Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки»




НазваниеУчебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки»
страница1/14
Дата публикации03.12.2013
Размер2.26 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра Гуманитарных и социальных наук


Апрелева В.А., Осинцева Н.В.




.


Основы истории и философии наукИ

Часть 1.

Основы философии науки:


лекционно - семинарский курс
Учебно-методическое пособие

для аспирантов очной и заочной форм обучения


Тюмень, 2009


УДК

ББК

Апрелева В. А., Осинцева Н.В. Основы истории и философии науки. Часть 1. Основы философии науки: лекционно-семинарский курс: учебно-методическое пособие для аспирантов очной и заочной форм обучения. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2009. – 130 с.



Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки», курс лекций к первой части: «Основы философии науки», список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских занятий снабжен теоретической частью, вопросами для обсуждения. Учебно-методическое пособие рекомендуется для аспирантов очной и заочной форм обучения.

Рецензент: д.ф.н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры и искусств Селиванов Ф.А.

Тираж 100 экз.


© ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

© Апрелева В.А., Осинцева Н.В.
Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет »

Содержание



Пояснительная записка……………………………………………

Рабочая программа…………………………………………………...



Основная и дополнительная литература…………………

Курс лекций: Часть 1. Основы философии науки……...



План семинарских занятий………………………………………
Семинарские занятия с теоретической частью………
Тексты для анализа…………………………………………………..
Темы рефератов………………………………………………………...
Вопросы для подготовки к экзамену……………………….
Словарь ключевых терминов………………………………….






^


Пояснительная записка



Подготовка будущих специалистов предполагает овладение определенным комплексом знаний и умений, функционально необходимых по роду их профессиональной деятельности. В ходе данной подготовки особое место занимает курс «Основы истории и философии науки», который выступает как вводный раздел к миру научных знаний, умений как неотъемлемой составляющей исследовательской деятельности аспирантов и студентов. Основные принципы и методы науки выражаются в особых формах суждений и умозаключений, формируют знания в систему, выявляют творческий потенциал в различных сферах научной деятельности. Научное познание характеризуется систематичностью и логикой; формирует осознанный контроль над самой процедурой познания, следовательно, предъявляет чёткую фиксацию смысла и значения понятий, суждений, умозаключений, основанных на принципах объективности открываемых истин, их практической обоснованности.

^ Цель курса: сформировать систематическое представление о характере и способах функционирования, задачах и проблемах современного научного знания, создать основу для осознанного использования методов научно-исследовательской работы и ориентации в сложном мире современной науки.

Задачи курса:

  1. определить особенности науки как вида духовной деятельности;

  2. показать этапы становления научного знания;

  3. дать представление о методологии научного познания;

  4. показать место проблемы и гипотезы в структуре теоретического исследования;

  5. воспитать культуру мысли и языка.

Курс «Основы истории и философии науки» направлен на формирование следующего комплекса знаний: методологии научного познания; приемов и методов научного мышления, понятий эмпирического и теоретического уровней научного познания. Курс «Основы истории и философии науки» направлен на формирование следующего комплекса навыков: выдвигать гипотезы в научной теории и практике, осуществлять систему доказательств.

^ Требования к знаниям и умениям аспирантов:

Успешное усвоение материала курса предполагает ознакомление как со специальной учебной литературой, так и с теоретическими текстами, в том числе, философскими, культурологическими, историческими и критическими. Особое значение имеет изучение и понимание специфической терминологии, функционирующей как в самой науке, так и в науковедении.

В методическом плане предполагается обширное использование самостоятельной работы аспирантов в форме подготовки докладов, реферативной работы с первоисточниками и учебно-исследовательской литературой. Контроль за усвоением учебно-теоретического материала осуществляется посредством письменных опросов по основным темам и коллоквиумов по итогам изучения разделов курса.
^ Требования к содержанию и оформлению рефератов:

Темы рефератов и теоретических докладов, предлагаемые в планах семинарских занятий, являются примерными и могут быть скорректированы в соответствии с имеющейся литературой и научно-исследовательскими интересами студентов. Содержание реферата (теоретического доклада) должно полностью раскрывать выбранную тему на основе источников, указанных в соответствующих разделах Программы и подобранных самостоятельно.

Рефераты должны оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам такого рода:

  • титульный лист с указанием темы и дисциплины, фамилии, имени, отчества исполнителя, академического курса и группы (титульный лист считается первой страницей работы и не нумеруется);

  • содержание с указанием страниц, с которых начинаются новые разделы работы;

  • введение;

  • основная часть с выделением разделов, указанных в содержании;

  • заключение;

  • список литературы.

Ссылки на цитируемую литературу должны быть расположены либо внизу соответствующей страницы, либо в конце реферата. Ссылки должны оформляться в соответствии со стандартами, принятыми для научных работ: указание фамилии и инициалов автора, полное название цитируемого произведения и издания (если источник включен в собрание сочинений, сборник научных статей или периодическое издание); для периодических изданий указывается год выхода и номер издания; для книг – место (город) и год издания; во всех случаях указание страниц издания, на которых расположена приведенная цитата, обязательно.

В вводной части реферата определяются:

  • актуальность рассматриваемой проблемы;

  • характер и особенности ее рассмотрения в отечественной и зарубежной научной, философской, критико-публицистической литературе;

  • постановка и аннотация проблемы и предмета исследования;

  • источники, использованные в работе (возможна краткая аннотация).

Основное содержание реферата должно включать изложение и анализ не менее трех источников дескриптивной и аналитической литературы. Учебная, учебно-методическая и справочная литература могут быть только дополнительными источниками. Заключительная часть реферата должна включать краткие выводы и обобщения по рассмотренному материалу, указания на возможность его использования на практике, в том числе, в системе высшего и среднего образования.

Реферат может быть оформлен как машинописным способом, так и в качестве рукописи на стандартных листах формата А4. Наличие в тексте реферата некорректных ссылок, фактических ошибок, как и ошибок орфографических, пунктуационных и синтаксических является основанием для существенного снижения оценки. Рефераты, представляющие собой изложение учебно-методической и справочной литературы, не рассматриваются. Рефераты, воспроизводящие оригиналы из сети Internet, не рассматриваются. Рекомендуемый средний объем реферата – 14–16 страниц.

Учебно-методические материалы включают в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки», курс лекций, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских занятий снабжен теоретической частью и вопросами для обсуждения. Учебно-методическое пособие рекомендовано для аспирантов очной и заочной форм обучения.
Рабочая программа

курса «История и философия науки»
^ РАЗДЕЛ 1. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание

Формы знания. Определение научного познания. Задачи научного познания. Определение вненаучного знания. Формы вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание. Обыденно-научное знание, его особенности. Игровое познание. Народная наука. Паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Аномальное знание. Позиция современных философов науки в отношении вненаучных форм знания. Религиозное знание. Вера и знание.
§ 2. Научное знание как система, его особенности и структура

Определение науки. Основные стороны бытия науки. Основные особенности научного познания, или критерии научности: 1) обнаружение объективных законов действительности; 2) научное предвидение; 3) системность; 4) методологическая рефлексия; 5) объективная истина как высшая ценность научного познания; 6) производство и воспроизводство новых знаний; 7) применение наукой специфических материальных и идеальных средств и методов; 8) строгая доказательность; 9) опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.

Структура научного познания, субъект науки и её объект. Элементы структуры научного познания. Определение идеалов и норм научного познания. «Стиль мышления» науки. Понятие «философских оснований науки». Научная картина мира.
§ 3. Наука и философия.

Соотношение науки и философии

Границы философии. Соотношение науки и философии: предмет философии и предмет науки; особенности мироотношения философии и науки; различение сферы познавательных интересов философии и науки.
^ Специфика понятийного аппарата философии и науки

▪ важность не только результата в познании, но и самого познавательного процесса в философии;

▪ метод рефлексии как специфически философский;

▪ обращённость философии к вопросам, неразрешимым с точки зрения как науки и теологии;

▪ философия в отличие от науки как совокупный опыт духовного развития человечества;

▪ общее и отличное в философии, искусстве и науке;

▪ ценностно-человеческий аспект философского и научного знания;

▪ выраженность национального элемента в философии и его нивелировка в науке.
^ О статусе научности философии

Внутреннее противоречие в определении диалектическим материализмом философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия и критерии научности. Наука как высший этап развития человеческого познания. Исторические параллели философии и науки в сферах натурфилософии, космологии и онтологии.

- неприменимость критериев научности к философии (▪ объективность и универсальность научного знания, его претензии на общезначимость. «Три кита» научного здания: опыт, логика и критика; ▪ многообразие научного знания, его стандарты; ▪ реальность в научной картине мира как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью);

- невозможность проверки философских теорий при помощи опыта и эксперимента;

- широта предмета философии (в отличие от науки);

- различия в структуре философского и научного знания.
^ О практической значимости философии и науки

Сфера применения научных и философских методов: философские методы как средство управления поведением людей. Удалённость формулировок научных принципов от обыденного понимания и близость философского знания к обыденному здравому смыслу.

Причины стремления к демаркации (разделению) науки и философии. Несамодостаточность науки и фальсификация научных теорий.

Предпосылки и причины появления философии науки. Совпадение философии и науки в пределах позитивизма. «Курс позитивной философии» Огюста Конта.
^ О перспективах взаимоотношений философии и науки

Ричард Рорти о постепенном отделении философии от науки, теория познания как основа такого отделения. Парадокс «безответственности». Арбитражная функция философии, оценивающей результаты научных исследований в их гуманистической перспективе. Пересечение областей науки и философии. Необходимость изучения философии для адекватного понимания современной науки. Взаимовлияние философии и науки. Эвристическая функция философии.
^ Классификация наук

Проблема классификации наук. Вопрос периодизации истории науки. Аристотелевская классификация и систематизация знания. «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкона. Диалектико-идеалистическая классификация наук Г.В.Ф. Гегеля. Классификация наук, предпринятая О. Контом. Классификация наук на материалистическо-диалектической основе Ф.Энгельса. Классификация наук по характеру изучаемых объектов В.И. Вернадского. Классификация современных наук и её основания (по предмету и методу познания, по «удалённости» от практики и пр.). Общая классификации наук Б. М. Кедрова. Дискуссионные моменты классификации естественных наук.
§ 5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функция науки в жизни общества

Научные смыслы как основные принципы образовательной матрицы. Характер воздействия науки на образовательный процесс. Содержание понятия «образование», образование и процесс социализации личности. Роль образования в формировании современного типа личности. Особенности политкультурного образовательного пространства. Проблема создания гуманистических моделей образовательного процесса. Уровни образования. Негативы современного образовательного процесса. Наука в современном мире как фактор формирования особого миропонимания и мироотношения. Деятельность учёного, её характер, дифференциация, значение. Наука в качестве профессиональной деятельности, т.е. устойчивой культурной традиции. Высокий статус науки и её экспансия во все сферы жизни человека. Культурная функция науки. Наука как фактор социальной регуляции. Интернационализация науки. Интерсубъективный характер науки. Опасность потери наукой её нравственного и гуманистического смысла. Новые функции науки, наука как социальная сила. Проективно-конструктивная функция науки. Неогуманистическая и экологическая ориентация науки и образования в XXI веке, трансформация парадигмы образовательного процесса.
Раздел 2.^ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И

основные стадии её развития
§ 1. Генезис науки и проблема периодизации её истории. Преднаука и наука в собственном смысле

Возникновение науки как своеобразной формы познания в 16-17 вв. Философский характер познания в античности и средние века. Формирование предпосылок будущей науки. Вклад Аристотеля в формирование науки. Синкретический характер научного знания в древности.

Появление объективных условий для появления науки как особой системы знания в Новое время. Буржуазная революция и её роль в становлении системы научного знания. Причины, подготовившие развитие естествознания. Изменение задач познания. Новая постановка вопроса о специфике научного познания. Формирование новой мировоззренческой установки и оформление «вещно-натуралистической» концепции космоса. «Мысленный эксперимент» как характерная особенность научного познания 17 в. Особенности нового метода познания Г. Галилея. Характерные черты стиля мышления 16-17 вв. Рост интереса к общетеоретическим, методологическим проблемам. Развитие процессов размежевания между философией и частными науками (18 – первая половина 19 вв.) Создание принципиально новых методов научного исследования. Возрождение и развитие принципов материализма и элементов диалектики.

Два основных подхода в понимании генезиса науки в истории и философии науки: экстернализм и интернализм. Виды периодизации истории науки: формальная и диалектическая. Периодизация науки по В. С. Стёпину.

Периодизация истории науки на основе соотношения объекта и субъекта познания:

1) классическая наука;

2) неклассическая наука;

3) постнеклассическая наука.

Преемственность в развитии научного знания.

Периодизация науки по соотношению приёмов познания:

  1. аналитическая стадия развития науки;

  2. синтетическая стадия развития науки;

  3. интегративная стадия развития науки.

Наука как целостное развивающееся формообразование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История...
Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература»
Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие
Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие
Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных...

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconМетодическое пособие Сургут 2010 департамент образования и науки...
Методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования....

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconН. Т. Разгельдеев Пособие включает в себя основные темы курса с методическими...
Экологическое право: учебно-методическое пособие / под ред. К. Г. Пандакова. 4-е изд., перераб и доп. – 2011

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconН. Т. Разгельдеев Пособие включает в себя основные темы курса с методическими...
Экологическое право: учебно-методическое пособие / под ред. К. Г. Пандакова. 4-е изд., перераб и доп. – 2011

Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие
Охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до мастера спорта РФ международ­ного класса. Этот период составляет...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов