Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном




Скачать 204.15 Kb.
НазваниеИтак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном
Дата публикации07.09.2013
Размер204.15 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
Глава 1. Введение в философию.

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» - люблю и «софия» - мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном переводе. Мы часто понимаем слово, но не может его объяснить. В данном случае «любовь» - стремление, «мудрость» – система знаний. Знания – опыт. То есть мы с вами будем «стремиться к знаниям».

Я попытаюсь научить вас мыслить самостоятельно, не опираясь на чужие взгляды. Именно собственных мыслей я буду требовать от вас в домашних работах. Дети, списывать тут бесполезно. Во-первых, сразу замечу, во-вторых, буду ругаться, в-третьих, вам же хуже, не поймёте материалы следующих лекций. Также, хочу сказать, что обращаясь к дополнительной литературе, будьте внимательны. Точки зрения различных современных учёных иногда достаточно сильно отличаются. Я же постараюсь дать вам наиболее понятный материал. Многим родители на ночь читали сказку про колобка? Мы искренне сочувствовали несчастному съеденному, совершенно не думая о том, что колобок может быть совсем не положительным персонажем. От бабушки с дедушкой ушёл, оставил без ужина, раз; обманул зайца и медведя с волком, два. Так чем же плоха лиса, раз съела такого отрицательного героя и за что жалеть колобка? Яркий пример того, как правильно преподнесённая информация может влиять на взгляд человека, а, в последствии, и на мировоззрение. Об этом ещё поразмышляете дома, если захотите, а сейчас переходим непосредственно к теме занятия.

Этапы становления философии:

Первым этапом можно выделить религиозное мировоззрение людей, именно во времена активного развития религий многие стали задумываться о том, откуда произошёл человек, если ли боги и что они из себя представляют, что будет после смерти и о многом другом. Что есть религия? Религия - свой взгляд на окружающий мир и человека в частности. Религия _всегда_ основывается на вере во что бы то ни было. Вера – «то, что не поддаётся проверке и опровержению». Мировоззрение – система взглядов на мир и на место человека в этом мире. Подчёркиваю слово _система_. Понятие «дерево – зелёное» не является мировоззрением, а вот «дерево становится зелёным только весной, потому что существуют древесные феи, одевающие стволы кроной свежих листьев» - вполне.

Но и религии должны были откуда-то появиться. Люди всегда пытались объяснить происходящее с ними и вокруг них. Все, наверное, знают библейский сюжет про Адама, Еву, запретный плод и Змея? А никто не задумывался, почему здесь фигурирует именно змей? Люди в то время, в отличии от современного человека, были очень наблюдательны, они заметили, что змея сбрасывает кожу, а значит живёт вечно, перерождается. Выходит, Змей опасен, хитёр и, соответственно, зол. Ещё одна тема для размышления, кстати, что есть зло? Это вам останется на домашнюю работу. Вернёмся к мифам. Есть 4 вида мифов, и каждый отвечает на вопрос: «Откуда появился мир?» - космогонические, «Каким должен быть человек?» - мифы о культурных героях, «Что будет после нас?» - эсхатологические мифы и «Откуда произошёл человек?» - антропологические мифы.

На смену мифам пришли древние религии, уже более полно отражая определённые системы взглядов на мир. Первая религия, тотемизм – вера в родство человека с животными, растениями, природными явлениями. Отличительными характеристиками таких религий было:

- Поклонение женскому началу. Почему женскому? Всё просто, именно женщины в то время возделывали землю – символ всего живого, символ зарождения.

- Первые жертвоприношения. Вполне логичное заключение. Если есть кто-то, кто выше и мудрее, надо его задобрить, а сделать это можно пищей. Оговорюсь, что это были ни в коем случае не человеческие жертвоприношения.

Позднее появился земледельческий культ – вера в силу природных стихий. Особенности:

- Матриархат. По той же причине, что и при тотемизме.

- Любые обряды совершали женщины.

Земледельческий культ тесно связан с временами года и даёт основу многим современным религиям. Так Пасха (Песах) у христиан празднуется в то же время, что и поклонение культу зерна, рождению новой жизни. Уточню, что еврейский песах имеет ветхозаветные корни, а христианская пасха - новозаветные. 25-е же декабря, Рождество Христово, в древности являлось днём рождения Солнца.

Ещё одна из древних религий – шаманизм, оно же «вуду» - вера в особые способности первых служителей культа. Особый инструмент, не владеющих на самом деле сильной магией шаманов, - бубен, мог входить в резонанс с человеческими биоритмами, создавая определённую атмосферу и определённые состояния. Если долго слушать монотонный скрип качелей, например, создаётся такое же впечатление. Шаманы дошли до этого лишь методом проб и ошибок, то есть, случайно. Стоит отметить, что в это время матриархат сменился патриархатом, главными служителями культа также стали мужчины. Почему? Ответ прост, вы постараетесь дать мне его в домашнем задании. Подскажу лишь, что это связано с изменением быта людей.

^ Глава 2. Современные религии.

Основных, так называемых мировых религий всего три. Запишите их: буддизм, христианство, ислам.

Первая из них, она же самая старая, - буддизм. Буддизм в переводе с санскрита «Учение Пробуждённого». Сложился буддизм в 6-7 веках до н.э. в южной Азии. Основатель - Будда Шакьямуни. Учение рассказывает о духовном пробуждении. Цель буддизма – разорвать круг порочного перерождения и достигнуть нирваны. Основные принципы:

1. Жизнь – цепь страданий,

2. В основе страданий лежит жажда,

3. Страдания можно прекратить, пройдя восьмеричный путь (восемь шагов) и достигнув после этого Нирваны.

В буддизме, как и во всех мировых религиях, множество школ, ветвей одной религии. Традиционно выделяют две:

- Махаяна («Великая колесница»)

Отличительной чертой является стремление к спасению всех живых существ, без каких-либо исключений, подразумевающее безграничное сострадание и любовь к ним;

- Тхеравада («Учение Старейших»)

Единственная из оставшихся ныне школ раннего буддизма. Отличительная особенность – стремление к достижению состояния полностью свободного от загрязнения и всех заблуждений, сомнений. Многие исследователи буддизма считают, что именно такой была первоначально эта религия.

Отмечу, что в буддизме, в единственной из мировых религий, нет понятия бога. У неё есть лишь только Будда – основатель.

Следующая религия – христианство (от греческого «христос» - помазанник, мессия), монотеистическая религия - вера в одного бога.

Возникло христианство в I веке н.э. в Палестине (тогда, под властью Римской империи). Корни возникновения уходят к иудаизму и изучению Ветхого Завета. Изначально христианство распространялось на территории Римской империи в среде еврейства, в последующем, во многом благодаря деятельности апостола Павла, проповедовали и другим народам, так называемым язычникам. До славянских и германских народов христианство дошло только во второй половине первого тысячилетия.

В наше время в христианстве три ветви: католицизм, православие и протестантизм. Догматы (каноны) католической церкви:

- вера в одного бога,

- Папа Римский «ключник» бога на земле,

- Дева Мария вознеслась душой и телом, как Иисус,

- вера в чистилище,

- безгрешность Папы Римского в вопросах веры.

Именно католическая ветвь христианства наиболее многочисленная из трёх. Причины раскола христианства вы, если хотите, можете поведать мне в докладе.

Православие:

- спасение через несение благой вести о едином боге,

- единство бога в трёх лицах: Отце, Сын и Святой Дух,

- признание Иисуса – Христом (мессией), Господом и Сыном Божьим,

- вера в телесное воскресение и вознесение,

- вера в единство Церкви, глава – Иисус Христос,

- вера в ангелов.

Православие является вторым по численности христианским обществом после католической церкви.

И, наконец, последнее – протестантизм. Обычно об этой ветви забывают, либо приписывают её к католицизму. Протестантизм, действительно, возник под влиянием Реформации, широким антикатолистическим движением XVI века в Европе. Сейчас оно представляет собой множество различных конфессий и церквей. Основными догматами можно считать три:

- спасение личной верой,

- священство всех верующих,

- исключительный авторитет Священного Писания.

