Таблица 3
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества
|
| 6
|
| Тема 1.1 Происхождение философии. Философия как наука.
Вопросы философии.
Основные категории и понятия философии.
| ^
Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.
Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.
Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.
Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.
Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.
Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
|
|
|
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1.2 Специфика философского знания и его функции.
| Содержание учебного материала
Специфика категорий, законов, принципов и методов философии.
Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.
Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| ^ «Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей».
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: «Трагизм и величие философии»
«О пользе сомнения в философии»
«Роль философии в решении актуальных проблем человечества»
«История философии как история самосознания человеческого духа»
подготовка к практическому занятию по плану:
Понятие и сущность философских категорий.
Основные философские проблемы, предметное поле философии
Основные разделы философии и функции философского знания.
«Фортуна делает дурнеем того, к кому благоволит (Публий Сир – римский драматург и актер)
«Похвала полезна умному, вредна глупому (Петрарка Франческа-ит. поэт)»
«Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок (Гегель. Нем. Фил.)
«Счастье-это хорошее здоровье и плохая память (Швейцер Альберт. Фр. Протестанский теолог, философ, хирург-мессионер)
«У того, кто никогда не меняет взглядов, обычно нет никаких взглядов (Моравиа Норман. Американск. Писатель и публицист)
| 1,1
| 3
|
Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 2. История философии
|
| 10
|
| Тема 2.1. Философия Древнего Востока.
| Содержание учебного материала
Истоки прафилософского мировоззрения В Древней Индии. Веды.Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Драхма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.
Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата на темы:
«Связь философских представлений и принципов врачевания в древневосточной культуре»
«Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Востока»
«Философия буддизма и ее влияние на современность»
«Китайская практическая мудрость»
«Образ человека в философии Древнего Востока»
«Религиозно-мифологические истоки древневосточной философии»
«Особенности восточного типа культуры и способа мышления»
| Тема 2.2. Развитие античной философии.
| Содержание учебного материала
Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.
Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.
Софисты. Сократ.
Философская система Платона. Теория идей.
Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка мультимедийного проекта на тему «Античная философия»
Подготовка реферата на тему:
«Как быть счастливым» (философия эпикуреизма, стоицизма, скептицизма)
| Тема 2.3 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени.
Немецкая классическая философия.
| ^
Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.
Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.
Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм
Рене Декарта. Дедуктивный метод.
Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.
Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.
Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Самостоятельная работа обучающихся:
Написание рефератов по темам:
«Философия Августина. Соотношение добра и зла. Учение о граде Божьем»
«Концепция «двойной истины» Фомы Аквинского»
«Место человека в мироздании в гуманистической концепции эпохи Возрождения»
|
|
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 2.4. Русская философия.
Философия XX века.
| Содержание учебного материала
Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы.
П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.
Русская религиозная идеалистическая философия (В.Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.
Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.
Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.
Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы кон. XIX – нач. XX века и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.
Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.
Философское открытие бессознательного. З.Фрейд. Иррационализм. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.
Экзистенциализм.
Западная религиозно- философская мысль XX века – неотомизм.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| ^ «Иррациональная философия и медицина»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта «Иррациональная философия и медицина»
Подготовка к рубежному контролю по разделам 1, 2.
Подготовка мультимедийной презентации по темам:
«Философия бессознательного: З.Фрейд, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.»
«Экзистенциализм»
«Неотомизм»
Подготовка реферата на тему:
«Религиозно-мистический характер философии В.А.Соловьева»
«Проблема человека в русской философии»
Подготовка эссе по темам:
«С человеком происходит то же самое, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину – ко злу» (Ф.Ницше)
«Вреднее всего желание предотвратить себя от ошибок» (Гегель Георг Вильгельм Фридррих)
| 1,1
| 3
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 3. Философское учение о бытии.
|
| 4
|
| Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира.
Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.
| Содержание учебного материала
Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.
Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.
Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.
Категория «бытие» и ее роль в философии.
Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.
Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| ^ №3 «Изучение материи как фундаментальной философской категории»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта по теме «Понятие бытия. Материя как субстанция»
Подготовка реферата: по темам:
«Проблема бытия в медицине»
«Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени и пространства, его значение в медицине»
«Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее» (Абай, казахский поэт-просветитель)
«Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора» (Джонсон Бенджамин, английский драматург)
| 1,1
| 3
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 4. Философское осмысление природы человека.
|
| 12
|
| Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.
| Содержание учебного материала
Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.
Антропосоциогинез – процесс формирования человека из животного. Основные этапы антиропосоциогинеза. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.
Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| ^ Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Человек как предмет познания»
Подготовка мультимедийной презентации по теме:
«Человек и смысл его существования в информационном мире».
Написание реферата по темам:
«Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины»
«Философская анропология и медицина»
| 1,1
| 3
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность.
| Содержание учебного материала:
Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).
Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды. Функциональная ассиметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Практическое занятие №5 «Сознание и медицина»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Сознание как специфическая человеческая форма отражения мира»
Написание реферата по теме:
«Таинственные и непознанные явления человеческого сознания и психики. Проблема парапсихологии»
«Проблема сознания в философии и медицине»
«Философские представления о «бессознательном» и их связь с медициной.
«Самосознание, его предметность, рефлексивность»
Подготовка презентации по темам: «Структура сознания. Основные свойства сознания»
«О идеях и развитии психосоматической медицины»
«Проблемы сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенционально-феноменологический»
«Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения»
«Сознание и бессознательное, рациональное и иррациональное. Проблемы их взаимодействия»
| 1,1
| 3
| Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.
| Содержание учебного материала:
Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании.
Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.
Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.
Анализ форм и методов научного познания.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Практическое занятие №6 «Изучение форм и методов научного познания»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Познание, оценка и деятельность человека»
Написание реферата на тему:
Истина как цель познания. Проблема критериев истины.
Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.
Подготовка презентации по темам:
Отличие научного познания от ценностного отношения к действительности. Соотношение ценности и оценки.
| 1,1
| 3
|
Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 5. Философское учение об обществе.
|
| 8
|
| Тема 5.1 Общество как саморазвивающаяся система.
| Содержание учебного материала:
Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.
Структура общества. Соотношение общества и индивида.
Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.
Ноосфера – новая сфера взаимодействия биосферы и общества. Философские аспекты будущего цивилизации.
Изучение глобальных проблем современности.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Практическое занятие №7 «Изучение глобальных проблем современности, их классификации, путей решения и выживания человечества»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Человек в социуме. Человек как личность»
Подготовка презентаций на тему:
«Особенности антропосоциогенеза»
«Человек, индивид, личность. Специфика трактовки личности в философии и медицине»
«Проблема взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке»
«Отношение «Я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.»
| 1,1
| 3
|
Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 5.2. Проблема личности в философии.
| Содержание учебного материала:
Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности.
Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.
Социальные типы личности. Деградация личности
Осмысление проблемы свободы и ответственности личности.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Практическое занятие №8 «Изучение и осмысление философской проблемы свободы и ответственности личности»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе
| 1,1
| 3
|
Продолжение таблицы 3
1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 6. Философия и медицина
|
| 4
|
| Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности.
Мировоззренческие основы философии
| Содержание учебного материала:
Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Врач как философская категория.
Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Деонтология. Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния. Клиническая смерть.
Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогении.
Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека.
Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназии.
Анализ проблем бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.
Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.
|
|
| Лекции
| 2
| 1
| Практическое занятие №9 «Изучение философских проблем медицины: деонтологии, биомедицинской этики, проблемы эвтаназии»
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Философия медицины»
Написание рефератов о врачах- философах на темы:
«Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ»
«Систематизация медицинского знания в учении Галена»
«Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса»
Арабо-мусульманская философия средневековья. Авиценна.
Классический психоанализ З.Фрейда.
В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии»
| 1,1
| 3
| Зачет
|
| 4
|
|
| Итого
| 48
|
| |