2013-2014 учебный год
Вопросы к экзамену по истории педагогики
Зарождение воспитания в опыте человечества. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока.
Анализ систем спартанского и афинского воспитания.
Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан).
Просвещение и педагогическая мысль в Византии.
Воспитание и образование в Западной Европе в период средневековья V - Хвв.
Развитие просвещения в Западной Европе в период ХI - ХIIIвв.
Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения (Витторино-да Фельтре, Ф.Рабле, М.Монтень, Э.Роттердамский).
Педагогические идеалы ранних социалистов-утопистов (Т.Мор, Т.Кампанелла).
Возникновение педагогической системы. Гуманистические истоки педагогики Я.А.Коменского.
Возрастная периодизация развития детей и система образования в педагогике Я.А.Коменского.
Я.А.Коменский о классно-урочной системе и методах обучения.
Дидактические принципы и их обоснование Я.А.Коменским.
Концепция воспитания Д.Локка, пути ее реализации: содержание и методы.
Концепция естественного и свободного воспитания Ж.Ж.Руссо.
Ж.Ж.Руссо о возрастной периодизации развития детей и особенностях воспитания в каждом возрасте.
Педагогические идеи французских просветителей XVIIIв. (Вольтер, К.А.Гельвеций, Д.Дидро)
Гуманистическое направление педагогической деятельности И.Г.Песталоцци. Его практическая педагогическая деятельность и взгляды.
Развитие гуманистических тенденций в педагогической теории Ф.В.А.Дистервега. Теория развивающего и воспитывающего обучения, ее принципы.
Сущность педагогической теории. И.Ф.Гербарт и его педагогическая система.
Вопросы воспитания в социальных учениях Запада во второй половине ХIХв. (Р.Оуэн, К.Маркс, Ф.Энгельс).
Основные педагогические течения конца ХIХ - начала ХХвв. о воспитании и образовании личности (свободное воспитание, экспериментальная педагогика, педагогика действия, прагматическая педагогика).
Реформаторская педагогика о содержании, формах и методах обучения. (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, М.Монтессори, Р.Штайнер, С.Френе).
Развитие принципа природосообразности в зарубежной западно-европейской педагогике (Демокрит, Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервег).
Личность учителя и требования к его педагогической деятельности в западно-европейской педагогике (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.В.А.Дистервег).
Педагогическая деятельность и взгляды Я.Корчака.
Воспитание у древних славян и в Киевском государстве.
Просвещение и школа на землях Беларуси в ХI-ХVIIIвв. Типы учебных заведений.
Просвещение и школа в Московском государстве в ХVI-ХVIIвв.
Развитие педагогической мысли в Беларуси в ХIV-ХVII вв. Ф.Скорина и С.Полоцкий, их педагогические идеи и деятельность.
Просвещение и школа в России в первой половине ХVIII в.
Просвещение и школа в России во второй половине ХVIIIв. Открытие Московского университета.
Педагогическая мысль во второй половине XVIII в. (И.И. Бецкой, Ф.И.Янкович, М.В.Ломоносов)
Школьные реформы в России в первой половине ХIХ в. Создание государственной системы школьного образования.
Состояние школьного дела в Беларуси в первой половине ХIХв.
Представители революционно-демократического направления в педагогической теории в России в середине ХIХв. (В.Г.Белинский, А.Н.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов).
Общественно-педагогическое движение в России в 60-е гг. ХIХв. Н.И.Пирогов, его педагогические взгляды и деятельность.
Развитие теории «свободного воспитания» в России во второй половине XIX-начале XXвв (Л.Н.Толстой, К.Н.Вентцель).
К.Д.Ушинский о педагогической науке и искусстве воспитания.
Идея народности в педагогической теории К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский о значении родного языка в общественном воспитании.
Дидактические принципы в педагогической системе К.Д.Ушинского.
Личность учителя и проблема формирования педагогического мастерства в русской и советской педагогике (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).
Система образования в России во второй половине ХIХ начале ХХвв.
Возникновение и развитие советской системы образования (1917-1930гг.).
Становление советской системы образования в 30-е гг. ХХв. Унификация структуры, содержания и форм организации обучения.
Развитие педагогической мысли в первые десятилетия советского государства. Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский о воспитании.
Педагогическое новаторство А.С.Макаренко. Теория коллектива.
Просвещение и школа в Беларуси во второй половине XIXв. – начале XXв.
Становление и развитие системы образования Советской Белоруссии (1917 – 1991гг.).
Развитие системы народного образования в СССР с 1941 по 1991гг.
Система образования в Республике Беларусь в конце ХХ - начале ХХIвв.
Модернизация системы образования в мире в начале ХХIвв.
|