Именно к протистанству относится известная, наверное, многим лютеранская церковь, и многие, многие другие.

Самая молодая религия – ислам («покорность»). Ислам возник около 7 века н.э. Ислам также исповедует единобожие, присутствует почитание великих пророков: Авраама, Мусы, Нуха, Исса, Магомеда. Существует пять столпов ислама:

- ежедневная пятикратная молитва,

- искренняя вера в бога,

- обязательный налог на бедность,

- обязательный пост,

- хадж (паломничество) по святым местам.

Существует, разумеется, несколько течений ислама, раскрывать их смысл не буду, оставлю вам на тему для докладов: Суннизм, Шиизм, Суфизм, Хариджизм. Возможно, кто-то заинтересуется.

Таким образом, можно сказать, что у человечества сложились определённые системы знаний об окружающем мире на основе религий. В связи с этим задумываться о главных вопросах философии стали немногие, остальные пытались охарактеризовать те или иные понятия (смерть, рождение) в соответствии со своей религией, верой.

^ Глава 3. Развитие философской мысли.

А сейчас переходим к периодизации и истории. Впоследствии будем разбирать каждый период отдельно.

Первой стала Натурфилософия. В этом периоде главным объектом познания становится природа во всём её многообразии. Здесь возникли такие важные понятия, как «материя», «время», «пространство» и многие другие. Были приняты попытки объяснить явления природы с научной точки зрения, с целью найти ответы на уже упоминаемые мной ранее вопросы. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. В последующем натурфилософия оказалась нежизнеспособной, так как не давала объяснений многим процессам.

В последствии, с развитием натурфилософии, она плавно перешла в Метафизику. В переводе с древнегреческого «meta ta Physica» - «то, что после физики». Интересно происхождение слова. Впервые оно было употреблено Аристотелем в своих трудах, где после научных физических записей шло такое определение исследованиям. Метафизики пытались умозрительным путём проникнуть в сущность вещей, не используя при этом практическую деятельность. В последствии понятием «метафизика» называли «всё не научное». Составляющими метафизики являются: онтология – раздел, рассматривающий реальность, как таковую, то, из чего «сделан» мир. И космология – раздел, изучающий изменение мира и Вселенной в целом. Космология вплотную переплетается с физикой и астрономией.

В Античные времена философия сформировалась как наука, перестала быть просто способом мышления определённых людей. Философия стала источником рождения таких наук как математика, медицина, астрология, алхимия, педагогика, гносеология (наука о знаниях), этика (наука о нравственности и морали), эстетика (наука о прекрасном), логика (наука о правильном мышлении, основоположник – Аристотель).

Согласно гносеологии, достаточно важной, но малоизвестной науке, существуют три вида знаний: копированные, синтезированные и трансформированные. Философы, в большинстве своём, использовали синтезированный вид знаний, то есть получали информацию, обрабатывали её в соответствии со своими знаниями, полученными из других источников и уже после этого использовали. Того же я жду и от вас, юные волшебники.

В период Средневековья философия как таковая не развивается, а становится орудием в руках Церкви, защищая её догматы.

Период Ренессанса (Эпоха Возрождения) принёс новый виток развития многих наук, в том числе и философии. Впрочем, философия в это время вернулась к тому, с чего начинала, к античным понятиям о человеческих ценностях.

Во времена гуманистической философии XV-XVIII веков философами была сформирована достаточно необычная для всех предыдущих периодов мысль: «Человек рождается свободным». Немецкая классическая философия преподнесла весомый подарок для философов будущего, сформировала основные категории-понятия современной философии. Запишите их:

1) Материя

2) Сознание

3) Мышление

4) Познание

Всё это ведёт к пятой категории – истине. Истина в данном случае – объективное отражение реальности.

^ Глава 4. Проблемы философии.

Итак, проблемы, изучаемые философией:

Первое и самое сложное – устройство мира. Об устройстве мира говорили уже античные философы, этому вопросу тысячи лет. Устройство мира оговаривается и во всех религиях, являясь предметом спора, как философов, так и физиков с представителями религиозных конфессий.

Проблема бытия («бытие» - материальная часть окружающего мира и движущая его сила).

Сознание.

В начале возникновения философии сознание характеризовалось как духовное начало, абсолют, но в последующем просто способность человека к мышлению.

Место человека в окружающем мире и его природа. То есть откуда возник человек, и чем он для этого мира является. Вспоминаем сразу теорию Дарвина про обезьян, учёных об НЛО и христиан об Адаме и Еве.

Цель мирового развития. Куда и каким образом должно развиваться человечество.

Припишем сюда замечание одного из философов:

«Человечество – единое целое и идти должно сообща»

И последнее. Законы возникновения, функционирования и развития мира и общества.

«Проблема устройства в мире философии». Объясню, чем отличается первый блок проблем от вторых и, далее, от третьих.

Дело в том, что на протяжении изучения философами глобальных проблем, таких как сознание, например, возникают другие вопросы, на основе которых тоже возникают споры. Это и называется проблемами устройства, то есть тем, как устроено познание.

Запишем их:

1. Граница познавательной деятельности.

2. Способы познавать.

3. Истинность знания.

4. Проблема человеческих ценностей – материальных и духовных.

К материальным ценностям относится жильё, пища, одежда.

К духовным – общение, образование, семья, вера, мораль, творчество, искусство.

5. Проблема преобразования мира. Способен ли человек преобразовывать мир и границы этого преобразования. Ярким примером является переход человека в древние века с холодной пищи на горячую, путём её приготовления. Преобразовал ли человек, таким образом, мир или всё же мир изменил его?

Проблема отдельных дисциплин, связанных с философией.

Взаимосвязь философии с историей, политикой и экономикой.

О том, как связана с историей философия вы уже сами сказали мне в домашнем задании ко второй лекции. Самым непосредственным образом. История вообще, такая наука (хотя наукой её признают далеко не все) которая связана со всем происходящим с человечеством. А без человека философия невозможна.

Политика же, как сфера общественных отношений, развивалась вместе с обществом. Эта сфера - элита общества, она охватила все его социальные группы. В древности политика – искусство управления государством. Политическая сфера связана с идеологией («идеология» – система взглядов группы людей на систему власти в государстве). Помните, я говорила, что в Средневековье, например, философия превратилась в оружие для доказательство догматов Церкви? Это яркая взаимосвязь.

И последнее на сегодня – экономика. Что такое экономика в данном случае можно выразить одним предложением: «Как при всеобщем дефиците удовлетворить потребности людей». Экономика – это наука, экономика в государстве называется экономической системой. Их три:
1. Традиционная (Натуральный обмен).

2. Административно-командная (Производство по плану).

В пример можно привести советскую экономику.

3. Рыночная (Производится то, что пользуется спросом).

Глава 5. Предмет и направление изучения философии.

Для начала, расшифруем, что значат слова «объект», «субъект» и «предмет».

Объект – явление, предмет на который направлена чья-либо деятельность.

Субъект – познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.

Предмет – то, на что именно направлена мысль или какое-либо действие.

Таким образом, объектом философии является окружающий мир. Субъектом этого процесса выступает человек, а предметом философии является выявление закономерностей и законов действия в окружающем мире.

То есть «предмет», по сути, конкретизирует «объект».

Для разрешения этих задач были сформулированы два основных главных вопроса: «Что есть первооснова, первоначало?» и «Познаваем ли мир?».

С развитием философии возникли три основных направления философской мысли, которые по-своему отвечают на поставленные вопросы.

1. Материалистическое направление философской мысли.

Возникло в древности, философы этого направления считают, что первоосновой мира являлась материя, вещество. Мир, по их мнению, всё же познаваем.

2. Идеалистическое направление.

Противоположность материалистическому направлению. Идеалисты считают, что начало было не материальное, а духовное.

Вопросы познавательной деятельности делятся на два направления – объективный идеализм (его сторонники считают, что человек способен познать лишь себя, а не окружающий мир) и субъективный идеализм (отрицают возможность познания окружающего мира, так как человеческие чувства обманчивы).

3. Дуалистическое направление.

(«дуо» - два)

Дуалисты считают, что первооснов было две – материальная и духовная. Утверждают, что мир познаваем.

Глава 6. Философия Античного времени. Школа Фалеса (милетская/ионийская). Анаксимандр. Анаксимен.

Этапы становления:

1. VII-V в. до н/э – досократовский период

2. V-IV в. до н/э – классический период

3. IV – II в. до н/э – ионический период

4. I в. до н/э – VI в. н/э – римский (неоплатоновский) период.

Досократовский период

Известные философы: Аристофан, Герген

В этот период начали складываться представления человека радикально мыслить, т.е. они доказывали, что человеческий разум получил способность абстрактного мышления.

Философы пришли к выводу, что действительность можно отразить не только аллегориями и мифами. Таким образом, был заложен фундамент для познавательной деятельности, направленной на изучение окружающей природы.

Важной проблемой была проблема познания – объяснения природных явлений. Именно этим поначалу и занимались античные философы – пытались объяснить то, что происходит вокруг них под воздействием сил природы.

Античная философия возникла в Малой Азии в городе Милет на основе культур Древнего Вавилона, Финикии и Египта. Основатель милетской (ионийской) школы – философ Фалес. Главной задачей он видел определения «из чего всё возникает и во что всё превращается». Главный объект познания для Фалеса – природа.

Фалес считал, что первым веществом является вода, как нечто живое, целое, наделённое душой и движением. Согласно его учениям всё происходит из воды и в неё же возвращается.

Философ предположил, что Земля представляет собой плоский диск, который держится на поверхности воды. Он также считал, что все вещи в окружающем мире обладают «душой». Нам, как волшебникам, такое мнение наиболее близко, ибо при взмахе палочке мы обращаемся к «душе» предмета, его сущности. А Фалес, таким образом, стал основателем материалистических взглядов на природу (основа – Вода).

Учеником Фалеса и продолжателем его взглядов был Анаксимандр. Он выдвинул теорию о первовеществе, на которую в последствии обращали внимание многие из философов. Теория об айпероне (первовеществе) заслуживает отдельного нашего внимания. Из айперона, как считал Анаксимандр, обособляются противоположности, они-то и образуют многообразие окружающего мира. Это вещество не имеет границ (бесконечно) и, таким образом, возникает из него и превращается в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Анаксимандр предположил, что Земля имеет форму цилиндра, так как это форма наиболее ярко выражает принцип взаимодействия противоположностей.

Анаксимандр предположил схему строения вечного двигателя:

Представим, что два волшебника на дуэли одновременно произнесли два противоположных заклинания, например «Aguamenty» и «Incendio», заклинания схлестнулись на доли мгновения, и после у одного загорелась мантия, на второго будто вылили ведро воды. Но миг, когда заклинания взаимодействуют всё же был, если продлить миг на вечность, пожалуй, волшебный вечный двигатель вполне мог получиться.

И последний на сегодня философ, тоже из школы Фалеса – Анаксимен. Анаксимен, вероятно, был магом Воздуха, потому что именно это вещество называл первым. Он так же считал, что все объекты образуются в результате сгущения или разряжения воздуха. Анаксимен впервые обратил внимание на важную характеристику окружающего мира – плотность. Он считал, что земля – это диск, который поддерживается воздухом.

В середине VI в. до н/э Милет попал под власть персов, и школа прекратила своё существование.

^ Глава 7. Учение Пифагора.

В город Кротон, который находится в Южной Италии, в возрасте сорока лет приехал Пифагор. Там вокруг него собрались ученики, пифагорейцы. Они образовали политическо-религиозный союз, представляющий интересы аристократии. Идеологом выступал, конечно, сам Пифагор. Хочу отметить, что общество пифагорейцев было устроено на подобии тайного ордена со строгим разделением её членов, с посвящениями и обрядами. В общество принимали после 2-5-летнего испытания в молчании.

Пифагорейцы боролись с демократией, но, в итоге, потерпели поражение.

Пифагор выдвинул теорию о космическом порядке, согласно ему основа мира не материя, а числа.

Познать мир, по Пифагору, значит познать управляющие числа. Вы ведь в нумерологии, наверное, касались уже чисел, которые нумерологи называют управляющими? - некоторые неуверенно кивнули, профессор вздохнула. – Продолжим, о числах просите соответствующего профессора, я расскажу вам немного, потом.

Таким образом, взгляды Пифагора на первопричину мира были идеалистическими. Заслуга его в том, что он впервые поставил вопрос о важной характеристике окружающего мира – количественной стороне.

Пифагор, как вы знаете, обожествлял числа:

1 – священная монада («монада» - первооснова, первоначало)

2 – противоположности окружающего мира

3 – триединство: первоначало и противоположность

4 – символ природных стихий

… 10 – абсолют, совершенство.

Философ представлял Землю в форме шара, который вращается вокруг Солнца, то есть выдвинул первую гипотезу о строении Солнечной системы.

В вопросе познавательной деятельности Пифагор придерживался объективного идеализма. Считал, что миром правит гармония цифр и создаёт, тем самым, гармонию сфер окружающего мира.

^ Глава 8. Гераклит. Школа Элеатов: Ксенофан, Парменид.

1

Итак, предпосылкой для возникновения школы элеатов стало учение Гераклита. Исходным пунктом его учения являлось представление об изменчивом характере окружающего мира.

Гераклит считал, что все вещи возникают из огня, так как мир изменяется подобно языкам пламени огня, который всегда существовал и будет существовать. Все процессы, происходящие в мире, обусловлены возгораниями огня и его затуханием, то есть причина вечного изменения мира – взаимодействие противоположностей. Эта идея Гераклита стала основой возникновения в последующем науки диалектики – о всеобщем движении и развитии.

«Нельзя дважды войти в одну реку»

Представьте себе реку. Вы входите в её один раз, выходите, входите в ту же, казалось бы, реку второй раз, но на доли дюймов она уже поменяла своё русло, в камышах уже затаились другие рыбы, течение поменяло направление. А всё потому, что «всё течёт, все меняется». Берегите мгновения.

Гераклит считал, что человек способен разумно мыслить и в основе этого мышления лежат чувство человека: зрение, слух. Это позволяет человеку познать себя и быть разумным. Он не исключал, что что-то может быть вне поля зрения человека, но человек способен понять эти вещи по средствам разума. Волшебник, соответственно, по средствам разума и магии. Гераклит заложил основу понимания абстрактного мышления.

В VI-V веке до н/э центр философии перемещается в Южную Италию в город Элея, где возникает философская школа. В этот период гл. проблема – проблема бытия.

Основатель – Ксенофан. Он был ярым критиком представлений о существовании множества богов. Был пантеистом – сторонником идеи «Бог – природа». Считал, что мир вечен, обладает единством и это единство воды и земли. Также считал, что не может быть знания о богах, возможно лишь мнение. Впервые выдвинул мнение, что богов придумали люди. Подверг сомнению религиозное представление о мире.

Продолжатель – Парменид, считал, что окружающий мир представляет собой вещественный шар в котором нет пустоты и, следовательно, нет возможностей для движения и развития этого мира.

Вывод – невозможность возникновения и уничтожения окружающего мира. Считал, что «представление о движении и развитии лишь человеческое мнение, а не знание».

Парменид создал свою модель мира. Центр – правительница, которая держит жребий и правит миром. От человека ничего не зависит.

Следующий представитель элеатов – Зенон.

Зенон – ученик Парменида, также доказывал невозможность движения мира, считал, что окружающий мир обладает непрерывностью и бесконечностью. В первые в философии в качестве средства познания стал использовать парадоксальные вопросы.

^ Глава 9. Атомистическая школа. Левкипп. Демокрит.

Главной предпосылкой атомистического учения была потребность людей дать материалистическое объяснение свойствам вещей.

В это время была высказана гипотеза о существовании бесконечного множества телесных частиц, которые двигаются в «пустоте».

Основоположником учения является Левкипп. Он утверждал, что все вещи окружающего мира состоят из мельчайших неделимых частиц и пустоты – атомов. Высказано предположение, что свойства вещей, которые способен ощущать человек, это последовательное движение атомов.

Развил учение об атомах Демокрит. Он предположил, что многообразие окружающего мира можно объяснить соединением атомов. Атомы, соединяясь, образуют тела, а, разъединяясь, разрушают.

«Ничто не возникает из ничего,

и ничего не переходит в ничто».

В вопросе познавательной деятельности Демокрит считал, что главным источником знаний являются человеческие ощущения. Не всегда ощущения обладают достоверностью, но это можно исправить человеческим разумом.

Демокрит считал, что процесс познания окружающего мира основан на:

Чувствах,

Наблюдениях,

Размышлениях.

Чувства – реакция на ощущения.

Главной задачей познавательной деятельности Демокрит считал выявление общего, закономерного в окружающем мире. Он предположил, что атомы могут различаться по форме, порядку и положению. Эти свойства позволяют дать обеспечение многообразию окружающего мира.

Одним из первых поднял вопрос об общественном устройстве:

«Жизнь должна быть обеспечена законом, и важнейшим условием для идеального общества является разделение труда».

^ Глава 10. «Сад Эпикура».

Итак, Эпикур основатель школы под названием «Сад Эпикура». Главной задачей своей философии он видел создание науки этики, то есть науки о поведении, ведущем к счастью.

Главным условием для создания этой науки Эпикур считал определение места человека в окружающем мире, для определения этого места он предлагал использовать физику. Он полагал, что место человека определяет его способность разумно мыслить, также считал, что все человеческие ощущения обладают истинностью. Следующим шагом в процессе познания Эпикур считал способность человека к умозаключению на основе ощущений. Не исключал он и возможности, что человек способен ошибаться, давая неверную оценку своим ощущениям. Философ так же считал, что в случае, если человеком не воспринимаются вещи непосредственно, то человек способен по средствам размышления, используя логику, познать эти вещи.

Таким образом, взгляды Эпикура на восприятие человеком окружающего мира стали основой для возникновения материалистического сенсуализма - системы взглядом, что всё чувственное восприятие человека обладает относительной достоверностью.

Эпикур считал, что человек, обладающий свободой, способен преодолевать собственные страхи и, тем самым, открывать пусть к счастью. Критерий счастья – удовольствия. То есть чем больше мы получаем удовольствия, тем счастливее становимся. Благо - то, что порождает удовольствие, а зло – то, что порождает страдание.

Философ выделял три типа человеческих удовольствий:

1) Природные и необходимые для жизни,

2) Природные, но для жизни не необходимые,

3) Не необходимые для жизни и не природные.

Цель человека – стремиться к первым и воздерживаться от остальных. Счастье философа – полная невозмутимость и безмятежность.

^ Глава 11. Софисты. Сократ.

В VI – V веках до н.э. в Древней Греции на смену власти аристократов и тиранов стала приходить власть демократии с выборными органами власти.

- Все помнят, что такое демократия?

- Дословно в переводе с греческого "власть народа, профессор", – откликнулись ученики.

- Верно, спасибо.

То есть в Греции постепенно менялась система правления, что не могло не сказаться на жизни страны и образе мышления людей. Тем не менее, ни в одном государстве не бывает так, что весь народ полностью согласился с переменами. В связи с этим возникла потребность убеждения несогласных. Было принято решение подготавливать людей, владеющих красноречием, способных убеждать и обладающих знаниями в сфере политики и права. Так возникла дисциплина риторика.

Нерасчленённость знаний того периода и большой авторитет философов привёл к тому, что обучение политике и праву сопровождалось и обучением философии. Прошу заметить, что и сейчас изучение философии часто связано с обращением к истории, праву и политике.

Учителей, преподававших риторику и, вместе с тем, философию, стали называть софистами. Так как «софия» обозначает «мудрость», они были попросту мудрецами.

Но уже немногим позже, софистами стали называть людей, которые в своих речах использовали бездоказательную, предвзятую и иногда заведомо ложную информацию. Они, как говорили, «могли доказать, что чёрное – белое, а белое – чёрное». Это говорит о том, как верно преподнесённая информация может повлиять на мышление человека.

«… иногда слова способны достичь того,

что не под силу мечу».

(Джордж Мартин «Игра престолов»)

Философское течение софистов отличалось тем, что все человеческие знания они считали субъективными, то есть фактически отрицали возможность познания, такая система взглядов называлась агностицизм.

Эти же представления они распространяли на этику. Различают два направления софистики.

старые софисты (Представители: Протагор, Горгий, Гиппий, Продик)

Эта школа исповедовала систему взглядов, согласно которой любому утверждению может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Они считали, что человеческое восприятие окружающего мира обладает относительностью.

младшие софисты (Представители: Ликофрон, Алкидам, Фразимах)

Для этой группы софистов главным в философии были этические и социальные идеи. Они считали, что природа не создаёт человека рабом, он рождается свободным, поэтому знатность – вымысел людей.

Можете представить реакцию знати на такие заявления, - улыбнулась волшебница и продолжила. При этом они не отказывались от утверждения, что справедливость – это то, что полезно сильному.

Таким образом, школа софистов стала основой для возникновения идеалистической философии в Древней Греции, до V века до н.э. там преобладали материалистические взгляды.

Отцом считается Сократ (VI – V в. до н.э.). Будучи противником демократии, он собрал вокруг себя учеником, которых в устной форме учил философии. Сократ никогда и ничего не записывал, о его учении мы узнаём со слов его учеников – Платона и Ксенофонта. Философия, по словам Сократа, - наука и учение «о том, как жить».

Сократ жил в бедности, носил грубую одежду, ел, что придётся и говорил: «Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть».

Он также считал, что натурфилософия – это псевдонаука и природу нельзя познать опытным путём, его больше интересовали знания о человеке, тем не менее, человеческим чувствам философ тоже не доверял. Главным в познавательной деятельности человека Сократ считал само познание.

Этические взгляды Сократа заключались в том, что высшей добродетелью он называл знание. «Дурное действие – незнание, доброе – мудрость», «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Мудрость философа не могла быть не замечена правительством. В 339 году до н. э. афинский суд вынес Сократу смертный приговор за то, что он якобы портит нравы юношества и придумывает новых богов, вместо тех, которым поклоняется Греция. Сократ спокойно принял чашу с ядом и ушёл из жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconКритически о наиболее важных вопросах. Ф. вопросы
Слово философия древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» люблю и «софия» мудрость, и означает...

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconБилет философия и круг изучаемых ею проблем Слово «философия» происходит...
...

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном icon1. Предмет философии Термин «философия» происходит от греческих слов...
Термин «философия» происходит от греческих слов «филео», что значит «люблю», и «софия», что значит «мудрость». Этот термин впервые...

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном icon1. Философия и ее функция
Философия (от греч phileo — люблю, sophia — мудрость, «любовь к мудрости», рус. «любомудрие») — наиболее общая теория, одна из форм...

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconПроизошло от греческих слов фелео и сопио- что означает любовь к...
Понятие и сущность философии, ее место и роль философии в жизни человека и общества. Проблема происхождения философии

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconНазвание философия происходит от двух греческих слов. Как дословно оно переводится?
Тест Название философия происходит от двух греческих слов. Как дословно оно переводится?

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconНазвание философия происходит от двух греческих слов. Как дословно оно переводится?
Тест Название философия происходит от двух греческих слов. Как дословно оно переводится?

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном icon1 Философия как любовь к мудрости Одним из основных идеалов эпохи...
Одним из основных идеалов эпохи Античности является … (власть, мудрость, богатство, закон)

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconУчебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая...
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

Итак, слово философия образовано из двух греческих составляющих «фило» люблю и «софия» мудрость. Таким образом, философия есть «любовь к мудрости» в точном iconПрактикум по философии второе издание
Философский словарь: мировоззрение, философия, метафизика, онтология, гносеология, религия, рефлексия, социаль­ная философия, философия...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов