ПРОГРАММА-МИНИМУМ
подготовки аспирантов и соискателей факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
(2012/2013 гг.).
История науки.
Проблемы начала науки.
Наука на Древнем востоке.
Наука в античности.
Наука в средневековье.
У истоков классической науки.
Современная наука.
Наука будущего.
Философия науки. Общие проблемы.
Предмет и основные исторические этапы развития современной философии науки.
Сущность и основное содержание проблемы соотношения философии (метафизики) и науки.
Проблема единства науки на рубеже Х1Х-ХХ веков.
Наука и вненаучные типы знания.
Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
Основные уровни научного знания (эмпирический, теоретический, метатеоретический ), критерии их выделения и механизм взаимодействия между ними.
Структура философских оснований науки.
Законы в структуре науки и природа научного объяснения. Объяснение, предсказание и ретросказание.
Интерналистская и экстерналистская модели развития науки – философский и историографический аспекты проблемы.
Проблема преемственности в развитии научного знания. Принцип соответствия и его методологическая роль в развитии научных теорий.
Научные революции, парадигмы и научные сообщества (по работе Т.Куна «Структура научных революций»).
.Гипотетико-дедуктивная модель науки. Применима ли она к сфере социально –экономического и гуманитарного познания?
Концепции развития науки в западной философии науки ХХв. (концепции Т.Куна, М.Поланьи, К.Поппера, С.Тулмина, И.Лакатоса и др.).
Проблема развития науки в отечественной философии науки ХХв.
Наука как социальный институт. Наука и политика, наука и бизнес.
Наука как инновационная деятельность. Этика научной деятельности.
Наука и ценности. Свобода научных исследований и ответственность ученого.
Проблема детерминизма в философии науки ХХв. Детерминизм и случайность. Детерминизм и свобода человека.
Проблема причинности в философии науки ХХв.
Причинность и телеологические объяснения в современной науке.
Проблема редукции в философии науки ХХв. Редукционизм и холизм. Редукционизм и эмерджентизм.
Системное движение в науке ХХв. (общая теория систем, кибернетика, синергетика и др.) и его революционная роль в трансформации науки и научного мировоззрения.
Научная картина мира и её роль в развитии науки. Глобальный эволюционизм как стержень современной научной картины мира.
Человек как проблема философского и научного познания. Человек в современной научной картине мира.
Постмодернизм и современная наука. Плюрализм научных концепций и объективность научной истины.
Проблема единства науки на рубеже ХХ-ХХ1 веков. На пути к преодолению раскола «двух культур» (естественнонаучной и гуманитарной).
^
Специфика субъект-объектного отношения в социально-гуманитарном познании. Человеческая деятельность как главный предмет социально-гуманитарных наук.
Дискуссии о путях формирования социально-гуманитарных наук на рубеже Х1Х-ХХв.: рождение позитивистской (сциентистской) и антипозитивистской (антисциентистской) стратегий развития социально-гуманитарных наук.
«Постмодернисткий вызов» и «лингвистический поворот» в социально-гуманитарных науках последней трети ХХв.
Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук (натурализм и культур-центризм) на сегодня.
Специфика постановки вопроса об объективности познания и объективной истине в социально-гуманитарных науках.
Объяснение и понимание-основной водораздел между классическим естествознанием и социально-гуманитарными науками. Преодолен ли он в современной науке?
Различные модели объяснения (модель «охватывающего закона» К.Гемпеля, модель «рационального объяснения» У.Дрея, модель «телеологического объяснения» фон Вригта и др.) в истории и социально-гуманитарных науках.
Герменевтика, эмпатия и диалог как основные методы понимания в гуманитарных науках.
Интенциональность как главная черта человеческой ментальности и главный системообразующий фактор в науках о человеке и человеческой культуре.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Понятие коммуникативной рациональности.
Нарратив (нарративность) – новая парадигма в историческом и гуманитарном познании.
Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.
Эволюционные идеи и подходы в современных науках об обществе и культуре.
Основные этапы формирования классической философии социологии.
Современные дискуссии о научном статусе социологии.
Формирование и основные этапы развития философии политики.
Специфика философско-методологических проблем экономической науки.
Противостояние постмодернизма и натурализма (эволюционизма) в современной философии и методологии экономической науки.
Исторические типы права и характерные черты правовых идей в конце ХХ-начале ХХ1 веков.
Основные этапы в развитии философии и методологии истории. Вопросы эпистемологии исторического познания в современной литературе.
Проблема интеграции наук (естествознания и наук о человеке) в философии науки начала ХХ1века.
Сущность менеджмента и проблема содержания и формы современного бизнес-образования.
История накопления знаний о принципах устройства и функционирования различных типов организаций с древнейших времен до начала ХХв.
Эволюция управленческой мысли в ХХв. Шесть наиболее популярных управленческих идей: бюрократия, научный менеджмент, административная теория, человеческие отношения, новые человеческие отношения, теория гуру.
Становление и развитие школы «науки управления» (количественной школы).
Системный анализ и математические методы в управлении.
Методологические основы школы науки управления. Системный подход и формирование парадигмы эволюционного менеджмента.
Научный менеджмент – стратегический фактор инновационного развития.
Научный менеджмент в системе современного государственного управления. Управление, основанное на социологической и психологической науке.
Ценности в структуре менеджмента.
«Управление по целям» - стратегическое направление управленческой науки.
Питер Друкер о задачах менеджмента в ХХ1 веке.
Р.Акофф о менеджменте. Роль бизнеса в демократическом обществе.
Основные характеристики теорий гуру менеджмента и способы их продвижения.
Разнообразие моделей менеджмента.
Особенности американской модели менеджмента.
Особенности японской модели менеджмента.
Особенности западноевропейской модели менеджмента.
Развитие менеджмента в СССР и России.
Современные концепции менеджмента и формирование российской модели менеджмента.
Литература.
Основная учебная литература
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М.: Гардарики, 2006, 2010.
Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006.
Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству науки. Учебное пособие. – М.:КДУ, 2008.
История и философия науки. Учебное пособие. Книга 1. Общие вопросы. –М: МГУ, 2009.
История и философия науки. Учебное пособие. Книга 2. История и философия наук об управлении. – М.: МГУ, 2009.
История и философия науки. Учебное пособие. Книга 3.История и философия социологии.-М.: МГУ,2009.
История и философия науки. Учебное пособие. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки.- М.: МГУ,2010.
Дополнительная литература:
Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. Изд-во Питер, 2002.
Будущее фундаментальной науки. Концептуальные, философские и социальные аспекты.-М.: КРАСАНД, 2011.
Друкер П. Задачи менеджмента в ХХ1 веке. – Изд-во Вильямс, 2007.
Ивин А.А. Современная философия науки.- М.: Высшая школа,2005.
История и философия науки. Под общей редакцией проф. А.С.Лебедева. –М.: Академический Проект,2007.
Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент. – Изд-во Олимп-Бизнес, 2005.
Никифоров А.Л. Философия науки. История и теория. –М.:Идея-Пресс,2006.
Рузавин Г.И. Методология научного познания. – М.: Юнити-Дана, 2005.
Социальные знания и социальные изменения.- М.: ИФ РАН, 2001.
Философия социальных и гуманитарных наук. Под общей редакцией проф. А.С.Лебедева. – М.: Академический Проект, 2006, 2008.
Философия науки: исторические эпохи и теоретические методы. – Воронеж, Воронежский ун-т,2006.
Хажински А. Гуру менеджмента. Дорога к успеху. – Изд-во Питер, 2002.
Человек в единстве социальных и биологических качеств.- М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.
Примерная тематика рефератов для сдачи экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки».
Основные исторические этапы развития науки и их особенности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука (на примере наук об управлении).
Научные парадигмы и научные сообщества (на примере наук об управлении).
Специфика субъект- объектного и объект-предметного отношения в социально-экономических и гуманитарных науках.
Объяснение и понимание в естествознании и социально-гуманитарных науках.
Модели объяснения в исторических и социально-гуманитарных науках (модель «охватывающего закона» К.Гемпеля, модель «рационального объяснения» У.Дрея, модель «телеологического объяснения» фон Райта и др.).
Герменевтика, эмпатия и диалог как методы познания (понимания) в социально-гуманитарных науках
Нарратив (нарративность) – заявка на новую парадигму в исторических и социально-гуманитарных науках.
Коммуникативность в науках об обществе и культуре. Понятие коммуникативной рациональности.
Наука как социальный институт.
Наука как инновационная деятельность.
Наука и этика.
Постмодернизм и современная наука.
Экономическая теория как риторика.
Эволюционные подходы (дарвинистского и синергетического толка) в современной экономике и науках об управлении организациями.
Обоснование идеи «Большой (Универсальной) истории» как мейнстрима современной исторической науки
Человек как комплексная проблема современной науки.
Модели экономической науки в их историческом развитии.
Основные методы социологических исследований. Пути построения социологических теорий.
Основные этапы в развитии методологии и эпистемологии исторических наук.
Философия и теория права ХХ в.
Научный менеджмент – стратегический фактор инновационного развития.
.Питер Друкер о задачах менеджмента в ХХ1 веке.
Ценности в структуре менеджмента.
Методологические основы школы науки об управлении.
Системный анализ и математические методы в управлении.
Основные характеристики теорий гуру менеджмента.
Научный менеджмент в системе современного государственного управления.
«Управление по целям» - стратегическое направление управленческой науки
Управление на основе современных социологических и психологических наук.
Организационная культура и управленческая деятельность
Роль государства в стимулировании инновационной деятельности.
Сравнительный анализ моделей менеджмента в США, Японии, стран Западной Европы и России.
|