Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2




НазваниеТ. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2
страница1/35
Дата публикации05.04.2014
Размер5.26 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

Филиал Сочинского государственного университета

туризма и курортного дела в г.Н.Новгород

Т.Н.Овчарова, В.В.Яшин

ФИЛОСОФИЯ

Учебное пособие
В двух частях

Часть 2

Нижний Новгород

2008

УДК

ББК
ISBN

Овчарова Т.Н., Яшин В.В. Философия: учебное пособие. В 2-х ч. Часть 2. – Н.Новгород, Типография «Принт ЕС», 2008. - с.

В данном учебном пособии представлены основные проблемы философии, раскрывающие ее предметное поле: учение о бытии, вопросы сознания и теории познания, проблема человека, учение об обществе. К каждой главе учебного пособия рекомендована литература для самостоятельного изучения, в Приложении дан персональный список философов с кратким изложением их взглядов.
Для студентов высших учебных заведений всех форм обучения.

Печатается по рекомендации Учебно-методического совета и решению Ученого совета филиала СГУТ и КД в г. Н.Новгород.


© типография «Принт ЕС», 2008.


СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2


Раздел третий. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Глава IX. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ
1.Бытие, его основные формы
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании. Бытие есть всё то, что есть. Это материальные вещи и процессы, их свойства, отношения, связи, это и идеальные образования, психические, духовные явления. Оба мира – и внешний окружающий мир (природный и социальный), и внутренний мир человека обнимаются понятием бытия. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы.

^ Философский смысл проблемы бытия. Философские размышления над бытием соприкасаются с теми коренными вопросами, какие человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно нравственных сил. «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса». Это высказывание – отрывок из созданной за много столетий до Шекспира поэмы древнегреческого философа Парменида «О природе». Парменидовское «быть или не быть» - это вопрос о том, избрать ли бытие исходным пунктом, началом философствования, и включает он в себя размышления о мире в целом. Гамлетовское «быть или не быть» касается жизни и судьбы отдельного человека, это проблема личностного выбора. Но как бы ни различались парменидовский и шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются друг с другом, ибо относятся к единой, философской по своему глубочайшему смыслу проблеме бытия. Сегодня перед вопросом «быть или не быть» поставлено все человечество: ядерная катастрофа может насильственно и непоправимо прервать естественное, исчисляемое тысячелетиями, время существования человечества на планете Земля. И раз вопрос стал поистине глобальным, то важно от житейских размышлений перейти к философским обобщениям и выводам.

Важнейший философский аспект проблемы бытия связан не просто с констатацией существования мира «здесь» и «теперь», а с постановкой и решением вопросов существования мира во времени и пространстве. Одни философы доказывали, что мир всегда был, есть и будет, другие – что мир имеет начало и конец не только в пространстве, но и во времени. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводит к вопросу о том, как это непреходящее существование соотносится с преходящим бытием вещей и живых существ, включая самого человека. Отдельные вещи, процессы, явления конечны, возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Мы сопоставляем нашу жизнь, которая когда-то начинается и, увы, заканчивается с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые были до нас и будут после нас. Таким образом, тема пространственно-временных границ или безграничности мира, времени и вечности, непреходящего и преходящего входит в философское обсуждение проблемы бытия.

Другой аспект проблемы бытия связан с тем, что мир не просто существует, но существует по своим собственным законам, имеет свою внутреннюю объективную логику существования. Из этого факта человек должен исходить в своей практической деятельности. Человеку приходится считаться с реальностью, ее законами, когда он вынашивает планы преобразований бытия. В истории нередки случаи, когда волюнтаристски и субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются или считаются в недостаточной мере. Кроме того, каждый отдельный человек – реальность и для других людей, и для него самого. Каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу (к генетическим задаткам, привычкам, склонностям, мыслям), к своему прошлому, настоящему и будущему как к особой реальности, к особому бытию. Реальностью для нас являются и другие люди и это ставит задачу познания их бытия, предполагает, по меньшей мере, уважительное отношение к бытию другого. С духовными явлениями, которые также реальны, человек должен считаться не менее, чем с предметными реалиями жизни. Упрямство или каприз человека, писал С.Л.Франк, иногда гораздо труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями. Таким образом, рассмотрение бытия с точки зрения внутренней логики его существования и предзаданности сознанию, действиям людей составляет второй аспект проблемы бытия.

Можно выделить и другие аспекты данной проблемы, которые раскрывались на протяжении всей истории философии.

^ Проблема бытия в истории философии. Философов со времен античности интересовал вопрос о бытии, а также о том, как связано бытие и небытие (нéчто и ничто).

Представитель элейской школы Парменид, который первым ввел в философию категорию бытия и который стоит у истоков онтологии (философского учения о бытии), считал только бытие реальным, а небытие – иллюзорным. Бытие есть, небытия нет. «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует», - утверждал он. Парменид характеризовал бытие как единое, неподвижное, умопостигаемое, т.е. воспринимаемое лишь разумом, а не чувством. Бытие как сущее он противопоставил существованию – миру чувственно воспринимаемых, множественных, изменчивых предметов и явлений.

Для Платона характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней реальности, и «истинного бытия», доступного лишь философскому разуму. Под истинным бытием он имел в виду «царство чистых мыслей и красоты», мир вневременных идей. Как и Парменид, он оставил за пределами своей философии категорию небытия.

Атомисты (Демокрит и его последователи) под бытием понимали существование атомов и допускали в качестве условия их движения небытие – пустоту.

В философии Аристотеля в центре внимания единичное бытие вещей, которое представляет собой единство материи и формы (эйдоса). Огромную роль в его философии играл принцип развития сущего, в связи с чем небытие у Аристотеля приняло вид потенциального бытия (материя в ее возможности, потенции).

^ Христианская философия стала трактовать бытие как силу, творящую из небытия весь мир. В философии Ф.Аквинского Бог выступает как Абсолютное бытие, как первопричина и конечная цель сущего, как «чистая форма», «чистая актуальность» в отличие от материи как «чистой потенциальности», «слабейшего вида бытия». Аквинат выдвигает пять доводов («способов», «путей») в подтверждение положения о существовании Бога, отталкивающихся от: 1)наличия движения, 2)причинно-следственных связей, 3)понятий возможности и необходимости, 4)наличия степеней совершенства, 5)целесообразности. В Средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия.

В эпоху Возрождения и, особенно, в Новое время в условиях секуляризации философии и влияния на нее науки бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Наряду с объективацией, натурализацией бытия одновременно развиваются и субъективистские концепции.

Для построения онтологии используется понятие субстанции (от лат. substantia – то, что лежит в основе). С его помощью философы пытались ответить на вопрос об основах бытия. Б.Спиноза считал, что в основе мира лежит одна субстанция, поэтому его учение называется монистическим (или монизмом). Монизм может быть материалистическим или идеалистическим, в зависимости от того, что понимается под субстанцией – материальное или идеальное начало. Дуалистический вариант онтологии (дуализм) характерен для учения Р.Декарта. Сотворенный мир разделяется им на два вида субстанций, лежащих в его основе: материальную и духовную. Г.-В.Лейбниц развивает учение о множественности субстанций (монад), поэтому его учению о бытии свойственен плюралистический характер (плюрализм), а само учение называется монадологией.

Для субъективистских трактовок бытия характерно рассмотрение его сквозь призму человеческого сознания. Так, у Декарта человеческое бытие постигается только через акт самосознания: «Я мыслю, следовательно, существую». Свое крайнее выражение субъективизация бытия находит в философии Дж.Беркли, отрицавшего существование объективной реальности и утверждавшего: «быть – значит быть в восприятии». Для И.Фихте подлинное бытие – деятельность Я, а материальное бытие – ее продукт.

Философия Нового времени строится по преимуществу как философия бытия, категория небытия не получает в ней развернутого обоснования. Не только страх перед небытием, но и трудности, связанные с его пониманием, заставляют человека творить «культуру бытия», замечает известный современный философ А.Н.Чанышев, автор «Трактата о небытии». Рассмотрение небытия возможно только при условии его связи с бытием, т.е. при диалектическом подходе к действительности. Один из вариантов диалектики бытия и небытия представлен в философии Гегеля. Великий диалектик Гегель начинает построение своей философской системы с абстрактного понятия «чистое бытие». Оно настолько лишено определенности, бедно содержанием, что неотличимо от «ничто». Это «чистое бытие», тождественное «ничто», выступает началом развития и как начало содержит в себе множество возможностей. Сама возможность уже есть нéчто, пусть еще не ставшее нéчто, но нéчто как потенция. Это тождество ничто и нéчто – единство противоположностей, испытывающее напряженность, «беспокойство». Внутри него совершается скрытая «работа», ведущая к «становлению». «Становление» – это уже более богатая категория, характеризующая бытие как процесс, ее результатом является «наличное бытие» с качественной определенностью. В гегелевской диалектике все в мире является становлением – переходом от бытия к небытию и от небытия к бытию. Эта мысль, несмотря на имеющуюся в адрес гегелевских рассуждений критику, содержит рациональное зерно.

Для диалектиков сущее есть единство бытия и небытия. Все конкретные формы бытия (звезды, растения, животные, люди) как бы возникают из небытия, ведь в данном конкретном качестве их когда-то не было. Но бытие их, как бы много времени оно ни продолжалось, подходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность (звезда гаснет, растение гибнет, человек умирает). Но переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия, а не как абсолютное исчезновение. Точно также возникновение из небытия следует понимать как переход одной формы бытия в другую. Попытка представить себе возникновение из абсолютного ничто бесперспективна (можно, конечно, апеллировать при этом к чуду). Всякое размышление над небытием, в конечном счете, сводится к размышлению о бытии, вопрос о смерти – это всегда вопрос о жизни. Поэтому бытие имеет абсолютный характер, а небытие всегда относительно. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет. Небытие существует постольку, поскольку существует бытие.

В философских концепциях XX века акцент делается на бытии человека. Для экзистенциалистов проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Главное в этом бытии – страх перед ничто, перед последней возможностью – возможностью «не быть». В «пограничной ситуации» - на грани небытия, смерти, уничтожения личности возникают острые переживания бытия. Они совмещаются с этическими проблемами, моральным выбором, который должен делать человек, с постановкой вопроса смысла жизни. Осознание человеческой стороны бытия - это не только следствие тех жестоких реалий, с которыми столкнулся современный человек, но и свидетельство новой важной ступени в развитии онтологии.

^ Формы бытия. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно их существования, что задает миру исходную целостность. Это не исключает того, что можно выделить многообразие способов, форм, уровней бытия.

По способу существования бытие разделяют на два мира: 1)материальный природный мир, мир физических состояний и 2)мир сознания, мир психических состояний. Способы их существования различны. Первый существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Второй существует субъективно, это внутренний мир отдельных индивидов.

Принято выделять четыре основных формы бытия: 1)бытие природы, 2)бытие человека, 3)бытие духовного, 4)бытие социального (общественное бытие).

^ 1. Бытие природы. При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности принято выделять две разновидности ее: «первую природу» и «вторую природу».

«Первая природа» - это естественные условия жизни людей, она существовала до появления человеческого рода и после возникновения человека сохраняет независимость своего бытия. О бытии «первой природы» можно утверждать, что ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека и что в этом – коренное отличие природы как особой формы бытия. Природа в целом – бесконечна в пространстве и времени – она всегда и везде была, есть и будет. Тогда как отдельные ее вещи, процессы, состояния не обладают этим качеством: они существуют где-то (а где-то не существуют), они когда-то и где-то возникают, то есть их небытие сменяется бытием. Они вступают в процесс развития, изменения, их бытие – и сохраняющееся, и исчезающее. В конце концов, бытие данной преходящей вещи уступает место ее небытию, что, однако, не означает прекращения бытия природы в целом. Итак, бытие природы имеет своей особенностью диалектику преходящего и непреходящего бытия отдельных природных образований в непреходящем бытии природного мира как целого.

Для материализма «первая природа» является объективной и первичной реальностью в том смысле, что человек и его дух рождаются после того, как природа Земли миллиарды лет существовала без человека. В универсуме природы человек с его сознанием – только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком (или каким-нибудь другим разумным существом). Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались. И человек не может охватить не только восприятием, но даже воображением и мыслью весь универсум.

«Первая природа» первична также и в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека, «вторая природа».

«Вторая природа» - это преобразованная трудом человека «первая природа». Это созданный человеком искусственный мир техники, многообразное предметное богатство цивилизации и культуры (орудия труда, машины и механизмы, средства транспорта, мебель, одежда, книги, картины и т.д.).

В чем же состоит специфика бытия «второй природы»? Во-первых, в предметах «второй природы» воплощен материал «первой природы». Природный материал, объективные природные процессы – это то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем человек в своей деятельности должен считаться (например, человек может менять способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые людьми).

Во-вторых, в предметах «второй природы» воплощены, опредмечены труд и знания людей. В станках, электростанциях, космодромах и т.д. объективированы знания, умения тех, кто их изготовил. Чтобы использовать результаты человеческого труда, нужно распредметить содержащиеся в них идеальные, духовные элементы, т.е. располагать знаниями о назначении, процессе работы, особенностях конструкции данных предметов. Таким образом, «вторая природа» предстоит людям в качестве особой реальности, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от «первой природы» уже воплощает в себе человеческие идеи, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.

В-третьих, в предметах «второй природы» воплощено то, что можно назвать «социальной душой» этих предметов: социальные функции, их предназначение удовлетворять определенные потребности людей. Поэтому бытие «второй природы» по своему существу есть социально-историческое бытие. Предметы «второй природы» приобретают особое место в развитии человеческой цивилизации, культуры.

Таким образом, специфика бытия «второй природы» как целого состоит в том, что это комплексная – природно-духовно-социальная – реальность.

^ 2.Бытие человека. В бытии человека можно выделить три основных измерения: природно-биологическое, духовное и социально-историческое.

Человек существует, в первую очередь, как часть природы, как живой индивид, причем первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела. Потребности человеческого тела в пище, защите от холода, в самосохранении требуют удовлетворения (хотя бы минимального), но совсем не удовлетворять их нельзя, не рискуя умереть. Естественное право человека на жизнь – исходное, потому что без его реализации невозможно развертывание других его потребностей, прав, способностей. Чтобы мыслить, надо жить. Из факта существования человека как живого тела, природного организма вытекает его подвластность всем законам жизни, и прежде всего законам наследственности. Можно сказать, что биология человека – это относительно самостоятельный и специфический мир в его целостном бытии и в то же время вписанный в целостность природы.

Как природное существо, человек смертен, т.е. его бытие конечно. Природное тело, погибнув, не исчезает из бесконечной и непреходящей природы, а переходит в другие состояния «первой природы».

Но бытие человека не ограничивается жизнью его тела, оно – диалектическое единство тела и духа.

Человек обладает тем, что испокон веков именовали душой, а сегодня чаще всего обозначают словами «психика», «сознание». Человеку свойственен внутренний духовный мир, включающий в себя мысли, эмоции, волю, ценностные ориентации, идеалы, веру. Работа духа, конечно, зависит от состояния тела человека. Недаром пословица гласит: в здоровом теле здоровый дух. Однако хорошо известно и то, сколь велика бывает роль человеческого духа в поддержании жизни немощного или больного тела. Многие действия человека регулируются не телесными потребностями, а духовно-нравственными мотивами, что проявляется, например, в жертвенных поступках. Человеку свойственно иметь духовные потребности (мировоззренческие, познавательные, эстетические и т.д.), удовлетворение которых связано с напряженной духовной жизнью. Наличие сознания позволяет человеку не только существовать, но и рассуждать о бытии мира и собственном бытии. Свойственная человеку духовность позволяет говорить о возможности обретения им бессмертия – в культурных ценностях, запечатлевших его мысли и чувства, в благодарной памяти потомков. Вопрос о бессмертии (смертности) человеческой души в наши дни выступает объектом мировоззренческих раздумий многих людей.

Становление и существование мыслящего, разумного человека неразрывно связано с бытием общества. Человек и общество – неразрывны, только в обществе человек реализует себя в качестве человека. Ребенок, не впитавший в себя культуры общества, в силу обстоятельств оказавшись в среде животных, а не людей, остается на уровне животного. Сущность человека социальна и конкретно-исторична. Это не означает игнорирования природно-биологического измерения его бытия. Включенность человека сразу в два мира – в мир общества и в мир природы – порождает немало конкретных проблем, касающихся бытия человека. Например: Как осуществляется взаимосвязь биологического и социального в формировании способностей человека? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми?

Таким образом, бытие человека многомерно, его специфика состоит в соединении, пересечении, взаимодействии трех относительно разных измерений: природно-биологического, сознательно-духовного и социально-исторического.

Для философии важным является вопрос о месте бытия человека в целостном единстве бытия. Есть немало концепций, согласно которым человек не более, чем краткий «эпизод» в бесконечной длительности мира. Другие концепции пытаются обосновать значимость и неслучайность человеческого бытия, способность людей осознавать свою роль в единой системе бытия и нести ответственность за бытие человеческого рода, человеческой цивилизации и за планету Земля.

^ 3.Бытие духовного. Можно говорить о двояком существовании духовного: выделяют индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

^ Индивидуализированное духовное неотделимо от конкретной жизнедеятельности отдельного индивида. Это внутренний духовный мир человека, его психика со всеми уровнями ее существования от бессознательного до сознания и самосознания.

Сознание существует (бытийствует) как невидимый поток меняющихся впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей и т.д. Специфика существования сознания – в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Существование сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы человека, от существования его тела, от его природно-биологических процессов, но к ним принципиально не сводимо. Это особая идеальная реальность. Наука изучает сознание на основе косвенных методов (например, физиологических, поведенческих). Культура, повернутая к внутреннему миру человека, основана на способности человека к наблюдению за состояниями своего сознания и умении художника перевести это на язык литературы и искусства. О специфике сознания, самосознания и бессознательного подробнее сказано в главе XII «Сознание как философская проблема».

Бытие индивидуализированного духовного - важнейшая сторона бытия человека. Бывает, что человек «теряет сознание», но еще живет. Однако эта ситуация экстремальная. В норме человек живет, пока и поскольку существует, живет и развивается его сознание.

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но некоторые результаты деятельности индивидуального сознания могут сохраняться, преобразуясь во вторую, внеиндивидуальную духовную форму.

^ Внеиндивидуальное духовное (или как его еще называют - объективный дух, объективированное духовное) и индивидуализированное духовное тесно переплетены, способны «переливаться» друг в друга. Результаты духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает объективированное духовное. Особым способом бытия объективированного (внеиндивидуального) духовного являются слова, звуки, знаки естественных и искусственных языков. В них объективированы, воплощены знания, духовно-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности. Эти духовные образования существуют в виде и индивидуализированного, и объективированного духовного. В первом случае речь идет о духовном мире отдельного человека, его знаниях, нравственных принципах, идеалах, вере, эстетических предпочтениях и т.д. Во втором случае – о формах общественного сознания – науке, религии, морали, искусстве. И в первом, и во втором случаях бытие духовного обязательно связано с его воплощением, материализацией в языке. Благодаря языку формируется социальная память, осуществляется социальное (минуя генетические механизмы) наследование. В современном обществе функции социальной памяти все чаще передаются компьютерным устройствам.

Специфика бытия объективированного духовного заключается в том, что его элементы (идеи, нормы, ценности и т.д.) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь – это специфическое «место бытия» объективированного духовного.

^ 4.Бытие социального (общественное бытие). Данная форма бытия включает такую реальность как человеческое общество, которое, в свою очередь, предполагает бытие человека как социального существа. Общество существовало не всегда, а формировалось вместе с происхождением человека. Общество не существует отдельно от людей, оно порождается разнообразными формами их совместной деятельности. Выделившись из природы, социальное бытие тесно связано с ней. В бытии общества, теснейшим образом переплетаются материальное и идеальное, «первая» и «вторая» природа, индивидуализированное и объективированное духовное. Данная форма бытия анализируется в главах (XV, XVI, XVII), посвященных обществу.

Наряду со способами, формами бытия в литературе выделяют уровни бытия (как природного, так и социального, как материального, так и идеального). Эти уровни – актуальное бытие (бытие в действительности) и потенциальное бытие (бытие в возможности). Актуальное бытие – это конкретное существование отдельного объекта в определенное время, в определенных условиях. Потенциальное бытие – это будущее, содержащее в настоящем в качестве его возможности. Предпосылки возникновения новой действительности уже имеются в наличном бытии. Каждая материальная система, природная или социальная, сначала существует потенциально, а затем может стать действительностью, если это не противоречит объективным законам. Потенциальное и актуальное бытие характеризуют мир, прежде всего, с точки зрения его становления, изменения, развития.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconУчебное пособие “Основы философии” состоит из двух частей: “Общая...
Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Пермского университета

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconТ. А. Кравчук теория и методика
Кравчук Т. А. Теория и методика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие / Т. А. Кравчук / часть I. – Издание 2-е, переработанное...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconПрактикум по аналитической химии качественный анализ (часть I ) Учебное пособие для студентов
Учебное пособие составлено в соответствии с учебной программой и Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconИсследование электрических цепей учебное пособие Часть III челябинск
Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconTransporta un sakaru institūts а. В. Поздняков, Б. Я. Цилькер микропроцессоры...
...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconВ. П. Лимушин Экономическая сфера общества
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть Микроэкономика...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconВ. П. Лимушин Экономическая сфера общества
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть Макроэкономика...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconУчебное пособие в схемах Москва
К 89 Гражданское право (Общая часть): Учебное пособие в схемах.  М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2001.  76 с

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...

Т. Н. Овчарова, В. В. Яшин философия учебное пособие в двух частях Часть 2 iconФилософия
К19 Философия: Учебное пособие для студентов выс­ших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. Isbn...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов