Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия




НазваниеФилософия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия
страница1/11
Дата публикации19.08.2013
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Вопр. 1: Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия.

Мировоззрение систематизирует представления человека о мире и самом себе. Это единство знаний, убеждений людей. 3 основных форм мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Мировоззрение — характеризует уровень знаний об окружающем мире.

Мировоззрение формируется на основе знаний о мире и обществе, накопленные человечеством в процессе исторического развития и личного опыта. Оно содержит в себе две нераздельные стороны — эмоциональную и интеллектуальную. Первая связана с чувственно-образным восприятием мира и выражается в мироощущении, мировосприятии, вторая представлена как миропонимание. Соотношение эмоциональной и интеллектуальной сторон определяется многими объективными и субъективными причинами: политическими, психологическими и другими.

Содержание сознания тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждения, полной уверенности человека в правоте своих идей. Процесс превращения взглядов в убеждения сопровождается все большей степенью доверия к их содержанию, смыслу. Развитая личность обладает определенным мировоззрением. Он уверен в своей правоте. Значительную роль в мировоззрении играют практические знания и сведения, основанные на здравом смысле, повседневном практическом опыте.

^ Виды мировоззрения

Мифологическое мировоззрение основано на мифах, которые не имеют конкретных авторов – их творцами является народ. Мифологизм присущ первобытному обществу: человек еще окончательно не выделился из природы, не существует осознанной границы между природным и социальным. Мифы помогали вписаться в окружающий мир, таящий в себе опасность непонятных событий и явлений. Миф воспринимался как высшая реальность, не подлежащая ни малейшему сомнению, как живое, телесное, реальное бытие. В мифе возможно все. Человек как бы покорял, подчинял себе окружающий мир, но не в реальности, а в сознании; используя воображение, фантазию, очеловечивал природу. Мифологическое мировоззрение – это форма организации образа жизни на ранних ступенях общественного развития.

На ранних ступенях развития истории возникло и религиозное мировоззрение. Как и мифология, религия также обращается к фантазии и чувствам. На самых ранних ступенях общественного развития религия и мифология составляли одно целое. Постепенно они стали отличаться друг от друга. Особенностью религии является наличие обрядовых действий, т.е. отношение со сверхъестественным существом – Богом.

Религия - форма мировоззрения, в кот. освое­ние мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний — «земной», воспринимаемый органами чувств, и по­тусторонний — «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование разновидностей сверхъестественных сил. Главной целью любого вероучения является поиск правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях, присущих потустороннему миру. Также как мифология религия призвана была помочь человеку преодолеть нечеловеческие условия существования, преодолеть житейские трудности.

Философия — теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Философия - специально разра­батываемое учение о мудрости. В отличие от мифологических и религиозных философская мысль избрала своим ориенти­ром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объ­яснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни.
Вопр. 2: Проблема происхождения философии. Мифогенная, гносеогенная, мифогносеогенная. Философия и миф.
Философия возникла как результат развития общественных отношений и необходимости их регулирования. Мироотношение, основанное на мифе, веровании, постепенно теряет свою функцию — быть единственным, универсальным регулятивом. Потребовалось качественно новое отношение к познанию и преобразованию мира — теоретическое, основанное на понятиях и логике, рациональном объяснении природных и социальных явлений и процессов. Человеку стало мало образов мира, возникла необходимость в теоретическом образе мира в целом. Всемирно-исторический переход человечества от мифологического к теоретическому мышлению определил содержание процесса возникновения, становления и развития философского знания, его основных функций и направлений.

Первые философские учения появились более 2,5 тысячелетий назад в исторических центрах мировых культур почти одновременно и независимо друг от друга. В эту эпоху жили и творили: Конфуций и Лао-Цзы в Китае, Будда в Индии, Заратустра в Иране, в Греции — Гомер, Парменид, Гераклит, Платон. Возникновение философии происходило на историческом фоне перехода от железа к бронзе, развития товарно-денежных отношений, распада родоплеменного строя и образования первых государств, отделения умственного труда от физического и появления людей профессионально занимающихся интеллектуальной деятельностью.

Появляется необходимость в философских и научных знаниях о мире, основой которых являются не мифологические образы и разнообразные верования, а понятия, логика, рациональное мышление. Возникает теоретическое отношение к миру. Познание начинает ориентироваться не на поиск того, кто породил мир, что характерно для мифологии, а на теоретическое выявление причин сущего. Философское мышление преобразует предметы, события окружающего мира в мысли-понятия. Посредством систем понятий воспроизводятся законы, причины развития мира в целом. Конечно, вначале философские взгляды еще тесно связаны с предшествующими мировоззренческими формами, но мифологические образы и сюжеты здесь играют скорее роль "вспомогательных средств".

Слово "философия" греческого происхождения и буквально означает "любовь к мудрости", "любомудрие". Первоначально философия объединяла все наличное знание — математику, астрономию, физику, медицину, активно использовала различные сведения из области мифологии, религии, искусства.

До философии была мудрость, были мудрецы. Греки заставляли рабов работать, им некогда было думать, а нерабы могли размышлять. Греки пытались решить проблемы сообща, аргументировать свою правоту. Аргументы пытались упорядочить. Появлялись философские школы, в которых учеников втягивали в беседы. 1-й греческий философ – Фалес.

Философия возникла в виде вопросов. Греки находили аргументы, выстраивали их в цепочки и получалась логика. С конца 19 в. логика развивается. Аристотель создал систему логики, придал ей вид (положения, аксиомы). В 20 в. логика математизировалась.

Мифогенная – произошла из мифов, гносеогенная – произошла из знания.

Миф – правдоподобное, кот. складывалось в результате устного творчества, каждый добавлял что-то новое.

Философия от мифа отличается не конкретностью понятия, а абстрактностью. В мифах есть имена, особенности людей, чудовищ. Мифогенная гипотеза поддерживается большинством философов.
Вопр. 3: Материализм и идеализм как философские направления. Идеализм: объективный и субъективный.
Важнейшее содержание этого вопроса заключается в том, что является первичным: дух или природа. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы.., — идеалисты. Те же, которые основным началом считали природу - материализма.

Объективные идеалисты считали, что сознание - дух. Субъективные идеалисты считали, что Я – первично, а все остальные свойства окружающего мира – производные от Я.

Идеалисты – Платон, Гегель – объективные; Беркли, Мах (физик) – субъективные.

Материалисты – Демокрит, Бекон.

У материалистов и идеалистов есть общность – они пытаются вывести все разнообразие мира из одного первоначала. Начало одно, поэтому они – монисты.
Вопр. 4: Диалектика и антидиалектика (метафизика).
Диалектика – учение с одной стороны о всеобщей связи и развитии. С другой – изменение и развитие. В основном это объективная диалектика. Все что отрицает объективную диалектику – метафизика или антидиалектика. Настоящая 1-я философия – метафизика. У греков была идея, что за изменением стоит что-то устойчивое, то, что сохраняется. Это учение назвали метафизикой. Труд Аристотеля тоже называли метафизикой.

Диалектики – Гераклит, Гегель. Метафизики – Парменид, Шеллинг.
Вопр. 5: Роль философии в жизни общества. Функции философии.
Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций. Наиболее важными из них являются: онтологическая, социальная, гносеологическая, аксиологическая, методологическая, мировоззренческая.

^ Онтологическая функция (гр. ontos — сущее) состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, "собранность", универсальность всего существующего, его первооснову. Философские учения по своему объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие.

^ Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности.

^ Гносеологическая функция (гр. gnosis — знание) связана с формированием мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума. Разработка различных теорий познания присуща философии с древнейших времен. "Майевтика" Сократа, "припоминание" Платона, "идолы" Ф.Бэкона и т.д. — это познавательные установки, составляющие ядро тех или иных гносеологических учений. Основная проблема заключается в исследовании способов и средств достижения истины.

^ Аксиологическая функция (гр. axios — ценный) философии осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы. В результате объекты действительности оцениваются с точки зрения добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и безобразного, приемлемого или неприемлемого, человеческого или нечеловеческого и т.д.

^ Методологическая функция философии связана с разработкой принципов и методов организации теоретической и практической деятельности. В современной науке выделяется три основных группы методов: философских, общенаучных, частнонаучных. Методология (гр. methodos — путь, исследование, прослеживание) — это наиболее общая философская теория метода, тесно связанная с теорией познания, диалектикой и формальной логикой. Философия в качестве методологии рассматривает совокупность наиболее общих операций, приемов, установок теоретического и практического освоения действительности.

^ Мировоззренческая функция философии является важнейшей по степени своего влияния на жизнь общества. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира в целом, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей. Более подробно об этом в следующей теме.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей

методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя может использовать их в своей области. Основные задачи или проблемы философии касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.
Вопр. 6: Философия и наука. Философия как наука и искусство.
^ Философия, также, как и наука, имеет теорию познания, методы и приемы исследования, систему понятий, категорий, доказательств. В этом отношении она является видом научного знания, наукой.

Различие философского и научного познания определяется так: они "смотрят" на мир с помощью разных систем координат. Для философских учений характерно рассмотрение мира в тесном единстве с человеком, его потребностями, интересами, идеалами, возможностями. Наука же опирается на естественнонаучные абстракции откуда в целях выявления необходимого содержания, определяется все личное, субъективное, "человеческое".

Философия в противоположность специальным наукам не только не обособляется от человека, но вопрос о сущности "истинно человеческого" является одним из основополагающих центров философской мысли. Познавательная задача, присущая науке, для философии не является целью, а служит средством для реализации фундаментального проекта – познания и преобразования мира сущего в то, чем он должен быть в соответствии с потребностями и запросами универсального человека, основанных на всеобщих принципах Истины, Добра и Красоты.

Философия несводима к научному знанию - многие ее проблемы недоступны научным методам исследования. К ним, например, можно отнести проблемы нравственности, смысла жизни, духовной сферы и другие. Понятия и категории философских теорий не выводятся только лишь дедуктивным методом и также не являются результатом опытных обобщений.

^ Философия и искусство воздействуют на окружающий мир через деятельность человека, оказывая на нее влияние через чувства и разум.

Родственность искусства в философии проявляется в виде того, что философские труды иногда приобретают форму художественного произведения, как, например, у Парменида, Платона, а великие писатели и поэты, среди них А.С.Пушкин, У.Шекспир, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, были выдающимися мыслителями.
Вопр. 7: Запад и Восток: особенности миропонимания.
По восточной, философия возникла на Востоке. По западной – на Западе. Центры философии в: древней Индии, Китае, Греции.

Различия между учениями. Философия востока склонна чтобы быть изложенной в стиле ближе к мифу, полна метафор. Древневосточные деспотии были устроены так, что в них властвовал тиран. Его слово воспринималось как закон. А для западного человека закон был записан в библии. Властелин издает указание, которые выполняли без базара.

Отличия: наличие аргументаций, обоснованных действий, доказательств (в Западной). Восточный человек был более способен к математике. Греки нам завещали аргументированные рассуждения, они много наблюдали.

У греков особенность – ученики стремятся обойти учителя, а на востоке – только поравняться с ним.
Вопр. 8: Философия и жизненный мир человека. Практическая философия. Уровень «Я».
Вопр. 9: Философия и обыденное сознание. Модальные уровни рассмотрения в философии.
Вопр. 10: Объективный и субъективный идеализм. Агностицизм, его разновидности. Гилозоизм.
Объективные идеалисты считали, что сознание - дух. Субъективные идеалисты считали, что Я – первично, а все остальные свойства окружающего мира – производные от Я. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа.

Субъективный идеализм берет за основу существующего ощущение, представление, сознание отдельного индивида, субъекта, отрицая, что за ощущениями находятся реальные, независимые от человека предметы, которые действуют на наши органы чувств и вызывают в нас определенные ощущения.

Агностицизм подвергает отрицанию (или сомнению) познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма 18 века являются Д.Юм и И.Кант. Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. В силу этого такие понятия, как “причина”, “материя” и другие не имеют объективного содержания, а являются продуктами наших впечатлений, привычек и т.д.

Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений, одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира.

Агностические концепции возникают в философии как отражение противоречивого характера процессов, протекающих в материальной и духовной реальности.

Агностицизм делится на кантианство и юмизм.

ГИЛОЗОИЗМ - от греч. "материя" и " жизнь". Термин, веденный Кедвортом в 1678г. для обозначения концепций, отрицающих границу между "живым" и "неживым".
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1 Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)
Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия, философия)

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconКонтрольные вопросы по курсу философии для студентов звф исторические...
Гуманизм философии Возрождения. Натурфилософский пантеизм как этап преодоления теоцентризма

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1. философия, ее предмет и место в культуре человечества мировоззрение...
Изучение философии способствует расширению объема знаний студентов в результате знакомства с историческими и новейшими философскими...

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconКраткое содержание основных разделов : Тема Философия как первая форма теоретического знания
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconФилософия, мировоззрение, культура. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1. Философия и мировоззрение. Структура и исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов человека на мир, самого себя и свое место в мире, определяющая жизненную позицию

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия icon1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения
Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее...

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconТема Кол-во часов
Философия как мировоззрение. Структура и основные исторические типы мировоззрения, их единство и различие

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconЭкзаменационные вопросы по философии интегрированного модуля «Философия»
Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения

Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия iconПравительство Российской Федерации фгбоу впо «Санкт-Петербургский...
Понятие мировоззрения. Мифология, религия и философия как основные исторические типы мировоззрения и их характерные особенности....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов