Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея»




НазваниеЛитература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея»
страница1/76
Дата публикации23.02.2014
Размер9.54 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Философия > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76
Эра ВодолеЯ

Виктор Бойко

ЙОГА: ИСКУССТВО

КОММУНИКАЦИИ

Издание четвертое,

исправленное и дополненное

Нижний Новгород

2011

Cодержание

Предисловие 6

Глава 1. Новизна и древность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Глава 2. О смысле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Глава 3. Какая йога и почему 53

Глава 4. Коммуникация 83

Глава 5. Этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Глава 6. Тело . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124

Глава 7. Асана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

^ Глава 8. Начинающим 182

Глава 9. Ощущения 241

Глава 10. Сброс 264

Глава 11. Пранаяма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288

Глава 12. Пратьяхара 308

^ Глава 13. Структура психики . 312

Глава 14. Самьяма 320

Глава 15. Медитация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354

Глава 16. Сиддхи 372

Глава 17. Системность 395

^ Глава 18. О духовности 405

Глава 19. Йога и христианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427

Послесловие . 440

Словарь терминов и персоналиЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 497

ББК 53.39

Бо 72

Серия

«Эра Водолея

». Основана

в 2003 году.

Редакционная

коллегия

серии

В. Гройсман,

Н. Резанова, О. Бабушкина.

Дизайн серии В. Петрухин

В. С. Бойко. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ. Издание четвертое,

исправленное и дополненное. Нижний

Новгород:

ДЕКОМ,

2011. – 508 с. –

(Серия

«Эра Водолея

»)

ISBN 978-5-89533-239-9

Виктор Бойко – один из самых известных в нашей стране знатоков практической йоги.

Он начал изучать ее самостоятельно в 70-х годах XX века. После занятий в группе Лакшмана

Кумара при посольстве Индии получил право на преподавание. В 1993 году основал

центр «Классическая йога». В настоящее время имеет множество учеников в России и за

рубежом, руководит Школой классической йоги в Москве. Он автор нескольких книг,

посвященных теоретическим и прикладным аспектам йоги. Наиболее известная из них –

«Йога: искусство коммуникации», посвященная древнейшей системе саморазвития как

доступной каждому универсальной технологии коммуникации человека с собственной

душой и миром. Данное дополненное издание может использоваться и как пособие по

йогатерапии.

ISBN 978-5-89533-239-9

Бо 72

© В. Бойко, текст, 2011

© Издательство ДЕКОМ,

оформление, дизайн серии, 2011

ПРЕДИСЛОВИЕ 7

^ ПРЕДИСЛО ВИЕ

Как много мы знаем и как мало понимаем.

Альберт Эйнштейн

Который год уже за тенью я гонюсь...

Светлана Кекова

Описать феномен традиционной индийской йоги без уклонения в ре-

лигиозность, мистику или профанацию – задача далеко не простая. Чем

была раньше йога в Индии, и во что там, а также и на Западе превратилась

сегодня?

«Под йогой индиец понимает стремление достигнуть освобождающего

познания или самого освобождения посредством систематической трени-

ровки тела и духа на пути внутреннего сосредоточения через непосред-

ственное видение или переживание» (Gechichte der indichen Philosophie).

Меня йога всегда интересовала, как способ сделать жизнь более дли-

тельной и полноценной, но не как система спасения. В данной работе

обсуждаются только реальные аспекты древнего искусства, метафизика

выведена за рамки. Это попытка дать читателю качественное представле-

ние о йоге и необходимый минимум сведений, достаточных для начала ее

самостоятельного освоения.

Любое пособие, даже самое лучшее – всего лишь часть полезной ин-

формации, для гарантированного успеха необходим живой опыт! Имен-

но потому в 1991 г. создана и успешно развивается московская Школа

йоги Виктора Бойко (далее по тексту В. Б.). Работа под руководством

инструкторов в классах, самостоятельная практика дома, консультации,

семинары, возможность общения по электронной почте и на конферен-

ции сайта realyoga.ru (реалйога.рф), регулярные открытые уроки – всё

это обеспечивает качественное обучение и результаты. Функция Школы

и сайта – поддержание информационной среды, сквозь которую про-

ходит поток людей, переносящих полезные навыки из сферы практиче-

ской йоги в социум.

^ Прежде всего, у новичков возникает вопрос: кто может считаться на-

стоящим йогом? Подходит ли под это определение человек, в совершен-

стве исполняющий йогические позы? Видимо, нет, поскольку их – при

соответствующей подготовке, а порой вовсе и без нее – способен выпол-

нить любой гибкий от природы человек, высококлассный гимнаст либо

артист цирка. Сущность йоги характеризуется не изощренностью поз, но

особым состоянием ума, возникающим в процессе их выполнения. По-

добно тому как ум расширяет физические возможности, решая задачи,

неподвластные грубой силе, так и временное торможение процесса мыш-

ления дает бесценный эффект, который по-иному получить невозможно.

Быть может, йог – это тот, кто жует стекло, запивая его соляной кисло-

той, либо дремлет на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом

публику уже в глубокой древности развлекали факиры, тут надо еще смо-

треть, какое стекло и сколько гвоздей.

Или настоящие йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успеш-

ное окончание специального йоговского института в Индии? Но как прове-

рить реальную квалификацию владельца такой бумаги и ее подлинность?

^ Считается, что есть косвенные признаки, например, йоги не едят мясо.

Действительно, в Индии можно встретить жестких вегетарианцев, кото-

рыми являются, например, джайны, но вплоть до средины XIX в. процве-

тала и секта йогинов-агорапантхов, питающихся падалью, для них равно

святым было всё, что взято либо дано богом Шивой. Пользу мяса под-

тверждает и трактат «Аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий ста-

тус среди прочих источников Аюрведы. Следовательно, вегетарианство

также не является отличительной чертой йогического братства.

^ Изучение первоисточников, а также накопленный в процессе личных

занятий и осознанный опыт привел меня к однозначному выводу: йоги-

нами могут считаться лишь те, кто уже в практике асан следует установке

«Йогаш читта-вритти ниродхах» («Йога есть прекращение деятельно-

сти сознания», далее по тексту). Или, как перевел данную фразу профес-

сор Дж. Вудс, «Йога – ограничение неустойчивости духовного вещества».

Сразу возникают вопросы: что подразумевается под таким прекращени-

ем, как его достичь и какие это имеет следствия?

^ 8 В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ ПРЕДИСЛОВИЕ 9

Эффект йоги основан на взаимодействии субъекта со своей собствен-

ной психосоматикой, которая остается неизменной на протяжении мно-

гих тысяч лет.

С одной стороны, древняя йогическая технология перекрывает едва

ли не весь спектр научных дисциплин, связанные с изучением человека,

с другой – уже в глубокой древности ее утилизировали религия и мистика.

^ Фрагменты медитативных техник просматриваются в аскетизме раннего

христианства и мусульманских сект, но в то же время специальную йогов-

скую подготовку получил индийский космонавт Шарма.

Йога привлекает сегодня массу людей, желающих поправить здоровье

и улучшить качество жизни, но чудовищные масштабы контрафакта,

загрязнение информационной среды эзотерикой и острая нехватка реаль-

но владеющих предметом специалистов тормозит ее полезное примене-

ние как на Востоке, так и на Западе.

^ Человек осваивает космос, создает сложнейшие приборы и механизмы,

выясняет фундаментальные свойства материи, но не обучен качественно

взаимодействовать со своей физической оболочкой и бессознательной ча-

стью психики. Такое положение дел, чреватое угрозой для цивилизации,

может выправить йога, базовые принципы которой сформулированы

двадцать веков назад.

Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, яв-

ляются «Йога-сутры», авторство которых приписывают риши (мудрецу)

Патанджали. Термин «классическая йога», используемый в данной работе,

означает, что излагаемая здесь технология основана на постулатах именно

Сутр, а не позднейших их толкований, таких, например, как Тантра.

Философия йоги, входящей в перечень шести основных религиозно-

философских школ Индии и опирающихся на тексты Вед, имеет ценность

только для историков и не может быть сегодня руководством к действию.

Известен казус, когда приоритет Патанджали в деле систематизации йоги

был оспорен. Сохранился некий текст «Тирумантирам», его автор – Тируму-

лар, был, как говорят, современником Патанджали. И в этом тексте последний

упоминается в качестве соученика Тирумулара и участника литературных

диспутов, по которым и датировалось, собственно, время его жизни. Хотя

«Тирумантирам» также относят к периоду создания «Йога-сутр», он насквозь

тантричен, а Тантра, как известно, будучи исторически моложе йоги всегда

норовила, насколько это возможно, усилить свою древность.

Происхождение йоги науке пока неясно, хотя при раскопках горо-

дов протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, возраст

которых не уступает первым династиям Древнего Египта, были во мно-

жестве найдены каменные «печати» с изображениями асан, имевших, по-

видимому, ритуальное назначение.

^ Первые письменные памятники, Веды, появились, как принято счи-

тать, спустя тысячу лет после прихода арийских племен на Индостан. За

это время йогу как элемент местной культуры завоеватели ассимилиро-

вали полностью. Образ муни, святого мудреца-отшельника, встречается

уже в Ригведе, где он, правда, слабо еще напоминает традиционного йоги-

на. В более поздней Атхарваведе есть описания необычных способностей

и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического

жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средне-

вековой Тантры и сект тибетского буддизма.

В Упанишадах упоминается множество практик духовно-мистического

толка, в том числе ранние элементы йогической технологии, недаром Па-

танджали назвал свой труд «Следующий за...»

^ Термин «йога» встречается (в техническом смысле) в «Тайттирия-»

и «Катха-упанишадах», откуда, собственно, и берет начало йога брахма-

низма, позднее появилась также йога бхакти, основанная на самозабвенной

любви к Богу.

В некоторых моментах йога «старых» Упанишад настолько напоми-

нает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства.

Отсюда следует, что и автор Йога-сутр, и последующие брахманские изы-

скания опирались на гораздо более ранние источники.

«Мандукья-упанишада» увязывает отдельные приемы йоги с мантрой

«ом» или «аум», отсюда берет начало Нада-йога, или йога мистического

звука (в тантризме это направление развилось настолько, что было на-

звано Мантраяной).

Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Сутры», оче-

видно тогда первоначальная йога модернизировалась впервые, что стало

прецедентом. «Тайттирия-упанишада» в перечне модификаций сознания

упоминает турийю, так называемое «четвертое состояние» сознания, по-

нятие которого стало базовым для множества позднейших спекуляций.

Затем в русле брахманизма возникли «Йога-упанишады», среди ко-

торых основными считаются девять («Упанишады йоги и Тантры»).

^ 10 В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ ПРЕДИСЛОВИЕ 11

В «Йогататтве» впервые перечислены четыре основные разновидности:

мантра, лайя, хатха и раджа, причем две ступени классической Раджа-йоги

(асана и пранаяма) выделены в отдельное направление – Хатха-йогу. Эта

классификация сохранилась до наших дней. В «Йога-упанишадах» впер-

вые встречается упоминание особой, мистической физиологии, которая

стала основой Тантры и до сих пор вызывает нездоровый ажиотаж. Неко-

торые столпы традиционной индийской медицины утверждают, что эле-

менты этой физиологии якобы присутствовали и в более ранних, нежели

йога, аюрведических текстах.

^ На протяжении всего ведического периода индийской истории

(примерно с 1000 по 400 г. до н. э.), как и в дальнейшем, терминология

и прикладная нацеленность йоги произвольно менялись философски-

ми школами, аскетами и йогинами-одиночками по личному разумению

либо под влиянием политических и социальных факторов. В результате

возникли со временем весьма причудливые ее формы, которые Мирча

^ Элиаде окрестил «йогическим барокко». Процесс этот, по-видимому, не-

избежен, но далеко не всегда является позитивным. Со временем мест-

ные аборигенные культы смешались с персонажами Вед и набрали силу,

«переварив» религиозные представления арьев, тогда и возник индуизм.

^ К ведическому пантеону были причислены доарийские боги, а жрецы,

служившие им, были возведены в брахманское сословие. Вместо Брахмы

главным божеством стал Шива («сивый», «седой» – санскр.).

«Махабхарата» поставила знак тождества между Брахманом Упанишад

и Вишну (а также Кришной, его земным воплощением) и адаптировала

йогу к массовому сознанию. Йога «Махабхараты», данная в ее шестой

(«Бхагавадгите» буквально «Песня Бхагавата», Кришны) и седьмой («Мок-

шадхарма» – «Основа освобождения») книгах, по этической и социальной

направленности радикальнейшим образом отличается от системы Патан-

джали. Ясно, что «Гита» возникла позднее йоги, поскольку она опериру-

ет ею, как предметом давно известным. Основной упор в «Гите» делается

не на личном спасении посредством бегства из социума, а на достижении

уравновешенности и гармонии в обыденной жизни. Йогин в трактовке

«Гиты» не покидает мир, напротив, он должен оставаться в гуще его, не

уклоняясь от бытия, единственное условие спасения заключается в си-

стематичной практике и отсутствии привязанности к плодам своих дей-

ствий. «
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   76

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconПрограмма серф й ога кемп сила и баланс
Руководитель занятий опытный серфер и виндсерфер, преподаватель йоги, основатель йога клуба Эра водолея, автор методики Сила и Баланс,...

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconКопытина Серия «Практикум по психологии»
Ббк 53. 57 Удк 615. 851 П69 Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — Спб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум...

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconСерия «Сам себе психолог» Заведующая редакцией Ведущий редактор Художник...
М59 Игры для разума. Тренинг креативного мышления. — Спб.: Питер, 2007. — 448 с: ил. — (Серия «Сам себе психолог»)

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconРусская литература XX века олимп • act • москва • 1997 ббк 81. 2Ря72 в 84
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюже­ты и характеры. Русская литература XX века: Энциклопедическое из­дание....

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconббк 84(7 сша) р 12 р 12
Анализ характера: Пер с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во эксмо-пресс, 2000. — 528 с. (Серия «Психологическая коллекция»)

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Литература ббк 53. 39 Бо 72 Серия «Эра Водолея» iconЕфимов Виктор Курс Эпохи Водолея апокалипсис или преображение санкт-Петербург...
Е91 Курс эпохи Водолея. Апокалипсис или возрождение. — Спб.: Иг «Весь», 2011. — 400 с: ил. Язвы 978-5-9573-2262-7

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов