Оглавление




НазваниеОглавление
страница1/32
Дата публикации05.04.2014
Размер6.61 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова Социальная педагогика, М., 2001.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора

3

Раздел I. Теория социальной педагогики

Лекция 1. Педагогика: предмет, задачи, функции

5

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи.

Лекция 2. Социальная педагогика: предмет, ее прикладные задачи

14

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли.

Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной философии

27

Социальная философия, основные понятия. Личность и общество - общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.

Лекция 4. Современная система образования, ее социальные функции и проблемы

33

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования.

Лекция 5. Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды

43

Понятие "личность". Формирование и становление личности, возрастные особенности, развитие задатков и способностей. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности.

Лекция 6. Социальный педагог, его профессионализм и практика

61

Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах.

Раздел II. Защита детства и социальная педагогика в истории России

Лекция 7. Государственная политика защиты детей и социальное воспитание в истории России с древнейших времен до конца XVIII в

86

Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. "Русская Правда" о защите семьи и опекунстве. "Домострой", реформы Петра I, "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине II.

Лекция 8. Государственная политика защиты детства в XIX - начале XX в

104

Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф. Одоевский о воспитании в приютах, его "Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами". Статья В.Я. Стоюнина "Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома".

Лекция 9. Семейное воспитание и домашнее образование в XIX - начале XX в

126

М.М. Монасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье. "Воспоминания" П.А. Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей.

Лекция 10. Православие и социальное воспитание в истории России

155

Православие и образование в России. Религиозное образование, воспитание христианина. К.Д. Ушинский с религиозном воспитании. Из "Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого".

Лекция 11. Педагогика ненасилия. Теория и эксперимент свободного воспитания

176

Н.К. Рерих о ненасилии. Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н. Вентцеля.

Лекция 12. Практика социального воспитания в начале XX в. Педагогика среды С.Т. Шацкого

191

Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т. Шацкого "Бодрая жизнь", его статьи "Задачи общества", "Детский труд и отдых" и "Что такое клуб?"

Лекция 13. Государственная политика защиты детей в годы советской власти

209

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты.

Лекция 14. Опыт социального воспитания личности в коллективе

218

Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т. Шацкого. "Республика ШКИД" В.Н. Сороки-Росинского. Опыт А.С. Макаренко, его статьи "О моем опыте" и "Конституция страны ФЭД".

Лекция 15. Педагогика сотрудничества в практике педагогов- новаторов

258

Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П. Щетинина, Т.И. Гончаровой, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П. Волкова "учить творчеству".

Раздел III. Работа социального педагога в современных условиях

Лекция 16. Современная семья и ее проблемы

270

Семья как социальная ячейка общества. Типы современной семьи, демография семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи.

Лекция 17. Детство. Защита детей в современных условиях

294

Детство. Сиротство, социальное сиротство. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А. Амонашвили "Что такое детство". Защита детства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома.

Лекция 18. Работа социального педагога с семьей

322

Работа с семьей, где ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А. Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры "Доверия" и "Радуга" в г. Клин, Московской области.

Лекция 19. Работа социального педагога в школе и микрорайоне

344

Работа социального педагога в школе, социальные задачи школы в современных условиях. Школа - центр воспитательной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы №59 г. Ярославля.

Лекция 20. Работа социального педагога с трудными подростками

357

Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах "Надежда" и "Радость" г. Клина. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемых.

Лекция 21. Работа социального педагога с одаренными детьми

380

Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми. В.П.Кащенко о "даровитых детях".

Лекция 22. Опыт социального воспитания в странах Европы и США

390

Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями.

Приложение

^ ОТ АВТОРОВ

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети-инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям, страдающим от жестокости родителей-алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы незащищенности семьи и детей, возросли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

Это не только "помощь" или "перевоспитание", но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

В книгу вошли лекции о сущности социальной педагогики и работы социального педагога, характеризующие особенности его деятельности, профессионального мастерства как результат его постоянного труда, любви к детям и проявления человеколюбия - в общении с детьми из "семей риска", трудными и больными, в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в различных реабилитационных центрах.

Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка или подростка, в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.

Для этого потребовалось привлечение основных положений педагогической науки, и к ним ее части - социальной педагогики.

Появилась необходимость обратиться к истории отечественного образования и педагогики, к практике социального воспитания отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэтому наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.

Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях-сиротах, религиозном воспитании, воспитании в дворянской и крестьянской семьях. Полезно знать, что

3

такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание личности в коллективе и педагогика ненасилия.

Как дополнение к лекциям в книгу вошли отрывки из исторических документов и литературных памятников, из статей видных отечественных педагогов и ученых по различным вопросам социального воспитания.

Эти материалы полезны социальному работнику при создании или организации работы в различных клубах, реабилитационных или лечебных центрах, в приютах для детей-сирот и в индивидуальной работе с трудными подростками.

В книге могут найти для себя интересный материал педагоги, так как часть материала из истории отечественного образования и воспитания публикуется впервые и содержат поучительный опыт прошлого.

Эти материалы представляют интерес для студентов, будущих социальных работников, особенно при подготовке курсовых и дипломных работ или рефератов по проблемам социальной педагогики.

Лекции были прочитаны студентам, слушателям - социальным работникам; предпочтение отдавалось тем темам, которые, по их отзывам, необходимы для практической работы.

В конце каждой темы даны задания-вопросы, цель которых - направить социального работника и социального педагога на анализ предлагаемого материала, на необходимость и полезность педагогических идей прошлого для его практической работы. Это возможность творческого использования исторического прошлого.

4

^ РАЗДЕЛ I
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


ЛЕКЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи.

Педагогика как наукаНа каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучение и воспитание подрастающего поколения.

Педагогика развивалась в русле философских знаний о человеке и обществе, но в XVI-XVII вв. она отпочковывается от философии, став самостоятельной наукой, означающей науку о законах воспитания, о передаче опыта одного поколения другому, наукой о процессе воспитания и обучения не только детей, но и взрослых. Общими для философии и педагогики являлись система взглядов на мир и место в нем человека, на место человека в обществе. Педагогика как частная наука философии сосредоточилась только на проблемах человека, личности и общества, воспитании, образовании и обучении, идеале воспитания, идеале личности в обществе.

Она стала наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.

^ Предметом педагогики является воспитание как сознательно организованный процесс (В.Е. Гмурман), происходящий в семье и обществе, в государстве, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.

В основе педагогики лежит исследование педагогического процесса, в соответствии с которым создаются методы, методики и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Педагогика изучает деятельность и ребенка и воспитателя, изучает педагогический процесс передачи взрослым поколением знаний, умений и навыков молодежи. Старшее поколение передает молодым свой опыт общественных отношений, научные знания, нормы морали.

5

^ Функциями педагогики является ее практическая и теоретическая направленность.

Теория педагогики объясняет обществу и человеку процесс и законы воспитания и обучения, образования и просвещения.

Теория педагогики направлена на то, чтобы обосновать процессы обучения и воспитания, дать практические рекомендации педагогам, как следует совершенствовать профессиональный труд. Этим педагогика помогает обществу развиваться, совершенствоваться, двигаться вперед.

^ Практическая функция педагогики состоит в вооружении педагогов-практиков научно-теоретическими обоснованиями методов обучения и воспитания.

В систему педагогических наук входят: общая педагогика, дидактика, теория воспитания, школоведение, история педагогики, дефектология и др.

Общая педагогика - это теоретическая система педагогических наук. Исследование педагогических знаний, теории и практики, методов и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь педагогики с другими науками.

Дидактика (теория обучения) часть общей педагогики, которая изучает сам процесс обучения как средство воспитания и развития и то, как обучение влияет на воспитание, развитие и образование ребенка. Обучение состоит из двух взаимосвязанных явлений - преподавания профессиональной деятельности взрослых и учения - специально организованной детской деятельности.

Дидактика разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы, методы и средства обучения. Определяет направление частных методик и потому тесно связана с различными науками. Каждая методика имеет свою специфику.

На основе дидактики разрабатываются методы обучения, пособия, учебники и программы различных типов учебных заведений.

Теория воспитания изучает процесс развития личности, ее убеждений, анализирует конкретный процесс воспитания, его закономерности и перспективы. Теория воспитания ориентируется на исследование процессов воспитания в ходе учебной, трудовой, общественной, игровой, художественной и спортивной деятельности, а также организации межличностного общения; изучение методов воспитания личности. Учитываются интеллект, проявление воли, характера, чувств, потребностей, мотивов и интересов.

Теория воспитания анализирует связь между отдельными направлениями воспитания: трудовым, нравственным, умственным, правовым, эстетическим и физическим. Теория воспитания исследует процесс воспитания цельной личности.

6

Школоведение - часть общей педагогики. Исследует вопросы управления народным образованием, организацией учебно-воспитательного процесса, работу отдельных школ и педагогических коллективов; рассматривает содержание и методы организации управления школьным делом. Отражает процесс руководства системой народного образования, со стороны государственных планов разрабатывает научные принципы организации школьного дела.

История педагогики как часть общей педагогики исследует возникновение и развитие практики обучения и воспитания, различных педагогических теорий и концепций, методов обучения и воспитания в разные времена и у разных народов.

Анализирует и обобщает накопленный ценный педагогический опыт в воспитании подрастающего поколения. Этот опыт важен для современного учительства, так как поможет совершенствовать современную педагогическую практику.

Еще Л.Н. Толстой писал, что познать педагогику невозможно без знания истории педагогики.

Сравнительная педагогика занимается изучением тенденций и закономерностей обучения и воспитания у разных народов в различных странах. Знание сравнительной педагогики дает возможность использовать положительный опыт разных школ и народов для совершенствования собственного.

Дошкольная педагогика освещает вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Дефектология выделяется как специальная педагогика, определяющая работу с детьми с физическими и психическими отклонениями. Сурдопедагогика - педагогика глухих и слабослышащих, тифлопедагогика - слепых и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, а также наука о нарушениях речи и путях их преодоления - логопедия.

Педагогика высшей школы выделяется отдельно и является частью педагогики взрослых. В ней отражается специфика образовательных и воспитательных задач в работе со студентами вузов.

Существуют и другие научные подразделения: педагогика семьи, профессиональная (рабочая) педагогика, военная педагогика и исправительно-трудовая. Каждое из названных направлений имеет свои особенности.

На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние его образования, обучения и воспитания. Веками в науку о воспитании вносились новый опыт и новые обобщения. Педагогика развивалась благодаря совершенствованию опыта, практике прогрессивных школ и педагогов.

7

Воспитание подрастающего поколения существовало на самых первых этапах развития цивилизации.

История развития науки педагогикиПервые приемы воспитания, элементы народной педагогики дошли до нашего времени с древнейших времен. Каждое поколение, каждый народ создавали свою систему воспитания.

Из памятника "Книга пророчеств" мы узнаем о жреческих школах древнего народа майя, из древнейших трактатов японских мудрецов - о воспитании японской девочки, о семейном воспитании в древнем Китае из философии Конфуция.

В глубокой древности еще в рамках философских знаний общество выдвигало идеал воспитания. В государстве инков (IX-XV вв.), считая себя "сынами Солнца", жрецы учили людей Земли "жить жизнью достойной человека". Это их общественное сознание, идеология и философия жизни.

В основе буддизма - бытие личности, ее страдания, освобождение от страданий, терпимость. Идеал человека в Древней Индии (V-VI вв. до н.э.) - идеал доброты. В основе его воспитания - познание психологии личности, так как главное - свободная личность, ее независимость от окружающего мира.

Содержание образования в древней Индии заслуживает особого внимания. Многие открытия, которые приписываются греческим и европейским ученым, относятся к древнеиндийским учениям. Например, математика. Цифры, называемые арабскими, были известны в древней Индии. То же относится к медицине и астрономии. Учебниками были словари по различным знаниям. Первый Букварь содержал свод Законов, по ним учили читать и писать.

Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551-479 гг. до н. э.) должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: "Чего не желаешь себе - не делай другим" был в основе воспитания. Он впервые разработал концепцию идеального человека и воспитание ребенка в семье: "почитай родителей", "не бросай их", "будь почтителен", "не выражай досады на них". Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения.

В период расцвета Афин странствующие философы - софисты - были учителями красноречия. Они за плату учили молодежь произносить речи, вести политические беседы, убеждать и спорить, что требовало знаний логики и философии. Беседы софистов посвящались вопросам права и этики. Главное в жизни человека, считали они, - это познание, и то, что человек познает, является в жизни истинным. Софисты впервые выдвинули вопрос о важности воспитания.

8

Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение - результат незнания.

Сократовский метод воспитания - метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения - путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы.

Идея гармонического развития личности идет от ученика Сократа Платона (472-348 гг. до н.э.). От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах, регулирование государством деторождения. От Платона через средневековье, через "новое время" пришла программа обучения в школах, получившая во времена Платона название "семь свободных искусств" (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

От величайшего философа Греции Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, основной целью воспитания.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) выделял как главное в воспитании знание природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть Труд.

Сочинение Квинтилиана (ок. 35 - ок. 96 г. н.э.) "Наставление оратору" положило начало обучению ораторскому искусству.

Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. О воспитании и обучении в средневековой Киевской Руси узнаем из летописей, литературных и исторических памятников, из различных "Слов" и "Поучений", дошедших до наших времен.

Научный подход в педагогике к проблемам обучения и воспитания начинается с Яна Амоса Коменского (1502-1670) и его книги "Великая дидактика" (1654), где впервые были сформулированы принципы, методы и формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания. В частности, обосновывая цель обучения как познание человеком самого себя и окружающего мира, управление собой и почитание Бога.

Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. О воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело, пишет Джон Локк (1632-1704). Патриот и гражданин, здравомыслящая личность - таким представлял себе идеал воспитания К. Гельвеции (1715-1771).

9

Жан-Жак Руссо (1712-1778) ставит перед воспитанием цель - воспитать "не судью, не солдата, не священника, а человека".

Таким образом, хотя педагогика и выделилась в самостоятельную науку, но эта самостоятельность относительна, поскольку и педагогика и философия, изучая человека, находятся в постоянной взаимосвязи1.

Социалисты-утописты (Томас Мор, Т. Компанелла, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье) выдвинули как идеал воспитания формирование всесторонне развитой личности, для становления которой необходимо соединение обучения с производительным трудом и всеобщее равное образование.

В программах школ Нового времени, и европейских странах и в России, наряду с религиозными выдвигают вопросы светского и реального образования.

Восемнадцатый век - Век Просвещения. В России реформы Петра I в области образования - это эпоха создания светской школы, создание демократической профессиональной школы. И.Посошков, Ф. Салтыков, В.Н.Татищев считали необходимым всеобщее образование народа для развития России. Развертывалась сеть закрытых сословных учебных заведений. По существу - это попытка "создать новую породу людей". Открытием "Воспитательных домов", Смольного Института благородных девиц И.И. Бецкой и Екатерина II пытались претворить эту идею в жизнь.

На педагогическую теорию и практику европейских стран XIX в. оказали влияние труды И.Г. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (1776-1841), А. Дистерверга (1790-1866), а в России педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов и революционных демократов.

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

В середине XIX в. статья Н.И. Пирогова "Школа и жизнь" стала предметом дискуссии педагогической общественности о важности связи обучения с требованиями общества.

10

Яснополянская школа Л.Н.Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Событием в истории отечественной педагогики стали статьи и книги К.Д.Ушинского о научном статусе педагогики. Он дал педагогике определение науки, сформулировал предмет и исследования, закрыв тем самым дискуссию: наука или искусство педагогика. Вопреки отрицанию научной значимости педагогики и определению ее только как науки прикладной Ушинский придавал огромное значение развитию педагогической теории и практики в их единстве. Он рассматривал воспитание личности в зависимости от знания наук о человеке: анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, филологии, географии, политэкономии и истории. Ушинский утверждал: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях". На первое место среди перечисленных выше наук он выдвигал психологию.

Последователи К.Д. Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М. Монасеина исследовала процесс развития личности, П.Ф. Лесгафт - физическое и семейное воспитание, Х.Д. Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И.Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики.

В начале XX в. общественно-педагогическое движение поднимает проблемы свободного воспитания и семейной педагогики (К.Н. Вентцель), педагогики среды (С.Т. Шацкий) и социальной педагогики.

Послеоктябрьский период развития педагогики в России - период создания новой школы, новой системы образования, где первостепенными были проблемы педагогики коллектива, воспитание личности в коллективе, воспитание всесторонне развитой личности - строителя нового общества.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми: отношения человека

11

в семье и в обществе, отношение к близким и к самому себе.

Основные понятия педагогики Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. Понятие формирование - это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.
Просвещение - распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения - век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

"Образование" - в буквальном смысле "формирование образа" мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования - обучение в различных учебных заведениях1.

Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887-1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности2.

Ученый отмечал, что "подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры"3.

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей-заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют на личность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.

Воспитание - это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

12

Обучение - двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание - руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

"Система образования" представляет существующее общее и специальное образование. Общее - это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

^ Содержание образования - система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс - воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый "учебно-воспитательный процесс". Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.

Вопросы и задания

  1. Дайте характеристику системы педагогических наук.

  2. Охарактеризуйте содержание образования и обучения в школе.

  3. Дайте характеристику содержания воспитания.

  4. Что такое педагогический процесс.

Литература к лекции

  1. Ильина ТА. Педагогика. - М., 1984.

  2. Куписевич Ч. Основы общественной дидактики. - М., 1986.

  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1996.

  4. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.

  5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1992.

  6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.

  7. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

13



1 См.: Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С. 12

1 Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. - М., 1964-1968.

2 См.: Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики.-М., 1995. - С. 3.

3 Гессен С.И. Основы педагогики. - Берлин, 1923. - С. 366.


409
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление iconТатарский язык оглавление Оглавление
Во-вторых, отрицание у глаголов и имен, а также падежные формы существительных

Оглавление iconФредерик Патенод Секреты сыроедения Оглавление Оглавление
Предисловие. Сыроедение без прикрас Глава Как определить наш естественный рацион

Оглавление iconНиколас Шаффнер Джон Леннон в моей жизни Оглавление:  Оглавление
Пятнадцатая: Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пеппера (Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band)

Оглавление iconКурсовая работа Пояснительная записка Коновалова И. В. Студент: Станиславчук...
Задача: спроектировать приспособление для фрезерования основания корпуса редуктора

Оглавление iconОглавление оглавление 1 введение 1
Но неожиданно то, что иногда эти идеи принимает на вооружение и Intel. Речь идет о ibm-совместимых персональных компьютерах. На нашем...

Оглавление iconОглавление оглавление 1 предисловие 2
Как там говорят — «"браком" хорошее дело не назовут»? Ну, наверное. Хотя брак — это ведь то, что мы сами делаем, своими руками Так,...

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Оглавление iconОглавление

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов