Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»




Скачать 187.46 Kb.
НазваниеТематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»
Дата публикации05.04.2014
Размер187.46 Kb.
ТипТематический план
zadocs.ru > Философия > Тематический план
Таблица 3

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества




6




Тема 1.1 Происхождение философии. Философия как наука.

Вопросы философии.

Основные категории и понятия философии.

^ Содержание учебного материала

  1. Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности. Философия как выражение мудрости в рациональных формах. Категории как предмет философского знания и как результат его развития.

  2. Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.

  3. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.

  4. Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.

  5. Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.

  6. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.










Лекции

2

1










Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Тема 1.2 Специфика философского знания и его функции.

Содержание учебного материала

  1. Специфика категорий, законов, принципов и методов философии.

  2. Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.

  3. Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.







Лекции

2

1

^ Практическое занятие №1 «Изучение роли и места философии в духовной жизни общества, в системе высших нравственных ценностей».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • написание рефератов:

  • «Трагизм и величие философии»

  • «О пользе сомнения в философии»

  • «Роль философии в решении актуальных проблем человечества»

  • «История философии как история самосознания человеческого духа»

  • подготовка к практическому занятию по плану:

  1. Понятие и сущность философских категорий.

  2. Основные философские проблемы, предметное поле философии

  3.  Основные разделы философии и функции философского знания.

  • Написание эссе на темы:

  • «Фортуна делает дурнеем того, к кому благоволит (Публий Сир – римский драматург и актер)

  • «Похвала полезна умному, вредна глупому (Петрарка Франческа-ит. поэт)»

  • «Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок (Гегель. Нем. Фил.)

  • «Счастье-это хорошее здоровье и плохая память (Швейцер Альберт. Фр. Протестанский теолог, философ, хирург-мессионер)

  • «У того, кто никогда не меняет взглядов, обычно нет никаких взглядов (Моравиа Норман. Американск. Писатель и публицист)

1,1

3


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Раздел 2. История философии




10




Тема 2.1. Философия Древнего Востока.

Содержание учебного материала

  1. Истоки прафилософского мировоззрения В Древней Индии. Веды.Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Драхма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.

  2. Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.







Лекции

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка реферата на темы:

  • «Связь философских представлений и принципов врачевания в древневосточной культуре»

  • «Понимание природы человека в философских концепциях Древнего Востока»

  • «Философия буддизма и ее влияние на современность»

  • «Китайская практическая мудрость»

  • «Образ человека в философии Древнего Востока»

  • «Религиозно-мифологические истоки древневосточной философии»

  • «Особенности восточного типа культуры и способа мышления»

Тема 2.2. Развитие античной философии.

Содержание учебного материала

  1. Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.

  2. Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты. Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.

  3. Софисты. Сократ.

  4. Философская система Платона. Теория идей.

  5. Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.







Лекции

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка мультимедийного проекта на тему «Античная философия»

  • Подготовка реферата на тему:

  • «Как быть счастливым» (философия эпикуреизма, стоицизма, скептицизма)

Тема 2.3 Философия эпохи Средневековья, Возрождения, Нового времени.

Немецкая классическая философия.


^ Содержание учебного материала

  1. Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.

  2. Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.

  3. Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм

Рене Декарта. Дедуктивный метод.

  1. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской традиции. Немецкий идеализм и социально-исторические условия эпохи.

  2. Критическая философия И.Канта. Обоснование активности субъекта. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Агностицизм Канта. Морально-практическая философия Канта. Категорический императив как априорный принцип практического разума.

  3. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Диалектика и принцип системности в философии Гегеля.

  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Фейербах о гносеологических и психологических корнях религии. Религия любви.







Лекции

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Написание рефератов по темам:

  • «Философия Августина. Соотношение добра и зла. Учение о граде Божьем»

  • «Концепция «двойной истины» Фомы Аквинского»

  • «Место человека в мироздании в гуманистической концепции эпохи Возрождения»










Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Тема 2.4. Русская философия.

Философия XX века.

Содержание учебного материала

  1. Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы.

  2. П.Я. Чаадаев. Западники и славянофилы в русской философии.

  3. Русская религиозная идеалистическая философия (В.Соловьев, Н.А. Бердяев и др.). Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы.

  4. Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.

  5. Русский космизм (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.

  6. Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы кон. XIX – нач. XX века и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.

  7. Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.

  8. Философское открытие бессознательного. З.Фрейд. Иррационализм. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше.

  9. Экзистенциализм.

  10. Западная религиозно- философская мысль XX века – неотомизм.







Лекции

2

1

^ Практическое занятие №2 «Иррациональная философия и медицина»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта «Иррациональная философия и медицина»

  • Подготовка к рубежному контролю по разделам 1, 2.

  • Подготовка мультимедийной презентации по темам:

  • «Философия бессознательного: З.Фрейд, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.»

  • «Экзистенциализм»

  • «Неотомизм»

  • Подготовка реферата на тему:

  • «Религиозно-мистический характер философии В.А.Соловьева»

  • «Проблема человека в русской философии»

  • Подготовка эссе по темам:

  • «С человеком происходит то же самое, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже уходят корни его в землю, вниз, в мрак и глубину – ко злу» (Ф.Ницше)

  • «Вреднее всего желание предотвратить себя от ошибок» (Гегель Георг Вильгельм Фридррих)




1,1

3

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Раздел 3. Философское учение о бытии.




4




Тема 3.1. Основы научной, философской и религиозной картин мира.

Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.

Содержание учебного материала

  1. Материалистическая картина мира и научные концепции Вселенной, основанные на принципе материального единства мира.

  2. Религиозная картина мира. Принципиальная особенность религиозного миропонимания.

  3. Философская картина мира и ее связь с различными концепциями бытия.

  4. Категория «бытие» и ее роль в философии.

  5. Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.

  6. Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.







Лекции

2

1

^ Практическое занятие №3 «Изучение материи как фундаментальной философской категории»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта по теме «Понятие бытия. Материя как субстанция»

  • Подготовка реферата: по темам:

  • «Проблема бытия в медицине»

  • «Проблема взаимосвязи физического, биологического и социального времени и пространства, его значение в медицине»

  • Написание эссе по темам:

  • «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее» (Абай, казахский поэт-просветитель)

  • «Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора» (Джонсон Бенджамин, английский драматург)

1,1

3

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Раздел 4. Философское осмысление природы человека.




12




Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления.

Содержание учебного материала

  1. Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.

  2. Антропосоциогинез – процесс формирования человека из животного. Основные этапы антиропосоциогинеза. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.

  3. Проблема соотношения биологического и социального в человеке. Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.

  4. Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.







Лекции

2

1

^ Практическое занятие №4 «Изучение и осмысление философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Человек как предмет познания»

  • Подготовка мультимедийной презентации по теме:

  • «Человек и смысл его существования в информационном мире».



  • Написание реферата по темам:

  • «Жизнь как предмет изучения философии, естественных наук и медицины»

  • «Философская анропология и медицина»



1,1

3

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Тема 4.2. Сознание, его происхождение и сущность.


Содержание учебного материала:

  1. Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).

  2. Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля. Мышление и его виды. Функциональная ассиметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика.







Лекции

2

1

Практическое занятие №5 «Сознание и медицина»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Сознание как специфическая человеческая форма отражения мира»



  • Написание реферата по теме:

  • «Таинственные и непознанные явления человеческого сознания и психики. Проблема парапсихологии»

  • «Проблема сознания в философии и медицине»

  • «Философские представления о «бессознательном» и их связь с медициной.

  • «Самосознание, его предметность, рефлексивность»



  • Подготовка презентации по темам: «Структура сознания. Основные свойства сознания»

  • «О идеях и развитии психосоматической медицины»

  • «Проблемы сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенционально-феноменологический»

  • «Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения»

  • «Сознание и бессознательное, рациональное и иррациональное. Проблемы их взаимодействия»




1,1

3

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Тема 4.3. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания.

Содержание учебного материала:

  1. Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании.

  2. Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.

  3. Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.

  4. Анализ форм и методов научного познания.







Лекции

2

1

Практическое занятие №6 «Изучение форм и методов научного познания»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Познание, оценка и деятельность человека»

  • Написание реферата на тему:

  • Истина как цель познания. Проблема критериев истины.

  • Деятельность как преобразование мира и человека. Специфика медицинской деятельности.

  • Подготовка презентации по темам:

  • Отличие научного познания от ценностного отношения к действительности. Соотношение ценности и оценки.




1,1

3


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Раздел 5. Философское учение об обществе.




8




Тема 5.1 Общество как саморазвивающаяся система.


Содержание учебного материала:

  1. Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.

  2. Структура общества. Соотношение общества и индивида.

  3. Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.

  4. Ноосфера – новая сфера взаимодействия биосферы и общества. Философские аспекты будущего цивилизации.

  5. Изучение глобальных проблем современности.







Лекции

2

1

Практическое занятие №7 «Изучение глобальных проблем современности, их классификации, путей решения и выживания человечества»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Человек в социуме. Человек как личность»

  • Подготовка презентаций на тему:

  • «Особенности антропосоциогенеза»

  • «Человек, индивид, личность. Специфика трактовки личности в философии и медицине»

  • «Проблема взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке»

  • «Отношение «Я-Ты» в жизни личности. Проявление диалогизма в медицине.»

1,1

3


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Тема 5.2. Проблема личности в философии.

Содержание учебного материала:

  1. Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности.

  2. Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.

  3. Социальные типы личности. Деградация личности

  4. Осмысление проблемы свободы и ответственности личности.







Лекции

2

1

Практическое занятие №8 «Изучение и осмысление философской проблемы свободы и ответственности личности»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе



1,1

3


Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

Раздел 6. Философия и медицина





4




Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности.

Мировоззренческие основы философии

        1. Содержание учебного материала:

  1. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности. Врач как философская категория.

  2. Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Деонтология. Философско-методические проблемы определения понятий «здоровье», «норма», «болезнь», «патология» и др. Экстрафизиологические состояния. Клиническая смерть.

  3. Взаимосвязь социального, психологического и соматического. Социально-психологические аспекты ятрогении.

  4. Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека.

  5. Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназии.

  6. Анализ проблем бытия, сознания, познания, свободы личности в различных философских течениях.

  7. Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.







Лекции

2

1

Практическое занятие №9 «Изучение философских проблем медицины: деонтологии, биомедицинской этики, проблемы эвтаназии»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

  • Подготовка к практической работе: подготовка мультимедийного проекта на тему «Философия медицины»



  • Написание рефератов о врачах- философах на темы:

  • «Натурфилософия античности и медицина: Гиппократ»

  • «Систематизация медицинского знания в учении Галена»

  • «Исторические модели моральной медицины: модель Парацельса»

  • Арабо-мусульманская философия средневековья. Авиценна.

  • Классический психоанализ З.Фрейда.

  • В.Ф.Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука) и его работа «Очерки гнойной хирургии»

1,1

3

Зачет




4







Итого

48




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconПояснительная записка 4 Тематический план учебной дисциплины 6
Изучение общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconТематический план учебной дисциплины
...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconПояснительная записка 4 2 Тематический план учебной дисциплины 5 3
Дисциплина «Экономическая оценка инвестиций» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconЛекция по учебной дисциплине информационные технологии тема №1
...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-тематический план занятий (очная форма обучения) Содержание...
Приложения 1 Сводные таблицы (заочная и очно-заочная формы обучения): семестр изучения, аудиторная работа, самостоятельная работа,...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconКалендарно-тематический план дисциплины высшая математика для I семестра 2011-2012
Понятие об определителях высшего порядка. Матрицы и действия над ними. Обратная матрица

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconМетодические рекомендации по работе с учебной литературой и другими...
Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса "Страхование" для студентов, обучающихся по специальности...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconТематический план дисциплины «Психолого-педагогические технологии...
Рецензенты: Л. А. Пепик, кандидат педагогических наук, доцент (Череповецкий государственный университет)

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании общеуниверситетской кафедры философии июня 2009 года, протокол...

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Философия» iconТеоретические вопросы
Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика организации», связь учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами, значение экономических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов