Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)




НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
страница1/8
Дата публикации21.08.2013
Размер1.03 Mb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Философия > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»




УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе ___________________М.В.Михайлов




«____»_________________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Философия и история образования

(наименование учебной дисциплины (модуля)
Уровень основной образовательной программы бакалавриат_____

(бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов)
^ Направление(я) подготовки (специальность) профессиональное обучение
Профиль(и) дизайн
Форма обучения очная___

(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП

(нормативный или сокращенный срок обучения)
Художественно-графический факультет

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования


Начальник УМУ Калимуллина Г.И.



Декан ХГФ Масалимов Т.Х.



Заведующий кафедрой Исламова З.И.



Уфа, 2013
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

профессиональное обучение
утвержденный Министерством образования и науки РФ «22»декабря 2009г.


  1. Учебный план профиля декоративно-прикладное искусство и дизайн

одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы»

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____


  1. Рабочий учебный план (профиля) декоративно-прикладное искусство и дизайн ___________________________

одобрен Ученым советом ГОУ ВПО «БГПУ им.М.Акмуллы»

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры педагогики и психологии профессионального образования

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Заведующий кафедрой Исламова З.И.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Ученым советом факультета



от «_____» ____________20___г. Протокол № _____
Председатель УМК факультета ____________

Разработчики:

Доцент кафедры ПиППО Гирфанова Л.П.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Целью дисциплины является

1. Развитие общекультурных компетенций:

- осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (ОК-2);

- владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

- способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК- 25);

2. Формирование профессиональных компетенций:

- способен анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

- готов использовать концепции и модели образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК 10).
^ 2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 32 часа аудиторных занятий, 40 часов самостоятельной работы, форма контроля – зачет.
^ 3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина является разделом «Педагогики» и относится к базовой (обязательной) части «Профессионального цикла». Изучается после прохождения студентами таких дисциплин как «Философия», «История», «Общая психология», «Введение в профессионально-педагогическую специальность», «Общая и профессиональная педагогика». Дисциплина является предшествующей дисциплинам «Методика воспитательной работы», «Педагогические технологии», «Методика профессионального обучения.

^ 4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- ценностные основы образования и профессиональной деятельности;

  • тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

  • основы просвещенческой деятельности;


Уметь:

  • системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

  • учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

  • использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.


^ 5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость в часах


Семестры

2

3

4



Аудиторные занятия:

32













Лекции (ЛК)

12













Практические занятия (ПЗ)

20













Лабораторные работы (ЛБ)

-













Контроль самостоятельной работы студента (КСР)


-













Самостоятельная работа:

40































Промежуточная аттестация (указать зачет или экзамен): зачет











+




ИТОГО:

72














^ 6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины




Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Философия и история образования как область научного знания и учебная дисциплина. Генезис образования

Тема 1. Философия и история образования как область научного знания и учебная дисциплина. Социальная природа образования, его общечеловеческий и конкретно-исторический характер. Образование как процесс становления личности человека как в фило-, так и в онтогенезе. Непрерывный характер образования. Место «Философии и истории образования» в системе педагогических учебных дисциплин. Объект и предмет курса. Задачи курса. Методологические и теоретические основы курса: исторический, системный, культурологический, аксиологический, цивилизационный, личностно деятельностный подходы к изучению философии и истории образования. Периодизация философии и истории образования.

Тема 2. Генезис образования Данные археологии и этнографии как важнейшие источники изучения происхождения образования. Различные подходы к вопросу о происхождении образования. Связь образования с трудовой деятельностью людей. Особенности образования в первобытной общине. Зарождение приемов и организационных форм образования. Выделение образования в особую форму общественной деятельности. Возникновение неравенства в образовании в условиях разложения первобытно-общинного строя. Возникновение семейного воспитания. Создание исторических предпосылок для возникновения школьного обучения и профессионального ученичества. Воспитание у восточных славян. Языческая культура и народная педагогика.

2.

Образование и педагогическая мысль в Древнем мире

Тема 3. Образование и воспитание в странах Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай). Общее и особенное в развитии восточных культур и образовательных идей и систем. Три источника образования: семья, церковь, государство. Возникновение письменности как важнейшего фактора генезиса школы и педагогической мысли. Возникновение школы как социокультурного института. Основные типы школ. Содержание и методы образования. Высокая престижность образования. Производственно-экономические потребности развития государств как важный фактор, определяющий структуру и состав содержания образования. Подготовка специалистов. Обучение ремесленников. Взаимосвязь общего и профессионального образования. Воспитательная направленность учения Конфуция.

Тема 4. Развитие образовательных систем и философско-педагогической мысли в античном мире. Основные образовательные системы Древней Греции - спартанская и афинская: культурная среда обитания, содержание обучения и воспитания. Выдающиеся представители философии образования и педагогики (Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), их вклад в развитие мировой педагогики. Возникновение и обоснование идеи о всестороннем гармоничном развитии человека как идеальной цели образования. Римская система образования, ее гражданско-патриотическая направленность. Педагогические идеи римских мыслителей (Цицерон, Сенека). Работа Квинтилиана "Об образовании оратора".

3.

Образование и педагогическая мысль в эпоху Средневековья

Тема 5. Средневековая система образования. Образование и педагогическая мысль на средневековом Востоке. Зарождение и становление христианской культурно-педагогической традиции как доминирующей идеологии. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. Своеобразие византийской образованности как культурно-исторического феномена: античная образованность, христианское миропонимание, высокий социальный статус. Влияние византийской культуры и образования на развитие просвещения в Европе и России.

Тема 6. Образование в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения. Роль церкви в создании системы средневекового образования. Основные типы школ: церковные (приходские, монастырские, кафедральные), светские (цеховые, гильдейские, городские). Система рыцарского воспитания. Профессиональная подготовка. Ремесленное ученичество. Высшее профессиональное образование. Появление первых университетов. Педагогическая мысль (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) и школа в эпоху Возрождения. "Дом радости" В. да-Фельтре.

Тема 7. Образование и педагогическая мысль в России в эпоху Средневековья. Образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Роль православной культуры и церкви в становлении и развитии просвещения в Древней и Московской Руси. Памятники религиозно-педагогической культуры. Основные виды и формы обучения. Первые русские школы. Школы повы­шенного типа. Братские школы в Белоруссии и на Украине. Появление учительского корпуса. "Мастера грамоты". Педагогические воззрения выдающихся деятелей культуры ХV - ХVII вв. (М.Грек, И.Федоров, С.Полоцкий и др.) Ведущие направления воспитания и обучения в ХVII в.: латино-фильское, византийско-русское, славяно-греко-латинское, старообрядческо-начетническое.

Профессиональное образование. Зарождение и развитие ремесленного ученичества. Профессиональная подготовка воинов. Профессиональное обучение при Московских приказах. Художественное образование. Использование модулей при подготовке архитекторов, живописцев, иконописцев. Зарождение высшего светского профессионального образования. Киево-могилянская академия (1632г.) Славяно-греко-латинская академия (1687 г.).

4.

Образование и педагогика в Новое время

Тема 8. Становление научной педагогики. Предпосылки выделения педагогики в самостоятельную область знания. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики. Философско-мировоззренческие основы педагогики Я.А.Коменского. Обоснование им дидактики как науки о воспитании и обучении.

Тема 9. Педагогические теории эпохи Просвещения. Эмпирико - сенсуалистские и психологические основы педагогики Дж. Локка. Система физического, нравственного, умственного и трудового воспитания «джентльмена» как реализация идеи о всестороннем и гармоничном развитии личности в условиях Нового времени. Записка к проекту закона о бедных «Рабочие школы».

Философско-педагогические взгляды французских материалистов. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж.Руссо как отражение социально-политических и философских идей Английской буржуазной революции и французского Просвещения. Демократическая направленность педагогических взглядов Руссо.

Тема 10. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения. Истоки социально-педагогических взглядов И.Г.Песталоцци. Основные этапы его педагогической деятельности, её практическая направленность. Попытка реализации идеи соединения обучения с производительным трудом. Теория элементарного образования как инструмент развития личности воспитанника.

Тема 11. Развитие идей воспитывающего и развивающего обучения в немецкой классической педагогике. Становление различных направлений в немецкой классической педагогике XIX в. И.Ф.Гербарт как представитель консервативного направления в педагогике. Обоснование дидактики воспитывающего обучения как самостоятельной отрасли педагогики. Нравственное воспитание в единстве нравственных действий с сознанием. Развитие Ф.В.А.Дистервегом буржуазно-демократического направления в немецкой педагогике. Общественно-педагогическая деятельность Ф.В.А.Дистервега. Цель образования как «развитие самодеятельности на службе истине, красоте и добру». Основополагающие принципы воспитания и обучения: природосообразность, культуросообразность и самодеятельность. Дидактические правила развивающего обучения.

Тема 12. Образование и педагогическая мысль в России в XVIII в. Социально-экономическая, политическая и культурная обусловленность реформ образования в России в начале XVIII в. Организация государственных светских школ. Попытка создания системы начальных школ в России: цифирные школы. Сословная направленность образования после 1825 г.: гарнизонные, горнозаводские, архиерейские школы, кадетские корпуса. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в области просвещения. Открытие Московского университета.

Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II. Деятельность И.И.Бецкого по реализации идеи воспитания «новой породы людей». Деятельность Ф.И.Янковича. Устав народных училищ 1786г. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Н.И.Новикова. Революционно-просветительские идеи А.Н.Радищева, обоснование им идеала «истинного сына Отечества».

Тема 13. Образование и педагогическая мысль в России в XIX в. Социально-политическая обусловленность реформ образования в начале XIX в. Устав учебных заведений, подведомственных университетам 1804 г. Создание в России государственной системы образования. Контрреформы в области образования. Уставы 1828 и 1835 гг. Профессиональное образование. Открытие высших технических, средних и низших сельскохозяйственных, технических и коммерческих учебных заведений. Подготовка военных кадров. Художественное, духовное и женское образование.

Подъем общественно-педагогического движения в 60-х гг. Школьные реформы 60-70-х гг. Деятельность земств в области народного образования. Основные направления развития педагогической мысли в XIX в. Педагогическая система К.Д.Ушинского – основоположника научной педагогики в России. Развитие и реализация идеи «свободного» воспитания в Яснополянской школе Л.Н.Толстого.

Развитие профессионально-техниче­ского образования. Деятельность русского технического общества по совершенствованию профессионально-технического образования. Съезды по техническому и профессиональному образованию. Учебно-воспитательный процесс в профессионально-технический школе. Проблема соединения общего и профессионального образования. Работа В.П.Вахтерова "Тяжба между общим и профессиональным образованием". Создание операционной и операционно-предметной систем производственного обучения, деятельность Д.К.Советскина и С.А.Владимирского.

Подготовка педагогических кадров. "Проект училища наставников" Д.И.Менделеева. Подготовка учителей в высших технических училищах. Развитие высшего профессионального образования.

5.

Образование и педагогика в Новейшее время

Тема 14. Социально-экономическая обусловленность реформаторского движения в педагогике стран Западной Европы и США в конце XIX в. Реформаторское движение «новое воспитание», его цели, характерные черты. Реализация принципа педоцентризма в теории и практике свободного воспитания. Экспериментальная педагогика Э.Меймана и В.Лая. Возникновение педологии. Прагматическая педагогика Д.Дьюи. Теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г.Кершенштейнера. Альтернативные школы Р.Штейнера и С.Френе. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Содержание воспитания и обучения в школах педагогов-реформаторов. Гуманистическая педагогика Я.Корчака.

Тема 15. Педагогическая мысль в России в конце XIX - начале XX в. Отражение важнейших педагогических проблем в работах К.Н.Вентцеля, С.Т.Блонского, А.П.Нечаева, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, П.Ф.Лесгафта и др.

Тема 16. Образование и педагогическая мысль в России после Октябрьской революции. Политика большевиков в области образования. Создание законодательной основы строительства социалистической школы. Реформы и контрреформы в области образования в советской России в 20-30-е гг. Роль Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» в дальнейшем развитии педагогической науки.

Основные направления развития педагогической мысли в 20-30-е гг. Разработка основ коммунистического воспитания в трудах А.В.Луначарского, Н.К.Крупской, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко.

Тема 17. Советская система образования в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Проблемы реализации всеобщего обучения в годы войны. Патриотическое и трудовое воспитание. Постановление СНК СССР "О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе" (1944г.). Открытие Академии педагогических наук РСФСР (1943г.). Выполнение системой функции профессионализации и социальной защиты в годы войны.

Тема 18. Развитие системы образования в 1946-1984 гг. Народное образование в послевоенные годы. Переход к всеобщему семилетнему образованию (1949г.). Введение новых учебных планов (1954/55, 1956/57. уч. годы). Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" (1958г.). Устав средней общей образовательной школы (1970). Постановление "О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972). Основа законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (1973 г.). Конституция СССР 1977 г. о всеобщем среднем образовании. Основное направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы (1984 г.). Достижения и проблемы советской системы образования. Развитие педагогической науки в Советском Союзе (Ю.К.Бабанский, В.Е.Гмурман, Н.К.Гончаров, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Ф.В.Горохов, М.Н.Скаткин и др.).

Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. С.Я.Батышев - организатор системы профессионально -технического образования.

Тема 19. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Общая характеристика современных условий развития систем образования в экономически развитых зарубежных странах (США, Японии, Великобритании, Франции, Германии и др.). Приоритеты и проблемы сферы образования. Практика школьного обучения и воспитания. Основные реформы в сфере образования развитых зарубежных стран. Направления развития: пересмотр учебных программ, интеграция и дифференциация образования, трансформация классно-урочной системы, компьютерная революция, инновации в воспитании и т.д. Современные зарубежные педагогические концепции и идеи.

Образование как один из ведущих факторов формирования гражданского общества в современной России. Цели и задачи образовательной политики. Основные направления развития российского образования. Вхождение России в Болонский процесс. Единый государственный экзамен в российской системе образования.

6.

Основы современной философии образования

Тема 20. Образование как процесс, результат и система. Глобальные проблемы современности и образование. Функции, движущие силы и ведущие тенденции развития современного образования.

Тема 21. Экология и логика образования.

Тема 22. Основы педагогической антропологии и персонологии.

Тема 23. Образовательная парадигматика.

Тема 24. Ценностно-целевые основания образования и педагогики.

Тема 25. Основы философии профессионального образования.


^ 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий




Наименование раздела дисциплины

Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий

ЛК

ПЗ

ЛБ

СРС

Всего

1.

Философия и история образования как область научного знания и учебная дисциплина. Генезис образования


2








2


4

2.

Образование и педагогическая мысль в Древнем мире



2



1






4



7

3.

Образование и педагогическая мысль в эпоху Средневековья



2



1






6



9

4.

Образование и педагогика в Новое время


4


6





8


16

5.

Образование и педагогика в Новейшее время



2



8






10



22

6.

Основы современной философии образования


-


4





10


14


^ 6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен

6.4. Практические занятия (семинары)


Наименование раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость в часах

1. Философия и история образования как область научного знания и учебная дисциплина. Генезис образования

Не предусмотрено.

-

2.Образование и педагогическая мысль в Древнем мире

1. Идея всестороннего гармоничного развития личности в теории и практике образования Древней Греции и эпохи Возрождения.

1

3.Образование и педагогическая мысль в эпоху Средневековья

1. Идея всестороннего гармоничного развития личности в теории и практике образования Древней Греции и эпохи Возрождения.


1

Образование и педагогика в Новое время

3. Педагогическая система Я.А.Коменского.

4. Педагогические теории эпохи Просвещения.

5. Становление и развитие идей воспитывающего и развивающего обучения.

6. Педагогическая система К.Д.Ушинского - основоположника научной педагогики в России. Становление и реализация в России идеи «свободного воспитания».


1
1

2


2

Образование и педагогика в Новейшее время

7. Зарубежная реформаторская педагогика конца XIX- первой половины XX в.

8. Теория и практика коммунистического воспитания в 20-е – 30-е годы XX в. в России.

10. Гуманистическая педагогика В.А.Сухомлинского. Педагогика сотрудничества.

11. Основные тенденции в развитии образования в современной России. Тестирование.


2
2

2

2

Основы современной философии образования

12. Образование как процесс, результат и система. Глобальные проблемы современности и образование. Функции, движущие силы и ведущие тенденции развития современного образования. Экология и логика образования.

13. Ценностно-целевые основания образования и педагогики. Основы педагогической антропологии и персонологии. Образовательная парадигматика. Основы философии профессионального образования.


2
2


^ 6.4. Междисциплинарные связи дисциплины




Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Методика воспитательной работы


1


2


3


4


5


6

2.

Педагогические технологии


-


-


-


4


5


6

3.

Методика профессионального обучения


-


-


-


4


5


6


^ 6.5. Требования к самостоятельной работе студентов:
Примерная тематика рефератов по философии образования
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины модуля
Целью освоения дисциплины (модуля) Информационные технологии являются формирование у студентов системных знаний по истории, современному...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Экономическая социология (указывается...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Социология (указывается наименование...
Профиль 08010007 «Финансы и кредит», 08010001«Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010005 «Налоги и налогооблажение», 08010006...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа дисциплины (модуля) Линейная алгебра
Место дисциплины в структуре ооп: цикл б2 ‑ математический и естественнонаучный цикл

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconВысшего профессионального образования «волгоградская государственная...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории,...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины
Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и...

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) iconРабочая программа модуля (дисциплины) атлетическая силовая подготовка
Педагогический, тренерский, рекреационный, организационно-управленческий, научно-исследовательский, культурно-просветительский

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов