Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение




Скачать 492.46 Kb.
НазваниеИтак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение
страница1/3
Дата публикации11.08.2013
Размер492.46 Kb.
ТипЗадача
zadocs.ru > Философия > Задача
  1   2   3
Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей

истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более

искушенным и достойным авторам. Решение ее -- удел будущего,

если, разумеется, к тому времени сохранятся как источники, так

и духовные предпосылки. Еще того менее наш труд может служить

учебником Игры -- таковой вообще никогда не будет написан.

Правила этой Игры игр усваиваются только обычным, предписанным

путем, на что уходят годы, и никому из посвященных не придет на

ум упрощать или облегчать процесс их усвоения.

Эти правила, язык знаков и грамматика самой Игры суть не

что иное, как высокоразвитая тайнопись, в создании которой

участвуют многие науки и искусства, в особенности же математика

и музыка (соответственно музыковедение), и которая способна

выразить и связать друг с другом смыслы и результаты почти всех

научных дисциплин. Таким образом, наша Игра стеклянных бус есть

игра со всеми смыслами и ценностями нашей культуры, мастер

играет ими, как в эпоху расцвета живописи художник играл

красками своей палитры. Всем, что в свои творческие эпохи

человечество создало в сфере познания, высоких мыслей,

искусства, всем, что в последующие столетия было закреплено в

научных понятиях и стало, в результате, общим интеллектуальным

достоянием, -- всем этим неимоверно богатым духовным материалом

мастер Игры владеет, как органист своим органом, и орган этот

обладает почти непредставимым совершенством, его клавиатура и

педали воспроизводят весь духовный мир, его регистры почти

неисчислимы, теоретически на таком инструменте можно проиграть

все духовное содержание вселенной. Эта клавиатура, педали и

регистры строго зафиксированы, их число и распорядок могут быть

усовершенствованы разве что в теории: обогащение языка самой

Игры через внесение в нее новых смыслов подлежит строжайшему

контролю верховного руководства Игры. Напротив, в рамках этого

остова, или, чтобы продолжить наше сравнение, в рамках сложной

механики гигантского органа, перед мастером открываются

безграничные возможности и комбинации: среди тысяч строго по

правилам сыгранных партий нельзя обнаружить две хотя бы внешне

схожих одна с другой. Предположим даже, что два мастера избрали

содержанием своих партий одну и ту же узкую тематику, но и

тогда обе игры могут решительно отличаться друг от друга

образом мыслей, характером, настроением, виртуозностью игроков,

а соответственно этому различную окраску обретает и самый ход

Игры.

В конце концов каждый историк волен относить начало и

предысторию Игры в бисер к тому времени, к какому ему

заблагорассудится. Подобно всем великим идеям, у Игры по сути

нет начала, ее идея жила вечно. Как идею, как некое

предчувствие или желанный идеал мы находим прообраз Игры еще в

древности, например у Пифагора{1_1_0_00}, затем на закате

античной культуры -- в гностических кругах эллинизма{1_1_0_01},

не реже у китайцев, еще позднее -- в периоды наивысших подъемов

духовной жизни арабско-мавританского мира, после чего следы ее

предыстории ведут через схоластику и гуманизм к математическим

академиям семнадцатого и восемнадцатого столетий, вплоть до

философов романтизма и рун из магических мечтаний Новалиса. В

основе всякого движения духа к вожделенной цели -- universitas

litterarum{^ 1_1_02}, в основе всякой платоновской

академии{1_1_0_02}, всякого общения интеллектуальной элиты,

всякой попытки сблизить точные и гуманитарные науки, примирить

науку и искусство или же науку и религию, мы видим одну и ту же

вечную идею, которая обрела для нас конкретные черты в Игре в

бисер. Такие выдающиеся умы, как Абеляр, Лейбниц, Гегель,

очевидным образом лелеяли мечту о вмещении духовного универсума

в концентрические системы, о слиянии живой красоты духовности и

искусства с магией формул, с лаконизмом точных дисциплин. Когда

музыка и математика почти одновременно переживали свой

классический период, часто можно было видеть дружественное

сближение и взаимное обогащение обеих сфер. А за два столетия

до этого у Николая Кузанского{1_1_0_03} мы наталкиваемся на

мысли, порожденные подобными же стремлениями: "Дух усваивает

форму потенциальности, дабы все измерить в статусе

потенциальности, и форму абсолютной необходимости, дабы все

измерить в статусе единства и простоты, как это делает бог; и

форму необходимости во взаимосвязи, дабы все измерить в его

самобытности, и наконец усваивает форму детерминированной

потенциальности, дабы все измерить в отношении к его

существованию. Однако дух измеряет и символически, через

сравнение, как-то: пользуясь числом, геометрическими фигурами и

ссылаясь на них как на подобия". По нашему убеждению, не одна

эта мысль Николая Кузанского перекликается с нашей Игрой в

бисер, иначе говоря, соответствует близкому направлению

фантазии и проистекает от него; у Кузанца можно найти много

подобных созвучий. Его любовь к математике и его умение, даже

страсть, при определении теолого-философских понятий прибегать

к фигурам и аксиомам геометрии Эвклида как к поясняющим

подобиям, кажутся нам весьма близкими умственному строю нашей

Игры; порой и его особая латынь (вокабулы ее нередко

представляют собой его свободное изобретение, и тем не менее ни

один латинист не затруднится схватить их смысл) напоминает

вольную пластику языка Игры в бисер.

С не меньшим основанием к праотцам Игры следует причислить

Альбертуса Секундуса, о чем свидетельствует хотя бы наш

эпиграф. Мы полагаем также, хотя и не в состоянии подкрепить

это цитатами, что идея Игры владела и теми учеными

композиторами шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого

столетий, которые клали в основу своих композиций

математические умозрения. В литературах прошлого нередко

наталкиваешься на легенды о мудрых и волшебных играх,

рождавшихся и живших в кругу ученых, монахов или же при дворе

какого-нибудь просвещенного князя, например, особые шахматы,

фигуры и поля которых, кроме обычных значений, имели еще и

другое, тайное. Общеизвестны также те сообщения, сказания и

саги младенческой поры всех культур, в которых музыке

приписывают, помимо ее художественного воздействия, магическую

власть над душами людей и на родов и превращают ее в тайную

законодательницу или правительницу людей и их государств. Мысль

об идеальной, небесной жизни людей под гегемонией музыки играла

свою роль от древнего Китая до сказаний греков. С подобным

культом музыки ("и в пресуществлениях вечных напева тайная

власть въяве нас окликает" -- Новалис) самым тесным образом

связана и Игра в бисер.

Однако, хотя мы и признаем идею Игры вечной и потому

жившей и возвещавшей о себе задолго до своего реального

осуществления, все же в известной нам форме она имеет свою

определенную историю, о важнейших этапах которой мы и

попытаемся теперь вкратце рассказать.

Идейное течение, в число последствий которого входят

основание Ордена и Игра в бисер, берет свое начало в том

историческом периоде, который со времен основополагающих трудов

историка словесности Плиния Цигенхальса носит введенное

последним обозначение "фельетонистическая эпоха"{1_1_0_04}.

Подобные названия соблазнительны, однако и опасны; они толкают

к несправедливой оценке миновавшего состояния жизни

человечества и вынуждают нас оговориться: фельетонистическая

эпоха{1_1_0_04} отнюдь не была бездуховной или хотя бы бедной

духом. И все же, опять-таки согласно данным Цигенхальса, век

этот не знал, что делать со своей духовностью, или, вернее, не

знал, как определить подобающее духу место в структуре жизни и

государства. Признаться, мы плохо знаем эту эпоху, хотя именно

на ее почве возросло все то, что ныне стало характерным для

нашей духовной жизни. Согласно Цигенхальсу, эпоха эта была в

высокой степени "бюргерской", заплатившей немалую дань далеко

заходящему индивидуализму, и если мы, стремясь передать ее

атмосферу, все же отваживаемся, прибегнув к Цигенхальсу,

набросать некоторые ее черты, то делаем это в уверенности, что

они не фиктивны, не преувеличены и не искажены, ибо великий

исследователь подтверждает их подлинность множеством

литературных и иных документов. В оценке этой эпохи мы вполне

сходимся с этим ученым, кстати, единственным, подвергшим

фельетонистическую эпоху{1_1_0_04} серьезному изучению, и

притом стремимся не забывать, что весьма легко, но и весьма

неразумно морщить нос, натыкаясь на ошибки и заблуждения былых

времен.

Начиная от исхода средневековья, духовная жизнь Европы

обнаружила две основные тенденции: освобождение мысли и веры от

власти любых авторитетов, иначе говоря, борьба осознавшего себя

полноправным и суверенным рассудка против господства Римской

церкви, и, с другой стороны, тайная, но настоятельная

потребность рассудка в узаконении этой его свободы, в новом,

исходящем из него самого и адекватном ему авторитете. Обобщая,

можно утверждать: в целом дух одержал верх в этой, иногда

причудливо противоречивой, борьбе во имя двух принципиально

противоположных целей. Стоила ли эта победа бесчисленных жертв,

принесенных со имя ее, достаточно ли совершенен нынешний

порядок духовной жизни, долго ля он продержится, чтобы

оправдать все страдания, судороги и аномалии -- от процессов

против еретиков и сжигания ведьм до впавших в безумство пли

наложивших на себя руки "гениев", -- заниматься подобным

вопросом нам не дозволено. рошлое прошло: было ли оно удачным

или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним

какой-то "смысл" или не признаем, -- все это в равной мере

лишено значения. Отгремели и вышеупомянутые бои за "свободу"

духа; полностью сбросив опеку церкви, а частично и государства,

дух в конце фельетонистической эпохи обрел неслыханную и для

него самого невыносимую свободу, однако он так и не нашел им

самим сформулированного и уважаемого закона, нового авторитета,

истинной легитимности так и не обрел. Право, удивительны

приводимые Цигенхальсом примеры продажности, самоуничижения

духа в те далекие времена.

Однозначной дефиниции того продукта, по которому мы

именуем всю эпоху, то сеть "фельетона", мы, откровенно говоря,

дать не в состоянии. Создается впечатление, что "фельетоны",

как особо популярный вид публикаций в ежедневных газетах,

изготовлялись миллионами и являли собой основную духовную пищу

жаждущей образования публики, что они трактовали, пли, лучше

сказать, "болтали" о всевозможных предметах знаний и, как нам

кажется, умнейшие из фельетонистов сами потешались над своей

работой. Цигенхальс, например, признается, что в своих

исследованиях наталкивался на такие труды, которые следует

рассматривать как издевку автора над собой, в противном случае

они вообще по поддаются толкованию. Мы действительно склонны

допустить мысль, что к этим изготовленным в массовом порядке

статьям примешана большая доза иронии и самоиронии, для

понимания которых еще предстоит подобрать ключ. Производители

подобной мишуры частью состояли в редакциях газет, частью были

свободными художниками, порой их именовали даже поэтами:

предположительно, многие из них принадлежали к ученому

сословию, нередко это были профессора высших учебных заведений

со славным именем. Излюбленный материал подобных статей

составляли анекдоты из жизни и переписки знаменитых людей

обоего пола, и возможны были такие заголовки: "Фридрих Ницше и

дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия",

"Любимые блюда композитора Россини" или "Роль комнатных собачек

в жизни знаменитых куртизанок" и т.д. и т.п. Большой любовью

пользовались также псевдоисторические опусы на актуальные темы

светских бесед, например: "Мечта об искусственном изготовлении

золота и видоизменения ее в ходе веков" или "Попытки

химико-физического воздействия на погоду" и т.п. Просматривая

приводимые Цигенхальсом заголовки таких разглагольствований, мы

дивимся не столько тому, что находились люди, ежедневно

глотавшие подобное чтиво, сколько тому, что авторы с именем,

влиянием и недюжинным образованием помогали, как это тогда

называлось, "обслуживать" неимоверный спрос на занимательный

вздор; термин этот обозначал, между прочим, и тогдашнее

отношение человека к машине. В некоторые периоды фельетонисты

увлекались всевозможными интервью с известными людьми на

злободневные темы, чему Цигенхальс посвящает отдельную главу.

Знаменитого химика или пианиста спрашивали, например, каково

его мнение о тех или иных политических событиях; популярным

актерам, балеринам, спортсменам, летчикам, а то и поэтам

задавали вопрос о преимуществах и недостатках холостого образа

жизни, о причинах финансовых кризисов и т.п. Единственно важным

при этом полагалось сочетание громкого имени с актуальной

темой: у Цигенхальса мы находим разительные тому примеры, он

приводит их сотни. Как уже отмечалось, к подобным стараниям,

вероятно, примешивалась добрая доля иронии, то была

демоническая ирония, ирония отчаяния, нам трудно понять все

это; что же касается множества непосвященных, которые в те

времена были на редкость привержены к чтению, то они все

принимали за чистую монету. Если какая-нибудь знаменитая

картина меняла владельца, если с молотка продавалась ценная

рукопись, если сгорал старинный замок или отпрыск знатного рода

оказывался замешанным в скандальной истории, во многих тысячах

фельетонов читателю не только сообщались эти факты, но в этот

же день или назавтра ему преподносили уйму анекдотического,

исторического, психологического, эротического и прочего

материала на эту тему, каждое злободневное происшествие

вызывало к жизни поток всевозможной писанины, причем манера

преподнесения этих материалов всецело несла печать наспех и

безответственно изготовленного массового товара. Далее, нам

представляется, что к сфере фельетонизма следует причислить и

некоторые игры, к которым приглашались и без того

перенасыщенные познавательным материалом читатели, о чем

свидетельствует пространный экскурс Цигенхальса об удивительном

феномене -- "кроссвордах". Многие тысячи тяжело трудившихся и

нелегко живших в ту пору людей в часы досуга, оказывается,

сидели, склонившись над квадратами и крестами, и заполняли их,

соответственно правилам игры, определенными буквами.

Поостережемся, однако, смотреть на это как на смехотворную и

сумасбродную затею, воздержимся и от насмешек. Людей, игравших

в эти детские игры-загадки, читавших эти фельетоны, ни в коем

случае нельзя назвать наивными детьми или охочими до всяких

забав феакийцами, отнюдь нет. Они жили в вечном страхе среди

политических, экономических и моральных потрясений, вокруг них

все кипело, они вынесли несколько чудовищных войн, в том числе

и гражданских, и игры их никоим образом не были веселым,

бессмысленным ребячеством, но отвечали глубокой потребности:

закрыть глаза, убежать от нерешенных проблем и ужасающих

предчувствий гибели в возможно более безобидный мир видимости.

Они прилежно учились управлять автомобилем, играть в

замысловатые карточные игры и мечтательно отдавались разгадке

кроссвордов, ибо перед лицом смерти, страха, боли, голода они

были почти вовсе беспомощны, церковь не дарила им утешение и

дух -- советов. Люди, читавшие столько фельетонов, слушавшие

столько докладов, не изыскивали времени и сил для того, чтобы

преодолеть страх, побороть боязнь смерти, они жили судорожно,

они не верили в будущее.

Читались тогда и публичные лекции, мы обязаны коротко

остановиться и на этой несколько более благородной

разновидности фельетонизма. Как специалисты, так и

интеллектуальные проходимцы всех мастей предлагали бюргерам тех

времен, по-прежнему приверженным к потерявшему свой былой смысл

понятию "образование", помимо статей, еще и бесчисленные

публичные лекции: не только в виде отдельных речей по случаю

того или иного торжества, а в массовом порядке, наперебой

конкурируя друг с другом. В городе средних размеров каждый

бюргер или его супруга имели тогда возможность раз в неделю

прослушать какой-нибудь доклад, в крупных же городах такая

возможность выпадала чуть ли не ежедневно; докладчики

распространялись перед слушателями о какой-нибудь теории,

разглагольствовали о художественных произведениях, поэтах,

ученых, исследователях, кругосветных путешествиях, и

присутствующие оставались при этом совершенно пассивными, в то

время как предполагалось, что они имеют какое-то отношение к

содержанию докладываемого или, по крайней мере, знакомы с

темой, готовы к восприятию ее, хотя в большинстве случаев это

было не так. Читались тогда занимательные, темпераментные или

остроумные лекции, например о Гете, -- как она голубом фраке

выскакивал из дилижанса и соблазнял страсбургских или

вецларских девиц; или лекции об арабской культуре, в которых

ряд модных интеллектуальных словечек перемешивался наподобие

игральных костей, и всякий был беспредельно рад, узнав хотя бы

одно из них. Люди ходили на лекции о поэтах, произведения

которых они никогда не читали, да и не собирались читать,

смотрели при этом диапозитивы и так же, как при чтении

фельетонов, продирались через груды лишенных всякого смысла

обрывков знаний и научных ценностей. Короче говоря,

человечество находилось тогда на пороге того чудовищного

обесценивания слова, которое, сперва в очень узком кругу и в

полной тайне, породило противоборствующее --

героико-аскетическое течение, вскоре мощно выявившееся как

начало новой духовной самодисциплины и духовного достоинства.

Зыбкость и фальшь духовной жизни того времени, отмеченной

я некотором смысле даже величием и энергией, мы, нынешние

жители, рассматриваем как симптомы ужаса, охватившего дух,

который на закате эпохи мнимого процветания и мнимых побед

внезапно оказался перед пустотой, перед тяжкой материальной

нуждой, перед полосой политических и военных бурь и перед

стремительно растущим недоверием к самому себе, к своей силе и

достоинству, наконец к собственному существованию. Но в этот

час отчаяния и ужаса мы наблюдаем и весьма импозантные взлеты

духа, например, рождение науки о музыке, благодарными

наследниками которой мы являемся. Однако, как ни легко

разложить по полочкам любые отрезки прошлого, настоящее не

способно определить себе место, а посему именно тогда среди

интеллектуалов стали распространяться ужасающая неуверенность и

апатия, стремительно упали до весьма скромного уровня духовные

потребности и достижения. Люди, видите ли, сделали открытие (со

времени Ницше кое-кто уже догадывался об этом), что молодость и

творческий период нашей культуры остались позади, что пришла

старость, сумерки; это почувствовали все, я многие даже весьма

резко сформулировали, а затем этим же стали объяснять

многочисленные и столь пугающие знамения времени: мертвящую

механизацию жизни, глубокое падение морали, безверие народов,

неподлинность искусства. Как в одной причудливой китайской

сказке, повсюду вокруг звучала "музыка гибели", подобно

басовому регистру органа; она лилась и замирала многие

десятилетия, просачиваясь в школы, журналы, академии, вдруг

пораженные распадом, вызывая у мало-мальски серьезных

художников, критиков своего времени, меланхолию или душевные

заболевания, а порой и захлестывая все и вся кругом неистовым и

дилетантским перепроизводством во всех искусствах. По отношению

к этому раз возникшему и отныне неистребимому врагу люди вели

себя по-разному. Некоторые лучшие умы молча признавали горькую

правду и стоически несли ее бремя. Кое-кто искал спасения во

лжи, тем более что литературные провозвестники учения о закате

культуры давали оппонентам немало удобных поводов для критики.

Тот, кто поднимался на борьбу против этих грозящих пророков,

обретал слушателей и влияние среди бюргеров, ибо утверждение,

будто культура, которую еще вчера причисляли к своему достоянию

и которой так гордились, вдруг перестала существовать, будто

столь милые сердцу бюргера образование и искусство превратились

в поддельное образование и в поддельное искусство, -- казалось

не менее наглым и невыносимым, чем волны инфляции или угроза

капиталам со стороны революций. В предчувствии заката была

возможна и циническая позиция: люди отправлялись танцевать и

объявляли всякую заботу о будущем старомодной глупостью. В

прочувствованных фельетонах журналисты возвещали близкий конец

искусства, науки, языка, со сладострастием самоубийц

провозглашали инфляцию понятий и полную деградацию духа в ими

же сфабрикованном бумажном мире фельетона и с притворно

циническим равнодушием или же в экстазе вакхантов созерцали,

как не только искусство, дух, этика, честность, но и Европа, и

"весь мир" идут к закату{
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconРешение. Определим нижнюю цену игры
Для платежной матрицы определить нижнюю и верхнюю цену игры, минимаксные стратегии и оптимальное решение игры и седловую точку

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconКраткая программа курса лекций по истории и теории религии
В данном учебно-методическом комплексе равномерно представлены взгляды светских и религиозных исследователей, соответствующие требованиям...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconВопросы к экзамену по дифференциальным уравнениям группа нмб-11
Определение дифференциального уравнения первого порядка. Решение, общее решение, интегральная кривая, общий интеграл, задача Коши,...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconЛигр приглашает на Международные детские Игры 20 тысяч болельщиков...
Т пройдут с 16 июня по 3 июля. Новосибирск примет более 3 тысяч детей из 76 регионов России и Зарубежья. Игры 2013 года приурочены...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconРешение задач
Как избавиться от постоянного стресса? Как влияют на нас компьютерные игры, популярные фильмы и сериалы? Вредны ли препараты для...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconГотовимся к написанию сжатого изложения
Итак, познакомившись со структурой гиа, вы можете почерпнуть массу полезной информации для подготовки к сжатому изложению из раздела...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconГотовимся к написанию сжатого изложения
Итак, познакомившись со структурой гиа, вы можете почерпнуть массу полезной информации для подготовки к сжатому изложению из раздела...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconГотовимся к написанию сжатого изложения
Итак, познакомившись со структурой гиа, вы можете почерпнуть массу полезной информации для подготовки к сжатому изложению из раздела...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение iconПричины возникновения ролевой игры
Эльконина, при этом оставляя за собой право давать иные интерпритации рассматриваемых им явлений и обращаться к другим авторам в...

Итак, напрасно было бы требовать от нас изложения всей истории и теории Игры: подобная задача не по плечу и куда более искушенным и достойным авторам. Решение icon5. Задача о смесях (о диете, о рационе) 4
Общая задача линейного программ (целевая функция, ограничения, план задачи, допустимое множество, оптимальное решение) 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов