцип мыслительных операций, с помощью которых ищем философский поиск:

-объективность-отказ от личностных суждений

-всесторонность

-критицизм-отказ от авторитетов, догм, универсальное сомнение

-рефлексивность - умение мысли обдумывать саму себя

Эвритичность – философ. Знание не имеет заранее готовых ответов, оно ищет не представляя результатов собств. поиска.


^ 7. Основной вопрос философии.

Основной вопрос философии имеет две стороны: Что первично, сознание(идея) или материя?

Выделяют два основных направления философии:

-материализм - философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи.




-идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.


8. Функции философии.

Функции:

1. Познавательная – изучения мира

2. Удовлетворения потребностей человека в единстве и системности личности

3. Интеграции культуры

4. Фил-ия помогает осмысливать историческое бытие народа и всего человечества

5. Просветительская и воспитательная – развивает духовную культуру личности

9. Философия и религия, общее, различное, их взаимодействие в истории

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Философия отвечает на предельные вопросы только с рациональной позиции, а религия тоже отвечает на предельные вопросы, но с позиции веры.

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях. Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет.

10. Философия и наука, общее, различное, их взаимодействие в истории

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объек¬тов и явлений.

3. Обладают системностью.

4. В процессе познания опираются на методы.

5. Объективность.

6. Философия дает науке методы и методологию.

Разное - в том что:

1. У философии нет своего предмета.

2. Не оперирует эмпирическими данными. (нельзя померить и посчитать)

3. Не обладает прогностической силой.

11 Пространство и время в истории философии

Пространство есть форма бытия материи, характеризующая порядок сосуществования и рядоположенность материальных образований, их структурность и протяженность. Время — форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объектов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.Пространство и время существуют объективно, их существование независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.

^ 12. Концепция бога в истории философии

Сегодня как многие верующие, так и не верующие, согласны с тем, что рационально доказать существование Бога нельзя. Например, в эпоху Средневековья такие доказательства стали популярны благодаря, таким католическим богословам-схоластам и философам, как Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский. Правда, свои аргументы схоласты, как правило, обращали не к атеистам – какие атеисты в средние века! – а к верующим, для того, чтобы рациональным способом подтвердить веру. Поскольку существование Бога представлялось очевидным, "разумным", то и в мире, в жизни философы стремились отыскать очевидные, разумные тому подтверждения.

Существует ли Бог? Есть ли этому доказательства?

Очередное доказательство Бога – это ни что иное, как хорошая компиляция прежних «классических» доказательств. Эти доказательства условно можно разделить на четыре основных типа: это онтологические, космологические доказательства, физико-теологические и доказательства нравственные.

Именно онтологическое доказательство является, из всех известных доказательств бытия Божия, самым рациональным (т.е. основанном на анализе содержания понятия) и, вместе с тем, основным и несравнимым по своему логическому значению со всеми другими доказательствами (что прекрасно понимал, основной критик данного доказательства Иммануил Кант). Только это доказательство имеет огромное философское значение и является результатом многовековой работы философской мысли.

Иммануэль Кант первый с чисто философских позиций свел все к трем докозательствам: Онтологическому, Космологическому и Телеологическому и показал их полную несостоятельность. С тех пор эти доказательства получили название классических доказательств существования (бытия) Бога.

Теизм – концепция бога личности. К этому относится христианство.

Деизм – концепция бога творца. Бог мир создал, но в нем не присутствует.

Супранатурализм – концепция абстрактной силы над природой действующей на подобие законов. Карма (реинкарнация) – закон.

Пантеизм – концепция тождественности о слиянии бога и природы. (Бог везде вокруг нас, в каждой пылинке.)

Атеизм – отрицание существования бога.

^ 13. Вопрос о субстанции, определение, значение, разные точки зрения на субстанцию Субстанция — то, что существует самостоятельно, само по себе. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия (Фрэнсис Бэкон, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц).Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания (Джон Локк, Дэвид Юм). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли».

^ 15. Категории обьективного и субьективного в философии.

Существуют два основных вида идеализма — объективный и субъективный.

Субъективное – исходящие или зависящее от мыслительной деятельности субъекта. (мысли, чувства)

Объективное – то, что не зависит от мыслительной деятельности субъекта. Наше восприятие всегда субъективно.В философии категории "объективное" (материя) и "субъективное" (сознание) определяются гносеологически, т.е. через отношение друг к другу как первичное и вторичное, отражаемое и отражение. Причем никакого другого содержания, более конкретного чем это, данным категориям не приписывается: материю не диалектично отождествлять с молекулами и атомами, а субъективное с эмоциями, чувствами и мыслями. При этом категория "сознание" в философии относится к субъективному или считается его синонимом.С точки зрения субъективного идеализма, «человек не может знать ничего, кроме своих собственных ощущений. Внешний мир исчезает, остаётся лишь субъективное «я» наедине с ощущениями. Субъективный идеализм возникает в результате абсолютизации роли ощущений в позании.

^ 14. Категории материального и идеального в философии.

Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными.

Материальное – то, что имеет все: размер, плотность, заряд и т.д. то есть физические характеристики.

Идеальное – то, что этого не имеет (мысли, чувства, бог).

Понятие материя, материальное прошло несколько этапов в своем историческом развитии.

В материалистической философии материя определяется как субстанция основа всех вещей и явлений в мире.

С понятием материального неразрывно связно понятие идеального. Идеальными образами называются потому, что они, хотя по содержанию и соответствуют объективным предметам и явлениям, но не заключают в себе ни одного материального свойства, то есть они лишены массы, протяженности и т.д. Идеальное отличается от материального в том плане, как мысль о том или ином предмете и сам предмет. Сферу идеального образуют многообразные формы отражения действительности: чувственные и мысленные образы, способы их построения и оперирования ими, духовные ценности и ориентации. Идеальное выступает как система отношений между независимыми от сознания и воли объективными явлениями и человеком, способным эти явления воспроизводить и преобразовывать в процессе своей теоретической и практической деятельности. Будучи производным от материального, идеальное приобретает относительную самостоятельность, становясь активным началом жизнедеятельности.

\

^ 16. Рационализм как методология познания.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.. Исторически первой формой ра¬ционализма была античная натурфилософия. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) счи¬тали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Можно ощущать то, чего нет, и можно не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.Кант начинал как традиционный рационалист, изучая труды Лейбница и Вольфа, но после знакомства с работами Юма начал развивать собственную философию, в которой попытался соединить рационализм и эмпиризм. Она получила название трансцендентальный идеализм. Споря с рационалистами, Кант заявлял, что чистый разум получает стимул к действию только тогда, когда доходит до предела своего понимания и пытается постичь то, что недоступно органам чувств, например, Бог, свобода воли или бессмертие души. Такие, недоступные для понимания через опыт предметы он называл «вещь в себе» и считал, что они для разума по определению непостижимы. Эмпиристов же Кант критиковал за то, что они пренебрегают ролью разума в осознании полученного опыта. Поэтому Кант считал, что для познания необходимы как опыт, так и разум.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconОнтология – раздел философии, рассматривающий бытие, существование...
Онтология как учение о бытии зарождается в философии Парменида – представителя античной философии, впервые поставившего вопрос о...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconМетодология и онтология Реактуализация классической философии и политической...
Бузгалин А. В., Колганов А. И. Пределы капитала: методология и онтология. Реактуализация классической философии и политической экономии...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconВопросы к экзамену по философии
Понятие и предмет философии. Цели и задачи философии. Функции философии. Основные проблемы философии и её структура. Основной вопрос...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconЛекция 1 Предмет философии (из википедии). Предметом философии называют...
Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconОбщую структуру предмета философии, философского знания составляют...
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика;...

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconТема: Предмет философии
Сначала новые вопросы и вопросы, на которые вы делаете ошибки, а потом кейс-задачи

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconЭкзаменационные вопросы по философии
Возникновение философии. Философия и мифология. Философии и мировоззрение. Специфика философского знания

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconВопросы вступительного экзамена в аспирантуру
Космоцентризм древнегреческой философии. Основные черты досократовской философии и философии Сократа

Ы философии и вопросы которые в них рассматриваются: Онтология iconИ. И. Богута История философии в кратком изложении
Чехословацкой ан представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов