Скачать 314.89 Kb.
|
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар № 1. Философия. Круг её проблем и место в системе культуры 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. 2. Генезис философии. Круг её проблем и специфика философского знания. Функции философии. 3. Философия в системе ценностей культуры: отношение философии к науке, искусству, религии. Проблема человека в философии. Философия в системе гуманитарных знаний. 4. Проблема философского наследия. Философия и философствование. Традиции философствования. 5. Основные компоненты и отрасли философского знания: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, философская антропология, аксиология, социальная философия. Семинар № 2: Философия Древнего Востока 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Предфилософия и начало философии древних китайцев и индийцев. 2. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм, моизм. Период соперничества "ста школ". 3. Особенности философии в древней Индии: чарвака, санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта, джайнизм, буддизм. 4. Древнеиндийские и древнекитайские источники о взаимоотношении человека, общества и природы. Семинар № 3,4: Античная философия 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Философия в системе античной культуры. Космоцентризм античной философии. 2. Проблема бытия у досократиков: Милетская школа, Гераклит, Пифагор, Парменид, Демокрит З. Философия Сократа: человек - основной предмет философии, проблема единства знаний и добродетели, диалектический метод Сократа. 4. Философская концепция Платона: теория идей, гносеология, диалектика, социально-политическое учение в работах «Государство» и «Законы». 5. Философия Аристотеля, его социально-политические взгляды. 6.Философские школы античности: эпикурейцы, стоики, скептики, эллинистический неоплатонизм, эклектизм. Семинар № 5: Философия Средних веков и Эпохи Возрождения 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Социально-исторические и культурные предпосылки средневековой философии, её основные особенности. Эволюция христианства и возникновение христианской философии. 2. Учение Аврелия Августина. "Исповедь". З. Средневековая схоластическая философия. Реализм и номинализм. Естественная теология Фомы Аквинского. 4. Философия эпохи Возрождения: гуманистический антропоцентризм, пантеистическая онтология Н. Кузанского, натурфилософия, социальная философия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень). ^ Философские системы XVII - XVIII вв. План семинарского занятия (2 часа): 1. Культурно-исторические предпосылки становления философии Нового времени. Научная революция XVII в. Новая картина мира. 2. Эмпирическое и рационалистическое направления в философии XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). 3. Английский субъективный идеализм XVIII в. : Д. Беркли, Д. Юм. 4. Проблема человека и его прав в философии французского Просвещения, Семинар № 7,8: Немецкая классическая философия 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Немецкая классическая философия: основные проблемы и этапы развития. Специфика немецкого просвещения. 2. Эволюция философских взглядов И. Канта. Учение Канта о "теоретическом Разуме", " практическом разуме" и "способности суждения". "Коперниканский переворот в философии" и критический метод Канта. Категорический императив Канта. 3. Проблема субъекта и объекта в философских системах И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Семинар № 9: Рубежный контроль Семинар № 10,11: Современная западная философия 4 часа ^ 1. Социально-исторические и культурные условия формирования неклассических типов философствования во второй половине XIX в. - начала XX в. Становление неклассических типов рациональности и иррациональности. 2. Социально-исторические предпосылки возникновения марксистской философии, формирование философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Материалистическое понимание истории. Методология формационного анализа общественного развития и её альтернатива. 3. Позитивизм и его исторические формы. Прагматическая и феноменологическая философские концепции. 4. Немецкая философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. 5. Неклассический и "постклассический" характер философии XX в. Рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. 6. Философия науки XX в.: неопозитивизм и постпозитивизм. Семинар № 12: Русская философия 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Проблема специфики и генезиса русской философии. 2. Русское просвещение: М.В.Ломоносов и А.И. Радищев и др. 3. Поиск художественно-нравственной опоры и социального идеала в XIX в.: славянофилы и западники, революционеры-демократы и почвенники. 4. Религиозно-философский ренессанс. B.C. Соловьёв. Философия всеединства и долженствования. 5. Н.А. Бердяев: Философия свободы и "Русская идея". 6. Русский космизм и современность. 7. Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др. Семинар № 13. Проблемы бытия в философии. Материя и её атрибуты 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. 2. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного, его формы. 3. Проблема субстанции в философии. Монизм и плюрализм. 4. Категории материи, её мировоззренческое и методологическое значение. 5. Понятие движения. Единство материи и движения. Качественная специфика и взаимосвязь форм движения. 6. Понятие пространства и временных отношений в природе и социальных процессах. Семинар № 14. Философские концепции развития 4 часа План семинарского занятия (4 часа): 1. Проблема развития в истории и науке. Диалектическая концепция развития, её основные принципы. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики. 2. Понятия категории и закона. Универсальные связи бытия в философских категориях: единичное и общее, явление и сущность. Взаимосвязь единичного, особенного и общего в образовании. 3. Структурные связи в философских категориях: часть и целое, элемент и структура, форма и содержание. Понятие системы и типы системных объектов. Системный характер образования. 4. Связи детерминации в философских категориях: причина и следствие. Случайность и необходимость, возможность и действительность. 5. Проблема источника развития в философии. Противоречивость бытия и познания. Основные типы противоречий. 6. Специфика социальных противоречий. 7. Диалектика количественных и качественных изменений. Категории количества, качества, меры, скачка. 8. Отрицание в процессе развития. "Отрицание отрицания". Преемственность, направленность и цикличность изменений. 9. Развитие как единство прогрессивно-регрессивных изменений. Семинар № 15. Проблема сознания в философии. Познание и научное познание 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Проблема сознания в философии и способы её теоретико-методологической интерпретации (материализм, идеализм, дуализм, диалектика, метафизика). 2. Традиции историзма в понимании сознания. Происхождение, природа и особенности соотношения раздражимости, чувствительности, мышления и языка. 3. Сознание и мозг. Современные психофизиологические концепции и их философское содержание. 4. Наука как социокультурный феномен и специализированный вид познавательной деятельности. Функции науки. 5. Структура и динамика научного знания. 6. Методы и формы научного познания. Семинар № 16. Социальная философия 2 часа План семинарского занятия (2 часа): 1. Специфика философского рассмотрения общества. Философские основания теоретической модели: натурализм, идеализм, материализм. 2. Общество как сфера объективной реальности и форма совместной жизнедеятельности людей. Специфика общественной жизни: продуктивно преобразовательный характер, целеполагание, социальность. 3. Структура общества и основные сферы социальной жизни. Семинар № 17. Проблема человека в философии. Феномен духовной жизни человека 2 часа План семинарского занятия (2 часа):
^ Цель изучения темы – получение представлений о философии культуры, проблеме культуры в современном обществе. Задачи: - рассмотреть культуру как предмет философского анализа; - проанализировать соотношение понятий культура и цивилизация; - выявить глобальные проблемы человечества; - выделить возможные сценарии будущего и стратегию поведения человечества. План семинарского занятия (2 часа):
Семинар № 18 Рубежный контроль. ^ Философия
Утверждено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол № 2 от «3» сентября 2012г. Зав.кафедрой: _____________ Преподаватель:________________ Примечание: 22 часов в интерактивной форме: Проект - презентация по выбранной теме – дискуссия – 20 часов. Деловая игра «Суд над Сократом» – 2 часа. ^ ЭКЗАМЕН ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
^ - А - АБСОЛЮТ, абсолютное (лат. absolutus - безусловный) – ничем не обусловленное, свободное, не зависящее от обстоятельств, совершенное, единое начало, придающее смысл человеческой жизни, «предельное основание» человеческого бытия. АГНОСТИЦИЗМ (греч. agnoston – недоступный познанию) – термин используется для характеристики философского воззрения, отрицающего познаваемость мира. АКЦИДЕНЦИЯ (лат. accidentia - случай) – несущественное, случайное свойство вещи (в отличие от атрибута как неотъемлемого и существенного свойства). АНАМИЗМ (лат. anima – душа, дух) – ранняя форма религиозных представлений, одухотворение природных объектов и явлений. АПОРИЯ (греч. aporia) – парадоксальное по своей логической очевидности и неподтверждаемости привычным опытом суждения, непреодолимое противоречие при разрешении проблемы. АПРИОРНОЕ (лат. a priori – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него, доопытное. АТРИБУТ (лат. attribio – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и не может быть помыслен. - Б - БУДДИЗМ религиозно - философское учение, возникшее в VI – V вв. до н.э.в Индии. Основатель его – Иддхартха Гаутама Шакьямуни, прозванный Буддой (санскр. – «просвещенный»). БЫТИЕ – одна из самых общих философских категорий, определяемая через отношение с противоположной категорией небытия, (ничто), и фиксирующая свойство, присущее всему, что окружает человека. Изучение Б. осуществляется в такой отрасли философского знания, как онтология. - В – ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. verus – истинный; facto - делаю) – основополагающий принцип позитивизма. Согласно этому принципу, все высказывания, которые нельзя сопоставить с эмпирическими, «базисными» предложениями науки, с «протокольными» предложениями, лишены смысла, они лишь по форме напоминают высказываемые о чем-то конкретном. ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas - воля) – учение, согласно которому воля как целенаправленное усилие является основой социальных процессов. - Г - ГЕДОНИЗМ (греч. hedone – наслаждение) – этическая система, которая в качестве высшей нравственной ценности и смысла жизни утверждает достижение наслождения и необходимость избегать страдания. ГЕРМЕНЕВТИКА (греч. hermeneutikos – истолковывающий) – философское направление, представители которого полагают, что истолкование, интерпретация есть не чисто познавательная процедура, но форма бытия человека в мире. ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hyle – вещество, материя и zoe - жизнь) – термин, введенный в XVII в. для обозначения учения, признающего «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, в результате чего материя обретает внутренний динамизм. ^ (лат. Globus (terrae) – земля (шар)) – совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества. ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis - познание) – один из важнейших разделов философии, изучающий взаимоотношения человека и мира в процессе познания, зафиксированное в теории как «субъект - объектное отношение». ГНОСТИЦИЗМ (греч. gnosis – учение, знание) – философское учение, стремившееся дополнить христианство восточными религиозными представлениями и соединить его с греческой философией. - Д - ДЕМИУРГ (греч. demiurgos ремесленник, мастер) – мыслеобраз древнегреческой философии, несущий в себе идею, согласно которой «творец и отец этой Вселенной» создает упорядоченный космос из хаоса, первовещества, «материи». ДЕТЕРМИНИЗМ (лат. determine - определяю) – учение о всеобщей закономерной взаимосвязи всего существующего. ДИАЛЕКТИКА (греч. dialektike – искусство вести беседу) – учение о противоречивости существующего и возможности разрешения противоречий в жизни и в мысли. ^ (греч. dogmatos – полагать, верить) – мысль ставшая решением воли человека, его твердым убеждением. ДОЛГ – один из императивных (повелительных, принуждающих) механизмов морали, форма актуализации индивидуального морального сознания. ДУАЛИЗМ (от лат. dualis - двойственный) – мировоззренческая позиция. согласно которой сущность и происхождение исследуемого объекта можно уяснить, только признав наличие двух противоположных, не сводимых друг к другу равнонаправленных начал, лежащих в его основе. - Е - ЕРЕСИ (греч. hairesis – отбор, учение, школа) – фундаментальное исследование веры в ее основах (приверженцы таких учений - еретики); всякое догматическое заблуждение (раскольники, отступники). - Ж - ЖИЗНЬ – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. - З - ЗАКОН – 1. Категория. фиксирующая наличие в мире существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей, определяющих функционирование и развитие отдельных «фрагментов» реальности или мира в целом. 2. Применительно к социальной жизни – предписание, являющееся основой различных видов человеческой деятельности, регулирующее функционирование определенных социальных образований. ЗНАК – чувственно воспринимаемый предмет, замещающий, представляющий другой предмет, свойство, отношение и используемый для приобретения, хранения, передачи информации. - И - ИДЕОЛОГИЯ – систематизированная совокупность идей, связанных прежде всего с определенным пониманием общественной жизни, оценкой ее качества, перспектив ее преобразования. ^ (греч. – изображение, образ) – в христианстве, буддизме, ламаизме изображение божества, святых на камне, дереве, полотне. ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens – пребывающий в чем-то, свойственным чему-либо) – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу свойство. ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззренческая программа, провозглашающая в качестве высшей ценности интересы индивида, форма осознания индивидуальности. ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - неразумное) – в узком смысле – философское чтение XIX - начало ХХ вв., отвергающее разум как единственную основу человеческого бытия. В широком смысле И. – характеристика различных философских концепций, авторы которых существенно ограничивают место разума в мире и в человеческой жизни и предлагают в связи с этим изменить основные способы человеческой познавательной деятельности. ИСКУССТВО – практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. ИСЛАМ (арабск. - покорность) – наиболее поздняя по времени появления монотеистическая религия. Возникла в начале XII в. на Аравийском полуострове. ИСТИНА – характеристика знания со стороны его соотношения как с материальным миром, так и с областью идеального. - К - ^ (греч. kategoricos – решительный, безусловный, лат. imperatives - повелительный) – формула долженствования, безусловного нравственного веления, введенная И. Кантом для выражения нормы нравственной воли. КАЧЕСТВО – устойчивая совокупность свойств предмета, отличающая его от всех других предметов и помогающая установить сходство с определенными группами предметов. КОСМИЗМ русский – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной, «всего со всем». КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creation – создание, сотворение) – религиозное учение о создании мира Богом из ничего. КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – совокупность внебиологических средств и механизмов человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и для регуляции общественной жизни. - Л - ЛЮБОВЬ – в узком смысле – тяготение, стремление людей друг к другу, включающее телесные, душевные и духовные аспекты. - М - МАГИЯ (лат. magia) – волшебство, колдовство, чародейство, призванное сверхъестественным путем воздействованить на явления природы, мир вещей, людей, духов. МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный) – одно из главных направлений в философии наряду с идеализмом. Субстанцией, первоосновой всего существующего, он считает материю – независимую от сознания, духа реальность, часто рассматриваемую как вещественную, «телесную». ^ – категория, в которой отражено определенное соотношение качественных и количественных характеристик предмета. МЕТАФИЗИКА (греч. ta meta ta physika – букв. «то, что после физики») – учение о первоначальных бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых вещей и постигаемых разумом, «интеллигибельных». МИФ (греч. mythos) – 1. Древние повествования о богах и героях, о происхождении природного и социального космоса. 2. Один из способов осознания «вечных» проблем индивидуальной и общественной жизни. МОНАДА (греч. monas - единица) – центральное понятие философии Г.Лейбница. М. – неделимая, непротяженная, нематериальная, вечная субстанция. МОНИЗМ (от греч. monos - единственный) – учение, согласно которому все многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции. ^ (лат. mores – обычаи, нравы) – особая культурно-нормативная форма небиологической регуляции человеческих отношений. - Н - НАРРАТИВНЫЙ (англ., франц. narrative – повествование, рассказ) – понятие современной философии, в котором зафиксировано отношение человека к социально-культурной, социально-исторической, «душевной» реальности, понимаемое как постоянная интерпретация меняющегося текста. НАТУРФИЛОСОФИЯ – построение завершенной системы природы, претендующей на исчерпывающее объяснения всех природных феноменов. НИГИЛИЗМ (лат. nihil – ничто) – в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. НОМИНАЛИЗМ (от лат. nominalis – касающийся имени) – направление в средневековой схоластике, которое, в отличие от реализма, не признает онтологический (бытийный) статус общих понятий – «универсалий» (Росцелин, Оккам, Буридан, Николай из Отрекура и др.). - О - ОТЧУЖДЕНИЕ – характеристика особой формы взаимоотношения человека в процессе его жизнедеятельности с окружающим миром, при которой продукты собственной деятельности противостоят человеку, господствуют над ним, как нечто чуждое ему. - П - ПАНТЕИЗМ (греч. pan – все, theos - Бог) – учение, рассматривающее Бога в качестве безличной силы, постоянно присутствующее в мире. ПАРАДИГМА (греч. paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы) – философия и теология первых христианских богословов (II-VIII вв.), то есть Отцов церкви, развернувших истины верыв целостное и творческое философско-религиозное мировоззрение, заложивших краеугольные камни в здание Церкви. ПЕРСОНАЛИЗМ (лат. persona – существо, личность) – направление в современной христианской философии, рассматривающее личность в качестве высшей ценности, а весь мир – как проявление творческой активности верховной личности – Бога. ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) – мировоззренческая установка, согласно которой существование какой-либо области действительности или мира в целом определяется множеством разнородных, не сводимых друг к другу начал и протекает в разнообразных формах. ПОЗНАНИЕ – духовная деятельность, направленная на воспроизведение в субъектной форме мира предметов, состояний, процессов и др.; их систематизацию и хранене. ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma – действие практика) – философское направление, представители которого полагают, что основным критерием оценки как познавательной деятельности, так и всех проявлений культуры является соответствие их жизненной практике, опыту. ПРИНЦИП (лат. principium – основа, начало) – 1. В онтологии – первооснова, начало мира; понятие П. сходно с понятием субстанции. 2. В гносеологии и методологии науки П. – это сложная, концентрированная форма знания, которая аккумулирует в себе основное направление исследования, его «дух». ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providential - провидение) – один из принципов религиозного мировоззрения, предполагающий предопределенность хода истории и событий отдельной человеческой жизни согласно воле Бога. - Р - РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – характеристика любого процесса (природного, социального, менталного) как разумно упорядоченного. РЕАЛИЗМ понятий (от лат. realis – вещественный) – направление в средневековой философии, представители которого считали, что общие понятия (универсалии) существуют объективно, вне и до единичных вещей и до всякого познания их человеком. РЕЛИГИЯ (лат. religio – благочестие, святыня) – особый тип духовно-практической деятельности, представляющей собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающийся на вере в священное. РЕЛЯТИВИЗМ (лат. relativus - относительный) – признание относительности, условности, ограниченности человеческой деятельности в качестве основной ее характеристики. - С - САМОСОЗНАНИЕ – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus – чувство, ощущение) – философское направление в теории познания, согласно которому основным источником и содержанием знания ощущение, которое обладает свойством самообоснованности, достоверности. СИМВОЛ (греч. symbolon – знак, примета) – необходимый элемент культуры, воплощающий способность материальных вещей указывать на иное, идеальное содержание. СИМУЛЯКР (букв. «подобие») – термин, утвердившийся в постмодернизме (Ж.Батай, Ж.Бодрийар, Ж.Делез, Ж.Деррида) для обозначения особого класса культурных объектов, к которым неприменимы традиционные характеристики означаемого и означающего. СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos - рассматривающий) – признание в той или иной степени относительности нашего знания, сомнение в возможности получения абсолютного достоверного знания. ^ – завершающий момент существования живого существа. СОЛИПСИЗМ (лат. solus – один, ipse - сам) – крайняя форма субъективного идеализма; согласно С., существует только «Я» и его сознание. СУБСТРАТ (лат. substratum – основа, «подстилка»)- носитель свойств предмета; элементарное образование, взаимодействия которого с себе подобным определяет свойства рассматриваемого предмета. ^ – форма переживания и осмысления человеком условий собственного существования в мире. СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientio - наука) – мировоззренческая позиция, согласно которой особенности познавательной деятельности, характерные для естествознания, являются эталоном для любой формы познавательной активности. - Т - ТЕОЦЕНРИЗМ (греч. theos - Бог) – принцип религиозного мировоззрения, предполагающий рассмотрение Бога в качестве основы мира, его сущности. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественное сродство мжду человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже – растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. ТРАДИЦИЯ – исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обычаи, правила, нормы человеческой деятельности. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы эмпирического опыта и организующий этот опыт с помощью априорных (доопытных) форм. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere – выходить за пределы) – выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры. - У - УТИЛИТАРИЗМ – этическая система взглядов и поступков, в основе которой лежит стремление к пользе. - Ф - ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis – роковой, определенный судьбой) – учение, согласно которому все совершившееся в мире должно было совершиться обязательно. ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю и Sophia - мудрость) – особая форма духовного освоения мира, учение об общих принципах пребывания человека в мире, взаимодействия с ним и его преобразования. Ф. возникает в VII-VI вв. до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. - Ц - ЦЕННОСТЬ - 1. Понятие, которое характеризует «предельные», безусловные основания человеческого бытия. 2. Значение определенных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом. - Э - ЭВДЕМОНИЗМ (греч. eudemonia – счастье, блаженство) – этическая система, в основе которой лежит представление, что счастье является высшей ценностью, определяющей все поступки человека, цель его жизни. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (лат. existentia - существование), «философия существования» - философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий. ЭМПИРИЗМ (лат. empeiria - опыт) – гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (греч. episteme – знание) – раздел знания, в котором исследуются структура, формы, закономерности функционирования и эволюции знания. ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos – последний, logos - учение) – учение о конце мира и завершении человеческого существования. ЭТИКА (греч. ethos – место общего пребыванию, нравы определенного сообщества) – теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой является происхождение, сущность, функции морали, структура морального сознания и поведения, связь морали с другими формами знания и деятельности. ^ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Так как все указанные темы студенты проходят на лекциях и семинарских занятиях, то целью данного вида работы является: углубление полученных на лекциях и семинарах знаний и их систематизация. После изучения темы на лекции и семинаре, внимательно прочтите конспекты и выполните указанные ниже задания. Учебная литература указана в разделе «список основной литературы» для подготовки к семинарским занятиям и в учебно-методическом обеспечении курса. Допускается использование учебной и научной литературы, а также материалов сети Интернет. порядок выполнения самостоятельной работы – после каждой изученной темы. Контроль осуществляется каждое пятое семинарское занятие. |
![]() | Духовный мир человека и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское | ![]() | Семинар № Управленческое решение: сущность, требования, этапы, методы (4 часа) |
![]() | Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения мгуп | ![]() | Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения |
![]() | Особенности культуры древневосточных обществ. Архаическая мифология и религиозное сознание первых цивилизаций | ![]() | «Нанотехнологии в электронике». Читается он в 9-ом (осеннем) семестре, т е для студентов 5-го курса. Учебным планом предусмотрены... |
![]() | Место и роль теории государства и права в системе профессионального юридического образования. Ее значение для формирования политической... | ![]() | Если на изучение темы отведено, скажем, 8 часов, то целесообразно провести три следующих занятия: подготовка к действиям в засаде... |
![]() | Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия».... | ![]() | Планы семинарских занятий предназначены для студентов очной формы обучения всех специальностей, изучающих дисциплину «Философия».... |