Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.)




Скачать 76.95 Kb.
НазваниеПрограмма-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.)
Дата публикации21.08.2013
Размер76.95 Kb.
ТипПрограмма-минимум
zadocs.ru > Философия > Программа-минимум
ПРОГРАММА-МИНИМУМ

подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»

(2012/2013 гг.).

История науки.

  1. Проблемы начала науки.

  2. Наука на Древнем востоке.

  3. Наука в античности.

  4. Наука в средневековье.

  5. У истоков классической науки.

  6. Современная наука.

  7. Наука будущего.


Философия науки. Общие проблемы.

  1. Предмет и основные исторические этапы развития современной философии науки.

  2. Сущность и основное содержание проблемы соотношения философии (метафизики) и науки.

  3. Проблема единства науки на рубеже Х1Х-ХХ веков.

  4. Наука и вненаучные типы знания.

  5. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

  6. Основные уровни научного знания (эмпирический, теоретический, метатеоретический ), критерии их выделения и механизм взаимодействия между ними.

  7. Структура философских оснований науки.

  8. Законы в структуре науки и природа научного объяснения. Объяснение, предсказание и ретросказание.

  9. Интерналистская и экстерналистская модели развития науки – философский и историографический аспекты проблемы.

  10. Проблема преемственности в развитии научного знания. Принцип соответствия и его методологическая роль в развитии научных теорий.

  11. Научные революции, парадигмы и научные сообщества (по работе Т.Куна «Структура научных революций»).

  12. .Гипотетико-дедуктивная модель науки. Применима ли она к сфере социально –экономического и гуманитарного познания?

  13. Концепции развития науки в западной философии науки ХХв. (концепции Т.Куна, М.Поланьи, К.Поппера, С.Тулмина, И.Лакатоса и др.).

  14. Проблема развития науки в отечественной философии науки ХХв.

  15. Наука как социальный институт. Наука и политика, наука и бизнес.

  16. Наука как инновационная деятельность. Этика научной деятельности.

  17. Наука и ценности. Свобода научных исследований и ответственность ученого.

  18. Проблема детерминизма в философии науки ХХв. Детерминизм и случайность. Детерминизм и свобода человека.

  19. Проблема причинности в философии науки ХХв.

  20. Причинность и телеологические объяснения в современной науке.

  21. Проблема редукции в философии науки ХХв. Редукционизм и холизм. Редукционизм и эмерджентизм.

  22. Системное движение в науке ХХв. (общая теория систем, кибернетика, синергетика и др.) и его революционная роль в трансформации науки и научного мировоззрения.

  23. Научная картина мира и её роль в развитии науки. Глобальный эволюционизм как стержень современной научной картины мира.

  24. Человек как проблема философского и научного познания. Человек в современной научной картине мира.

  25. Постмодернизм и современная наука. Плюрализм научных концепций и объективность научной истины.

  26. Проблема единства науки на рубеже ХХ-ХХ1 веков. На пути к преодолению раскола «двух культур» (естественнонаучной и гуманитарной).


^ Философские проблемы социально-гуманитарных наук и наук об управлении.

  1. Специфика субъект-объектного отношения в социально-гуманитарном познании. Человеческая деятельность как главный предмет социально-гуманитарных наук.

  2. Дискуссии о путях формирования социально-гуманитарных наук на рубеже Х1Х-ХХв.: рождение позитивистской (сциентистской) и антипозитивистской (антисциентистской) стратегий развития социально-гуманитарных наук.

  3. «Постмодернисткий вызов» и «лингвистический поворот» в социально-гуманитарных науках последней трети ХХв.

  4. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук (натурализм и культур-центризм) на сегодня.

  5. Специфика постановки вопроса об объективности познания и объективной истине в социально-гуманитарных науках.

  6. Объяснение и понимание-основной водораздел между классическим естествознанием и социально-гуманитарными науками. Преодолен ли он в современной науке?

  7. Различные модели объяснения (модель «охватывающего закона» К.Гемпеля, модель «рационального объяснения» У.Дрея, модель «телеологического объяснения» фон Вригта и др.) в истории и социально-гуманитарных науках.

  8. Герменевтика, эмпатия и диалог как основные методы понимания в гуманитарных науках.

  9. Интенциональность как главная черта человеческой ментальности и главный системообразующий фактор в науках о человеке и человеческой культуре.

  10. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Понятие коммуникативной рациональности.

  11. Нарратив (нарративность) – новая парадигма в историческом и гуманитарном познании.

  12. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

  13. Эволюционные идеи и подходы в современных науках об обществе и культуре.

  14. Основные этапы формирования классической философии социологии.

  15. Современные дискуссии о научном статусе социологии.

  16. Формирование и основные этапы развития философии политики.

  17. Специфика философско-методологических проблем экономической науки.

  18. Противостояние постмодернизма и натурализма (эволюционизма) в современной философии и методологии экономической науки.

  19. Исторические типы права и характерные черты правовых идей в конце ХХ-начале ХХ1 веков.

  20. Основные этапы в развитии философии и методологии истории. Вопросы эпистемологии исторического познания в современной литературе.

  21. Проблема интеграции наук (естествознания и наук о человеке) в философии науки начала ХХ1века.

  22. Сущность менеджмента и проблема содержания и формы современного бизнес-образования.

  23. История накопления знаний о принципах устройства и функционирования различных типов организаций с древнейших времен до начала ХХв.

  24. Эволюция управленческой мысли в ХХв. Шесть наиболее популярных управленческих идей: бюрократия, научный менеджмент, административная теория, человеческие отношения, новые человеческие отношения, теория гуру.

  25. Становление и развитие школы «науки управления» (количественной школы).

  26. Системный анализ и математические методы в управлении.

  27. Методологические основы школы науки управления. Системный подход и формирование парадигмы эволюционного менеджмента.

  28. Научный менеджмент – стратегический фактор инновационного развития.

  29. Научный менеджмент в системе современного государственного управления. Управление, основанное на социологической и психологической науке.

  30. Ценности в структуре менеджмента.

  31. «Управление по целям» - стратегическое направление управленческой науки.

  32. Питер Друкер о задачах менеджмента в ХХ1 веке.

  33. Р.Акофф о менеджменте. Роль бизнеса в демократическом обществе.

  34. Основные характеристики теорий гуру менеджмента и способы их продвижения.

  35. Разнообразие моделей менеджмента.

  36. Особенности американской модели менеджмента.

  37. Особенности японской модели менеджмента.

  38. Особенности западноевропейской модели менеджмента.

  39. Развитие менеджмента в СССР и России.

  40. Современные концепции менеджмента и формирование российской модели менеджмента.


Литература.

Основная учебная литература


  1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006, 2010.

  2. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006.

  3. Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки. Учебное пособие. – М.:КДУ, 2008.

  4. История и философия науки. Учебное пособие. Книга 1. Общие вопросы. –М: МГУ, 2009.

  5. История и философия науки. Учебное пособие. Книга 2. История и философия наук об управлении. – М.: МГУ, 2009.

  6. История и философия науки. Учебное пособие. Книга 3.История и философия социологии.-М.: МГУ,2009.

  7. История и философия науки. Учебное пособие. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки.- М.: МГУ,2010.


Дополнительная литература:


  1. Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. Изд-во Питер, 2002.

  2. Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты.-М.: КРАСАНД, 2011.

  3. Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – Изд-во Вильямс, 2007.

  4. Ивин А.А. Современная философия науки.- М.: Высшая школа,2005.

  5. История и философия науки. Под общей редакцией проф. А.С.Лебедева. –М.: Академический Проект,2007.

  6. Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент. – Изд-во Олимп-Бизнес, 2005.

  7. Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. –М.:Идея-Пресс,2006.

  8. Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: Юнити-Дана, 2005.

  9. Социальные знания и социальные изменения.- М.: ИФ РАН, 2001.

  10. Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей редакцией проф. А.С.Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006, 2008.

  11. Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы. – Воронеж, Воронежский ун-т,2006.

  12. Хажински А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху. – Изд-во Питер, 2002.

  13. Человек в единстве социальных и биологических качеств.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.


Примерная тематика рефератов для сдачи экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки».


  1. Основные исторические этапы развития науки и их особенности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука (на примере наук об управлении).

  2. Научные парадигмы и научные сообщества (на примере наук об управлении).

  3. Специфика субъект- объектного и объект-предметного отношения в социально-экономических и гуманитарных науках.

  4. Объяснение и понимание в естествознании и социально-гуманитарных науках.

  5. Модели объяснения в исторических и социально-гуманитарных науках (модель «охватывающего закона» К.Гемпеля, модель «рационального объяснения» У.Дрея, модель «телеологического объяснения» фон Райта и др.).

  6. Герменевтика, эмпатия и диалог как методы познания (понимания) в социально-гуманитарных науках

  7. Нарратив (нарративность) – заявка на новую парадигму в исторических и социально-гуманитарных науках.

  8. Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Понятие коммуникативной рациональности.

  9. Наука как социальный институт.

  10. Наука как инновационная деятельность.

  11. Наука и этика.

  12. Постмодернизм и современная наука.

  13. Экономическая теория как риторика.

  14. Эволюционные подходы (дарвинистского и синергетического толка) в современной экономике и науках об управлении организациями.

  15. Обоснование идеи «Большой (Универсальной) истории» как мейнстрима современной исторической науки

  16. Человек как комплексная проблема современной науки.

  17. Модели экономической науки в их историческом развитии.

  18. Основные методы социологических исследований. Пути построения социологических теорий.

  19. Основные этапы в развитии методологии и эпистемологии исторических наук.

  20. Философия и теория права ХХ в.

  21. Научный менеджмент – стратегический фактор инновационного развития.

  22. .Питер Друкер о задачах менеджмента в ХХ1 веке.

  23. Ценности в структуре менеджмента.

  24. Методологические основы школы науки об управлении.

  25. Системный анализ и математические методы в управлении.

  26. Основные характеристики теорий гуру менеджмента.

  27. Научный менеджмент в системе современного государственного управления.

  28. «Управление по целям» - стратегическое направление управленческой науки

  29. Управление на основе современных социологических и психологических наук.

  30. Организационная культура и управленческая деятельность

  31. Роль государства в стимулировании инновационной деятельности.

  32. Сравнительный анализ моделей менеджмента в США, Японии, стран Западной Европы и России.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История и философия науки» для...

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу “философия и история науки”...
Для подготовки программы курса были использованы также материалы по истории науки и философским проблемам ее отдельных отраслей....

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconПеречень вопросов для сдачи кандидатского экзамена по курсу «история и философия науки» (2012)

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconПоложение о Студенческом совете исторического факультета Московского...
Студенческий совет исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (далее — мгу) создается...

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconРефератов для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «история и философия науки»
Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconКурс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)
История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconВ зависимости от вида письменных работ отчеты системы «Антиплагиат»...
Настоящий регламент устанавливает порядок использования системы «Антиплагиат» для проверки и оценки письменных работ студентов бакалавриата,...

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconУчебника по дисциплине «История политических и правовых учений»
Марченко Михаил Николаевич д-р юрид наук, проф., заведу­ющий кафедрой теории государства и права и политологии юриди­ческого факультета...

Программа-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» (2012/2013 гг.) iconЭкзаменационные вопросы обязательные для всех аспирантов и соискателей
Философия и наука. Историческая динамика взаимосвязи философии и науки (предисловие стр 3-11 )

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов