Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании)




НазваниеОбщую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании)
страница1/6
Дата публикации07.04.2014
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6

  1. Содержание, метод, структура и функции философии.

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий. Единства и борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности); Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Функции философии:

  1. интегративная: осуществляя анализ различных элементов культуры, стремясь обосновать определенный тип культуры, философия вместе с тем содействует и установлению более тесных взаимосвязей, интегрированию различных элементов культуры. В свою очередь различные элементы культуры воздействуют на Ф: Ф опирается на обобщение знаний, достигнутых в различных элементах культуры. Причем разные элементы К нередко своими объективными запросами, потребностями существенно влияют на развитие Ф, выдвигая на первый план разработку Ф проблем; кроме того они играют особую роль в своем воздействии на Ф;

  2. логическая, которая заключается в разработке понятийного аппарата К, особенно в разработке общеК-х понятий;

  3. методологическая: Ф вырабатывает наиболее общие методы, способы деятельности человека, исходя из познания общих связей действительности и общечеловеческих познавательных способностей и возможностей;

  4. культурно-гуманитарная: являясь обобщением К, выявляя типичные тенденции, особенности определенного типа К, Ф при ее изучении позволяет более сжато познакомиться с этой К, усвоить эту К.



  1. ^ Мировоззрение: его понятие и структура. Исторические типы мировоззрения. Особенность мифологического, религиозного и философского мировоззрений.

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла совей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. Мировоззрение отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе. Структура мировоззрения: А) Знания; Б) оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов; В) практическая. Основные исторические типы мировоззрения: 1) мифический - как особая форма сознания и мировоззрения представляет собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусств; 2) религиозный - форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окружающий мир; 3) философский - научно-теоретический вид мировоззрения выполняющий задачу постижения сущности социального и природного бытия, мира в целом.


  1. ^ Материализм и идеализм как направление в философии.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

^ Формы материализма:

1. материализм древних (Фалес, Демократ) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс). Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

^ Разновидности Идеализма:

1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания. Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм ( Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

  1. ^ Исторические этапы в развитии философии. Основные философские направления и их представители.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более развитый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философские учения. Этому способствовало прежде всего, накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в социально-экономических отношениях, в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии.

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Эпоха европейского Возрождения или Ренессанса. Хотя философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) и считали, что просто возрождают интерес к античной философии и науке, они, часто того не ведая, создавали новое мировоззрение. Зарождающийся капитализм развивал инициативу и активность личности, и мыслители Возрождения ставили в центре мироздания человека, подчеркивая, что именно человек является главной фигурой и высшим судьей всего разумного и целесообразного. Отсюда и интерес к человеческому достоинству, к свободе и разуму человека. Постепенно освобождаясь от авторитета средневековой философии, мыслители эпохи Возрождения создают антропоцентристское (от греч. Antropos - человек) мировоззрение, приветствуя и обосновывая гуманизм и индивидуализм.

Русская философия до до конца XIXв. В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить ряд этапов. Первый охватывает XI-XVII вв. и соответствует эпохе средневековья на Западе. Этот тип включает два периода - древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси, и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Второй этап охватывает весь XVIII

в. и первую четверть XIX в. Ему в известной мере соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса. Наконец, третий этап берет свое начало со второй четверти ХIX в., продолжается до конца столетия и характеризуется, с одной стороны, тем, что русская философия в эту пору отличается наибольшей оригинальностью, а с другой - более тесной соотнесенностью с западно-европейской философией XVII-XIX вв.


  1. ^ Античная философия: общая характеристика и этапы развития.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором. В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в. н.э.). Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии. Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух. Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог. Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение. Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа): Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды. Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум). Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) – воздух. Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ. Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется. Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа). Парменид (5 в., Элея) – разграничение рационального и чувственного. Софисты – Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

  1. ^ Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейрбах).

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас("вещей в себе"). Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия. Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл. Тем не менее его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля - это, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. В своей системе он отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, движение от простого к сложному. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Фейербах решительно подчеркивал связи идеализма с религией и выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике.


  1. ^ Основные школы современной философии: экзистенциализм, феноменология, позитивизм, прагматизм.

Экзистенциализм - это философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Центральной проблемой экзистенциализм считает вопрос о сущности человека. Существование предшествует сущности, и человек обретает свою сущность сам, сам проектирует и реализует себя. И в этом смысле он свободен. Человек "обречен быть свободным", поскольку никто за него не может осуществлять выбор линии поведения, выбор своего "Я". Отсюда вытекает ответственность человека и за свои поступки, и даже за то, что его превращение в подлинного человека не состоялось.

Феноменология - это философское направление, занимающееся обнаружением изначального опыта сознания путем феноменологической редукции, состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания: интенциональности (направленности на предмет). Основные принципы феноменологии изложены Э.Гуссерлем в начале XX века. Он развил "чистую феноменологию" - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Его метод требовал исключения всех предположений о внешних причинах и результатах их содержания. Цель этого метода - прояснение существенной природы ментальных актов и тем самым истин, которые являются источниками человеческого знания.

Позитивизм претендует на роль философии науки, отрицает самостоятельное значение традиционной философии со всей ее проблематикой, объявляет все ее содержание метафизикой, а основные положения - псевдопроблемами. Больше того, неопозитивизм начал свой путь с призыва: "Философию за борт!". Наука трактовалась на всех этапах позитивизмом таким образом, что она имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может претендовать на выход за их пределы, в непознаваемую сущность вещей.

Прагматизм - это философское учение, трактующее философию как общий метод решения проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач; мышление - средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия; понятия и теории - инструменты, орудия; истина толкуется в прагматизме как практическая полезность.

  1. ^ Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.

Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера; предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и совсем тем, что существует в мире.

Бытие - это то, что существует, т.е. двигается и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий. Понятие бытия предполагает: 1)широкий спектр различных вещей, существующих в мире, и тем самым существование самого мира; 2)бытие, его установление есть начало всякого действия (без установления факта существования вещи никакая деятельность, связанная с изменением вещи, немыслима).

Бытие природы представляет существование совокупности вещей, процессов и состояний, обусловливающая некую целостность и существующая до, вне и независимо от сознания человека. Природа и ее бытие бесконечны в пространстве и времени. Бытие человека выражается через процесс развития сложного диалектического единства тела и духа. Бытие социальное - бытие объективной общественной реальности, своего рода социальной материи. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется через посредство языка, различных символов и знаков, искусства и т.д. Все формы бытия тесно взаимосвязаны и взаимопредполагают друг друга. Бытие мира в целом есть материя, взятая в развитии.


  1. ^ Понятие «материя» и его трактовка в различных философских учениях.

Современные научные представления о материи.

«Материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин). В этом определении подчеркивается материалистический подход, в нем обращается внимание на взаимосвязь познания материи. Материя обладает множеством свойств. К их числу относятся, в первую очередь, движение, пространство и время, являющихся атрибутами материи, т. е. тем, что обеспечивает их бытие. Материя никогда не имела начала во времени и пространстве, и никогда не будет иметь конца.

Структура материи:

1)Виды М: вещество, антивещество, поле.

2)Структурные уровни М: 1.элементарные частицы и поля; 2.Атомно-молекулярный уровень; 3.все макротела, жидкости и газы; 4.космические объекты; 5.Биологический уровень – природа; 6.Соц. уровень – общество;

3)Сферы М: неживая, живая и соц. организованная – общество.

С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение есть результат внутренней активности материи, единство противоречий, есть ее самодвижение. Именно благодаря движению материя дифференцируется, происходит непрерывное возникновение и уничтожение всего многообразия предметов и явлений. Движение - способ существования материи, и, следовательно, существовать значит быть вовлеченным в движение. А это значит, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных конкретных случаях. Например, механическое движение одного предмета относительно другого.


  1. ^ Движение как способ существования материи. Движение и покой. Формы

движения материи и их взаимосвязь.

Само понятие "движение", как и понятие "материя", есть абстракция. Нет движения как такового. а есть движение конкретных материальных предметов. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. С точки зрения диалектического материализма причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание и т.д. Раздвоение единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Под покоем понимается стабильность вещей, временное единство противоположностей, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи.

Энгельс выделил 5 основных форм движения: 1.Механическая; 2.Физическая; 3.Химическая; 4.Биологическая; 5.Социальная

  1. Понятие пространства и времени как атрибутов материи. Субстанциональная и

реляционная концепции пространства и времени.

Пространство - это совокупность отношений, выражающих координацию материальных объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину (расстояние и ориентацию). Пространство выражает порядок расположения одновременно существующих объектов, их протяженность. Время - совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность.

Зависимость пространства и времени от материи определяет и все их основные свойства: 1)объективность - материя не зависит от сознания людей, постольку пространство и время также независимы от него; 2)в силу вечности существования материи, вечны пространство и время; 3)бесконечность и безграничность; 4)абсолютность и относительность; 5)непрерывны и прерывны(дискретны). Непрерывность пространства и времени выражается в том, что между любыми двумя элементами пространственной протяженности всегда существует такой элемент протяженности, который соединяет их в единую пространственную протяженность. Точно так же между двумя любыми временными интервалами всегда найдется третий, соединяющий их в единую временную длительность. Прерывность пространства и времени заключается в том, что они включают элементы, различающиеся по своим внутренним свойствам, по структуре, т.е. по своим качественным характеристикам; 6)внутренне противоречивы (пространство - трехмерно, симметрично; время - одномерно, ассиметрично (необратимо))

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест, занимаемых телами. Т.е., пространство - это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время - порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел. Согласно Лейбницу, пространство и время не могут существовать вне материи и процессов, происходящих в ней. Гипотеза Аристотеля-Лейбница послужила в дальнейшем основой создания пространственно-временных представлений современной физики.


  1. ^ Сознание, его сущность, структура и функции. Основные факторы формирования и развития сознания.

Идеализм: сознание - нечто изначально данное и не зависящее от материи.

Материализм: сознание - вторично.

Сознание зависит от материи: 1) как функция мозга, 2) как отражение материи. Сознание - идеальная форма отражения материи, оно отражает материальный мир в идеальных образах,3) как продукт развития материи.

Сознание субъективно и в то же время объективно: 1. Субъективность: образ не тождественен материальному миру, самому предмету. Процесс возникновения образа зависит от субъекта.

2. Объективность: Сознание адекватно отражает объективный мир в его основных чертах. Идеальные образы предметов в основном совпадают с реальными вещами и процессами.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.Сознание - не просто функция мозга, оно - общественный продукт.

Сознание - это: *Знания. Совокупность знаний о мире, результат познания. *Внимание, способность сознания концентрироваться на чем-либо.*Память: способность накапливать, хранить и использовать информацию.*Эмоции: выражения субъективного отношения к объектам познания, деятельности.*Воля - осмысленное устремление человека к заданной цели.*Самосознание - осознание человеком своего собственного "Я", способность к самооценке. ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ: 1) познавательная 2) творчески-конструктивная (мысленное моделирование будущего) (М->И->М) 3) регулятивно-управленческая (разумное регулирование и самоконтроль деятельности) 4) Прогностическая. 5) Др. (систематизирующая, критически-оценочная, описательная) - следствия 1-4.

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ. Возникновение сознания стало возможным благодаря 2-ум скачкам развития: 1) Переход от неживой материи к живой. 2) Переход от живого мира к обществу.

В процессе появления человека произошли значительные изменения в его психике: 1) возникло абстрактное мышление. Его предпосылкой стало предметное мышление. 2) Возникновение языка, как более перспективной сигнальной системы. 3) Формирование творческой активности сознания.

Важнейшим фактором возникновения сознания является Труд. Причины его необходимости: 1) переселение с деревьев на землю… 2) переход от растительной к мясо-растительной пище.



  1. ^ Диалектика как наука и метод познания. Исторические формы диалектики. Основные принципы диалектики, их методологическое значение.

Основные черты диалектики: 1. Диалектика - наука о всеобщей связи и развитии. Все явления окружающего нас мира находятся во взаимосвязи и развитии, которое непосредственно или опосредованно влияет на сами предметы. 2. Источник развития мира - борьба противоположностей. 3. Направление развития - от низшего к высшему, от простого к сложному, по спирали. 4. Диалектика объективна.

^ В ДИАЛЕКТИКЕ 3 ЗАКОНА.

1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера".

2. Закон единства и борьбы противоположностей - раскрывает источник развития и движения (тождество, противоречие) 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение.

3. Закон отрицания отрицания, который раскрывает направление и преемственность в развитии (отрицание, диалектическое отрицание, отрицание отрицания). Суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде (СПИРАЛЬ). Но отрицание есть во всяком процессе превращения старого качества в новое, даже там, где 3 закон не действует (превращение воды в пар).

Всеобщая связь и развитие - 2 основных принципа диалектики.

СВЯЗЬ. Классификация связей: 1) Прямые и опосредованные 2) Внутренние и внешние 3) Функциональные и генетические.

Диалектика признает взаимосвязь и взаимообусловленность. В основе - причинность, то есть такая связь, где одно явление порождает другое.

Системный подход - признание взаимосвязей всех сторон вещи.

РАЗВИТИЕ. Движение - неоднородный процесс. 3 типа: 1. От низшего к высшему. 2. От высшего к низшему. 3. Циклический. Развитие - необратимое, направленное качественное изменение объекта.

ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД рассматривает все предметы и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется для получения новых знаний. ДИАЛЕКТИКА КАК НАУКА о развитии и всеобщей связи изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика: диалектика природы, общества (объективного, реального мира). Она выражает объективные процессы, происходящие в природе и в обществе. Субъективная диалектика: отражение объективной диалектики в сознании человека.

  1. ^ Сущность закона единства и борьбы противоположность и особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и движения. Всем предметам свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество. Вместо с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. Т.е. предметам свойственна подвижность, изменчивость, неповторимость. Например, любой организм каждое мгновение меняется: 1) он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, 2) происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тождественна самой себе, но и различна одновременно.

Устойчивость и изменчивость, т.е. тождество и различие противостоят друг другу в предмете как две противоположные стороны, входящие в данное единство. Каждый предмет - это единство противоположностей. Во всех этих явлениях одна противоположность не существует без другой и в то же время отрицает другую. При нарушении их единства предмет разрушается или превращается в новую вещь.

Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Противоречия заложены в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.

Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение.

Взаимополагание и взаимопроникновение означают единство противоположностей, выражающее устойчивость объекта. Взаимоисключение - "борьбу", внутреннюю напряженность в предмете и потребность в разрушении противоречий. Однако эти два момента занимают разное положение в структуре противоречия. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность.

С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные.

И так, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет.

Особенности проявления закона в развитии: ПРИРОДЫ. Действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности - хаотичности, действия и противодействия частиц, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы.

ОБЩЕСТВА. В социальной сфере - противоречие производства и потребления. Производительные силы и производственные отношения выступают как две стороны способа производства.

Товар - единство потребительной стоимости и стоимости.

Познании Целое и часть, содержание и форма.

  1. ^ Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает внутренний механизм движения и развития вещей, с чего начинается их изменение и во что выливается. Этот закон раскрывает характер процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "кол-во", "мера". Качество - это совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещам, явлениям, выражают относительную устойчивость предмета, его отличие от других предметов. Качество отграничивает одну вещь от другой, один класс вещей от других. Количество - определенность вещи, безразличная к своему бытию, внешняя определенность, как говорил Гегель. Это значит, что количественные характеристики, меняясь до определенных пределов, не меняют бытия вещи. Количество как выражение однородности вещей, сходства их и подобия характеризует величину, степень развития данного качества. Кол-во выражается числом, объемом, величиной, отражает интенсивность протекания процесса и т.д. Кол-во является важнейшей характеристикой предметов и явлений, что особенно ярко видно из Периодической системы химических элементов Менделеева, где количественная характеристика химических элементов (число протонов в атомном ядре) является важнейшей в определении места элемента в системе и его ключевых характеристик. Качество и кол-во диалектически связаны между собой как две противоположные стороны предмета. Как любые диалектические противоположности, они одновременно взаимно исключают и обусловливают друг друга. Качественная определенность вещи не существует без количественной и наоборот. Это единство нашло свое отражение в понятии меры, которое ввел Гегель. Он пришел к выводу, что непрерывные количественные изменения, достигая определенного предела, т.е. границы меры, вызывают перерыв, скачок, в результате которых существующий до этого предмет исчезает и возникает новый, на смену качеству приходит новое.

Таким образом, мера - это единство качества и количества, тот количественный интервал, внутри которого сохраняется данное качество. Закон этот носит всеобщий характер, действуя в природе, обществе и мышлении. В живой природе примером может служить эволюционная теория Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. В общественной жизни - смена формаций в результате роста производительных сил и изменения производственных отношений.

Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности.


  1. ^ Закон отрицания отрицания. Особенности его проявления в природе, обществе и познании.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития и движения.

Противоположные стороны предметов взаимообусловливают друг друга и, взаимодействуя, образуют противоречие. Противоречие - это определенный тип взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними. Диалектическое противоречие представляет собой сложную динамическую систему, в которой можно выделить следующие элементы: 1) взаимополагание противоположностей; 2) взаимопроникновение; 3) взаимоисключение. Единство противоположностей временно, преходяще, релятивно (как их совпадение, равенство), а борьба - абсолютна, как абсолютен процесс развития и движения. Таким образом, момент, когда существует данное единство противоположностей, это время относительного покоя, когда между противоположными сторонами, тенденциями еще сохраняется момент равновесия, когда новые тенденции еще не настолько выросли и окрепли, чтобы побороть свою противоположность. С точки зрения диалектики противоречия носят всеобщий характер. Значит, предмет можно представить в виде системы противоречий, которые делятся на внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные. Итак, развитие объективной реальности и познания идет через раздвоение единого на противоположные стороны, которые взаимодействуют друг с другом, и это взаимодействие движет и развивает предмет.

Особенности проявления закона в развитии: 1. Природы. Действие закона выступает в виде противоречий притяжения и отталкивания, ассоциации и диссоциации, упорядоченности - хаотичности, действия и противодействия частиц, живой организм включает в себя изменчивость и наследственность, электричество характеризуют положительно и отрицательно заряженные частицы.

2. Общества. В социальной сфере - противоречие производства и потребления. Производительные силы и производственные отношения выступают как две стороны способа производства.


  1. ^ Категории диалектики, отражающие универсальные структурные связи: содержание и форма, целое и часть, элемент, структура, система.

Содержание - вся совокупность элементов и процессов внутренних, а иногда и внешних связей вещи, то, из чего она состоит. Форма - внутренняя и внешняя структура, способ существования содержания, определенное соотношение элементов и процессов во времени и пространстве, устойчивые связи между ними. Содержание и форма активно воздействуют друг на друга. Определяющим значением обладает содержание, но и форма, сложившись в зависимости от содержания, также воздействует на содержание. Воздействие формы на содержание связано с ее относительной самостоятельностью. Это выражается в том, что форма может опережать содержание или отставать от него, а также в том, что одно и то же содержание развивается в нескольких формах, хотя одному содержанию соответствуют не любые, а лишь некоторые определенные формы

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconОнтология и философия природы 1 Онтология как учение о бытии
Философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconОнтология – раздел философии, рассматривающий бытие, существование...
Онтология как учение о бытии зарождается в философии Парменида – представителя античной философии, впервые поставившего вопрос о...

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconЛекция 1: Понятие философии
Введение в философию. Определение философии, задачи философии, специфика философского знания, онтология, гносеология, специфика русской...

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) icon1 Предмет и объект философии. Структура философского знания
Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) icon1 Мировоззрение- система общих взглядов на мир и на место человека...
Структура мировоззрения: психологическое( система знаний, ценностей); гносеологическое( гносеология- учение о познании)

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconПлан: Специфика философского подхода к познанию. Агностицизм. Чувственное...
Теория познания, или гносеология, это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности. Вопрос о познании...

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) icon3. Учение Платона о бытии, душе, и познании
На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в до н э. (esp....

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconПлан Предмет философии и структура философского знания. Специфика философского знания
...

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconВопросы к экзамену по Философии Предмет философии. Основные исторические...
Философия и мировоззрение. Мировоззрение, его структура и функции в сознании человека

Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании) iconФилософия как наука, критерии научности в философии
Философия – наиболее общее учение о мире и человеке, основа мировоззрения. Научная философия – синтез материализма и диалектики....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов