1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины




Название1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины
страница1/8
Дата публикации04.02.2014
Размер0.93 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины.

Условия, при которых возникает наука и философия позволяют сформировать полноценный уровень рефлексии 2 порядка (1 уровень рефлексии – уровень земной реальной жизни;2 уровень – абстрактный уровень, относительно которого строятся суждения и доказательства).

Знания, которыми обладал Восток имели несколько параметров:

  1. Знание носит практический характер(строительство, вычисление площадей неправильной формы, медицина). Практический характер знания приводит к тому, что точного доказательства не нужно.

  2. Рецептурный характер знания (важен рецепт-алгоритм достижения конечного результата)

(Папирус Ринда – 84 математических задачи с решениями 1650 год до н.э.)

Знание носит эмпирический характер, за ним не стоит теорий мира. Отсутствие критицизма и потребности в чётком доказательстве приводит к тому, что знания эти парадигмизируются и не носят критической рефлексии.

Преднаучные знания Востока имеют сакрально (полумистический)- кастовый характер, носители – посвящённые люди. Такие знания ориентированы на сколь угодно долгую трансляцию без изменения.

Знания, которые начинают формироваться в античном типе культуры (западное знание) не обладает сакральностью, обладая демократичностью – интерсубъективностью (логическим способом познания, доступность каждому человеку), в большей степени не являются практическими. Греческая наука – наука созерцательная. Античный мудрец – свободный человек полиса, обеспеченный деньгами, может себе позволить ездить в разные страны. (Фалес: “С помощью моих теоретических знаний я могу решить ваши задачи, а вы мои – нет”.)

Из этого корня растёт и наука и философия. Гераклид: “Тайная гармония лучше явной”; ”Не мне, но Логосу внимая…”. Закон рационального постижения, принцип, который открывается мудрым, любящим мудрость – философам. Характерные особенности античной философии (западной): созерцательность (способность к внутренней критике), самодостаточность, практическая незаинтересованность, системность, доказательность, непротиворечивость.

Агон – соревнование (все виды соревнований, состязаний, конкуренции). Соревнование в сфере рассуждения – победит тот, кто предоставит доказательства. Появляется много греческих школ науки. Пространство свободы – интеллектуально благоприятная среда для развития.

Античное знание приобретает структуру.( По лекциям)

(Из Википедии)

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.

^ Выделяют следующие периоды:

  1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;

  2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;

  3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;

  4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;

  5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;

  6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.


2. Три исследовательские программы античности: пифагорейско-платоновская, аристотелевская и атомистическая. Представители, идеи, сравнительный анализ.

1. Пифагорейско-Платоновская.

Построение идеальных конструкций не физического рода. Числа, пропорции, правильные многоугольники, сферические тела, связанных с представлениями идеальных сущностей.

Пифагор. Предмет научной программы – математические идеализации и бесплотные сущности вещей. Математика не единственный предмет, а лишь цель для стратегического решения религиозных задач. Очистить душу можно только наукой, математика – средство спасения.

Модель, в основе которой лежит число, как основа всего, видимого и невидимого. То, что не имеет числового значения не существует. Пифагов: «числу всё подобно». Сущность вещи есть число (или пропорция). Бог – число чисел, математизация Бога. Мир – космос, гармонично упорядоченный, где можно наблюдать числа. Космология – музыка, базировались на числах. Всё определяется законом музыкальной гармонии. У пифагорейцев числа в значительной степени вещественные. В этой модели математика первична по отношению к физике.

Основная проблема – проблема движения. Пифагор занимает среднее место между людьми и богами. Всё, что ученики делают после его смерти – тоже он.

Платон. Человек чистый, рациональный. Числа для него – только одни из жителей мира идей. Жизнь (2 уровня): мир вещей, мир идей. Вещь – воплощение идеи в материи. Идея + материя = вещь (что делает лошадь лошадью – причастность к лошадности). Идея – нематериальная сущность, находящаяся за пределами самой вещи (гибель вещи не приносит ущерба идеи вещи).

Ранги идей: идея блага (в качестве предела к которому стремится наше мышление). Идея добра, идея справедливости, красоты, моральных ценностей, материальных объектов, физических вещей не созданных человеком.

Статусы и функции идеи:

  1. Идеальная мысль в голове учителя

  2. Парадигма всех вещей данного рода (идея парадигмальна по отношению к частным вещам)

  3. Предельное напряжение качества

  4. Та форма, образ, который может быть усмотрен, идея постигается целиком.

  5. Идея - цель познания (наши познания не изобретения, а воспоминания)

  6. Сущность по отношению к явлению (идея – генетический источник появления вещей данного класса)

  7. Идея, как достойный и вечный предмет познания.

  8. С помощью познания идей человек может возвысить себя до бессмертия

  9. Мотив взаимного отражения космоса, государства и человека, человеком мира и миром человека и государства. Принципы – гармония и справедливость.




    1. ^ Атомистическая парадигма.

Демокрит (здравый смысл и наблюдения), Лефкипп (учитель Демокрита).Идея атома. Атомы недилимы никакими физическими средствами. Приходится ввести понятия бесконечного пространства и пустоты (физическое представление 0 = ничто). Если не вводитьь пустоту, невозможно объяснить движение – исчезновение объектов. Свойство макрообъектов зависит от родов атомов, количества, взаиморасположения и поворота. Все макросвойства могут быть редуцированы (нет ни холодного, ни горячего, ни сладкого, ни солёного. Есть лишь атомы и пустота, чтобы использовать только объективное представление). Понятие материальной души, отсутствие жизни после смерти.

Епикур. Бессмысленен страх перед смертью и гневом Бога. Смысл жизни человека – эфтюмия – спокойное, равновесное положение человека в жизни. Миры возникают в результате турбулентного движения атомов. Все процессы объясняются, как механические процессы сцепления и расцепления атомов (редукционизм - разложение сложных вещей до самых простых, материализм – атомы физичны, тотальный детерминизм). Но! Епикур: «атомы, падая в пустоте, могут отклоняться спонтанно, и это воздействует на макрообъекты» - отклонение от тотального детерминизма.


    1. Аристотелевская.

Аристотель.

  1. Нет недостойных предметов для изучения. Нет запретных тем.

  2. После Аристотеля наука перестаёт быть монологичной – однонаправленной. А (причина) -> B (событие) -> (цель) C. Каждое событие имеет связь с последующим и предшествующим.

Понятие цели – объективная телеология.

Одно переходит в другое, т.к. есть некая сила, программа, почему так происходит. Энтелехия – энергия, программа, которая заставляет перейти объект из одной формы в другую. Всюду, где есть движение, есть и энтелехия. Физика должна изучать движение. Аристотель поднимает и изучает проблемы движения, о которых раньше всегда умалчивалось.

«Работа о категориях». Первая категория. Сущность – то, на что навешиваются определения – предикаты (количество, качество, отношение, место, время, состояние, обладание, действие, страдание). Сущность, согласно Аристотелю, должна быть связана с существованием (впереди всегда цель, а позади - причина). То, что уходит за пределы общей причины и цели – это метафизика и дело философа, а всё остальное – дело ученого. Для Аристотеля нет понятия самодвижения (то, что движет всё, само должно быть неподвижным). Цель всех целей – конечная цель тоже должна быть неподвижной (совпадает причина и цель, и это не может быть вещью, скорее всего это будет мысль и, может быть, авторизация Бога).

Мир должен иметь конец. Движение: всё хочет занять своё место, всё движется.

Такая система объясняли всё и становится лидирующей на много веков.

^ 3. «Слово создает и разрушает миры». Положительное и негативное влияние философии софистов на развитие науки.

Софисты (“плохие мальчики философии”). Представители: Протогор (земляк Демокрита; 490-420 год до н.э.), Горгий (прожил 100 лет, не имел семьи и не платил налоги).

Протогор. Сочинение истины, сочинение о богах ( о богах я не знаю ни того, что они есть, ни того, что их нет). Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют. Ему противоречили, например, Аристотель:”Тогда свинья тоже мера всех вещей”. Но Протогор отвечал, что только человек – мера всех вещей, причём человек, который понял, что он это может.

Софисты создают рефлексию, которая выходит из привычки, из здравого смысла.

Горгий. Сочинение о природе или о несуществующем. Защищает 3 главных тезиса. Один из них. - Ничего не существует. Если и существует, то оно непостижимо, а если и постижимо, то оно не сообщаемо. Таким образом переходим на другой уровень познания мира и постижения его.

Ключевой момент философии софистов – сила текста, слова; всё, что мы знаем, мы знаем в основном не из опыта, а из текста; текст является конечной реальностью; слово создаёт и разрушает миры.

Приехав в Афины, Горгий 2 дня читает лекции о том, что только Елена виновата в Троянской войне, все люди расходятся, полностью соглашаясь с Горгием. На следующий день он опять читает людям на площади лекцию, интерпретируя и аргументируя всё так, что Елена не виновата, и люди опять соглашаются уже с этой точкой зрения. Таким образом показывает, что силу имеет только текст и только слова; конечный текст, определённым образом проинтерпретированный является мерой объективной реальности. Вне текста мы мир не познаём. Ничто не может быть принято на веру без доказательств, всё должно быть подвергнуто критической, язвической рефлексии (аналог европейского просвещения, но в античное время). (Из лекций)

(Из википедии)

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.

Диоген Лаэртский

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.
Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом.

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.
К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.
Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.

^ 4.Скептицизм: представители, этапы развития, тропы против чувственного и рационального познания.

Скептицизм – обращение не к содержанию, а к способу познания.

1 этап. Перрон из Элиды (4 в. до н.э.), ранняя форма скептицизма – перронизм. Ничто ни есть одно более, чем другое. Необходимо воздерживаться от суждений и в том числе воздерживаться от суждения, что иы должны воздерживаться от суждения.

2 этап. В лице представителя Платоновской академии – Аркисилая Кирнеллада и затем во времена Римской империи, после смерти Александра Македонского. В Египте Птолимей I основывает научную школу – Мусейон, происходит систематизация знаний по широкому спектру наук, в том числе и прикладные знания (Архимед – механика).

Всё, что мы знаем о мире строится на основании контакта с этим миром (глазами, ушами, руками). Чья картина мира более адекватна самому миру (человека, черепахи, орла)? У нас нет привилегированной позиции. Различие в восприятии мира разными существами. Если имеем дело только с людьми, то также все люди по- разному воспринимают мир.

Причины (десять принципов (тропов) скептицизма) выдвигает Энесидем:

  1. Различия в органах чувств и результатах восприятия (почему глазом, например, мы правильно воспринимаем мир, а рукой не правильно и наоборот)

  2. Зависимость восприятия от состояния (сон, бодрствование, болезнь, здравие, сумасшествие)

  3. Воспитание, образование, предубеждения (хорошая герменевтическая завязка)

  4. Всё соединено и взаимодействует (очень трудно выделить сегмент, который мы будем анализировать, нельзя что-то познать, выделив это)

  5. Восприятие зависит от расстояния, положения, места

  6. Изменение характеристик в зависимости от изменения количественных пропорций(что-то может быть лекарством, а в большом количестве – ядом)

  7. Редкость или привычность события (“эффект замыленного взгляда”)

  8. Соотносительность и относительность любого знания

Вне мышления нам не дан ни один объект внешнего мира. Таким образом, мы не имеем дело с миром как он есть сам по себе, мы всё изучаем в свете предыдущих 8 пунктов.

Ключевые моменты:

  1. У нас нет истины, так как всё спорно

  2. Всё связано

  3. Когда мы рассуждаем, мы ищем причину, но не знаем первопричину

  4. Мы предполагаем доказанным то, что нам ещё предстоит доказать

  5. Или мы идём по кругу (трилемма Мюнхгаузена: идём по кругу в обосновании, бесконечность или бросаем обоснование на точке “всеобщего согласия”- “это и так всем понятно”)

Наука не даёт нам истину о мире (вечный процесс смены одной недостоверности другой).(Из лекций)

(из википедии)

Скептици́зм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки раздел...
Постмодернистская философия науки. Работа Ж. Лиотара «Состояние постмодерна». (4)

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconАбдина а. К. Ни д. В. Учебно-методический комплекс дисциплины философия
«Философия» входят общие закономерности развития философии, ее генезис и история; структура, уровни и методология философского знания;...

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconОбщие проблемы философии науки
Сущность и соотношение интернализма и экстернализма как теоретических моделей развития науки

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconЭкзаменационные вопросы по философии
Возникновение философии. Философия и мифология. Философии и мировоззрение. Специфика философского знания

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины icon1. 1 Предмет и характерные черты философии науки Философия науки
Философия науки  это раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconВопросы к экзамену по философии (одо)
Всеобщее как предмет философии. Плюрализм в определении предмета философии. Философия и специальные науки

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины icon1. Предмет философии. Основной вопрос философии. Функции философии. Предмет философии
Предмет философии – философия – наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания. Философия рассматривает...

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconКонспекты первоисточников для освоения темы
...

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconИнститут философии российской академии наук
Мотрошилова Н. В. (д филос н., зав отделом истории философии Института философии ран) Новый тип исторического понимания науки у Эдмунда...

1. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины iconПредмет логики как науки. Поясните словосочетание «формальная логика»....
Становление логики как науки в античности. Социо-культурные предпосылки её формирования в Древней Греции

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов