ФИЛОСОФИЯ
Методическое пособие
Сургут
2010
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ» Факультет социальных технологий
Кафедра философии ФИЛОСОФИЯ
Методическое пособие Автор-составитель
И.В. Кулагина
Сургут
Издательский центр СурГУ
2010
Методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Содержит программу и тематические планы семинарских занятий по курсу философии для студентов дневного отделения.
Данное пособие имеет целью оказание помощи студентам в подготовке к семинарским занятиям, освоении лекционного материала, подготовке к сдаче экзамена, самостоятельному изучению дисциплины. Пособие содержит перечень примерных экзаменационных вопросов и краткий перечень философских терминов для самостоятельного изучения.
Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ.
Рецензент Туманова Т.М., к.ф.н., профессор кафедры философии
СурГУ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе ……....
Содержание дисциплины …………………………………………..
Темы семинарских занятий ………………………………………...
Рекомендуемая литература…………………………………………
Примерные экзаменационные вопросы …………………………...
Термины для самостоятельного изучения…………………………
^
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Курс лекций и практических занятий по философии ставит целью развитие интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной сторон личности студента. В рамках курса рассматриваются культурные и исторические аспекты существования философии как особой системы знания, раскрываются специфика, основные задачи и методы философии, отражается ее аксиологическое и антропологическое значение, акцентируется внимание на теологической проблематике в рамках философских дискурсов.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
- выявить специфику философского знания по отношению к обыденному, мифологическому, религиозному и научному видам знания;
- определить место философского знания в системе культуры, его роль в формировании мировоззрения, теоретико-методологическом обеспечении научных исследований;
- дать системное представление о философской проблематике, вариантах решения важнейших философских проблем выдающимися мыслителями в истории человечества, ознакомить с философскими школами и направлениями;
- сформировать навыки и умения анализа студентом классических философских текстов.
^
Раздел I
Предмет философии. Место и роль философии в культуре Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии ее исторического развития. Структура философского знания.
Раздел II
Онтологическая проблематика в философии. Виды мировоззрения Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. ^
История философии Философия Древнего Востока. Философия Древней Греции. Философия средневековой Европы. Философия Возрождения и Нового времени. Русская философия. Современные направления развития философского знания. Раздел IV
Этика, мораль и нравственность в системе философского мировоззрения Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Раздел V
Гносеологическая проблематика в философии Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Раздел VI
Особенности философского обоснования научной деятельности Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника. ^
Глобальные проблемы современности Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. ^
Человек в системе социальных связей Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальные связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. ^ Тема I
Предмет философии Задание:
Источник: Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – 2-е изд.,с изм.и доп. – М. : Прогресс, 1992. С. 14-26.
Вопросы к тексту:
Что такое философия, что она из себя представляет?
Можно ли изучить философию?
Какие трудности возникают при изучении философии?
Какова позиция М. Мамардашвили о сути философской деятельности?
Тема II
Идеалистическая философия Древней Греции: философия Платона Задание:
Источник: Платон. Диалоги/ пер. с древнегреч.; Сост., ред. и авт. вступит. статьи А.Ф. Лосев. – М.: Изд-во «Мысль», 2000. С. 250-268 (Диалог «Евтифрон»).
Вопросы к тексту:
В чем суть обвинений, предъявленных Сократу Мелетом?
В чем суть обвинений против отца Евтифрона?
Какова точка зрения Сократа на эти обвинения?
В чем заключается благочестие и нечестие по Евтифрону? В чем идея благочестия?
Почему Сократ отстаивает мнение, что благочестивое и нечестивое есть одно и то же?
В чем различие между благочестивым и богоугодным?
Что подразумевает Сократ под «служением богам»? Почему благочестие он уподобляет искусству торговли между людьми и богами?
В чем суть философского метода Сократа?
Тема III
Материалистическая линия философии Древней Греции: философия Аристотеля Задание:
Источник: Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998.
Т.1, кн. 1 (А). «Политика». Гл. 1, пп. 1-3, 6,9,12.
Т.1, кн. 1. «Метафизика». Гл. 1, С. 63-67 (об опыте, науке и искусстве).
Т.1, кн. 2. «О душе». Гл. 1, С. 394-396.
Вопросы к тексту:
Какой метод Аристотель использует в своем сочинении «Политика»?
В чем суть государства по Аристотелю?
Какое значение для познания имеет чувственное восприятие?
Каково соотношение опыта, науки и искусства?
Виды сущностей (материя, форма) по Аристотелю.
Соотношение тела и души по Аристотелю.
Что такое «виртуальное» по Аристотелю?
В чем суть материалистического подхода Аристотеля?
Тема IV
Философия Древнего Китая: конфуцианство и даосизм Задание:
Источник: Антология мировой философии: Древний Восток. – Минск: Харвест, 2001.
«Лунь Юй». Глава 2. «Вэй Чжэн». Пп. 1-24. С. 638-642.
«Лунь Юй». Глава 8. «Тай Бо». Пп. 2, 9, 10, 13, 14, 17-19. С. 654-655.
«Лунь Юй». Глава 12. «Янь Юань». Пп. 1-4, 7, 11, 14, 16, 17, 19, 22. С. 659-662.
«Дао де Цзин». Пп. 63-64. С. 628-629.
Вопросы к тексту:
Какие качества Конфуций считает достойными правителя?
Каков образ народа у Конфуция?
Какие основные принципы отношений между детьми и родителями выделяет Конфуций?
Какие правила регулируют социальные отношения китайцев?
Что такое добродетель и человеколюбие в понимании Конфуция?
Какие принципы отношения к миру отражены в философии Лао-Цзы?
Какое значение имеет понятие «Дао» в конфуцианстве, а какое в даосизме?
Дайте общую характеристику философии Древнего Китая.
^
Философия Августина Блаженного и судьбы
европейской философии эпохи Средневековья Задание:
Источник: Августин А. Исповедь/ Пер. с лат. М.Е. Сергеенко. Общая редакция и статья А.А. Столярова. – М.: Канон +, ОИ «Реабилитация», 2000. С. 190 – 207. (Книга десятая, главы ХХХ – XLIII).
Вопросы к тексту:
О каких видах чувственных удовольствий идет речь в тексте?
В чем разница между бодрствованием и сном? Какие проблемы несет сон Августину?
Что есть наслаждение и мука для Августина?
Как соотносятся наслаждение и поддержание здоровья?
Что понимает Августин под грехом чревоугодия?
Почему душа, спрашивающая о своих силах, по мнению Августина, не доверяет самой себе?
Какие звуки Августин считает благочестивыми?
Какое значение придает Августин чувствам и разуму в служении Богу? (показать на примерах)
Какие видения Августин признает истинными, а не соблазняющими?
Как связывает Августин искушение плоти с науками?
Какие пороки и грехи выделяет Августин?
Что есть истина по Августину?
Каковы основные проблемы средневековой философии?
Тема VI
Философия жизни и смерти. Этика, мораль и нравственность: история и современность Задание:
Источники:
1. Монтень М. Опыты. Книга 1. – М.: Голос, 2000. Глава ХХ «О том, что философствовать – это значит учиться умирать».
2. Научно-популярная и публицистическая литература по теме: «Проблема эвтаназии» (самостоятельный выбор источников).
Вопросы к тексту:
Почему философия – приготовление себя к смерти?
Что такое жизнь и в чем ее ценность?
Каково отношение Монтеня к смерти?
«Жизнь – есть смерть»! Поясните смысл этого выражения.
Отразите аксиологический и онтологический смысл проблемы эвтаназии в современном обществе.
Выразите собственную философскую позицию по проблеме эвтаназии.
Какие этические, моральные и нравственные проблемы порождает смерть человека, в том числе, смерть при эвтаназии?
Тема VII
Онтологическая и гносеологическая
проблематика в философии Нового времени.
Идеалистическая философия Р. Декарта Задание:
Источник: Декарт Р. Разыскание истины. – СПб., 2000.
1. «Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие человеческой души, или основание метафизики». С. 91-99.
2. «О действительном существовании Бога» С. 160-178.
Вопросы к тексту:
Какой метод в поиске истины выбирает Декарт?
Какой смысл вкладывает Декарт в изречение: «Я мыслю, следовательно, я существую»?
Почему человек – субстанция бытия?
Каким способом Декарт пытается познать Бога?
Какова природа Бога?
В чем трудности познания Бога?
В чем суть бодрствования и сна?
Существование чего с уверенностью может утверждать Декарт?
Что есть идеи, аффекты и суждения?
Какие виды идей выделяет Декарт?
В чем суть идеи Бога?
Как Декарт доказывает, что он богопорожденный и богозависимый?
Какое отношение имеет Бог к врожденным идеям?
Какие онтологические и гносеологические вопросы поднимаются в философии Р. Декарта?
Тема VIII
Материалистическая философия Нового времени:
гносеологические проблемы. Философия Ф. Бэкона Задание:
Источник: Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1978.
1. «О теологии». Т.1, С. 199-206.
2. «Учение об идолах разума и трех путях познания». Т.1, С. 303-311.
Вопросы к тексту:
Какие виды знаний выделяет Ф. Бэкон?
Что включает в себя предмет философии?
Что изучает «первая философия»?
Что изучает «естественная теология»?
Что изучает «философия природы»?
Что изучает «философия человека»?
В чем суть методов индукции и дедукции?
Что понимает под идолом Ф. Бэкон?
В чем суть идолов пещеры?
В чем суть идолов площади?
В чем суть идолов театра?
В чем суть идолов рода?
Какой путь познания Ф. Бэкон считает самым успешным?
В чем суть материалистического мировоззрения Ф. Бэкона?
Тема IX
Немецкая классическая идеалистическая мысль:
философия И. Канта Задание:
Источник: И. Кант. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 329–334.
Вопросы к тексту:
Виды знаний по И. Канту. Роль субъективных и объективных факторов в происхождении знаний.
Знания а priori и a posteriori. Идеалистический подход И. Канта.
В чем согласно Канту состоит различие между историей, математикой и философией?
В чем состоит различие между философом, филодоксом и мисологом?
Какие виды суждений лежат в основе математики, физики и философии?
Какие философские вопросы И. Кант считает основными?
Что такое философия по И. Канту?
Направления классической немецкой идеалистической философии.
Тема Х
Цели и функции философии. Понятие человека в философии.
Философская антропология Б. Рассела Источник: Рассел Б. Словарь разума, материи, морали. – М.,1996. С. 304-323.
Вопросы к тексту:
Что такое философия и в чем ее отличие от науки и теологии?
В чем ценность философии?
В чем функции философии?
Каковы цели философии?
Какова концепция человека у Б. Рассела?
В чем состоит предназначение человека?
В чем трагедия человека?
Что понимается под счастьем и от чего оно зависит по Б. Расселу?
Каково будущее человечества?
^ Основная литература
Алексеев П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Философский факультет .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2007 .— 588 с.
Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс : учебник для студентов вузов / В. А. Канке .— Изд. 5-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 2005 .— 375 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. Г. Спиркин .— Изд. 2-е .— М. : Гардарики, 2008 .— 735 с.
Степин В.С. Философия науки: общие проблемы : учебник для системы послевузовского профессионального образования / В. С. Степин .— М. : Гардарики, 2006 .— 382с.
Дополнительная литература
Августин А. Исповедь. – М.: Канон +, 1997.
Адамов А.К. Ноосферная философия/ А. К. Адамов . – (Изд. 3-е, перераб.). – Саратов : Наука, 2008 .— 342 с.
Аристотель. Сочинения. В 4 т. – М., Мысль, 1975.
Асмус В.Ф. Античная философия: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1976.
Барулин В.С. Социальная философия: учебное пособие для вузов. – М.: Фаир-Пресс, 1999.
Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1971.
Виндельбанд В. История философии. – Киев: Ника-Центр, 1997.
Декарт Р. Разыскание истины. – СПб., 2000.
Декарт Р. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1989.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979.
Ильин И.А. Собрание сочинений: статьи, лекции, выступления, рецензии (1906-1954). – М.: Русская книга, 2001.
Камю А. Сочинения. В 5 т. – Харьков: Фолио, 1998.
Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. – М.: ЧОРО, 1994.
Кармин А.С. Философия: рационализм и материализм XXI века : учебник для студентов и аспирантов вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий . – 2-е изд. – М. [и др.] : Питер, 2007 . – 558 с.
Куайн, Уиллард Вэн Орман. Философия логики. Philosophy of Logic / Уиллард Вэн Орман Куайн ; пер. В. А. Суровцева .— М. : КАНОН +, 2008 .— 190 с.
Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – СПб.: Азбука, 2000.
Платон. Диалоги. – М.: Мысль», 2000.
Руднев В.П. Философия языка и семиотика безумия: избранные работы / Вадим Руднев .— М. : Территория будущего, 2007 .— 526, [1] с.
Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1990.
Сумерки богов/ Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм и др. – М.: Политиздат, 1990.
Философия : учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.в. Миронов, К.Х. Момджян . – М. : ИНФРА-М, 2008 – 517, [1] с.
Философия в «Энциклопедии» Дидро Даламбера. – М.: Наука, 1994.
Философия Гегеля: проблемы диалектики. – М.: Наука, 1987.
Философия и методология науки: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект-Пресс, 1996.
Философия и мировоззрение. – М.: Мысль, 1990.
Философия как учение о человеке: учебное пособие. – Томск: изд-во ТГУ, 1995.
Философия Канта и современность. – М.: Мысль, 1974.
Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. ХХ век. 1920-50-е годы. – М.: РОССПЭН, 1999.
Философия не кончается…: Из истории отечественной философии. ХХ век. 1960-80-е годы. – М.: РОССПЭН, 1999.
Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. – М.: Наука, 2000.
Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов н/Д: Феникс, 1997.
Философский словарь. – М.: Республика, 2001.
Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М, 2004.
Философы и философия: жизнь, судьба учение. – М.: Остожье, 1998.
Философы России XIX – XX столетий: Биографии. Идеи. Труды. – М.: Книга и бизнес, 1995.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избранные статьи позднего периода творчества. – М.: ВШ, 1991.
Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д., 2002.
Шпет Г.Г. Философия и психология культуры: избранное / Г. Г. Шпет ; Российская академия наук, Институт психологии .— М. : Наука, 2007 .— 478с.
Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. – М.: Мысль, 1988.
^
Метафизика Р. Декарта и скептицизм.
Особенности философии Древнего Китая. Конфуцианство.
Философия Августина Блаженного.
Философия атомизма и школы Парменида.
Понятие, задачи, функции и цель философии.
Основные категории философии.
Гносеология. Познание и практика. Понятие истины в философии.
Научное мировоззрение и методы научного познания.
Кант и немецкий идеализм.
Особенности философии Древнего Китая. Даосизм.
Основной вопрос философии. Виды идеализма и материализма.
Парадигмы в научном мировоззрении.
Понятия материального и идеального.
Философские концепции Средневековья. Философия Фомы Аквинского.
Пространство, время. Движение и развитие, диалектика.
Детерминизм и индетерминизм.
Методология познания Ф. Бэкона.
Особенности философии и мировоззрения Древней Индии. Индуизм.
Понятие мировоззрения. Религиозное, мифологическое, научное мировоззрение и философия.
Русский иррационализм, «сверхрационализм» и православие.
Философские концепции XX-XXI века: постпозитивизм.
Особенности философии и мировоззрения Древней Индии. Буддизм.
Природа, космос и Логос в ранней древнегреческой философии. Натурфилософия.
Проблема человека в философии. Биологическое и социальное в человеке.
Смысл человеческого существования в русской философии.
Перспективы социально-культурного развития цивилизации. Человечество как субъект истории.
Онтология как учение о бытии. Проблема бытия в различные периоды развития философии. Современные концепции бытия.
Антропология Л. Фейербаха.
Структура философского знания. Язык философии.
Иррационализм и экзистенциализм А. Камю.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы
Философия Ф. Ницше.
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
Классическая русская философия.
Философия Д. Локка, Г. Лейбница, Д. Беркли, Д. Юма.
Идеалистическая линия в философии Древней Греции. Учение Платона об идеях.
Метафизика Аристотеля, учение о материи и форме.
Ранние формы мифологического мировоззрения.
Философия Сократа.
Особенности средневекового мировоззрения. Два этапа развития средневековой философии.
Философия посмодернизма.
Исторический материализм К. Маркса.
^
Аксиология
Апостериори
Априори
Верификация
Гносеология
Дедукция
Детерминизм
Идеализм
Индукция
Интенция
Интерсубъективность
Иррациональное
Материализм
Объект
Онтология
Патристика
Рациональное
Спекуляция
Субстанция
Субстрат
Субъект
Схоластика
Тезаурус
Универсум
Фальсификация
Феномен
Экзистенция
|