План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория




Скачать 408.79 Kb.
НазваниеПлан: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория
страница1/4
Дата публикации12.02.2014
Размер408.79 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4



«Философское учение о бытии»

План:

  1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

  2. Материя как философская категория.

  3. Движение материи. Биологический уровень движения материи.

  4. Пространство и время как формы бытия материи. Биологическое пространство и время.


Вопрос 1. Проблема бытия в философии. Основные виды бытия.

Философия изучает всеобщее в системе «мир - человек». Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое мир, каково место человека в этом мире, надо выяснить сущность основопо­лагающих философских и естественнонаучных понятий: Вселенная, бытие, субстанция, материя, движение, про­странство, время, сознание. Особенности трактовки этих понятий во многом определяют и специфику тех или иных философских концепций мира. Прежде чем перейти к выяснению сущности понятия Вселенная, следует подчеркнуть: в основе общей схемы мирового развития мира лежит фундаментальной утверждение - Вселенная представляет собой единую, целостную систему, для всех уровней которой характерны саморазвитие и самоорга­низация. Поэтому в процессе развития мира происходит непрерывный рост разнообразия и сложности организа­ции форм существования материальных объектов.

С философской точки зрения Вселенная - лишь фрагмент бесконечно многообразного, неисчерпаемого материального мира. Изучение галактик в 1960 г. привело к выводу о том, что мы живем в мире разбегающихся галактик. Вселенная сегодня находится в состоянии расширения или раздувания (модель Томпсо­на - пирог с изюмом). Когда-то она находилась в сжатом состоянии. 15-20 млрд. лет назад космическая материя была сконцентрирована в необычайно малом объеме (1093 г/см3 и температура - 1032) и кон­центрировалась в "сингулярности" - т. е. определенном физическом состоянии, из которого возникла наблюдаемая Вселенная. В результате большого взрыва началось расширение Вселен­ной, которая была вначале горячей и очень плотной, а по мере расширения охлаждалась, а вещество "газопылевая туманность" по мере остывания концентрировалось в галактике, последние развивались на звезды, образуя боль­шие скопления. В процессе рождения и умирания первых звезд происходил синтез тяжелых металлов. В результате превращения звезд в красные гиганты они выбрасывали вещества, из которых образовывались многообразные космические тела. Таким образом, гипотеза большого взрыва рисует картину эволюции Вселенной в целом. Такой подход создал реальную возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обна­руживая общие эволюционные характеристики различных уровней Вселенной и на этой основе построить целостную картину мира.

С появлением человека, встает вопрос, в каком соотношении находится "Я и Все­ленная", т. е. какова проблема соотношения человека (микрокосмоса), наделенного разумом и безмерной Вселен­ной. Сегодня в науке ответ на этот вопрос основан на так называемом антропном принципе, согласно которому усло­вия возможности в космосе различных форм жизни и разума были заложены уже на началь­ных стадиях развития Вселенной. Антропный принцип был предвосхищен К. Э. Циолковским и А. Л. Чижевским. Смысл их утверждений таков: в ходе эволюции материя породила человека с его потрясающими способностями мозга, его разума познать самого себя. Иными словами, материя в образе человека ставит вопрос о смысле своего существования и стремится получить на него ответ (почему и зачем), и когда человек накапливает знания, вклю­чающие в себя творения философов и писателей, поэтов и художников, жрецов и богословов, чтобы достигнуть истины о мире, тогда человек вступает в космическую эру. Это и обуславливает необратимость космологического универсального времени, с чем связана непредсказуемость эволюции суперсистемы Вселенной. Отсюда можно сделать вывод, что хотя и отсутствует целеполагающее начало в развитии Вселенной, она одновременно характе­ризуется некоторой направленностью, в результате чего происходит непрерывный рост разнообразия и сложно­сти материальных образований и на определенном этапе это приводит к возникновению живого вещества, кото­рое служит основой для появления разума и человека. С появлением человека Вселенная стала познавать себя.

Проблема бытия введена в философию Парменидом как ответ на определенный социальный и культурный заказ, т.е. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социаль­ной жизни. С гибелью Богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зарождалась мысль о необходимости поиска новых гарантов человеческого существования, т. к. людям нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить душу античного человека, оповестив людей об откры­тии абсолютной мысли (божественной), которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Поэтому возникает уверенность в том, что все подчиняется порядку с необходимо­стью. Поэтому судьба людей вечна и неуничтожима, а абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а логос - космический разум. Человек способен что-то знать о мире, если сумеет вступить в непосредственный контакт с разумом, который и есть бытие. Понятие бытие исходное в философском видении мира и включает в себя все существующее вообще. К такому выводу современная философия шла долгим путем.

Понятие бытие как философское появилось только тогда, когда философская мысль поставила перед собой проблему существования и стала анализировать эту проблему, т.е. философия имеет своим предметом мир как целое, место человека в обществе и мире. Другими словами, философия стремится выяснить вопрос о бытии мира и бытии человека, поэтому философия и нуждается в особом понятии, фиксирующем существование мира, чело­века. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только мате­рия, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. В античной философии концепция бытия была связана с признанием бытия как материального неразрушимого и совершенного в космосе, поэтому оно всюду непрерывно, однородно, совершенно неподвижно, и воспринимается только мыслью (Парменид о природе).

Гераклит считает, что бытие подвижно, т. е. мир - это космос, не созданный никем из Богов и лю­дей, который был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами погасающими (вечность раз­вивающегося бытия).

Единый в своей материальности космос (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар) преж­них философов был преобразован Платоном.

Понятие бытие разделено им на неравноценные виды:

1. мир вечных, неизменных, идеальных сущностей, мир идей, новые формы бытия, предшествующие миру вещей и определяющие его;

2. окружающих нас вещей, преходящих, недолговечных, бытие которых но­сит ущербный характер, это какое-то полу-бытие;

3. материя, то вещество, из которого всемирный космиче­ский ремесленник (демиург), духовный творец, создает вещи по образцам высшего бытия, по образ­цам идей. Такой подход позволяет сделать вывод, что бытие - мир неизменных и вечных идей - это истинное бы­тие; а мир вещей или мир становления - преходящий мир.

Философ Плотин (203-269) развил учение Платона об идеях и сделал его законченным, ибо разработал сис­тему симметричного бытия, т. е. у Платона бытие подразделяется на три части: идеи, вещи и материя, из которой образуются вещи. У Плотина в мире бытия существуют 4 вида бытия: самый низший - неопределенная материя, вещество как таковое, из которого образуются вещи (мир вещей); второй вид бытия - это мир вещей, мир наблюдаемой нами природы, он выше первого, т. к. представляет собой копии, пусть и несовершенные совершенных идей; третий вид бытия - мир идей, он не дан в непосредственном восприятии идеи, это умопостигаемые сущности, которые дос­тупны уму человека, так как в душе есть высокая, причастная миру идей часть, это особая материя, та, которая составляет субстрат идей; четвертая - высшая форма бытия - есть вместилище и источник всего, оно есть единое.

^ Средневековая философия осмысливает истинное бытие теистически (Бог, понимаемый как абсолют), а неистинное бытие как сотворенный мир.

В эпоху Возрождения получает признание культ материального бытия природы. Это новое отношение че­ловека к природе обусловлено развитием науки и техники, материального производства и культуры. Эта точка зрения получает развитие в XVII - XVIII вв., где бытие рассматривается как физическая реальность (природа), где ис­ходным становится понятие тела, что связано с развитием механики (природа есть механизм, действующий сам по себе). Для учения о бытии XVII - XVIII вв. характерен субстанциональный подход, из чего выходило, что бытие огра­ничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает, т. е. во Вселенной существует всего только одна субстанция и человек является самым совершенным ее проявлением.

^ К. Маркс и Ф. Энгельс в философию вводят новое понятие - общественное бытие, которое рассматривается как собственная внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. В ходе своего исторического развития согласно этому подходу человечество творит самоё себя и особый мир ве­щей, который Маркс назвал второй природой (предисловие к работе "К критике политической экономии"). Конец 19 - начало 20 века характеризуется тем, что в философии все большее внимание уделяется проблемам познания. Гносеология заняла господствующее положение. Однако в середине 30-х годов 20-го столетия немецкий философ Николай Гартман (1882-1950), рассматривая проблемы онтологии, утверждает, что все существующее как мате­риальное, так и идеальное, следует охватить понятием "реальность" вместо понятия бытия. Он писал: нет реаль­ности высшей или низшей, первичности идей или материи, реальность материи есть не менее и не более реальность, чем реальность идей, реальность духа. Свою концепцию бытия строит следующим образом: "Разрез бытия, разрез реальности - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но и как всякая гра­ница, не только разделяющая, но и связывающая эти области".

^ Первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром в его широком понимании. Здесь пропасть в структуре бытия. Но здесь же и важнейшая его загадка: ведь этот раз­рез проходит через человека, не разрезая его самого.

^ Второй разрез между живой и неживой природой. Здесь кроется еще одна загадка бытия: как из неживого появилось живое.

Третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Таким образом, благодаря наличию указанных разрезов вся реальность (бытие) предстает в виде четырехслойной струк­туры: духовная, психическая, живая, неживая природа. Духовная и психическая существуют вне пространства. Живая природа и неживая существуют в пространстве. Все 4 среза существуют во времени, охватывают широкий круг проблем, которые привлекли внимание ученых. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: бытие в сегодняшнем понимании имеет сложную структуру. Остановлюсь на основных четырех его формах.

^ 1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Сюда включается бытие природы как целого - "первая природа" и бытие вещей и процессов, произведенных человеком - "вторая природа". Между этими видами бытия существует органическая взаимосвязь. Первая природа является важнейшим фактором, оказывающим влияние на деятельность человека. В первой природе существовали периоды сложного эволюционного характера, когда че­ловек мог подчинить своим интересам окружающую среду, не задумываясь о последствиях, о существовании об­ратной связи. Это было тогда, когда характеристики окружающей среды изменялись медленно и цивилизация к ним легко адаптировалась. Однако под воздействием деятельности человека спокойные периоды природного раз­вития закончились. В окружающей первой природе произошли под воздействием человека резкие изменения и природа перестала удовлетворять цивилизационным стандартам человека. Это потребовало кардинального изме­нения в необходимости согласовать свою глобальную деятельность с потребностями природы, с развитием ос­тальной биосферы.

  1. . ^ Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека как природного существа и специфически человеческое бытие (подробно сущность бытия человека будет освещаться в др. лекциях). Здесь только следует подчеркнуть, что материальная основа антропосоциогенеза не может быть ограничена лишь биологическими предпосылками, т.е. не только нервно-психическая и анатомо-физиологическая организация непосредственных животных, предшественников человека, но и природа в целом составляет генетическую предпосылку социума. Хотя, разумеется, именно биологическим был тот материал природы, который дал начало длительному и про­тиворечивому процессу зарождения человечества. Причем биологическое выступало не как изолированное от ос­тальной природы, а напротив, как неотъемлемая часть, интегрированная и органически входящая в единую систе­му природных, т.е. и земных и космических процессов, в совокупности составляющих биосферу.

  2. ^ . Бытие социального, общественного>. Общественное бытие - это качественно новая социальная система, порожденная взаимодействием людей, прежде всего социальными закономерностями, которые играют решающую роль в формировании личности, индивида, его социальных качеств (анализ будет в последующих лекциях).

  3. . ^ Бытие духовного, идеального. Подразделяется на два вида: бытие индивидуального, духовного - это, прежде всего, сознание Я, которое выражается в языке индивида. Сюда же включается объективированное духовное, т.е. общественное сознание. Это, прежде всего идеи, идеалы, нормы, принципы, ценности, естественные и искусственные языки, произведения искусств и культуры. Все это составляет духовное богатство личности (бы­тие личности). В русской философии, как вы уже знаете, бытие личности всегда одухотворено и оценено. Одухо­творенность личности означает, с точки зрения русской философии, ощущение не только своего Я, но и чужого. Русской душе свойственно терпимость и уважительность к чужому Я, мыслям и чувствам других людей. Духов­ность в таком понимании - это чувство долга и ответственности перед другими людьми и природой за свои дей­ствия, милосердие, любовь к ближнему, жалость, терпимость, искренность. Это и чувство собственного достоин­ства, чести, стыда, вины, покаяния, т.е. в русской душе личностно-эмоциональное переплетается с социально-нравственным.

Таким образом, бытие есть нечто реально существующее и не нуждается в доказательствах. А можно ли об этом сказать в прошлом и будущем? Исторически сложились два подхода к решению этой философской проблемы: мир существует во времени и пространстве, оно несотворимо, неуничтожимо, т.е. бытие было, есть и бу­дет; мир ограничен во времени и пространстве, т.е. мир существует, он имеет свое начало и, следователь­но, конец.

^ Вопрос 2. Материя как философская категория.

Конкретизация понятия бытия тесно связана с понятием субстанция, с понятием материя. Понятие суб­станция (нечто, лежащее в основе) - что лежит в основе бытия, т.е. субстанция - нечто, лежащее в основе всех из­менений бытия. Как вы знаете, в антично философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как первооснова всего сущего (например, вода у Фалеса, атом у Демокрита, мир идей у Платона).

В философии Нового времени выделялись две линии анализа субстанции: первая линия - онтологическая - связана с понимани­ем субстанции как предельного основания бытия и сводилась к описанию форм конкретных вещей (например, Бэкон - бытие есть вещь). Лейбниц вычленил множество простых и неделимых субстанций - монады; Декарт вы­деляет две субстанции - материальную, для которой характерна протяженность и духовную, которая характеризу­ется способностью к мыслительной деятельности, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа субстанции - гносеологическая. Это познавательное осмысление поня­тия субстанции, его необходимости для научного знания (Локком, Беркли, Гегель).

Понятие субстанции рассматривается в философии со стороны ее внутреннего единства безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным изменениям, в которые и через которые она в действительности существу­ет. Для современной науки субстанция - это только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстрат - носитель субстанции. Существуют три точки зре­ния на проблему субстанции:

1. монистическая, где весь мир, все многообразие чувственно воспринимаемых явлений сводится к одному началу (т.е. как единство многообразия).

2. дуалистическая - она утверждает существование в мире двух исход­ных начал - материальное и идеальное.

3. плюралистическая - плюрализм - философская точка зрения, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единст­ва. Например, "теория трех миров" К. Поппера, который считает, что существует три роды бытия: мир знаний, существующий независимо от знающего субъекта; мир психических состояний и мир физических состояний.

С тех пор, как философы стали осознавать, что природа существует независимо от человека, они пытались отыскать то общее, что присуще всем вещам, событиям, процессам. Как вы знаете, в античной философии поиск этого начала привел к понятию материя (лат. - вещество). В дальнейшем понятие материя отождествлялось с ато­мом, затем с телом (вес, масса покоя, непроницаемость и т.д.). Подобный подход был в умах философов и вид­нейших естествоиспытателей до конца 19 века. Материалистическая философия, понятие материи выступает как наиболее общее, фундаментальное понятие, в котором фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия. Хорошо объяснил, как образовалось данное понятие Ф.Энгельс в книге "Диалектика природы"(1894). Он писал: "Материя есть ничто иное, как совокупность веществ, из которых абстрагировано это понятие... Такие слова, как материя суть не более как сокращение, в котором мы охватываем сообразно их общим свойствам множество раз­личных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому материю... можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения". Таким образом, тот, кто признает объективное бытие, должен выработать философ­ское понятие для обозначения этой объективной реальности. Это понятие называется материей. Современное определение ма­терии было дано В.И. Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм"(1909): "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотогра­фируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас". Понятие материи есть научная абст­ракция, отразившая в себе всеобщее свойство всех явлений - свойство быть объективной реальностью, существо­вать вне нашего сознания. В нем подчеркивается то, что материя первична по отношению к сознанию, что она существует вне и независимо от сознания, она познаваема. Поэтому материю можно познать лишь путем изуче­ния отдельных объектов и предметов. Это бесконечное разнообразие объектов и систем, которые обладают своей структурностью, системой организации, многообразием свойств. Поэтому всякая научная теория мира неизбежно будет незамкнутой открытой для дальнейшего изучения.

Современный материализм подчеркивает, что философское понятие материи нельзя связывать с веществом. Так, в конце XIX начале XX века в физике произошли открытия электрона (А. Томпсон - 1896 г.), рентге­новских лучей (Н. Рентген - 1895 г.), радиоактивности (Беккерель - 1897 г.). Новые открытия обнаружили ог­раниченность механистического взгляда на мир, что позволило в дальнейшем сделать вывод: естествознание от­кроет другие виды материи, углубит наше знание о строении мира, но не изменит философского определения ма­терии как объективной реальности.

Понятие материи тесно связано с понятием природы. Природа в широком смысле слова есть материя, т.е. все сущее, весь мир в многообразии его форм, существующих независимо от человека, развивается по свои зако­нам. Изучение природы формирует научную картину мира как единого целого. В научную картину мира входит представление о структурной, системной организации природы, о различных формах движения материи, про­странстве, времени, отражении, развитии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconЛекция 1
Лекция категория бытия в философии. Понятие бытия. Проблема бытия. Основные формы бытия

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория icon5. Бытие и материя Философский анализ категории бытия и ее эволюция....
Формирование научно-философского понятия «материя» и его мировоззренческое, методологическое значение для познания бытия

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconЛекция: философия ( vk com / kursach 18 ) Понятия бытия в философии
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь это – свобода, смысл жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconОсобенности познавательной деятельности, её отличия от других видов...
Проблема бытия – существующей реальности (Онтология – раздел философии, изучающая фундаментальные принципы бытия)

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconФилософская антропология 1 Образы человека в классической постклассической философии
Философская антропология (от греч anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в...

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconФилософское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:...
Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного,...

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория icon1. Финансы как экономическая категория Что такое финансы, как некоторая категория?
Что такое финансы, как некоторая категория? Общественные, специфические и однородные отношения которые в абстрактном виде характеризуют...

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconОбразы человека в классической постклассической философии
Философская антропология (от греч anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в...

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconМежуев В. М. Культура как философская проблема // Вопросы философии
Единство понимания и объяснения в культурологии Культурология как осуществление диалога культур

План: Проблема бытия в философии. Основные виды бытия. Материя как философская категория iconТема философия как феномен культуры тема философская мысль Древнего Востока
Основные разделы философии: онтология гносеология, философская антропология, социальная философия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов