Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа)




Скачать 314.89 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа)
страница1/2
Дата публикации18.08.2013
Размер314.89 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
zadocs.ru > Философия > Планы семинарских занятий
  1   2
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1. Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы миро­воззрения: мифологическое, религиозное, философское.

2. Генезис философии. Круг её проблем и специфика философ­ского зна­ния. Функции философии.

3. Философия в системе ценностей культуры: отношение филосо­фии к науке, искусству, религии. Проблема человека в философии. Фи­лософия в системе гуманитарных знаний.

4. Проблема философского наследия. Философия и философство­вание. Традиции философствования.

5. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтоло­гия, гносеология, логика, этика, эстетика, философская антропология, аксио­логия, социальная философия.

Семинар № 2: Философия Древнего Востока 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Предфилософия и начало философии древних китайцев и ин­дийцев.

2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, мо­изм. Период соперничества "ста школ".

3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм.

4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотно­шении человека, общества и природы.

Семинар № 3,4: Античная философия 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

1. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм ан­тичной философии.

2. Проблема бытия у досократиков: Милетская школа, Гераклит, Пифа­гор, Парменид, Демокрит

З. Философия Сократа: человек - основной предмет философии, про­блема единства знаний и добродетели, диалектический метод Со­крата.

4. Философская концепция Платона: теория идей, гносеология, диалек­тика, социально-политическое учение в работах «Государство» и «За­коны».

5. Философия Аристотеля, его социально-политические взгляды.

6.Философские школы античности: эпикурейцы, стоики, скептики, элли­нистический неоплатонизм, эклектизм.

Семинар № 5: Философия Средних веков и Эпохи Возрождения 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Социально-исторические и культурные предпосылки средневе­ковой философии, её основные особенности. Эволюция христианства и возник­новение христианской философии.

2. Учение Аврелия Августина. "Исповедь".

З. Средневековая схоластическая философия. Реализм и номина­лизм. Естественная теология Фомы Аквинского.

4. Философия эпохи Возрождения: гуманистический антропоцен­тризм, пантеистическая онтология Н. Кузанского, натурфилософия, со­циальная философия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Мон­тень).

^ Семинар № 6: Философия нового времени 2 часа

Философские системы XVII - XVIII вв.

План семинарского занятия (2 часа):

1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Но­вого времени. Научная революция XVII в. Новая картина мира.

2. Эмпирическое и рационалистическое направления в философии XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

3. Английский субъективный идеализм XVIII в. : Д. Беркли, Д. Юм.

4. Проблема человека и его прав в философии французского Про­свеще­ния,

Семинар № 7,8: Немецкая классическая философия 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):

1. Немецкая классическая философия: основные проблемы и этапы раз­вития. Специфика немецкого просвещения.

2. Эволюция философских взглядов И. Канта. Учение Канта о "теорети­ческом Разуме", " практическом разуме" и "способности сужде­ния". "Ко­перниканский переворот в философии" и критический метод Канта. Ка­тегорический императив Канта.

3. Проблема субъекта и объекта в философских системах И. Фихте и Ф. Шеллинга.

4. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Ге­геля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Семинар № 9: Рубежный контроль

Семинар № 10,11: Современная западная философия 4 часа

^ План семинарского занятия (4 часа):

1. Социально-исторические и культурные условия формирования неклас­сических типов философствования во второй половине XIX в. - начала XX в. Становление неклассических типов рациональности и ир­рацио­нальности.

2. Социально-исторические предпосылки возникновения маркси­стской философии, формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Эн­гельса. Материалистическое понимание истории. Методология фор­маци­онного анализа общественного развития и её альтернатива.

3. Позитивизм и его исторические формы. Прагматическая и фе­номено­логическая философские концепции.

4. Немецкая философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

5. Неклассический и "постклассический" характер философии XX в. Ра­ционализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.

6. Философия науки XX в.: неопозитивизм и постпозитивизм.
Семинар № 12: Русская философия 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Проблема специфики и генезиса русской философии.

2. Русское просвещение: М.В.Ломоносов и А.И. Радищев и др.

3. Поиск художественно-нравственной опоры и социального идеала в XIX в.: славянофилы и западники, революционеры-демократы и почвен­ники.

4. Религиозно-философский ренессанс. B.C. Соловьёв. Философия все­единства и долженствования.

5. Н.А. Бердяев: Философия свободы и "Русская идея".

6. Русский космизм и современность.

7. Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Семинар № 13. Проблемы бытия в философии. Материя и её атрибуты 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бы­тия.

2. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного, его формы.

3. Проблема субстанции в философии. Монизм и плюрализм.

4. Категории материи, её мировоззренческое и методологическое значе­ние.

5. Понятие движения. Единство материи и движения. Качествен­ная спе­цифика и взаимосвязь форм движения.

6. Понятие пространства и временных отношений в природе и со­циаль­ных процессах.

Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа

План семинарского занятия (4 часа):
1. Проблема развития в истории и науке. Диалектическая концеп­ция раз­вития, её основные принципы. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

2. Понятия категории и закона. Универсальные связи бытия в фи­лософ­ских категориях: единичное и общее, явление и сущность. Взаимо­связь единичного, особенного и общего в образовании.

3. Структурные связи в философских категориях: часть и целое, элемент и структура, форма и содержание. Понятие системы и типы сис­темных объектов. Системный характер образования.

4. Связи детерминации в философских категориях: причина и следствие. Случайность и необходимость, возможность и действитель­ность.

5. Проблема источника развития в философии. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий.

6. Специфика социальных противоречий.

7. Диалектика количественных и качественных изменений. Кате­гории количества, качества, меры, скачка.

8. Отрицание в процессе развития. "Отрицание отрица­ния". Пре­емственность, направленность и цикличность изменений.

9. Развитие как единство прогрессивно-регрессивных изменений.

Семинар № 15. Проблема сознания в философии. Познание и научное познание 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Проблема сознания в философии и способы её теоретико-мето­дологи­ческой интерпретации (материализм, идеализм, дуализм, диалек­тика, метафизика).

2. Традиции историзма в понимании сознания. Происхождение, природа и особенности соотношения раздражимости, чувствительности, мышле­ния и языка.

3. Сознание и мозг. Современные психофизиологические концеп­ции и их философское содержание.

4. Наука как социокультурный феномен и специализированный вид по­знавательной деятельности. Функции науки.

5. Структура и динамика научного знания.

6. Методы и формы научного познания.

Семинар № 16. Социальная философия 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

1. Специфика философского рассмотрения общества. Философ­ские ос­нования теоретической модели: натурализм, идеализм, материа­лизм.

2. Общество как сфера объективной реальности и форма совмест­ной жизнедеятельности людей. Специфика общественной жизни: продук­тивно преобразовательный характер, целеполагание, социаль­ность.

3. Структура общества и основные сферы социальной жизни.

Семинар № 17. Проблема человека в философии. Феномен духовной жизни человека 2 часа

План семинарского занятия (2 часа):

  1. Человек как биосоциальное существо. Индивид, индивидуальность, личность.

  2. Человек и природа. Человек, общество, культура.

  3. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Свобода и необходимость.

  4. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.

  5. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право.

  6. Эстетические ценности.

  7. Религиозные ценности и свобода совести.

  8. Духовное производство. Духовные потребности человека.

  9. Образование и воспитание как необходимые условия освоения духовных ценностей и творческой деятельности человека.

^ Философия и культура 2 часа
Цель изучения темы – получение представлений о философии культуры, проблеме культуры в современном обществе.

Задачи:

- рассмотреть культуру как предмет философского анализа;

- проанализировать соотношение понятий культура и цивилизация;

- выявить глобальные проблемы человечества;

- выделить возможные сценарии будущего и стратегию поведения человечества.

План семинарского занятия (2 часа):

  1. Культура как предмет философского анализа.

  2. Культура поведения и общения. Образованность и интеллигентность.

  3. Проблема овладения культуры человеком.

  4. НТП и культура. Функции культуры.

  5. Единство и многообразие культур. Общечеловеческое, национально-эстетическое и социально-групповое в культуре.

  6. Культура и цивилизация. Современная цивилизация и её основные проблемы. Глобальные проблемы современности.

  7. Будущее человечества. Сценарии будущего.

Семинар № 18 Рубежный контроль.

^ РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Философия


Виды учебной деятельности студентов

Балл за конкретное задание

^ Число заданий за семестр

Баллы
Минимальный

45


Баллы
Максимальный

100


Модуль 1

18

40

Текущий контроль







10

25

1. Работа на практических занятиях




9







1.1. Выступление с докладом

3

3

4

9

1.2. Разработка проекта-презентации по выбранной теме (работа в паре)

4

1

3

4

1.3. Участие в деловой игре «Суд над Сократом»

6

1

1

6

2. Тестовый контроль (КСР)

3

3

2

6

^ Рубежный контроль







8

15

Компьютерное тестирование

15

1

8

15

Модуль 2

17

30

Текущий контроль







9

15

1.Работа на практических занятиях




9







1.1.Выступление с докладом

3

3

4

9

1.2.Разработка проекта-презентации по выработанной теме (работа в паре)

4

1

3

4

2. Тестовый контроль (КСР)

2

1

2

2

^ Рубежный контроль







8

15

Компьютерное тестирование

15

1

8

15

^ Посещаемость (баллы вычитаются из общей суммы набранных баллов)

  1. Посещение лекционных занятий







0

6

  1. Посещение практических (семинарских, лабораторных занятий)







0

10

^ Поощрительные баллы




10

1.Публикация статей

5

1




5

2.Студенческая конференция

5

1




5

^ Итоговый контроль

10

30

Экзамен







10

30


Утверждено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин

Протокол № 2 от «3» сентября 2012г.

Зав.кафедрой: _____________

Преподаватель:________________

Примечание: 22 часов в интерактивной форме:

Проект - презентация по выбранной теме – дискуссия – 20 часов.

Деловая игра «Суд над Сократом» – 2 часа.

^ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. ЭКЗАМЕН

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ


  1. Предмет философии. Структура и функции философского знания.

  2. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития.

  3. Место и роль философии в системе культуры: отношение философии к науке, искусству, религии.

  4. Проблема человека в философии.

  5. Особенности философии Древнего Востока.

  6. Философия Древней Индии.

  7. Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.

  8. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм античной философии.

  9. Проблема бытия у досократиков.

  10. Философия Сократа: человек – основной предмет философии, принцип единства знания и добродетели, диалектический метод Сократа.

  11. Социально-исторические и культурные предпосылки средневековой философии, ее основные особенности и этапы.

  12. Философские школы эллинистически - римского периода.

  13. Патристика. Учение А.Августина «Исповедь».

  14. Схоластическая философия. Реализм и номинализм.

  15. Философия эпохи Возрождения.

  16. Философия Нового времени.

  17. Эмпирическое и рационалистическое направление в философии 17-18 вв.

  18. Английский субъективный идеализм 18в. (Д.Беркли, Д.Юм).

  19. Проблема человека и его прав в философии французского просвещения и педагогические воззрения.

  20. Немецкая классическая философия: основные проблемы и этапы развития.

  21. Эволюция философских взглядов И. Канта.

  22. Философия марксизма.

  23. Иррационалистическая философия жизни. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон.

  24. Позитивистская концепция в философии, ее основные этапы развития. Постпозитивизм.

  25. Герменевтическая и структуралистическая методология в познании.

  26. Философская антропология.

  27. Экзистенциальная философия XX века.

  28. Эволюция религиозной философии в XX веке.

  29. Генезис и специфика русской философии.

  30. Философия всеединства В.Соловьева.

  31. Экзистенциальные направления в русской философии.

  32. Русский космизм и современность.

  33. Категория бытия, ее генезис и смысл.

  34. Специфика человеческого бытия. Бытие, его духовные формы.

  35. Пространство и время.

  36. Философская концепция движения.

  37. Философская концепция развития.

  38. Многозначность понятия природы.

  39. Проблема человека в философии. Индивид, личность, индивидуальность.

  40. Общество как предмет философского анализа.

  41. Экологическая проблема в современном обществе.

  42. Духовный мир человека.

  43. Сознание и самопознание.

  44. Проблема познания в философии.

  45. Наука как специализированная форма познания и деятельности. Эмпирический и теоретический уровни, формы и методы познания.

  46. Понятия материи. Философские концепции материи.

  47. Глобальные проблемы современности.

  48. Формы чувственного и рационального познания, их взаимосвязь.

  49. Духовные ценности и их роль в воспитании и образовании.

  50. Диалектика, как учение о всеобщей связи и развитии. Основные законы диалектики.



^ Словарь терминов и персоналий

- А -

АБСОЛЮТ, абсолютное (лат. absolutus - безусловный) – ничем не обусловленное, свободное, не зависящее от обстоятельств, совершенное, единое начало, придающее смысл человеческой жизни, «предельное основание» человеческого бытия.

АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnoston – недоступный познанию) – термин используется для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира.

АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - случай) – несущественное, случайное свойство вещи (в отличие от атрибута как неотъемлемого и существенного свойства).

АНАМИЗМ (лат. anima – душа, дух) – ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений.

АПОРИЯ (греч. aporia) – парадоксальное по своей логической очевидности и неподтверждаемости привычным опытом суждения, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

АПРИОРНОЕ (лат. a priori – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него, доопытное.

АТРИБУТ (лат. attribio – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и не может быть помыслен.

- Б -

БУДДИЗМ религиозно - философское учение, возникшее в VI – V вв. до н.э.в Индии. Основатель его – Иддхартха Гаутама Шакьямуни, прозванный Буддой (санскр. – «просвещенный»).

БЫТИЕ – одна из самых общих философских категорий, определяемая через отношение с противоположной категорией небытия, (ничто), и фиксирующая свойство, присущее всему, что окружает человека. Изучение Б. осуществляется в такой отрасли философского знания, как онтология.

- В –

ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus – истинный; facto - делаю) – основополагающий принцип позитивизма. Согласно этому принципу, все высказывания, которые нельзя сопоставить с эмпирическими, «базисными» предложениями науки, с «протокольными» предложениями, лишены смысла, они лишь по форме напоминают высказываемые о чем-то конкретном.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов.

- Г -

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – этическая система, которая в качестве высшей нравственной ценности и смысла жизни утверждает достижение наслождения и необходимость избегать страдания.

ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikos – истолковывающий) – философское направление, представители которого полагают, что истолкование, интерпретация есть не чисто познавательная процедура, но форма бытия человека в мире.

ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle – вещество, материя и zoe - жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, в результате чего материя обретает внутренний динамизм.

^ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (лат. Globus (terrae) – земля (шар)) – совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - познание) – один из важнейших разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъект - объектное отношение».

ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – учение, знание) – философское учение, стремившееся дополнить христианство восточными религиозными представлениями и соединить его с греческой философией.

- Д -

ДЕМИУРГ (греч. demiurgos ремесленник, мастер) – мыслеобраз древнегреческой философии, несущий в себе идею, согласно которой «творец и отец этой Вселенной» создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, «материи».

ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determine - определяю) – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего.

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialektike – искусство вести беседу) – учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли.

^ ДОГМАТ (греч. dogmatos – полагать, верить) – мысль ставшая решением воли человека, его твердым убеждением.

ДОЛГ – один из императивных (повелительных, принуждающих) механизмов морали, форма актуализации индивидуального морального сознания.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) – мировоззренческая позиция. согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равнонаправленных начал, лежащих в его основе.

- Е -

ЕРЕСИ (греч. hairesis – отбор, учение, школа) – фундаментальное исследование веры в ее основах (приверженцы таких учений - еретики); всякое догматическое заблуждение (раскольники, отступники).

- Ж -

ЖИЗНЬ – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации.

- З -

ЗАКОН – 1. Категория. фиксирующая наличие в мире существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей, определяющих функционирование и развитие отдельных «фрагментов» реальности или мира в целом. 2. Применительно к социальной жизни – предписание, являющееся основой различных видов человеческой деятельности, регулирующее функционирование определенных социальных образований.

ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации.

- И -

ИДЕОЛОГИЯ – систематизированная совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования.

^ ИКОНА (греч. – изображение, образ) – в христианстве, буддизме, ламаизме изображение божества, святых на камне, дереве, полотне.

ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens – пребывающий в чем-то, свойственным чему-либо) – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу свойство.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - неразумное) – в узком смысле – философское чтение XIX - начало ХХ вв., отвергающее разум как единственную основу человеческого бытия. В широком смысле И. – характеристика различных философских концепций, авторы которых существенно ограничивают место разума в мире и в человеческой жизни и предлагают в связи с этим изменить основные способы человеческой познавательной деятельности.

ИСКУССТВО – практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.

ИСЛАМ (арабск. - покорность) – наиболее поздняя по времени появления монотеистическая религия. Возникла в начале XII в. на Аравийском полуострове.

ИСТИНА – характеристика знания со стороны его соотношения как с материальным миром, так и с областью идеального.

- К -

^ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (греч. kategoricos – решительный, безусловный, лат. imperatives - повелительный) – формула долженствования, безусловного нравственного веления, введенная И. Кантом для выражения нормы нравственной воли.

КАЧЕСТВО – устойчивая совокупность свойств предмета, отличающая его от всех других предметов и помогающая установить сходство с определенными группами предметов.

КОСМИЗМ русский – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной, «всего со всем».

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creation – создание, сотворение) – религиозное учение о создании мира Богом из ничего.

КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни.

- Л -

ЛЮБОВЬ – в узком смысле – тяготение, стремление людей друг к другу, включающее телесные, душевные и духовные аспекты.

- М -

МАГИЯ (лат. magia) – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействованить на явления природы, мир вещей, людей, духов.

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) – одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Субстанцией, первоосновой всего существующего, он считает материю – независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную».

^ МЕРА – категория, в которой отражено определенное соотношение качественных и количественных характеристик предмета.

МЕТАФИЗИКА (греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») – учение о первоначальных бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных».

МИФ (греч. mythos) – 1. Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. 2. Один из способов осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни.

МОНАДА (греч. monas - единица) – центральное понятие философии Г.Лейбница. М. – неделимая, непротяженная, нематериальная, вечная субстанция.

МОНИЗМ (от греч. monos - единственный) – учение, согласно которому все многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции.

^ МОРАЛЬ (лат. mores – обычаи, нравы) – особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений.

- Н -

НАРРАТИВНЫЙ (англ., франц. narrative – повествование, рассказ) – понятие современной философии, в котором зафиксировано отношение человека к социально-культурной, социально-исторической, «душевной» реальности, понимаемое как постоянная интерпретация меняющегося текста.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснения всех природных феноменов.

НИГИЛИЗМ (лат. nihil – ничто) – в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis – касающийся имени) – направление в средневековой схоластике, которое, в отличие от реализма, не признает онтологический (бытийный) статус общих понятий – «универсалий» (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай из Отрекура и др.).

- О -

ОТЧУЖДЕНИЕ – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему.

- П -

ПАНТЕИЗМ (греч. pan – все, theos - Бог) – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующее в мире.

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца.

ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) – философия и теология первых христианских богословов (II-VIII вв.), то есть Отцов церкви, развернувших истины верыв целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение, заложивших краеугольные камни в здание Церкви.

ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona – существо, личность) – направление в современной христианской философии, рассматривающее личность в качестве высшей ценности, а весь мир – как проявление творческой активности верховной личности – Бога.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) – мировоззренческая установка, согласно которой существование какой-либо области действительности или мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал и протекает в разнообразных формах.
ПОЗНАНИЕ – духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъектной форме мира предметов, состояний, процессов и др.; их систематизацию и хранене.

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma – действие практика) – философское направление, представители которого полагают, что основным критерием оценки как познавательной деятельности, так и всех проявлений культуры является соответствие их жизненной практике, опыту.

ПРИНЦИП (лат. principium – основа, начало) – 1. В онтологии – первооснова, начало мира; понятие П. сходно с понятием субстанции. 2. В гносеологии и методологии науки П. – это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух».

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providential - провидение) – один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой жизни согласно воле Бога.

- Р -

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – характеристика любого процесса (природного, социального, менталного) как разумно упорядоченного.

РЕАЛИЗМ понятий (от лат. realis – вещественный) – направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком.

РЕЛИГИЯ (лат. religio – благочестие, святыня) – особый тип духовно-практической деятельности, представляющей собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающийся на вере в священное.

РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus - относительный) – признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики.

- С -

САМОСОЗНАНИЕ – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта.

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания ощущение, которое обладает свойством самообоснованности, достоверности.

СИМВОЛ (греч. symbolon – знак, примета) – необходимый элемент культуры, воплощающий способность материальных вещей указывать на иное, идеальное содержание.

СИМУЛЯКР (букв. «подобие») – термин, утвердившийся в постмодернизме (Ж.Батай, Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида) для обозначения особого класса культурных объектов, к которым неприменимы традиционные характеристики означаемого и означающего.

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos - рассматривающий) – признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютного достоверного знания.

^ СМЕРТЬ – завершающий момент существования живого существа.

СОЛИПСИЗМ (лат. solus – один, ipse - сам) – крайняя форма субъективного идеализма; согласно С., существует только «Я» и его сознание.

СУБСТРАТ (лат. substratum – основа, «подстилка»)- носитель свойств предмета; элементарное образование, взаимодействия которого с себе подобным определяет свойства рассматриваемого предмета.

^ СУДЬБА – форма переживания и осмысления человеком условий собственного существования в мире.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientio - наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой особенности познавательной деятельности, характерные для естествознания, являются эталоном для любой формы познавательной активности.

- Т -

ТЕОЦЕНРИЗМ (греч. theos - Бог) – принцип религиозного мировоззрения, предполагающий рассмотрение Бога в качестве основы мира, его сущности.

ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественное сродство мжду человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений.

ТРАДИЦИЯ – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, правила, нормы человеческой деятельности.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных (доопытных) форм.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры.

- У -

УТИЛИТАРИЗМ – этическая система взглядов и поступков, в основе которой лежит стремление к пользе.

- Ф -

ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – учение, согласно которому все совершившееся в мире должно было совершиться обязательно.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и Sophia - мудрость) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Ф. возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае.

- Ц -

ЦЕННОСТЬ - 1. Понятие, которое характеризует «предельные», безусловные основания человеческого бытия. 2. Значение определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом.

- Э -

ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudemonia – счастье, блаженство) – этическая система, в основе которой лежит представление, что счастье является высшей ценностью, определяющей все поступки человека, цель его жизни.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. existentia - существование), «философия существования» - философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий.

ЭМПИРИЗМ (лат. empeiria - опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme – знание) – раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания.

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos – последний, logos - учение) – учение о конце мира и завершении человеческого существования.

ЭТИКА (греч. ethos – место общего пребыванию, нравы определенного сообщества) – теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения, связь морали с другими формами знания и деятельности.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Так как все указанные темы студенты проходят на лекциях и семинарских занятиях, то целью данного вида работы является: углубление полученных на лекциях и семинарах знаний и их систематизация. После изучения темы на лекции и семинаре, внимательно прочтите конспекты и выполните указанные ниже задания. Учебная литература указана в разделе «список основной литературы» для подготовки к семинарским занятиям и в учебно-методическом обеспечении курса. Допускается использование учебной и научной литературы, а также материалов сети Интернет.

порядок выполнения самостоятельной работы – после каждой изученной темы. Контроль осуществляется каждое пятое семинарское занятие.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПланы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и...
Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы миро­воззрения: мифологическое, религиозное, философское

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПланы семинарских занятий
Семинар № Управленческое решение: сущность, требования, этапы, методы (4 часа)

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения мгуп

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПрограмма и планы семинарских занятий по дисциплине «философия»
Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconТематический план семинарских занятий по курсу история культуры Семинар...
Особенности культуры древневосточных обществ. Архаическая мифология и религиозное сознание первых цивилизаций

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconНанотехнологии на основе полупроводниковых материалов
«Нанотехнологии в электронике». Читается он в 9-ом (осеннем) семестре, т е для студентов 5-го курса. Учебным планом предусмотрены...

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПланы семинарских занятий общая литература к темам 1 23 Лазарев В....
Место и роль теории государства и права в системе профессионального юридического образования. Ее значение для формирования политической...

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconРазведывательной группы в засаде ночью
Если на изучение темы отведено, скажем, 8 часов, то целесообразно провести три следующих занятия: подготовка к действиям в засаде...

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Планы семинарских занятий семинар № Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа) iconПланы семинарских занятий для студентов очной формы обучения всех...
Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия»....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов