Скачать 122.16 Kb.
|
Цитаты, положенные в основу заданий части С, и их толкование Тест 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич Успенский Чтобы построить предложение, нужно не просто подобрать слова, а связать их между собой, учитывая законы морфологии и синтаксиса. Или: Для построения текста писатель использует лексические и грамматические возможности языка, которые должны соответствовать авторскому замыслу. Или: Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью. Тест 2 «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Лев Васильевич Успенский ^ Или: Слова, собранные в словаре, - это еще не язык. Только когда они грамматически связываются в предложения, они получают смысл. Или: Слова называют предметы, их признаки, действия, но сами по себе не выражают мысль. С помощью законов грамматики мы можем правильно связать их в предложения, которые обладают смысловой и интонационной законченностью. Тест 3 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». Константин Александрович Федин ^ Или: Высказывание К. А. Федина я понимаю так: смысловая точность подобранного автором слова играет большую роль в произведении. Приведу примеры из текста… Или: Русский язык богат синонимами, антонимами, многозначными словами. Это разнообразие лексики помогает подобрать такое слово, которое правильнее передаст смысл текста. Тест 4 «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Александр Афанасьевич Потебня Условное и повелительное наклонения противопоставлены изъявительному, потому что обозначают действие нереальное. Кроме того, иногда просьбу, пожелание можно передать с помощью формы условного наклонения. Тест 5 «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин ^ Или: Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль. Тест 6 «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». Литературная энциклопедия ^ Или: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Тест 7 «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский ^ Или: Слова К. Г. Паустовского понимаю так: нет во Вселенной предмета, для которого не придумал бы человек точных слов. Особенно богат на выражения русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромно количество синонимов и антонимов, паронимов и фразеологизмов, сравнений и метафор. Обратимся к тексту… Тест 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Борис Николаевич Головин ^ Тест 9 «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Лев Васильевич Успенский ^ Или: Слова, собранные в словаре, - это еще не язык. Только когда они грамматически связываются в предложения, они получают смысл. Тест 10 «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Иван Александрович Гончаров ^ Или: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Тест 11 «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». А. А. Зеленецкий ^ Или: Эпитеты всегда, в том числе и в современной речи, являются важным средством художественной выразительности. ^ Но в роли эпитета может выступать наречие, образованное от качественных прилагательных. Оно показывает яркий признак действия. Так, в предложении… Тест 12 «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». Маргарита Николаевна Кожина ^ Или: Чем точнее в тексте подобраны слова и средства художественной выразительности, тем лучше читатель поймет замысел автора. Или: Для полноценного восприятия книги необходимо содружество, сотворчество автора и читателя. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Тест 13 «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Ираида Ивановна Постникова ^ 1 аргумент. Лексическое значение слова заключено в его основе. При составлении словосочетаний подбираются слова, подходящие по смыслу. ^ Тест 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». Александр Александрович Реформатский Местоимение – самостоятельная часть речи, которая только указывает на предмет, признак или количество, но не называет их. Поэтому без знаменательных частей речи местоимение не имеет смысла. Тест 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Александр Александрович Реформатский Синтаксис – раздел языкознания, изучающий построение словосочетаний и предложений. Мы берем слова и с помощью синтаксических правил складываем из них предложения. Так формируется мысль. Так мы общаемся друг с другом. Тест 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Светлана Ивановна Львова ^ В русском языке 10 знаков препинания: знаки конца предложения (их 4 ? ! . …), разделительные знаки(: - , ;) и выделительные(- , () «») Тест 17 «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н. Шамфор ^ Тест 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Александр Иванович Горшков Цель художественного текста – воздействовать на чувства читателей. Для этого автор использует средства художественной выразительности. Чем они интереснее и разнообразнее, тем большее впечатление произведет на нас текст. Тест 19 «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Борис Викторович Шергин ^
Тест 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Ираида Ивановна Постникова Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Слова в словосочетании могут связываться с помощью интонации, предлогов или союзов, а также окончания. Можно выделить разные типы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Тест 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». Георг фон Габеленц ^ Или: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Тест 22 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Дмитрий Сергеевич Лихачёв ^ «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ) Тест 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Е. В. Джанджакова ^ Тест 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Георгий Яковлевич Солганик ^ Или: Особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста Ф.И. Тест 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Николай Гаврилович Чернышевский ^ Или Жизнь общества отражается в словах. Они живые свидетели исторических событий, развития науки, техники, культуры, изменений в быту. Но для выражения мысли недостаточно только отбора лексического материала, необходимо установление грамматической связи между словами при построении предложений. Тест 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». Илья Наумович Горелов ^ или У талантливого писателя должно быть чувство слова. Поставив обычные слова в необычную ситуацию, он заставляет их звучать по-новому. .В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Тест 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». Михаил Васильевич Исаковский Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. А правильно изменить слова по законам морфологии и связать их по правилам синтаксиса помогает грамматика. Тест 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». Михаил Викторович Панов Наука о языке состоит из многих разделов: лексики, фонетики, морфологии… Все эти разделы изучают свои языковые единицы, каждая из которых важна в тексте. Обратимся к произведению (Ф.И.) Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. (+ цитата № 8) Тест 29 «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Лев Николаевич Толстой Имя существительное и глагол – главные части речи в языке. Существительное называет любой предмет, а иногда даже действие или признак. Глагол позволяет всем существительным прийти в движение. Многообразие слов этих частей речи помогает нам точно описать наши мысли, чувства, действия. Тест 30 «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Георгий Владимирович Степанов ^ Или: Цитата Г.В. Степанова говорит о том, что по высказываниям человека можно понять, что волнует человека и насколько это для него важно. Или: Фразу Степанова я понимаю так: словарь языка (лексика) определяет темы, которые волнуют человека, а способ их выражения (грамматика) показывает отношение человека к этим проблемам, его уровень культуры. Тест 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Поль Рикёр Говоря о предметах и явлениях, мы даем им характеристику («выражаем вещи»), но в своей речи мы раскрываем и себя: свой характер, свое отношение к этим вещам или явлениям. ^ Тест 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». Из учебника русского языка ^ Тест 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет». Андрей Александрович Мирошниченко Язык – это система правил, законов. Изучая эти законы, усваивая правила, мы овладеваем теми нормами, которые существуют в языке. Речь – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает носителя языка. То есть язык – это теория, а речь – применение теории на практике. Или: ^ Слово в языке многозначно, оно может обладать тем или иным значением. Слово в речи однозначно, оно привязано к контексту своего предложения, к ситуации, в которой произнесено. (задания А2, В1) Тест 34 «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью». Андрей Александрович Мирошниченко ^ (+ цитата № 19) Устная речь – звучащая, произносимая, неподготовленная. Для неё характерны повтор мысли и слов, прерывистость и непоследовательность изложения, простые и неполные предложения, разговорные и просторечные слова и выражения. При восприятии устной речи для адресата важны интонация, темп и тембр голоса, жесты, мимика говорящего. Письменная речь – написанная, отредактированная. Для неё характерны нормированность (т. е. соблюдение грамматических правил и речевых норм), книжные слова, сложные развернутые предложения, часто с осложнёнными оборотами (обособленными членами, вводными словами и др.). Тест 35 «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Владимир Галактионович Короленко ^ Тест 36 «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Нина Сергеевна Валгина Абзац – это фрагмент текста, в котором предложения связаны по смыслу, по стилю. Количество абзацев совпадает с количеством микротем текста. Если автор выделяет отдельное предложение в самостоятельный абзац, значит, оно очень важно для понимания замысла автора. |
![]() | «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» | ![]() | «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Лев Васильевич... |
![]() | ... | ![]() | ... |
![]() | ... | ![]() | Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а... |
![]() | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть…... | ![]() | Л. В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а... |
![]() | Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль. 4 Таким... | ![]() | Т. о., грамматика в школах имеет и прикладное и самостоятельное значение. Самостоятельное значение состоит в том,что грамматика дает... |