Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция»




Скачать 114.19 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция»
Дата публикации08.08.2013
Размер114.19 Kb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


    1. Функции языка.

В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль».

Первейшей функцией языка является коммуникативная, - служит орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. В науке выделяют отдельные стороны коммуникативной функции,т.е. частные функции:

Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательное предложение)

Вопросительная – служит для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова)

Аппелятивная – служит средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения)

Экспрессивная – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроение и эмоции,

Контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.)

Метаязыковая – функция истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника)

Эстетическая – функция эстетического воздействия.

Особое место занимает функция индикатора принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии). В случае сознательного использования этой функции она превращается в своеобразное средство самоопределения индивида в обществе.

В конкретных высказываниях частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально.
Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Как говорил выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая центральная функция – мыслеформирующая. Имея в виду эту функцию, Вильгельм Гумбольдт – крупнейший языковед-мыслитель – назвал язык «образующим органом мысли».


    1. Язык и речь.

Язык не является «врожденным», а только «усвоенным в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. С другой стороны, если человек перестает пользоваться языком (даже родным), то он постепенно забывается. Из всего следует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности акад. Л.В. Щербой и его учениками.

Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременного слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создается текст – термин, обозначающий не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т.е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Язык того или иного коллектива – находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слова и т.д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему высказывания – грамматикой языка.



В речевых актах и в текстах как инвентарь, так и грамматика языка существуют в «распыленном виде»: в каждом отдельном предложении представлены какие-то элементы из инвентаря языка и использован ряд правил грамматики.

Изучая живой язык, лингвист (по мнению Щербы) может экспериментировать, т.е. создавать сам слова, грамматические формы и целые тексты на исследуемом языке и проверять приемлемость и понятность созданного, привлекая живых носителей данного языка. Если изучается мертвый язык, ученый располагает только письменными текстами, более или менее ограниченными по объему. Ни наблюдения за актами общения. Ни эксперимент здесь уже невозможны.

Что касается природных носителей живых языков, то у них владение языком создается постепенно, начиная с раннего детства. Каждый человек познает свой родной язык, «добывая» его из речи. Процесс добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, особенно в детстве.

^ Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отличие от речи, от речевых актов и текстов всякий язык абстрактен.

Пример абстрактности:

Ворон к ворону летит,

Ворон ворону кричит

Сколько слов в этом открывке?

7 – экземпляры слов – «речевые слова» или отдельные «словоупотребления»

5 (ворон, к , ворону, летит, кричит) – словоформы – абстракция «первой степени»

лексемы – слово как абстрактная единица в системе данного языка: ворон – ворону - «абстракция второй степени»

С середины ХХ века сложилась еще одна наука, исследующая речевую деятельность человека – психолингвистика. Изучает (экспериментальными методами) психические закономерности порождения и восприятия речевых высказываний; механизмы, управляющие этими процессами и обеспечивающие владение и овладение языком; языковую способность человека в широком контексте его психических и интеллектуальных способностей.


    1. ^ Язык как знаковая система.

Язык – самая сложная из всех знаковых систем

Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления.

Все знаки обладают материально, чувственно воспринимаемой «формой» - экспонентом знака. Экспоненты могут восприниматься зрительно (цвет, жест), слухом (звуки), осязанием (буквы шрифта для слепых), обоняние и вкус… Экспонент должен быть материальным, т.е. доступным для восприятия.

Если с объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то мы будем говорить о содержании знака (Пр.: оставленный или случайно забытый портфели)

Важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противоположность предполагает чувственную различимость экспонентов (поднятое/опущенное крыло семафора (шлагбаум)) и противоположность (путь открыт/путь закрыт).

Противопосталенность знаков ярко проявляется в случае нулевого экспонента, когда материальное, чувственно воспринимаемо отсутствие чего-либо (объекта, события) служит экспонентом знака, т.к. это отсутствие противопоставлено наличию какого-либо объекта или события в качестве экспонента другого знака.

Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности, или мотивированной, внутренне обоснованной.

Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отображение обобщенное и схематическое.

В общении выделяют две стороны:

  1. план выражения – звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом.

  2. план содержания – выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты.

Существуют в тесной связи друг с другом.

Единицы языка:

Двусторонние:

  1. слово

  2. морф/ в системе языка – морфема – значащие частицы слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Слово и морф – двусторонние единицы речи, а лексема и морфема – двусторонние единицы языка.

Одночастные:

  1. фоны (отдельные звуки)/ в системе языка – фонемы. Фоны – конкретные экземпляры фонем.

Пр. мама…. 4 фона, но 2 фонемы.
Высшая языковая единица – предложение – комбинация языковых знаков.

Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов – парадигматические (отношения взаимной противопоставленности в системе языка между ед. одного уровня, связанными по смыслу) и синтагматические (вступают ед. одного уровня, соед. Друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня)


    1. ^ Акустический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук есть физическое явление – колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, тогда соответствующий звук называется музыкальным тоном или просто тоном (струны скрипки). Если колебание является неравномерным, непериодическим, звук называется шумом (звук удара молотком).

Гласные – это в основном тоны, глухие согласные – это шумы, сонанты ([r], [l], [m], [n] и др.) – тон преобладает над шумом, в звонких шумных ([g], [d] и др.) – шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются:

  • высотой (зависит от частоты колебаний, больше колебаний – выше звук)

  • силой (зависит от размаха колебания)

  • обладают большей или меньшей длительностью

  • тембр (специфическая окраска)

Специфический тембр создается резонансными характеристиками – дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон, а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т.д. Роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки.

Исследования звуков дают возможность разлагать сложный звук на составляющие его тоны, т.е. получать его спектр, выделяя в нем отдельные полосы концентрации частот, или так называемые форманты.

В спектре гласного звука обычно более или менее четко выделяются три-четыре форманты: форманта Fосн. – соответствует частоте основного тона, форманты FI ,FII , в ряде случаев FIII – форманты, соответствующие полосам частот резонаторных тонов. На динамических спектрограммах форманты выглядят как темные пятна или полосы: самая нижняя - Fосн., выше - FIи т.д.

Звуки, при произнесении которых энергия концентрируется в центральной части спектра, называются «компактными».


    1. ^ Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук есть результат определенной работы человеческого организма и объект слухового восприятия.

Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.

^ Произносительный аспект:

Для того чтобы человек произнес речевой звук, необходимо:

  • определенный импульс, посылаемый из головного мозга (моторного центра речи – из зоны Брокá)

  • передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполяющим данную «команду»

  • в громадном большинстве случаев – сложная работа дыхательного аппарата (легкие, бронхи, трахея), диафрагмы и всей грудной клетки.

  • Сложная работа тех органов, которые принято называть произносительными органами в узком смысле слова (основных связок, языка, губ, небной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти)

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией.

Функции произносительных органов

Активные Пассивные

Выполняют движения, необходимые Служат «точкой опоры» для активного

для произнесения звука органа

    • голосовые связки

    • язык

    • губы

    • небная занавеска

Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, мы получаем анатомо-физиологическую классификацию звуков.

  1. гласные и согласные.

  2. Гласные классифицируются прежде всего по работе языка (передние, задние, смешанные) и губ (огубленные, неогубленные).

  3. Согласные делятся на

  • сонанты (голос преобладает над шумом) и шумные. Шумные делятся на глухие и звонкие.

  • По характеру преграды: смычные, щелевые и дрожащие. Смычные на взрывные (б, п, к) и аффрикаты. Иплозивные – нет ни взрыва, ни перехода в щель. Заканчиваются смычкой (м, н)

  • По активному артикулирующему органу: губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.

К биологическому аспекту относится также изучение механизмов изменений, кот. подвергаются артикулиции звуков в потоке речипозиционные изменения:

  • комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся в потоке речи в непосредственном или близком соседстве

Аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и артикуляции гласных под влиянием соседних согласных.

Ассимиляция (уподобление) – артикуляция согласного влияет на артикулцию согласного или артикуляция гласного на гласный.

Диссимиляция – расподобление звуков.

  • собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова.

Редукция – ослабление гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. Пр.: буква а, дает звук Ъ

Апóкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова. Пр.: Петь вместо Петя, чтоб вместо чтобы.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во многих языках. Пр: труба – труб. Причина: возвращение голосовых связок в состояние покоя.


    1. ^ Понятие фонемы. Дифференциальные признаки фонем.

Фоны и фонемы являются одночастными единицами языка. Фоны (отдельные звуки)/ в системе языка – фонемы. Фоны – конкретные экземпляры фонем.

Функции фонем:

      1. конститутивная, т.е. функция строительного материала

      2. дистинктивная, или различительная, т.е. функция различителя экспонентов


Признаки, обеспечивающие различение фонем, получили название дифференциальные, или дистинктивных. Они делятся на бинарные (двоичные. Пр.: вас/бас – смычные/щелевой) оппозиции фонем и на тернарные (троичные. Пр.: вам/дам/гам – по активному органу: губной/переднеязычный/заднеязычный).

Существует во всех языках групповая оппозиция гласный/согласный.

Дефференциальный признак фонемы – самая «низшая» предельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка.

Оппозиции могут быть: пропорциональными (отношения между членами пропорционально отношению между членами другой оппозиции в рамках данного языка. Пример [r]/[r,]) или изолированными.

^ Чистые (простые. Противопоставляемые члены различаются между собой по какому либо одному признаку.) и смешанные (сложные. Пр: Люба/Люся, губной/переднеязычный, смычный/щелевой, звонкий/незвонкий)


    1. ^ Чередования фонем. Противопоставления фонем.

Взаимные замены фонем в составе экспонентов морфем, включая и замены фонем нулем звука, называются чередованием или альтернацией. Участвующие в чередованиях «звуковые величины» называют альтернантами.


    1. Теории слога.

Стр. 66-71

    1. Просодические явления.

Стр 72-84

    1. Слово. Лексическое значение слова.

Стр 86-102

    1. Полисемия слова.

Стр 102-105

    1. Омонимия слова.

Стр 107-111

    1. Мотивировка слова.

Стр. 111-116

    1. Фразеологизмы.

116-120

    1. Лексикография.

120-124

    1. Определение морфемы.

131-145

    1. Грамматическая структура слова.

145-155

    1. Части речи.

155-167

    1. Синтаксис.

167-185

    1. Развитие языков и языковые контакты.

186-

    1. Исторические изменения в словарном составе.

195-210

    1. Исторические изменения в грамматическом строе.

210-213

    1. Исторические изменения в звуковой стороне языка.

213-221

    1. Сравнительно-историческое языкознание.

221

    1. Генеалогическая классификация языков.

228

    1. Лингвистическая типология.

230

    1. Основные этапы в становлении письма.

240

    1. Алфавит, графика, орфография.

258

    1. Транскрипция и транслитерация.

362

    1. Из истории языкознания.

???





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы к экзамену по введению в языкознание Язык как важнейшее средство...
Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы к экзамену по педагогике. I. Общие вопросы педагогики
Этимология, соц мех. – воспитание, понятие педагогики, история происхождения, функции, категории и их функции, система наук

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconЛинейные и сопряженные пространства
Пусть векторное пространство над и линейная функция, если. Ядром функции назывется подмножество, на каждом элементе которого функция...

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconЛичность и индивидуальность функции личности
Мозг имеет множество функций, связанных с кодированием и переработкой информации. Функция памяти состоит в сохранение опыта, функция...

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы к экзамену по высшей математике эсэу 13,14
Экстремумы функции. Первое достаточное условие существования экстремума функции у = f(Х)

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconЭкзаменационные вопросы. Понятие функции. Способы задания функций. Элементарные функции
Предел функции. Непрерывность функции в точке. Точки разрыва функции и их классификация

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconКурс. Заочное отделение. 1 часть. Теоретические вопросы. Лексикология...
Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Основные свойства слова как лексической единицы

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы к экзамену 2012-2013
Теория личного потребления. Слабое отношение предпочтения. Основные аксиомы. Деление пространства товаров (благ) на классы эквивалентности....

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы к экзамену по дисциплине экономика
Потребности как целевая функция производства. Показатели измерения уровня потребностей в современном обществе. Экономические ресурсы,...

Вопросы к экзамену функции языка. В языкознании слово «функция» iconВопросы для экзамена по дисциплине «русский язык»
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов