Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий»




НазваниеЗакон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий»
страница1/5
Дата публикации19.02.2014
Размер0.51 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Философия > Закон
  1   2   3   4   5
1.ИСТОРИЯ И ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ

В своем развитии логика прошла два этапа:

1) с IV в. до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло возникновение формальной логики, автором которой традиционно считается Аристотель, и ее медленное совершенствование;

2) с конца XIX в. до наших дней произошла научная революция и на смену аристотелевской логике пришла современная.

Отдельные логические проблемы возникали перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад в Древней Индии. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством.

Логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других наук. Логика Древней Индии была практически неизвестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение только в Древней Греции и Риме.

Основными причинами возникновения логики как науки являются:

1) зарождение и развитие наук. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности;

2) развитие ораторского искусства и искусства спора.

В центре логических размышлений Аристотеля лежит теория дедуктивных умозаключений и доказательства. Он также дал классификацию категорий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

В Средние века в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий – «универсалий». Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные, фактические предметы (номинализм).

В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась как искусственное мышление и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении.

Следующий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе накопившегося эмпирического материала. Потребность в таких знаниях наиболее полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон. Он и стал родоначальником интуитивной логики.

Растущие потребности научно-технического прогресса обусловливают дальнейшее развитие современной логики.

.

^ Логос: слово

мысль, выраженная последовательно
Закон: логика действия (явления)

логика теории
Логика: учебная дисциплина

движение мысли, выраженное в языке

формы абстрактного мышления (понятие, суждение – «связь понятий», умозаключение – «связь суждений», система аргументации – «форма умозаключения»)

^ Закон тождества: в процессе рассуждения должен сохраняться первоначальный смысл высказывания.

Закон противоречия: последовательность рассуждений.

Закон исключения третьего: если мы что-то утверждает, третьего быть не может.

^ 2.ЯЗЫК И ЛОГИКА.ИМЯ.

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком.

Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в практической и научной деятельности. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Язык является знаковой информационной системой, продуктом духовной деятельности человека. Накопленная информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, внешней или внутренней, выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

На базе естественных наук возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет в данном случае понимается в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.

Имена делятся на:

  1. простые

2) сложные или описательные

3 ) собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов или событий

4) общие

Каждое имя имеет значение или смысл. Значением или смыслом имени является способ, которым имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, содержащаяся в имени.

В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями.

Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета.

Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.

При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система.

Знак – это материальный объект, используемый в процессе познания или общения в качестве представителя какого-либо объекта.

Можно выделить знаки следующего вида:

1) знаки-индексы;

2) знаки-образцы;

3) знаки-символы.

Логика исследует знаки последнего вида. Знаки-символы не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.

3. ^ СЕМАНТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ЛОГИКИ.

Логическая структура – способ связи составных частей мысли.

Семантическая категория – устойчивый смысловой элемент какой-либо формальной (математика, язык) системы, но в пределах которого возможна взаимозаменяемость единиц одного характера без потери осмысленности выражения.
^ Семантические категории:
1.имя – слово, словосочетание или какая-либо другая конструкция, указывающая на предмет. Предметное значение.
2.высказывание – мысль, выраженная в утвердительной или отрицательной форме, некая конструкция, в которой что-либо утверждается. Значение истинности – главная характеристика. Три высказывания: истина, ложь, неопределенность.
3.логический термин – смысловая константа, играющая связующую роль в рассуждении.

Союзы:

1.логические соединения – «конъюнкция ^», «и, а, но, да»,

2.разделение – «дизъюнкция»

3.условие – импликация –

4.равенство – эквиваленция –

5.отрицание –
квантор – выражение, выделяющее характер суждения.

Квантор общности (все, каждый, любой, ни один).

Квантор существования (некоторые, многие, существует)

Определение правильно построенной формулы:

а) пропозициональный символ является ППФ;

б) если А и В — ППФ, то ¬  А, (В Ù С), (В Ú С), (А  É В), (А  º B) — ППФ;

в) ничто иное не является ППФ.

^ 4.ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ.

Язык – знаковая информационная система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

При создании языка основным элементом являются знаки. Знак – это любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета.

Выделяют несколько видов знаков:

1) знаки-копии (фотографии, отпечатки пальцев и т. п.);

2) знаки-признаки (дым – признак огня, боль – признак болезни и т. п.);

3) знаки-сигналы (звонок – начало занятия);

4) знаки-символы (дорожные знаки, буквы алфавита и т. п.). По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми.

Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые на основе естественных языков для точной и экономичной передачи научной и другой информации.

Общепринятым является язык логики предикатов. Его основными категориями являются: имена предметов, выражения, обозначающие свойства и отношения, и предложения.

Имена предметов обозначают как единичные предметы или явления, так и их множества.

Выражения, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложении они обычно играют роль сказуемого

Предложение – это выражение, обозначающее высказывание о предметах, в котором утверждается или отрицается наличие определенных признаков или свойств у предмета или отношения между предметами. По своему значению они выражают истину или ложь

5. ПОНЯТИЕ

Понятие – простая форма абстрактного мышления, которая фиксирует существенные признаки предмета или класса предмета.

Логические характеристики понятия, как форма абстрактного мышления…..

^ Содержание понятия – это совокупность отличительных признаков предмета. Раскрывается в логической операции определения понятия.
Объем понятия – множество реальных предметов, объединяемых данным понятием.



Графическое изображение объема понятия, введено в 18в Эйлером. «Круг Эйлера» или «фонетический круг». Объем n=1 - единичное понятие (спутник Земли), n>1- общие понятия («кошка», «спутник»), n=0 – пустые/нулевые (сладкая соль). Предельно общие понятия или универсальные категории филологии.
^ Виды понятий по содержанию:
1.конкретные понятия – такие понятия, которые указывают на предмет или предметное значение (горячий, холодный, тол, кошка)
2.абстрактные понятия – указывают на свойства мысленно отдельно от его носителя (красивый человек – конкретно, красота – абстрактно). Всё абстрактное: честность, синева, свобода, равенство, братство.
3.положительные понятия – указывают на наличие свойства (честный человек)
4.отрицательные понятия – указывают на отсутствие свойств (БЕСчестный человек)
5.собирательные понятия – указывают на единства и особенности целостности, свойства целостности (группа, поезд, группа друзей).
6.обобщенные понятия – это переход к понятию с большим объемом на основании отношения
7.ограниченные понятия – переход к понятию с небольшим объектом.

Предел – единичное понятие.
8.относительные
9.безотносительные

Анализ термина
Термин: квадрат. Предметное значение: геометрическая фигура.


Термин

Предметное значение

Вид понятия

содержание

объем

квадрат

Геометрическая фигура

конкретное

общее

равенство

Соц.отношение

Конкрет., абстрактное

Единственное, общее

^ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ОБЪЕМОМ ПОНЯТИЯ

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака.

Для наглядности операцию обобщения можно представить в кругах Эйлера.

Каждое последующее понятие является родовым по отношению к предыдущему и полностью входит в его объем. Таким образом, для обобщения понятия необходимо уменьшить содержание исходного понятия, т. е. исключить видовые или индивидуальные признаки

^ Деление понятия – операция, раскрывающая объем понимания через перечисление его видов.

1.деление по видоизменению 2.дихотомическое движение понятия


Б. и др

Дв м

Быстнеб

Дв дв




движение движение

Главные характеристики движения понятия:

1.делимое понятие (родовое)

2.основание деления

3.части деления (видовые понятия)
Правила деления понятия:
1.соразмеримость деления (неполные деления)

2.одно основание в делении понятия (непоследовательное деление, деление лишними членами)

3.части деления (видовые понятия) должны исключать друг друга.

4.непрерывность деления понятия
Определение понятия – логическая операция, с помощью которой уточняется содержание понятия.
Приемы, заменяющие определение понятия:
1.описание

2.сравнение

3.характеристика

4.остенсивное определение (демонстрация указания на некоторое содержание предмета, явления)

5.номинальное определение (предполагает соглашение о смысле применяемого термина). «называется, обозначает»
Неявное определение:
1.определение через противопоставление (противоположность). Причина – следствие.

2.контекстуальное определение. В математике: К(а)=Е

  • Определяющий текст

  • В виде

  • В виде таблицы


Определение понятия:
Явное определение – имеет форму языковой конструкции, в которой соотносятся два понятия «определяемое» и «определяющее» (родо-видовое).
Определяемое (А) = Определяющее (В – род, с – вид)
Правило определения понятия:
1.соразмерность определяемого понятия
А,Вс


2.отсутствие круга в определение

3.ясность определения

4.нельзя строить определение через отрицание
7.^ ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С СОДЕРЖАНИЕМ ПОНЯТИЯ

Образование понятия – это сложнейший процесс, который предполагает активность субъекта и включает в себя множество логических приемов. Важнейшими из них принято считать анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

Анализ – это мысленное разложение предмета на его признаки.

Синтез – мысленное соединение признаков предмета в единое целое.

Сравнение – мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков их сходства или различия в том или ином отношении.

Абстрагирование – мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других.

Обобщение – мысленное объединение однородных предметов и их группировка на основе тех или иных общих признаков. Его конечным итогом является мысль, имеющая разнообразное содержание, но принимающая одну и ту же форму – понятия.

С изменением и развитием действительности возникают новые понятия. Возникновение новых понятий связано и с процессом углубления и развития самого познания, открытием в предметах новых сторон, свойств, связей, отношений.

Понятие выполняет две основные функции:

1) познавательная функция – осуществляется на основании такой логической операции, как применение понятий. Накапливаясь, знания систематизируются, углубляются и уточняются, со временем превращаясь в науку. Без понятий нет науки, а без науки невозможно развитие материального производства и других сторон общественной жизни;.

2) коммуникативная функция, т. е. функция средств общения.

Закрепляя свои знания в форме понятий, люди затем обмениваются ими в процессе совместной деятельности. Тем самым осуществляется социальное наследование знаний, обеспечивается духовная преемственность поколения.

В понятии различают прежде всего содержание и объем. Под содержанием понимаются мыслимые в понятии общие и существенные признаки предметов. В системе признаков, образующих содержания понятия, различают два типа: родовые признаки, общие и существенные для всей предметной области, к которой относится данный предмет мысли, и видовые признаки, общие и существенные лишь для данного предмета мысли и отличающие его от других предметов той же предметной области. Объем понятия – это охватываемые им предметы мысли.

Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике классом, или множеством. Класс (множество) состоит из подклассов, или подмножеств. Класс предметов может быть универсальным, единичным и нулевым.

Универсальный класс включает совокупность предметов исследуемой области, например класс планет Солнечной системы.

Единичный класс – класс, состоящий из одного предмета, например планета Земля.

Пустой класс – это такой класс, который не содержит ни одного предмета, например кентавр.

Содержание и объем понятия связаны между собой. Данная связь состоит в том, что определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем, и наоборот, причем с уменьшением объема понятия его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, а с уменьшением объема число признаков уменьшается.

Обобщение понятия – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием, при котором происходит исключение видового признака. В силу относительности понятий логического рода и вида родовое понятие может быть в свою очередь видовым по отношению к более общему понятию. Во многих случаях процесс обобщения может охватывать очень длинный ряд понятий. С каждым новым обобщением объем понятия, получающегося в результате обобщения, будет становиться все более широким. Например, обобщая понятие «МВД РФ» (а), мы последовательно перейдем к понятиям «министерство» (в), «орган государственного управления» (с), «орган управления» (d), «орган» (е).

Ограничение понятия – это логическая операция перехода от понятий с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, при котором в содержание данного понятия включается новый существенный признак.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconВопросы к зачету
Логика как наука о формах и законах мышления. Понятие логической формы и логического закона

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconФредрик Джеймисон Постмодернизм или логика культуры позднего капитализма
В силу этого мы сочли возможным опустить подробное комментирование, рискующее перерасти и заслонить сам текст, рассчитывая на то,...

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЛогика' наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих...
Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика...

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЕе предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления,...
Субъективная логика – наука изучающая закономерности, структуры, развитие правильного мышления

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЗакон тождества и закон достаточного основания, требования этих законов...
Абстрактное мышление и формальная логика. Понятие логической формы и логического закона. Истинность и правильность рассуждений. Ошибки...

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЛогика учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения
Логика : учебно-метод комплекс для студ заочн и дист форм обуч. / Г. И. Малыхина, В. А. Иноземцев, М. Р. Дисько. – Минск : бгуир,...

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЛогика
Понятие

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconА. А. Ивин логика для журналистов
В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений,...

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЛогика москва
Отношения между объемами понятий Неточность, неясность, многозначность Операции с понятиями

Закон: логика действия (явления) логика теории Логика: учебная дисциплина движение мысли, выраженное в языке формы абстрактного мышления (понятие, суждение «связь понятий» iconЦель человеческого познания истина. Познание происходит через мышление....
Цель человеческого познания – истина. Познание происходит через мышление. Мышлением можно достичь истину и нет. Логика – наука о...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов