Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение




НазваниеВопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение
страница1/10
Дата публикации18.08.2013
Размер1.09 Mb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Философия > Вопросы к экзамену
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ (2010 /2011 уч. год)

  1. Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение.

  2. Происхождение философии, ее предмет и проблемное поле. Структура философского знания.

  3. Философия Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

  4. Философская мысль Древнего Китая. Основные философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

  5. Философия Античного мира, ее периодизация и основные проблемы.

  6. Истоки и идейные основы средневековой философии. Ее специфика и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм.

  7. Основные проблемы философии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную культуру человечества.

  8. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

  9. Философская мысль эпохи Просвещения. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо).

  10. Материализм французских просветителей (К.Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ламетри).

  11. Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей человека в философии И. Канта.

  12. Диалектическая философия Г.Гегеля.

  13. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  14. Основные характеристики классической и неклассической философии.

  15. Социально-экономические и идейные предпосылки философии марксизма. Социальная философия марксизма и ее эволюция в учениях западного марксизма и неомарксизма.

  16. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  17. Философия позитивизма, ее исторические формы.

  18. Философия постпозитивизма (К.Поппер, Т.Кун, И. Лакатос)

  19. Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма.

  20. Современная европейская религиозная философия (неотомизм, неопротестантизм).

  21. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.

  22. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме.

  23. Философия постмодернизма: основные идеи.

  24. Основные проблемы русской философии.

  25. Белорусская философская и общественно-политическая мысль XI – начало XXI вв.

  26. Метафизика и онтология как системы философского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия.

  27. Материя как философская категория. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

  28. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи и критерии их классификации.

  29. Пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки.

  30. Диалектика как система принципов, законов и категорий, ее исторические формы и альтернативы.

  31. Основные законы диалектики, их мировоззренческое и методологическое значение.

  32. Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия (единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма).

  33. Философские категории, выражающие основные типы детерминации (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность).

  34. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Проблема коэволюции природы и общества.

  35. Проблема антропогенеза в философии и науке. Биологическое и социальное в человеке.

  36. Проблема жизни и смерти в философии. Личностный выбор и смысл жизни.

  37. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных.

  38. Мышление и язык. Сознание и мозг. Перспектива создания искусственного интеллекта.

  39. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Индивидуальное и общественное сознание.

  40. Специфика познавательного отношения человека к миру. Типология познавательной деятельности. Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

  41. Теория познания: предмет и основные понятия.

  42. Место и роль практики в познании.

  43. Основные формы чувственного и рационального познания. роль воображения и интуиции в познавательных процессах.

  44. Понятие истины и ее критерии.

  45. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки.

  46. Специфика научного познания.

  47. Структура научного исследования.

  48. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного исследования.

  49. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

  50. Феномен научной революции.

  51. Структура научного сообщества и этические нормы науки.

  52. Основные программы исследования общества в современной философии.

  53. Понятие общества и социальной реальности. Общество как система.

  54. Материальное и духовное производство. Способ производства. Роль экономики в развитии современного общества.

  55. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.

  56. Философия политики. Политическая организация общества в исторической динамике.

  57. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Диалог культур в современном мире.

  58. Религия, мораль, искусство как формы духовного осмысления реальности.

  59. Техника и ее роль в истории цивилизации. Социальные последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

  60. Источники и движущие силы общественного развития. Эволюция, революция и реформа в общественной динамике.

  61. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы.

  62. Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.

  63. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

  64. Глобальные проблемы современности. Экологические императивы современной цивилизации.


Утверждены «22» июня 2010 г., пр. № 12

Литература

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд. – М.: Республика, 2004. – 623 с.

  2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для соц.-гуманит.-спец. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., исправ. и доп. – М.: Владос, 2004. – 416 с.

  3. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, 3-е изд. – М.: Гардарики, 2005. – 828 с.

  4. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. -- Мн.: БГЭУ, 2001, 2002. – 431 с.

  5. Философия: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2006, 2007, 2008. – 624 с.




1.Мировоззрение.

Мировоз-ие-совок-ть общих предметов о дей-ях,кот.отражают и раскрывают практ.и теорет.отн-е чела к миру.Вкл:жизненные позиции чела,убеждения,идеалы (истина,добро),принципы позн-я и дей-ти(оптимизм), ценно-стные ориентации.Бывает индивид.,общ.,групповое. 2уров-ня:чувственно-эмоциональн.и теоретич.1-ое-цельное осозн-е дей-ти в виде ощущений, восприятий,эмоций.2-ое-интелл. аспект мировоз-я(дей-ть через призму з-нов).Исторически 1-ой формой мировозр.зн-я явл.мифология.М.–представляет собой осмысление и представл.мира и чела в фантаст. образах и сюжетах.Осн.формы м.:сказки,легенды,вымыслы, слухи.В основе первобытной и антич.миф-и лежит олицет-вор.природы,т.е.уподобление ее челу,чел.способу существ-я. Объяснен.природы и общ.явлен.как рез-ат дей-я сверхес-теств.сил.Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн.опытно подтвержден.зн-я,к-ые заменяются вымыс-лами и предположениями.Миф-ство может носить и искус-ственный хар-р преднамеренно осущ.с тем, чтобы вместо реалн.имеющ.достов.инфы предлагать не соотв.действит. мнения и оценки.В недрах мифологии сформировалась религия.Р.–форма мировозр.,объясн. мир чела через связь со сверх естеств.существами,в этом сходство мифологии и религии.Отличие:мифология просто предлагает свою карти-ну мира,а религия предписывает верить ейосн.признак религии–вера в сверхестеств.Сущ. разл.организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии.1ые ф-фы стремились отказ.от признания сверхъестеств.сил,и объясн.мир исходя из него сомого,но в усл-ях отсутств.возм-ти опытным или эксперемент.путем проверить те или др. предположения,господствующим методом-являлись логика и здравый смысл.Господств.предметом и одновр. Инструме-нтом позн-я и анализа являлись понятия,в к-ых фиксировалась и называлась соответств.вещь.Поэтому ф. была гл.формой понятийного теоретического мышления.

^ По хар-ру формирования и способу функционирования разл. 2уровня:1.жизненно практический или уровень обыденного созн-я.2.теоритический.+1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте,складывается стихийно, назыв.жизненной ф-ей.1-й ур.крайне не однороден,т.к.не однородны его носители.На формиров.этого уровня оказ. влияние нац.и религ.традиции,уровни образов.,интелект. и дух.культуры,хар-р проф.деятельн. и др.Этот ур.вкл.:навы-ки,обычаи и традиции передов.из поколен.в поколен.и по-знанный опыт каждого конкретного индивида. не отлич. глубок.продум.,обоснов.эти недостатки преодо-лев.на 2-ом ур.теор. 2:К этому уровню относ. и ф-я.Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания,так и способа достижения обобщен.зн-й,норм,ценностей и идеалов опре-дел.цели,ср-ва и хар-р дея-сти людей.Ф-я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен.предметом теоретич.ана-лиза.Соотн-е этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае: 1-ому уровню соответствует мифология и религия; 2-ому-ф-я.//Осн.фил. проблемы:1.онтология(теория позн-я).2.гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология (соц.проблемы).5.этика(учение о морали).6.эстетика(учение о прекрасном).7.антропология(учение о челе). 8.аксиология (уч.о ценностях).9.диалектика(уч.о дей-сти).10. метафизика (уч.о смысле жизни).Чел всегда задумывался над тем каково его место в мире,зачем он живет,чем,смысл его жизни, почему сущ-ет жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общ.группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих ??.Сумма всех таких решений и ответов образуют М.,к-ая вырыжается поср-вом категорий.Оно играет особую,очень важную роль во всей дея-сти людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей от греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят ?? М.Одной из осн.ф-ий Ф.является обоснование оправдание и анализ М.Ф.-теоритическое ядро М.

^ 2. 1.происхождение ф-и, круг ее проблем и функции в системе культуры.Термин ф-я возник в др.Греции–на рус.«любовь к мудрости».Философами наз-ли людей, стремящихся к позн-ю как к самостоят. цен. чел.позн-я.

Развитие античн.ф-ии было прервано в результате крушен.рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой богословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику. Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит распад прежней проблематики:позн-я природы,чела,самого процесса позн-я.С этого времени ф-ия приобретает статус науки.Антич.физика становится натурф-ей.Позн-е природных явлений все больше заним-ся сбором фактического материала,его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс фор-мирования наук и выделения их из ф-фии.Сформир. науки занимаются изучением конкретного материала,а ф-ия перестав быть«наукой наук»стала заним.Мировозренчис-кими ??. В зависимости от того,какую роль ф-я выполняла или выполняет в общ-ве,относительно элементов дух. культуры общ-ва,выделяют след.функции:1.лог-ая (содер-жан.ее является анализ понят.,сужден., те-орий с точки зрения их соответствия з-нам логики);2.методолог-ая (закл-ся в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов позн-я предмета);3.эвристическая(теории обознач.обл.исследов. закономерности науч.и техн. творчества)(проявляется в возможности получен.новых зн-й,новых рез-ов исследований в ходе фил.анализа проблемы и путей ее решения).4.мировоззренческая(гл.функция ф-ии т.к.она совпадает с ее осн.содержанием, закл-ся в формировании, систематиз.обоснован., мировозр.знания,в возможности через философ. формировать мировоззрение людей).5. критическая(ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)..О.?.фс. имеет две стороны:1.что первично, что вторично,2.познаваемый ли мир.

^ 4.Особенности философской мысли Древнего Китая: этапы становления, проблемное поле, основные категории.

Первый этап (XII – VIII вв. до н.э.) – зарождение философских воззрений (предфилософия), который характеризуется тесной связью с мифологией. В эту эпоху сложился знаменитый культ предков и поклонение Небу.

Литературно-историческими памятниками, в которых отразился этап древнекитайской предфилософии является «Пятикнижие».

К этим книгам относятся: «Ши цзин» (Книга песен), «Шу цзин» (Книга истории), «Ли цзи» (книга обрядов), «Чунь цю» (летопись), «И цзин» (книга перемен). Комментарии к Книге перемен «И цзин», положили начало философии в Древнем Китае.

Мифологическая модель мира базировалась на следующих двух идеях:

идея единства человека и мира – связь природных, социальных и нравственных явлений. Небо – судьба, первооснова, первопричина всего существующего. Возник и термин Поднебесная, ставший синонимом страны.

идея перемен, учение о действии противоположных сил – «ян» и «инь» (света и тьмы, напряжения и податливости, мужского и женского); Каждая вещь содержит в себе начала «инь» и «ян».

На VI – III вв. до н.э. приходится расцвет философской мысли. Этот период называют «золотым веком» китайской философии, этапом «соперничества ста школ». Выделяются шесть основных школ древнекитайской философии: конфуцианство (школа служилых людей), даосизм (школа сторонников учения о «Дао» и «дэ»), моизм, легизм (школа законников, фа-цзя), натурфилософская школа «инь-ян» и школа имен.

Конфуцианство (Кун Фу-цзы (Конфуций) жил в 551 – 479 гг. до н.э. Главное сочинение Конфуция «Лунь-юй» («Беседы и наставления).

В центре социальной утопии, созданной Конфуцием, стоит цзюнь-цзы — «благородный муж», идеализированный облик правителя.

1. Обязательное качество — жэнь — гуманность. Слово жэнь переводится еще и как «человечность», «милосердие», «доброта».

2. Обязательным качеством цзюнь-цзы является следование долгу. Долг — это нормы отношений между пятью парами социальных ролей: отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, старшего и младшего, государя и подданного.

3. Сяо — «сыновняя почтительность, благочестие и почитание старшего брата».

4. Ли —«правила», «ритуал». Ли включали в себя в широком смысле правила поведения на все случаи жизни.

5. Чжи — «разумность».

«Благородному мужу» Конфуций противопоставляет «низкого человека».

Даосизм

Основатель этой школы — Лао-цзы. «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма.

Дао — «Путь». В даосизме Дао — это всеобщий Закон Природы, Начало и Конец Творения. Дао — это все и ничто. Никто не создал Дао, но все возвращается к нему и все происходит от него.

К ведущей даосской концепции относится также и концепция У вэй — Недеяния. У вэй — это отсутствие произвольной целеполагающей деятельности, не согласной с естественным миропорядком, основанной на спонтанности, беспредпосылочности Дао. На принципе Недеяния в даосской философии основывается совершенное правление.

Легизм

Главным оппонентом конфуцианцев по вопросу о методах и формах государст­венного управления была школа фацзя, или легисты-законники.

Легисты высказались за приоритет закона.

Отправной точкой размышлений легистов было уверенность в изначально злой природе человека. Человек изначально стремится не к общему благу, а к личному. В человеке преобладает эгоизм, а так как общество состоит из многих людей, то, следовательно, неизбежны столкновения разных эгоистический интересов. В такой ситуации единственной гармонизирующей и регулирующей силой могут выступать законы (фа) и указы императора (мин).

Легизм - это философское обоснование сильной государственной власти, опирающейся, с одной стороны, на закон и насилие, с другой стороны, на армию, чиновничество и земельную аристократию.

Специфика философии Древнего Китая:

Философия в Китае играла исключительную роль, ибо именно она определяла специфику и систему ценностей китайской культуры и цивилизации, менталитет китайской нации.

Духовные устремления китайских мыслителей направлены к практической жизни, государству и семье, к социальным явлениям.

Философские знания в Древнем Китае неразрывно связаны с этикой и политикой.

К особенностям древнекитайской философии следует отнести специфику иероглифического письма. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, метафоричность языка.

Традиционализм, следование традициям – характерная черта китайской философии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconЭкзаменационные вопросы по философии интегрированного модуля «Философия»
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconВопросы к экзамену по Философии Предмет философии. Основные исторические...
Философия и мировоззрение. Мировоззрение, его структура и функции в сознании человека

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconВопросы к экзамену по философии
Философие и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Мировоззренческие основы идеологии белорусского...

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconЭкзаменационные вопросы по философии Мировоззрение, его структура...
Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение icon1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, самого себя и свое место в мире, определяющая жизненную позицию

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения:...

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение icon1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (мифологическое, религиозное, философское)

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение icon1. Понятие мировоззрения, его структура. Основные исторические типы...
В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет...

Вопросы к экзамену по философии (2010 /2011 уч год) Понятие мировоззрения, его структура и типы. Философия и мировоззрение iconТема Кол-во часов
Философия как мировоззрение. Структура и основные исторические типы мировоззрения, их единство и различие

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов