Скачать 2.26 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Гуманитарных и социальных наук Апрелева В.А., Осинцева Н.В. ![]() . Основы истории и философии наукИ Часть 1.Основы философии науки:лекционно - семинарский курс Учебно-методическое пособие для аспирантов очной и заочной форм обучения Тюмень, 2009 УДК ББК Апрелева В. А., Осинцева Н.В. Основы истории и философии науки. Часть 1. Основы философии науки: лекционно-семинарский курс: учебно-методическое пособие для аспирантов очной и заочной форм обучения. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО ТюмГАСУ, 2009. – 130 с.Учебно-методическое пособие включает в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки», курс лекций к первой части: «Основы философии науки», список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских занятий снабжен теоретической частью, вопросами для обсуждения. Учебно-методическое пособие рекомендуется для аспирантов очной и заочной форм обучения. Рецензент: д.ф.н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменской государственной академии культуры и искусств Селиванов Ф.А. Тираж 100 экз. © ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » © Апрелева В.А., Осинцева Н.В. Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет » Содержание
^ Подготовка будущих специалистов предполагает овладение определенным комплексом знаний и умений, функционально необходимых по роду их профессиональной деятельности. В ходе данной подготовки особое место занимает курс «Основы истории и философии науки», который выступает как вводный раздел к миру научных знаний, умений как неотъемлемой составляющей исследовательской деятельности аспирантов и студентов. Основные принципы и методы науки выражаются в особых формах суждений и умозаключений, формируют знания в систему, выявляют творческий потенциал в различных сферах научной деятельности. Научное познание характеризуется систематичностью и логикой; формирует осознанный контроль над самой процедурой познания, следовательно, предъявляет чёткую фиксацию смысла и значения понятий, суждений, умозаключений, основанных на принципах объективности открываемых истин, их практической обоснованности. ^ сформировать систематическое представление о характере и способах функционирования, задачах и проблемах современного научного знания, создать основу для осознанного использования методов научно-исследовательской работы и ориентации в сложном мире современной науки. Задачи курса:
Курс «Основы истории и философии науки» направлен на формирование следующего комплекса знаний: методологии научного познания; приемов и методов научного мышления, понятий эмпирического и теоретического уровней научного познания. Курс «Основы истории и философии науки» направлен на формирование следующего комплекса навыков: выдвигать гипотезы в научной теории и практике, осуществлять систему доказательств. ^ Успешное усвоение материала курса предполагает ознакомление как со специальной учебной литературой, так и с теоретическими текстами, в том числе, философскими, культурологическими, историческими и критическими. Особое значение имеет изучение и понимание специфической терминологии, функционирующей как в самой науке, так и в науковедении. В методическом плане предполагается обширное использование самостоятельной работы аспирантов в форме подготовки докладов, реферативной работы с первоисточниками и учебно-исследовательской литературой. Контроль за усвоением учебно-теоретического материала осуществляется посредством письменных опросов по основным темам и коллоквиумов по итогам изучения разделов курса. ^ Темы рефератов и теоретических докладов, предлагаемые в планах семинарских занятий, являются примерными и могут быть скорректированы в соответствии с имеющейся литературой и научно-исследовательскими интересами студентов. Содержание реферата (теоретического доклада) должно полностью раскрывать выбранную тему на основе источников, указанных в соответствующих разделах Программы и подобранных самостоятельно. Рефераты должны оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам такого рода:
Ссылки на цитируемую литературу должны быть расположены либо внизу соответствующей страницы, либо в конце реферата. Ссылки должны оформляться в соответствии со стандартами, принятыми для научных работ: указание фамилии и инициалов автора, полное название цитируемого произведения и издания (если источник включен в собрание сочинений, сборник научных статей или периодическое издание); для периодических изданий указывается год выхода и номер издания; для книг – место (город) и год издания; во всех случаях указание страниц издания, на которых расположена приведенная цитата, обязательно. В вводной части реферата определяются:
Основное содержание реферата должно включать изложение и анализ не менее трех источников дескриптивной и аналитической литературы. Учебная, учебно-методическая и справочная литература могут быть только дополнительными источниками. Заключительная часть реферата должна включать краткие выводы и обобщения по рассмотренному материалу, указания на возможность его использования на практике, в том числе, в системе высшего и среднего образования. Реферат может быть оформлен как машинописным способом, так и в качестве рукописи на стандартных листах формата А4. Наличие в тексте реферата некорректных ссылок, фактических ошибок, как и ошибок орфографических, пунктуационных и синтаксических является основанием для существенного снижения оценки. Рефераты, представляющие собой изложение учебно-методической и справочной литературы, не рассматриваются. Рефераты, воспроизводящие оригиналы из сети Internet, не рассматриваются. Рекомендуемый средний объем реферата – 14–16 страниц. Учебно-методические материалы включают в себя рабочую программу по курсу «История и философия науки», курс лекций, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к экзамену, темы рефератов. План семинарских занятий снабжен теоретической частью и вопросами для обсуждения. Учебно-методическое пособие рекомендовано для аспирантов очной и заочной форм обучения. Рабочая программа курса «История и философия науки» ^ § 1. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание Формы знания. Определение научного познания. Задачи научного познания. Определение вненаучного знания. Формы вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание. Обыденно-научное знание, его особенности. Игровое познание. Народная наука. Паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука. Аномальное знание. Позиция современных философов науки в отношении вненаучных форм знания. Религиозное знание. Вера и знание. § 2. Научное знание как система, его особенности и структура Определение науки. Основные стороны бытия науки. Основные особенности научного познания, или критерии научности: 1) обнаружение объективных законов действительности; 2) научное предвидение; 3) системность; 4) методологическая рефлексия; 5) объективная истина как высшая ценность научного познания; 6) производство и воспроизводство новых знаний; 7) применение наукой специфических материальных и идеальных средств и методов; 8) строгая доказательность; 9) опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов. Структура научного познания, субъект науки и её объект. Элементы структуры научного познания. Определение идеалов и норм научного познания. «Стиль мышления» науки. Понятие «философских оснований науки». Научная картина мира. § 3. Наука и философия. Соотношение науки и философии Границы философии. Соотношение науки и философии: предмет философии и предмет науки; особенности мироотношения философии и науки; различение сферы познавательных интересов философии и науки. ^ ▪ важность не только результата в познании, но и самого познавательного процесса в философии; ▪ метод рефлексии как специфически философский; ▪ обращённость философии к вопросам, неразрешимым с точки зрения как науки и теологии; ▪ философия в отличие от науки как совокупный опыт духовного развития человечества; ▪ общее и отличное в философии, искусстве и науке; ▪ ценностно-человеческий аспект философского и научного знания; ▪ выраженность национального элемента в философии и его нивелировка в науке. ^ Внутреннее противоречие в определении диалектическим материализмом философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия и критерии научности. Наука как высший этап развития человеческого познания. Исторические параллели философии и науки в сферах натурфилософии, космологии и онтологии. - неприменимость критериев научности к философии (▪ объективность и универсальность научного знания, его претензии на общезначимость. «Три кита» научного здания: опыт, логика и критика; ▪ многообразие научного знания, его стандарты; ▪ реальность в научной картине мира как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью); - невозможность проверки философских теорий при помощи опыта и эксперимента; - широта предмета философии (в отличие от науки); - различия в структуре философского и научного знания. ^ Сфера применения научных и философских методов: философские методы как средство управления поведением людей. Удалённость формулировок научных принципов от обыденного понимания и близость философского знания к обыденному здравому смыслу. Причины стремления к демаркации (разделению) науки и философии. Несамодостаточность науки и фальсификация научных теорий. Предпосылки и причины появления философии науки. Совпадение философии и науки в пределах позитивизма. «Курс позитивной философии» Огюста Конта. ^ Ричард Рорти о постепенном отделении философии от науки, теория познания как основа такого отделения. Парадокс «безответственности». Арбитражная функция философии, оценивающей результаты научных исследований в их гуманистической перспективе. Пересечение областей науки и философии. Необходимость изучения философии для адекватного понимания современной науки. Взаимовлияние философии и науки. Эвристическая функция философии. ^ Проблема классификации наук. Вопрос периодизации истории науки. Аристотелевская классификация и систематизация знания. «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкона. Диалектико-идеалистическая классификация наук Г.В.Ф. Гегеля. Классификация наук, предпринятая О. Контом. Классификация наук на материалистическо-диалектической основе Ф.Энгельса. Классификация наук по характеру изучаемых объектов В.И. Вернадского. Классификация современных наук и её основания (по предмету и методу познания, по «удалённости» от практики и пр.). Общая классификации наук Б. М. Кедрова. Дискуссионные моменты классификации естественных наук. § 5. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функция науки в жизни общества Научные смыслы как основные принципы образовательной матрицы. Характер воздействия науки на образовательный процесс. Содержание понятия «образование», образование и процесс социализации личности. Роль образования в формировании современного типа личности. Особенности политкультурного образовательного пространства. Проблема создания гуманистических моделей образовательного процесса. Уровни образования. Негативы современного образовательного процесса. Наука в современном мире как фактор формирования особого миропонимания и мироотношения. Деятельность учёного, её характер, дифференциация, значение. Наука в качестве профессиональной деятельности, т.е. устойчивой культурной традиции. Высокий статус науки и её экспансия во все сферы жизни человека. Культурная функция науки. Наука как фактор социальной регуляции. Интернационализация науки. Интерсубъективный характер науки. Опасность потери наукой её нравственного и гуманистического смысла. Новые функции науки, наука как социальная сила. Проективно-конструктивная функция науки. Неогуманистическая и экологическая ориентация науки и образования в XXI веке, трансформация парадигмы образовательного процесса. Раздел 2.^ основные стадии её развития § 1. Генезис науки и проблема периодизации её истории. Преднаука и наука в собственном смысле Возникновение науки как своеобразной формы познания в 16-17 вв. Философский характер познания в античности и средние века. Формирование предпосылок будущей науки. Вклад Аристотеля в формирование науки. Синкретический характер научного знания в древности. Появление объективных условий для появления науки как особой системы знания в Новое время. Буржуазная революция и её роль в становлении системы научного знания. Причины, подготовившие развитие естествознания. Изменение задач познания. Новая постановка вопроса о специфике научного познания. Формирование новой мировоззренческой установки и оформление «вещно-натуралистической» концепции космоса. «Мысленный эксперимент» как характерная особенность научного познания 17 в. Особенности нового метода познания Г. Галилея. Характерные черты стиля мышления 16-17 вв. Рост интереса к общетеоретическим, методологическим проблемам. Развитие процессов размежевания между философией и частными науками (18 – первая половина 19 вв.) Создание принципиально новых методов научного исследования. Возрождение и развитие принципов материализма и элементов диалектики. Два основных подхода в понимании генезиса науки в истории и философии науки: экстернализм и интернализм. Виды периодизации истории науки: формальная и диалектическая. Периодизация науки по В. С. Стёпину. Периодизация истории науки на основе соотношения объекта и субъекта познания: 1) классическая наука; 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука. Преемственность в развитии научного знания. Периодизация науки по соотношению приёмов познания:
Наука как целостное развивающееся формообразование. |
![]() | Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной... | ![]() | Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы... |
![]() | Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)... | ![]() | Киреева Н. В. Учебно-методическое пособие к курсу лекций «Искусство и литература» для студентов, обучающихся на дневном и заочном... |
![]() | Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных... | ![]() | Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных... |
![]() | Методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.... | ![]() | Экологическое право: учебно-методическое пособие / под ред. К. Г. Пандакова. 4-е изд., перераб и доп. – 2011 |
![]() | Экологическое право: учебно-методическое пособие / под ред. К. Г. Пандакова. 4-е изд., перераб и доп. – 2011 | ![]() | Охватывает длительный период становления спортсмена от новичка до мастера спорта РФ международного класса. Этот период составляет... |