Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа




Скачать 122.78 Kb.
НазваниеЛекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа
Дата публикации24.02.2014
Размер122.78 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
Тематический модуль 7. Занятие 12-13. Лекция 12-13.

Тема: КОЛЛЕКТИВ КАК ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ – 4 часа

Основные понятия: коллектив, признаки коллектива, функции коллектива; этапы развития коллектива, уровни формирования коллектива; деловые отношения, личные отношения, воспитательный коллектив.

Теоретический материал:

  1. Развитие личности и коллектива.

  2. Существенные признаки коллектива и его функции.

  3. Этапы и уровни развития коллектива.

  4. Педагогическое руководство коллективом.

  5. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.

  6. Разработки теории коллектива в трудах отечественных педагогов.

I^ . РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

^ Развитие личности и коллектива — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

II^ . СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ КОЛЛЕКТИВА И ЕГО ФУНКЦИИ

Детский коллектив — важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм — это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества.

На основе анализа своего опыта А. С. Макаренко определил, что коллектив — это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Основные характерные признаки коллектива:

- наличие общественно значимых целей;

- систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

- соответствующая организация совместной деятельности;

- систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

- наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

- атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

- развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина.

Воспитательные функции коллектива:

  1. организационная — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

  2. воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

3) стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

III^ . ЭТАПЫ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Этапы развития коллектива:

На первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся.

На втором этапе развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив.

Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

В настоящее время сложился другой подход:

Л.И.Новикова выделяет:

1) стадию сплочения коллектива,

2) стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся

3) стадию, когда важнейшей заботой коллектива становится корректировка социального опыта и развитие творческой индивидуальности каждого воспитанника.

^ Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм — в группу-коллектив.

^ Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической зрелости группы. Он их объединил в три блока:

1. Общественный блок включает:

- социальная направленность (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, т. е. идеологическая сфера группового сознания);

- организованность (состоит в реальной и эффективной способности к самоуправлению — групповой самоуправляемости);

- подготовленность, отражающая идеологическую, управленческую и деловую сферы групповой жизнедеятельности.

2. Личностный блок включает стороны:

- Интеллектуальная коммуникативность — это процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка.

- ^ Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, преобладающий эмоциональный настрой группы, ее эмоциональные потенциалы.

- ^ Волевая коммуникативность понимается как способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрессоустойчивость и надежность в экстремальных ситуациях.

3. Блок общих характеристик:

- интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, а отсутствие интегрированности — это разобщенность, дезинтеграция (А. Н. Лутошкин, А. В. Петровский, В. В. Шпалинский и др.);

- микроклимат — определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность в ней (А. В. Лутошкин, А. А. Русалинов и др.);

- референтность — степень принятия членами группы группового эталона, их идентификация с эталоном групповых ценностей (Е.В.Щедрина);

- лидерство — степень ведущего активного влияния отдельных личностей на группу в целом в направлении осуществления групповых задач (Е. М. Зайцева);

- интрагрупповая активность — мера активизации группой составляющих ее личностей (Л.И.Уманский); или степень влияния данной группы на другие группы в более широкой общности, например класса на класс в школе (А.И.Кузнецов, В.С.Агеев).

Уровни формирования коллектива:

1. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т. е. группа ранее непосредственно не знакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время.

2. Если же начальное объединение произошло, дети приняли статус первичного коллектива, цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива.

3. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень — к кооперации.

4. Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности.

IV^ . ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО КОЛЛЕКТИВОМ

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом, вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего обучения и воспитания коллектива.

Понятно, что на первом этапе организации коллектива требования исходят преимущественно от педагога. Между тем важно, чтобы педагогические требования поддерживались всеми детьми.

Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самодеятельности и признательности.

Широкую известность в практике воспитательной работы приобрела методика организации коллективного творчества детей, разработанная профессором И.П. Ивановым. Суть её состоит в коллективном поиске дел по улучшению окружающей среды. Всё это развивает самодеятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, романтики и воспитательной новизны и значительно повышает его влияние на нравственное и общественное воспитание школьников.

В организации и воспитание коллектива, в укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», праздник «За честь школы» и др.

Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные, но весьма важные традиции, побуждающие детей к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Организация и сплоченность коллектива неразрывно связаны с воспитанием в нём актива. С подбора этого ядра начинается работа каждого педагога по формированию коллектива. Подобрать надежный актив, не ошибиться в его выборе - чрезвычайно трудная и важная задача. Необходимо выделить наиболее инициативных и деятельных ребят, у которых в большей степени развиты навыки руководства и организации. Лучше, если состав актива выбирается самими ребятами, конечно, при участии и под руководством пе­дагога.

Заботой педагога становится укрепление актива, его расширение. Педагог стремится, чтобы все без исключения члены коллектива принимали участие в активной общественно-полезной деятельности. Коллектив помогает сформировать и закрепить черты характера школьника.

V^ . ДИАЛЕКТИКА КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

VI^ . РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

Формирование личности в коллективе - это ведущая идея в гуманистической педагогике.

С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали:

- А.В.Луначарский - основной целью воспитания должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

- Н.К.Крупская - дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков: активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широкой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др.

- С.Т.Шацкий - на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

- В.А.Сухомлинский - в основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

- А.С.Макаренко - первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

В статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А.С. Макаренко писал: «Я считаю, ... Что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитывать его, воспитывать второго, воспитывать третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем, движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаём ему крепость, после него он сам становиться большой воспитательной силой».

Слово коллектив происходит от латинского слова «college», что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское слово «collections» - собирательный.

Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на существование между ними связывающих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные.

Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально-значимых задач, на поддержание и соблюдении установленных в том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков.

Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях, и охватывают главным образом сферу деятельности.

Воспитательный коллектив - это такое объединение детей, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовным отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Разработка теории коллектива на современном этапе. С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук.

С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально-политических условий проявился со стороны всех общественных наук.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества.

Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений.

Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т. е. к обществу.

Юриспруденция и ее отрасль — криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Куракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconПредприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 6 Тема

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconЛекция роль государства и права в жизни общества 2 часа 8 Лекция...
Лекция основные правовые системы современности. Международное право как особая система права – 2 часа 65

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconТесты Тема Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности
Какая из организационно-правовых форм предусматривает совместную производственную деятельность членов

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconЛитература 19 Вопросы для повторения и самоконтроля 19 лекция Х: философская антропология 20
Познавательная деятельность человека и знание. Субъект и объект познавательной деятельности 34

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconТема №4 Методы управления План
Методы управления это способы воздействия управ­ляющей подсистемы субъекта управления на управляемую подсистему объект управления...

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconЛекция 9 Теория временного детского коллектива (вдк) Коллектив
Детский коллектив (ДК) – объединение воспитанников, отличающееся рядом признаков

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconЛекция №2 (33) Тема: «Малая группа и коллектив»
Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconТеория организации и ее место в системе научных знаний (2 часа)....
Объект и пред­мет теории организации, взаимосвязи со смежными науками. Понятие «система», классификации систем. Организация как сис­тема....

Лекция 12-13. Тема: коллектив как объект и субъект воспитания 4 часа iconТема Предприятие как субъект экономической системы
Согласно закону рб «О предприятиях» предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юр лица, который...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов