Скачать 114.19 Kb.
|
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
В языкознании слово «функция» обычно употребляется в смысле «производимая работа», «назначение», «роль». Первейшей функцией языка является коммуникативная, - служит орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. В науке выделяют отдельные стороны коммуникативной функции,т.е. частные функции: Констатирующая – служит для простого «нейтрального» сообщения о факте (ср. повествовательное предложение) Вопросительная – служит для запроса о факте (ср. вопросительные предложения, вопросительные слова) Аппелятивная – служит средством призыва, побуждения к тем или иным действиям (ср. формы повелительного наклонения, побудительные предложения) Экспрессивная – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроение и эмоции, Контактоустанавливающая – функция создания и поддержания контакта между собеседниками, когда передачи сколько-нибудь существенной информации еще (или уже) нет (ср. формулы приветствия при встрече и прощании, обмен репликами о погоде и т.п.) Метаязыковая – функция истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника) Эстетическая – функция эстетического воздействия. Особое место занимает функция индикатора принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии). В случае сознательного использования этой функции она превращается в своеобразное средство самоопределения индивида в обществе. В конкретных высказываниях частные функции языка выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, многофункционально. Но язык не только средство передачи «готовой мысли». Он и средство самого формирования мысли. Как говорил выдающийся советский психолог Л.С. Выготский, мысль не просто выражается в слове, но и совершается в слове. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая центральная функция – мыслеформирующая. Имея в виду эту функцию, Вильгельм Гумбольдт – крупнейший языковед-мыслитель – назвал язык «образующим органом мысли».
Язык не является «врожденным», а только «усвоенным в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. С другой стороны, если человек перестает пользоваться языком (даже родным), то он постепенно забывается. Из всего следует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности акад. Л.В. Щербой и его учениками. Под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т.е. мышление с помощью языковых средств (слов и т.д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременного слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст – термин, обозначающий не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т.е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Язык того или иного коллектива – находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слова и т.д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему высказывания – грамматикой языка. ![]() В речевых актах и в текстах как инвентарь, так и грамматика языка существуют в «распыленном виде»: в каждом отдельном предложении представлены какие-то элементы из инвентаря языка и использован ряд правил грамматики. Изучая живой язык, лингвист (по мнению Щербы) может экспериментировать, т.е. создавать сам слова, грамматические формы и целые тексты на исследуемом языке и проверять приемлемость и понятность созданного, привлекая живых носителей данного языка. Если изучается мертвый язык, ученый располагает только письменными текстами, более или менее ограниченными по объему. Ни наблюдения за актами общения. Ни эксперимент здесь уже невозможны. Что касается природных носителей живых языков, то у них владение языком создается постепенно, начиная с раннего детства. Каждый человек познает свой родной язык, «добывая» его из речи. Процесс добывания носит в этом случае не вполне осознанный характер, протекает в основном интуитивно, особенно в детстве. ^ . Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отличие от речи, от речевых актов и текстов всякий язык абстрактен. Пример абстрактности: Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит Сколько слов в этом открывке? 7 – экземпляры слов – «речевые слова» или отдельные «словоупотребления» 5 (ворон, к , ворону, летит, кричит) – словоформы – абстракция «первой степени» лексемы – слово как абстрактная единица в системе данного языка: ворон – ворону - «абстракция второй степени» С середины ХХ века сложилась еще одна наука, исследующая речевую деятельность человека – психолингвистика. Изучает (экспериментальными методами) психические закономерности порождения и восприятия речевых высказываний; механизмы, управляющие этими процессами и обеспечивающие владение и овладение языком; языковую способность человека в широком контексте его психических и интеллектуальных способностей.
Язык – самая сложная из всех знаковых систем Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией. Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Все знаки обладают материально, чувственно воспринимаемой «формой» - экспонентом знака. Экспоненты могут восприниматься зрительно (цвет, жест), слухом (звуки), осязанием (буквы шрифта для слепых), обоняние и вкус… Экспонент должен быть материальным, т.е. доступным для восприятия. Если с объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то мы будем говорить о содержании знака (Пр.: оставленный или случайно забытый портфели) Важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противоположность предполагает чувственную различимость экспонентов (поднятое/опущенное крыло семафора (шлагбаум)) и противоположность (путь открыт/путь закрыт). Противопосталенность знаков ярко проявляется в случае нулевого экспонента, когда материальное, чувственно воспринимаемо отсутствие чего-либо (объекта, события) служит экспонентом знака, т.к. это отсутствие противопоставлено наличию какого-либо объекта или события в качестве экспонента другого знака. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности, или мотивированной, внутренне обоснованной. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отображение обобщенное и схематическое. В общении выделяют две стороны:
Существуют в тесной связи друг с другом. Единицы языка: Двусторонние:
Слово и морф – двусторонние единицы речи, а лексема и морфема – двусторонние единицы языка. Одночастные:
Пр. мама…. 4 фона, но 2 фонемы. Высшая языковая единица – предложение – комбинация языковых знаков. Между языковыми единицами одного уровня существуют отношения двух видов – парадигматические (отношения взаимной противопоставленности в системе языка между ед. одного уровня, связанными по смыслу) и синтагматические (вступают ед. одного уровня, соед. Друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня)
Каждый звук есть физическое явление – колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, тогда соответствующий звук называется музыкальным тоном или просто тоном (струны скрипки). Если колебание является неравномерным, непериодическим, звук называется шумом (звук удара молотком). Гласные – это в основном тоны, глухие согласные – это шумы, сонанты ([r], [l], [m], [n] и др.) – тон преобладает над шумом, в звонких шумных ([g], [d] и др.) – шум преобладает над тоном. Звуки характеризуются:
Специфический тембр создается резонансными характеристиками – дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон, а также на шумы. Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве и т.д. Роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки. Исследования звуков дают возможность разлагать сложный звук на составляющие его тоны, т.е. получать его спектр, выделяя в нем отдельные полосы концентрации частот, или так называемые форманты. В спектре гласного звука обычно более или менее четко выделяются три-четыре форманты: форманта Fосн. – соответствует частоте основного тона, форманты FI ,FII , в ряде случаев FIII – форманты, соответствующие полосам частот резонаторных тонов. На динамических спектрограммах форманты выглядят как темные пятна или полосы: самая нижняя - Fосн., выше - FI… и т.д. Звуки, при произнесении которых энергия концентрируется в центральной части спектра, называются «компактными».
Каждый звук есть результат определенной работы человеческого организма и объект слухового восприятия. Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный. ^ : Для того чтобы человек произнес речевой звук, необходимо:
Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией. Ф ![]() ![]() Активные Пассивные Выполняют движения, необходимые Служат «точкой опоры» для активного для произнесения звука органа
Учитывая работу произносительных органов, необходимую для образования каждого звука, мы получаем анатомо-физиологическую классификацию звуков.
К биологическому аспекту относится также изучение механизмов изменений, кот. подвергаются артикулиции звуков в потоке речи – позиционные изменения:
Аккомодация – изменения в артикуляции согласных под влиянием соседних гласных и артикуляции гласных под влиянием соседних согласных. Ассимиляция (уподобление) – артикуляция согласного влияет на артикулцию согласного или артикуляция гласного на гласный. Диссимиляция – расподобление звуков.
Редукция – ослабление гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой. Пр.: буква а, дает звук Ъ Апóкопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова. Пр.: Петь вместо Петя, чтоб вместо чтобы. Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во многих языках. Пр: труба – труб. Причина: возвращение голосовых связок в состояние покоя.
Фоны и фонемы являются одночастными единицами языка. Фоны (отдельные звуки)/ в системе языка – фонемы. Фоны – конкретные экземпляры фонем. Функции фонем:
Признаки, обеспечивающие различение фонем, получили название дифференциальные, или дистинктивных. Они делятся на бинарные (двоичные. Пр.: вас/бас – смычные/щелевой) оппозиции фонем и на тернарные (троичные. Пр.: вам/дам/гам – по активному органу: губной/переднеязычный/заднеязычный). Существует во всех языках групповая оппозиция гласный/согласный. Дефференциальный признак фонемы – самая «низшая» предельная единица, выделяемая лингвистическим анализом в многоярусной структуре плана выражения языка. Оппозиции могут быть: пропорциональными (отношения между членами пропорционально отношению между членами другой оппозиции в рамках данного языка. Пример [r]/[r,]) или изолированными. ^ (простые. Противопоставляемые члены различаются между собой по какому либо одному признаку.) и смешанные (сложные. Пр: Люба/Люся, губной/переднеязычный, смычный/щелевой, звонкий/незвонкий)
Взаимные замены фонем в составе экспонентов морфем, включая и замены фонем нулем звука, называются чередованием или альтернацией. Участвующие в чередованиях «звуковые величины» называют альтернантами.
Стр. 66-71
Стр 72-84
Стр 86-102
Стр 102-105
Стр 107-111
Стр. 111-116
116-120
120-124
131-145
145-155
155-167
167-185
186-
195-210
210-213
213-221
221
228
230
240
258
362
??? |
![]() | Язык и речь. Инвентарь и грамматика языка. Структура коммуникативного акта. Основные антиномии языка/речи | ![]() | Этимология, соц мех. – воспитание, понятие педагогики, история происхождения, функции, категории и их функции, система наук |
![]() | Пусть векторное пространство над и линейная функция, если. Ядром функции назывется подмножество, на каждом элементе которого функция... | ![]() | Мозг имеет множество функций, связанных с кодированием и переработкой информации. Функция памяти состоит в сохранение опыта, функция... |
![]() | Экстремумы функции. Первое достаточное условие существования экстремума функции у = f(Х) | ![]() | Предел функции. Непрерывность функции в точке. Точки разрыва функции и их классификация |
![]() | Слово как предмет лексикологии. Проблема определения слова. Основные свойства слова как лексической единицы | ![]() | Теория личного потребления. Слабое отношение предпочтения. Основные аксиомы. Деление пространства товаров (благ) на классы эквивалентности.... |
![]() | Потребности как целевая функция производства. Показатели измерения уровня потребностей в современном обществе. Экономические ресурсы,... | ![]() | Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова |