Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество»




Скачать 459.04 Kb.
НазваниеЛекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество»
страница1/4
Дата публикации13.07.2013
Размер459.04 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4
Лекция 13 Философский анализ бытия общества
1. Понятие «общество». Основные модели социального.

2. Структура общества. Сферы общественной жизни.

3. Изменения общества, исторические концепции общественного развития.
1. Понятие «общество». Основные модели социального.

Всякий человек живет в окружении других людей: своих родных и близких, друзей, коллег. Идя по городу или оставаясь наедине с собой человек находится в связи с другими людьми, являясь жителем Земли, гражданином государства, частью семьи, то есть – частью Общества. Еще Аристотель в 5 веке до н.э. назвал человека «политическим животным», тем самым подразумевая способность человека объединяться в общество и подчеркивая неразрывные связи человека и общества.

Понятие «общество» мы часто используем в повседневной жизни (говоря, например, «приятное общество», «сливки общества», «студенческое научное общество»), однако термин «общество» является основной категорией и предметом изучения социальной философии – отрасли знаний философии, включающая рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей, происхождения и развития социальной истории и перспектив развития общества. Проблемы социальной организации, необходимости свободы, наилучшего устройства государства, смысла истории являются актуальными не только в современных условиях быстро изменяющейся социальной жизни, эти проблемы волновали человека с древнейших времен: китайские, индийские, египетские и греческие мудрецы искали разрешения проблемы бытия человека в окружающем мире. В современном мире общество является предметом изучения многих отраслей знания: истории, социологии, демографии, экономической теории, конфликтологии. В отличие от них, философия изучает общество как целостную развивающуюся систему с позиций мировоззренческих проблем, анализируя смысл и цели существования общества, его происхождение, исследуя возможные закономерности и перспективы развития общества и направленность этого развития, осмысляя своеобразие общества и его отличие от природы.

Человек, находясь во взаимодействии с другими людьми, образует несуществующие в природе экономические, политические, правовые, нравственные связи и отношения, образующие отдельную от природы подсистему объективной реальности – мир социального. Латинский глагол «socio» означает соединять, сообща затевать, а существительное «socialitas» - общество, ближайшее окружение, таким образом понятие «социального» первоначально означало связь с общностью, союзом, сотрудничеством. В мире человек существует и реализуется в системе общественных отношений: именно этот смысл фиксируется в понятии «общество». Итак, «общество» (в самом широком смысле) – это совокупность людей и их взаимоотношений. В этом понятии выражается то общее, что присуще конкретным обществам, независимо от их типа, индивидуальных особенностей и времени существования.

Следует также отметить, что наряду с обществом существуют другие формы объединения людей: семья (группа людей, имеющая тесные родственные связи), народ (группа людей, связанных общим языком и культурой), нация (объединение людей на основе экономической, культурной, национально-языковой и политико-территориальной близости), государство (основанная на праве и власти форма организации жизни народов и наций). Эти общности объединяют людей на основании тех или иных признаков, общество же, в широком смысле, объединяет всех людей в единое целое, являясь совокупностью всевозможных связей и отношений, включая в себя общности как элементы общественной системы. Философский смысл общества обнаруживается в том, что оно открывает индивиду всеобщее, поскольку через общество человек, собственно, и становится человеком, через общество он приходит к осознанию себя как человека.

Однако есть и более узкое значение термина «общество» - отдельное, конкретное общество, являющееся относительно самостоятельной единицей исторического развития (например, украинское общество, средневековое общество). В этом случае термин «общество» нередко заменяют термином «социоисторический организм». Выделение конкретных обществ ставит вопрос о существовании общества как такого: имеет ли общество самостоятельное существование или его бытие есть производное от существования составляющих его индивидов? В философской традиции существует два основных ответа на этот вопрос:

Сторонники так называемого социального номинализма полагают, что общество представляет собой простую совокупность, сумму индивидов, которые мыслят и действуют в мире. Именно люди являются единственными реальными объектами социального исследования. Общество же не является специфической реальностью, существуя лишь как общее понятие. Такой точки зрения придерживались Н.И. Кареев, М. Вебер, А. Смит, Д. Юм, К. Поппер, Ф.А. фон Хайек.

Сторонники социологического реализма напротив убеждены, что нельзя свести общество к простой совокупности индивидов, поскольку общество – целостное образование, особый субъект, развивающийся по собственным, только ему присущим законам. Одним из первых такую позицию выразил Аристотель в работе "Политика": "Итак, очевидно, - писал он, - государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшийся в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому".

Представления об обществе зависят от осмысления мира, всеобщего. С различных мировоззренческих позиций по-разному объясняются содержание общественной жизни и смысл истории. И поэтому мы можем выделить несколько основных моделей социального: натуралистическую, реалистическую, деятельностную и феноменологическую.

Одной из основных проблем социальной философии является проблема соотношения материального и духовного начал общества, в зависимости от решения этой проблемы, философские концепции можно условно разделить на две группы:

идеалистическая (реалистическая модель)

материалистическая (натуралистическая, деятельностная, феноменологическая модель)

В реалистической модели общество предстает как надприродная система, развивающаяся по предзаданному сверхчеловеческой (божественной) силой и волей сценарию. В основе жизни общества лежат духовные начала, и именно духовному, а не материальному началу принадлежит истинное бытие, и потому основной причиной изменения общественного бытия следует признать общественное сознание. Русский мыслитель С.Л. Франк писал: «несмотря на всю связь с физической действительностью и соприкосновением с ней, общественная жизнь, как таковая, сама не может принадлежать миру физических явлений просто потому, что она в своем внутреннем существе…вообще чувственно не воспринимаема, извне не дана; она познается лишь в некоем внутреннем опыте…Общественная жизнь по самому существу своему духовна, а не материальна». В реалистической модели общество является своего рода символом высшего мира, и таким образом оно признается «высшей силой» не только по отношению к вещному, материальному миру, но и по отношению к индивиду – отдельному члену общества, поскольку выше общества стоит некоторая абсолютная духовная субстанция. Из идеи о высшем смысле общества следует идея о высшем предназначении истории. Такой точки зрения на природу общества придерживалось множество философов, среди них Августин Аврелий, Г. Гегель, С. Франк, М.Бубер.

Натуралистическая модель основывается на естественнонаучном подходе к пониманию общества, то есть в основе анализа лежит «природность», подчинение естественным законам. Общество осмысляется как организм специфической природы - «социальный организм», понимаемый по-разному:

- представители органической школы (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли биологический организм и общество, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство, то есть объяснения социальной жизни лежали в плоскости биологических закономерностей организма;

- эволюционисты рассматривали человечество (общество) как один из множества биологических видов;

- согласно антропологическому принципу, утверждаемому в работах Спинозы, Д. Дидро, Гольбаха, общество и человек являются частью природы, и истинным, достойным существования обществом является такое, которое соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека

- Ж. Делез и Ф. Гваттари представляют общество в виде образе тела без органов или ризомы – взятый из биологии термин, означающий децентрированный тип корневой системы (по типу растения пырей), трансформируется в философское воплощение множественности, в которой всякая точка связана со всякой другой точкой. Ризома представляет собой не центрированную, не иерархическую и не значимую систему, которая образует «многомерные линеарные множества без субъекта и объекта».

В натуралистической модели при объяснении социальных изменений на первое место выходят природные факторы: климат, ландшафт, экология, «внутренняя» природа человеческого организма. Так А.И. Чижевский утверждает важнейшую роль 11-летних циклов активности Солнца для социальной жизни. Глобальные экологические катаклизмы конца 20-начала 21 века привели к тому, что в философии решение экологических проблем и роль географической среды осмысляются многими мыслителями современности. Геополитическое осмысление судеб конкретных типов общества в натуралистической модели связывается с борьбой за ресурсы и за «жизненное пространство».

Наиболее влиятельными концепциями, объясняющими специфику общественной жизни влиянием природных факторов являются концепции географического и демографического детерминизма.

^ Географический детерминизм возник в начале XVIII века в трудах Ш. Монтескье, а свое классическое выражение получил в XIX веке у Г. Бокля, Э. Реклю, хотя вопрос о влиянии географической среды на общественно-политические процессы и нравы общества был поставлен уже античными авторами - Гиппократом, Геродотом, Полибием. Историческими предпосылками возникновения концепции послужили великие географические открытия, вызвавшие бурное экономическое, а соответственно и социально-политическое развитие Европы. Сторонники географического детерминизма отмечают, что географическая сфера влияет:

на физические и психологические способности человека;

на характер людей и ментальность;

на духовную сферу общества, в частности на религию и искусство. Например, Энгельс связывает политеизм (множество богов) древних греков с множеством островов, рельефностью красивых гор и источников, а монотеизм германцев с однообразием ландшафта;

на производительность труда своими погодно-климатическими условиями (температура воздуха, осадки, сила ветра и т.д.), а также плодородием почвы, при одинаковой технической вооруженности и одинаковой квалификации рабочей силы результаты труда будут различны в зависимости от этих условий;

на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Это видно на примере уже первого в истории великого общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия);

на возникновение и специфические черты политической сферы, государства.

Соглашаясь с определенным влиянием географической среды на развитие человека и общества, не следует абсолютизировать это влияние. Как остроумно заметил в конце 19 века Г.В. Плеханов, "современных итальянцев окружает та же естественная среда, в которой жили древние римляне, а между тем как мало похож "темперамент" современных нам данников Менелика на темперамент суровых покорителей Карфагена!"

Идеи демографического детерминизма высказал еще в начале 18 века Дж. Вико, отмечая, что в результате роста населения людям стало не хватать «доброхотных плодов природы» и они тогда «стали обрабатывать землю и засевать ее хлебом». Однако обычно демографический детерминизм связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса. В своем главном труде "Опыт о законе народонаселения" (кон. 18 в.) он выдвинул положение: "Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые 25 лет и возрастает в геометрической прогрессии... Средства существования при самых благоприятных условиях для труда ни в каком случае не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии". Он видел выход из положения в обуздании половой распущенности, в регулировании рождаемости, в улучшении средств обработки земель (с целью увеличения урожайности земли) и т.п. В России идеи демографического детерминизма отстаивал Дмитрий Иванович Менделеев. Он писал: «...Человечество взятое в целом…проникнуто инстинктивным стремлением к сохранению и развитию человеческого потомства...». Именно эта «любовь к потомству» и «привела к разделению труда и к тем неравенствам, которые неизвестны в диком животном или начальном патриархальном быте (хотя в нем уже видны на то начатки) и ведет к разделению жителей по их экономическому положению на разные классы...». В XX веке возникло неомальтузианство, стремящееся объяснить все отрицательные стороны жизни быстрым ростом народонаселения. Неомальтузианцы утверждают, будто наступающий экологический кризис общества имеет главной причиной быстрый рост народонаселения, и "избыток населения" следует любой ценой ликвидировать.

Развитие общества – сложный и многофакторный процесс. Следует признать, демографический фактор является одним из множества факторов развития общества, и потому концепция демографического детерминизма не описывает всего многообразия процессов, происходящих в обществе.

Предпосылки деятельностной (или прагматической) модели общества возникли еще в период античности, но основные идеи этой модели обнаруживаются в Новое время – период активного развития политэкономических идей. Сторонниками этой модели являются представители марксизма, американского прагматизма, польской школы праксиологии и многие другие. Основным постулатом в данной модели является идея того, что источник общественных изменений находится в самом обществе, поскольку люди в процессе своей общественной жизни сами создают основы для ее изменения. Общественную создает именно человеческая деятельность (конкретной формой которой является труд), поэтому реальность здесь предстает как действительность – действительное бытие сущего, то есть это бытие сущего в действии. Таким образом социальная действительность понимается как созидаемая, конструируемая, практическая реальность.

В деятельностной модели социальное бытие осмысляется как дуальное: реальное бытие (мир существования, имеющий пространственно-временной характер) и идеальное бытие (неизменный мир сущностей, идей, ценностей).

Наиболее влиятельной концепцией деятельностной модели общества является концепция марксизма. К. Маркс применил материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, и потому социальная философия марксизма носит название «исторический материализм». Он выдвинул идею о том, что общество является системой, которая «живет», то есть обладает способностью самостоятельно порождать, поддерживать и воспроизводить присущую себе качественную определенность, и имеет специфический способ существования – производство. Производство - необходимое условие существования людей. Породив общество, производство тем самым превратило животное в социальное существо, то есть в человека. К.Маркс и Ф. Энгельс также обратили внимание на то, что сознание не является абсолютно самостоятельной силой, а имеет свое основание в материальном жизненном процессе. И потому в марксизме были введены в научный оборот социальной философии такие понятия как общественное бытие и общественное сознание.

^ Общественное бытие включает часть природного бытия, с которым взаимодействуют люди, весь искусственно созданный предметный мир, все социальные материальные процессы (предметно-практическая деятельность людей) и все общественные материальные отношения.

^ Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, воззрений, настроений, привычек и традиций, отражающих общественное бытие, материальные условия жизни людей.

В процессе общественного производства (имеется ввиду прежде всего реальное воздействие человека на природу, в процессе которого он создает необходимые вещи), в процессе создания и использования производительных сил люди вступают в производственные отношения. Производительные силы представляют собой единство средств производства и рабочей силы (работников, технических руководителей). Если производительная сила общества характеризует отношение общества к природе, то производственные отношения - отношения между людьми. Орудия производства являются изобретениями творческого духа людей, результатом функционирования духовной сферы общества. Чем больше они совершенствуются, тем в большей степени духовная сфера общества выходит на передний план в творении производительных сил, общественного бытия.

Вслед за изменением производительных сил, по К. Марксу, рано или поздно меняются производственные отношения, которые должны прийти в соответствие с характером производительных сил: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". Производственные отношения по своему характеру объективны, то есть не зависят от воли и сознания участвующих в них людей, и лежат в основании смены всех форм общественного устройства. Таким образом К. Маркс приходит к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Производственные отношения являются главным стимулом социального изменения, его главной движущей силой. Люди действуют активно потому, что, вступая в отношения с другими людьми, именно в этих отношениях они получают стимул к действию, поскольку оказываются вовлеченными в поле ожиданий со стороны общества.

В марксизме социальная реальность представляет собой целостную самоорганизующуюся систему, в которой материальная и социальная жизнь выступают как объект регулирования, а политическая и духовная жизнь (прежде всего - идеология) в качестве регулятора. На некотором историческом этапе развития эта целостная самоорганизующаяся система предстает как общественно-экономическая формация, а история общества представляет собой закономерную смену общественно-экономических формаций. Более подобно данная концепция общественного развития будет рассмотрена в дальнейшем ходе изложения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция 1
Лекция категория бытия в философии. Понятие бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» icon5. Бытие и материя Философский анализ категории бытия и ее эволюция....
Формирование научно-философского понятия «материя» и его мировоззренческое, методологическое значение для познания бытия

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция 14 Духовная жизнь общества
Анализ этой сферы общества является одной из главных проблем социальной философии, а также философии культуры

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция: философия ( vk com / kursach 18 ) Понятия бытия в философии
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь это – свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconОбщество, политика и право Общественная (социальная) власть и социальные...
Социальная власть как объективная потребность общества в саморегуляции. Особенности потестарной власти. Понятие и виды социальных...

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция №1 Информационные процессы, информатизация общества, понятие...

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» icon1 Потребительское общество «Орбита-2» садоводческое некоммерческое...
Общества. Общая площадь состоит из земельных участков, имеющих различную площадь и находящихся в пользовании или в собственности...

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconОбщество общество и природа
Отношение общества к глобальным проблемам в различные этапы развития человечества

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция Философия, ее предмет и место в культуре
Что есть мир? Как появляются человек и общество? Возможно ли адекватное познание действи­тельности? Есть ли выходящий за их пределы...

Лекция 13 Философский анализ бытия общества Понятие «общество» iconЛекция №1 Тема: Социология как наука
О. Конт. По Конту общество – особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов