Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы




НазваниеСодержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы
страница1/26
Дата публикации06.04.2014
Размер4.39 Mb.
ТипМонография
zadocs.ru > Философия > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Курпатов А. В., Алехин А.Н. К 93 ФИЛОСОФИЯ ПСИХОЛОГИИ. Новая методология. — 2-е издание.—М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2006. — 448 с. ISBN 5-373-00329-8
Монография посвящена методологии открытых систем, ос­нованной на несодержательных принципах. В книге рассмотре­ны религиозная, философская и научная мировоззренческие си­стемы, а также проведен методологический анализ развития пси­хологического знания. Авторы дают свое определение существу­ющей методологической ситуации, после чего представляют пути выхода из кризиса. Новая методология открытых систем — пси-хософия — это эффективный инструмент работы со знанием.
«Методология это способ реконструкции реальности в де­корациях нашего психического аппарата. Мы ведь не взаимодей­ствуем с миром, мы взаимодействуем со своим представлением о нем. И чем точнее, чем достовернее будет эта реконструкция, тем эффективнее будет наше взаимодействие с миром. Вот почему методология должна сущностно учитывать "человеческий фак­тор" и вот почему никакая наука, учитывая ее интересы и зада­чи, невозможна без методологии. Однако прежде у нас всегда шла наука, а лишь затем, в виде некоего дополнения, методология. Но методология не дополнительна, она первична!»
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Вместо введения: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Часть первая ЭВОЛЮЦИЯ МЫСЛИ

Глава первая МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Общие положения

Необходимое методологическое отступление (введение понятия «точка обзора»)

Религия

Философия

Наука

Таинство развития

^ Глава вторая АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ МЕТОДОЛОГИИ

О формах познания

Системное познание

Теоремы закрытого системного познания

Поиски новой методологии
^ Часть вторая ВЕХИ ПСИХОЛОГИИ

Глава первая ДОНАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (первый этап)

Глава вторая ОПЫТ ПСИХОАНАЛИЗА (второй этап

Истоки и тенденции психоанализа

Методологический разбор системы психоанализа

Анализ методологической ситуации — психоанализ и будущее психотерапии

^ Глава третья ПОСТПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ (третий этап)

Технологизация психоаналитической теории

Частный подход и новый взгляд на системность

Откровения венских раскольников

^ Глава четвертая «МОЯ ФИЛОСОФИЯ» (пролог четвертого этапа)

Философия «Ты»

Филосооия«Я»

Философия гештальта
Часть третья НОВАЯМЕТОДОЛОГИЯ

Глава первая ОСНОВАНИЯ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ

Открытые и закрытые системы

Противоречие

Новый язык

Возможность

Принцип

Методы

Промежуточное резюме

^ Глава вторая ТЕОРИЯ ПРИНЦИПА

Определение принципа

Овеществление и опредмечивание принципа

Методические указания

Метод принципа

^ Глава третья ПРИНЦИПЫ

Принципы центра и отношения

Принципы третьего и целостности

Принципы процесса и развития

Принцип способа существования
^ Часть четвертая ГНОСЕОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ

Глава первая НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ГНОСЕОЛОГИИ

Человек и предмет познания

Семантическое поле

Информация

Субъект

Субсубъект

Трисубъект

^ Глава вторая НОВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ОНТОЛОГИИ

Онтологическая структура

Глава третья «ВЕЩИ

Предмет гносеологии

Предмет материализма

Предмет идеализма

Эйдосы

Дифференциальные определения

Миф о Платоне
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ПРЕДИСЛОВИЕ

Очень странное чувство испытываешь, когда воз­вращаешься к своим текстам десятилетней давности. Оттого, что эти тексты были написаны тобой в двад­цать лет, а сейчас тебе, соответственно, тридцать, ощу­щение странности, какой-то, быть может, даже неловко­сти только усиливается.

В этой книге — с этого она начинается — речь идет о «способах думать», о том, как принципиально, сущностно менялось мировоззрение всего человечества от мо­мента своего зарождения до наших дней. О том, что эти изменения происходили этапами, но при этом остава­лись незамеченными; мы так устроены, что заметить подобные перемены в себе действительно крайне слож­но, а увидеть прошедшее «прежними глазами» и вовсе никак невозможно.

И вот ты сам возвращаешься к себе прежнему, деся­тилетней давности, и с ужасом понимаешь, что это не твой текст. «Не твой» в том смысле, что ты - нынешний такие думаешь, и он абсолютно твой — если ты остал­ся там, в своем прошлом, двадцатилетним. Ты думаешь о том же, ты думаешь, если можно так выразиться, те же самые мысли, но по-другому. Исторический опыт все­го человечества и опыт твоего личного, какого-то жал­кого десятилетия...

Универсальность правил, доказанная личным психоло­гическим опытом,—на этом, собственно, и стоит вся но­вая методология. Она ищет универсальные правила, пра­вила, по которым в принципе живет все знание, но при этом она в значительной степени, если не сказать — главным образом, опирается на личный опыт, на индивидуальное знание. Это может казаться странным, критически нена­учным, недостоверным, бездоказательным и так далее и тому подобное. Но факт остается фактом — вон там че­ловечество с его развитием отношений со знанием, а вот тут — ты, с твоим собственным принципиальным изме­нением прежнего видения жизни. Ведь речь идет об уни­версальных правилах, которые, раз они такие — универ­сальные, — должны работать всегда и везде, а значит, и в тебе, в твоей жизни и в твоих личных отношениях со знанием. И они работают. Работают.

Если бы меня еще месяц назад, до того как я сел за редактуру прежнего текста книги, спросили — о чем она? — то я бы, верно, ответил так: «Это книга, написан­ная как размышление над "вечными темами" филосо­фии, но не с точки зрения философа, а с точки зрения психолога. Отсюда и название — "психософия". Для пси­холога самое важное — это некая объективизация того, с чем он имеет дело, а дело он имеет с материей неосяза­емой, неконкретной и трудно структурируемой. Но практика требует определенности, и поиски увенчались успехом. Получилось сформулировать принципы, кото­рые позволяют подойти к "психической материи" дос­таточно корректно с методологической точки зрения, а главное — по-деловому, с эффектом и с практическим выходом. Поскольку же инструментарий сразу подыс­кивался а) универсальный, б) для работы с открытыми системами, — то и выходит, что знание это, полученное в области психологии, вполне может быть основанием для работы с другими открытыми системами. Соответ­ственно, полученный результат—новая методология для открытых систем, в чем давно уже нуждается наука».

Когда же я принялся редактировать текст, то понял, что книга совсем не об этом. Во-первых, их не одна (или одна с половиной, как мне раньше казалось), а три. Во-вторых, хотя она и написана как «размышление», автор размышляет только в целях аргументации материала, в действительности же это — вполне строгая, выверен­ная, где-то даже жесткая методологическая система. В-тре­тьих, тут нет ни «философских вопросов», ни «вечных тем», тут предложение совершенно по-другому взгля­нуть на феномен знания — не в привычном для нас про­тивопоставлении познающего и познаваемого, а с точ­ки зрения самой природы знания. Наконец, автор не просто допускает возможность строить систему, исходя из человека, помещая его в центр мироздания, опреде­ляя его как высшую и суверенную ценность... Не просто. Он так думает, и строит, и помещает, и определяет.

Странное, парадоксальное чувство. Какая точка зре­ния верна — меня - прежнего или меня - нынешнего, — сказать невозможно. Читатель, впрочем, получит собст­венное представление от прочитанного, по-своему про­чтет и поймет. Но, так или иначе, некий новый способ мышления заявлен, описанные методы, что проверено прошедшими десятью годами, работают и дают очень неплохие результаты, причем как при смене предмета ис­следования, так и при изменении идеологической пара­дигмы. Иными словами, принципы новой методологии позволяют конструировать знание как таковое, что, надо полагать, является наиважнейшим фактором всякого научного прогресса. В чем, в чем, а в информации недо­статка мы теперь не испытываем, скорее напротив. Ме­тодологическая же проблема не в том, чтобы получить новые знания, а в том, чтобы структурировать те, кото­рые уже есть в наличии. Структурировать, разложить по полочкам и оживить. Знание должно работать, оно должно быть полезным, его священный долг — слу­жить человеку. И мне кажется, что психософия с этой за­дачей справляется.

Изначально, как я уже говорил, это была одна книга, точнее — одна с половиной. Первая называлась «Фило­софия психологии. Начало психософии. Теоретические основы науки о душе человека», вторая так и не успела получить своего названия; речь в ней шла о сущности психотерапевтического процесса. Впоследствии, в 2002 году, то есть спустя семь лет после создания книги, мы получили возможность ее издать (первое издание про­изошло тремя годами раньше, книга была выпущена символическим тиражом). При подготовке второго из­дания полностью была переработана та часть книги, ко­торая посвящалась «личности» (структура личности, про­цессы ее формирования и развития, феномен психоте­рапевтического сопровождения процесса развития лич­ности). В этом, измененном варианте книга получила название «Психософия: методология, развитие лично­сти и психотерапия». И уже тогда было понятно, что ме­тодологическая часть книги и психологическая, хоть они и дополняют друг друга (как могут и должны дополнять друг друга теория и практика), созрели для того, чтобы стать отдельными работами. Теперь же стало очевидно, что на самом деле этих самостоятельных частей, то есть книг — три. Одна посвящена именно методологии, ме­тодологии открытых систем, другая — личности, про­цессам ее формирования и развития, третья — феноме­ну индивидуальных отношений. Все они выйдут теперь отдельными изданиями — «Философия психологии. Новая методология», «Развитие личности. Психология и психотерапия», «Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии».

Книга «Философия психологии. Новая методология» — первая в этом списке. В новой редакции прежних тек­стов произведены самые незначительные изменения — текст «причесан», по возможности разъяснены некото­рые путаные места. Неизменным остался и сносочный материал, поскольку дополнительные ссылки на литера­туру, появившуюся после 1995 года, сделали бы не со­всем корректным ход авторского изложения. Мысли рождаются в том интеллектуальном и информационном пространстве, в котором они рождаются, можно сказать, связаны с ним своей пуповиной, и внесение каких бы то ни было уточнений и дополнений может травми­ровать текст да и сами мысли. Кроме того, надо сказать, что серьезной редакции тоже не производилось, хотя желание сделать ее было сильным. Но полноценная ре­дакция этого текста превратилась бы в совершенно но­вую книгу—и содержательно, и структурно, что, навер­ное, было бы неправильно. А главное—вряд ли получи­лось бы хорошо, потому что думать по-другому — это не просто думать иначе, но еще и испытывать другой интерес. Соответственно, мы имеем ту, «старую» книгу, но чуть более аккуратную и более цельную.

В заключение мне бы хотелось поблагодарить своего соавтора—доктора медицинских наук профессора Ана­толия Николаевича Алехина. В тот момент, когда зарож­далась эта работа, он был моим научным руководите­лем, впоследствии мы стали коллегами, соавторами и друзьями. Только наши взаимные обсуждения, дискус­сии сделали эту книгу возможной. Ее первый текст рож­дался в настоящем сократическом диалоге — мы об­суждали, спорили, изучали, проверяли свои гипотезы. Способ мышления, предложенный Георгием Петрови­чем Щедровицким, у которого Анатолий Николаевич имел счастье учиться, был использован нами в практи­ческом применении и на все сто процентов. К сожале­нию, все реже случаются в науке такие споры и обсужде­ния. К сожалению...

Я благодарен Анатолию Николаевичу не только как соавтору, но и прежде всего, как учителю, именно он по­казал мне, что значит смотреть на психологию с пытли­вым любопытством и настоящей исследовательской строгостью, то есть за самое важное—за науку быть уче­ным. Мы оба, в свою очередь, учились и работали под началом доктора медицинских наук профессора Олега Николаевича Кузнецова. Олег Николаевич был для нас примером научной смелости, открытости, увлеченности делом и воплощением внутренней свободы в отношении к «священной корове» под названием «наука» —в общем, всех тех качеств, без которых, как нам представляется, в науке делать нечего. Он, как и Лев Маркович Веккер, оценил эту работу очень высоко, за что мы им со своей стороны искренне благодарны. Впрочем, когда слы­шишь подобные оценки из уст таких ученых, кажется, что ты просто не можешь быть этого достоин.

И в довершение этого небольшого предисловия хо­чется высказать слова благодарности читателям, обра­тившим внимание на нашу с Анатолием Николаевичем книгу. Очень хочется думать, что она покажется вам интересной и даже полезной. Не секрет, что методоло­гический остов науки давно нуждается в капитальном ремонте, но даже дискуссия на эту тему пока толком так и не открыта. Если же все мы так и продолжим ждать, откладывая на потом серьезный разговор о методологи­ческих принципах организации знания, то последствия этого пассивного бездействия предсказать трудно, точ­нее — страшно и потому не хочется. Возможно, данная работа придаст некоторый импульс этой давно назрев­шей дискуссии. Авторы со своей стороны очень на это надеются.

Андрей Курпатов
Вместо введения

^ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

«Ведь если даже истина вообще до­ступна человеческому пониманию, она, несомненно, должна скры­ваться в очень большой и туманной глубине; и надеяться на то, что мы достигнем ее без всяких стараний, тогда как величайшим гениям это не удавалось с помощью крайних усилий, было бы, признаться, поря­дочным тщеславием и самонадеян­ностью. Философия, которую я со­бираюсь излагать, не претендует на подобное преимущество, и будь она слишком легкой и очевидной, я бы счел это сильным доводом про­тив нее».

Давид Юм

1. Зачем нужна новая методология?

Современная наука развивается по принципу ди­вергенции, с каждым днем растет количество новых от­раслей знания, вопросы узкой специализации входят в моду во всех областях как собственно науки, так и прак­тической деятельности. Разумеется, такой подход эф­фективен, особенно в условиях существующего инфор­мационного изобилия и исключительного многообразия потребностей рынка. Однако есть два «но».

Во-первых, тенденция к «узкой специализации» по­явилась, что называется, не от хорошей жизни. Человек просто физически не способен усвоить все знания отно­сительно той системы, с которой ему приходится рабо­тать (будь то человек, атом или Вселенная). А об эффек­тивном управлении этим знанием, о его полноценном использовании и вовсе можно забыть. Именно по этой причине возникают огромные сложности, нелепые казу­сы, а зачастую и крайне нежелательные, подчас траги­ческие последствия.

Так, например, в медицине все чаще встречаются та­кие ситуации, когда узкий специалист допускает врачеб­ную ошибку по той причине, что обратил внимание лишь на ту «часть» человека и патологических проявлений, которые соответствуют его «зоне» узкой специализации. Какой может быть цена врачебной ошибки? Этого, ве­роятно, объяснять не нужно.

Здесь же нелишним будет отметить увеличивающуюся степень поверхностности современного высшего образования. Ведь неустанное увеличение объема усвояе­мого студентами материала неизбежно влечет за собой снижение качества понимания сути изучаемых явлений.

Кроме того, узкая специализация — это способ подго­товки «работников», но не ученых. И мы переходим ко второму «но».

Во-вторых, эмпирический материал в каждой отдель­ной научной отрасли в настоящее время настолько об­ширен и многогранен, что увидеть в этом бесконечном множестве разрозненных фактов нечто новое — новую мысль или идею — практически невозможно. Иными словами, мы наблюдаем ситуацию, при которой наука фактически лишается своей перспективы. Современная наука поясняет и дополняет саму себя, словно ходит по кругу. Причем центростремительные силы этого враще­ния опасно преобладают над центробежными. Мы слов­но бы вечно возвращаемся к одному и тому же, а под­линного расширения знания (не информации, а именно знания) не происходит.

К этому же нужно прибавить и те терминологические конфузы, которые постоянно преследуют современных исследователей. Они все чаще называют разными име­нами одни и те же феномены, а в результате не могут ин­тегрировать свои данные в единые теоретические схе­мы. При этом еще возникает иллюзия, что мы знаем много, все больше и больше, а на поверку оказывает­ся — мы говорим об одном и том же, но разными сло­вами. Хороший пример тому — психология и психо­терапия. Давайте задумаемся: мы имеем одного челове­ка и — более тысячи школ и направлений, описыва­ющих его психическую деятельность! Как это возможно? Только по одной причине — из-за терминологической путаницы. Материала на все лады и вкусы — океан, а эффекта — пшик. Что уж говорить в таком случае о междисциплинарных дискуссиях!

Вот почему именно сейчас наука нуждается в новой методологической модели, по сути — новом гносеоло­гическом остове, который, с одной стороны, позволит «расширить» возможности «узкого специалиста», а с другой стороны — даст возможность интегрировать знания науки в целостную, непротиворечивую систему, преодолев терминологические и не только терминологи­ческие внутри- и междисциплинарные препоны.

Именно такой подход и пытается реализовать новая методология (психософия).
^ 2. Что такое психософия?

Психософия—это новая методология, которая осно­вана не на результатах работы психического аппарата человека, то есть не на каких-то положениях, обеспечен­ных психологическим опытом, но на самом феномене этой работы; в основе ее — сущность самого психоло­гического опыта. При этом, когда речь идет о психоло­гическом опыте, нужно думать не о переживаниях чело­века, а о том, что весь мир, явленный ему, и есть этот его, человека, психологический опыт. Ничем, кроме психологического опыта, мы не располагаем и распола­гать не можем.

Психософия рассматривает психологический опыт человека целостно. То есть не человека, изъятого из ми­ра, оторванного от фактического его существования, по­мещенного в абстрактную идеальную пробирку, сте­рильную лабораторию (пусть и существующую лишь в голове исследователя), а человека в его непосредствен­ной, живой взаимосвязи с миром. Психософия, таким образом, не является каким-то частным знанием, осве­щающим какую-то отдельно взятую часть мира, но со­здает универсальную базу для целостного знания о чело­веке и его знании о мире.

Мир рассматривается психософией как, условно го­воря, «сделанный» и «делаемый» человеком. Поскольку мир дан нам лишь через психический опыт — «невоору­женный глаз» и «глаз вооруженный», воспринимаемое и мыслимое, — то думать о нем — о мире — иначе, отставив человека с его психическим аппаратом в сторону, было бы во всех смыслах неправильно. Думать же о че­ловеке, «отрезая» от него действительность, им же пер­манентно созидаемую, и вовсе безумие.

В этом правиле — нет мира без человека и человека без мира — и заключается особенность психософического подхода.

Новая методология, созданная психософией, по су­ти — методология открытых систем. Она описывает от­крытые системы и за счет гибкости, несодержательно­сти своих конструкций готова воспринять любой но­вый, «неожиданный» факт, не обрушившись под его «натиском». Последнее — то есть счастливое обретение фактов, противоречащих основным положениям той или иной теории, — как известно, регулярно травмиру­ет как точные, так и гуманитарные науки. Новая мето­дология устроена так, что подобные кризисы и картези­анские перевороты в ней попросту невозможны — логи­ка структуры научного знания другая.

С другой стороны, знание должно, просто обязано быть технологичным, иначе оно бесполезно. Однако технологичность может быть только естественной, в противном случае эта технологичность — иллюзор­на. Как изучение физиологии органов на умерщвленном предварительно «препарате». Система — это нечто большее, нежели простая сумма ее частей, а значит, если она действительно «живая», а не искусственный муляж, она должна «рождать» новое. В этом-то и состоит дей­ствительная технологичность научного знания: не опи­сывать систему, а видеть ее в развитии.

Поскольку же нам не дано другого познания, кроме психологического опыта, то есть мы всегда имеем дело с результатами работы психического аппарата, следо­вательно, познание этого психического аппарата в це­лом и позволяет обеспечить достоверность познания. Психософия, обеспечивая последовательность анализа, дает нам непретенциозный взгляд на действительность, которая представляется теперь не какой-то не зависимой от нас «объективностью» (относительно которой всегда будет непонятно — доступна она для познания или нет), а реальностью, которую человек способен познавать, но несколько по-иному, в сравнении, например, с растени­ем, клеткой или квантом.

Всем этим позициям психософия находит философ­ское и методологическое обоснование, что переводит последние из бессмысленных игр пространными и умо­зрительными конструкциями в сферу научного знания, а это, в свою очередь, позволяет формировать новые по­зиции, уточнять прежние и, таким образом, развивать искомое психософией научное знание.

Наконец, как бы нас это ни смущало и ни печалило, факт остается фактом: никто не создаст модели для познания некой системы «изнутри» лучше, чем она са­ма, и никто не знает систему лучше ее самой (был бы только у нее инструмент для освоения этих знаний). А поэтому странно настаивать на объективности «внеш­него наблюдателя». Мы или помещаем человека в мир, а мир в человека, что дает нам все шансы на продук­тивность нашей познавательной деятельности, или встаем в сторонке и наблюдаем — пассивно и бессмыс­ленно.
^ 3. Каковы опорные точки «новой методологии»?

Психософия предлагает вспомнить испытанный еще Аристотелем и Эйнштейном способ построения научно­го знания: при создании системы отталкиваться не от за­кономерностей и системы утвержденных противопо­ложностей, как это обычно происходит в современной науке, но от принципиально, даже диалектически нераз­решимых философских, а значит, и сущностных проти­воречий.

Закономерность—это искусственный конструкт на­шего сознания уже опосредованный реальности. Проти­воречие же — это то, что есть. Поэтому, если мы ос­новываемся на противоречии, мы тем самым идем от познаваемой реальности к знанию, а не от представлений о познаваемой реальности к самой реальности. Что в общем-то представляется достаточно странной затеей, адекватной разве что для образовательного процесса.

Основываясь на закономерности, мы заранее созда­ем своеобразный, можно сказать — генетический де­фект будущего знания. Закономерность, лежащая в ос­нове гносеологического движения, — это прокрустово ложе, убивающее реальность.

Вряд ли кто-то, будучи, что называется, в здравом рассудке, примется подвергать сомнению то, что сам по­ложил в основу своего учения. Так, никто не подвергает сомнению утверждение, что практика—критерий исти­ны. Но стоит проанализировать психотерапевтическую практику, и с истинами в психологии становится все из рук вон плохо. Однако же мы продолжаем настаивать: «Практика—критерий истины». Что, в общем-то, впол­не естественно, но не слишком корректно.

Итак, новая методология идет не от установленных или выведенных некогда закономерностей, а от противоре­чия — то есть от явленного нам незнания. Когда истин­ное противоречие найдено, мы наконец действительно открыты познанию, а не занимаемся объяснением неиз­вестного уже известным. С противоречием так просто нельзя поступить, белые нитки проступят немедленно.

Впрочем, одного только противоречия, конечно, не­достаточно. Все имеющие место быть противоречия су­ществуют ровно столько, сколько и познающее их мыш­ление, но реальность, скрывающаяся под видимыми фак­тами и закономерностями, так и осталась пока неот­крытой и неисследованной. Что вполне объяснимо, ведь мы инстинктивно, не в переносном, но в прямом смысле этого слова, боимся неопределенности. Если же она появ­ляется, мы привыкли тут же справляться с ней при помо­щи объяснений. Человек, испытывающий страх, спосо­бен найти объяснение любому факту, только бы добить­ся иллюзии понятности, определенности и надежности окружающего его мира и своих представлений о нем.

Объяснение же — смерть для противоречия. Едва по­является щель между реальностью и когнитивным конст­руктом, который отражает ее в нашем сознании, то есть едва возникает противоречие, как эта брешь немедлен­но закрывается объяснениями. Убедительными, но не достоверными. Речь идет о грубейшей методологиче­ской ошибке — произвольном смещении точки обзора.

Точка обзора показывает, чем мы действительно об­ладаем, вступая в процесс познания в качестве позна­ющего, какими характеристиками отношений с позна­ваемым мы как познающие априори отягощены, что мы сможем утверждать по результатам познания, како­го рода это могут быть утверждения и, наконец, что бу­дет позволительно нам предполагать, то есть диапазон более-менее корректных допущений.

Точка обзора — это, с одной стороны, те глаза, ко­торыми мы смотрим, с другой стороны — некий центр тяжести познавательного акта. Она не может быть сме­щена произвольно, иначе ошибка неизбежна. Но, как это ни парадоксально, эта наиважнейшая гносеологи­ческая константа, как правило, нигде толком не опреде­ляется. И именно поэтому «человек познающий» до сих пор так успешно справлялся с тем, что, «перебегая» с ме­ста на место, меняя точки обзора, ловко скрывал сам от себя противоречия, которые существуют и требуют на­шего осознания. Конечно, мы можем пожертвовать до­стоверностью в угоду «определенности», но это ведь не даст никакой действительной определенности, а главное — остановит познавательный процесс, сведя его к теорети­ческим ремиксам прошлых научных побед.

Итак, точка обзора обеспечивает естественную си­стемность знания, задавая ему «точку отсчета», основы­вая его центр. Никакая система невозможна без цент­ра, центр—это системообразующий фактор, все осталь­ное в системе, образно говоря, отношения «центр—пе­риферия». Определившись с центром, мы сразу решаем всегда проблематичные вопросы ценности, значимости, выбора, ответственности и проч., более того — система сама по себе становится динамичной, процессуальной, нарождающейся. Вот почему так важно однозначно определиться с центром при создании любой системы, что и сделала, например, психософия, определив своим центром человека.
^ 4. Почему это новая методология?

Психософия и развиваемая ею новая методология, на наш взгляд, закономерный этап эволюции научного знания (в данной работе этот вопрос рассматривается достаточно подробно). Сейчас, кажется, уже все гово­рят о том, что назрела потребность в «интеграции» науч­ного знания. Но, склеив разбившийся кувшин, мы вряд ли будем застрахованы от протечки. Интеграция — это такой склеенный кувшин. Мы же хотим — целостности, а целостность познания может быть обеспечена лишь по-настоящему философским осмыслением психологи­ческого опыта. И именно так свою задачу понимает психософия, и именно поэтому она именует себя двумя прекрасными греческими «корнями» — душой (psyche) и мудростью (sofia).

Новая методология исходит из положения, что суще­ствует нечто, что можно назвать системой (системами). Содержание, то есть, условно выражаясь, «вещественная начинка», этих систем различно. Однако если мы гово­рим «система», мы тем самым уже допускаем существо­вание некой единой, универсальной формулы системы, чего-то, что было бы универсально для всех систем, оп­ределяло бы сущностную специфику самого феномена, что, в конце концов, позволяет нам так ее (их) называть.

Вопрос относительно того, как идентифицировать и описывать эту сущность системы, ее специфику, остает­ся открытым. Исследователи на методологическом по­прище вполне обучились тому, чтобы описывать какие-то конкретные системы, для данных работ созданы «спе­циальные» и «узкоспециальные» рубрики: «методоло­гия науки», «методология культуры», «методология психологии» и так далее. Хотя очевидно, что во всех этих и других аналогичных случаях описывается методоло­гия не как инструмент идентификации систем и описа­ния процессов, а как метод, обеспечивающий иденти­фикацию содержания конкретной системы и описание конкретного, какого-то процесса.

Собственно, система как феномен при соблюдении по­добной тактики выпадает из поля зрения исследовате­лей, они рассматривают содержание, а не систему как та­ковую. Этот подход представляется психософии ущерб­ным, поскольку изучение самого феномена системы, са­мого феномена процесса может дать куда больше для прояснения конкретных вопросов в каждой конкретной области, нежели принятое сейчас в науке «кусочничество».

Для достижения заявленных целей содержательный подход, основанный на конкретных закономерностях и оппозициях, оказывается бесперспективным. И дело даже не в том, что методологи буквально тонут в этом случае в малосущественных деталях, а в том, что упус­кается самое главное: корректное описание системы воз­можно лишь в структуре несодержательных понятий. Любой другой подход, кроме несодержательного и со­ставляющего сущность новой методологии, требует оговорок содержательных условий той или иной законо­мерности, которые и сами чем-то обусловлены. Содержательная методология позволяет формулировать свои положения либо как идеальный процесс (эксперимент в идеальных условиях), либо как частный процесс, что, разумеется, значительно снижает научную ценность от­крытий.

После решения этой основной задачи — выявления несодержательных принципов, конституирующих лю­бую систему, чему и посвящена настоящая книга, — встает вопрос о том, каковы механизмы и правила ис­пользования этих несодержательных принципов в со­держании, то есть применительно к конкретным зада­чам. В этой книге, кроме изложения основных позиций новой методологии, мы приведем лишь демонстрацию ее работы, остальные же задачи отнесены на долю по­следующих текстов и изданий.
^ 5. Каковы задачи новой методологии?

Методология должна отвечать принципу техноло­гичности, обеспечивать диагностику состояния систем, описывать процессы и обладать прагматической цен­ностью. Полагая в свою основу человека и опираясь на принцип несодержательности, новая методология мо­жет использоваться с этими целями в системе, а не толь­ко применительно к поведению человека. Однако иссле­дования проведены авторами в области психологии, и потому значительная часть текстов, иллюстрирующих работу новой методологии, посвящена именно пробле­мам психики, в частности — «проблеме личности». В любом случае другого способа исследовать новую мето­дологию, кроме как изучать человека, наверное, нет, по­этому психософия стала фактической правопреемницей философии и психологии, что и отражено в ее названии.

Методология — это всегда технология, по крайней мере должна ею быть. Технология — это средство про­изводства, в данном случае интеллектуального. Для того чтобы использовать резервы совокупного миро­воззрения, с одной стороны, и качественно развивать его — с другой, мы нуждаемся в технологии. Анализ общих тенденций этого целостного феномена по всем его направлениям — религия, философия, наука, пси­хология — показывает, что найти для всех них единые основы — не плод воспаленного сознания, а реальная возможность, поскольку инвариантна их процессуаль­ная динамика, а коли так, то и поиски единого источ­ника — это не утопия, а к тому же еще и жизненная не­обходимость.

Кроме того, этот анализ показал, что новый уровневый переход требует и совершенно новой методологии, поскольку каждое из этих направлений готово изменить свою сущность. Так, религия перестала быть просто зна­нием о Боге, это знание о духовной практике человека, она готова теперь стать открытой системой, показыва­ющей перспективы и пути развития индивидуального человека; философия становится знанием о человеке; на­ука перестает быть знанием человека о мире, она стано­вится знанием человека.

Мы забыли, что такое философия, и говорим не о философии, а о «философских системах», мы не пом­ним о душе, когда рассуждаем о «психотерапевтиче­ских направлениях». Вместе с тем философия — это прежде всего особенный уровень осознания, где значи­мость обретает то, что теряется в повседневной жизни в навязчивой погоне за интеллектуальным барышом от новомодных, но методологически пустых теорий. И в психологии, к сожалению, складывается аналогичная ситуация — сотни психотерапевтических школ думают лишь о техниках, используя теорию лишь как объясни­тельную модель, но не более того.

Именно поэтому психософия решается на объедине­ние психологического знания и философского мышле­ния, но на совершенно новом уровне, где методология предшествует знанию, а знание — практике. Психосо­фия исходит здесь из двух основных положений, с кото­рыми, как нам кажется, трудно не согласиться.

Во-первых, развитие философии есть по сути дела — развитие идей о человеке. Венцом, апофеозом этого стал XX век, когда феномен человека в философии оттес­нил на второй план все, даже религиозную тематику. Экзистенциализм, философская антропология, феномено­логия, антропософия — вот современные религии в фи­лософии.

Во-вторых, очевидно, что психика человека — вся психика, взятая в ее целостности, в самом широком ее по­нимании (мы не выделяем здесь сознательное, бессо­знательное, индивидуальное и социальное — вся) — есть сам человек, а так как нет ничего, что бы человека не касалось и не было бы с ним связано*, то все, что су­ществует, существует «через» человека, а следовательно, перед тем как делать заключение о чем-то через фено­мен познания, мы должны «оглянуться на человека» для того, чтобы понять: «что?» и самое главное: «как?» чело­век познает — и после этого наше познание реальности не будет замутнено абстрактными гипотетическими предположениями о том, что есть реальность и какое она имеет к нам отношение.

* Здесь следует отметить, что существующее — это вообще все, что может быть нами познано. Поскольку если нечто нас не «касается», то есть не вступило с нами во взаимоотношения, то оно и не существует, ведь даже если мы сейчас представим себе нечто, что существует, но нас не «касается», мы тем самым вступим во взаимодействие с ним, то есть че­ловек познает все существующее.
^ 6. Как новая методология связана с онтологией и гносеологией?

Методология — это не просто целостная система методов познания, это еще и гносеологическая, а с ней и онтологическая системы. То есть методология — это не только то, «как познавать», но и то, «что познавать». Правда, существующая методология не считает необхо­димым структурировать познаваемое. Однако, как мож­но без этого осуществить познание? Психософия счи­тает, что познаваемое и инструмент познания должны быть определены непротиворечиво и только в этом слу­чае методология может быть по-настоящему эффек­тивной. Поэтому психософия определяет и предмет по­знания, и инструмент познания.

По материалам выявленных противоречий мы реша­ем несколько вопросов: о языке (и формулируем новый язык), о возможности и вероятности (и формулируем теорию принципа), все это обращает нас к миру процес­сов, а в итоге позволяет создать по-настоящему откры­тую систему научного знания. Таким образом, новая гносеологическая модель позволяет системно изучать феномен человека — эту поистине наисложнейшую от­крытую систему, а также оказывать конкретному чело­веку реальную помощь. Все это возможно потому, что новая методология и ухватывает сущность, и видит про­цесс, а без этого решение «проблемы человека» в прин­ципе невозможно.

Теперь несколько слов по каждому пункту.

Мы не будем приводить здесь доказательств синони­мичности логики и языка, поскольку это тема отдельно­го разговора. Но очевидно, что логика — это способ мышления, а язык — способ выражения мысли, не ус­мотреть здесь прямой взаимосвязи достаточно трудно. Вместе с тем не секрет, что нынешний наш язык на дан­ном историческом этапе все меньше и меньше способен справляться со своими задачами, проявляет, так сказать, семантическую слабость. Наиболее явственна эта его «неполноценность», например, в сфере современной физики и, конечно же, в вопросах психологического толка. Мы анализируем причины этого и ясно осозна­ем, что, для того чтобы избежать всех возникающих сложностей, необходимо переходить от языка, называ­ющего конкретные вещи и состояния, к процессуально­му и нефактуальному языку, что технически представля­ется достаточно сложным, но решаемо с помощью те­ории принципа.

Как мы приходим к теории принципа? Здесь мы ос­новываемся на очевидной аркаде противоречий: любой процесс по своей сути представляет собой гомогенную полипотентную возможность, она ограничена лишь ус­ловиями (поэтому мы обычно имеем дело с вероятно­стью), но, несмотря на эту гомогенность и полипотентность в основании, в результате мы имеем потрясающий мир — уникальный, разнообразный; и вместе с тем, не­смотря на индивидуальность своих проявлений, он по­ражает своей целостностью и системностью. Как решить эти противоречия?

Очевидно, что простым мудрствованием этого сде­лать не удастся, и тут на помощь приходит опыт психо­терапевтической работы. Анализируя динамику процес­сов личностного роста, процессов осмысления нового опыта пациентами и другие данные, мы оказываемся на пороге новой теории. Отличительные ее особенности заключаются в том, что она не работает ни с содержа­тельными аспектами бытия (которых существует неог­раниченное множество, в связи с чем и решения пред­ставляются здесь весьма условными), ни с формой (прак­тически по той же самой причине), а лишь с процессу­альными структурами.

Мы называем эти процессуальные структуры — принципами, они всегда оказываются в основе любого знания и пронизывают все сферы бытия идентичным образом. Это кажется нам удивительным и ценным по целому ряду причин — эффективность, технологич­ность, достоверность результатов и простота, что, ко­нечно, немаловажно. Принципы, осознаваемые не как факты действительности, а как инструмент познания, оказываются идеальным инструментом (способом, ме­тодом) получения нового знания. Все теоретические положения, кроме собственно опытного доказатель­ства, имеют и логико-философское обоснование.

Принцип представляется нам не материальной и даже не идеальной реальностью, он обладает какой-то своей, доселе нам не известной сущностью и, проявляясь в различных сферах, каждый раз овеществляется по-раз­ному. Таким образом, на практике, в жизни, мы имеем дело не с собственно «телом» принципа, а лишь с овеще­ствленным принципом, многообразие же вещественно­го мира столь велико, что под этой мишурой вещей дей­ствительно трудно заметить сам принцип, но при соот­несении процессуальных паттернов вещественно отлич­ных сфер это оказывается возможным.

Новая методология выстраивает гносеологическую модель мира, где эволюционно (относительно нашего способа познания), последовательно располагаются фундаментально отличные друг от друга гносеологиче­ские миры: сущностей, вещей и закономерностей, а уже соответственно им — гносеологические уровни, характе­ризующие формы научного познания. Коротко это можно представить следующим образом: взрослый че­ловек в процессе познания акцентируется в первую оче­редь на закономерностях—мы смотрим на ручку и при ее описании прежде всего начинаем с ее функции, само название — «ручка» — семантически несет в себе преж­де всего функциональный аспект: «ею можно писать на бумаге» и т. д. Итак, самый «высокий» гносеологиче­ский мир — это «мир закономерностей», для познания которого необходим системный подход (как мы увидим в теории — он закрыто-системен).

Что является основой «мира закономерностей»? Есте­ственно — «мир вещей», с целью познания которого че­ловеком используется частная форма научного позна­ния, и это как бы второй пласт, или уровень, гносеологии. Только после того как преодолен барьер всплываю­щих перед нашим сознанием закономерностей, мы мо­жем увидеть собственно «вещь». Но что лежит в осно­вании, на чем основывается мир вещей? С точки зрения новой методологии, для существования вещи необходи­ма возможность вещи, а это ее сущность; структура же возможности — это и есть система принципов. Именно принцип, таким образом, образует третий гносеологи­ческий уровень и обеспечивает открытое системное по­знание.

Выделение мира возможности и принципа как его структуры в союзе с вновь создаваемым языком позво­ляет решить давно уже поставленный в научном мире вопрос об открытом системном познании. Под открыто-системным познанием мы понимаем такое познание, которое будет иметь общую системообразующую осно­ву, но вместе с тем определит и предуготованность этой системы к поступлению в нее совершенно нового, воз­можно даже непредсказуемого опыта.

В научном мире пока возможно только закрыто-си­стемное познание, основой которого всегда является какая-то закономерность, будь то дарвиновская теория эволюции или любая из существующих космологиче­ских теорий. Но, как мы уже писали выше, мир законо­мерностей вторичен миру вещей, следовательно, по­явись в существующей системе, основанной на какой-то закономерности, вещь, которая не основана на данной закономерности, — и система даст трещину. Самый распространенный пример — кризис классической ме­ханики под напором предложенных Эйнштейном про­тиворечий. И это не исключительная ситуация — за­кон Архимеда, например, не работает в невесомости, закон Ома недействителен в условиях низких темпера­тур и т. д.

Возможность вещи и, соответственно, принцип по определению и сути своей не принадлежат миру вещей, а лежат в его основе, «под ним». Нет и не может быть в мире такой вещи, которая бы противоречила системе, в основании которой лежит возможность, структуриро­ванная принципом, поскольку, с одной стороны — она ее возможность, а с другой — принцип инореален. Все это просто не позволяет системе и вещи противоречить друг другу. И более того, поскольку принцип процессу­ален и нефактуален, это и вовсе лишает вещь, а также закономерность, с одной стороны, и возможность с принципом, с другой, если так можно выразиться, — поля боя.
^ 7. Какой видит новая методология свою роль в развитии знаний о человеке?

Новая точка обзора развивающегося общества — это человек. Но объявить об этом и соответственно из­менить обстоятельства, способ думать — это не одно и то же. А ведь все, чем мы обладаем, — это человек. Все, что мы можем, — может человек. Все, что служит нам основой и перспективой, — человек. И самое главное, что нужно каждому из нас, — это человек. Человек — это золото, которое притаилось у нас под ногами и ждет своего часа, чтобы заблестеть в лучах восходящего сол­нца. И поэтому мы должны понять, что есть человек, как мы можем помочь ему реализовать себя, какими пу­тями возможно актуализировать его резервы. Мы дол­жны узнать его как конкретного индивида и как фено­мен, увидеть, каковы его перспективы и потенцирующие силы его развития. Вот почему мы обращаемся к тому, что составляет основное отличие человека от всего, с чем нам приходится сталкиваться в природе, — к его, человеческой, психологии.

Именно там в кратчайшие сроки реализуются всевоз­можные стратегии, процесс апробации достаточно скор, поскольку нет более пластичного материала в окружающем нас мире, сопоставимого по уровню органи­зации, нежели душевная сфера человека. Там и прогля­дываются ростки новой методологии. Что же с необхо­димостью должна обеспечить новая методология?

Очевидный крах закрыто-системного познания об­ращает нас к поиску путей создания по-настоящему от­крытых систем. Блистательные философы и, что осо­бенно ценно, выдающиеся психотерапевты, непосред­ственно работающие с человеком, приходят к выводу о существовании неких «живых понятий». Эти понятия несодержательны, неконтекстуальны, но закономерны по сути, а это позволяет наблюдать, как одно и то же «живое понятие» определяет существование совершен­но отличных друг от друга систем.

Но это уже второй шаг, а первый — это определен­ность в точке обзора, но эта методологическая четкость редко осознана и продиктована в большинстве случаев гордой убежденностью в своей жизненной позиции но­сителей этого мировоззрения.

Фредерик Пёрлз, обосновавший точку обзора своей теории в личности человека, так характеризует свое жиз­ненное кредо: «Я ответственен только за себя. Я возму­щаюсь вашими претензиями ко мне, поскольку я возму­щаюсь любыми вторжениями в мой образ жизни»1. Та­кая же точка обзора у Карла Роджерса, хотя в его теории все большее место отводится другому человеку — Дру­гому — и отношениям с ним. Вот как Карл Роджерс пи­шет о себе: «Я нахожу, что добиваюсь большего успеха в отношениях с другими людьми, когда я могу воспри­нимать себя и быть самим собой, принимая себя таким, каков я есть»2. У Якоба Морено точка обзора уже полно­стью перенесена в «других», в «социум», его точка обзо­ра — это отношение, без которого человек невозможен: «Между мной и другим нет посредника. Я непосредственен в общении. Я не один только в общении, будь я Богом, дураком или глупцом. Я освящен, я исцелен, раскрепо­щен в общении»3. Что это, как не убежденность в соб­ственном мировоззрении первого, второго и третьего— воплощенная в теориях?

Они подобны пророкам, и им можно только верить, но научиться этим идеям, основанным на «живых поня­тиях», — невозможно. Если же эта вера оказывается осознанной нами, их системы словно бы с дискет вирту­альной реальности воспроизводятся в нашем сознании, разворачиваясь в нем пронизывающими наше бытие голограммами, далее дело лишь за нашими личностны­ми качествами. Но для осознания необходимо понима­ние, нужны и эти «дискеты», и способы считывания, то есть наши головы должны быть «отформатированы» соответствующим образом, в них должны быть соответ­ствующие «дисководы». Именно этим целям в психоло­гии и служит новая методология.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconОтветы на билеты экзаменационной программы по предмету История Нового Завета
Этот отдел известен в науке под названием Введения в Священные книги Нового Завета, или исагогики. Сюда же относятся сведения о том,...

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы icon© Содержание этого выпуска Вопросы, вопросы
Данный документ содержит нетривиальную информацию о проекте «Fallout of Nevada» (фанатском продолжении игры Fallout 2): ответы на...

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconВопросы и ответы
И 93 Гражданское право. Вопросы и ответы. – Тверь: Твер гос ун-т, 2011. – 212 с

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconАлександр Дугин Геополитика постмодерна
Вместо введения «геополитика постмодерна. Времена новых империй». Схема «нового мира»

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconВопросы-ответы по методике «7радикалов». Вопросы-ответы (психологи)
Типология Юнга позволяет описать 16 типов характера, а типология Пономаренко более 700 тысяч характеров

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы icon1. Бухгалтерский учет и налогообложение
Ведение кассовых операций: новый порядок, новые вопросы, новые ответы: консультации экспертов. Ответы на вопросы: судебная практика,...

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconЗначение путей введения и дозы для скорости развития, выраженности...
Предметы и задачи общей и клинической фармакологии, ее структура и место среди других медицинских и биологических наук. Основные...

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconЭлизабет Хейч посвящение ~~~~~~~~~~
Так, слово "Бог" употребляется вместо египетского "Пта", "Сатана" вместо "Сет", "Логос" или "творческий принцип" вместо "Сокол Гор",...

Содержание предисловие Вместо введения: вопросы и ответы iconЭлизабет Хейч посвящение ~~~~~~~~~~
Так, слово "Бог" употребляется вместо египетского "Пта", "Сатана" вместо "Сет", "Логос" или "творческий принцип" вместо "Сокол Гор",...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов