Конспекты первоисточников для освоения темы




Скачать 81.63 Kb.
НазваниеКонспекты первоисточников для освоения темы
Дата публикации20.02.2014
Размер81.63 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Философия > Конспект
Семинарское 1.


  1. Определение, предмет и метод философии. Проблемное поле философии. Отличие философии от религии, искусства, науки. Философия и мифология.

  2. Мудрость и философия: сократовский метод исследования человеческой мудрости.

  3. Структура философского знания. Основные разделы философии.

  4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование.

  5. Понятия «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие (антиномия)». Основные свойства «предельного вопрошания» (по работе М. Хайдеггера «Что такое метафизика).

  6. Исторические формы метафизики. Философия и метафизика (по работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»).

  7. Метафизика как центральная философская наука (по работе Н.О. Лосского «Типы мировоззрений: Введение в метафизику»).

  8. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»).

  9. Каковы исторические условия философствования? В какие эпохи наблюдается расцвет философской мысли?

  10. Цель и назначение философии. Философия и действительность.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Платон «Апология Сократа».

  2. Лосский Н.О. «Типы мировоззрения».

  3. Ильин И.А. «Религиозный смысл философии».

  4. Аристотель «Метафизика».

  5. Хайдеггер М. «Основные понятия метафизики».

  6. Хайдеггер М. «Что такое метафизика?».


Эссе:

  1. Роль философии в современном мире.

  2. В чем героический смысл смерти Сократа?

  3. Смысл «любви» к мудрости.


Семинарское 2-3.

  1. Предмет и метод истории философии. Философия и история философии. Причина многообразия философских учений.

  2. Соотношение истории философии с историей других областей знания (мифологией, религией, наукой, искусством, идеологией и т.д.). Особенность истории философии в сравнении с историей других наук.

  3. Гегель Г.В.Ф. о начале философии и её истории (по работе «Лекции по истории философии»).

  4. Генезис философии. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления. Мировая философская мысль и национальные философии.

  5. Общепринятая периодизация философии.

  6. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой) философией.

  7. Основные принципы типологизации философских учений: марксистский принцип, типологизация В.С. Соловьёва, классификация Н.А. Бердяева, типология С.Н. Булгакова.

  8. Фундаментальные проблемы античной философии.

  9. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики). Основные способы ее разрешения.

  10. Основные направления философии Нового времени.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по истории философии».


Семинарское 4.


  1. Понятие онтологии. Базовые понятия онтологии, проблема определения бытия в истории философии (по работе Хайдеггера М. «Время и бытие»).

  2. Соотношение бытия и сущего, бытие и ничто. Гегель Г.В.Ф. о тождестве бытия и ничто (по работе Гегель Г.В.Ф. «Наука логики»)

  3. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начала бытия. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

  4. Понятие «духа». Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».


Темы докладов:

  1. Понятие псюхе.

  2. Понятие пневма.

  3. Понятие единое.

  4. Закон единства и борьбы противоположностей.

  5. Понятия: качество, перводвигатель, существование, тождество, ум, эйдос.

  6. Понятие природы, философский смысл природы.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Гегель Г.В.Ф. «Наука логики».

  2. Хайдеггер М. «Время и бытие».

  3. Хайдеггер М. «Что такое метафизика?».


Эссе:

  1. Бытие человека и фундаментальное философское настроение.

  2. Смысл выражения «Все течет, все изменяется» и жизнь человека.

  3. В чем заключается смысл выражения: «В одну реку нельзя войти дважды».

  4. Человеческое бытие: движение в покое или покой в движении?


Семинарское 5.


  1. Место гносеологии в структуре курса философии. Понятие знания, его гносеологические и ценностные характеристики.

  2. Кант И. о соотношении знания, мнения и веры (по работе «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере)).

  3. Истоки и смысл процесса познания (по работе И. Канта «Критика чистого разума» (Введение к работе)). Основные уровни и формы познания.

  4. Знание и познание. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (по работе Н.О. Лосского «Обоснование интуитивизма»).

  5. Проблема познаваемости мира в истории философии. «10 тропов» Секста Эмпирика (по произведению Секста Эмпирика «Три книги Пирроновых положений»).

  6. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.

  7. Философские представления о сущности и критериях истины (по работе М. Хайдеггера «О сущности истины»).

  8. Структура и свойства сознания. Априорное и апостериорное в сознании.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Кант И. «Критика чистого разума» (Введение к работе).

  2. Кант И. «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере).

  3. Секст Эмпирик «Три книги Пирроновых положений».

  4. Хайдеггер М. «О сущности истины».

  5. Лосский Н.О. «Обоснование интуитивизма».


Эссе:

  1. Современный человек: знание или вера?

  2. Достижение объективного знания: миф или реальность?


Семинарское 6.

  1. Природа научного познания. Естественнонаучное и гуманитарное познание. Методы исследования.

  2. Критика П. Фейерабендом институциональной авторитарности современной науки.

  3. Метафизические предпосылки и основания науки.

  4. Основные направления в современной философии науки.

  5. Философские подходы к определению сущности техники.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Фейерабенд П. "Против методологического принуждения"

  2. Хайдеггер М. «Время картины мира».


Эссе:

  1. Современный человек и человек-машина одно и то же?

  2. Техника и человек: кто главнее?


Семинарское 7.


  1. Специфика философского познания социальной действительности

  2. Предмет и функции социальной философии. Социальная философия как система.

  3. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

  4. Философское осмысление проблемы соотношения общества и государства.

  5. Понятие общественного бытия человека в истории философии. Экономические и духовные основы общественной жизни (по работе Франка С.Л. «Духовные основы общества. Введение в социальную философию»).

  6. Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.

  7. Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим. Основные проблемы философии истории.

  8. Бердяев Н.А. о сущности исторической реальности (по работе «Смысл истории»).

  9. Сущность и основные черты циклических концепций исторического развития. Идея тождественности и подобия циклов. Теория культурно-исторических типов (Н.Я Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин).

  10. Сущность и основные черты линейных концепций исторического развития.

  11. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса (по работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»).


Темы докладов:

  1. Проблемы античной социальной философии.

  2. Особенности средневековой социальной философии.

  3. Социальная философия в Новое Время.

  4. Марксистская теория общественного развития.

  5. Проблема социального предвидения (К. Поппер).

  6. Теории естественного права человека и общественного договора.

  7. Современные подходы в социальной философии (франкфуртская школа, австрийская школа экономики, Дж. Ролс, Р. Нозик).

  8. Природа исторического времени в учении Августина.

  9. Взгляды Шеллинга на историю.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Франк С.Л. «Духовные основы общества. Введение в социальную философию».

  2. Бердяев Н.А. «Смысл истории».

  3. Ясперс К. «Истоки истории и ее цель».


Эссе:

  1. Конец света: возможность или реальность?

  2. Смысл нашей истории: достижение цели или вечное возрождение?

  3. Я и Ты: границы нашей свободы.

  4. Я и Мы: индивидуальность или коллектив.


Семинарское 8.

  1. Понятие и предмет философской антропологии, место в системе философских дисциплин. Основные проблемы и категории. И. Кант о двух видах антропологии – физической и прагматической (по работе И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения»).

  2. Традиция «человекознания» в истории философии.

  3. Структура природы человека: биологическая, социальная, духовная. Социальная среда и духовный мир человека. Материальный и духовный мир.

  4. Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации.

  5. Формирование мировоззрения и смысл жизни человека.

  6. Шелер М. о положении человека в Космосе (по работе М. Шелера «Положение человека в Космосе»).

  7. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность».

  8. Понятие «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина (по работе Л.П. Карсавина «О личности»).


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Шелер М. «Положение человека в Космосе».

  2. Бубер М. «Проблема человека».

  3. Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения».

  4. Карсавин Л.П. «О личности».

Раздел для самостоятельного изучения по дисциплине «Философия»:

  1. Философские основания идеи образования. Сущность и смысл образования. Г.В.Ф. Гегель о философии образования (по работе «Философская пропедевтика»).

  2. Различия и тождество образования и воспитания. Воспитание как целостный процесс. Сакральный смысл процесса воспитания.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Гегель Г.В.Ф. «Философская пропедевтика».


Эссе:

  1. Воспитание человека: насилие или желание блага?

  2. Воспитание как второе рождение человека.


Семинарское 9.


  1. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.

  2. Система категорий этики. Бердяев Н.А. о происхождении и критериях добра и зла (по работе «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики»).

  3. Страсти души и их превращение в добродетели и пороки.

  4. Учение Аристотеля о добродетелях и пороках в «Никомаховой этике».

  5. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка.

  6. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики.

  7. Соловьев В.С. о первичных данных нравственности (по работе «Оправдание добра: нравственная философия»).


Темы докладов:

  1. Гетерономная этика.

  2. Теономная этика.

  3. Религиозная этика.

  4. Категории этики: добро, зло, благо.


Конспекты первоисточников для освоения темы:

  1. Аристотель «Никомахова этика».

  2. Соловьев В.С. «Оправдание добра: нравственная философия».

  3. Бердяев Н.А. «О назначении человека: Опыт парадоксальной этики».


Эссе:

    1. Назначение человека: борьба или подчинение страсти?

    2. Мотивы человека зеркало ли его души?






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспекты первоисточников для освоения темы iconАрцишевская И. Л. А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий
А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. М.: Книголюб, 2008. 72 с. (Психоло­гическая служба.)...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconЭкономика
Целью данного курса является формирование у студентов комплекса базовых экономических знаний и навыков, необходимых для изучения...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconВ результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать...
«Экологическое право» определяется федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconКонспекты лекций Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е....
Философия: конспекты лекций. Учебное пособие / Е. В. Дегтярёв, Д. А. Теплых, М. С. Теплых. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2010

Конспекты первоисточников для освоения темы iconУчебно методическое пособие киров 2007 Печатается по решению редакционно-издательского совета
Д. Ш. Саитгараева, ассистент – тема 15; Н. Ю. Фадеева, канд экон наук, доцент – темы: 3, 13, 22; С. В. Шалагинова, старший преподаватель...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconУчебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов...
Учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны труда»,...

Конспекты первоисточников для освоения темы icon2. Конспекты уроков
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов I-V курсов факультетов коррекционной педагогики и учителей начальных классов...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconВысшего профессионального образования «волгоградская государственная...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconП. И. Новгородцев об общественном идеале
По-прежнему, лишь в границах необходимого я касался тех новых явлений, которые еще не вылились в законченные формы. Центр тяжести...

Конспекты первоисточников для освоения темы iconТемы контрольных работ темы контрольных работ для студентов заочного...
Конституция Российской Федерации: сущность, функции, основные черты и особенности

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов