Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)




Скачать 54.66 Kb.
НазваниеКурс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013)
Дата публикации06.04.2014
Размер54.66 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Философия > Лекция
Курс лекций по дисциплине «История и философия науки»

Лекция №1 (09.11.2013)

Литература:

1. Финогентов В. Н. Философия науки.

Темы к семинару 16.11.2013:

1. Предмет истории науки. Основные проблемы истории науки.

2. История науки и другие исторические науки. Становление и развитие истории науки. Современное состояние истории науки.

3. Взаимоотношение истории науки и философии науки.

4. Философия науки как специализированная философская дисциплина. Место философии науки в системе философии.

5. Основные этапы в развитии философии науки.

6. Современная Западная философия науки.

7. Современная Отечественная философия науки.

8. Взаимоотношение философии науки и: а) науковедения; б) социологии науки; в) психологии научного творчества.

Также необходимо привести 10 фамилий представителей своей научной дисциплины.

Примечание: по истории науки отчитываться рефератом по истории своей дисциплины (40 000 знаков). Минимум 12 источников.

^ Понятие философии науки

Философия науки – это одна из специализированных философских дисциплин. Философия – это обширная и разнородная система знаний, убеждений, идеалов. Философия включает в себя основные разделы философии и специализированные философские дисциплины. Основные разделы философии – онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия, аксиология, история философии. В состав специализированных философских дисциплин входят философия религии, образования, искусства, техники, языка, права и т.д.

Предметом философии науки является наука. Таким образом, философия науки – это познание науки философскими средствами, то есть с помощью философских понятий, идей и концепций. Можно сказать также, что философия науки – это изучение науки в рамках максимально рационализированного мировоззрения. Чтобы лучше понять сущность философии науки, мы должны рассмотреть, как философия науки соотносится с другими подсистемами философии, то есть с основными разделами философии и другими специализированными дисциплинами.

^ Основные проблемы философии науки

Центральной проблемой философии науки является вопрос: что такое наука? С этой проблемой тесно связан вопрос о происхождении науки (когда, где, в каких условиях возникла наука). Своеобразным продолжением этого вопроса является вопрос об основных этапах развития науки. В связи с этим возникает вопрос о движущих силах развития науки, а также вопрос о закономерностях и основных тенденциях развития науки. Следующий круг вопросов связан с пониманием науки в качестве подсистемы социокультурной системы. В этом плане философию науки интересуют вопросы взаимосвязи науки с одной стороны и различных секторов культуры и социальных подсистем с другой стороны. Речь идёт о таких феноменах как политика, право, мораль, религия, экономика, военная сфера, искусство, философия, образование.

В состав философии науки входит методология научного познания. Методология включает в себя две основы «metodos», означает путь, «logos», означает учение. Методология науки – это учение о методах научного познания, а также о формах и уровнях научного познания; методология научного знания – это система методов, применяемых в научно-исследовательской деятельности. Таким образом, философия науки интересуется сущностью и назначением различных методов научного познания. Она стремится упорядочить множество методов, применяемых в науке, в частности через их классификацию, выделяя при этом общенаучные методы, такие как обобщение, абстрагирование, идеализация, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также социально-научные науки, своеобразие которых определяется спецификой предметной области соответствующей науки. Философия науки изучает основные уровни научного познания и знания. Речь идёт об эмпирической и теоретическом уровнях.

Философия науки интересуется основными формами научного знания: факты, гипотезы, проблемы, аксиомы, теоремы, идеи, законы, принципы, эмпирическое обобщение, теория, концепция и т.д.

В наше время особую актуальность приобрели вопросы этики науки. Речь идёт о рассмотрении Норм и Правил, регулирующих научно-исследовательскую деятельность, а также взаимоотношение различных представителей научного сообщества. Также речь идёт о Нормах и Правилах, регулирующих взаимоотношение научного сообщества с другими специальными общностями. Речь идёт о тех этических проблемах, которые определяются стремительным развитием науки, а также использованием её достижений в различных сферах общественной и частной жизни человека.

Антисциентизм, «anti» означает «против», «scientism» означает «знание, наука». Сциентизм – позиция, согласно которой наука является высшим достижением человеческого духа и в перспективе наука справится со всеми проблемами, с которыми человечество сталкивалось. Это своеобразное обожествление науки. Другие эпохи получают распространение антисциентизма – подхода, сторонники которого негативно относятся к науке и возлагают на неё ответственность практически за все проблемы, с которыми встретилось современное человечество. В связи с этим, перед философией науки стоит упомянутая двуединая проблема: обоснование-проблематизация науки.

Говоря о проблемах философии науки, мы должны учитывать принцип компетентности. Это означает, что философия науки не должна и не может решать проблемы специальных наук, а проблемы специальных наук должны формулироваться и решаться представителями этих наук.

^ Становление философии науки. Основные этапы развития философии науки

6 в. д. н. э. – возникает философия и формируются первые науки. Философия науки как самостоятельная философская дисциплина сформировалась во второй половине XIX в. Предыстория философии охватывает большой отрезок времени и включает в себя разнообразные попытки философии осмыслить различные аспекты научного познания. Так, например, Аристотель (4 в. д. н. э.) предложил одну из первых классификаций наук. Он полагал, что есть науки теоретические, практические и поэтические (творческие).

Философия науки возникла как философский отклик на радикальные изменения места и роли науки в общественной жизни в указанный период (вторая половина XIX в.). Наблюдается существенное возрастание роли науки во всех сферах жизни общества (промышленности, сельском хозяйстве, образовании, военном деле, медицине и т.д.). Кроме того, в это время серьёзные изменения происходят и в самой науке и эти изменения требовали философского осмысления. Речь идёт об установлении исторически изменчивого и исторически определённого характера научных знаний. В это время стало ясно, что существуют науки, принадлежащие к существенно различным классам, которые в принципе несводимы друг к другу. Речь идёт о своеобразии социальных и гуманитарных наук.

Существенный вклад в становление философии науки внесли представители нескольких философских школ:

позитивизм – направление философии, прошедшее в своём развитии три этапа:

1. классический позитивизм (середина XIX в.). Основными представителями считают О. Конта, Спенсера, Милля.

2. позитивизм (эмпириокритицизм, махизм) – основными представителями считают Маха, Авенариус (последняя треть XIX в.).

3. неопозитивизм.

В трудах Эрнста Маха дана критика фундаментальных понятий классической механики Ньютона. Впоследствии на идеи Маха опирался Эйнштейн, создавая частную и общую теории относительности. Э. Мах внёс значительный вклад в осмысление своеобразия научного познания.

прагматизм – наибольший авторитет имел в последней трети XIX в. и первой трети XX в. Основные представители – Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи. Прагматисты развили особое учение о природе знания (научного знания). Это учение называется инструментализм. Для прагматиков знания – это не описания, не образы действительности, а орудие и инструменты, с помощью которых люди пытаются решить те или иные проблемы. Если орудия (инструменты) помогают эффективно решить проблемы, тогда данные знания характеризуются как истинные. Создатели прагматизма внесли заметный вклад в формирование формальной логики и семиотики (учении о знаковые системах), имеющих большое значение в современной философии и методологии науки.

неокантианство – период наибольшего авторитета последняя треть XIX в., первая треть XX в. Основные представители – В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Их главным достижением является предложенная оригинальная классификация наук. Чаще всего предлагают предметную классификация. Неокантианцы предложили классификацию наук, в основе лежат доминирующие в соответствующих науках методы: первый класс наук применяет преимущественно метод генерализации, соответствующие науки называются номотетическими. Науки второго класса применяют метод индивидуализирующий и называются идеографическими науками.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconПрограмма-минимум подготовки аспирантов и соискателей факультета...
Мгу им. М. В. Ломоносова кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconВопросы к экзамену по курсу «История и философия науки» I. История...
Философия науки – философское направление, которое избирает своей основной проблематикой науку как эпистемологический (методологический)...

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconЛекция: философия
Философия науки как дисциплина воз­никла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях нтр

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconКурс лекций (под редакцией профессора В. Ф. Беркова) 2-е издание...
Авторский коллектив: Н. С. Щекин (лекция 8); Г. И. Касперович (лекция 9); В. Ф. Берков (лекция 10); И. Г. Подпорин (лекция 11); В....

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconВсероссийский заочный финансово-экономический институт кафедра «Истории...
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconРефератов для сдачи кандидатского минимума по дисциплине «история и философия науки»
Образ математики как науки: философский аспект. Проблемы, предмет, метод и функции философии и методологии математики

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconКурс лекций мариуполь 2009 Министерство образования и науки Украины...
...

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История и философия науки» для...

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconКонспект лекций по дисциплине «история градостр о ительства»
Лекция I. Градостроительство древнего Рима. Этрусское градостроительство

Курс лекций по дисциплине «История и философия науки» Лекция №1 (09. 11. 2013) iconКурс лекций Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного...
История отечественного государства и права. Ч. II: курс лекций / Н. В. Михайлова, С. С. Жевлакович, Д. В. Колыхалов и др.; под ред....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов