Социология как наука об обществе




НазваниеСоциология как наука об обществе
страница1/11
Дата публикации30.12.2013
Размер1.34 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

  1. Социология как наука об обществе.

социология - это наука о законах и закономерностях развития общества как социальной системы, о функционировании этой системы через такие ее составные элементы, как личности, социальные общности, институты.

Основы социологии заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - слово, знание, учение) впервые был употреблен французским философом и социологом Контом и буквально означает «наука об обществе».

Впоследствии развитие и оформление предмета социологии шло через появление все новых социологических концепций, каждая из которых разрабатывала свой аспект социальных отношений. Зачастую эти теории по своим теоретико-методологическим установкам противоречили друг другу, однако говорить о формировании социологии как науки можно только учитывая всю совокупность этих конкурирующих между собой теорий.

Стремление понять и осмыслить общество, выразить свое отношение к нему было свойственно человечеству на всех этапах его развития. В прошлом каждый крупный мыслитель пытался сделать это в рамках своей философской системы. Однако как самостоятельная наука социология начала формироваться сравнительно недавно.


  1. ^ Предмет и объект социологии.


Единого, строго установленного определения социологии и ее предмета не существует. Однако при всем многообразии взглядов на специфику социологического подхода все же можно утверждать, что социология рассматривает общество сквозь призму интересов людей как общественных существ и стремится обнаружить, смысл, контекст, порожденный общественной природой существования человека.

Объект социологического познания - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического познания выступает как социальная система, как общество в целом и иначе выступать не может.

Для социологии нет специально отведенной области, она не изучает какие-либо специфические, присущие конкретной сфере общественной жизни явления. Для социологического познания характерно стремление постичь природу социальных связей между людьми, по поводу чего они бы ни возникали, законов взаимного приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях социальной жизни, возникающих как спонтанно, так и преднамеренно.

Социальные связи с точки зрения социологии – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное – это сфера отношений между более или менее широкими общностями людей и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. Таким образом, носителями социального выступают личности, социальные группы, общности, организации, структуры, а предметом социологии является изучение закономерностей проявления социального во всех сферах общества.


  1. ^ Структура социологии.


Современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность. При этом структура социологического знания представляет собой не просто совокупность информации об общественных явлениях и процессах, а определенным образом упорядоченную систему знаний об обществе как развивающейся социальной системе.

В зависимости от уровня получаемого знания социология делится на теоретическую и эмпирическую. В то время как теоретическое социологическое исследование направлено на обобщение и анализ накопленного знания об обществе, в центре эмпирического исследования находится само накопление, сбор фактического материала о социальных явлениях и процессах и его первичная обработка. Кроме этого, существует деление социологии на фундаментальную и прикладную в зависимости от того, решает ли она собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель – построение теории, то оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии. Если цель - выработка практической ориентации, то оно относится к прикладной социологии.

Разделение социологии на теоретический и эмпирический уровни знания отразилось в ее разделении на макросоциологические и микросоциологические теории. И та и другая группы теорий пытается дать целостное описание и объяснение общественной жизни, но делают это с принципиально разных позиций.

Макросоциологические теории исходят из того, что лишь поняв общество в целом, можно понять личность. Макроуровень выступает в этих теориях как решающий и определяющий. Они изучают крупномасштабные социальные явления (нации, государства, социальные институты и организации, социальные группы и др.). В современной западной социологии к макросоциологии относятся такие теоретические концепции, как структурный функционализм, неоэволюционизм, неомарксизм, структурализм, теория конфликта и др.

Микросоциологические теории (символический интеракционизм, этнометодология, теория обмена, анализ социальных сетей и др.) сосредоточены непосредственно на сфере социального взаимодействия (межличностных отношениях и процессах социальной коммуникации в группах, в сфере социального поведения и эгомотивации и т.д.).

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют социологические теории среднего уровня или специальные социологические теории. Теории «среднего уровня», идею которых предложил в 1947 году американский социолог Р. Мертон, аккумулируют эмпирические данные и играют роль посредников в структуре социологии. Они направлены на теоретическое осмысление той или иной социальной подсистемы. К теориям среднего уровня относятся, например, социология политики, экономики, организаций и управления, труда, экологии, досуга, молодежи, семьи, образования и т.д.


  1. ^ Функции социологии.


Место социологии в системе научного знания определяется ее функциями. Одной из важнейших функций социологии, как и любой науки, является познавательная. Она на всех уровнях обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о социальной жизни и закономерностях ее развития, теоретическое осмысление происходящих в обществе явлений и процессов, их потенциальных тенденций.

Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии, состоящая в том, чтобы разработать практические рекомендации по управлению обществом на основе теоретического и эмпирического анализа социальных процессов и явлений. В рамках этой функции проявляется ряд ее других функций, как, например, функция социального контроля, прогностическая функция, функция социального планирования.

Социология, несмотря на стремление ученых-социологов к объективности в изучении общества, выполняла и продолжает выполнять идеологическую функцию. Как уже отмечалось выше, социальная сфера – это сфера жизнедеятельности различных социальных групп, имеющих различные не только социальные, но и политические интересы, а значит, результаты исследований могут быть использованы соответствующими социальными группами и их представителями для реализации собственных целей. Кроме того, социолог сам является носителем интересов определенных социальных групп, что также не может не накладывать отпечаток на ход и результаты исследования. Однако социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию общественных отношений. В этом смысле говорят о гуманистической функции социологии.



  1. ^ Социология О.Конта и Г.Спенсера.


Конт делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает существующие структуры общества (государство, религию, семью и т.д.) с точки зрения их общественных функций в как бы застывшем состоянии. В социальной динамике происходит изучение социальных изменений, определяются направления общественного прогресса. «Позитивистская» социология Конта делает упор в осмыслении путей развития общества не на радикальную революционность и низвержение существующих структур, а на их «позитивную» перестройку. Главную роль в осуществлении общественного прогресса играет, по Конту, духовное, умственное развитие человечества, возникающее на базе чувства солидарности и согласия между людьми, утвердить которое, преодолев отрицательные последствия действия закона разделения и кооперации труда, призвана социология.

Позитивистская социология получила дальнейшее развитие в трудах англичанина Герберта Спенсера (1820-1903), положившего в основу своего мировоззрения принцип эволюции природы и общества, функционирующего на базе законов биологии, и создавшего «органическую теорию общества». Спенсер уподоблял сословно-кастовое строение общества и присущие ему различные функции разделению функций между организмами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, нежели биологические клетки. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем инструментов регуляции.

Идея изменчивости и «плавного» эволюционизма в социологии Спенсера позволяла применить в ней естественно-научные методы, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию. Спенсер считал, что общество имеет два полюса эволюции - военный и промышленный тип устройства. Причем эволюция идет от первого типа ко второму. По мере того как закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся дифференциацией, основанной на личной свободе. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленного и одаренного.

Таким образом, Спенсер, как и Конт, считал, что новая наука - социология - должна противопоставить радикальным теориям революции теорию, позволяющую проводить изменения в обществе эволюционным путем, учитывая все общественные факторы и интересы всех социальных групп.


  1. ^ Учение О.Конта о трех стадиях развития общества.



О. Конт сформулировал закон трех стадий интеллекту­альной эволюции человечества. Он полагал, что «весь об­щественный механизм покоится, в конечном счете, на мне­ниях» (Арон Раймон. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993. — С.118.), идеях. Смена господствующих в обществе идей, по его мнению, обусловливает его переход от одних стадий к другим. Конт выделил три состояния человечества: теоло­гическое, метафизическое, позитивное. На первой стадии, считал он, все явления объяснялись на основе религиоз­ных представлений, на второй — сверхъестественные фак­торы в объяснении явлений действительности были заменены причинами, на третьей — появилась возможность по­зитивного, научного объяснения явлений в связи с возник­новением науки об обществе — социологии.


  1. ^ Социологические взгляды К.Маркса.


Крупнейшим социологом XIX века является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории.

Материалистическое понимание исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов составляют основу всякого общественного строя. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которого заключается в нем самом, а не находится вовне.

Согласно марксистской теории общества базисными в социальном развитии являются экономические отношения, которые определяются и регулируются отношениями собственности. При этом признается воздействие на ход истории и многих других факторов, таких как политические формы классовой борьбы и ее результаты: государственный строй, правовые, политические, философские теории, религиозные верования и т.д. Но главным образом развитие общества обусловлено способом производства материальных благ и, прежде всего, производительными силами, вместе с изменением которых меняется весь способ производства, его производственные отношения, а затем и вся надстройка.

Социологическая теория К.Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектико-историческим пониманием развития (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения конфликтов и движущая сила общественного развития и др.).

К. Маркс и Ф. Энгельс создали концепцию становления и развития основных общественных формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Социологический интерес представляет также и марксистское учение о классах и социальных группах современного им общества.

Среди различных школ социологии XX века чаще наибольший интерес представляют структурный функционализм, конфликтология и символический интеракционизм.

Так, социологи-функционалисты считают, что общество в целом и его отдельные части имеют тесную взаимосвязь, которая закрепляется их функциями. Иными словами, в обществе все теснейшим образом связано и увязано друг с другом.


  1. ^ Социология Э.Дюркгейма.


Согласно его убеждению в основе общества лежит некая «особая реальность», которая соединяет людей в нечто единое, устанавливает между ними солидарность особого рода и потому имеет свои общие и частные законы. Эти законы - предмет чисто социологического изучения, ибо раскрывают суть и характер всех общественных явлений и носят объективный характер, что и является высшим критерием научности.

Указанная особая социальная реальность (то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого) безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления отдельному человеку в виде общественных «ожиданий» требований принципов морали и т.д. Вот это соединение общего, «коллективного», вытекающего из закономерного, но связанного с индивидуальным (т.к. только деятельность отдельных людей может наполнять общее его содержанием), Дюркгейм назвал «социальным фактом». Социальный факт специфичен, он порожден объединенными действиями индивидов, но отличается от индивидуального сознания потому, что у него другое основание - коллективное сознание.

По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда, т.е. профессиональная специализация. Дюркгейм выделяет механическую солидарность, которая доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность, с его точки зрения, характерна для современных обществ и основана на разделении труда.

Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического учения Дюркгейма, предметом социологии, а сама социология, с его точки зрения, помогает проникнуть в эту «общую» реальность через обобщение частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Т.е. методы конкретных социологических исследований, статистические данные не просто рисуют картину некоторых процессов в обществе, но и поднимают исследователя на уровень новой реальности.


  1. ^ Социология М.Вебера и Г.Зиммеля.


Нетрадиционный, неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем (1858-1918) и М. Вебером (1864-1920). В основе этой методологии лежит представление о принципиальной противоположности законов природы и общества и, следовательно, признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного знания). Социология же, как пограничная наука, должна заимствовать у естествознания приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, а у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям. Г. Зиммель и М. Вебер в качестве предмета своей «понимающей социологии» отвергали такие понятия, как «общество», «народ», «коллективное». Они считали, что предметом социологии может быть только индивид и поэтому все общественные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, наш субъективный смысл, приобретающий всеобщий, обязательный характер, как раз и составляет суть социального. Другое название для этого понятия - рациональность, то есть соответствие социальных действий некоему образцу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. Социология становится, по Веберу, наукой об идеальных типах (то есть идеальных моделях, образцах), которые регулируют социальные действия людей. «Идеальные типы» не имеют эмпирических прообразов в самой реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее типическими. Т.е. идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве эталона для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. Социология призвана в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам (образцам).

Цель социологии, по Веберу, - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука. Структура социологического знания, его уровни
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт (1798-1857), основоположник...

Социология как наука об обществе iconСоциология как наука об обществе
Основы ее заложили в середине XIX века Огюст Конт и Герберт Спенсер. Термин «социология» (от латинского «societas» общество и греческого...

Социология как наука об обществе iconОбъект, предмет социология
Социология – это наука об обществе. Термин «социология» впервые появился в 1839 г. В названии 6-го тома «Курса позитивной философии»...

Социология как наука об обществе iconТемы рефератов Социология как наука об обществе. Социология П. А. Сорокина

Социология как наука об обществе iconПрограмма вступительных испытаний для поступающих в магистратуру...
Социология как наука: предмет; объекты; место среди других наук. Уровни и структура социологического знания. Социология как прикладная...

Социология как наука об обществе iconЛекция № Социология как наука Предмет, объект, функции и методы социологии...
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение»....

Социология как наука об обществе iconОбъект, предмет, структура и функции социологии. Место и роль социологии...
Термин «социология» происходит от 2 слов: лат общество и греч наука, наука об обществе, наука о закономерностях развития об-ва

Социология как наука об обществе iconСоциология наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский...
Социология – наука об обществе. Данный термин ввёл в науку французский учёный и философ Нового времени Огюст Конт, основоположник...

Социология как наука об обществе icon1. Социология как наука 1
Сегодня социология – это самостоятельная наука и учебная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования, свою структуру и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов