Экзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей
Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки (предисловие стр 3-11 ).
Предмет и основные проблемы философии науки. Сциентизм и антисциентизм, экстернализм и интернализм в анализе науки и ее места в культуре (1 лекция).
Донаучные типы познания. Особенности мифологического сознания. «Осевое время» культуры (К. Ясперс): истоки и становление науки (лекция 4).
Рациональность как мировоззренческая установка и ценность культуры. Основные культурно-исторические типы рациональности (лекция 5).
Становление теоретического знания в античности. Философия как первая форма теоретического мышления, основные особенности античной науки (лекция 6).
Наука и философия в Средние века. Соотношение веры и знания. Реализм и номинализм. Влияние христианства на образ современной науки (лекция 7).
Научная революция конца XVI–XVII вв. Основоположники новоевропейской науки: Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер, И. Ньютон. Формирование идеалов опытного и математизированного знания (лекция 8).
Философские основания науки Нового времени. Научные программы Ф. Бэкона и Р. Декарта. Проблема метода научного познания (лекция 8).
Трансцендентальный метод И. Канта и проблема обоснования научного познания. Антропологический поворот в анализе научного знания (лекция 9).
Особенности развития науки в России. Проблема самобытности российской науки. Русский космизм и концепция ноосферы В.И. Вернадского (лекция 9).
Проблемы философии и методологии науки в позитивизме и неопозитивизме. Дискуссии относительно роли опыта и статуса логико-математического знания (лекция 2).
Постпозитивизм и его особенности. Фаллибилизм К. Поппера, его концепции роста науки и мира научных знаний как «третьего мира» (лекция 3).
История науки как смена научных парадигм (Т. Кун) и как конкуренция научно-исследовательских программ (И. Лакатос). (лекция 3)
П. Фейерабенд о рациональных и внерациональных компонентах научного поиска. Концепция роста научного знания как «размножения теорий» (принцип пролиферации). Теоретико-методологический плюрализм («методологический анархизм») Фейерабенда (лекция 3).
Антропологический поворот в философии науки конца ХХ века. Знание как понимание (С. Тулмин). М. Полани о личностном характере научного знания (лекция 3).
Кризис классического идеала рациональности. Особенности постнеклассической науки. ХХI век в поисках нового культурно-исторического типа рациональности (лекция 15).
Наука как социо-культурный феномен. Место науки в традиционных и техногенных обществах (лекция 10).
Знание и сознание: роль языка, предметной деятельности и общения в их формировании и функционировании. Проблема идеального (лекция 10).
Субъект и объект познания. Проблема истины в науке. Классическая и неклассические концепции научной истины (лекция 14).
Наука как деятельность по получению нового знания. Проблема обоснования научного знания (лекция 14 - начало).
Научное и вненаучное знание, проблемы их взаимодействия и разграничения (демаркации). Философия науки о критериях научности (лекция 11).
Разновидности научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Антропная гипотеза в современном естествознании.
Научное знание как система. Научная картина мира. Структура научного знания и классификация наук (лекция 13 стр 200-203). Социокультурные функции науки ( лекция 13 стр 202).
Особенности эмпирического знания. Эксперимент, наблюдение, измерение в науке. Проблема теоретической нагруженности фактов науки (лекция 12).
Научная теория как форма упорядочения знаний. Структура научной теории, ее идеальные объекты и законы. Ядро, периферия, эмпирический базис (лекция 12).
Особенности языка науки. Предметное, операциональное и ценностное знание. Природа и способы получения абстракций. Математизация и формализация в научно-теоретическом познании (лекция 12).
Методология научного познания. Уровни методологии, основные общетеоретические методы современных научных исследований (лекция 14).
Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Институционализация науки в ХХ веке и проблемы государственного регулирования научной деятельностью (лекция 14).
Наука и техника, их соотношение на различных этапах истории познания (лекция 13).
Дискуссии о сущности техники, специфика технического знания и технических наук. Основные концепции перспектив научно-технического развития (лекция 13).
|