Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья' 1991 оглавление




НазваниеВводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья' 1991 оглавление
страница1/21
Дата публикации09.12.2013
Размер4.44 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Ю.Л.КАПТЕН

ОСНОВЫ МЕДИТАЦИИ

ВВОДНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
AНДРЕЕВ И СЫНОВЬЯ'
1991

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ

1.1. ЧТО ТАКОЕ "МЕДИТАЦИЯ"?

1.2. ЦЕЛИ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

1.3. МЕДИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

1.3.1 МЕДИТАЦИЯ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

^ 1.3.2. МЕДИТАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

1.3.3. МЕДИТАЦИЯ В ЧАНЬ(ДЗЭН)-БУДДИЗМЕ

1.3.4. МЕДИТАЦИЯ В ТАНТРИЗМЕ

1.3.5. МЕДИТАЦИЯ В ИНДУИЗМЕ

^ 1.3.6. МЕДИТАЦИЯ В МУСУЛЬМАНСТВЕ

ГЛАВА 2. МЕДИТАЦИЯ В ИНДИЙСКОЙ ЙОГЕ

2.1. ШЕСТЬ ДАРШАН И "ЙОГА-СУТРА" ПАТАНДЖАЛИ

2.2. ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ ИНДИЙСКОЙ ЙОГИ

^ 2.3. ВЕТВИ ЙОГОВСКОГО УЧЕНИЯ

2.4. ТИПЫ МЕДИТАЦИИ

ГЛАВА 3. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ И УРОВНИ ДУХОВНОГО В ЧЕЛОВЕКЕ

3.1. МИРЫ ВО ВСЕЛЕННОЙ

^ 3.2. ЖИЗНЬ НА АСТРАЛЬНОМ ПЛАНЕ

3.3. ЧТО ТАКОЕ "ПРАНА"?

3.4. БИОПОЛЕ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО СТРУКТУРА

3.5. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ

^ 3.6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИТАЦИИ

ГЛАВА 4. САМАДХИ И ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

4.1. САМАДХИ

4.2. СВЕРХНОРМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

^ 4.3. СТУПЕНИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОСНОВЫ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

ГЛАВА 5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

^ 5.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ

5.1.1. ОСНОВЫ ПСИХОГИГИЕНЫ В ЙОГЕ

5.1.2. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САДХАНЫ

5.1.3. РАСПОРЯДОК ДНЯ

5.1.4. СЕКС И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

^ 5.1.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ

5.1.6. БЛАГОПРИЯТНЫЕ АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ

5.2. ДИЕТА

5.3. КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

^ 5.4. ПОЗЫ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ

5.5. МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА

5.6. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

5.7. СОЧЕТАНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В ОДНОМ ЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ

^ ГЛАВА 6. ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ В КОНЦЕНТРАЦИИ И МЕДИТАЦИИ

6.1. МЕДИТАЦИЯ НАД ЗВУКАМИ

6.2. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРАМИ (1 И 2)

6.3. МЕДИТАЦИЯ НАД ДЫХАНИЕМ (1 И 2)

^ 6.4. МЕДИТАЦИЯ НАД "МЕНТАЛЬНЫМ НЕБОМ"

6.5. ТРАТАКА НА СВЕЧУ

6.6. ТРАТАКА НА ПРЕДМЕТ

6.7. ТРАТТА НА ЦВЕТОК

^ 6.8. МЕДИТАЦИЯ НАД ЯНТРОЙ

6.9. ПЯТЬ МАЛЫХ УПРАЖНЕНИЙ В МЕДИТАЦИИ (ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ)

6.10. МЕДИТАЦИЯ НАД БЕЗМОЛВИЕМ ("МЕНТАЛЬНАЯ ПАУЗА")

^ 6.11. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (1)

6.12. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (2)

6.13. МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ (3).

6.14. МЕДИТАЦИЯ НАД РАСШИРЕНИЕМ СОЗНАНИЯ (1)

^ 6.15. МЕДИТАЦИЯ НАД ПЕРВОЭЛЕМЕНТАМИ

6.16. МЕДИТАЦИЯ НАД РАСШИРЕНИЕМ СОЗНАНИЯ (2)

6.17. "Я — ТОЧКА СВЕТА "

6.18. ПСИХИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ (1 И 2)

^ 6.19. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРОЙ (3)

6.20. ГЕНЕРАЦИЯ ТУМО

6.21. "ПОМЕНЯТЬ ЛУНУ И СОЛНЦЕ МЕСТАМИ"

6.22. МЕДИТАЦИЯ НАД ЧАКРАМИ И НАДИ

^ 6.23. МЕДИТАТИВНАЯ ПРАНАЙАМА

6.24. ДЖИВА-КОМПЛЕКС (1)

6.25. ДЖИВА-КОМПЛЕКС (2)

6.26. МЕДИТАЦИЯ НАД МАНТРОЙ (4 И 5)

^ 6.27. ПРОБУЖДЕНИЕ КУНДАЛИНИ

6.28. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (1)

6.29. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (2)

6.30. АКТИВИЗАЦИЯ ЧАКР (3)

ГЛАВА 7. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКСТРАСЕНСОРИКИ

^ 7.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

7.2. МЕТОДЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ПРАВОЙ

7.3. РАЗВИТИЕ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ГЛАВА 8. ПОМОЩЬ В САДХАНЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

^ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ САМОУСПОКОЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ СИЛ [51]

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 НЕКОТОРЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ОТРЫВКИ

^ ПРИЛОЖЕНИЕ З ФОРМУЛЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ САМОВНУШЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МОЛИТВЕННЫЕ ФОРМУЛЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

^ ОТ АВТОРА

Данную книгу следует рассматривать прежде всего как элементар­ное введение в медитативную практику, т. е. как пособие для людей, которые ранее не занимались медитацией и вообще имели о ней весьма смутное представление.

К сожалению, обсуждение всего, что связано с экстрасенсами, НЛО, йогой, включая и проблему снежного человека, стало своего рода модным занятием. Чуть ли не каждый десятый сейчас пытается читать чужие мысли, воздействовать биополем или вызывать духов из аст­рального мира. Понятно, что длительные игры в экстрасенсорику лю­дей, знающих о ней лишь понаслышке, могут привести некоторых к нервно-психическим расстройствам. Большинство же других вскоре вообще разочаровываются в возможностях расширить свои способно­сти, объявляя все это ненаучным или просто шарлатанством.

Другая нежелательная крайность — запретить йогу и другие вос­точные системы. Надо сказать, что негласный запрет в нашей стране в «застойный период» на все, что связано с йогой, не был единственным в мировой истории. Так, согласно кодексу законов Китая 1740 года предписывалось «занимающихся дыхательной гимнастикой пригова­ривать к 80 палкам» [145]. Однако прогресс и духовную эволюцию человечества не удалось еще остановить никому! Кроме того, измене­ния в биосфере и ноосфере делают сейчас просто необходимыми про­цессы самосовершенствования — физического, нравственного и умст­венно-духовного.

Главная трудность, с которой столкнулся автор в процессе работы над книгой, — системность йоги и всех других учений Востока. Все аспекты восточных оздоровительных систем, включая морально-нрав­ственный кодекс, заботу о физическом теле и др., сплавлены воедино с теоретическими представлениями о Космосе и душе человека. Понять все эти аспекты в отрыве от других практически невозможно. Поэтому книга изобилует перекрестными ссылками на другие ее разделы. Ввиду малой доступности многих источников для массового читателя автор позволил себе приводить длинные цитаты, а также — ссылаться на самиздатовские копии целого ряда важных работ (СИ), которые к тому же не всегда можно было четко датировать (б. г. — без года).

В итоге основными источниками при написании книги оказались:

·    крупные работы признанных востоковедов и йогов, преиму­щественно англоязычные;

·    самиздатовские копии эзотерических или редких книг по Вос­току;

·    личный опыт автора, практикующего йогу с 1978 года, т. е. более 12 лет.

Одним из краеугольных камней духовного совершенствования, как считает автор, является идея Бога. Она раскрывается во всех фи­лософско-религиозных учениях Востока, а также в христианстве. Од­нако данная книга предназначена и для атеистов, поскольку, как счи­тает автор, атеизм — один из этапов эволюции сознания, причем да­леко не конечный.

Главные задачи здесь — дать обзор медитативных практик Восто­ка, помочь читателям полнее раскрыть самих себя и освоить элемен­тарные упражнения на практике. Насколько хорошо эти задачи были решены, судить уже самим читателям.

ВВЕДЕНИЕ

^ Эмоциональным перегрузкам мы мо­жем противостоять, воспитывая во­лю, научившись управлять эмоция­ми и разумно преодолевать так назы­ваемые "эмоциональные стрессы"

П. Анохин

Духовные упражнения и медита­ция через последовательные сту­пени ведут к цели — познанию

Г. Гессе

Стрессы подстерегают нас повсюду — на работе, в магазинах, транспорте, в семье. Одни стрессовые ситуации сменяются другими, накладываются друг на друга, порождают новые, и все вертится, безостановочно вращается так в круговороте жизни. Эпоха НТР, разрешив одни проблемы, принесла новые, и негативные последст­вия современной жизни известны: преждевременное старение, из­дерганные нервы, разлад тела и души, наконец — психические рас­стройства. Такие болезни, как инфаркт, гипертония, одышка, счи­тавшиеся ранее уделом стариков, по единодушным оценкам меди­ков, заметно "помолодели" в последнее время. Все это, конечно, не случайно и представляет собой целый комплекс проблем первоочеред­ной важности наряду с экологическими.

Крылатая фраза "Учитесь властвовать собой!" зачастую так и повисает в воздухе, становясь риторическим вопросом: как это реально сделать, большинство не знает. В итоге современная цивилизация и является технократической, т. к. все последние достижения науки и техники обычно сопровождаются полной духовной беспомощностью, крайней отсталостью в развитии духовной составляющей человека. Духовность — это не только благотворительная деятельность (хотя без этого она также не существует). Прежде всего — это умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому непросто, но в наших силах.

Что же могут предложить людям, уставшим от стрессов, те сферы общественного бытия, на которые они так уповают, — искусство, ли­тература, наука? К сожалению, пока очень мало, почти ничего, если судить по конечным результатам. Человек, страдающий от дисгармонии тела и души, идет, например, в кино или театр. Если не смакование ужасов и жутких преступлений он увидит на экране, то ему обязатель­но покажут какие-то сложные переживания людей в их семейной жизни, на работе и т. д., которых, впрочем, и у него хватает сполна. Театр, кино, телевидение зачастую преподносят те же стрессы, от которых человек устал, но в иной форме. И это считается духовной жизнью — смотреть на проблемы других людей, пытаясь найти там решения своих собственных вопросов! И это считается отдыхом — переживать вместе с героями произведений дикие погони, драки, убий­ства! Как справедливо заметил один французский писатель-публи­цист, мы можем быть исполнены высших чувств благородства, испы­тывать глубочайшие духовные порывы, сидя в зрительном зале, но вот мы выходим из кино, и через несколько минут снова обнажаются старые раны, снова проявляются уродливые гримасы, когда мы стал­киваемся с интересами других людей в конфликтных ситуациях.

Театр и кино, особенно политизированные в нашей стране, чуть ли не соревнуются в том, чтобы убедить зрителей, что нет и не может быть никакой иной жизни, кроме той, которой мы живем. Те, кто хотят просто отдохнуть, считаются чуть ли не обывателями, игнорирующи­ми высокую воспитательную ценность искусства(!). Действительно, "что может быть слаще морковки"! Далее, к ним присоединяются авторы детективов, устроившие из поисков убийцы или грабителей тонкую психологическую игру и приглашающие читателей поучаст­вовать в "охоте на человечка". Все знают, что убийства и грабежи — один из самых тяжких грехов, но не все задумываются, что с их исчезновением перестанет существовать и целый жанр в области ли­тературы! В сферах искусства и литературы до сих пор царит дух той самой "фельетонистической эпохи", о которой писал Герман Гессе [35 ]. Ее отличительная черта — девальвация слова, горы никчемной печатной продукции, уводящей читателей от решения их основных проблем, чудовищная подмена подлинных ценностей мнимыми, фаль­сификация истины.

Не находя ответа на мучающие его вопросы, человек обращается к науке. Он пытается понять происходящее через философию, но эти духовные поиски также в большинстве случаев дают мало пользы. Сопоставив свои проблемы с "соотношениями модальностей и преди­катов", "инвариантностью перцептивных взаимодействий", "дискур­сивными свойствами синкретических систем", он скоро делает вывод о полном несоответствии жизненных проблем с теми, что решаются в философии. Отсюда — насмешки над философствующими "чудака­ми", и само слово "философ" часто произносят с иронией.

Проанализировав такие ситуации, становится понятным возник новениемассовых явлений алкоголима, наркомании, хулиганства сре­ди молодежи, и снова возникает старый вопрос "Что делать?". Дейст­вительно, что еще остается делать, если решения проблем духовного развития человека остаются в зачаточном состоянии?

Сейчас очень много говорят и пишут о духовности. Но поучать, с важным видом рассуждая о том, что "человек — это звучит гордо", гораздо легче, чем указать конкретные и правильные пути духовного роста. И все благие призывы зачастую так и повисают в воздухе. Вместо этого по-прежнему печать и телевидение предоставляют людям ста­рую жвачку из житейских дрязг, суетных хлопот и человеческих стра­стей.

В последнее время духовная жизнь нашего общества напоминает пестрое одеяло, сшитое из лоскутов разноцветной ткани: отцы христи­анской церкви и кришнаиты, евангелисты и баптисты, экстрасенсы и маги — с чем только не встретишься в свободное время! Афиши, при­глашающие на воскресные проповеди, соседствуют с рекламой секций каратэ, у-шу и других восточных единоборств, и разобраться во всем этом бывает с первого взгляда нелегко. Однако самая большая досада возникает, когда благие устремления, основанные на христианских заповедях и высоких идеалах, разбиваются, как корабль о рифы, в море бытовых ситуаций и жизненных проблем. Так и получается: с одной стороны — Бог и духовно-нравственные ценности, а с другой — быт и житейские проблемы. Это — как два полюса, переход между которыми кажется порой непреодолимым.

Но выход здесь есть, и он может быть только один — преобразова­ние нашего сознания, перестройка миросозерцания, которые позволя­ют совместить высочайшие истины, настоящие духовные ценности с обычными рабочими буднями, с конкретной жизнью большинства лю­дей. Так, Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти: "Что делать? ...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой ".

Шри Ауробиндо Гхош [см. 93: с. 145—146] писал: "...Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем духа, — даже не смесь всех этих превосходных вещей. Умственная вера, эмоциональное устремление, регулирование поведения соответственно религиозной или этической формуле — не являются духовными достижениями или испытаниями... Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности наше­го существа, нашей души, — внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с высшей действи­тельностью, имманентной в Космосе и вне Космоса, а также в нашем существе; ...соединиться с ней, и как следствие этого контакта и соеди­нения — преобразить все наше существо, превращая его в новое суще­ство, в новую личность, новую природу."

Это — Путь, и хотя следуя по нему человек сталкивается с терни­ями и неудачами, жизнь его становится более яркой и богатой, чем у тех, кто просто плывет по течению, полностью отдаваясь страстям и направляя все усилия на удовлетворение исключительно животных инстинктов. Этот Путь, реализующий в жизни человека высшие идеалы и устремления, искали и утверждали Лев Толстой и Герман Гессе, Ибн Сина и Эразм Роттердамский, Рабиндранат Тагор и Стефан Цвейг — они и другие великие гуманисты всех времен и наций. Восток и Запад объединяются в поисках высшего человече­ского бытия, в решении общемировых проблем духовной эволюции человечества. Сейчас, по мере становления глобальных этических цен­ностей, представляются похожими йог, сидящий в ритуальной индий­ской позе, и странствующий дервиш-суфий, русский странник и буддий­ский монах. Все они имеют право на жизнь, все они идут по пути познания Истины, все они—представители одного и того же человечества на Земле.

Поиски лучшей жизни издавна объединяли как отдельных людей, так и целые племена и народности. Поэтому решения проблем духов­ного развития человечества и становления высшего человеческого бы­тия можно найти только из общих свойств культурной жизни разных народов во все времена. Культура древних цивилизаций — это не только разбитые черепки глиняной посуды, поврежденные фрески и чудом сохранившиеся листки памятников письменности. Одним из важнейших компонентов культурной жизни общества во все времена была религия, и этого не могут отрицать даже самые рьяные атеисты. На протяжении многих тысячелетий представители религиозных кру­гов собрали в себе весь известный положительный опыт человеческой практики, аккумулировали поистине огромный эмпирический опыт общения человека с природой.

Идея Бога всегда была связана у людей с неким образом "высшего-Я", которое объединяло воедино все стороны и формы проявления бытия. Поэтому, анализируя проявления сил природы, рассматривая их как проявления Божественного, человек одновременно как бы воз­вращался к истокам своего личного "Я", пытался оценивать свою жизнь и деятельность с позиций высших ценностей. Вопросы "Кто я? Зачем я живу? Чего я достиг в своей жизни? Почему люди рождаются и умирают? Что будет после смерти?" исходно были связаны с религи­озными взглядами.

Помимо науки, объединявшей в себе конкретные знания людей о свойствах природы, во все времена и у всех народов существовало "тайное знание". В то время, как позитивная наука, избрав объектом мир, постигаемый внешними чувствами, стремилась утвердить свое господство над ним через математические, химические, физические формулы и механические процессы, "тайная" наука избрала себе путь погружения внутрь человеческого духа, и в глубинах человеческого "Я" нашла мир, через зеркала которого открыла иную сторону законов Вселенной и научилась управлять многими процессами природы без помощи техники. Эти знания всегда оставались эзотерическими, пере­давались от Учителя к ученику или строго ограниченному числу посвя­щенных лиц. Такая эзотеричность большей части древних знаний, как и их раскрытие в настоящее время, конечно, имеют свои причины, главные из которых — неготовность к тому людей прошлого и угроза всеобщей экологической катастрофы в настоящем.

Война, объявленная официальной позитивной наукой против раз­ного рода феноменов, не укладывающихся в строго обоснованные кон­цепции (например, пророчества, телепатия, левитация, НЛО), при­вела к группировке таких знаний в своего рода "метанауку" или "па-ранауку", в составе которой — оккультизм, теософия, магия и мн. др.

Оккультизм стремится проникнуть за ту черту, которую опреде­лила для себя позитивная наука, подойти к решению человеческих проблем с иных позиций, минуя аппарат формальных научных пред­ставлений. Однако оккультизм не противостоит научным данным, решительно отрицая существование чего-либо сверхъестественного в мире. Он основывается, с одной стороны, на эзотерических древних концепциях о происхождении и развитии Вселенной, сущности и свой­ствах человека, тайны которых хранились египетскими жрецами и индийскими брахманами, а с другой стороны — на исторических и современных фактах, опытах и научных данных [150 ]. С оккультиз­мом близко смыкается теософия, где, однако, больший упор делается не на человека, а на мистические аспекты богопознания, и магия — древняя наука о силах природы и способах овладения ими. Рассматри­вая их вместе, можно выделить общую область, где они пересекаются. Это — взгляды о разных уровнях строения человека, действующих в нем сил; возможностях и способах управления этими силами. Важным практическим разделом этой общей части оккультных наук является медитация.

Особенно важное значение придается медитации в древней йоге. Йога — учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физичес­ких и духовных упражнений.

Вы спросите: "Что общего между христианскими заповедями и йогой? Какая здесь может быть связь?". Ответы на эти и многие другие вопросы мы и попытаемся дать в этой книге.

^ РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
МЕДИТАЦИЯ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МИР


ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕДИТАЦИИ

В последнее время мы переживаем новый подъем массового инте­реса к Востоку. Слова "медитация", "йога", "астрал" и т. д. становят­ся распространенными и едва ли не модными. К сожалению, очень часто встречаются искаженные представления о многих восточных концепциях развития человека, а некоторые христианские проповед­ники даже призывают отказаться от всего, что связано с йогой и экстрасенсами, считая последних проявлением "козней дьявола", "магией" или "колдовством". Наконец, другие люди говорят: "Йога и медитация — это, конечно, хорошо, но не для нас. У нас, на Руси, своя духовная традиция!" Пример семьи Рерихов, однако, свидетельствует о несостоятельности таких утверждений: русская духовность не про­тиворечит восточным религиозно-философским концепциям, взятым в их высшем синтетическом смысле.

Для того чтобы устранить эти искаженные представления и тем самым восстановить справедливость, необходимо сначала детально ис­следовать, что такое "медитация", какое значение она имеет в йоге, для чет практикуется на Востоке.

^ 1.1. ЧТО ТАКОЕ "МЕДИТАЦИЯ"?

Слово "медитация" происходит от латинского " meditor ", что оз­начает "размышляю, обдумываю". Впрочем, латинское " meditatio " имеет аналоги и в других языках: русское "думание" или "умное дела­ние", санскритское "дхьяна", греческое "медомаи" и др. [152 ]. Сейчас в научно-популярной литературе довольно прочно закрепился запад­ный эквивалент - "транс". Кроме того, в качестве синонима медита­ции можно понимать и такое близкое понятие, известное даже по средневековым философским трактатам, как "созерцание" или "само­созерцание" [напр., 71; 84; 85]. Свами Бхактивсданта [22: с. 816] также определяет медитацию как "мысленное созерцание" какого-ли­бо объекта.

Во всех случаях под медитацией подразумевается длительное размышление о каком-то предмете, явлении или процессе, происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума, при кото­ром все остальные, посторонние объекты не проявляются в сознании медитирующего.

Попробуйте длительное время думать о каком-либо предмете и вы скоро обнаружите, что мысли рассеиваются и перескакивают на другие предметы или явления. Вместе с переключением сознания на другие объекты многие свойства первого предмета так и остаются нераскры­тыми, и для возвращения к их анализу человек должен прилагать определенные умственные усилия. Понятно, было бы хорошо, с одной стороны, не испытывая напряжения, размышлять так, чтобы ни одно из интересующих свойств объекта не осталось бы нераскрытым, а с другой стороны. — получить максимум информации за самое короткое время. Все это требует качественного повышения уровня мышления, перехода на более высокие уровни познания, что и достигается благо­даря медитации.

В. Сидоров [135: с.32 ] пишет: "... Между обычным умственным напряжением и состоянием медитации нет непреодолимой пропасти,... все отличие между ними, очевидно, заключается лишь в качестве сосредоточенности. Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. Но не толь­ко они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты... В процессе медитации человек как бы пробивается к сокро­венно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему "Я"... Начинают активно работать планы подсознания, всту­пают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молние­носно-мгновенное и четкое решение. Мы привыкли называть это оза­рением, экстазом.".

Хотя между обычным размышлением и медитацией действительно нет непреодолимой пропасти, различия все же есть. Количественные изменения в степени сосредоточенности на объекте размышления, на­капливаясь, приводят к качественным: достигается иной, более высо­кий уровень осознания исследуемого объекта (предмета, явления, сво­его "Я"), и он, свойства его бытия осознаются на иных, более высоких плоскостях познавательных процессов. Это необходимо прежде всего для познания высших философских истин, большинство из которых можно реально постичь и применить к самому себе только через меди­тацию.

Состояние медитации — это прежде всего состояние углублен­ной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происxодит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является до­стижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а так­же — от других, второстепенных внутренних переживаний. Это — общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философ­ским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредото­ченности, и оно является условием, без которого состояние транса остается недостижимым. Другим общим свойством во всех типах прак­тики выступает также заключительный или один из последних этапов медитации — озарение, просветление, прозрение, экстаз ("Эврика!"). Это — результат медитации и одновременно — контроль ее правиль­ности.

В таком широком понимании медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности чело­веческого "Я". Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие "плоды" медитации, например, — изменение стереотипов поведения человека или исцеление. Цели, ради кото­рых практикуется медитация, мы подробно рассмотрим ниже — в разделе 1.2.

В более узком контексте под медитацией понимаются также спе­циальные упражнения, предназначенные для расширения умственно-психических способностей человека, их развитие в том или ином на­правлении. Это узкое понимание слова "медитация" следует отделять от общего, широкого ее понимания как состояния углубленного сосре­доточения, которое зачастую возникает спонтанно и носит, таким об­разом, специальное название — "автомедитация".

Изложенные положения справедливы как для классических форм медитативной практики, принятых, например, в буддизме или йоге, так и для современных форм психотренинга — аутогенной тренировки ( AT ), трансцендентальной медитации (ТМ) и др. [см. 162; 163].

Одно из отличительных свойств медитации — ее длительность. На практике продолжительность медитации может варьировать в доволь­но широких пределах — от 10 — 15 минут до 2 — 3 часов и более, что зависит от назначения медитации, ее основных задач, варианта практики, а также от способностей самого человека. Некоторые духовные деятели Индии могли находиться в состоянии трата по нескольку дней и даже месяцев. Например, Венткатараман Махариши, будучи школь­ником, впал в состояние глубокого самососредоточения во время одного из уроков, и оно длилось у него в общей сложности полтора года, пока он не пришел к тем выводам и к тому образу жизни, которые он исповедовал до последних дней. Последние 25 лет своей жизни Шри Ауробиндо Гхош провел в основном медитируя в полной неподвижно­сти.

Вот как описывает процесс йогического созерцания Герман Гессе в романе "Игра в бисер" [35: с. 143]: "Я пришел в его келью, хотел обратиться к нему, но застал его погруженным в себя, в ритуальной индийской позе, пробиться к нему нельзя было, он витал, тихо улыба­ясь, в каком-то совершенно другом мире, и мне ничего не оставалось, как остановиться у двери и подождать, когда он очнется. Ждать при­шлось очень долго, час и еще два часа, я наконец устал и опустился на пол; ч сидел там, прислонившись к стене, и все ждал. Наконец я увидел, как он понемногу просыпается, он шевельнул головой, расправил пле­чи, медленно развел скрещенные ноги, и, когда он уже вставал, взгляд его упал на меня.". Понятно, что далеко не все могут и не всем надо так медитировать. Для этого потребовалось бы по меньшей мере несколько лет систематических занятий, и многим людям в силу разных причин такое просто невозможно. Кроме того, Гессе описал здесь лишь внеш­нюю сторону процесса, тогда как множество внутренних аспектов ме­дитаций нам остается познавать самим.

В научной литературе, особенно в востоковедении, широко приме­няется слово "психотехника". Этот термин нам представляется весьма неудачным, поскольку ясно, что принципы техническою творчества и конструирования весьма далеки от того, что связано с душой и интел­лектом. Возможно, поэтому он сравнительно редок в западной литера­туре. Тем не менее его употребление призвано подчеркнуть наличие строго определенной последовательности этапов медитативной прак­тики. В этом значении мы его также будем иногда использовать с той оговоркой, что "техника" и "психотехника" — качественно различ­ные вещи.

Поскольку любое явление намного богаче по содержанию, чем даже самое подробное его определение, необходимо рассмотреть целый ряд других вопросов, чтобы читатель смог лучше понять по прочтении этой книги, что такое "медитация" и для чего она нужна,

^ 1.2. ЦЕЛИ МЕДИТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ

Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему занять­ся гимнастикой, записаться в какую-нибудь секцию, где по мере систематических тренировок он смог бы ликвидировать или существенно уменьшить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медита­тивные упражнения, но уже по отношению к психике и умственному развитию.

Эффекты медитативных упражнений множественны, хотя у раз­ных людей они проявляются не только в различной степени, но и само развитие идет в неодинаковых направлениях согласно их врожденным способностям. Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, можно выделить следующие основные аспек­ты:

1. повышение интеллектуальных способностей, глубины воспри­ятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот;

2. выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление на­рушенной психики, приобретение повышенных способностей к управ­лению нервно-психической деятельностью; лечение психических за­болеваний;

3. улучшение памяти, ликвидация бессонницы;

4. общее оздоровление организма, профилактика общих функци­ональных расстройств; повышение выносливости организма и устой­чивости к разного рода заболеваниям;

5. повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты;

6. выработка экстрасенсорных способностей, "сверхъестествен­ных" возможностей человека.

Однако помимо этих частных эффектов, систематические медита­ции вызывают и то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется прежде всего в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности — доброта по отношению к окружающим, доброжелатель­ность даже к малознакомым людям, способность к бескорыстным де­лам. Однако основная конечная задача медитативной практики — вы­работка такого уровня сознания, который называют космическим [63; 64; 67; 68; 105—107; 127].

Обычно словосочетание "космическое сознание" вызывает у скеп­тиков ироничные высказывания, большей частью в связи со случаями попадания в психиатрические больницы отдельных приверженцев во­сточных учений. Однако на все это следует сделать два основных воз­ражения. Во-первых, существуют люди, по своей природе предраспо­ложенные к психическим заболеваниям, и занимаются ли они йогой или нет, может не иметь существенного значения. Во-вторых, сойти с ума можно и занимаясь одной только математикой или музыкой. Та­ких случаев намного больше, чем применительно к "йогам". Массовая неосведомленность населения относительно теории и практики восточ­ных учений, а также значительная заинтересованность известных всем политических кругов и породили в итоге сплетни о якобы существую­щей связи между йогой и психбольницей. Более того, в самой Индии медитативные упражнения йоги стали успешно применять в последнее время в психиатрической практике, и были случаи излечения даже тяжело больных людей [136; 168].

Определенный риск нанести здоровью ущерб вместо пользы суще­ствует как в йоге в целом, так и при выполнении медитативных упраж­нений в частности, если не соблюдать ряд требований, играющих ту же роль, что и инструктаж по технике безопасности. Но ведь, катаясь на велосипеде, можно тоже легко сломать себе шею или попасть под автомобиль, если не выполнять правила уличного движения. Ограни­чения и рекомендации, которые необходимо твердо усвоить перед на­чалом каких-либо занятий, подробно изложены ниже — в главе 5. При неукоснительном их соблюдении риск нанести себе какой-либо ущерб минимален. Зато положительные эффекты от систематических заня­тий медитацией очевидны и в излишней рекламе не нуждаются.

Самое главное требование — четко знать, для чего прежде всего вам могут понадобиться медитативные упражнения. При осознанной практике эффект от них возрастает во много раз. 'Здесь могут быть только два самых главных запрета: не использовать упражнения для нанесения ущерба другим людям (даже против тех, кого вы считае­те своими врагами) и не ставить единственной целью приобретение сверхъестественных способностей. Это — всеобщая великая клятва тех, кто занимается йогой. Остальные рекомендации, как я уже сказал, подробно рассматриваются в четвертой главе, и к ним следует отне­стись с полным вниманием.

Независимо от пола, возраста и других свойств человека и приме­няемых им конкретных методов медитации, ее основное назначение связано с познанием Бога, растворением в Нем своего "Я", включая самопознание. Такой аспект является доминирующим во всех восточ­ных учениях — даосизме, буддизме, индуизме, тантризме, включая школы восточных единоборств (у-шу, каратэ, айкидо, сумо, дзю-до).

Широко известный древнегреческий афоризм гласит: "Познай самого себя, и ты познаешь весь мир". Действительно, если рассматривать человека как систему, справедлива и теорема Геделя о неполноте. Согласно этой теореме свойства системы не могут быть поняты исклю­чительно из нее самой, а только с позиций системы более высокого уровня. Следовательно, познавая, себя, человек развивается и достига­ет более высокого уровня. Все же остальные эффекты медитации — контроль психики и ума, релаксация, исцеление болезней, ясновиде­ние и другие "сверхъестественные" способности — лишь следствие, естественно возникающее из такого развития. В то же время, посколь­ку назначение человеческой жизни нельзя выводить только из нее самой, говоря что смысл жизни в самой жизни, практика медитации прямо ведет к совершенному исполнению объективных космических функций человека, которые он реализует во Вселенной.

^ 1.3. МЕДИТАТИВНАЯ ПРАКТИКА И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА

Медитация как специальный метод познания высших философ­ских истин и религиозных идей существовала с древнейших времен в культуре разных народов. Вопросы о смысле человеческого "Я", его свойствах, происхождении и предназначении естественно должны бы­ли возникнуть одновременно с приобретением Homo sapiens L . способ­ности к абстрактному мышлению. Поэтому история становления и развития медитативных практик теряется в глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют и сообщенные Свами Васвани данные о про­исхождении йоги. Так, он сказал в одной из своих публичных лекций [181], что родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесе­на в Индию древними арийскими племенами-завоевателями. Посколь­ку медитация является единственным методом достижения Истины в Лайя- и Раджа-йоге (см.ниже — разделы 2.3 — 2.4), следовательно, период формирования медитативных практик можно отнести ко вре­мени не позднее 10 тыс. лет до н. э. Надо полагать, многие духовные ценности древнейших цивилизаций не раз погибали вместе с их носи­телями-жрецами, так что известные нам данные можно уподобить кусочкам огромного разбитого зеркала, которые были разбросаны по всему свету. Интересные данные приводит и древнегреческий историк философии Диоген Лаэртский [52:1, 2—11 ]: "Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассириян — халдеи, у индийцев — гимнософисты, у кельтов и галлов — так называемые друиды и семнофеи... Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жре­цами и пророками, был Гефест, сын Нила, от него до Александра Македонского прошло 48 863 года... Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах..., рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду;...занима­лись гаданиями, прорицаниями и утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видностей, истечение которых раз­личимо для зоркого глаза... Египтяне...считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня, и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие". Так или иначе, здесь мы можем привести лишь указания, которые свидетельствуют о древности меди­тации только косвенным образом. Того, что мы называем "психотех­никой", в те времена или вообще не существовало записанным как письменный источник, а передавалось из уст в уста, или было сокрыто от посторонних самым тщательным образом. Не случайно поэтому исследователи древних манускриптов делают все новые и новые откры­тия тайных рукописей, например, в тибетских монастырях.

^ 1.3.1 МЕДИТАЦИЯ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

В Европе системы религиозного и философского психотренинга был известны еще в период античности, начиная от Критской циви­лизации и древней Рреции. Так, уже в IY в. до н. а. Пифагор использо­вал лечебное воздействие музыки на психику человека. Вероятно, эти методы существовали еще в Орфический период, поскольку пифаго­рейцы считались преемниками и последователями орфического уче­ния, а сама легенда об Орфее самым непосредственным образом свиде­тельствовала о "магической" силе его музыки. По некоторым све­дениям, Платон посещал Египет для обучения египетским мистериям [111]. Идея "философского экстаза" платоников была затем подхва­чена неоплатониками [152: с. 357 ], и техника достижения транса опи­сана в одном сочинении античного неоплатоника в III — IY вв. н. э. Жрецы Дельфийского храма в Афинах также знали и использовали приемы вхождения в состояние глубокой медитации. Предсказаниям оракулов придавалось большое значение в политической жизни антич­ных городов.

Медитация в древней Греции и древнем Риме была связана исклю­чительно с деятельностью жрецов языческих культов античных богов. Тем не менее и в народе существовала глубокая вера в чудодействен­ную силу различных заклинаний и убеждение в том, что боги вмеши­ваются в людские дела и могут дать исцеление. Так, у древних римлян после специальных процедур внешнего и внутреннего очищения, пред­писывавшихся жрецами, больной приносил в храме жертву богам; он ложился на труп жертвенного животного, катался на нем и на полу возле него, входя в состояние экстаза. Важно было получить от богов какой-либо знак, что больной выздоровеет [111 ]. Поражает сходство такого метода "терапии" с некоторыми шаманскими практиками, с той разницей, что сам шаман обычно вводит себя в состояние экстаза, катается по полу в " потустороннем путешествии ", борясь там со злыми духами, которые вызвали болезнь. Есть основания предполагать нали­чие такой практики и у племенных колдунов древних германцев, а также других племен, населявших Восточную и Юго-Восточную Евро­пу.

Ко времени появления Иисуса Христа наибольшее разнообразие различных культов существовало в завоеванной римлянами Иудее. Становление христианства, последующие гонения христиан, бурные политические события — все это давало крайне разнородную картину духовной жизни Европы, если к Тому же учитывать и влияния сугубо восточных религиозных верований. Эпоха "великого переселения на­родов" в III - Y вв. н.э. привела к тому, что Запад был буквально навод­нен различными магическими практиками. Так, вместе с манихейст­вом (религиозно-философским учением персов, возникшим в III в.) на Балканы проник и зороастризм. Предполагается, что он оказал влия­ние на формирование мистического учения секты богомилов [111]. Последнее через катаров (альбигойцев) достигло юга Испании и Фран­ции, пока все сторонники не были уничтожены крестоносцами в XIII веке. Таким образом дохристианская Европа образовывала так назы­ваемый "третий пояс мудрости" [141 ], аккумулировав в разнообраз­нейших мистических и магических практиках сохранившиеся осколки более древних знаний греческого, римского или восточного происхож­дения. Даже в эпоху позднего средневековья и разгула инквизиции эти знания устойчиво сохранялись в виде народных суеверий, колдовских заговоров, знахарства, разнообразных языческих обрядов.

С установлением и всеобщей победой христианства основной ак­цент медитативной практики сместился в сторону длительных молитв и схоластических рассуждений. Молитвы длились по часу-полтора, а то и по нескольку часов, что также представляло собой не что иное, как медитацию. Более сложные и отточенные медитативные практики су­ществовали в католических и православных монастырях (причем они сохранились и по сей день — например, в литургиях). Особенно это относится к закрытым духовным орденам (например, доминиканцев, тамплиеров, госпитальеров), где существовала сложная многоуровне­вая иерархическая структура. Деятельность высших кругов этих орде­нов была закрытой не только для мирян, но и для служителей низших кругов орденской или церковной иерархии. Сохранившиеся отрывки немногочисленны, и все они представляют собой благодатную почву для современных исследований с целью реконструкции быта и практи­ческих деталей духовной практики таких орденов. Однако и сейчас можно сделать вывод о наличии специальных упражнений. Так, на­пример, одно из высказываний тамплиеров гласит: "Ищи сокровище в сердце своем", что полностью соответствует многим тайным вос­точным учениям. Известно также существование "Логос-медитации", "Иисусовой молитвы" в православии, и, с другой стороны, "экзерци-ций" иезуитов. Система медитативной практики, развитая основате­лем ордена иезуитов Игнатием Лойолой, описывалась как "технология воображения", направленная на психическое развитие индивида и его духовное перерождение. Были отмечены [178] существенные совпаде­ния между основными элементами этих духовных упражнений, прак­тикой йогической медитации и фрейдовской психотерапией. Святой преподобный Серафим Саровский медитировал часами, погружаясь в себя и приобщая свое сознание Богу [133], хотя слово "медитация" и отсутствует в описаниях его жизни. Иисусова молитва ("Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!"), которой он придавал большое значение, повторялась им многократно, как и бес­прерывное чтение мантр на Востоке (Джапа-медитация).

Многие подвижники раннего христианства оставили нам целые сборники разных поучительных назиданий, заповедей и просто на­блюдений [см. 55; 119; 133]. Все они обусловили общий духовный настрой средневековой Европы, который отразился и в трудах фило­софов, писателей и общественных деятелей той эпохи. Так, Михаил Пселл (1018—90-е гг. 11 в.) в Византии призывал к бережному обращению к античному наследию и критическому анализу его по­ложений в свете христианского учения. Он признавал наличие "вы­сшей философии" как теологии, постигаемой только озарением свы­ше, и "низшей философии", т. е. научного знания, доступного фор­мальным логическим выводам. Между ними ставилась "наука о бес­телесном", т. е. математика и другое абстрактное знание. Таким обра­зом, целью философской деятельности Пселла был синтез античных, христианских воззрений и оккультизма неоплатонического типа [152]. Несколькими веками позже Николай Кузанский (1401—1464 гг.) пишет трактаты "О видении Бога" и "О вершине созерцания". В первом произ­ведении он пытается "рассказать о чудесах, открывающихся превыше всякого чувственного, рассудочного и интеллектуального видения", вве­сти в "священную темноту", чтобы ощутить "среди мрака присутствие неприступного света; пусть каждый по-своему, способом, который ему пошлет Бог, неустанно пытается приблизиться к нему и здесь на зем­ле... предвкусить... пир вечного счастья..." [84: с. 35]. Далее Н. Кузан­ский фактически описывает в предисловии методику медитации над иконой, то есть по сути то же, что рекомендует Йогашакти Сарасвати в качестве йогического упражнения [ср. с 184] (!). Отходя от иконы на восток, на запад или в других направлениях, наблюдатель должен почувствовать неотступный взгляд иконы, вечное присутствие Бога везде и всюду. Далее он пишет: "Задумавшись об абсолютном зрении, которое я отделяю от всех и всяческих органов зрения, и сообразив, что это абсолютное зрение во всем конкретном бытии..., я начинаю пре­красно понимать, что сущности зрения вовсе не обязательно принад­лежит поочередность и неодинаковость видения... Абсолютное зрение свернуто заключает в себе все способы видения..., в абсолютном зрении все способы его конкретизации существуют без ограничения..." [84: с. 37—38]. Такой подход едва ли не тождествен йогическому "прямому восприятию", о котором свидетельствуют многие источники [напр., 22; 23; 29; 71; 160; 184]. В работе "О вершине созерцания" Н. Ку­занский продолжает, правда с большим оттенком схоластики, тему о сверхчувственном восприятии всего Божественного, говоря о возмож­ности "ума видеть выше всякой постижимой силы" [85 ]. В многочис­ленных работах задачей познавательной деятельности человека фило­соф ставит познание Божественной Истины, а средством — просветле­ние сознания.

Здесь следует также упомянуть и об Иоганне Экхарте ( или Май-стере Экхарте ) (1260—1328 гг.) — немецком мыслителе, которого называют также великим мистиком средневековья. Несмотря на то, что он был монахом-доминиканцем, его воззрения существенно отли­чались от ортодоксального христианства. Человек, по Экхарту, спосо­бен познавать Бога благодаря тому, что в самом человеке есть "искор­ка", единосущная Богу. Отрешаясь от своего "Я", соединяясь с Боже­ственным "ничто", душа человека является средством вечного порож­дения Богом самого себя. Отрывки из сочинений Экхарта, как отмечал Б. Сахаров [128 ], очень близки отдельным высказываниям Шанкары (788—820 гг.) — видного индийского философа и мистика, ведущего представителя учения Веданты. По Экхарту, за "Богом" стоит "Боже­ство" ( Gotheit ), т. е. безличный и бескачественный Абсолют, представ­ленный в трех лицах.

Независимо от конкретных особенностей философских и теологи­ческих воззрений разных школ и отдельных мыслителей средневеко­вой Европы, все они рассматривали в качестве фундамента духовного прогресса человека систему морально-нравственных постулатов, т. е. христианских заповедей. Эти заповеди сводятся к следующим основ­ным положениям [83 ]: 1) "Я есть Господь Бог твой" (т. е. Бог един); 2) не сотвори себе кумира; 3) не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; 4) помни день субботний: шесть дней работай, посвятив седьмой — субботу — Господу Богу твоему; 5) чти отца и мать своих; 6) не убий; 7) не прелюбодействуй; 8) не укради; 9) не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; 10) не пожелай жены, дома, раба, рабыню и всего другого, что принадлежит ближнему твое­му. О том, как эти заповеди соблюдались на практике в Западной Европе, знают многие: здесь и костры инквизиции, и крестоносцы, и разврат папского двора. Так или иначе, основная идея христианства выдерживалась постоянной, даже в разных его течениях. Это — идея греха и спасения человека. Если люди осознают, что грешны, и напра­вят свои помыслы в сторону очищения души, поверят в великого Боже­ственного спасителя — Иисуса Христа, который был послан Богом на землю и своей мученической смертью искупил грехи человеческие, они будут спасены [28 ].

Чрезвычайно важно отметить, что церковные обрядные формы, принятые в христианстве, еще не составляют сущность самого учения. Так, святой Серафим Саровский говорил [133: с. 51]: "Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христиан­ской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для дости­жения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня... суть средства для стяжания Святого Духа Божьего.". "Стяжание", или приобретение Святого Духа, он далее сравнивает с наживанием денег и хранением их в банке. Казалось бы, сравнение довольно странное, но и Омраам Михаэль Айванхов, раскрывая многие тайные аспекты христианства с позиций эзотерических знаний Посвя­щенных [3; 175 ], также сопоставляет результаты молитвенной и иной практики с накоплением богатств в "небесном банке", где ничто не пропадает бесследно, а все учитывается после смерти человека. При­мечательно, что все эти воззрения полностью совпадают с аналогичны ми представлениями религий Востока (см. ниже). Особенно это видно на примере высказываний Блаженного Диадоха ( YII в.): "Предел, или верх совершенства веры, есть бесстрастное погружение ума в Бога" (55: с. 7 ]. Это "погружение ума в Бога" полностью созвучно теорети­ческим основаниям учений Востока: буддизма, индуизма, йоги и др. (см. ниже).

Однако, несмотря на сходство многих положений западной и вос­точной философской мысли и религиозных доктрин, только на Вос­токе идея психофизического совершенствования человека получила наиболее полное, всестороннее обоснование. Культура Запада в ис­ходной основе базировалась на древнеримской, значительную роль придававшей развитию техники и научному знанию. Поэтому доми­нировала четкая система формально-логических, конструкций, где каждый объект был конечным и строго определенным, в отличие от восточных учений, где полисемантизм терминов — обычное явление в связи, прежде всего, с распространенной теорией макро- и микро­косма (см. ниже — раздел 3.5). Древность восточных цивилизаций и доминирование в их культурах установки на проблемах человека — все это привело в итоге к тому, что методики медитации были отшли­фованы (плоть до мельчайших деталей самым тщательным образом. Что является самым главным — они были приведены в соответствие с разнообразными аспектами психологии, физиологии, биоэнергетики человека в связи с особенностями внешней природы и космическими ритмами. Таким образом, возникли стройные и целостные системы духовного и физического совершенствования человека. Практическая апробация этих теорий на протяжении более 5—6 тысяч лет невольно внушает уважение, и скептицизм рассеивается по мере дальнейшего знакомства с такими учениями [77 ].

^ 1.3.2. МЕДИТАЦИЯ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

И. А. Ефремов в известном романе "Таис Афинская" привел гипо­тезу, согласно которой небольшая уцелевшая часть населения Атлан­тиды двинулась на восток. Одна группа беженцев обосновалась в устье Нила, откуда пошли величественные культы египетских жрецов, ос­нованные на необъяснимо высоких знаниях астрономии, математики, человеческой души. Другая группа направилась дальше и разделилась впоследствии на две ветви. Одна часть обосновалась в Индии, другая — в Китае. Так или иначе, возникновение истоков этих цивилизаций обычно относят к 3—4 тысячелетию до н. э., и здесь еще очень много неизвестных и малопонятных пока фактов. Среди таких необъяснимых пока аспектов — практическое использование порошковой металлур­гии (которая на Западе была успешно применена лишь в середине XX в.), чудеса архитектурных решений, космогонические теории, к которым наша наука пришла сравнительно недавно, и др. Так или иначе, именно в Индии и Китае мы находим наиболее сложные и отточенные методики медитативной практики. В древнем Китае они были связаны в основном с философско-религиозными учениями дао­сизма и буддизма.

Возникновение даосизма.связывают с именем легендарного древ­него философа Лао-цзы, автором трактата "Дао-дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"), относящегося к IV — III вв. до 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Ю. Л. Каптен основы медитации вводный практический курс
Методика медитации: основные правила, ограничения и противопоказания 140

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Проектная декларация о проекте строительства жилого дома со встроенными...
Юридический адрес: 191167, Россия, Санкт-Петербург, улица Александра Невского, дом 9

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Санкт-петербурга и ленинградской области санкт-петербург
Прием граждан осуществляется начальником и заместителем начальника мрэо гибдд №1 по адресу: 194292, г. Санкт-Петербург, 3-й Верхний...

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Дворцовый Петербург Незабываемый новый год в Санкт-Петербурге! Впервые...
Приезд в г. Санкт-Петербург. Праздничная встреча поезда на Московском железнодорожном вокзале г. Санкт-Петербурга

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Сатьянанда Сарасвати Древние тантрические техники йоги и крийи. Вводный...
«Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники йоги и крийи. Систематический курс (в трёх томах). Том I. Вводный курс»:...

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Круиз по балтийскому морю из санкт-петербурга 6 дней! Санкт-Петербург...
Класс «B2V 365/292 325/260 305/244 665/532 Класс «B»

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\В. И. Васильев Устойчивость объектов экономики в чс санкт-Петербург 2002 оглавление
Методика детерминированной оценки устойчивости оэ к действию поражающих факторов 85

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Международный фестиваль-конкурс детского и молодежного творчества " балтийское созвездие"
Адрес: юридический: 198095, Санкт – Петербург, ул. Шкапина, д 10; лит А; пом 1Н;почтовый: 198216, Санкт-Петербург, Ленинский проспект,...

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Чита-забайкальский край программа поездки в москву и санкт-петербург...
Отправление в Санкт-Петербург вечерним поездом. (Транспорт предоставляется на 8 часов)

Вводный практический курс санкт-петербург aндреев и сыновья\Авторский тренинг Сокирянского Федора
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов