План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении




НазваниеПлан: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении
страница1/3
Дата публикации07.02.2014
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Теоретический материал по теме:

«Познание. Его возможности и границы. Знание и вера»

План:

  1. Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм.

  2. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении.

  3. Проблема истины в гносеологии. Критерии истины.


1. Теория познания, или гносеология, - это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности. Вопрос о познании мира человеком - центральный в любом философском учении. В философии все эти вопросы решались на протяжении всего исторического пути развития философии.

Уже в античной философии были представлены все подходы к познанию, которые уточнялись, развивались на протяжении последующих веков. Термин «гносеология» происходит от греческого слова знание (гносис) и понятие (логос) – учение о знании. Сам термин «теория познания» введен в философию шотландским философом Феррером в 1854г. Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность, т.е. профессиональная, научная или художественная.

Одно из направлений связано с философией Сократа, который сводил проблему познания к познанию человека. Познай самого себя – таков главный мотив теории познания Сократа. Чтобы познать самого себя, считал Сократ, необходимо обладать диалектикой, которая в его понимании рассматривалась как метод спора с самим собой. Это позволяет выяснить внутренние противоречия в собственных воззрениях.

Философская позиция Платона в вопросе о познаваемости заключается в том, что источник познания – это припоминание бессмертной души о мире идей, который существует безотносительно к миру природных вещей. Т.о., Платон провозгласил первым понятие идеального в качестве реальности, выделив «мир идей как особый объект познания», создал предпосылки для формирования новой области познания – идеального, благодаря чему стала разрабатываться методология рационального мышления, или эпистемиология, т.е. наука о подлинном знании.

Третья линия в теории познания разрабатывается Демокритом, который полагал, что душа человека является ведущим началом в теле и одновременно органом ощущения (где возникает знание, по мнению) и органом мышления (где получаем истинные знания). Демокрит считал, что копии вещей через ощущения распространяются во все стороны, проникая через кожные покровы органов чувств, т.е. от вещей отделяются тончайшие оболочки – эйдосы – материальная форма вещей, и они отпечатываются на душе, как печать на мягком воске. Чувственное познание – это темное познание, светлое познание – это познание по уму.

Четвертая позиция представлена Аристотелем в его работе «Органон», где Аристотель считает, что связи мыслей отражают объективно существующие связи между частным и общим, и на этой основе познается мир.

В философии Нового времени утверждается познаваемость мира, которая осуществляется опытом на основе интуиции и разумом. Например, Ф.Бэкон считал, что основа познания – это не авторитеты священного писания, а опытно-экспериментальное изучение природы. Ф.Бэкон разработал три общих положения, связанных с познанием мира: таблица сущности и присутствия; таблица отклонения или отсутствия; таблица сравнения.

Рационалист Р.Декарт в основу познания мира положил принцип сомнения, который заключается в следующем: чтобы достичь безусловных истин, типа аксиом, следует усомниться во всем, даже в том, что есть солнце и звезды, есть собственные ноги и руки. Но сомневаясь во всем, нельзя уйти от самого сомнения, а сомнение есть мысль, значит, она, несомненно, существует сама, а, следовательно, при построении истинной философской системы в качестве исходного пункта должен лежать тезис «я мыслю, следовательно, я существую».

Позитивно реалистическую гносеологию разрабатывал И.Кант, который в работе «Критика чистого разума» поставил проблему: «Что я могу знать». Свою позицию он оправдывает двумя тезисами: 1. В процессе познания мы имеем дело с явлениями, а сущность остается неизвестной, т.е. вещь сама по себе непознаваема. 2. При попытке решения общефилософских проблем (метафизических) разум человека сталкивается с антиномиями, т.е. с возможностью получения одинаково обоснованных, но противоположных утверждений (мир конечен и бесконечен). Это говорит о том, что душа, космос и Бог есть такие области, которые недоступны научному познанию. Такая позиция позволяет сделать вывод о том, что И.Кант занимал агностическую позицию. Агностицизм – это утверждение невозможности познания мира. Однако представление, будто агностицизм отрицает познавательность вещей, неприменима ни к одной из его распространенных форм, причем не только настоящего, но и прошлого. Наличие агностицизма свидетельствует о том, что познание есть сложное явление. На это указывали еще Протагор, софисты, скептики.

Близко к Кантовской позиции агностицизма, так называемое, учение «физиологического идеализма», представленное немецким физиологом И.Мюллером (1801-1858), который считал, что источником наших ощущений является не мир, а внутреннее состояние или «специфическая энергия органов чувств». Поэтому своеобразие ощущений определяется не особенностями внешних раздражителей, воздействующих на органы чувств человека, а специфической энергии самих органов чувств (рецепторная концепция ощущения). Отсюда вытекало, что наши ощущения отражают не свойства и качество предметов и явлений объективного мира, а состояние наших нервов, состояние самого органа чувств. С этой точки зрения получалось, что наши ощущения только субъективны и не являются образами объективного мира. Абсолютизация специфики органов чувств привела И.Мюллера к ошибочным выводам. Современная физиология показала, что: 1. Органы чувств специализированы под воздействием общеприродной и социальной среды; 2. Специализация органов чувств есть результат эволюции животного мира и совершенствование нервной системы; 3. Отражение носит адекватный характер, где каждый орган особым образом реагирует на воздействия внешней среды; 4. Органы чувств не причина качественного различия ощущения, т.е. они являются анализаторами и проводниками воздействия окружающей среды на организм. исходя из этого делается вывод, что ощущение есть психическое явление, детерминированное предметной деятельностью (рефлекторная концепция ощущений, И.М. Сеченов). Прямым продолжением теории специфической энергии является точка зрения немецкого физика и физиолога Г.Гельмгольца (1821-1894), который утверждал, что наши ощущения – это не образы, не отражение объективной реальности, а только ее символы, условные знаки и иероглифы. Г.Гельмгольц писал: «Между ощущением и раздражителем, который его вызывает, нет никакого сходства, поэтому ощущения – не копии действительных вещей, а условные знаки», следовательно, «специфическое качество ощущений определяется свойствами рецептора и выводящих нервных путей». Эти символы, обозначающие предметы и явления, не имеют никакого сходства с вещами, т.к. органы чувств не дают верного сведения о них. Поэтому мир никогда не может быть познан. Человек познает только символы, а не сами реальные вещи. Эту же позицию разделял Карл Пирсон (1857-1936, «Грамматика науки»).

На рубеже 19-20 столетия сформировалась еще одна разновидность агностицизма – конвенцианализм (от лат. «конвенсио» - договор, соглашение). Согласно этой позиции любые научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Конвенцианилизм как система мировоззренческих взглядов и принципов научного познания распространен в западной философии и методологии науки. Сюда следует отнести французского философа Бишляра (1884-1962), который разделил мир на естественную реальность и техническую реальность. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная философская теория познания не расходится с агностицизмом в вопросе о познаваемости явлений (они познаваемы), но расходятся – в ответе на вопрос, можно ли познать мир целиком во всех его связях. Расхождение существует в другом – познаваема ли сущность материальных систем.

Таким образом, специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это и есть главный признак агностицизма.
2 вопрос

Перейдем к характеристике сущности познания. Познание окружающего мира включает в себя две ступени: чувственную ступень познания, которая имеет место при обыденном и художественном познании. Чувственная ступень, или живое созерцание, это скорее не познавательная способность, а результат реализации этих способностей. Способности связаны с органами чувств, где имеется экстерорецептивная система, включающая в себя зрение, слух, вкус, кожную чувствительность, обоняние (внешняя) и интерорецептивная система, которая связана с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии (внутренняя). Развитию чувств способствует аксиологическая, мировоззренческая, социальная функции философии, которые отражают важные стороны жизни человека. Живое созерцание – это познание действительности при помощи органов чувств. К основным следует отнести ощущение, восприятие и представление.

Ощущение человека – это психическое отражение отдельных свойств объектов материальных систем. Только через ощущение человек связывается с внешним миром и, чем многообразнее будут чувственные ощущения у каждого человека, тем больше имеется возможностей для развития его духовной жизни. Человеческие ощущения – это образ материального мира и, следовательно, ощущения – это не пассивная форма познания, а активная (пример – с Ольгой Скороходовой о книге «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир»).

Восприятие – это отражение целостного образа предметов и явлений реального мира. Способность отражать мир в целом обусловлена не особенностями субъекта, а природой самого объекта, в котором различные признаки находятся в неразрывном единстве. Говорить отдельно о восприятиях и ощущениях можно только условно, абстрагируясь от реального процесса чувственного познания.

Представление – это воспроизведенный образ предмета или явления в сознании, полученный в прошлом в ходе их непосредственного восприятия. В представлениях закрепляется информация, полученная путем ощущений и восприятий. В представлениях отражаются наиболее характерные признаки, внутренние и внешние черты, которые имеют особое значение для практической деятельности того или иного характера, т.е. представлению присущ элемент обобщения в большей степени, чем другим формам живого созерцания. Следовательно, представлению свойственен опосредованный характер познания, что является подготовкой к рациональной ступени познания.

Все три формы живого созерцания дают нам объективно верное отражение предметов и явлений внешнего мира. Если это было бы не так, то, во-первых, человек не смог бы биологически приспособиться к среде существования и, во-вторых, не смог бы активно воздействовать на внешний мир сообразно своей социальной природе. Общий вывод: природа органов чувств человека биосоциальна. Вопрос о достоверности чувственного познания, дающий нам образ объективного мира, нельзя смешивать с вопросом о естественной ограниченности органов чувств человека, ибо естественная ограниченность органов чувств не является преградой для безграничного познания мира и не может служить основанием для вывода о недостоверности чувственного познания. Сегодня диапазон чувственного познания значительно расширен. Во-первых, это связано с изготовлением и применением приборов, позволяющих воспринимать космическую радиацию, рентгеновские лучи, магнитные поля, ультрафиолетовое излучение и т.д. Во-вторых, мыслительная деятельность человека, которая пронизывает живое созерцание, по сути дела обладает неограниченными возможностями для безграничного познания объективного мира. Т.о., живое созерцание дает нам минимум первичной информации, которая оказывается необходимой, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы развить дальше научное познание.

Способность человека к чувственному отражению – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных, конкретно чувственных образов, способность к ощущениям, восприятиям и представлениям.

Переход от живого созерцания к разумному абстрактному познанию представляет собой скачок, связанный с возникновением под влиянием труда второй сигнальной системы (речь, слово).

Рациональное познание – это логический образ, характеризующийся целенаправленным, абстрагированным и обобщенным отражениям в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей предметов и явлений.

Исходной ведущей формой абстрактно-мыслительного отражения является понятие. Понятие – это мысль, отражающая предметы и явления в их общих и существенных признаках. Гносеологическая функция понятия – это выражение определенного знания о вещах и процессах материального мира и отражение его в сознании человека. Всякие понятия выражаются в виде слов. Анализ понятий позволяет сделать вывод о том, что существует 4 основных класса понятий: 1. Понятие, отражающее общее в предметах. 2. Понятие, охватывающее существенные признаки предметов. 3. Понятие, раскрывающее смысл и значение предметов. 4. Понятие идеи (идеальное). Поскольку в понятиях отражаются существенные признаки объективного мира, а мир постоянно изменяется, то в процессе познания понятия углубляются, наполняются новым содержанием. Без этого они не отражали бы живой жизни. Изменчивость понятий не должна истолковываться субъективно, ибо это может привести к агностицизму. Второй формой абстрактно-мыслительной деятельности человека является суждение. Суждение – это форма мысли, где с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо с чем-либо. Гносеологическая функция суждения – это выработка отношения познающего субъекта к познаваемому объекту. Суждение выражается в языке в форме предложений. Без словесного выражения они существовать не могут. В суждениях раскрывается связь между понятиями, что имеет большое значение для познания связей между явлениями и объектами материального мира. Суждения углубляют наши знания о мире, формируя новые понятия о нем.

Более сложной формой рационального познания является умозаключение. Умозаключение – это такая форма мысли, где с помощью суждений мы получаем новые заключения или выводы, т.е. новые знания о вещах и связях между ними. При помощи умозаключения совершается переход от известного к неизвестному посредством установления связи суждений и выведения одних суждений из других.

М – Р

SM

S – P

Существует четыре закона логического познания:

Закон тождества – всякое понятие, используемое в данном конкретном рассуждении, должно быть тождественным себе, т.е. сохранять одно и то же содержание (пример из Гегеля).

^ Закон противоречий. Нельзя об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, одновременно высказывать 2 противоположные друг другу мысли А и не А.

^ Закон исключенного третьего – если имеются 2 противоречивых суждения об одном и том же, то одно истинное, другое – ложное.

Закон достаточного основания – всякое суждение, используемое нами, должно быть обоснованным.

Т.о., если понятия отражают главное характерное в явлениях, то в суждениях раскрывается объективное содержание понятий и углубляются знания о связях явлений и объектов, а в умозаключениях нам даются новые знания о мире.

В истории гносеологии в решении вопроса о соотношении чувственного и рационального в познании можно выделить две крайности: сенсуализм и рационализм.

Представители сенсуализма утверждали, что знание о вещах достигается только благодаря только чувственному опыту, показаниям органов чувств. Они, недооценивая роль рационального познания, были не в состоянии объяснить и установить закономерные связи между научными фактами. Рационалисты считали, что только логическое познание может быть достоверно истинным, ибо чувственное познание служит причиной заблуждений. Недооценивая роль чувственной ступени познания, рационалисты впадали в бесплодные умозаключения. Ибо факты приобретают полное значение при обобщении их разумом.
3 вопрос

Сущность человеческого познания заключается в том, чтобы получить верные знания об окружающем нас мире. Поэтому проблема получения правильных знаний является центральной в истории философии познания. Познание объективной реальности – это познание истины. Имеются различные понятия истины. Например, истина – это соответствие знаний действительности; истина – это опытная подтверждаемость; истина – это полезность знания, его эффективность; истина – это соглашение. В классической концепции истины первое определение является главным, ибо первые ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем, затем Фомой Аквинским, Гегелем, Марксом. Разделяют это положение многие философы 20-го столетия, как материалисты и идеалисты, так и теологи.

Итак, истина есть процесс отражения в сознании человека неисчерпаемой сущности бесконечного материального мира. Это общее понятие истины следует конкретизировать. Прежде всего, следует подчеркнуть, что истина содержит в себе в единстве объективную и субъективную сторону, т.е. истина есть такое содержание в человеческих знаниях, которые не зависят ни от человека, ни от человечества, что означает: объективная истина – это адекватное отражение в сознании человека, в его представлениях, понятиях объективного мира. Следовательно, если наши представления и понятия соответствуют объективному миру, то это правильное отражение мира и будет составлять объективное содержание знаний, т.е. объективную истину (например, знание этиологии, патогенеза определяется не врачами, а объектом познания). Объективная истина содержит в себе противоречие: а) истина есть результат познавательной деятельности субъекта, т.е. по форме она субъективна, т.к. относится не к реальному миру, а к нашим знаниям о нем, т.е. вне сознания не существует; б) по содержанию истина объективна, т.к. есть правильное отражение объективного мира. Отсюда следует, что объективно истинным надо считать такое содержание в познавательных образах, которое определяется не субъектом, а самой материальной действительностью. Второй характерной чертой истины является то, что истина не принадлежит вещам, предметам и явлениям. Вещи не являются ни истинными, ни ложными. Они существуют сами по себе независимо от наших оценок, которые мы им даем. Отсюда следует, что истина – это гносеологическая категория, выражающая соответствие наших знаний объективной реальности. Другими словами, объективная истина не объективная реальность сама по себе, как говорилось, а верное отражение в сознании объективного мира. Другое понимание истины ведет к субъективизму, где человек сам определяет истину сообразно своим личным интересам (истина – это то, что приносит пользу). В действительности, истиной является не то, что выгодно для субъекта, а только то, что соответствует объективному миру. Например, знание законов общественного развития отражает определенные стороны явлений общества и приносит пользу человеку, т.к. являются объективной истиной. Третьей характерной чертой истины является ее конкретность, т.е. истин вообще нет, истина носит конкретный характер. Конкретность истины следует понимать как соответствие конкретно чувственных и понятийных представлений объекта (учение Демокрита об атоме, вода кипит при 100оС).

Теперь важно выяснить, могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, отражать ее сразу, целиком, абсолютно или же только неполно, относительно. Решение этого вопроса приводит нас к рассмотрению соотношения абсолютной и относительной истины в процессе познания.

Способность человека правильно познавать мир, получать знания, соответствующие объективной истине, не есть нечто неизменное, раз навсегда установленное. Способность получать достоверные знания о действительности так же изменяются и развиваются, как и сама объективная реальность. Мир вечно развивается, и наше познание представляет собой развивающийся процесс бесконечного углубления знаний о материи, бытии. Из этого следует, что познание истины есть процесс, в котором содержатся моменты абсолютных и относительных знаний. Тогда можно сказать: объективная истина – есть единство абсолютной и относительной сторон в совпадении наших знаний с объективной реальностью.

^ Абсолютная истина – есть реальная возможность полного, исчерпывающего знания сущности и закономерностей окружающего мира, реализуемая в непрерывном и бесконечном процессе его познания как мира вечно развивающейся материи.

Данная дефиниция абсолютной истины позволяет рассматривать ее не как окончательную «истину в последней инстанции», а как такую, которая достигается в итоге бесконечного процесса познания. Абсолютная истина в таком понимании выступает как процесс и как цель познания, к которой люди стремятся в своей практической деятельности, но в целом никогда ее не достигая. Поэтому абсолютная истина на каждом историческом этапе развития выражается в форме относительных истин.

^ Относительная истина означает познание отдельных сторон и отношений действительности, характеризующуюся приблизительностью знаний, определенной ступенью углубления нашего сознания в неисчерпаемую сущность вещей, отражающих исторический уровень научного познания, достигнутый в данную эпоху. В этом определении подчеркивается неполнота наших знаний о мире, добытых человеком в практической деятельности, а так же то, что здесь содержатся зерна абсолютной истины, которые постепенно накапливаются. Следовательно, объективная истина есть процесс движения мысли от приблизительно верного, неполного отражения действительности к все более полному и более верному ее отражению. Этот процесс находит свое выражение в диалектике абсолютной и относительной истины, т.е. человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин.

Познание относительной истины означает не отрицание абсолютной истины, а только то, что наше познание не является завершенным и неизменным, и то, что абсолютная истина познается не сразу, не целиком, а через знания приблизительные, неполные, т.е. через относительные истины. Следовательно, абсолютная и относительная истины не исключают друг друга, а представляют взаимное единство. Например, рассмотрим на учении познания системы кровообращения.

Вывод: человеческое мышление неограниченно по своей познавательной способности, по своей исторической роли, но оно и ограниченно объективно историческими условиями, субъективно физической, духовной организации человека. Это противоречие разрешается в бесконечной преемственности смены поколений, все более точно познающих материю и ее закономерности. Но это противоречие не только лежит в природе обоих факторов, но является так же главным рычагом всего умственного прогресса и разрешается каждодневно и постоянно в бесконечном прогрессивном развитии человечества.

Вопрос о познаваемости мира – это не вопрос теории, а практический вопрос, ибо только в практической деятельности люди познают разнообразные свойства предметов, связи между предметами и явлениями и открывают законы развития бытия.

Практика – это материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов, составляющих движущую силу развития общества и познания. Практик устанавливает истину лишь для того, чтобы эта удостоверенная истина могла служить дальнейшему развитию практики. Человеческая практика имеет сложную системную организацию, включающую в себя: а) реальное преобразование внешней среды при помощи созданных орудий и средств; б) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования; в) совокупность норм и ценностей, которые существуют в виде образов сознания.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов жизнедеятельности является материально-производственная практика. Деятельность, направленная на преобразование общественных отношений, является второй формой практики. Наука выступает третьим видом практики, которая сегодня включается в производственно-духовную деятельность и становится средством управления социальными процессами.

В теории познания практика выполняет две основные функции. Во-первых, практика является основой формирования знания (знать, чтобы преобразовывать), во-вторых, практика является критерием познания, т.е. с помощью практики можно доказать истинность или ложность нашего познания в рамках конкретно-исторических условий. Основополагающая идея гносеологии состоит в том, что, во-первых, практика является исходным пунктом и условием на ряд теоретико-познавательных проблем. Первой такой проблемой в 60-70-е годы была проблема «Может ли машина мыслить». Компьютерное моделирование мышление, предпринятое Ботвинником, Тихомировым, породило надежда на создание в скором будущем строгих теорий мышления, однако этим надеждам не суждено сбыться, т.к. мышление качественно отличается от деятельности кибернетических машин.

В книге «Философия компьютерной революции» (М., 1991, Ракитов) выдвигается идея информационной революции в знаниях человека.
Если рассматривать процесс научного познания в целом, то в качестве элементов выступает субъект и объект. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленный на предмет познания. При таком подходе субъектом познания является человечество в его историческом развитии, хотя в конкретных процессах познавательной деятельности участвует не человечество в целом, а индивиды и отдельные социальные группы. Объект познания – это то, на что направлена практическая и познавательная деятельность субъекта, т.е. все формы бытия и все формы сознания. Соотношение субъекта и объекта в процессе познания следует рассматривать в двух аспектах: 1. С точки зрения основного вопроса философии (что первично), в котором объектом выступают все материальные системы или ее фрагменты, существующие независимо от субъекта и, следовательно, выступающие как первичные по отношению к нему, а познающий субъект как вторичное по отношению к бытию. 2. Взаимодействие субъекта и объекта – это соответствие двух форм самой объективной реальности, в которой познавательная деятельность выступает, в конечном счете духовной стороной практики. Процесс познания предполагает не только взаимодействие человека с природой и обществом, но и обмен деятельностью между различными сферами как духовного, так и материального производства. Т.о., диалектика субъекта и объекта заключается в том, что между ними существует как единство, так и переход друг в друга. Эта диалектика, в конечном счете, является воспроизведением тех объективных взаимопревращений, которые имеют место между субъектом и объектом в практической деятельности, познавательной деятельности, во-вторых, практика первична потому, что создает условия самой познавательной деятельности, ибо, для того, чтобы познать, человек должен имеет не только средства наблюдения, расчеты и т.д., но и средства существования, а как те, так и другие, создаются в сфере материального производства. В-третьих, практика первична в том отношении, что она дает цель познания, т.е. практический интерес обуславливает выбор объекта познания, стимулирует и концентрацию человеческих и материальных ресурсов в соответствующем направлении, что и обеспечивает прогресс в процессе познания.
4 вопрос

Творчество
Лекция 5.

Философия науки и техники (4 часа).

План:

  1. Понятие науки. Роль науки в современном мире. Наука как система знаний.

  2. Научное познание, его специфика, уровни и формы. Медицина в системе научного знания.

  3. Возникновение и основные этапы развития науки.

  4. Техника. Определение, этапы развития, взаимодействие с наукой.

  5. Социальное значение науки и техники в медицине.

1 вопрос

Дать определение науки, которая является многомерным явлением, сложно. Приведем ряд понятий, которые дают различные авторы: 1. Наука – форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры; 2. Наука – система понятий о явлениях и законах деятельности; 3. Наука – система всех проверенных практикой знаний; 4. Наука – система теоретических знаний, доказанных и проверенных практикой; 5. Наука - система знаний, в которой мировоззренческие философские основания и выводы являются неотъемлемым обязательным элементом.

Несмотря на данные различия, в этих определениях есть и общее – получение знаний, т.е. продуктом науки является знание. Сегодня наука включает около 15 тысяч дисциплин. С учетом этого можно сказать, что наука – этот система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследования и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе, человеческом мышлении и космосе.

Как возникла наука? Существует три взгляда на происхождение науки: 1. Наука возникла в 4-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые зачатки знаний о природе человека. 2. Наука возникла как особый вид знания в период позднего Средневековья в Западной Европе в 12-13 вв. В этот период происходит осознание роли опытного знания в деятельности человека (Р.Бэкон – 1214 – 1292). 3. Большинство историков науки считают, что в истинном смысле слова наука возникла, только начиная с 16-17 вв. Именно в этот период появляются работы Коперника, Гюйгенса, Галилея, Ньютона. Именно в отрезок времени от даты публикации работы Коперника об обращении небесных сфер (1543) до выхода работы Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) и формировалась наука. В этот период создаются и исследуются математическим модели изучаемых явлений.

Проникновение науки во все сферы человеческой деятельности – превратили ее по своей сути в социальное явление, т.е. она создается сообществом ученых на протяжении уже двух тысячелетий и имеет определенную систему взаимосвязей между членами научного общества, где существует свой специфический образ жизни, который регулируется, как правило, неписанными традициями, нормами, системой ценности. Сами способы социальной организации ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии с развитием общества в целом и его отношении с наукой. В 1666 году создается Парижская академия наук, в 1725-1755 гг. – Лондонское королевское общество, в 1725 г. – МГУ. Создание этих учреждений знаменовало собой общественное признание интеллектуального труда ученых, особенно признавалась позитивная экспериментальная философия. С 1901 г. в области физики, химии, медицины и физиологии, а в области экономики с 1969 г. появляются самые престижные награды ученых – Нобелевская премия (в 1990 г. было 427 лауреатов в Нобелевской премии, 11 – в России).

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся по собственному желанию, вплоть до современного 5-тимиллионного международного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций и информации. По мнению специалистов, заниматься наукой способно не более 6-8 % населения планеты.

Основная задача науки направлена на изучение объективного мира вещей и процессов, имеющих практическое значение для человека. В решении этих проблем большая роль принадлежит научным методам познания самой организации знания. Здесь следует выделить рационально-логический путь познания. Смысл его заключается в том, что в познании мира ученые пользуются идеальными объектами, которые сконструированы мышлением человека. Рациональность в науке выступает в двух видах: закрытой рациональности и открытой рациональности. Закрытая рациональность, при которой деятельность связана с движением в некоторой заданной концептуальной системе (в рамках известной парадигмы), это: теории, концепции, гипотезы – количественно она играет доминирующую роль – это репродуктивное творчество, т.е. в рамках некоторых фиксированных рациональных концептуальных норм. «Закрытая рациональность в практической деятельности связана с целесообразностью, ее направленностью на определенный эффективный итог».

«Открытая рациональность – предполагает способность выхода мышления за пределы фиксированной системы исходных познавательных координат». Открытая рациональность предполагает перманентное развитие познавательных возможностей человека, бесконечные горизонты его постижения реальности. Такая рациональность (открытая) позволяет проникнуть все глубже в познающие объекты, не связывая себя с заданными парадигмами (она реализуется через критическую рефлексию) (Гегель, Поппер).

Наука в познании мира всегда выполняла следующие функции: 1. Функцию объяснения; 2. Функцию прогнозирования (знать, чтобы предвидеть); 3. Функцию отражения. В науках о природе, которые отражают объективную реальность главная познавательная функция – объяснение. В науках о человеке главная функция – понимание. В науках об обществе главная познавательная функция – объяснение.

(Предвидение – это выход за границу наблюдаемого мира; понимание – это духовная акция, назначение которой состоит в том, чтобы снять отчужденность изучаемых объектов, событий, явлений, создать у человека ощущение их естественности; объяснение – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта, т.е. объяснить – значит уяснить себе запутанный факт путем установления причин и условий – зачем? почему?

Наука, являясь конкретно историческим явлением, проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов.

Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы науки (Древний Восток, Греция, Рим). Этот этап часто называют доклассическим.

Наука как целостное явление проходит в своем развитии классический, неклассический, постнеклассический (современный периоды).

Классическая наука (17-19 вв.) – это период становления классического естествознания, которое было ориентировано на объективные исследования фрагментов и аспектов природы и общества (универсума). В становлении этого этапа основная роль принадлежит Копернику, Дж. Бруно, Декарту. Неклассическая наука (первая половина 20 в.) – в этот период произошли кардинальные изменения науки, как и внутри ее содержания, так и в социокультурном окружении. Это привело к формированию дисциплинарно организованной науки с присущими особенностями роста знания и ее систематизации. На этой основе возрастает роль науки в производстве (в первый этап ее влияние на производство носило эпизодический характр). Наука становится в этот период бесспорной ценностью цивилизации: она активно участвует в формировании мировоззрения; все отчетливее обнаруживается ее прагматическая ценность, которая реализуется в виде новой техники и технологии.

Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) – характерной чертой развития науки является универсальный (глобальный) эволюционизм, который соединяет идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет принцип развития на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социально организованной материей. Принцип универсализма, утвердившейся в науке, связан с тремя важнейшими направлениями в науке 20 в.: теорией нестандартной вселенной, синергетикой, теорией биологической эволюции на основе концепции биосферы и ноосферы.

Три стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три типа научной рациональности: первый тип – классическая рациональность, для которой характерно сосредоточие внимания на объекте; второй тип – неклассическая рациональность – она учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности; третий тип – постклассический – он характеризуется тем, что полученные результаты знания соотносятся не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с социальными целями.

Развитие науки связано не только с развитием общества, но и с углублением познания мира под влиянием технического процесса. В самой науке наблюдаются периоды глобальных революций, которые изменяют облик всей науки. В естествознании в широком смысле слова можно обнаружить четыре таких революции.
2 вопрос

Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Только наука является важнейшей формой развития научного познания. Достижения науки связаны с использованием человеческого мышления, которое представляет собой сложный познавательный процесс, включающий различные приемы, методы и формы познания.

Метода научного познания – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы научного познания вырабатываются на основе знания объективных закономерностей развития объекта, которые перерабатываются и переосмысливаются человеком в познавательной деятельности, прежде чем на этой базе создан соответствующий метод познания. Субъективная сторона играет большую роль в формировании методов познания и особенно в процессе применения в изучении объектов. Общими характеристиками метода научного познания являются: предметно-содержательный аспект, который состоит в том, что в нем отражено знание о предмете исследования; операционный аспект, указывает на зависимость метода научного познания не столько от объекта, сколько от субъекта, т.е. надо учитывать уровень научной подготовки специалиста; аксиологический аспект, который выражается в надежности, эффективности данного метода.

Методы научного познания можно подразделить на 3 большие группы: специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются специфические научные законы, например, метод качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии и т.д. Общенаучные методы: они используются в познании во всех науках. К ним относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.

Наблюдение – особый вид познавательной деятельности, выражающийся в сознательной, целенаправленной, планомерной и длительной регистрации изучаемого объекта внутреннего и внешнего мира человека. Научное наблюдение характеризуется особенностями: оно осуществляется в связи с проверкой гипотез, с решением определенной теоретической задачи и происходит без прямого вмешательства субъекта в наблюдаемый объект (в медицине это клиническое наблюдение). Индивидуальный диагноз конкретного больного, представляя собой определенные индивидуальные особенности организма пациента, носит название клинического наблюдения. Научно-технический прогресс качественно расширил возможности наблюдения, позволяя изучать явления и процессы, недоступные нашим органам чувств. Это позволяет сделать вывод о том, что не принципиально ненаблюдаемых явлений объективного мира.

Широкое распространение как общенаучный метод познания получил эксперимент, который со времен Галилея становится существенным фактором научного познания в его современном виде.

Эксперимент – общенаучный метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях изучаются процессы или явления действительности. Эксперимент дает возможность изучать явления в относительно чистом виде, воспроизводить многократно, планомерно изменять условия его протекания. Субъект активно вмешивается в эксперимент. Существует три основных вида эксперимента: производственный, социальный, мыслительный. В медицине это медицинский эксперимент. Все эти виды являются основной формой получения научной информации, средством проверки гипотез и теорий. Эксперимент сочетает в себе в неразрывном единстве теоретическую и практическую деятельность субъекта, т.е., с одной стороны, эксперимент является связывающим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования, с другой стороны, сами результаты эксперимента нуждаются в определенной теоретической интерпретации.

В практике современной деятельности эксперимент получает теоретическое обоснование, но, т.к. эксперимент весьма дорогое предприятие в современном познании, он всегда должен опираться и тем более опираться на основе общих закономерностей научного познания.

Наблюдение, эксперимент, измерение и описание позволяет субъекту вычленить научные факты (знание, которое доказано). Факты как элементы научного познания являются основанием для формирования и развития научных понятий, принципов, законов и теорий. Существенной чертой научного факта является то, что в нем отражаются отдельные свойства объекта и поэтому его можно рассматривать как абстрактный гносеологический образ.

Универсальные методы познания, или философские методы, заключаются в том, что, изучая наиболее общие связи развития природы, общества и мышления, в философских понятиях отражаются всеобщие свойства и отношения объектов. Поэтому связи, принципы и философские понятия имеют всеобщее методологическое значение. Поэтому знание принципов, законов и категорий философии служит для осмысления научных открытий в естествознании, в социально-исторической деятельности. К общефилософским методам познания относятся принципы диалектической противоречивости, принцип объективности, принцип историзма, принцип взаимосвязи и развития, принцип причинной обусловленности явлений.

Оперируя абстрактными научными фактами, мы совершаем мыслительные операции: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, которые используются во всех видах научного познания.

Анализ – это способ мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения.

Синтез – это метод мышления, который заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знания о целом путем выделения существенных связей и отношений.

Переход от анализа к теоретическому синтезу осуществляется с помощью дедукции и индукции.

Индукция (характерна для опытных наук) – это прием мыслительной способности от знания частного, отдельных фактов к знанию общего, к знанию закона.

Дедукция – это движение мысли от знания общего к знанию частного.

В научном познании индуктивные и дедуктивные приемы мышления органически связаны.

Широкое развитие в научном познании получил метод моделирования. Моделирование – метод научного познания, при котором изучается не сам объект, а заменяющая его модель, т.к. человек обладает способностью абстрагировать сходные признаки или свойства у различных предметов и явлений и устанавливать определенные соотношения между ними. Метод моделирования строится на принципе аналогии или сходстве, о котором впервые в 15 в. говорил Леонардо да Винчи: «Напиши о плавании под водой, и получишь летание птицы по воздуху».

В процессе познания используются разнообразные модели, но в целом можно выделить вещественные, или материальные, логические, физические и математические модели.

Современная наука характеризуется превращением метода моделирования во всеобщий метод научного познания, где широко используется кибернетика. Компьютерные системы внесли в науку новое видение мира (начиная с 60-70-х гг.). Достижения кибернетики позволили интегрировать различные области знания на основе математического языка. Это внесло единообразие в трактовку природы научных моделей. Это происходит вследствие того, что кибернетика сводит разнообразие природных и общественных явлений в единой основе – к закономерностям преобразования информации, обратных связей, управления.

Современное научное познание включает изучение взаимосвязи неорганических, органических и социально организованных систем.

Система – это объединение некоторого разнообразия в единое четко расчлененное целое. Системный метод познания в настоящее время получил широкое распространение. С помощью системного исследования удалось понять, что мир носит организованный естественный характер. Системные исследования позволяют всесторонне изучить общественную жизнь, оптимально организовать функционирующие общественные, производственные, технические, культурные, научные и экологические системы, управлять ими, видеть перспективу их развития и совершенствования. Системное познание помогает глубже понять, осмыслить единство мира, тождество законов бытия и мышления дает реальную возможность осуществлять научное предвидение. Сложную материальную систему можно изучать с двух точек зрения: а) с точки зрения исторического развития, где изучаются объективные законы развития, становления, возникновения и изменения системы, т.е. при историческом подходе воспроизводится реальный процесс исторического развития, который не всегда является простым и прямолинейным; б) с точки зрения логической, где объект системы рассматривается как уже сложившийся, завершенный, что позволяет выяснить законы функционирования данной системы. При логическом подходе выясняются основные существенные черты и характеристики явления и процессов. Логическое познание позволяет выявить основные узловые моменты, подлежащие историческому изучению, который позволяет конкретизировать, уточнить и дополнить результаты логического.

Теоретический уровень научного познания характеризуется достоверными знаниями, т.е. раскрывается теоретический закон.

Основными способами теоретического познания являются гипотеза и теория.

Гипотеза (от греч. Основание, основа) – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту. Гипотеза является научной лишь в том случае, ели она подтверждается фактами. Характерной особенностью гипотезы является ее вероятностный характер. Гипотеза строится исходя из знакомства с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению, далее выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данного явления, отбор из множества догадок наиболее вероятной и т.д. После этого гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или отвергается в результате экспериментальной проверки.

Теория (от греч. Рассмотрение, исследование) – это система основных идей в той или иной отрасли знаний. Научная теория характеризуется достоверностью. Научная теория – это система достоверных знаний, истинность которых доказана и проверена общественной практикой в рамках конкретной истории (НТ – высшая, развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей определенной области действительности). Любая научная теория выполняет ряд функций: 1. Функция объяснения закономерностей природных и социальных явлений; 2. Функция прогнозированная, т.е. теория способна создать то, что не существует в данной действительности, но возможно с точки зрения законов развития; 3. Практическая функция, какова возможность воплощения в практику; 4. Синтетическая функция, объединяет единичные знания в целостную систему; 5. Методологическая функция, на базе существующих теорий формируются многообразные методы и новые способы исследовательской деятельности.

Научное познание в целом включает проблему, гипотезу, теорию.

Проверенная и доказанная гипотеза есть теория. В настоящее время теорией в противоположность эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом. Отличительными свойствами теории являются следующие признаки: во-первых, теория содержит достоверность знаний, что выражается в непротиворечивости и невозможности проверки на истинность, во-вторых, теория позволяет формулировать на основе обобщаемых явлений новые законы, т.е. теория обладает эвристической функцией. Теория содержит множество исходных утверждений, на основе которых путем логических операций можно получить новые утверждения. Исходя их этого все теории делятся на описательные и математические.

Вопрос о соотношении веры и знания представляет собой диалектически взаимосвязанные противоположности, т.е. вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы была полная информированность об изучаемом объекте, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда не удается. Поэтому вера играет большую роль в научном познании. Вера ученого аккумулирует весь его жизненный опыт, опирается в определенной степени на историю науки и накопленные знания.

Первые систематические попытки выявления и изучения философских проблем, связанных с компьютерной техникой, были предприняты в 50-е года прошлого столетия. Термин «кибернетика» появился в 1947 г. и обозначал теорию управления и связи машин и живых организмов. Появление компьютерных систем, которые стали называть интеллектуальными системами, побудило по-новому взглянуть …

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении icon2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности
Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.•...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconОсобенности познавательной деятельности, её отличия от других видов...
Проблема бытия – существующей реальности (Онтология – раздел философии, изучающая фундаментальные принципы бытия)

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconЛекция 10 Познание и мышление
Такие знания – опосредованные, выводные невозможно с помощью одного лишь чувственного познания, поэтому необходим переход от ощущений...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconПлан Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского знания
...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского мышления

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconВопросы к экзамену. 1 Структура философского знания, его основные...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconЗаконах и причинно-следственных связях
Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения,...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconСоциологии
Попытки рационального осмысления и анализа проблем общественной жизни людей, которые предпринимались в недрах социально-философского...

План: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное и рациональное познание. Взаимосвязь чувственного и рационального в клиническом мышлении iconСпецифика детерминации живых систем Лекция Вопросы: 1
Почти все крупные философы обращались к биологическому познанию и чаще всего с этой позиции обсуждали проблему детерминации биологического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов