Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс»




НазваниеУчебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс»
страница1/44
Дата публикации02.12.2013
Размер8.75 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > Философия > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Учебник для

высших учебных заведений

Ответственные редакторы:

доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев

Ростов-на-Дону «Феникс» 200]

ББК А5я 72-1 И 58

И 58 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для выс­ших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Фе­никс», 2001 - 576.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями го­сударственного образовательного стандарта высшего профес­сионального образования по специальности «философия». Ис­тория философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни об­щества. Представлены основные концепции восточной, запад­ной и русской философии.

Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а так­же на достаточно широкий круг читателей, интересующихся ак­туальными проблемами философии и ее истории.

ББК А5я72-1

ISBN 5-222-00615-8

© Коллектив авторов, 2001

© Издательство «Феникс», 20С1

Оглавление

Введение.....................................................................7

Раздел I Восточная философия

Глава 1. Философия Древней Индии.............................. 13

Глава 2. Философия Древнего Китая.............................. 24

Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)... 35

Глава 4. Современная африканская философия ............. 50

Раздел II Западная философия

Глава 1. Античная философия....................................... 57

§1. Происхождение, особенности и периодизация

античной философии ...................................57

§2. Древнегреческая натурфилософия.................... 61

§3. Античная философия классического периода...... 78

§4. Эллинистически-римская философия................ 89

^ Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения... 93 §1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика 93

§2. Схоластическая философия XI—XIV вв............101

§3. Мистическое направление..............................122

§4. Философия эпохи-Возрождения......................125

^ Глава 3. Философия Нового времени

(XVH — середина ХУШ в.)..............................136

§1. Ф. Бэкон.....................................................136

§2. Р. Декарт...................................................140

§3. Т. Гоббс.....................................................144

§4. Б. Спиноза..................................................150

§5. Д. Локк......................................................155

§6. Г. Лейбниц.................................................159

§7. Дж. Беркли.................................................163

§8. Д. Юм........................................................167

§9. Французские просветители.............................171

^ Глава 4. Немецкая классическая философия

и немецкий романтизм...................................175

§1. И. Кант......................................................175

§2. И. Фихте ....................................................182

§3. Ф. Шеллинг................................................186

§4. Г.-В.-Ф. Гегель............................................192

§5. Л. Фейербах................................................205

§6. Немецкий философский романтизм.................211

§7. Младогегельянцы.........................................214

Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в...........218

§1. А. Шопенгауэр.............................................218

§2. С. Кьеркегор...............................................221

§3. Ф. Ницше...................................................224

§4. В. Дильтей..................................................232

§5. А. Бергсон..................................................236

^ Глава 6. Диалектико-материалистическая философия

(К. Маркс и Ф. Энгельс).................................241

Глава 7. Западноевропейская философия

второй половины XIX — середины XX в............257

§ 1. Неокантианство...........................................257

§ 2. Прагматизм................................................266

§ 3. Позитивизм и постпозитивизм......................280

§ 4. Психоанализ...............................................303

§ 5. Феноменология...........................................315

§ 6. Экзистенциализм........................................324

Гл ва 8. Религиозная философия Запада

конца XIX — начала XX в................................344

§ 1. М. Шелер ..................................................346

§ 2 Д. Гильдебранд...........................................348

§ 3. Э. Трельч...................................................349

§ 4. П. Тейяр де Шарден.....................................350

Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.....352

§ 1. Р. Коллингвуд.........................„.................352

§ 2. О. Шпенглер..............................................360

§ 3. А. Тойнби..................................................364

§ 4. Франкфуртская школа..................................368

Глава 10. Современная западная философия...................374

§ 1. Структурализм и постструктурализм...............374

§ 2. Аналитическая философия............................390

§ 3. Философия постмодерна...............................401

§ 4. Герменевтика.............................................409

Раздел III Русская философия

Глава 1. Русская философия первой половины XIX в........419

§ 1. П. Я. Чаадаев..............................................419

§ 2. Славянофилы и западники............................422

§3. А. И. Герцен..............................................434

Глава 2. Русская философия 50—70-х годов XIX в...........440

§ 1. Н. Г. Чернышевский....................................440

§ 2. Философия народничества............................443

§ 3. Ф. М. Достоевский......................................451

§ 4. Л. Н. Толстой.............................................456

§ 5. Н. Ф. Федоров............................................461

§ 6. К. Н. Леонтьев...........................................465

§ 7. Н. Я. Данилевский ......................................472

Глава 3. Русская философия всеединства.......................476

§ 1. В. С. Соловьев............................................476

§ 2. С. Л. Франк...............................................484

§ 3. П. А. Флоренский .......................................487

§ 4. Л. П. Карсавин...........................................491

^ Глава 4. Русская религиозная философия

XIX — начала XX в........................................494

§ 1. В. В. Розанов..............................................494

§2. Л. И. Шестов..............................................497

§ 3. Н. О, Лосский............................................499

§ 4. И. А. Ильин...............................................502

^ Глава 5. Марксистская философия в Россия

(1&83—1924 гг.).............................................510

§ 1. Г. В. Плеханов............................................510

§2. В.И.Ленин...............................................514

§ 3. «Легальный марксизм».................................521

Глава 6. Философия в Советской России........................525

§ 1. Общая характеристика..................................525

§ 2. В. И. Вернадский ........................................534

§ 3. Г. Г. Шлет.................................................538

§ 4. А. Ф. Лосев................................................543

§ 5. М. М. Бахтин.............................................545

§ 6. В. В. Налимов ............................................549

§ 7. Л. Н. Гумилев............................................552

§ 8. Ю. М. Лотман............................................556

§ 9. Э. В. Ильенков ...........................................559

§ 10. М. К. Мамардашвили.................................562

§ 11. М. К. Петров............................................565

Заключение ..............................................................570

Литература...............................................................571

Введение

История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, у культуры. Но разные формы духовной культуры прохо­дят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания не­сомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука пред­шествующих веков.

Иначе обстоит дело в искусстве. Выше или ниже современ­ное искусство искусства XIX века? Искусства Ренессанса? Ан­тичности? Так вопрос ставить нельзя: история искусства — не линейный прогресс, а развертывание художественной жизни человека в многообразии.

Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической „ цен­ностной стороной человеческого опыта. Это и определяет дво­який характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схва­ченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные тво­рения и не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности.

В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие фи­лософских проблем — смысл и цель человеческой жизни, по­иск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Окружающий человека природный мир интересует филосо­

фию не сам по себе, а как обитель человека, как заданные ему, внешние условия жизни. Стоит ли жить в этом мире? И как в нем жить? Во имя чего и ради каких высших целей? Такие во­просы может ставить только свободный человек, имеющий пра­во выбора и осознающий ответственность за него. Философия и есть пространство свободы в человеческой культуре. Фило­софское знание не есть знание утилитарное, прагматическое. Оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.

В вечность, в запредельные миры устремлена и религия — форма сознания, наиболее близкая философии и созвучная ей. И философия и религия — это стратегический уровень жизнен­ной ориентации в мире. Но между ними есть различие, и весь­ма существенное. Философия свои истины стремится доказать, религия же апеллирует к вере, откровению. Религия — массо­вое сознание, тогда как философия (даже в наше время, в век просвещения и образованности) — элитная форма духа, доступ­ная все еще меньшинству.

На протяжении всей, почти 3-тысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: кри­тикой наличного бытия и наличного сознания. Великие фило­софы, как и великие художники, не были в милости у власти — напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было не только в прошлом, но и в наше время). Но философы спорили не только с властью. Не менее горячо они спорили друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.

В этих спорах уже в античной философии (и независимо от этого в философии восточной) стали складываться и укреплять свои позиции (отыскивая все новые и все более убедительные аргументы) две противоположные, противостоящие стороны: материалистическая и идеалистическая. Суть первой хорошо вы­ражена словами древнегреческого философа Гераклита: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Суть второй хорошо передает Библия: «В начале было Слово, и Слово было Бог».

Спор между этими, основными философскими направле­ниями идет уже тысячелетия, но на каждом более высоком витке познания и в каждую более развитую эпоху культуры — по-новому.

Материализм близок атеизму (неверию в бога), идеализм

ебяижаетея с религией-. ^ Но прямогосовяадении здесь пет. Мате­риалист-атомист Эпикур (III в. до н. э.) признавал существова­ние богов, но исключал их вмешательство в дела человеческие. Противоположный пример, из времен к нам более близких (ХГХ век): Шопенгауэр и Ницше — субъективные ид алисты и волюнтаристы — были в то же время убежденными а еистами.

В представленном учебнике три раздела: филос фия Вос­тока, философия Запада (в основном — Западной Евр пы), рус­ская философия. Чем это оправдано?

Возвратимся вновь к вопросу о специфике филе юфского знания (к его отличию от знания научного). Наука (f атемати-ка, физика и др.) не может быть ни русской, ни фра цузской. Научные истины для всех одни. Философия же (нар щу с об­щечеловеческим содержанием) выражает еще и уникальный опыт той культуры, той почвы, на которой она произро :ла. Рус­ская философия, немецкая философия, индийская фи тософия и т. д. — понятия того же порядка, что и русская, неме- зсая, ин­дийская поэзия (музыка, живопись, архитектура). Все ( ш (каж­дая по-своему) выражают духовный мир своего народа. Русская философия выделена в особый раздел как сочетающая ; себе — особым образом — стиль, тональность западного тш i созна­ния с духовным миром Востока.

Учебник подготовлен коллективом авторов:

Белов А. В., канд. филос. наук, доц. — раздел IP, гл. 1; § 2, 7 гл. 2.

Богданова И. Н., канд. филос. наук, доц. — pa3flej II, § 6 гл. 7 (в соавторстве).

Борохова С. В., канд. филос. наук — раздел II, § 2, .3 гл. 9; раздел III, § 2 гл. 3; § 1, 3 гл. 4.

Драч Г. В., доктор филос. наук, проф, — раздел II, гл. 1.

Дубровин В. Н., канд. филос. наук, доц. — раздел (I, § 9, гл. 3 (в соавторстве); § 3, 5 гл. 5; § 2 гл. 7; раздел Ш, § 11 гл. 6 (в соавторстве).

Жаров Л. В., доктор филос. наук, проф., — раздел II, § 4 гл. 9; § 1 гл. 10 (в соавторстве).

Золотухина Е. В., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 4, 5, 6 (в соавторстве) гл. 7; раздел III, § 1, 5—8 гл. 6.

Кохановский В. П., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 2—5 гл. 4; § 4 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); § 1, 3 гл. 7; § 1 гл. 9; § 4 гл. 10; раздел III, § 1, 3 гл. 3; § 9 гл. 6.

Липовой С. П., каяд. филос шхун, дац- — раздел Н, § Г—а гл. 3.

Лосева И. IT., доктор филос ваук, проф. — раздел Н, §1—3 гл. 2.

Мдтяш Т. П., доктор филос. наук, проф. — раздел Н„ § 2„ 3 гл. 10; раздел Ш, f 5, 6- гл. 2; §4 гл. 4; § to, И гл. 6.

Мерклин В. А. — раздел В, § 4 гл. 9 (в сшвторстк); § 1 гл. 10 соавторстве).

Несмеянов Е. Е., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 4 гл. 2; § 6„ 7 гл. 4; гл. 8.

Пендюрина Л. П., канд. филос. наук, доц. — раздел I, гл. 1; гл. 2; гл. 3.

Тищенко Ю. Р., канд. филос. наук, доц. — раздел II, гл. 6 (в соавторстве); раздел~Ш, § 11 гл. 6 (в соавторстве). Шевелев В. Н. — раздел I, гл. 4.

Яковлев В. П., доктор филос. наук, проф. — введение; раз­дел П, § 9 гл. 3 (в соавторстве); § 1 гл. 4; § 1, 2 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); раздел III, § 1, 3, 4 гя. 2; § 4 гл. 3; § 2 гл. 4; гл. 5; § 2—4 гл. 6; заключение.

Раздел 1

^ ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Предлагаемый раздел посвящен философии Востока. Он включает в себя представления о мире, сформировавшиеся в Древней Индии и в Древнем Китае. Несмотря на несомненно имеющиеся различия философских систем названных стран, мы можем выделить общие их особенности, которые обусловлены общими же принципами отношения к миру и понимания места человека в мире, на Востоке. Философии современного Восто­ка (включая Африку) посвящены специальные главы раздела.

Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческо­го бытия.

Познание людьми истины основывается не только на ин­теллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которо­го лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постига­ется не только в процессе познания, но и в процессе созерца­ния, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует.

Мыслители Востока были убеждены, что истина многогран­на, она никогда не может быть выражена полностью, различ­ные воззрения на нее представляют лишь ее различные сторо­ны. Отсюда они делали вывод,что имеются разные пути к со­

вершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида.

И, наконец, ядром всех философских систем Востока явля­ется представление о том, что конечной целью каждого инди­вида должно быть совершенствование самого себя, так как толь­ко через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формиро­вание в Индии и Китае.

Развитие философской мысли на Востоке имеет длитель­ную и многообразную историю. Задача данного раздела, не пре­тендуя на полноту, постараться проявить основные моменты и проблемы философии Древней Индии и Древнего Китая.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconУчебное пособие для высших учебных заведений
Яковлев В. П. Раздел I — кандидат философских наук, доцент Чермантеева Т. С. Раздел II — доктор философских наук, профессор Лосева...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconМинск 2004 удк ббк и
Котляров И. В., доктор экономических наук, профессор Козик Л. П., доктор философских наук, профессор Адуло Т. И., доктор политических...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconГ. В. Осипов (ответственный редактор), академик ран, доктор философских наук, профессор
Л. Г. Ионии, доктор философских наук, профессор В. П. Култыгин, доктор философских наук, профессор

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconКурс Издание четвертое, переработанное и дополненное Рекомендовано...
Доктор философских наук профессор В. Н. Князев Кандидат философских наук доцент И. Б. Крюков

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconЛитература как часть культуры
Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав кафедрой — доктор философских наук,...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconИнститут русского языка им. В. В. Виноградова
...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconУчебник Москва Логос 2003 Рецензенты: доктор биологических наук,...
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Экология», «Биология», «Медицина», «Сельское...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconЛюбовь небесного цвета
Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской...

Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» iconЛюбовь небесного цвета
Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов