3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления




Скачать 119.52 Kb.
Название3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления
Дата публикации04.02.2014
Размер119.52 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
Ответы по логике.

1.Логика как наука о правильном мышлении. Предмет логики и ее значение.

Логика (др.-греч. λογική — раздел философии, «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение», «мысль») — наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Предметом логики как науки являются законы и формы правильного мышления. Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир. Одна из главных задач логики — определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.
^ 2.Формальная логика в системе наук, изучающих мышление.

Формальная логика – это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам. Формальная логика – это одна из самых древних наук. В истории философии — отдельный раздел или направление логики конца XIX—начала XX века. Иногда путают с символической, или математической логикой. Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.
^ 3.Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления.

Логическая форма, или форма мышления,— это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Основные формы абстрактного мышления — понятие, суждение и умозаключение. Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Рассмотрев основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в каждой из них нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях. Логическая правильность

- соответствие законам и правилам формальной логики. Обычно проводят различие между истинностью и правильностью человеческого мышления. Понятие истины характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль, предложение истинны, если они соответствуют действительности. Понятие правильности характеризует мышление в его отношении к законам и правилам логики: рассуждение правильно, если в нем соблюдены все необходимые правила логики. Истинность мышления – это его свойство воспроизводить действительность таковой, какой она является, соответствовать ей по своему содержанию.
^ 4.Общая характеристика понятия как формы рационального мышления.

Понятие – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в словах и словосочетаниях. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Здесь следует сказать о синонимах и омонимах. Синонимы – слова, близкие либо тождественные по значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения и стилевой окраской. Омонимы – слова, совпадающие по форме и звучанию, но выражающие разные понятия. Понятие обладает признаками. Признаком предмета называется то, в чем они сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие имеет существенный и несущественный признаки. Существенный признак – такая черта, сторона, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой, предмет перестает быть самим собой, становится иным предметом. Несущественный признак – может приобретать и теряться предметом, но никак не влияет на его существование в качестве данного предмета. Понятие образуется на основе обобщения существенных признаков, присущих ряду однородных предметов.

Логические приемы образования понятий:

1.абстрагирование-

А) мысленное отвлечение от одних признаков и одновременное выделение других;

Б) мысленное отвлечение от несущественных признаков и одновременное выделение нескольких в качестве существенных.

2.анализ – совокупность приемов расчленения предмета на составные части и выделение в них признаков.

3.синтез – совокупность приемов соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных на основе анализа.

4.сравнение – мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

5.обобщение – мысленное объединение некоторых отдельных предметов в некотором понятии.
^ 5.Объем и содержание понятия, их взаимосвязь. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия.

Содержание понятий – совокупность существенных признаков тех предметов, которые входят в объем понятия. Объемом понятия называется совокупность ( класс) предметов, явлений, признаки которых отображаются в понятии. Классом (или множеством) называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки, класс может включать в себя подкласс. Взаимосвязь объема и содержания понятия можно выразить в законе обратного соотношения между объемом и содержанием понятия: чем богаче содержание понятия, чем больше признаков оно в себя включает, тем меньше его объем, и наоборот, чем больше объем понятия, тем беднее его содержание.

^ 6. Виды понятий по их объему и содержанию.

По объему понятия бывают:

1.общие – в объем входит несколько предметов (стол, ученик)

2.единичные – в объем входит только один предмет (Солнце)

3.пустые – в объем не входит ни одного реально существующего предмета (марсианин)

Объем понятий:

-регистрирующие, в которых множество мыслимых элементов поддается учету (планета солнечной системы), они имеют конечный объем.

-нерегистрирующие, в которых множество мыслимых элементов не поддается учету (человек), их объем не поддается учету.

Общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле:

-в разделительном – высказывание относится к каждому элементу класса.

-в собирательном – высказывание относится ко всем элементам, взятом в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности.

По содержанию можно выделить следующие виды понятий:

1.конкретные и абстрактные

Конкретные понятия – в которых мыслится предмет или совокупность предметов как самостоятельно существующие.

Абстрактные понятия – в которых мыслится признак предмета или отношение между предметами.(любовь)

2.безотносительные и соотносительные

Безотносительные понятия – понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам (место преступления).

Соотносительные понятия – понятия, которые содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию (понятие «дети» предполагает наличие родителей).

3.положительные и отрицательные

Положительные понятия – содержание которых составляют свойства, присущие предмету (верующий).

Если частица не или без слились со словом и слово без них не употребляется, то понятие положительное.

Отрицательные понятия – в которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (неграмотный).

4.собирательные и не собирательные

Собирательные понятия – понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов как единое целое (полк).

Не собирательные понятия - отражают такие существенно-общие характеристики определенного класса предметов, которые можно отнести и ко всем этим предметам, и к каждому из них в отдельности (бандит, дерево).
^ 7.Отношения совместимых и несовместимых понятий.

Совместимые понятия – понятия, объемы которых имеют общие элементы (студент и отличник)

Несовместимые понятия – объемы не имеют общих элементов (планета и человек).

Отношения между понятиями принято изображать с помощью кругов Эйлера.

Виды совместимости:

Пересечение (перекрещивание) – объемы двух или нескольких понятий частично совпадают (спортсмен и студент).

Подчинение (субординация) – объем одного понятия полностью включается в объем другого понятия (слон и животное).

Понятие, более широкое по объему, называется родовым по отношению к подчиненному понятию. Понятие с меньшим объемом называется видовым по отношению к подчиняющему понятию. Следует иметь в виду, что понятие видовое по отношению к некоторому более широкому понятию, может быть родовым по отношению к понятию с меньшим объемом. ( африкан. слон <= слон =>животное).

Равнозначность (тождество) – объемы двух или нескольких понятий полностью совпадают. С точки зрения языка, слова, выражающие такие понятия являются синонимами.

Виды несовместимости:

Соподчинение (координация) – объемы двух или нескольких понятий произвольным образом включаются в объем третьего, более широкого понятия (дерево, сосна, береза). Понятия сравнимы – имеют общие признаки.

Противоположность (контрарность) – объемы двух понятий являются видами одного и того же рода, одно из них содержит какие-то признаки, а второе эти признаки не только отрицает, а заменяет их другими исключающими признаками (высокий и низкий).Слова, выражающие противоположные понятия, называются антонимами.

Противоречие (контрадикторность) – объемы двух понятий полностью исчерпывают объем родового понятия, являясь его видами, при этом одно понятия отрицает некий признак, входящий в содержание второго понятия, не заменяя его никаким другим признаком (богатый и небогатый).
^ 8.Определение понятий, его структура и виды. Правила определения понятий.

Определение – есть логическая операция, раскрывающая содержание понятия и позволяющая отличать отображаемые им предметы от других, сходных с ними предметов. В структуре определения выделяют два основных элемента: определяемое понятие-это то понятие, содержание которого нам неизвестно и определяющее понятие или набор понятий, содержание которого мы знаем.

Виды определения:

1. Интенсиональное определение

Должно содержать:

— описание свойств, характеристик объектов, выделяющих определяемое в сравнении с другими объектами соответственно;

— пояснения смысла термина указанием правил выделения его среди прочего;

— указание ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с другими определениями других понятий.

К интенсиональному виду определений относятся собирательное и представительное определения.

2. Реальное определение

Отображает существенные признаки, свойства и характеристики объекта с целью формирования отличий от других объектов.

3. Аксиоматическое определение

Является фундаментальным, строится из суждений (логических выражений) как (конъюнктивная) совокупность утверждений, содержащих определяемое и определяющие понятия в этих утверждениях.

4. Номинальное определение

Определяет термин, обозначающий понятие, с помощью номинальных определений вводятся новые термины, вводятся знаки, обозначающие термины.

5. Явное определение

Когда даны определяемое понятие и определяющее, и между ними устанавливается отношение равенства. Родовой признак указывает на тот круг предметов, из числа которых надо выделить определяемый предмет «прибор». (напр. «барометр — это прибор для измерения атмосферного давления»)

6. Неявное определение

На место определяющего понятия подставляется контекст или набор аксиом.

7. Генетическое определение

Определение предмета путем указания на способ, которым образуется только данный предмет и никакой другой «кислоты — это вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода».

8. Контекстуальное определение

Позволяет понять незнакомое слово через контекст (уравнение).

9. Индуктивное (рекурсивное) определение

Определяемое понятие используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла.

10. Остенсивное определение

Определение предмета путём указания на него, или демонстрации самого предмета.

Правила определения:

1.определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяющего понятия должен быть равен объему определяемого. Нарушение приводит к следующим ошибкам:

Ошибка слишком широкого определения - определяющее понятие по объему оказывается шире, чем определяемое. (Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное)

Ошибка слишком узкого определения – определяющее понятие по объему меньше, чем определяемое понятие. (Совесть — это осознание человеком ответственности перед самим собой за совершённые поступки)

Ошибка, с одной стороны, слишком широкого определения, с другой стороны, слишком узкого определения – это определение в одном отношении слишком широкое, а в другом-слишком узкое. (Бочка — это сосуд для хранения жидкостей)

2.понятия, входящие в определяющую часть, сами должны определяться без помощи определяемого. Нарушение приводит к ошибке круга в определении. Частным случаем ошибки круга является тавтология – повторение в определяющей части самого определяемого понятия. (Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям)

3.определение должно быть четким и ясным, т.е. смысл, содержание всех понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и их объемы должны быть достаточно четко ограничены. (Лев — царь зверей)

4.смысл понятий, входящих в определяющую часть, должен быть ясен и известен.

5.определение не должно быть отрицательным.

Следует отличать определение от других действий, не раскрывающих полностью суть понятия:

описание — перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных

характеристика — перечисление самых важных признаков

сравнение — фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами
^ 9.Деление понятий, его структура и виды. Правила деления понятий.

Деление – есть логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. (Органы чувств подразделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса). В операции деления присутствуют три элемента: делимое понятие; основание деления – один из признаков предметов, образующих объем делимого понятия, опираясь на который мы производим деление; члены деления – те виды, которые получаются в результате деления.

Виды деления:

1.Деление понятия по видоизменению признака - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Частным случаем деления по видоизменению признака является классификация.

2.Дихотомия - это деление понятия на два противоречащих, например, "студент: успевающий и неуспевающий", "человек: плохой и неплохой".

Правила деления понятий:

1.деление должно быть соразмерным, т.е. сумма членов деления должна быть в точности равна объему делимого понятия.

Нарушение приводит к двум ошибкам:

А) неполное деление, когда перечисляются не все виды данного родового понятия.

Б) деление с лишними членами, когда в результате деления к объему делимого понятия добавляются предметы, которых там первоначально не было.

2.члены деления должны исключать друг друга, т.е. не иметь общих элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых не пересекаются.

3.деление должно производиться только по одному основанию, нельзя в процессе деления заменять один признак, опираясь на который вы начали деление, другим признаком. Нарушение этого правила сразу же приводит к нарушению предыдущего.

4.деление должно быть непрерывным, не закончив деление родового понятия, нельзя переходить к делению видовых понятий. Нарушение этого правила приводит к ошибке, называемой скачок в делении. (высшие растения делятся на травы, деревья, сосны)
^ 10.Обобщение и ограничение понятий.

Обобщить некоторое понятия значит сформулировать понятие с более широким объемом, родовое по отношению к данному. (такса =>собака => животное). Пределом обобщения являются наиболее широкие по своему объему категории философии и науки: бытие, время и т.д.

Ограничить понятие значит сформулировать понятие с меньшим объемом, видовое по отношению к данному. (автомобиль => легковой автомобиль => форд) Пределом ограничения являются единичные понятия.

Операции обобщения и ограничения понятий основываются на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий: в процессе обобщения понятий мы устраняем некоторые признаки из содержания, благодаря чему объем увеличивается; ограничение достигается за счет добавления к содержанию дополнительных признаков, что ведет к уменьшению объема.
^ 11.Классификация и деление понятий. Виды классификации.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

Классификация отличается от деления рядом свойств:

1.классификация – это деление или система последовательных делений, которые произведены с точки зрения характеристик, в частности признаков, существенных для решения теоретической или практической задачи.

2.при классификации нужно так распределить предметы по группам, чтобы по месту их классификации можно было судить об их свойствах.

3.результаты классификации представляются или, по крайней мере, могут быть представлены в виде таблиц или схем.

Различают два вида классификаций:

-Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева, в ней хим. Элементы расположены в порядке возрастания их атомного веса)

-Искусственная классификация - на основании несущественных признаков (Классификация по алфавиту).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconЛекция 9 А. Дополнительная. Основные формы мышления
Фундамент культуры мышления составляют правила и законы мышления. (Законы мышления мы разобрали на прошлой лекции.) Фактически наше...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconМетодика «тип мышления»
Диагностика типа мышления респондента. Тип мышления – индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconКнига посвящена философии мышления. По мнению автора, ни логика,...
Шления, его виды-способности (ум, разум, рассудок), идея как мысль Разума, место идеи в творческом процессе, категориальный строй...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconЗакон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина...
...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления icon1. Философия и мировоззрение. Исторические типы и структура мировоззрения
Философия появляется как размышление человека о границах своего бытия. Философия ‑ форма общественного сознания; учение о наиболее...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconДиалектика взаимоотношений человека и природы
Диалектика – тип философского мышления, предмет которого – противоречие мыслимого содержания этого мышления

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconЕе предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления,...
Субъективная логика – наука изучающая закономерности, структуры, развитие правильного мышления

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconУтверждена на заседании кафедры Истории, теории и социологии права юридического факультета
Цели изучения дисциплины: формирование систематизированных знаний по истории государственного и правового развития России; о закономерностях...

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconТесты по логике Тема предмет и 3начение логики
Наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий мир, называется логика

3. Форма мышления и структура мысли как объект изучения логики. Логическая правильность и истинность мышления iconПредмет психологии и специфика профессионального мышления психологов
Автор подкрепляет трактовку предмета психологии, предложенную Н. И. Чуприковой, своими соображениями относительно особенностей профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов