Лекция 14 Духовная жизнь общества




Скачать 271.89 Kb.
НазваниеЛекция 14 Духовная жизнь общества
страница1/3
Дата публикации13.07.2013
Размер271.89 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3
Лекция 14 Духовная жизнь общества

  1. Духовность как проблема философии

  2. Духовное производство: наука, религия, искусство

  3. Основные категории (в исследованиях духовности)

1. В предыдущей лекции мы рассмотрели три сферы общественной жизни: политическую, экономическую и социальную, теперь сосредоточимся на анализе духовной сферы общества или, иначе, духовной жизни общества. Анализ этой сферы общества является одной из главных проблем социальной философии, а также философии культуры.

К.Маркс выделил из "бытия вообще" - общественное бытие, а из "сознания вообще" - общественное сознание - одно из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

В структуре общественного сознания, в зависимости от глубины проникновения субъекта познания в объективную реальность, выделяют уровни:

обыденно-практический

научно-теоретический.

Обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология.

В зависимости от носителя/субъекта, выделяют виды общественного сознания: индивидуальное, групповое и массовое сознание.

Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. При чем следует выделять сознание толпы и сознание массы. (толпа - это люди, непосредственно соприкасающиеся друг с другом, собравшиеся для достижения какой-либо цели, но, в отличие от массы, толпа обладает непосредственным контактом, наличием лидера и совместной деятельностью, например, на митинге, демонстрации и т.п.)

Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы:

нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих в конечном счете экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

Остановимся более подробно на духовной жизни общества. Под ней можно понимать ту сферу бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы:

• какова структура духовной жизни общества,

• каковы основные аспекты духовности,

• что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Выделим основные аспекты духовности.

1. ^ Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.

2. ^ Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется (присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.

3. ^ Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

2. ^ Духовное производство - это производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

1) идеи, теории, образы, духовные ценности;

2) духовные общественные связи индивидов;

3) духовность человека.

Структура духовного производства включает в себя научные, эстетические и религиозные виды освоения действительности.

Нужно обратить внимание на то, что хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи изучают нравственность и мораль общества и человека, но они не создают нравственные нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общества.

Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными.

^ Наука, искусство, религия занимаются производством идей, образов, представлений, в каждой из этих форм общественного сознания реальность представляется в целостной и специфической форме.

Искусство - это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания.
Понятие искусства многозначно.

Искусство (в широком смысле) — чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Этимология слова «искусство», как в русском, так и в греческом языке (греч. τέχνη — «искусство, мастерство, умение, ремесло») подчеркивает такие положительные качества, как мастерство и искусность.
Искусство - это и вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Однако, вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
Как часть духовной жизни общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

Искусство имеет древнее происхождение: оно зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.
Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями. Первобытное искусство было синкретичным.

Современное искусство крайне разнообразно, существует множество видов искусства. Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация: в зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: драма, трагедия, комедия, фарс…

Виды искусств

Статические

 

Динамические

Изобразительные

живопись, графика, скульптура, фотоискусство

 

 

 

 

театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство

 

Неизобразительные

архитектура, декоративно-прикладное искусство

 

музыка, хореография, балет, радиоискусство



Однако такое деление довольно условно, к тому же любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconСфера жизнедеятельности общества, включающая: мораль, религию, искусство,...
Духовная жизнь – это форма, способ жизнедеятельности людей, их реального бытия; деятельность по производству, потреблению, передаче...

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconСтив Ротер – Духовная психология
Духовная психология: Двенадцать Основных Жизненных Уроков / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 256 с

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconСтив Ротер – Духовная психология
Духовная психология: Двенадцать Основных Жизненных Уроков / Перев с англ. — М.: Ооо издательский дом «София», 2006. — 256 с

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconЛекция роль государства и права в жизни общества 2 часа 8 Лекция...
Лекция основные правовые системы современности. Международное право как особая система права – 2 часа 65

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconЛекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество»
Земли, гражданином государства, частью семьи, то есть – частью Общества. Еще Аристотель в 5 веке до н э назвал человека «политическим...

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconКурс государственной науки. Том II. Наука об обществе или социология...
Эта область заключает в себе всю частную жизнь людей, их семейные и общежительные

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconЛекция №35. Основы гармоничного сосуществования общества и природы...
Тема Соціальні небезпеки, їхні види та особливості. Соціальні та психологічні чинники ризику. Поведінкові реакції населення у надзвичайних...

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconПредисловие к изданию полного собрания
Особенно насущным является, конечно, понимание духовной жизни, ибо для спасения познаний в области вероучения христианину требуется...

Лекция 14 Духовная жизнь общества iconЛекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое...
Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов