Скачать 398.38 Kb.
|
М.В. МАКСИМОВ, Л.М. Максимова Ивановский государственный энергетический университет Программа общего курса «Философия. Ч. 1.» 1.Философия, ее происхождение и круг основных проблем. Предмет философии Проблема происхождения философии, ее социально-исторические и культурные предпосылки. Мировоззрение и философия. Специфика философских проблем. Конкретно-исторический характер философской мысли. Философия как единство познавательного, оценочного и практического аспектов в осмыслении мира и человека. Философия как познавательная деятельность. Проблема предмета философии. Философия как познание всеобщего в отношениях человека с миром. Структура философского знания: онтология, гносеология (эпистемология), философская антропология, социальная философия и другие разделы философского знания. Философия и наука. Многообразие философских учений и проблема их типологии. Материализм и идеализм как мировоззренческие противоположности. Идеализм субъективный и объективный. Монизм и дуализм в философии. Различие философских учений в гносеологическом аспекте: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм (рационализм, сенсуализм и эмпиризм). Методологические различия философских учений. Диалектика как философский метод. ^ становления, досократовская философия Культурно-исторические предпосылки зарождения философии в Древней Греции. Древнегреческий полис и его роль в развитии античной мысли. Античная предфилософская мифология. Гомер. Гесиод. Хаос (χάος) и космос (κόσμος). Орфики. «Семь мудрецов». Эволюция понятия «софии» (σοφία) – мудрости. Античная литература и философия. Миф (μϋθος), логос (λόγος), преднаука. Синкретизм ранней греческой мысли. Рождение термина «философия» (φιλοσοφία) и его смысл. Философия как созерцание (θεωρία). Основные этапы развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. ^ (VI–V вв. до н.э.), ее космоцентрический характер. Учения о началах (άρχή) и элементах природы (φύσις). Ионийская философия: Милетская школа. Гераклит. Милетская школа: ^ Учение о первооснове всего сущего (ύδωρ, άήρ, άπειρον). Гераклит (544 – 480 гг. до н.э.). Учение об огне как генетическом и субстанциальном начале. Учение о Логосе (λόγος). Рождение диалектики. Все течет – πάντα ρεί. Италийская философия: пифагореизм. Элейская школа (Парменид, Зенон). ^ и пифагореизм. Учение о количественной основе мира, отождествление чисел и вещей, учение о противоположностях. Практический, мистический и нравственный аспекты пифагорейского учения. Учение о бессмертии души, переселении душ (μετεμψύχωσις – метемпсихоз), катарсисе (κάθαρσις) (способ достижения высшей этической цели). Открытие Бытия ^ Учение о бытии (όν) и небытии (μή όν). Диалектика Зенона Элейского (ок. 490 – 430 гг. до н.э.). Апории (άπορία) Зенона. Плюралистические концепции основания бытия. ^ : учение о четырех элементах. Любовь (φιλία) как причина их встречного движения. Анаксагор (ок. 500 – 428 гг. до н.э.): учение о гомеомериях. Атомистическая трактовка бытия ^ и Демокритом (460 –370 гг. до н.э.). Атомы (τό άτομον – неделимое) и пустота. Детерминизм. Человек и его душа. Учение о познании. Значение образов (είδωλα), исходящих от вещей. Разграничение истины и мнения (δόξα). Этические идеи Демокрита. Эвтюмия (έύθυμία) как идеал счастливой жизни. ^ Классическая античная философия (V – IV вв. до н.э.). Софисты: Протагор (ок. 480 – 410 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 – ок. 380 гг. до н.э.). Поворот от фисиологии к антропологии. Соотношение бытия, мышления и речи. Разум как субъективная способность. Релятивизм в трактовке человека и познания. Человек как «мера всех вещей». Социально-политические взгляды: идеи равенства людей и произвольности законодательства. ^ . Антропологическая революция в античной философии. Открытие индивида. Даймонион (τό δαιμόνιον) – «божественный голос» внутри человека. Философия как диалог (διάλογος) и самопознание. Интерпретация дельфийского изречения «Познай самого себя». Диалектический метод Сократа: ирония (είρωνεία) и майевтика (μαιευτική). Этический рационализм Сократа: добродетель как функция знания. ^ Учение о бытии. Сверхприродный мир как бытие идей (είδος). Структура идеального бытия. Принцип телеологизма. Иерархия идей. Идея Блага (τό άγαθόν) и ее место в иерархии идей. Соотношение идей и вещей. Миф о пещере. Диалектика мышления («сюнагогэ» и «диареза») и рационалистическая гносеология (άνάμνησις – воспоминание как основа познания). Мнение и истина. Истинный Эрос (έρως), интеллектуальная интуиция и творческая деятельность. Прекрасное (τό καλόν) как мера (μέτρον) всех вещей. Платон о человеке и душе. Бессмертие души. Метемпсихоз. Учение о добродетелях и принципах устройства идеального государства. Мудрость как ценность, социальный статус и предназначение философа. Платонизм в истории философии. ^ Генезис философии. Место философии среди прочих наук. Теоретические и практические науки. Метафизика (τά μετά τά φυσικά): предмет, метод и предназначение философии. Мудрость как наука о первых причинах и началах. Критика платоновской теории идей. Учение о материи (ύλη) и форме (μορφή), о причинности и других универсальных принципах бытия. Понятие целевой причины. Идея перводвигателя. Теория познания (έπιστημη) и логика Аристотеля. Категории как формы мышления и объективные формы окружающего мира. Этическое учение Аристотеля. Добродетель и структура души (έντελέχεια). Нравственные и интеллектуальные добродетели. Учение о середине. Учение о государстве. Государство и природа человека. Человек как общественное животное (πολιτικόν ζώον). Происхождение, сущность, принципы устройства и функционирования государства. Учение о семье и трех видах отношений в семье. Учение о формах правления. ^ Эллинистическая и римская философия (III в. до н.э. – VI в. н.э.): кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, неоплатонизм. Социокультурная обусловленность становления философии эллинизма. Кинизм как образ жизни и философия. ^ Ощущения как источник познания. Автаркия (αύτάρκεια) как цель жизни и моральный принцип кинизма. Стоицизм. ^ (IV–II вв. до н.э.): Зенон из Китиона (ок. 336–264 гг. до н.э.), Клеанф (ок.331–232/231 гг. до н.э.), Хрисипп (281/277–208/205 гг. до н.э.). Философия и ее части: логика, физика, этика. Логика как риторика и диалектика. Физика: учение о единстве космоса и четырех категориях. Пневма и уровни ее организации. Учение о причинности. Учение о человеке, душе и судьбе. Этика: понятие долга. Учение о благе и добродетели. Смысл тезиса «жить по природе». Идеал стоического мудреца (άπάθειά – бесстрастность). Учение о государстве и обществе. ^ (I в. до н.э.): Панеций Родосский (ок. 185–110 гг. до н.э.), Посидоний (ок. 135–51 гг. до н.э.). Эволюция стоической философии под влиянием платонических идей. Учение Панеция Родосского о вечности мира, отказ от жесткого детерминизма, представления о соотношении души и тела. Учение о человеке. Эволюция стоического идеала добродетели. Учение об эвтюмии. Посидоний: учение о мировой симпатии. Учение о человеке и его двойственности. ^ (I–II вв. н.э.): Сенека (5 до н.э.–65 гг. н.э.), Эпиктет (ок. 50–ок. 140 гг. н.э.), Марк Аврелий (121–180 гг. н.э.). Основные понятия нравственно-религиозного учения Сенеки: совесть, воля, грех, братство, любовь. Эпиктет: философия как врачевание больной души. Учение Марка Аврелия о трех началах в человеке: телесном, душевном, интеллектуальном. Скептицизм и основные этапы его эволюции: ранний скептицизм (Пиррон Элидский (360–270 гг. до н.э.), Тимон Флиунтский (325–235 гг. до н.э.)); академический скептицизм (Аркесилай Питанский (315–241 гг. до н.э.), Карнеад Киренский (214–129 гг. до н.э.)); средний скептицизм (Эниседем (I в. до н.э.)); новый скептицизм (Агриппа, Мекодот (I в. до н.э.)); римский скептицизм (Секст Эмпирик, Сатурнин Кифен (II–III вв. н.э.)). Специфика скептического способа рассуждения. Смысл выражений «воздерживаюсь от суждений» (άδοξία, άφασία), «пожалуй», понятие «эпохе». Гносеологический и моральный (άπάθεια, άδιαφορία) скепсис (σκέψις). ^ и эпикуреизм. «Сад» (κήπος) как философское сообщество и его идеалы. Основные разделы философии Эпикура: каноника (учение об истине), физика (учение об атомах; отличие атомизма Эпикура и Демокрита (теория «отклонения атомов»). Проблема необходимости и случайности), этика (смысл тезиса «жить по природе», отношение к богам и смерти, проблема свободы человека, идеал мудреца. Апония (άπονία), атараксия (άταραξία). Историческая судьба эпикуреизма. Тит Лукреций Кар (99–55 гг. до н.э.) Неоплатонизм. Плотин (204/205–270 гг.) и ^ . Социально-исторические и теоретические предпосылки неоплатонизма. Учение Плотина о Едином (έν, μονάς) и трех его ипостасях в сфере бытия: Ум, Душа, космос. Единое как начало первое и абсолютное, производящее самое себя; вторая ипостась – Ум (Νούς), третья ипостась – Душа (η ψυχη). Происхождение физического космоса. Эманация (άπόρροια) и познание. Возвращение к Абсолюту и экстаз. ^ Социально-исторический контекст средневековой европейской философии и основные этапы ее развития: патристика, схоластика. ^ . Учение о Логосе как посреднике между Богом и миром. Учение о божественной благодати (χάρις) и божественных потенциях, антропология и этика Филона. Соотношение морали и религии. ^ I – начало III в.). Философия христианских апологетов (II – начало III в.). Синтез христианского откровения и античной философии. Библия и ее значение для развития философии. Основные принципы христианского миросозерцания: теоцентризм, монотеизм, креационизм, провиденциализм, персонализм, эсхатологизм, ревеляционизм и их влияние на характер постановки и решение философских проблем. Экзегетический метод в теологии. Вера и знание, философия и религия, критика гностицизма: Ириней Лионский (126–202 гг.), Квинт Тертуллиан (160–ок. 240 гг.). Климент Александрийский (ок.150–215 гг.): христианский гносис как вера и как знание, учение о Логосе. Ориген (ок. 184–253 гг.): учение о Боге как абсолютно простом духовном единстве, учение о Троице, доктрина творения, учение о свободе человека как причине зла в мире. Зрелая патристика (IV–первая полвина V в.): доктринальные споры, выработка основных понятий христианской философии. Тринитарные споры. ^ Принятие символа веры Никейским Собором (325 г.). Восточная патристика и ее основные проблемы. Каппадокийские отцы церкви: ^ Обоснование догмата о Св. Троице. Учение о творении. Теория познания. Учение о человеке. Человек как образ и подобие Бога. Западная патристика. ^ Учение о Боге как высшей сущности, едином, совершенном, абсолютном Бытии. Бог и мир. Доктрина творения, учение о материи, пространстве и времени. Учение о познании и Божественном просвещении. Соотношение веры и разума. Учение о человеке. Душа человека как образ Троицы: единство памяти, ума и воли. Добро и зло. Теодицея. Свобода человеческой воли, божественная благодать и предопределение. Открытие человеческой личности. Философия истории. Учение о двух градах. Любовь как добродетель и принцип социализации. Идея всеобщности и линейности истории. Христианская концепция прогресса. Эсхатология. ^ V–начало VIII в.) Мистическое богословие Дионисия Ареопагита (V в.). Апофатическая теология как полагание границ умопостижения. Божественные имена и катафатическая теология. Метафизика света. Учение об иерархии уровней сущего. Максим Исповедник (579/80 –662 гг.): учение о человеке. Иоанн Дамаскин (673/76 – 777 гг.): синтез раннехристианского и античного понимания философии. ^ Схоластическая философия (VI – начало XIV в.) и ее основные проблемы: теология и философия, вера и разум, проблема доказательства бытия Бога, сущность и существование, душа и тело, предопределение и свобода воли, этика, спор об универсалиях, номинализм и реализм. Ранняя схоластика (VI – XII вв.). Свод знаний и система образования в период раннего средневековья. Возникновение университетов. Иоанн Скот (Эриугена) (ок. 810 – 877 гг.): истинная философия есть истинная религия; проблема Бога и мира («О разделении природы»); учение о человеке; трактовка диалектики. Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109 гг.): схоластический реализм, доказательства бытия Бога, концепция свободы воли. Иоанн Росцелин (1050 – 1120 гг.) и дискуссии о природе универсалий (номинализм и реализм). Петр Абеляр (1079 – 1142 гг.): доктрина концептуализма. Проблема границ рационального познания. Бернар Клервосский (1090 – 1153 гг.) и христианская мистика. Проблемы этики: свобода воли и свобода выбора, благодать и свободный выбор человека. Зрелая схоластика (XIII – начало XIV в.). Аристотелизм в схоластической философии XIII в. Университеты – центры схоластической философии. Фома Аквинский (1225 – 1274 гг.): вера и разум, теология и философия; доказательства бытия Бога; учение о бытии, проблема сущности и существования; учение о человеке; этика; социальная философия. Фома Аквинский и средневековая наука. Основные положения доктрины познания и система теологического миросозерцания (универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм). Философские и естественнонаучные идеи Роджера Бэкона (1214 – 1292 гг.). Поздняя схоластика (XIV – XV вв.). Иоанн Дунс Скот (1265/1266 – 1308 гг.): разделение философии и теологии; метафизика: проблема онтологического статуса универсалий и индивидов, принцип индивидуации; учение о познании, интуитивное и абстрактное знание; учение о свободе воли. Уильям Оккам (1285 – 1349 гг.). Соотношение веры и разума, философии и теологии. Номинализм. «Бритва Оккама» и распад традиционной метафизики. Теория двойственной истины. Социально-политические взгляды. Немецкая мистика. Мейстер Экхарт (1260 – 1327/1328 гг.). ^ . Рационалистическая (Михаил Пселл (1018 – 90-е гг. XI вв.)) и мистическая (Григорий Палама (1296 – 1359 гг.)) традиции. Исихазм и его богословско-философское содержание. ^ Социокультурные предпосылки возникновения арабо-мусульманской философии. Философия и естествознание (математика, астрономия, медицина). Влияние античного неоплатонизма и аристотелизма. Стремление к синтезу эллинистической философии и ислама. Материалистические, идеалистические и мистические тенденции. ^ илософские, логические и естественнонаучные взгляды. Классификация наук, роль науки в развитии философии. Учение о совершенном государстве. ^ илософские и естественнонаучные труды. Влияние Аристотеля. Рационализм и материализм. Ориентация философии на науку. Учение о Боге, природе и человеке. Социально-политические взгляды Авиценны. ^ лияние Аристотеля на формирование учения о Боге-субстанции, мире и человеческой душе. Концепция познания, соотношение веры и разума, религии и философии. Учение о двойственной истине. Социально-политические воззрения Аверроэса. Влияние арабо-мусульманской философии на западноевропейскую философскую мысль. |
![]() | Практические и теоретические проблемы. «Жизненная философия» и «школьная философия» | ![]() | Философия. Ч. I. Общая философия: программа курса / Сост. В. В. Орлов. Планы семинарских занятий / Сост. В. В. Орлов, О. А. Барг;... |
![]() | Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения мгуп | ![]() | Учебная программа и планы семинарских занятий по дисциплине «философия» для студентов 1 курса дневного отделения |
![]() | «Философия» для специальности Юриспруденция Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; в программе учтены структура... | ![]() | Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. С. В. Корчагиной |
![]() | Программа предназначена для студентов 3 курса Международно-правового факультета | ![]() | Обозначения и единицы измерения. Изотопы, изотоны, изобары. Единицы измерения массы, энергии, ядерных радиусов |
![]() | Для подготовки программы курса были использованы также материалы по истории науки и философским проблемам ее отдельных отраслей.... | ![]() | Программа курса адаптирована в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Балашихе преп. Ю. Н. Акуленком |