Скачать 8.75 Mb.
|
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Учебник для высших учебных заведений Ответственные редакторы: доктор философских наук, профессор В. П. Кохановский, доктор философских наук, профессор В. П. Яковлев Ростов-на-Дону «Феникс» 200] ББК А5я 72-1 И 58 И 58 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 - 576. Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии. Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории. ББК А5я72-1 ISBN 5-222-00615-8 © Коллектив авторов, 2001 © Издательство «Феникс», 20С1 Оглавление Введение.....................................................................7 Раздел I Восточная философия Глава 1. Философия Древней Индии.............................. 13 Глава 2. Философия Древнего Китая.............................. 24 Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)... 35 Глава 4. Современная африканская философия ............. 50 Раздел II Западная философия Глава 1. Античная философия....................................... 57 §1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии ...................................57 §2. Древнегреческая натурфилософия.................... 61 §3. Античная философия классического периода...... 78 §4. Эллинистически-римская философия................ 89 ^ §2. Схоластическая философия XI—XIV вв............101 §3. Мистическое направление..............................122 §4. Философия эпохи-Возрождения......................125 ^ (XVH — середина ХУШ в.)..............................136 §1. Ф. Бэкон.....................................................136 §2. Р. Декарт...................................................140 §3. Т. Гоббс.....................................................144 §4. Б. Спиноза..................................................150 §5. Д. Локк......................................................155 §6. Г. Лейбниц.................................................159 §7. Дж. Беркли.................................................163 §8. Д. Юм........................................................167 §9. Французские просветители.............................171 ^ и немецкий романтизм...................................175 §1. И. Кант......................................................175 §2. И. Фихте ....................................................182 §3. Ф. Шеллинг................................................186 §4. Г.-В.-Ф. Гегель............................................192 §5. Л. Фейербах................................................205 §6. Немецкий философский романтизм.................211 §7. Младогегельянцы.........................................214 Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в...........218 §1. А. Шопенгауэр.............................................218 §2. С. Кьеркегор...............................................221 §3. Ф. Ницше...................................................224 §4. В. Дильтей..................................................232 §5. А. Бергсон..................................................236 ^ (К. Маркс и Ф. Энгельс).................................241 Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX — середины XX в............257 § 1. Неокантианство...........................................257 § 2. Прагматизм................................................266 § 3. Позитивизм и постпозитивизм......................280 § 4. Психоанализ...............................................303 § 5. Феноменология...........................................315 § 6. Экзистенциализм........................................324 Гл ва 8. Религиозная философия Запада конца XIX — начала XX в................................344 § 1. М. Шелер ..................................................346 § 2 Д. Гильдебранд...........................................348 § 3. Э. Трельч...................................................349 § 4. П. Тейяр де Шарден.....................................350 Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.....352 § 1. Р. Коллингвуд.........................„.................352 § 2. О. Шпенглер..............................................360 § 3. А. Тойнби..................................................364 § 4. Франкфуртская школа..................................368 Глава 10. Современная западная философия...................374 § 1. Структурализм и постструктурализм...............374 § 2. Аналитическая философия............................390 § 3. Философия постмодерна...............................401 § 4. Герменевтика.............................................409 Раздел III Русская философия Глава 1. Русская философия первой половины XIX в........419 § 1. П. Я. Чаадаев..............................................419 § 2. Славянофилы и западники............................422 §3. А. И. Герцен..............................................434 Глава 2. Русская философия 50—70-х годов XIX в...........440 § 1. Н. Г. Чернышевский....................................440 § 2. Философия народничества............................443 § 3. Ф. М. Достоевский......................................451 § 4. Л. Н. Толстой.............................................456 § 5. Н. Ф. Федоров............................................461 § 6. К. Н. Леонтьев...........................................465 § 7. Н. Я. Данилевский ......................................472 Глава 3. Русская философия всеединства.......................476 § 1. В. С. Соловьев............................................476 § 2. С. Л. Франк...............................................484 § 3. П. А. Флоренский .......................................487 § 4. Л. П. Карсавин...........................................491 ^ XIX — начала XX в........................................494 § 1. В. В. Розанов..............................................494 §2. Л. И. Шестов..............................................497 § 3. Н. О, Лосский............................................499 § 4. И. А. Ильин...............................................502 ^ (1&83—1924 гг.).............................................510 § 1. Г. В. Плеханов............................................510 §2. В.И.Ленин...............................................514 § 3. «Легальный марксизм».................................521 Глава 6. Философия в Советской России........................525 § 1. Общая характеристика..................................525 § 2. В. И. Вернадский ........................................534 § 3. Г. Г. Шлет.................................................538 § 4. А. Ф. Лосев................................................543 § 5. М. М. Бахтин.............................................545 § 6. В. В. Налимов ............................................549 § 7. Л. Н. Гумилев............................................552 § 8. Ю. М. Лотман............................................556 § 9. Э. В. Ильенков ...........................................559 § 10. М. К. Мамардашвили.................................562 § 11. М. К. Петров............................................565 Заключение ..............................................................570 Литература...............................................................571 Введение История — это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина — истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков. Иначе обстоит дело в искусстве. Выше или ниже современное искусство искусства XIX века? Искусства Ренессанса? Античности? Так вопрос ставить нельзя: история искусства — не линейный прогресс, а развертывание художественной жизни человека в многообразии. Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической „ ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия — очень точный барометр времени, «эпоха, схваченная в мысли» (Гегель). Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир — осознание его под знаком вечности. В философских системах и учениях сосредоточен не только интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем — смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей. Окружающий человека природный мир интересует филосо фию не сам по себе, а как обитель человека, как заданные ему, внешние условия жизни. Стоит ли жить в этом мире? И как в нем жить? Во имя чего и ради каких высших целей? Такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и осознающий ответственность за него. Философия и есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть знание утилитарное, прагматическое. Оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней. В вечность, в запредельные миры устремлена и религия — форма сознания, наиболее близкая философии и созвучная ей. И философия и религия — это стратегический уровень жизненной ориентации в мире. Но между ними есть различие, и весьма существенное. Философия свои истины стремится доказать, религия же апеллирует к вере, откровению. Религия — массовое сознание, тогда как философия (даже в наше время, в век просвещения и образованности) — элитная форма духа, доступная все еще меньшинству. На протяжении всей, почти 3-тысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, не были в милости у власти — напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было не только в прошлом, но и в наше время). Но философы спорили не только с властью. Не менее горячо они спорили друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства. В этих спорах уже в античной философии (и независимо от этого в философии восточной) стали складываться и укреплять свои позиции (отыскивая все новые и все более убедительные аргументы) две противоположные, противостоящие стороны: материалистическая и идеалистическая. Суть первой хорошо выражена словами древнегреческого философа Гераклита: «мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет». Суть второй хорошо передает Библия: «В начале было Слово, и Слово было Бог». Спор между этими, основными философскими направлениями идет уже тысячелетия, но на каждом более высоком витке познания и в каждую более развитую эпоху культуры — по-новому. Материализм близок атеизму (неверию в бога), идеализм ебяижаетея с религией-. ^ здесь пет. Материалист-атомист Эпикур (III в. до н. э.) признавал существование богов, но исключал их вмешательство в дела человеческие. Противоположный пример, из времен к нам более близких (ХГХ век): Шопенгауэр и Ницше — субъективные ид алисты и волюнтаристы — были в то же время убежденными а еистами. В представленном учебнике три раздела: филос фия Востока, философия Запада (в основном — Западной Евр пы), русская философия. Чем это оправдано? Возвратимся вновь к вопросу о специфике филе юфского знания (к его отличию от знания научного). Наука (f атемати-ка, физика и др.) не может быть ни русской, ни фра цузской. Научные истины для всех одни. Философия же (нар щу с общечеловеческим содержанием) выражает еще и уникальный опыт той культуры, той почвы, на которой она произро :ла. Русская философия, немецкая философия, индийская фи тософия и т. д. — понятия того же порядка, что и русская, неме- зсая, индийская поэзия (музыка, живопись, архитектура). Все ( ш (каждая по-своему) выражают духовный мир своего народа. Русская философия выделена в особый раздел как сочетающая ; себе — особым образом — стиль, тональность западного тш i сознания с духовным миром Востока. Учебник подготовлен коллективом авторов: Белов А. В., канд. филос. наук, доц. — раздел IP, гл. 1; § 2, 7 гл. 2. Богданова И. Н., канд. филос. наук, доц. — pa3flej II, § 6 гл. 7 (в соавторстве). Борохова С. В., канд. филос. наук — раздел II, § 2, .3 гл. 9; раздел III, § 2 гл. 3; § 1, 3 гл. 4. Драч Г. В., доктор филос. наук, проф, — раздел II, гл. 1. Дубровин В. Н., канд. филос. наук, доц. — раздел (I, § 9, гл. 3 (в соавторстве); § 3, 5 гл. 5; § 2 гл. 7; раздел Ш, § 11 гл. 6 (в соавторстве). Жаров Л. В., доктор филос. наук, проф., — раздел II, § 4 гл. 9; § 1 гл. 10 (в соавторстве). Золотухина Е. В., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 4, 5, 6 (в соавторстве) гл. 7; раздел III, § 1, 5—8 гл. 6. Кохановский В. П., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 2—5 гл. 4; § 4 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); § 1, 3 гл. 7; § 1 гл. 9; § 4 гл. 10; раздел III, § 1, 3 гл. 3; § 9 гл. 6. Липовой С. П., каяд. филос шхун, дац- — раздел Н, § Г—а гл. 3. Лосева И. IT., доктор филос ваук, проф. — раздел Н, §1—3 гл. 2. Мдтяш Т. П., доктор филос. наук, проф. — раздел Н„ § 2„ 3 гл. 10; раздел Ш, f 5, 6- гл. 2; §4 гл. 4; § to, И гл. 6. Мерклин В. А. — раздел В, § 4 гл. 9 (в сшвторстк); § 1 гл. 10 (в соавторстве). Несмеянов Е. Е., доктор филос. наук, проф. — раздел П, § 4 гл. 2; § 6„ 7 гл. 4; гл. 8. Пендюрина Л. П., канд. филос. наук, доц. — раздел I, гл. 1; гл. 2; гл. 3. Тищенко Ю. Р., канд. филос. наук, доц. — раздел II, гл. 6 (в соавторстве); раздел~Ш, § 11 гл. 6 (в соавторстве). Шевелев В. Н. — раздел I, гл. 4. Яковлев В. П., доктор филос. наук, проф. — введение; раздел П, § 9 гл. 3 (в соавторстве); § 1 гл. 4; § 1, 2 гл. 5; гл. 6 (в соавторстве); раздел III, § 1, 3, 4 гя. 2; § 4 гл. 3; § 2 гл. 4; гл. 5; § 2—4 гл. 6; заключение. Раздел 1 ^ Предлагаемый раздел посвящен философии Востока. Он включает в себя представления о мире, сформировавшиеся в Древней Индии и в Древнем Китае. Несмотря на несомненно имеющиеся различия философских систем названных стран, мы можем выделить общие их особенности, которые обусловлены общими же принципами отношения к миру и понимания места человека в мире, на Востоке. Философии современного Востока (включая Африку) посвящены специальные главы раздела. Философия существует для жизни и должна проявляться и использоваться во всех ее сферах: частной, общественной, международной и т. д. — это первое положение, из которого исходили мыслители Востока. Кроме того, философия связана с телесной и духовной сторонами человеческого существования; и только в согласии с собственным духовным и жизненным опытом, не нарушая гармонии окружающего мира и не нанося ему вреда, возможно решение основных проблем человеческого бытия. Познание людьми истины основывается не только на интеллекте. Оно опирается на целостный опыт, в основе которого лежат чувства. И игнорировать их нельзя. Истина постигается не только в процессе познания, но и в процессе созерцания, понимаемого как тождественность Я и не-Я, когда Я — это всеобщее, единичное, неизменное, а не-Я — это существующий мир, в котором Я действует. Мыслители Востока были убеждены, что истина многогранна, она никогда не может быть выражена полностью, различные воззрения на нее представляют лишь ее различные стороны. Отсюда они делали вывод,что имеются разные пути к со вершенству и любой из них может быть принят в соответствии с внутренней склонностью индивида. И, наконец, ядром всех философских систем Востока является представление о том, что конечной целью каждого индивида должно быть совершенствование самого себя, так как только через собственное совершенствование можно поднять мир до совершенства. Именно в таком контексте понимания роли и значения философии в жизни людей происходило ее формирование в Индии и Китае. Развитие философской мысли на Востоке имеет длительную и многообразную историю. Задача данного раздела, не претендуя на полноту, постараться проявить основные моменты и проблемы философии Древней Индии и Древнего Китая. |
![]() | Яковлев В. П. Раздел I — кандидат философских наук, доцент Чермантеева Т. С. Раздел II — доктор философских наук, профессор Лосева... | ![]() | Котляров И. В., доктор экономических наук, профессор Козик Л. П., доктор философских наук, профессор Адуло Т. И., доктор политических... |
![]() | Л. Г. Ионии, доктор философских наук, профессор В. П. Култыгин, доктор философских наук, профессор | ![]() | Доктор философских наук профессор В. Н. Князев Кандидат философских наук доцент И. Б. Крюков |
![]() | Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,... | ![]() | Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав кафедрой — доктор философских наук,... |
![]() | ... | ![]() | Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям «Экология», «Биология», «Медицина», «Сельское... |
![]() | Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской... | ![]() | Кандидат исторических наук (1950), кандидат философских наук (1950), доктор философских наук (1960), профессор (1963), академик Российской... |